Теоретическое обоснование реабилитации инвалидов средствами адаптивной физической культуры
статья

Миначенков Павел Иванович

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются повышение физических возможностей студентов-инвалидов посредством адаптивной физической культурой.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Инвалидность,  адаптивная физическая культура, программы реабилитации.

ABSTRACT

The article discusses the increasing physical opportunities of disabled students through adaptive physical education.

KEYWORDS

Disabilities, adaptive physical culture and rehabilitation programmes.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Теоретическое обоснование реабилитации инвалидов средствами адаптивной физической культуры

В статье 24 Конвенции говорится: « Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни». В соответствии с Конвенцией, образование должно быть направлено на:

-  развитие умственных и физических способностей в самом полном объеме.

Инвалидность — препятствия или ограничения деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными или психическими отклонениями.

Можно сказать, что  человек, у которого возможности его жизнедеятельности в обществе ограничены из-за его физических, умственных, сенсорных или психических отклонений называют инвалидом.

Инвалидность – это сложный феномен, который является проблемой, как на уровне организма человека, так и на социальном уровне. Получение статуса инвалида предполагает одновременную разработку для человека индивидуальной программы реабилитации — основного документа, согласно которому он получает технические средства реабилитации, рекомендации по трудоустройству, направления на лечение.

Присвоение статуса «инвалид» обладает юридическим и социальным смыслом, так как предполагает определенные особые взаимоотношения с обществом: наличие льгот, получение выплат, ограничения в дееспособности. Некоторые специалисты рассматривают инвалидность как одну из форм социального неравенства. [1]

В настоящее время принята более корректная форма обозначения инвалида — «человек с ограниченными возможностями»

Принято различать следующие ключевые понятия:

- дефект или нарушение: любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции, или отклонение от нее;

- инвалидность: ограниченность конкретного индивидуума, вытекающая из дефекта или инвалидности, которая препятствует или лишает его возможности выполнять роль, считающуюся для этого индивидуума нормальной в зависимости от возрастных, половых, социальных и культурных факторов;

- нетрудоспособность: ограниченность конкретного индивидуума, которая вызвана дефектом или инвалидностью.

Общественные организации инвалидов считают, [2] что важно использовать корректную по отношению к инвалидам терминологию: «человек с задержкой в развитии» (а не «слабоумный», «умственно неполноценный»), «перенесший полиомиелит» (а не «жертва полиомиелита»), «использующий инвалидную коляску» (а не «прикованный к инвалидной коляске»), «имеет ДЦП» (а не «страдает ДЦП»), «глухой» (а не «глухонемой»). Эти термины более корректны, так как ослабляют деление на «здоровых» и «больных» и не вызывают жалости или негативных эмоций.

Принято условно разделять ограничения функций по следующим категориям:

- нарушения статодинамической функции (двигательной),

- нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, - обмена веществ и энергии, внутренней секреции,

- сенсорные (зрения, слуха, обоняния, осязания),

- психические (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли).

Кроме того, законом определяются различные степени нарушений по каждому их виду, в зависимости от этого делается вывод о категории и сроке инвалидности [3]

Профилактически-оздоровительное сопровождение студентов-инвалидов может включать в себя:

- занятия адаптивной физической культурой в специальных медицинских группах с целью укрепления остаточного здоровья, развития и укрепления физических (в частности, двигательных), психических качеств, навыков самообслуживания, где адаптивная физическая культура рассматривается как важное условие повышения адаптационных возможностей студентов-инвалидов. Студенты, активно участвующие в оздоровительных мероприятиях, более успешно учатся и лучше адаптированы: разного рода социальным ситуациям;

- профилактически-воспитательную работу по укреплению здорового образа жизни: двигательного режима, режима труда и отдыха, балансированного питания, психологической устойчивости к стрессам (в том числе связанным с физическими нарушениями), профилактики и борьбы с вредными привычками;

- оздоровление по санаторно-курортным путевкам, в процессе которого студенты-инвалиды получают консультации врачей-специалистов, обеспечиваются высококалорийным питанием, оздоровительными медицинскими процедурами и, при необходимости, медикаментами.

Профилактически-оздоровительное сопровождение включает в себя также медицинскую реабилитацию студентов-инвалидов во время их учебы в профессиональной образовательной организации в соответствии с индивидуальными программами реабилитации. [4]

Оно складывается:

- из ежегодного медицинского осмотра; разработки и проведения медицинских реабилитационных мероприятий с коррекцией иммунитета, сосудистой патологии, психосоматических фоновых состояний и т.п.;

- контроля за результатами стационарного лечения и протезирования.

Таким образом, профилактически-оздоровительное сопровождение учебы инвалидов включает в себя комплексное воздействие на состояние здоровья и психологическое состояние инвалидов, обучающихся в профессиональной образовательной организации, что позволяет не только довести процесс обучения до получения ими диплома о профессиональном образовании, но и социально их адаптировать в обществе после окончания профессиональной образовательной организации.

Список использованной литературы

1. Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. - М.: Медицина, 1979. - 259 с.

2. Быховская И.М. Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность. - М.: ГЦОЛИФК, ОС РАН, 1993. - 179 с.

3. Виноградов В.И., Калинина И.В. Особенности артериального давления у больных с культями конечностей //Протезирование и протезостроение. Сб. тр., вып. 85. - М.: ЦНИИПП, 1989, с. 41-46.

4. Романенкова, Д.Ф., Романович, Н.А. Организация инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях: Учебное пособие / Д.Ф. Романенкова, Н.А. Романович. – Челябинск: Полиграф-Мастер, 2013 . – 116 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптивная физическая культура и спорт как одно из средств реабилитации и социализации студентов с ограниченными возможностями

Многолетняя отечественная и зарубежная практика работы с инвалидами, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, показывает, что физическая культура и спорт для них- наиболее действенные методы ...

комплект контрольно-оценочных средств по УД ОП.04 Анатомия специальности 49.02.02 Адаптивная физическая культура

Комплект оценочных средств разработан на основе Федеральногогосударственного образовательного стандарта среднего профессиональногообразования по специальности СПО 49.02.02 Адаптивная физическаякультур...

«Профессиональная направленность дисциплины «Профессиональный язык и культура речи» специальностей «Физическая культура» и «Адаптивная физическая культура»

Диссеминация опыта преподавания дисциплины "Профессиональный язык и культура речи" на специальностях 49.02.01 Физическая культура , 49.02.02 Адаптивная физическая культура в ГПОАУ АО "А...

ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ С ОВЗ СРЕДСТВАМИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ С ОВЗ СРЕДСТВАМИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫАннотацияВ статье рассматриваются вопросы адаптивной физической культуры лиц с ограниченными возможностями здоровья. Адаптивная...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной по ОГСЭ.06 Физическая культура специальности 49.02.02 Адаптивная физическая культура

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине ОГСЭ.06 Физическая культура специальности 49.02.02. Адаптивная физическая культура ОГАПОУ СПК, созданные...

Методические указания по выполнению практических работ по ОГСЭ.06 Физическая культура специальности 49.02.02 Адаптивная физическая культура

Образовательный процесс в колледже предполагает не только обучение и воспитание, но и оздоровление подрастающего поколения. Научно-технический прогресс, ранняя компьютеризация образования, плотный рас...

Методические рекомендации по проведению практических занятий студентов по учебной дисциплине ОУД .06 Физическая культура по специальности 49.02.02 Адаптивная физическая культура

Методические рекомендации по проведению практических занятий студентов по учебной дисциплине ОУД.06 Физическая культура созданы на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС...