Формирование и управление умственного и физического развития студента в процессе занятий физической культурой
статья

Миначенков Павел Иванович

В связи с  возросшей  интенсивностью учебного процесса и  большим объемом учебной работы в последнее время у студентов в высшем учебном заведении  наблюдается высокая  умственная напряженность. Это связано  с увеличением потока научной информации и необходимостью ее усвоения  в сжатые сроки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование и   управление умственного и физического развития студента в процессе занятий физической культурой

В связи с  возросшей  интенсивностью учебного процесса и  большим объемом учебной работы в последнее время у студентов в высшем учебном заведении  наблюдается высокая  умственная напряженность. Это связано  с увеличением потока научной информации и необходимостью ее усвоения  в сжатые сроки.

Сохранение высокой умственной активности у студентов на протяжении всего периода обучения в вузе и  динамика умственной работоспособности,  зависят от объема физических нагрузок в режиме учебной недели и дня. При систематических занятиях по физическому воспитанию и  повышенной  физической работоспособности наблюдается улучшение функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС), что способствует повышению умственной  работоспособности студентов. В течение всех лет обучения в вузе, необходимо соблюдать двигательный режим в объеме 6-8 ч занятий в неделю. [1]

Связь между умственной и физической  работоспособностью, и сочетание двигательных нагрузок с умственной деятельностью эффективны, если учитываются следующие принципиальные положения:

1. Занятия по физической культуре (обязательные и самостоятельные), как правило, должны содержать в первой половине каждого семестра 60-70 % упражнений, направленных на развитие скоростных способностей, скоростно-силовых качеств и скоростной выносливости. Интенсивность нагрузки у студентов по ЧСС может доходить до 150-170 уд./мин.

Для воспитания силы, общей и силовой выносливости во второй половине каждого семестра необходимо использовать примерно 65-70 % применяемых средств. Причем интенсивность в этот период несколько снижается (ЧСС доходит до 140-150 уд./мин).

2. На занятиях по физической культуре, проводимых как первая пара, целесообразно использовать нагрузки малой интенсивности (ЧСС = 120-130 уд./мин) или средней интенсивности (ЧСС в диапазоне 130-150 уд./мин). Оптимальная моторная плотность занятия находится в пределах 50-60 %. Основное назначение таких занятий — обеспечить сокращение периода втягивания в процесс умственной деятельности, что в конечном счете стимулирует и удлиняет период высокой физической работоспособности и обеспечивает лучшее усвоение учебного материала. Такие  нагрузки в период  учебного занятия позволяют сохранить хорошую умственную активность до конца учебного дня.

В случае когда занятие по  физической  культуре проводится на 3-4-й паре, ЧСС не должна превышать 150-160 уд./мин. Также нецелесообразно  планировать большие нагрузки для групп с невысокой физической подготовленностью.

3. В период экзаменационной сессии самостоятельные занятия желательно проводить не более 3 раз в неделю на свежем воздухе с интенсивностью, сниженной до 60-70 % от обычного уровня. В данный период времени целесообразно использовать упражнения и виды спорта  циклического характера (медленный бег, пешие прогулки, и т.д.).

4. Проведение комплексных занятий по физкультуре  2 раза в неделю с малотренированными студентами и нагрузками большой интенсивности существенно снижает умственную деятельность в течение учебной недели. Чтобы не привести к снижению умственной активности при планировании физических нагрузок. важно учитывать уровень физической подготовленности занимающихся.

Занятия различными видами спорта по-разному оказывают воздействие на умственную работоспособность. Игровые и силовые виды  спорта предъявляют повышенные требования к психике, что  обусловлено повышенным функционированием психических и  эмоционально механизмов. В результате чего наблюдается снижение умственной активности. Но с другой стороны, непродолжительные игровые эмоциональные нагрузки наоборот стимулируют умственную  деятельность. Наилучший  эффект достигается тогда, когда содержание комплексных  занятий достаточно разнообразно, а не монотонно[2].

Физические упражнения в период  экзаменационной сессии имеют определенную направленность  и могут быть по своему характеру как оздоровительно-профилактической, так и поддерживающей. В рамках учебной недели с целью обеспечения устойчивой умственной работоспособности рекомендуется следующая схема планирования занятий:

- понедельник - занятия физическими упражнениями с целью активизации психофизического состояния организма студента;

- среда - занятия физическими упражнениями для поддержания работоспособности;

- пятница (или суббота) - занятия физическими упражнениями с целью снятия недельного кумулятивного утомления.

Следует отметить, что только систематическое использование разнообразных средств физической культуры создает объективные условия для оптимального проявления умственной работоспособности.

В связи с этим в процессе формирования  умственного и физического развития студента следует обратить больше внимание на личностные и профессионально значимые  качества и умения преподавателя, которые необходимы ему для педагогического общения: высокий уровень практической подготовленности; умение передавать теоретические и практические знания студентам; требовательность; умение заинтересовать изучением своего предмета; общая эрудиция; доброжелательность; педагогический такт; умение организовывать  и проводить занятия на высоком методическом уровне; любовь к будущей профессии и выполнением служебного долга[3].

1.Еганов, А.В. Методика оценки социально значимых ценностей личности учащейся молодежи / А.В. Еганов : анкета для учащейся молодежи. – Челябинск : ЧЮИ МВД России, 2010. – 12 с.

2.Ибраева, Р.Ж. Формирование социально значимых ценностей у студентов нефизкультурных вузов в процессе физического воспитания : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Р.Ж. Ибраева ; УралГУФК. – Челябинск, 2009. – 22 с.

           3. Саяпин В.Н. Инициирование и формирование стратегических векторов развития образования.- С., 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль физических упражнений в формировании здорового образа жизни в процессе занятий со студентами

Каждый современный человек немало наслышан о пользе движения, о том, что без двигательной активности трудно сохранить здоровье. Вспоминаются мудрые изречения мыслителей древности: “Умеренно и последов...

Экспериментальная работа по теме "Влияние занятий физической культуры на уровень физической подготовленности студентов "Саратовского политехнического колледжа"

Для мониторенга берется группа студентов. При поступление в колледж проводится входной контроль физического развития, анкетирование. При окончание второго курса студенты контрольной группы проходят ко...

Профилактические, реабилитационные и восстановительные мероприятия в процессе занятий физическими упражнениями и спортом. Лечебная физкультура при сахарном диабете.

Здоровье – самое дорогое, чем обладает каждый человек; сохранение здоровья – задача каждого. Здоровье – залог счастливой жизни и долголетия. Знать способы сохранения или восстановлен...

Формирование физического здоровья студентов средствами нестандартных занятий по лыжной подготовке.

1 СЛАЙД  Формирование физического здоровья студентов средствами нестандартных занятий по лыжной подготовке.  Очень часто занятия по лыжной подготовке ввиду неблагоприятных погодных условий н...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов в процессе изучения учебной дисциплины ОУД.12 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Специальность: 49.02.02 Адаптивная физическая культура

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов составлены в соответствии с рабочей программой ФГОС СПО по учебной дисциплине ОУД.12 Обществознание для специальности СПО: 49.02.0...

Проект Физическое развитие студентов Байкальского базового медколледжа, авторы Абдуллаева Г., Фрышкина С.Б.

Проект Физическое развитие студентов Байкальского базового медколледжа, авторы Абдуллаева Г.,  Фрышкина С.Б....