Формирование и управление умственного и физического развития студента в процессе занятий физической культурой
статья

Миначенков Павел Иванович

В связи с  возросшей  интенсивностью учебного процесса и  большим объемом учебной работы в последнее время у студентов в высшем учебном заведении  наблюдается высокая  умственная напряженность. Это связано  с увеличением потока научной информации и необходимостью ее усвоения  в сжатые сроки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование и   управление умственного и физического развития студента в процессе занятий физической культурой

В связи с  возросшей  интенсивностью учебного процесса и  большим объемом учебной работы в последнее время у студентов в высшем учебном заведении  наблюдается высокая  умственная напряженность. Это связано  с увеличением потока научной информации и необходимостью ее усвоения  в сжатые сроки.

Сохранение высокой умственной активности у студентов на протяжении всего периода обучения в вузе и  динамика умственной работоспособности,  зависят от объема физических нагрузок в режиме учебной недели и дня. При систематических занятиях по физическому воспитанию и  повышенной  физической работоспособности наблюдается улучшение функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС), что способствует повышению умственной  работоспособности студентов. В течение всех лет обучения в вузе, необходимо соблюдать двигательный режим в объеме 6-8 ч занятий в неделю. [1]

Связь между умственной и физической  работоспособностью, и сочетание двигательных нагрузок с умственной деятельностью эффективны, если учитываются следующие принципиальные положения:

1. Занятия по физической культуре (обязательные и самостоятельные), как правило, должны содержать в первой половине каждого семестра 60-70 % упражнений, направленных на развитие скоростных способностей, скоростно-силовых качеств и скоростной выносливости. Интенсивность нагрузки у студентов по ЧСС может доходить до 150-170 уд./мин.

Для воспитания силы, общей и силовой выносливости во второй половине каждого семестра необходимо использовать примерно 65-70 % применяемых средств. Причем интенсивность в этот период несколько снижается (ЧСС доходит до 140-150 уд./мин).

2. На занятиях по физической культуре, проводимых как первая пара, целесообразно использовать нагрузки малой интенсивности (ЧСС = 120-130 уд./мин) или средней интенсивности (ЧСС в диапазоне 130-150 уд./мин). Оптимальная моторная плотность занятия находится в пределах 50-60 %. Основное назначение таких занятий — обеспечить сокращение периода втягивания в процесс умственной деятельности, что в конечном счете стимулирует и удлиняет период высокой физической работоспособности и обеспечивает лучшее усвоение учебного материала. Такие  нагрузки в период  учебного занятия позволяют сохранить хорошую умственную активность до конца учебного дня.

В случае когда занятие по  физической  культуре проводится на 3-4-й паре, ЧСС не должна превышать 150-160 уд./мин. Также нецелесообразно  планировать большие нагрузки для групп с невысокой физической подготовленностью.

3. В период экзаменационной сессии самостоятельные занятия желательно проводить не более 3 раз в неделю на свежем воздухе с интенсивностью, сниженной до 60-70 % от обычного уровня. В данный период времени целесообразно использовать упражнения и виды спорта  циклического характера (медленный бег, пешие прогулки, и т.д.).

4. Проведение комплексных занятий по физкультуре  2 раза в неделю с малотренированными студентами и нагрузками большой интенсивности существенно снижает умственную деятельность в течение учебной недели. Чтобы не привести к снижению умственной активности при планировании физических нагрузок. важно учитывать уровень физической подготовленности занимающихся.

Занятия различными видами спорта по-разному оказывают воздействие на умственную работоспособность. Игровые и силовые виды  спорта предъявляют повышенные требования к психике, что  обусловлено повышенным функционированием психических и  эмоционально механизмов. В результате чего наблюдается снижение умственной активности. Но с другой стороны, непродолжительные игровые эмоциональные нагрузки наоборот стимулируют умственную  деятельность. Наилучший  эффект достигается тогда, когда содержание комплексных  занятий достаточно разнообразно, а не монотонно[2].

Физические упражнения в период  экзаменационной сессии имеют определенную направленность  и могут быть по своему характеру как оздоровительно-профилактической, так и поддерживающей. В рамках учебной недели с целью обеспечения устойчивой умственной работоспособности рекомендуется следующая схема планирования занятий:

- понедельник - занятия физическими упражнениями с целью активизации психофизического состояния организма студента;

- среда - занятия физическими упражнениями для поддержания работоспособности;

- пятница (или суббота) - занятия физическими упражнениями с целью снятия недельного кумулятивного утомления.

Следует отметить, что только систематическое использование разнообразных средств физической культуры создает объективные условия для оптимального проявления умственной работоспособности.

В связи с этим в процессе формирования  умственного и физического развития студента следует обратить больше внимание на личностные и профессионально значимые  качества и умения преподавателя, которые необходимы ему для педагогического общения: высокий уровень практической подготовленности; умение передавать теоретические и практические знания студентам; требовательность; умение заинтересовать изучением своего предмета; общая эрудиция; доброжелательность; педагогический такт; умение организовывать  и проводить занятия на высоком методическом уровне; любовь к будущей профессии и выполнением служебного долга[3].

1.Еганов, А.В. Методика оценки социально значимых ценностей личности учащейся молодежи / А.В. Еганов : анкета для учащейся молодежи. – Челябинск : ЧЮИ МВД России, 2010. – 12 с.

2.Ибраева, Р.Ж. Формирование социально значимых ценностей у студентов нефизкультурных вузов в процессе физического воспитания : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Р.Ж. Ибраева ; УралГУФК. – Челябинск, 2009. – 22 с.

           3. Саяпин В.Н. Инициирование и формирование стратегических векторов развития образования.- С., 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль физических упражнений в формировании здорового образа жизни в процессе занятий со студентами

Каждый современный человек немало наслышан о пользе движения, о том, что без двигательной активности трудно сохранить здоровье. Вспоминаются мудрые изречения мыслителей древности: “Умеренно и последов...

Экспериментальная работа по теме "Влияние занятий физической культуры на уровень физической подготовленности студентов "Саратовского политехнического колледжа"

Для мониторенга берется группа студентов. При поступление в колледж проводится входной контроль физического развития, анкетирование. При окончание второго курса студенты контрольной группы проходят ко...

Профилактические, реабилитационные и восстановительные мероприятия в процессе занятий физическими упражнениями и спортом. Лечебная физкультура при сахарном диабете.

Здоровье – самое дорогое, чем обладает каждый человек; сохранение здоровья – задача каждого. Здоровье – залог счастливой жизни и долголетия. Знать способы сохранения или восстановлен...

Формирование физического здоровья студентов средствами нестандартных занятий по лыжной подготовке.

1 СЛАЙД  Формирование физического здоровья студентов средствами нестандартных занятий по лыжной подготовке.  Очень часто занятия по лыжной подготовке ввиду неблагоприятных погодных условий н...

Проект Физическое развитие студентов Байкальского базового медколледжа, авторы Абдуллаева Г., Фрышкина С.Б.

Проект Физическое развитие студентов Байкальского базового медколледжа, авторы Абдуллаева Г.,  Фрышкина С.Б....

Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся на занятиях физической культуры и во внеаудиторное время

Создание условий для выявления, поддержки и развития физических качеств обучающихся через предмет «Физическая культура », создание условий для самореализации способностей обучающихся через...