ФОРМЫ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
статья

Характеристика активных форм преподавания: игровых форм и метода анализа конкретной ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_aktivnogo_obucheniya.docx33.35 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМЫ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

«Каков ребенок в игре,

таков во многом он будет в работе, когда вырастет» 
А.С. Макаренко 

Одной из актуальных проблем современной методики преподавания в учреждениях СПО является применение активных форм в процессе преподавания изучаемых дисциплин.

Активные формы обучения – это методы и способы, которые побуждают обучающихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. 

Данные формы обучения позволяют:

1. поддерживать у студентов интерес к изучаемому материалу и активизировать их деятельность на протяжении всего занятия;

2. обучить устной речи, позволяющей приблизить процесс обучения к реальным условиям, что повышает мотивацию к изучению предмета.

Формы активного обучения могут использоваться на различных этапах учебного процесса:

1 этап – первичное овладение знаниями. Это могут быть проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия и т.д.

2 этап – контроль знаний. Могут быть использованы такие методы, как коллективная мыслительная деятельность, тестирование и т.д.

3 этап – формирование умений и навыков на основе знаний и развитие творческих способностей. Здесь возможно использование моделированного обучения, игровых и неигровых методов.

По характеру учебно-познавательной деятельности активные формы преподавания подразделяют на:

- имитационные методы;

- не имитационные.

Имитационные формы базируются на имитации профессиональной деятельности. Они могут быть:

= игровыми (деловые игры, ролевые игры);

= неигровыми (анализ конкретной ситуации, имитации упражнения, индивидуальный тренинг).

 Неимитационные формы включают проблемные лекции, исследовательский метод, учебную дискуссию, конференции и др.

Учитывая большое разнообразие активных форм преподавания, хотелось подробнее остановиться лишь на игровых формах и методе анализа конкретной ситуации.

Преимущества использования на занятиях игровых форм обучения состоят в том, что игровая деятельность как средство обучения обладает мотивированностью, отсутствием принуждения, обучением и воспитанием в коллективе и через коллектив, развитием способностей учащихся. Вместе с тем студенты всегда с желанием и интересом принимают предложение педагога: «Поиграть на уроке».

Игра позволяет  сформировать новые качества личности; именно в игре лучше усваиваются нормы поведения; игра учит, изменяет, воспитывает. Игровая деятельность влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, т.е. всех познавательных процессов.

Особую роль в преподавании дисциплин СПО играют такие формы, как ролевые игры, исследование конкретных случаев, проекты, исследование на предприятиях, сценарии, деловые игры и т. д.

Рассмотрим описание некоторых форм игровой деятельности.

1. По целевым установкам и содержанию игрового участия выделяют следующие разновидности игр:

Изучение конкретного случая.

Основная структура метода основывается на том, что студенты сталкиваются со случаем из практики или же из собственной жизни. Они обсуждают какой-то конкретный случай, ищут альтернативы для его решения, предлагают собственный вариант решения, обосновывают его, а потом сравнивают с тем решением, которое было принято на практике.

Имитационные игры. 

Имитационная игра как метод нашла свое применение в многочисленных стратегиях обучения, включающих в себя игровые элементы. Сюда входят ролевые, конфликтные, деловые игры, игры для принятия решений, компьютерные имитации на базе деловой игры и т. д. Имитационные игры сочетают такие элементы, как соревнование и кооперация. Особое значение в обучении имеют деловые и ролевые игры.

Ролевая игра как метод обучения дает возможность преподавателю оформить учебный процесс в виде игровой деятельности и имитации конфликтных ситуаций из жизни общества, а студентам – открыть разные формы поведения в приближенных к действительности игровых ситуациях, не опасаясь серьезных санкций в случае неправильного поведения.

Деловые игры. Основой любой деловой игры является процесс имитации реальных ситуаций во время ее проведения. Деловая игра состоит из двух компонентов: модели игры и собственно игры. Модель определяет рамки игры и, таким образом, создает базу для игры, которая предоставляет игрокам возможность принятия решений в рамках соответствующей модели.

Метод направляющего текста. 

Направляющие тексты можно рассматривать как центральный метод обучения. Он предполагающего шесть фаз: информацию, планирование, принятие решения, выполнение, контроль, оценку. Направляющие тексты дают информацию о содержании и целях процесса обучения, а также о дополнительных источниках информации для обработки заданной проблемы.

Метод инсценировки.

В этих играх разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в определенной обстановке.

Студент должен суметь вжиться в образ определенного лица, понять его работу, профессиональную психологию, оценить обстановку и найти правильную линию поведения.

Основная задача метода инсценировки — научить студента ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы, потребности и деятельность, не прибегая к мерам принуждения.

Метод психодрамы.

Весьма близки к «методу инсценировки». Но задачи здесь выдвигаются прежде всего социально-психологические: почувствовать ситуацию в коллективе, оценить и изменить состояние другого человека, войти с ним в продуктивный контакт, изменить настрой группы, произвольно поменять лидерство в группе и др.

Этот метод требует тщательной разработки сценария.

Проектный метод. Для студентов – это средство активизации познавательной деятельности, средство развития таких качеств, как самостоятельность, умение принимать решения и отвечать за последствия. Студент вовлекается в активный познавательный процесс, что позволяет ему осваивать новые способы человеческой деятельности, находить иные мотивы к учебе.

Студенты с самого начала должны иметь возможность принимать участие в выборе проектов и целей, которые надо реализовать тем или иным способом. На всех этапах проектной деятельности преподаватель должен быть независимым консультантом. Студенты овладевают навыками работы в группе, у них формируется конструктивное мышление, вырабатывается индивидуальный аналитический взгляд на полученные знания.

2. По характеру моделируемых ситуаций

Игра с соперником.

Моделируются процессы управления в условиях взаимовлияющего поведения или воздействия друг на друга различных систем.

Игра с природой.

Моделируется процесс управления в условиях вероятного поведения окружающей среды или управляемого объекта.

Игра—тренажер.

Моделируется процесс управления системой в динамике самопроизвольного развития ситуации.

Отрабатываются навыки в принятии оперативных решений, а также механизм взаимодействия отдельных звеньев системы.

3. По способам передачи и обработки информации

Игры с ведущим участием преподавателя, с применением обычных средств связи и обычных носителей информации: текстов, логических схем, матриц, игры на макетах и действующих объектах.

Игры с применением ЭВМ. Игры с применением автоматизированных обучающих устройств (запрограммированные игры).

5. По динамике моделируемых процессов

Игры с ограниченным числом ходов.

Игры с неограниченным числом ходов.

Саморазвивающиеся игры с регламентированным масштабом времени и без него.

Любая профессиональная игра состоит из 3-х этапов:

1 ЭТАП. Подготовка аудитории, участников и экспертов, сбор дополнительной информации.

При необходимости студенты обращаются к преподавателю и эксперту за консультацией.

Допускаются предварительные контакты между участниками игры.

2 ЭТАП. Процесс игры.

С момента начала игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только преподаватель может корректировать действия участников в том случае, когда они уходят от главной цели игры.

3 ЭТАП. Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита студентами своих решений и выводов.

В заключение преподаватель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия.

Ещё одной формой активного обучения, на которую хотелось бы обратить внимание – это анализ конкретной ситуации.

Данный метод заключается в том, что в учебном процессе преподавателем создаются конкретные проблемные ситуации, взятые из профессиональной практики. От студентов требуется глубокий анализ ситуации и принятие соответствующего оптимального в данных условиях решения.

В зависимости от целей и особенностей содержания материала в учебном процессе могут применяться различные виды ситуаций:

Ситуация-иллюстрация

На конкретном примере из практики демонстрируется закономерность или механизм социальных явлений, поступков, действий должностных лиц, эффективность использования определенных приемов, методов, способов руководства, обучения, воспитания (т.е. конкретный опыт).

Ситуация-оценка

Студентам предлагается описание конкретного события и принятия мер.

Их задача: оценить источники, механизмы, значение и следствие принятых мер или действий должностного лица.

Ситуация-упражнение

В данном случае анализ ситуации требует от студентов обращения к специальным источникам информации, литературе, справочникам, проведение исследовательской работы.

Студенты делятся на группы по 3-5 человек и изучают ситуацию. Они готовят перечень вопросов, связанных с ситуацией, и передают их преподавателю.

Получив ответы, изучив информацию, студенты вырабатывают план действий, проекты решений, прогнозы конечного результата.

Ситуация-проблема

При соответствующем подборе материала и правильном проведении занятий ситуация-проблема может служить и иллюстрацией, и упражнением, и средством передачи передового опыта.

Ситуация-проблема представляется студентам в виде проблемной задачи, которая реально стояла или стоит перед практикой.

При предъявлении ситуаций студентам целесообразно варьировать степенью их проблемности и познавательной трудности с помощью характера выдаваемой информации.

За последнее время в практике применения метода анализа конкретной ситуации определились и некоторые его разновидности:

Инцидент — это анализ своеобразных «микроситуаций» и принятие быстрого решения. Студентам письменно или устно сообщается краткая информация о свершившемся событии, инциденте.

Все дополнительные сведения для анализа и принятия решения они получают от преподавателя, задавая ему вопросы.

По характеру вопросов преподаватель оценивает эффективность поиска студентов.

После получения от преподавателя ответов на свои вопросы студенты должны принять решение.

Казус — отличается от инцидента тем, что студентам предоставляется сразу обширная информация, требующая более тщательного и всестороннего анализа и принятия решения.

Последовательные ситуации — несколько взаимосвязанных инцидентов, анализ и принятие последовательных решений.

Названные методы не только приближают теоретическое усвоение материала к практике, но и формируют у студентов умение направленно и рационально собирать информацию.

Занятие методом анализ конкретной ситуации проходит в 5 этапов:

1 ЭТАП: 10-15 мин. Введение в изучаемую проблему.

Преподаватель обосновывает актуальность темы, раскрывает ее сложность, степень решенности в теории и на практике.

Указывает связь проблемы с различными аспектами жизни и профессиональной деятельности.

2 ЭТАП: 3-5 мин. Постановка задачи.

Учебная группа делится на несколько подгрупп. Преподаватель определяет круг задач для каждой подгруппы:

  •  изучить ситуацию;
  •  сформулировать и обосновать свои ответы и решения;
  •  подготовиться к публичной защите своего мнения.

Определяет границы анализа и поиска решения. Устанавливает время и режим самостоятельной работы.

3 ЭТАП: 30-35 мин. Групповая работа над ситуацией.

Преподаватель наблюдает за работой подгрупп, отвечает на возникшие вопросы, дает рекомендации.

4 ЭТАП: 20-25 мин. Групповая дискуссия.

Представители подгрупп поочередно выступают с сообщениями о результатах работы:

  •  излагают общее мнение о событии;
  •  отвечают на поставленные вопросы;

— обосновывают предлагаемую альтернативу решения.

После выступлений представителей подгрупп начинается общая дискуссия:

  •  обсуждение общих точек зрения и решений;
  •  оценка результатов анализа;
  •  формирование единого подхода к подобного рода проблемам и путям их решения;

— выбор наилучшего решения для данной ситуации.

5 ЭТАП: 15-20 мин. Итоговая беседа.

Преподаватель выделяет общий положительный результат коллективной работы студентов над ситуацией.

Выделяет правильные или ошибочные решения, обосновывает оптимальный подход к подобным ситуациям.

Определяет круг знаний и навыков, необходимых для их решения.

Рекомендует литературу.

Таким образом, игра и анализ конкретной ситуации вполне оправданно могут являться инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный процесс привлекательнее и интереснее, заставляет волноваться и переживать, что формирует мощный стимул к овладению знаний по изучаемым дисциплинам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Необходимость применения личностно-ориентированного обучения при подготовке специалистов среднего звена

Профессиональное образование — это базис социально- экономического развития общества, основа научно-технического прогресса, многих сфер жизнедеятельности государства, средство формирования, развития и...

Реализация компетентностного подхода в подготовке специалистов среднего звена через использование активных форм проведения учебных занятий

Цель работы: обобщение и распространение педагогического опыта по применению в образовательном процессе интерактивных образовательных технологий.В материалах представлен опыт работы проведения учебных...

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ 03 Иностранный язык по программе подготовки специалистов среднего звена 22.02.06 "Сварочное производство" (заочная форма обучения)

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ 03 Иностранный язык (английский) по программе подготовки специалистов среднего звена 22.02.06 "Сварочное производство" (заочная форма обучения)...

Комплект контрольно-оценочных средств для проведения промежуточной аттестации в форме экзамена по учебной дисциплине "Безопасность жизнедеятельности" в рамках подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности 31.02.01 Лечебное дело

Материал КОС для промежуточной аттестации в форме экзамена составлен на основании ФГОС и соответствующей программы по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности". Материал охватывает все раз...

Рабочая программа ЕН.01 Математика для обучающихся очной формы обучения программы подготовки специалистов среднего звена по специальности: 15.02.07 « Автоматизация технологических процессов и производств».

рабочая программа ЕН.01 Математикадля обучающихся  очной формы обученияпрограммы подготовки специалистов среднего звенапо специальности:  15.02.07 « Автоматизация технологических проце...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ для студентов заочной формы обучения осваивающих программу подготовки специалистов среднего звена специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОП.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ  И КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ для студентов заочной формы обучения осваивающих программу подготовки специалистов среднего звена специальности 23.02.03 «Техническое обслуживан...

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ 02. История программы подготовки специалистов среднего звена для специальности технического профиля заочной формы обучения

Рабочая программа  учебной дисциплины ОГСЭ 02. История программы подготовки специалистов среднего звена для специальности технического профиля заочной формы обучения...