Сценарий открытого урока по дисциплине "История" по теме "Первая мировая война"
методическая разработка

Ольга Александровна Подлесная

Методическая разработка создана для эффективного усвоения учебного материала студентами, в ней выстроена четкая взаимосвязь между различными уровнями заданий и прослеживаются междисциплинарные связи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon podlesnaya_o.a.-stsenariy_uroka.zip1.58 МБ

Предварительный просмотр:

Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области

Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Шебекинский техникум промышленности и транспорта»

Методическая разработка

сценария урока

по дисциплине «История»

по теме «Первая мировая война»

Разработал преподаватель:  Подлесная О.А.

Шебекино  2020 г.

Введение

Преподавание истории должно носить не количественный, а качественный характер. В содержании образования значимым становится компетентностный подход,  который объединяет предметные, междисциплинарные и личностные результаты.

Значимость данной методической разработки проявляется в отборе разноуровневых творческих заданий по истории, литературе, широком использовании методов работы с любыми источниками информации (учебник, интернет, справочная, художественная и монографическая  литература), оригинальной компоновке учебного материала. 

Для эффективности учебного  процесса выстроена четкая  взаимосвязь между когнитивным уровнем (уровень знаний), эмпирическим (практическое их внедрение) и креативным уровнем (творческое применение в непосредственной жизненной обстановке).

Данная методическая разработка направлена на теоретическую и практическую  организацию  интеграции и междисциплинарных связей при изучении общеобразовательных дисциплин. Методическая разработка включает активные методы обучения, реализацию элементов ИКТ, практико-ориентированный и исследовательский подход в обучении.  

Содержание

1.  Карта урока

2. Сценарий урока

3. Презентация

4. Заключение

5. Литература

ОГАПОУ «Шебекинский техникум промышленности и транспорта»

Технологическая карта урока

         УД

                         История

Специальность

23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей

Место урока в программе УД

Раздел 10. От новой истории к новейшей

Тема 10.4. Первая мировая война

Занятие 10

Тема урока

Первая мировая война.

Тип урока

Комбинированный

Цели урока

Личностные. Способствовать формированию самостоятельности, дисциплинированности, ответственности за выполняемую работу, активности и целеустремленности, творческой деятельности; принятие и реализация ценностей гуманизма, патриотизма;

Метапредметные. Способствовать формированию умения получения необходимой информации из различных источников, критически оценивать и интерпретировать определенные исторические события; устанавливать причинно-следственные связи; умения ясно, логично и точно излагать свою точку зрения;

Предметные. Изучить основные теоретические положения темы (ознакомиться с основными понятиями, фактическим и хронологическим материалом); способствовать формированию базовых навыков и умений для работы с различными источниками информации, создание условий для формирования
Методические. Реализация элементов ИКТ, применение активных методов обучения

Формы работы

Фронтальная, групповая

Элементы педагогических технологий

Элементы опережающего обучения, ИКТ, элементы практико-ориентированного и исследовательского  подхода, здоровье сберегающие технологии, уровневая дифференциация, активные методы

Междисциплинарные связи

Обществознание, литература, ОБЖ

Оборудование

  1. Компьютер и мультимедийный проектор.
  2. Презентация
  3. Раздаточный материал (задания для каждой группы, вопросы для рефлексии)
  4. Тестовые задания

Информационные ресурсы

  1. Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: 2 ч: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2015. 
  2. Фрагмент романа А. Толстой Хождение по мукам. Трилогия. М., 1975. стр 97-98
  3. И. Северянин Сборник стихов М., 1990г
  4. Видеоролик «Как наши деды воевали»: рассказы о военных конфликтах Российской империи. [Электронный ресурс]. URL: www. kulichki. com/grandwar (дата 2.03.2020).

Учебно-методическая карта учебного занятия

Этапы учебного занятия

Содержание этапов урока

Методы и приемы

Время

1

Организационный момент

Приветствие. Приглашение к работе на уроке

беседа

1 мин

2

Ориентировочно мотивационный этап

  1. Введение в ситуацию урока
  2. Определение цели занятия (слайд- презентация)

Мотивационная беседа. Формулировка интегрирующей цели урока

2 мин

3

Актуализация опорных знаний

Ответы на вопросы по ранее изученной теме. Работа в группах. Выступление оппонентов.

Анализ терминов и понятий, обмен мнениями

7мин

4

Операционно- исполнительный этап

Работа в группах по выполнению заданий:

Военные действия 1914 года

Военные действия 1915год

Военные действия 1916 год

Работа в группах, эвристическая беседа учителя с обучающимися, сопровождаемая электронной презентацией и работой с текстом учебника

10мин

5

Творческое задание

Человек на войне:

Марш «Прощание славянки»

Алексей Толстой роман «Хождение по мукам»

Игорь Северянин «Увертюра»

Проблемный метод

видеоролик

15мин

6

Закрепление материала

Мини-тест

Работа в группах

4мин

7

Рефлексивно-оценочный этап

Ответы на вопросы

Как я усвоил материал

Как я работал, удовлетворен ли я своей работой?

Как работала моя группа?

самооценка

4мин

8

Домашнее задание

  1. Домашнее задание: стр 123; стр 127 Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: 2 ч: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2015.

 Последние годы войны: составить общее представление о ходе военных действий в 1917-  1918 годах. Определить при каких условиях Россия вышла из войны, чем завершилась война. Условия Версальско-Вашингтонской системы.

Самостоятельная работа с учебником

2мин

СЦЕНАРИЙ

Тема: Первая мировая война

План урока

  1. Мотивационная беседа. Формулировка интегрирующей цели  урока
  2. Проверка домашнего задания
  3. Военные действия в 1914 г. Срыв германского плана молниеносной войны
  4. Военные действия в 1915-1916г.г., роль русской армии в срыве планов германского командования
  5. Человек на войне
  6. Последние годы войны
  7. Закрепление знаний
  8. Рефлексия

Мотивационная беседа. Формулировка интегрирующей цели урока

Первая мировая война, о причинах и предыстории которой шла речь на предшествующем занятии, стала трагическим прологом глобальных потрясений 20 столетия. В событиях 1914-18 годов коренятся многие процессы, определившие облик современного мира.

Поэтому столь важно внимательно вглядеться в происходившее на фронтах первой мировой войны, составить представление о масштабах военных действий. О том, как разворачивались крупнейшие операции, например Брусиловский прорыв. Не менее важно понять, что ощущали рядовые участники событий, что скрывается за стрелками на картах и цифрами потерь. Для этого мы проанализируем музыкальные и литературные произведения тех лет

В процессе работы вам предстоит узнать:  

СЛАЙД

- как разворачивались события на фронтах первой мировой войны, каковы были итоги военных компаний;

- как были сорваны многие планы германского командования,  частности план молниеносной войны;

- как изменялись  и развивались методы и средства ведения войны;

-как складывались отношения России с союзниками;

- как действия русской армии влияли на ход войны;

- как в сознании русских солдат и офицеров сосуществовали патриотические устремления, готовность к самопожертвованию и  представления о бессмысленности, ненужности огромных потерь.

СЛАЙД

Вам предстоит так же развить имеющиеся у вас навыки и научиться:

- сопоставлять различные источники, обобщать материал и делать выводы;

- находить альтернативные варианты решения поставленных проблем;

- правильно распределять время работы над заданиями;

- оценивать свою работу и работу товарищей.

Выполняя задания, вы можете использовать следующие источники:

СЛАЙД

Проверка домашнего задания

Цель работы - доказать что начавшаяся война стала следствием обострения международных противоречий, что ведущие мировые державы желали войны и готовились к ней.

Обучающимся предлагается выполнить задание:

Задание А

  1. Назовите военно-политические блоки, участвующие в войне
  2. В чем заключались причины Первой мировой войны?
  3. Каков был повод для начала войны? Можно ли было на ваш взгляд  избежать войны?

Задание Б

1. Объясните значение следующих терминов:

- колония

-метрополия

-экспансия

-нейтралитет

- конвенция

-ультиматум

- контрибуция

-ультиматум

Задание В

Выстроите в хронологическом порядке события, приведшие к Первой мировой войне

       Дата

Событие

Последствия

1914,

28 июня

Убийство Франца Фердинанда

Возмущение в правительстве А-В, повод для войны  с Сербией

1914,

июнь

Дипломатические контакты. Германия обещает поддержать А-В. Россия – Сербию. Франция – Россию. Англия призывает к сдержанности.

Германия и А-В решаются пойти на риск войны в Европе.

1914,

23 июня

А-В предъявляет ультиматум Сербии, который она отклоняет

Принятие ультиматума может превратить Сербию в зависимое государство

1914,

28 июня

А-В объявляет войну Сербии

Начало военных действий на Балканах. Россия объявляет мобилизацию.

1914,

1 августа

В ответ на отказ России прекратить мобилизацию Германия объявляет ей войну

Становится неизбежным вступление в войну Англии и Франции

1914,

3 августа

Германия объявляет войну Франции, ее войска вторгаются на территорию Бельгии

Начало военных действий на западном фронте.

1914,

4 августа

Англия объявляет войну Германии

Война приобретает характер мировой

Оппонент

  1. Россия оказалась недостаточно подготовленной к войне 1914 года
  2. Военная программа России должна была завершиться в 1917 году, а по отдельным направлениям к 1930г.

3.  Российская промышленность не могла вооружить русскую армию должным образом

Аргумент 1

К началу первой мировой войны русская военная мысль во многом превосходила западную. Значительное место занимала «Стратегия» генерала Мехневича, который указал, что грядущая война приобретет затяжной характер. А потенциальные противники будут стремиться к решающему успеху сразу после открытия военных действий. Он рекомендовал вести войну на изнурение противника.

Аргумент 2

К 1914 году кадровая русская армия была лучше обучена,   чем германская и Австро-венгерская. Русский Устав полевой службы 1912 года считался самым совершенным в мире.  Недостаток: отражает наступательную доктрину, недооценивали возможности артиллерийского огня, причем  это характерно для всех армий Антанты. Россия уступала германии в артиллерии, прежде всего тяжелой, а именно использование артиллерии стало решающим фактором. Она рассчитывала на маневренную артиллерию, а не позиционную. Выполнение планов вооружения планировался на 1920-30 годы.

Русская винтовка Мосина калибра 7,62, на вооружении русской армии  имела значительное качественное превосходство.

Недостаток: слабо подготовленное высшее командование, которое рассчитывало воевать не более 6 месяцев. На этот срок и были заготовлены боеприпасы. По свидетельству одного из участников событий в 1915 году только часть находившихся на фронте была вооружена, а остальные ждали смерти своего товарища, что бы наследовать его винтовку.

Русский план войны разрабатывался под влиянием различных факторов. Нанося удар по А-В,  и победив ее, Россия могла захватить Галицию, проникнуть на Балканы, к проливам Босфор и Дарданеллы. Одновременно русская армия могла ударить по Германии с юга. Но определенные обстоятельства требовали нанесения удара по Германии и русский Ген.штаб разработал план предусматривающий наступление и против  Германии и против А-В.

СЛАЙД

Вопрос 1. Военные действия 1914 года. Срыв германского плана молниеносной войны.

Цель работы – познакомиться с планами сторон, узнать как начались военные действия и почему германский план молниеносной войны не был осуществлен, а также раскрыть влияние операций русской армии на положение  союзников России.

Работа с учебником стр. 121-122 Задание:

  1. Выясните, какие фронты возникли в 1914 году, определите их итоги
  2. Назовите крупнейшие битвы и определите их итоги
  3. Составьте в тетради хронологический  перечень  важнейших событий 1914 году.

Контрольное задание:

  1. Подведите итоги военной компании 1914 года.
  2. Перечислите причины срыва германских планов молниеносной войны. Какую роль в этом сыграла русская армия?

Материал для ответа

- основными фронтами были западный и Восточный фронт

- в начале сентября 14 года германская армия форсировала реку Марну на подступах к Парижу

- 6 сентября англо-французские войска начали контрнаступление, чем сорвали стратегический план немецкого командования на быстрый разгром противника на Западном фронте

-от границы Швейцарии до Северного моря разгоралась позиционная война, стороны не имели сил для наступления, но прочно удерживали позиции

-причиной «чуда на Марне» стало наступление русской армии в Восточной Пруссии, что вынудило Германию перебросить значительные силы с Западного на Восточный фронт.

-17 августа 1 русская армия под командованием Ренненкампфа и 2 армия Самсонова  21 августа начали наступление в Восточной Пруссии, уничтожили несколько немецких дивизий и не допустили разгрома Франции на Западном фронте

- ошибки Ренненкампфа приводят к поражению армии Самсонова и отступлению из Пруссии.

-на австро-венгерском фронте сражения для России были успешными: занят Львов, началась блокада Перемышля

СЛАЙД Вопрос 2

Военные действия в 1915-1916 г.г. роль русской армии в срыве планов германского командования.

Цель работы: познакомиться с развитием событий в 1915-1916 годах, оценить роль русской армии в войне, а так же составить представление о развитии русского военного искусства, узнать некоторые имена наших соотечественников, проявивших себя в годы войны.

Работа с учебником стр. 122-123 Задание:

  1. Как развивались военные события 1915-1916 годов? (работа в группах)

              Материал для ответа на задание группы 1

- 9 февраля 1915г русская армия перешла Карпаты, а в марте 1815 г взяла Перемышль, взяв в плен 120 тыс. солдат и офицеров противника.

- 19.04.15. из-за пассивности союзников в отношении  к России Германия начала наступление на Восточном фронте

- войска Юго-западного фронта покинули Галицию;

- одновременно германские войска наступали в Прибалтике, чтобы избежать окружения русская армия оставила Польшу;

В итоге в 1915 году русские потеряли убитыми, ранеными и пленными 2 млн. человек. Линия фронта: Рига - Барановичи - Дубно. Николай 2 принял на себя верховное командование.

- западный фронт: бои местного значения, на сторону Антанты перешла Италия (до этого соблюдала нейтралитет);

Осень 1915 года наступление на Сербию, после 2 месяцев сопротивления сербская армия отступила в Албанию, а часть была вывезена английским флотом на о. Корфу.

Таким образом, военная компания 1915 года не оправдала надежды обеих коалиций. Германии не удалось ликвидировать Восточный фронт.

Материал для группы 2

- 21 .02. 16 германия начала Верденскую военную операцию, с ожесточенными боями и потерями с обеих сторон – «Верденская мясорубка».

- 22.05.16 русский Юго-западный фронт перешел в наступление – «Брусиловский прорыв» - австро-германские войска были отброшены на 80-120 км. Противник перебросил 11 немецких дивизий из Франции, 6 австро-венгерских дивизий из Италии.

- Брусиловский прорыв облегчил положение французов под Верденом и спасло итальянскую армию;

- на стороне Антанты выступила Румыния, Россия была вынуждена открыть Румынский фронт;

- июль - ноябрь 1916 , англо-французские войска предприняли наступление на реке Сомме, продвинулись всего на 10-15 км и не сумели прорвать германский фронт;

- русский Кавказский фронт взяли города Эрзурум и Трапезунд;

Таким образом, к концу 1916 года превосходство Антанты стало очевидным, Германия была вынуждена обороняться по всем фронтам.

СЛАЙД 3 вопрос: Человек на войне

Эпиграф:

Войны остаются в памяти грядущих поколений своими битвами.

Но для солдата, где бы он ни воевал, ни голодал, ни мерз, война была повседневностью,  и каждый ее день казался длиннее жизни.

Цель: понять (вообразить) как жилось человеку на войне, проследить, как менялось отношение солдат и общества к войне.

Оппонент: нападение на Сербию вызвало возмущение в российском обществе. Россия не могла игнорировать нападение на своего союзника, хотя ограничилась проведением мобилизационных мероприятий. Они могли бы прекратиться, если бы А-В приостановила военные действия, согласилась бы передать свой спор с Сербией на рассмотрение третейского суда. Этот последний шанс сохранения мира не был использован центральными державами.

Материал для ответа 1 группы

- начало войны вызвало взрыв патриотических чувств, проходили массовые митинги в поддержку действий правительства

МАРШ «Прощание славянки». Этому маршу более ста лет. С началом первой мировой войны его записали на грамофонные пластинки все отечественные фирмы

Марши писались в военной среде, отражали духовное состояние солдат и офицеров русской армии.

Марш Прощание славянки родился очень красиво, но волне славянского патриотизма под впечатлением первой балканской войны (1912-13 г.г)

Когда надежды поют, как трубы,

Их зов дурманит, как сладкий дым

Они предельны, они сугубы.

И так несложно поверить им!

И вот дорога, и вот стоянка,

Вокзал и площадь – в цветах, в цветах…

Восток дымиться,

Прощай, славянка!

Трубач смеется,

Шинель в крестах.

Материал №2

Алексей Толстой роман «Хождение по мукам»

В конце августа 1914 года выехал на фронт в качестве военного журналиста. Его военные маршруты найдут отражение на страницах романа. «Я прожил год жизни за эту неделю. Подумать только, это лишь начало войны».

Фрагмент романа Стр. 97-98 А. Толстой Хождение по мукам.

Трилогия. М., 1975

Кометарии:

Непарадная сторона войны

Автор попытался не только изобразить, но и почувствовать войну

Материал №3

В 1915 году, когда положение на фронте и в тылу было куда как сложным, русский поэт Игорь Северянин футурист и символист написал стихотворение «Увертюра».

Вопрос:

Как вы думаете, есть ли какая нибудь связь между временем создания стихотворения и его содержанием?

Ананасы в шампанском! Ананасы

в шампанском!

Удивительно вкусно, искристо и остро!

Весь я в чем-то норвежском!

Весь я в чем-то испанском!

Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!

Стрекот аэропланов! Беги автомобилей!

Вертопросвист экспрессов!

Крылолет буеров!

Кто-то здесь зацелован, там кого-то побили

Ананасы в шампанском - это пульс вечеров!

В группе девушек нервных, в остром обществе дамском

Я трагедию жизни претворю в грезофарс…

Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!

Из Москвы - в Нагасаки!

Из Нью-Йорка на Марс!

Комментарии:

Войну с точки зрения личности как преступление против людей, совершаемое государством из неких корыстных интересов футуристы отвергали.  За мечтами и иллюзиями стоит драма

Еще не значит быть изменником,

Быть радостным и молодым,

Не причиняя боли пленникам

И не спеша в шрапнели дым

Пройтиться по Морской с шетенкой

Свивать венки из хризантем

По – прежнему, пить сливки с пенками и кушать за десертом крем

Закрепление материала

           1.Когда Россия вступила в Первую мировую войну

А) 15 июля 1914

Б)1 сентября 1914

В)1 августа 1914

          2.Кто был Верховным главнокомандующим русской армии в начале войны

А) Великий князь Николай Николаевич

Б) В.А. Сухомлинов

В) М.В.Алексеев

          3.Что позволило французам остановить наступление Германии и одержать победу на

             Марне  в 1914году

А) применение танков

Б) наступление армии в Восточной Пруссии

Г) полководческий талант маршала Фоша

4.Каковы причины отступления русской армии в 1915 году

А) низкий моральный дух и слабая моральная подготовка солдат и офицеров

Б) военно-техническая отсталость русской армии

В) стратегический замысел ставки по опыту войны 1812 года

5.Какое государство в годы войны стало инициатором использования химического оружия?

А)Россия

В) Франция

Г) Германия

6.Какой русский летчик совершил первый воздушный таран в истории войны

А) П. Нестеров

Б) В. Талалихин

Г) И. Кожедуб

Рефлексия

1. Как я усвоил материал?

А) получил прочные знания, усвоил весь материал – красный квадрат

Б) усвоил новый материал частично – зеленый квадрат

В) мало что понял, необходимо еще поработать – синий квадрат

2. Как я работал, удовлетворен ли я своей работой?

А) со всеми заданиями справился, удовлетворен своей работой - красный квадрат

Б) допустил ошибки – зеленый квадрат

В) не справился с частью заданий – синий квадрат

 3. Как работала моя группа?

 А) Дружно, совместно разбирали задания – красный квадрат

 Б) Не все активно участвовали в обсуждении – зеленый квадрат

 В) работа была вялая, неинтересная – синий квадрат

  1. Домашнее задание: стр. 123; стр. 127 Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: 2 ч: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2015.

             Последние годы войны: составить общее представление о ходе военных действий в 1917-       1918 годах. Определить при каких условиях Россия вышла из войны, чем завершилась война. условия Версальско-Вашингтонской системы.

Заключение

Основанием для междисциплинарных связей в профессиональном обучении является сама профессиональная деятельность, представленная как связь знаний из разных предметных областей. Изучение учебной дисциплины  История  направлено на приобретение практических и теоретических знаний, развитие элементов научного стиля мышления, исследовательских навыков. Представленная  методическая разработка имеет следующие компоненты адресной направленности: преподаватели СПО,  заместители директора по учебной учебно-воспитательной  работе.

         

Литература

  1. Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: 2 ч: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2015. 
  2. Фрагмент романа А. Толстой Хождение по мукам. Трилогия. М., 1975. стр 97-98
  3. И. Северянин Сборник стихов М., 1990г
  4. Видеоролик «Как наши деды воевали»: рассказы о военных конфликтах Российской империи. [Электронный ресурс]. URL: www. kulichki. com/grandwar (дата 2.03.2020).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий открытого урока истории (Дополнение). «Отечественная война 1812 года».

Сценарий открытого урока истории (Дополнение) «Отечественная война 1812 года»   Участвуют: четыре группы 1 курса. Преподаватель: Баженова Е.П. Тип урока: повторительно-обобщающий урок Испол...

Методическая разработка урока "Россия в Первой мировой войне"

Методическая разработка открытого урока по истории "Россия в Первой мировой войне".На основе "каркасной" презентации построен урок. Студенты отвечают на вопросы, возникающие на экране. Вопросы поставл...

Методическая разработка открытого урока по дисциплине : " История " "Отечественная война 1812 года "

Целью данной методической разработки является показ влияния всемирной истории на историю Отечества. Патриотическое воспитание студентов....

Открытый урок "Между землей и небом - война"

Данный урок разработан для учащихся 11 классов школы и студентов СПО, входит в раздел "Изучение современной литературы"...

План-конспект открытого урока "Ранние формы религии. Мировые религии"

Методическая разработка будет  интересна преподавателям обществознания, работающим   со студентами 1 курса в  СПО....

Открытый урок по теме: ГЕОГРАФИЯ МИРОВОГО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Сельское хозяйство – вторая ведущая отрасль материального производства.        Сельское хозяйство – древнейшая отрасль материального производства. Смежны...

Презентация открытого урока по предмету обществознание "Мировые религии"

Целью настоящего урока является формирование у учащихся знаний об особенностях ведущих мировых религий, что должно способствовать развитию гуманистических ценностей и религиозной толерантности....