5.06. Задание для группы 1БС91
план-конспект занятия

Тухтахулова Фирзуля Тухтасыновна

Задание по литературе  по теме "Литература 50-80 годов"предназначено для группы 1БС91

Скачать:


Предварительный просмотр:

Общественно-культурная обстановка в стране во второй половине XX века.

Развитие литературы 19501980-х годов в контексте культуры.

Контрольные вопросы и задания

1.Какова тематика русской литературы 50-80-х годов 20 века?

2.Какие проблемы затрагивали писатели в этот период? Как отразились в них противоречия времени?

3.Какие  направления в творчестве писателей и поэтов  можно выделить в литературе 50-80-х годов 20 века?

4. Назовите   писателей и поэтов, посвятивших свое творчество осмыслению  Победы в Великой Отечественной войне.

5. Назовите   писателей и поэтов, посвятивших свое творчество мирной послевоенной жизни, теме деревне  50-80-х годов 20 века.

6. Как развивается авторская песня? Имена каких поэтов – бардов вам известны?

7. Что такое «громкая лирика» и «тихая лирика»?

   

Проработать вопросы по  тексту лекции.  (Устно)

Выполнить  задание 3

Дополнительное задание для тех, у кого есть долги:

подготовьте сообщения о поэтах, относящихся к одному из направлений  литературы 50-80-х годов 20 века.

Лекция

   Период развития культуры и литературы 50-60 годов принято называть оттепелью.

   Реформы, начавшиеся после смерти Сталина, создавали более благоприятные условия для развития культуры. Само понятие "оттепель" в социокультурном плане имело два смысла:

1) символический - оттепель в культуре предшествовала и способствовала оттепели в других сферах общественной жизни;

2)реальный - ослабление влияния тотального режима на индивидуальный процесс художественного творчества.

    Название «оттепель» период 1953-1964 годов  получил с легкой руки Ильи Григорьевича Эренбурга, опубликовавшего в 1954 г. повесть с одноименным названием.

      Позже, 25 февраля 1956 года,  на XX съезде КПСС Н.С. Хрущев выступил с секретным докладом, наметившим курс на развенчание «культа личности» и духовное обновление жизни общества. За этим последовало ослабление информационной «блокады» и возвращение произведений М. Булгакова (публикация романа «Мастер и Маргарита» в 1966 г.), М. Зощенко, А. Платонова, А. Ахматовой, Б. Пастернака и др.)

 Культура СССР 1953-1964 годов.

 На перемены в жизни общества, прежде всего, откликнулась литература.

Литература эпохи «оттепели»

Символом этого времени стал журнал «Новый мир», в котором была опубликована статья «Об искренности в литературе» В.М. Померанцева, где подвергался критике принцип партийности в литературе. Там же вышли рассказы В.В. Овечкина «Районные будни», в которых автор отошел от приукрашивания действительности. В 1954 г. был опубликован новый роман И. Эренбурга «Оттепель», по названию которого послесталинский период получил свое название. Среди писателей произошел настоящий раскол между «ретроградами»  и «новаторами». В 1954 г. А.Т. Твардовский был снят с должности главного редактора журнала «Новый мир», но в 1958 г. вновь занял эту должность. При нем ежемесячный журнал стал настоящим символом эпохи, на страницах которого «шестидесятники» могли делиться своими идеями. По личному разрешению Н. С. Хрущёва в нем была опубликована повесть А. И. Солженицына  «Один день Ивана Денисовича» (1962), посвященная ГУЛАГу. Вследствие крупных успехов советских ученых в освоении космоса, советские читатели обратились к научной фантастике. Появились романы и повести И.А.Ефремова, братьев А.Н. и Б.Н.Стругацких.

Кино, поэзия. Н.С.Хрущев и интеллигенция

   Это время характеризуется бурным развитием киноискусства, на экранах появляются фильмы и актеры, сделавшие имя советскому кинематографу. Так, в 1958 г. фильм М. Калатозова «Летят журавли» получил «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля.

В 60-е годы в Политехническом музее на сцене Большого зала музея при громадном интересе аудитории выступали блистательные поэты своего времени - Окуджава, Евтушенко, Ахмадулина, Рождественский, Вознесенский.

С 1957 г. стали регулярно проводиться встречи руководства ЦК с деятелями литературы и искусства, на которых Н.С.Хрущев в своих выступлениях предостерегал писателей и художников от «опасных тем и трудных материалов». В мае 1958 г. ЦК КПСС издал постановление, в котором признавались несправедливыми прежние оценки советских композиторов Д. Шостаковича, С. Прокофьева, А. Хачатуряна и др., подвергнутых критике при Сталине. В тоже время Б.Л. Пастернак был исключен из Союза писателей за публикацию за границей романа «Доктора Живаго», принесшего ему Нобелевскую премию. Из-за давления советских властей, угрожавших ему высылкой из страны, писатель был вынужден отказаться от нее. В 1962 г. Н.С.Хрущев лично раскритиковал произведения художников-авангардистов, выставленных в Манеже.

С конца 50-х гг. начались новые гонения на Русскую Православную Церковь: резко сокращалось количество приходов, массово закрывались монастыри, тысячи священников лишились всех средств к существованию, у церкви отбиралось имущество и земля. Прошли аресты церковных иерархов. Эти меры предпринимались и в отношении других конфессий.

Противоречивая политика властей привела к появлению «самиздатовской» литературы, в которой публиковались произведения молодых или запрещенных писателей.

Спорт и образование

В то же время период «оттепели» был ознаменован настоящим триумфом советских спортсменов на международной арене. С 1952 г. советская делегация стала постоянным участником Олимпийского движения. Футбольная команда СССР в 1956 г. стала чемпионом Олимпийских игр в Мельбруне, а в 1960 г. чемпионом Европы. Ворота защищал прославленный вратарь Л.И. Яшин, ставший единственным голкипером в истории мирового футбола, который получил «Золотой мяч».

По мере развития советской экономики происходило развитие образования. В 1956-1957 гг. была отменена плата за обучение, взимавшаяся со старшеклассников и студентов вузов. Новые предприятия требовали ежегодного прироста количества квалифицированных рабочих. Для решения этой задачи была задумана и реализована реформа образования 1958 г., по которой вместо семилетки была создана обязательная восьмилетняя политехническая школа, десятилетняя школа преобразовалась в среднюю 11-летнюю с производственным обучением. С 1959 г. в старших классах в учебную программу был включен труд на производстве. Реформа образования имела неоднозначный результат, поскольку привела к падению образовательного уровня

учащихся. 

Особенности прозаических произведений периода оттепели.

        Важный этап «оттепели» - это появление серии художественных произведений, утверждавших новый тип взаимосвязи писателя и общества, право писателя видеть мир, каков он есть. Это роман Владимира Дмитриевича Дудинцева «Не хлебом единым» (1956), повесть Владимира Федоровича Тендрякова «Падение Ивана Чупрова» (1953) и роман «Тугой угол» (1956), рассказ Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека» (1957) и многие другие произведения.

            Выдающимся произведением стал рассказ М.А.Шолохова «Судьба человека». В рассказе представлена судьба одного из простых советских людей, а ведь о плене и пленных говорили с большой оглядкой. Новизна шолоховского рассказа состояла в возвращении к простым и вечным общечеловеческим ценностям. Андрей Соколов, простой человек, солдат и отец, выступает как хранитель и защитник жизни, сложившихся в течение веков общечеловеческих духовных святынь.

     В период «оттепели» заявил о себе так называемый «окопный реализм» писателей-фронтовиков. Целое художественное течение, оформившееся на рубеже 50-60-х годов, стали называть «лейтенантской прозой». Одно за другим вышли произведения Юрия Васильевича Бондарева («Батальоны просят огня» 1957, «Последние залпы» 1959, Виктора Петровича Астафьева («Звездопад»), Константина Дмитриевича Воробьева («Убиты под Москвой» 1961), Василя Быкова («Третья ракета» 1962, «Сотников» 1970) и др.

В.Астафьев – один из тех, кто сумел посмотреть на войну с беспощадной правдивостью. Он писал: «Я был рядовым бойцом на войне, и наша солдатская правда была названа … «окопной», высказывания наши – «кочкой зрения». Теперь слова «окопная правда» воспринимаются только в единственномвысоком их смысле…». Говорить правду о войне было нравственным долгом писателей-фронтовиков.

      Излюбленный жанр этих авторов – лирическая повесть, написанная от первого лица, пропитанная воспоминаниями фронтовой юности. В «послеоттепельное» время традицию фронтовой лирической повести продолжили Борис Васильев («А зори здесь тихие» 1969), Вячеслав Леонидович Кондратьев ( «Сашка» 1979 – одна из самых читаемых книг о войне).

     Особое место в русской литературе в период «оттепели» заняло творчество Александра Исаевича Солженицына. Разговору о его произведениях будут посвящены отдельные уроки, но тем не менее несколько важных слов о нем следует сказать. Солженицын стал известен всему читающему Советскому Союзу в 1962 году, с выходом «Одного дня Ивана Денисовича» («Щ-854 (Один день одного зэка)», напечатанном в журнале «Новый мир». Публикация произведения Солженицына воспринималась как событие не только литературное, но и общественное. В 1970 г. Солженицын стал лауреатом Нобелевской премии «за нравственную силу, с которой он продолжил традицию русской литературы».

Всё, что писал Солженицын, было проникнуто решительным неприятием советской политической системы. С образом Ивана Денисовича в литературу пришла новая этика, выкованная в лагерях, через которые прошла очень уж немалая часть общества.

Рассказ «Матренин двор» (1964) рисует образ праведницы, раскрывает душевную красоту Матрены. Солженицын видел свое назначение в проповедовании истины, духовности.

      Произведения, явившиеся этапными в «оттепельное» время, стали импульсом к развитию новых направлений в русской литературе: «деревенской прозы», «городской», или «интеллектуальной» прозы. Эти названия условны, однако прижились в критике и читательской среде. Они сформировали устойчивый круг тем, который разрабатывался писателями в 60-80-е годы 20 века.

     В «оттепельное» время на устах у всех было имя Валентина Владимировича Овечкина. Признание ему принесла книга из трех очерков о жизни деревни «Районные будни» (1952-1956) , после чего Овечкина стали именовать писателем- «деревенщиком».

Деревня привлекала писателя русскими характерами, проблемами деревни. В. Овечкин показал будни, трудности, которые испытывала деревня. Благодаря этому писателю получил развитие жанр публицистического очерка, открылось новое дыхание в реалистическом направлении.

     В русле «деревенской прозы» сложились такие большие художники, как Василий Иванович Белов (повесть «Привычное дело» 1966 г., в которой показана глубина и цельность нравственного мира человека от земли), Фёдор Александрович Абрамов 

 (повесть «Деревянные кони» 1969 г., в которой рисуется образ русской крестьянки Василисы Милентьевны. настоящей русской женщины), Василий Макарович Шукшин (сб. «Сельские жители» 1963 г.), Борис Андреевич Можаев (роман о событиях коллективизации «Мужики и бабы»1976-1986), Валентин Григорьевич Распутин, Виктор Петрович Астафьев, Юрий Павлович Казаков и др.

      Сутью этого направления было возрождение традиционной нравственности. Сами писатели были, в основном,  выходцами из деревни, поэтому в центре их внимания была послевоенная деревня, нищая и бесправная (колхозники до начала 60-х годов не имели даже собственных паспортов). «Деревенская проза» оказала огромное влияние на всю русскую литературу. Писатели – «деревенщики» дали картину жизни русского крестьянства в 20 веке, продолжили традицию раскрытия русского характера. «Деревенская проза» отразила основные события, повлиявшие на судьбу крестьянства: октябрьский переворот и гражданскую войну, военный коммунизм и нэп, коллективизацию и голод (Великим переломом называли насильственную коллективизацию), колхозное строительство и индустриализацию, военные и послевоенные лишения, всевозможные эксперименты над сельским хозяйством и нынешнюю его деградацию. Поэтика «деревенской прозы» была ориентирована на поиск глубинных основ народной жизни, которые должны были заменить государственную идеологию.

      В конце 60-х-70-х годах 20 века определился мощный пласт литературы, которую стали называть «городской», «интеллектуальной» и даже «философской» прозой. Названия эти также условны, особенно потому, что содержат некую  противопоставленность «деревенской» прозе, которая, получается, лишена интеллектуальности и философичности. Но если «деревенская» проза искала опору в нравственных традициях, основах народной жизни, исследовала последствия разрыва человека с землей, с деревенским «ладом», то «городская» проза связана с просветительской традицией. Если в «деревенской» прозе жители деревни и города противопоставлены (а это традиционное для русской культуры и истории противопоставление), и это часто составляет конфликт произведений, то «городскую» прозу интересует, прежде всего, городской человек с довольно высоким образовательным и культурным уровнем и его проблемы. Конфликт не связывается с оппозицией деревня-город, а переносится в сферу переживаний и проблем человека, связанных с его существованием в современном мире.

Современный город – сосредоточение глубоких драм, преступлений, обманов, бытовых историй, обостренных исканий, трений между людьми.

       Показателем наивысших достижений «городской» прозы, ее движения идей и форм, ломки привычных форм повествования стали так называемые семейно-бытовые повести  Юрия Валентиновича Трифонова на московском материале: «Обмен» 1969, «Предварительные итоги» 1970, «Долгое прощание» 1971; его роман «Дом на набережной» 1976. Ю.В. Трифонова в советское время попрекали, что он пишет «не про то», что произведения его сплошь мрачные, что он полностью погружен в быт.

    «Городскую» прозу представляли Юрий Осипович Домбровский (повесть «Хранитель древностей» 1964),Владимир Семенович Маканин ( повести «Предтеча» 1982, «Где сходилось небо с холмами» 1984), Андрей Георгиевич Битов (роман «Пушкинский дом»)

     В 60-80 е годы 20 века появились произведения, сообщавшие новые сведения «о царях и графах». Это романы Валентина Саввича Пикуля («Пером и шпагой» 1972, «Битва железных канцлеров» 1977, «У последней черты» 1979, «Фаворит» 1984), Дмитрия Балашова («Господин Великий Новгород» 1967, «Бремя власти» 1981, «Марфа-посадница»)  В. Пикуль предпринял грандиозную попытку раскрыть национально-государственный путь России среди враждебных ей сил, показать конфликт собирателей России и ее разрушителей. Иной уровень в осмыслении истории, в поисках философии надежды был достигнут в романах Д. Балашова. Балашов воссоздал путь истории, «собирание Руси», междоусобные войны в ритмах народной устной речи, используя лексику древнерусского языка.

     Особое место в русской литературе 60-80-х годов 20 века занимала научно-фантастическая проза. Образцами ее были романы И.А. Ефремова («Туманность Андромеды» 1957, «Лезвие бритвы» 1962, «Час быка» 1968) и братьев Стругацких, Аркадия Натановича и Бориса Натановича («Трудно быть богом» 1964, «Гадкие лебеди» 1967, «Жук в муравейнике» 1979 и др.).

Лирика  периода оттепели.

     Первые несколько лет «оттепели» стали настоящим «поэтическим бумом». Лирика стала выразителем времени, откликнулась на события и перемены, дала им эмоциональную оценку. Открытие памятника Маяковскому в Москве в 1958 году превратилось в событие литературное – люди выходили из толпы и читали свои стихи. В десятки, сотни раз увеличились тиражи поэтических книг. В начале «оттепели» были особенно популярны стихи молодых поэтов: Евгения Александровича Евтушенко, Андрея Андреевича Вознесенского, Роберта Ивановича Рождественского, Беллы Ахатовны Ахмадулиной. Они стали лидерами поэтической группы, которую позже назовут «шестидесятниками». Общими для этих поэтов были дух неофициальности, ощущение свободы, ответственности за преобразования в стране, ощущение необходимости моральной перестройки общества. Однако идеалы социализма оставались незыблемыми, их хотели лишь обновить, отмыть, вернуться к их изначальной чистоте. Их поэзия была рассчитана на большую аудиторию, отличалась призывностью. Соответствовала «оттепельному» настроению времени жажда совести, новизны, надежд, которыми была пропитана поэзия.

      Е.А. Евтушенко был главным агитатором, поэтическим лидером этого короткого противоречивого периода, завершившегося в 1964 году отстранением от власти Н.С. Хрущева. В таких его стихотворениях, как «Граждане, послушайте меня…», «Наследники Сталина». «Хотят ли русские войны», «Памяти Ахматовой» звучали типичные «антикультовские» мотивы.

     Можно отметить патетический пафос и риторику Р. Рождественского «Я, ты, он, она, Вместе – целая страна», его призывы к ответственности за свое дело:

       Ситуация ошарашивает.

       И уже невозможно молчать!

       Надо нам научиться спрашивать.

       А тем более – отвечать!

   Секрет популярности поэтов- «шестидесятников в чувстве уважения к поэзии, внимании к ней. Поэтам -«шестидесятникам» удалось обрести успех в силу того, что они учили, просве-щали своих читателей, помогали разобраться с эпохой.

      К середине 60-х годов надежды на обновление угасли. Стало ясно, что сама система не способна быть человечной. Это стало ударом для «шестидесятников». Громкая поэзия, сыграв свою роль, постепенно сошла с эстрады.

     Во второй половине 60-х годов в противовес «громкой» поэзии «шестидесятников» и в связи с кризисом оттепели возникает «тихая» лирика. Этой тенденции придерживались Николай Михайлович Рубцов (книга «Звезда полей» 1967), Анатолий Константинович Передреев (книга «Равнина» 1971), Юрий Поликарпович Кузнецов и др. Публицистично-сти «шестидесятников» они противопоставили элегичность, мечтам о социальном обновлении – идею возвращения к истокам народной культуры, традиции Маяковского – традицию Есенина.

     Взбегу на холм и упаду в траву.

     И древностью повеет вдруг из дола!

     Засвищут стрелы будто наяву,

     Блеснет в глаза кривым ножом монгола!

     Россия, Русь! Храни себя, храни!

     Смотри, опять в леса твои и долы

     Со всех сторон нагрянули они.

     Иных времен татары и монголы… (Н.Рубцов. «Видение» 1962 г.)

      Общественным движением 50-90-х годов 20 века стала так называемая авторская песня, которая существует и сегодня. Но пиком развития ее стали именно годы «оттепели», когда в противовес официальной советской песне чуть не вся страна слушала и пела песни неофициальные, соответствующие духу времени, духу романтики, воздуху свободы; песни, обычно простые по мелодии и глубокие по смыслу, заложенному в стихотворный текст. Это песни Булата Окуджавы, Александра Галича (Гинзбурга), Владимира Высоцкого.

Такие песни можно исполнять в неформальной обстановке. Авторская песня обращена к каждому, и она про каждого. Демократичность этого явления выразилась в том, что многие стали пробовать себя в качестве авторов, находили способ самовыражения, не претендуя на мировую славу или высокие гонорары. Широкое распространение авторской песни сделало лучшие ее образцы поистине народными.

Д.з

Какие  направления литературы  можно выделить в литературе 50-80-х годов 20 века?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для самостоятельной работы по литературе для группы 1БС91

Задания для самостоятельной работы для 1БС 91 по литературе предлагаются для индивидуального изучения в рамках дистанционного обучения...

21.04.20. Задание по литературе для группы 1БС91

Задание по литературе для группы 1БС91 предназначено для самостоятельного изучения в рамках дистанционного обучения....

08.05. Задание по литературе для группы 1БС91

Задание по литературе  предназначено для группы 1БС91 в рамках  дистанционного обучения...

22.05.2020 Задание по литературе для группы 1БС91

Задание по литературепредназначено  для группы 1БС91...

9.06. Задание по литературе для группы 1БС91. Творчество поэтов 50-80-х годов

Задание по литературе для гр.1МНЭ90  по теме "Творчество поэтов 50-80-х годов"...

02.06. Задание для группы 1БС91

Задание по литературе предназначено для группы 1БС91 тема "Б.Пастернак"...

7.09.20.Задание по русскому языку и культуре речи для группы 1БС91 по теме "Понятие культуры речи, её социальные аспекты, качества хорошей речи".

7.09.20.Задание по русскому языку и культуре речи  для группы 1БС91   по теме  "Понятие культуры речи, её социальные аспекты, качества хорошей речи" предназначено в рамка...