Методическая рекомендация к проведению открытого урока по теме "Разделение властей в Российской Федерации"
методическая разработка

Лелюшок Наталья Юрьевна

Разделение властей  в РФ 

Согласно ст 11. Конституция РФ  Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

Цкль: разъяснить особенности президентской, законодательной, исполнительной, судебной властей в современной России;

совершенствовать умение самостоятельно добывать и систематизировать знания;

формировать чувство ответственности за будущее своей страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_otkrytogo_uroka_vlast.docx35.61 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации к проведению открытого урока по обществознанию (включая экономику и право)

Тема урока: Разделение властей

                                           

                                                              Разработчик:

                   Лелюшок Наталья Юрьевна

Тема урока: Разделение властей

Цели урока:

Образовательные цели:

  • перспективная – повышение политической и правовой образованности подрастающего поколения как основы гражданского общества;
  • ближайшая – знакомство с Конституцией РФ как базой для текущего законодательства;

Развивающие цели:

  • на основе текста Конституции РФ разграничить полномочия государственных органов власти;
  • определить возможность столкновения и механизм баланса их интересов;
  • закрепить умения и навыки работы с нормативно-правовыми актами;

Воспитательные цели:

  • воспитывать уважительное отношение к законодательству Российской Федерации

Задачи урока:

  • проанализировать высказывание, вычленить проблему
  • изучить содержание различных нормативно-правовых актов
  • охарактеризовать принцип разделения властей по Конституции РФ

Применяемые формы работы

  Работа в группах, анализ текста Конституции РФ, выдвижение гипотезы, её доказательство.

Оборудование урока

Нормативно-правовые акты: Конституция РФ;

Методы проведения занятия: репродуктивно-словесный, частично-поисковый, проблемный; фронтальная и индивидуальная форма организации познавательной деятельности.

Средства обучения:  схема « Организация власти и управления в РФ», раздаточный дидактический материал; словесные - учебник и текст Конституции РФ.

Ход урока

I. Организационный момент. Постановка целей урока с целью подготовки к восприятию нового материала.

II. Уважаемые ученики! Тема нашего урока «Принцип разделения властей». Принцип разделения властей – основной конституционный принцип. Он является общепризнанным и принимается за модель системы государственных органов практически во всех демократических государствах. Свое начало он берет из теории разделения властей французского философа Шарля Монтескье.

Сообщение учащегося «Теория разделения властей Шарля Монтескье».

Впервые принцип разделения властей был закреплен в Конституции США 1787 года. Власть – это способность воздействовать на других помимо их воли, используя принуждение. Власть – общественное явление. Государство является формой организации политической власти, поэтому категория власти имеет такое большое значение.

III. Изучение нового материала.

Обращение к схеме, которая изображена на доске « Организация власти и управления в РФ».

Изучение подробно одной из ветвей власти - законодательной.

Сообщения учащихся  о Государственной думе и о Совете Федерации (см. приложения).

Выполнение заданий на закрепление:

1. Текст с ошибками « Один день из жизни депутата» (см. приложение).

2. Вставить пропущенные слова (см. приложение)

Изучение исполнительной ветви власти.

Обращение к схеме.

Сообщение ученика о роли Правительства РФ и о вопросах, которые находятся в ведении Правительства РФ. ( см. приложение).

Выполнение заданий на закрепление:

1. Текст с ошибками « Один день из жизни Президента».

2. Вставить пропущенные слова (см. приложение).

Изучение судебной ветви власти.

Обращение к схеме « Организация власти и управления в РФ», « Судебная власть в РФ».

1.Решение задач:№1, №2.

2. Вставить пропущенные слова.

IV. Закрепление.

Выполнение тестов:

1. « Органы государственной власти».

2. « Судебная власть».

3. « Законодательная и исполнительная власть».

(см. приложения).

V.Подведение итогов, выставление оценок.

История развития парламентаризма в РФ

12 декабря 1993 года  была принята новая конституция РФ, которая устанавливала демократические основы общества и новое государственное устройство страны. Конституция закрепила принцип разделения властей. Глава Российского государства - Президент. Высшим органом исполнительной власти является правительство. Законодательные функции закреплены

Конституцией за Федеральным собранием . Третья ветвь власти- судебная система. В 90-е годы ГД стала одним из важнейших элементов новой политической системы. Дума избирается на 5 лет. Нынешний российский парламент является двухпалатным. Он состоит из Государственной Думы и Совета Федерации. Последний принято называть верхней палатой. Думу - нижней. Дело в том, что такое деление не соответствует реальному положению вещей. Значение ГД неизмеримо больше. В ее компетенцию входит дача согласия Президенту  на назначение премьер-министра, решение вопроса о доверии правительству, назначение и освобождение от должности председателя Центробанка, счетной палаты других должностных лиц. Однако, главная задача Госдумы - принятие федеральных законов. Нижняя палата является главным звеном законодательной цепи. Именно она может претворить в жизнь  любой законопроект, отвергнуть или одобрить любой международный договор. Крайне широкий круг вопросов, которые относятся к ведению Госдумы, определяют ее структуру. В Думе работают 450 депутатов. Следует отметить, что нижняя палата- это  не только 450 депутатов, но и огромное количество людей, помогающих им в работе: сотрудники аппаратов, помощники, консультанты и т. д.

Совет Федерации

В соответствии с частью 2 статьи 95 Конституции Российской Федерации в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Палата состоит из 170 представителей субъектов Российской Федерации, избранных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации и назначенных высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации). Срок полномочий таких представителей определяется сроком полномочий органов, их избравших или назначивших, при этом полномочия члена Совета Федерации могут быть прекращены досрочно избравшим (назначившим) его органом в том же порядке, в котором он был избран (назначен) член.

Кандидатом для избрания (назначения) в качестве представителя в Совете Федерации может быть гражданин Российской Федерации, являющийся депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или депутатом представительного органа муниципального образования, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, органом государственной власти которого осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации. Избранный (назначенный) член Совета Федерации обязан в установленный Федеральным законом срок сложить полномочия депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или депутата представительного органа муниципального образования.

Кандидатуры для избрания представителя в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации вносятся на рассмотрение этого органа его председателем, а в двухпалатном законодательном (представительном) органе - поочередно председателями палат. При этом группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов может внести альтернативные кандидатуры. Решение об избрании представителя от законодательного (представительного) органа принимается тайным голосованием и оформляется постановлением указанного органа, а двухпалатного законодательного (представительного) органа - совместным постановлением обеих палат.

Решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) о назначении представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации оформляется указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Избранный (назначенный) член Совета Федерации приступает к осуществлению своих полномочий на десятый день со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении) соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Статус члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации определяется Федеральным законом от 8 мая 1994 года №3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (с последующими изменениями).

Впишите вместо пропусков:

Федеральные законы в РФ принимаются   --------------------------------, подписываются------------------------, обнародуются в --------------------, одобряются---------------------.

Правительство Российской Федерации

Правительство России — высший федеральный орган, осуществляющий исполнительную власть в России.

Статус правительства и порядок его деятельности определены 6-й главой Конституции и федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 года с позднейшими изменениями.

Дом правительства Российской Федерации расположен на берегу Москвы-реки в Москве, по адресу: Краснопресненская набережная, дом 2.

Правительство Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и нормативных указов президента Российской Федерации (глава 3 Закона «О Правительстве Российской Федерации»).

На основании статьи 114 Конституции Российской Федерации правительство осуществляет следующие полномочия:

-разрабатывает и представляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

- представляет Государственной думе отчёт об исполнении федерального бюджета; -представляет Государственной думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной думой

-обеспечивает проведение в государстве единой финансовой, кредитной и денежной политики;

-обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, -образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

-осуществляет управление федеральной собственностью;

-осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики государства;

-осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

-осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами президента Российской Федерации.

На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов президента Российской Федерации правительство издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Подзаконные постановления и распоряжения правительства обязательны к исполнению в Российской Федерации. Постановления и распоряжения правительства в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам президента Российской Федерации могут быть отменены президентом Российской Федерации.

Состав правительства России:

Правительство России состоит из председателя правительства России, заместителей председателя правительства России и федеральных министров.

Вставьте пропущенные слова.

Судебная власть в РФ осуществляется ------------------ в -------------------- и привлекаемых в установленном порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление----------------.

Задачи.

1.Следователь пригласил на допрос женщину, муж которой совершил тяжкое преступление - убил человека. Женщина отказалась давать показания против мужа. Тогда следователь, предупредив эту женщину об ответственности  за отказ от дачи показаний, стал настаивать на том, чтобы она рассказа все. Что знает об этом убийстве. Прав ли следователь? Объясните почему.------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

2.Гражданин Иванов, находясь в тяжелом состоянии в больнице, решил составить завещание, в котором все свое имущество оставлял медсестре. Документ был заверен главврачом медицинского учреждения. Совершеннолетние дети Иванова обратились в суд с просьбой признать завещание недействительным,ссылаясь на то,чтозавещание может быть заверено только нотариусом. Какое решение примет суд?-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Соотнесите понятия из первого и второго столбика:

Парламент России                                                                Государственная Дума

                                                                                                Совет Федерации

                                                                                                Федеральное Собрание

Высший орган исполнительной                                        Правительство РФ

власти в РФ                                                                          Совет министров РФ

                                                                                               Кабинет министров РФ

Президент России                                                               Издает законы

                                                                                              Издает указы

Учитель: Сегодня мы работаем в группах. Каждая группа на столе имеет свой алгоритм выполнения задания; все необходимое для того, чтобы по прошествии 10 мин. поделиться своими знаниями с другими учащимися, защитив свой мини-проект; Конституция РФ, на материалах которой, вы получите новые знания о государственном аппарате РФ.

1 группа:

  1. Ознакомить с текстом главы 4 «Президент РФ»
  2. Определить функции и полномочия президента РФ, кто может им стать
  3. Составьте кластер
  4. Защитите свой мини-проект
  5. Поставьте оценки за работу в группе каждому.

2 группа:

  1. Ознакомьтесь с текстом главы 5 «Федеральное собрание»
  2. Определите, из каких палат состоит, как происходит формирование каждой палаты, какие функции и полномочия присущи каждой
  3. Составьте кластер
  4. Защитите свой мини-проект
  5. Проставьте оценки за работу в группе каждому

3 группа:

  1. Ознакомьтесь с текстом главы 6 «Правительство РФ»
  2. Определите, как формируется Правительство, каковы его функции и полномочия
  3. Составьте кластер
  4. Защитите свой мини-проект
  5. Поставьте оценки за работу в группе каждому.

4 группа:

  1. Ознакомьтесь с текстом главы 7 «Судебная власть»
  2. Определите, кто может быть судьей, какие права и полномочия имеют судьи; суды, как они формируются.
  3. Составьте кластер
  4. Защитите свой мини-проект
  5. Поставьте оценки за работу в группе каждому.
  6. Слайд 6

Выступление групп.

Тестовые задания по теме « Органы государственной власти»

1.Государственную власть в РФ осуществляют:

 а) Президент РФ;

 б) Генеральный прокурор РФ;

 в) Федеральное собрание РФ;

 г) Правительство РФ;

 д) аппарат Президента РФ;

 е) суды РФ;

 ж) Центральный банк РФ.

2. По Конституции РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в России является:

 а) Президент РФ;

 б) многонациональный народ России;

 в) Федеральное собрание РФ;

г) Правительство РФ

3. Кто является главой государства в России:

 а) Председатель Правительства РФ;

 б) Президент РФ;

 в) Председатель Госдумы;

 г) вице-спикер Госдумы

4. Одной из функций Президента РФ является:

а) определение основных направлений деятельности Правительства РФ;

б) осуществление управления государственной собственностью;

в) осуществление мер по обеспечению законности и прав граждан;

г) представление РФ внутри страны и в международных отношениях

5. Президентом РФ может быть избран гражданин РФ, достигший:

а) 18 лет;

б) 30 лет;

в) 35 лет;

г) 21 года

6. Вступление в должность Президента России предполагает принесение присяги:

а) Правительству РФ;

б) Федеральному Собранию РФ;

в) народу России;

г) Конституционному суду РФ.

7. К исключительным полномочиям Президента РФ относится утверждение:

а) Конституции РФ;

б) решений Конституционного суда РФ;

в) военной доктрины;

г) изменение границ между субъектами РФ            

       

Тестовые задания по теме « Законодательная и исполнительная власть»

     1. Парламентом РФ является:

а) Совет Федерации;

б) Государственная Дума;

в) Национальное собрание;

г) Федеральное Собрание.

2. Как называется высший орган исполнительной власти в РФ:

а) Кабинет Министров РФ;

б) аппарат Президента РФ;

в) Правительство РФ;

г) Совет Министров РФ.

3. По Конституции РФ Государственная Дума:

а) утверждает кандидатуру, предложенную Президентом РФ на должность Председателя Правительства РФ;

б) принимает решение о назначении выборов Президента РФ;

в) решает вопрос о доверии Правительству РФ;

г) принимает решение об отречении Президента РФ от должности (импичмент).

4. Решение об отставке правительства РФ согласно Конституции РФ может принять только:

а) Генеральный прокурор РФ;

б) Президент РФ;

в) Конституционный суд РФ;

г) Федеральное собрание РФ.

5. По Конституции РФ правительство:

а) разрабатывает и обеспечивает исполнение федерального бюджета;

б) назначает на должность Генерального прокурора РФ;

в) определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;

г) назначает судей федеральных судов.

    6.Органом законодательной власти являются:

     а) Счетная палата;

     б) Конституционный суд;  

     в) Правительство РФ;

     г) Федеральное собрание.

   7.Правительство РФ состоит из:

     а) Председателя Правительства;

     б) его заместителей;

     в) федеральных министров;

     г) всех перечисленных выше.

    8.В Совете Федерации работают:

     а)        450 представителей субъектов Федерации;

     б)        178 представителей;

     в)        89 представителей;

     г)        225 представителей.

    9.Депутатом Государственной думы может быть избран гражданин России,               достигший... и имеющий право участвовать в выборах:

     а) 35 лет;

     б) 21 год;

     в) 25 лет;

     г) 18 лет.

   10.Какие три ступени участвуют в рассмотрении и принятии законов в РФ:

     а) Президент РФ;

     б) Совет Федерации;

     в) Государственная дума;

     г) Правительство РФ.

   11.По Конституции РФ Государственная дума:

    а)        объявляет амнистию;

    б)        принимает решение об утверждении изменения границ между субъектами РФ;

    в)        назначает на должность и освобождает от должности Генерального прокурора РФ;

    г)        выдвигает обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

   12.Государственная дума избирается сроком на:

    а) 4 года;

     б) 5 лет;

     в) 6 лет;

     г) 8 лет.

   13.Какие        органы государственной власти участвуют в рассмотрении и принятии       законов РФ:

     а) Правительство РФ;

     б) Государственная дума;

     в) Совет Федерации;

     г) Президент РФ.

Тестовые задания по теме «Судебная власть»

  1. Судебная власть является:

а)        властью, зависимой от Президента РФ;

б)        ветвью власти, подчиненной Верховному суду РФ;

в)        независимой ветвью власти;

г)        властью, зависимой от Федерального собрания РФ.

  1. Правосудие в России осуществляется:

а)        Президентом РФ;

б)        Правительством РФ;

в)        только судами;

г)        Федеральным собранием.

  1. Какой орган судебной власти решает вопросы соответствия тех или иных законов, действий- Конституции РФ:

а)        Верховный суд

б)        Высший арбитражный суд

в)        Конституционный суд.

  1. Суды общей юрисдикции рассматривают:

а)        гражданские дела

б)        административные дела

в)        уголовные дела

г)        все перечисленные выше.

  1. Перечислите основные дела, которые рассматриваются мировыми судьями:

а)        дела о расторжении брака;

б)        дела о разделе имущества (если стоимость имущества не превышает 500 минимальных размеров оплаты труда);

в)        уголовные дела о преступлениях, наказания за которые больше трех лет лишения свободы.

  1. Главой системы прокуратуры в РФ является:

а)        Генеральный прокурор РФ;

б)        Главный прокурор РФ;

в)        Государственный прокурор РФ.

  1. Гарантии гражданам на судебную защиту их прав закрепляет:

а)        Президент РФ;

б)        Верховный суд РФ;

в)        Трудовой кодекс РФ;

г)        Конституция РФ.

  1. К высшим федеральным судам относятся:

а)        Высший арбитражный суд РФ;

б)        Конституционный суд РФ;

в)        Верховный суд РФ;

г)        все перечисленные выше.

  1. В какой международный орган могут обращаться граждане тех европейских государств, которые -присоединились к европейской конвенции о защите прав и основных свобод, в том случае если

нарушены их права и свободы:

а)        в Европейский парламент;

б)        в Европейский суд по правам человека;

в)        в Организацию Объединенных Наций.

  1. Какой орган в суде поддерживает законность и правопорядок от имени государства:

а)адвокатура;

б)        прокуратура;

в)        магистратура.

Тестовые задания по теме «Президент РФ»

1) Президент РФ по Конституции 1993 г.:

a) глава государства;

b) высшее должностное лицо;

c) глава Правительства.

2) Президент РФ избирается сроком на

a) 4 года

b) 5 лет

c) 6 лет

3) Президент РФ:

a) осуществляет помилование;

b) объявляет амнистию;

c) осуществляет помилование и объявляет амнистию.

4) Акты Президента РФ:

a) указы;

b) распоряжения;

c) постановления.

5) Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе:

a) 30 лет;

b) 35 лет;

c) 40 лет

d) Возраст законом не установлен.

6) Порядок выборов Президента РФ определяется:

a) федеральным конституционным законом;

b) федеральным законом;

c) закрепляется Конституцией.

7) Присяга Президента приносится в присутствии:

a) членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ;

b) депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ;

c) судей Конституционного Суда РФ;

d) судей Верховного Суда РФ;

e) Генерального прокурора РФ.

8) В случае противоречия актов органов исполнительной власти субъектов РФ Конституции РФ и федеральным законам или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом Президент РФ вправе:

a) отменять эти акты;

b) приостанавливать эти акты.

9) В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозе агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом:

a) только Совету Федерации;

b) только Государственной Думе;

c) Совету Федерации и Государственной Думе.

10) Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента:

a) принесения им присяги;

b) избрания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка проведения открытого урока по дисциплине Право

Открытый урок по дисциплине Право по теме "Наследственное право". Урок проходит с применением ИК технологии. Специально к этой лекции подготавливается презентация по темам....

ОТЧЕТ о проведении открытого урока по дисциплине «Банковское дело» на тему: «ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА» МЕТОДИКА ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ Участники открытого урока: гр. 24«БД», гр. 31«БД»

ОТЧЕТо  проведении открытого урокапо дисциплине «Банковское дело»на тему: «ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА» МЕТОДИКА ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДЕЛ...

4.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения четвертого открытого урока от МО муниципального уровня)

4.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения четвертого открытого ...

Методическая разработка Проведение открытого урока по дисциплине «Бухгалтерский учёт и налогообложение». «День бухгалтера»

В современный период востребованы высокий уровень знаний, академическая и социальная мобильность, профессионализм специалистов, готовность к самообразованию и самосовершенствованию. В связи с эт...

Методическая разработка Проведение открытого урока по дисциплине «Бухгалтерский учёт и налогообложение». Интерактивная игра – соревнование: "Сумей стать успешным бухгалтером "

В современный период востребованы высокий уровень знаний, академическая и социальная мобильность, профессионализм специалистов, готовность к самообразованию и самосовершенствованию. В связи с этим дол...

Методическая разработка Открытого внеклассного мероприятия посвященного Дню Конституции Российской Федерации Тема: Наш дом Россия!

Методическая разработка Открытого внеклассного мероприятия посвященного Дню Конституции Российской федерации на тему "Наш дом Россия!"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПЛАН – КОНСПЕКТ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОТКРЫТОГО УРОКА по МДК 01.01 «Тактико-специальная подготовка» Тема: "Организация и проведение специальной операции по пресечению угона транспортных средств"

Вопросы:1. Правовые основы проведения специальной операции2. Силы и средства применяемые в спец операции по пресечению угона транспортных средств3 Порядок составления графических служебных документов ...