7.09.20.Задание по литературе для группы 1БС01 Введение. Историко- культурный процесс и периодизация русской литературы
план-конспект занятия

Тухтахулова Фирзуля Тухтасыновна

7.09.20.Задание по литературе  для группы 1БС01 по  теме "Введение. Историко- культурный процесс и  периодизация русской литературы" предназначено для самостоятельного изучения в рамках дистанционного обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема 1.

Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы.

 Становление русского реализма.

Задания:

1.Составьте понятийный словарь темы «Особенности развития литературы  в конце 18- начале 19 века: записать в тетрадь определения литературных направлений.

2.Подготовьте сообщение по теме « Жизнь и творчество А.С.Пушкина» ( индивидуально, по желанию)

3. Прочитать поэму А. С. Пушкина «Медный всадник»

      В чём же самобытность  русской литературы? Какое значение она имеет  в жизни  современного человека?

  1. Литература - особый вид искусства.

 ЛИТЕРАТУРА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ (от лат. littera-» буква, письменность

  • слово – основное  средство образного отражения жизни

-  как искусство слова –самый  разносторонний вид искусства,  наиболее полно  многогранно отражающий жизнь.

  1. Литература-  учебник жизни (Н.Г.Чернышевский). Это обобщенный опыт человеческой жизни, способствующий развитию нравственного потенциала человека, его  культуры, духовности.
  2. Литература- наука человековедения. (М.Горький)

 Для нас важно понимание  литературных источников как метода познания себя и окружающего мира.

Т.о.,  литература – искусство изображения словом, в котором обычные понятия наполняются разнообразием смыслов и оттенков значения, слова начинают «сверкать», как драгоценные камни. Особенно ярко это проявляется в поэтической речи: способность «глаголом жечь» делает лирику неиссякаемым источником неповторимых мыслей и переживаний.

Каков путь развития русской литературы? Почему литература 1 половины 19 в. была названа золотым веком русской литературы?

Во-первых, 1) в начале века искусство письма  окончательно отделяется

от придворной поэзии и "альбомных" стихов, 

 2) в истории русской литературы впервые появляются черты поэта-профессионала,

 3) лирика становится естественней, проще, человечней.

Во-вторых, 19 век – это время формирования русского
литературного языка,  которое вобрало в себя творчество представителей всех литературных направлений:…

Основоположником же  русского литературного языка и реализма считают  А.С. Пушкина.

Чем это было подготовлено? Всем предшествующим  литературном процессом.

1 этап - Фольклор (10-11 в.в.): сказки, былины, песни.

2 этап - Древнерусская литература (12 - 17 в.в.): былины, летописи, жития.

3 этап - Русское Предвозрождение (кон. 14 - 15 в.в.).

 Эпоха Просвещения ( 16-18в.) (Фонвизин, Радищев)

4 этап - "Золотой век" (19 в.): классицизм,

сентиментализм, романтизм  (Жуковский,

Пушкин, Лермонтов, Гоголь).

+-  реализм (Пушкин, Лермонтов, Гоголь и др).

5 этап - "Серебряный век" (нач. 20 в.): модернизм: символизм, футуризм, акмеизм

6этап - Советский период (1917 - 1986), период оттепели (60-е годы 20 в.)

7 этап - 90-е годы 20 в. - нач. 21 века

      Теснейшая связь художественной литературы с развитием общественной идеологии определяет возникновение и развитие на определенных  исторических этапах литературные направления:

  • Классицизм (образцовый) – 17 – 19 в.
  • Культ разума
  • Обращение к образцам и формам античности как к идеалу
  • соблюдение в драме единства места, времени и действия
  • обращение к общественной проблематике
  • утверждение идей просвещенного абсолютизма, патриотизма, гражданственности
  • идеализация героя
  • Сентиментализм (чувствительный) – 2-я пол. 18 в.
  • культ «естественных» чувств
  •  признание добродетели как природного свойства человека
  •  способность к состраданию как черта идеального человека
  • культ природы
  • внимание к внутреннему миру человека
  • Романтизм ( странное, фантастическое) – конец 18 – 1-я половина 19 в
  • тяготение к субъективному, интуитивному
  •  исключительные характеры в необычных обстоятельствах
  •  интерес к внутреннему миру человека
  • разлад мечты и действительности (романтическое двоемирие)
  •  утверждение романтических ценностей: свободы, борьбы, любви, природы.

  •  Реализм (действительный) – 19 – 20 в.
  • типизации фактов действительности, характеров и обстоятельств
  •  правдивое отражение мира
  •  историзм
  • отношение к литературе как к средству познания человеком себя и окружающего мира
  • отражение связи человека и среды
  •  Модернизм (современный) – конец 19 – начало 20 в.
  • духовное возрождение человечества
  • замкнутость, отчужденность абсурдность человеческого существования
  • изображение человека жертвой непознаваемых враждебных сил, формирующих его судьбу
  • поиск новых форм выражения сокровенного мира личности
  • Постмодернизм – 20 в.

Литература постмодернизма относится ко второй половине XX века, но с точностью описать и дать определение этому направлению сложно.

Ей присуща ирония, черный юмор, фрагментарность произведеения. Но в сравнении с модернистской литературой, можно сказать, что постмодернизм полностью отрицает модернизм. Так, автор может отрицать в своем произведении смысл бытия, а само произведение, зачастую становится только пародией на поиск смысла бытия. Так, мир представляется как нечто хаотичное.

Основные черты:

  • реакция на идеи Просвещения
  • фрагментарность,
  •  многовариантность истолкования
  • ирония, черный юмор, эпатажность
  • невозможность описания мира как некоего целого
  •  смешение высокой и низкой культур
  • плюрализм

Становление русского реализма.

Во второй половине XVIII ст. направления литературного процесса России определяли первый драматург Денис Фонвизин (трудно недооценить влияние его "Недоросля" на образованность дворянства) и первый писатель - оппонент власти, которого можно назвать совестью народной, - Александр Радищев.

Даже прозорливая Екатерина II тогда не осознала, что гений писателя и философа показал ей как подсказку болевые точки Российской империи, которые следует реформировать. Но она тогда выступила как главный апологет крепостнического строя, назвав Александра Николаевича за его идеи, изложенные в “Путешествиях из Петербурга в Москву”, “бунтовщиком похлеще Пугачева”.

Эпоха российского Просвещения заложила хороший фундамент дальнейшего взлета творчества

Предыстория и рождение русского реализма XIX ст.

Периодизация русской литературы 19 века отражает процесс становления новой классической мировой литературы.

В стиле сентиментализма творил историк и писатель Николай Карамзин.

Поэт-классицист Гавриил Державин создавал величественные оды  (например, “Фелица” - в честь Екатерины II), ставшие титульными имперскими произведениями.

Романтизм характерен  для поэта Василия Жуковского, автора первого гимна России (“Молитва русских”).

Казненный декабрист и поэт Кондратий Рылеев писал в стиле гражданского романтизма.

Второй этап, которым славна периодизация русской литературы 19 века, можно по праву назвать пушкинским. Действительно, трудно переоценить вклад в русский язык и русскую поэзию Александра Сергеевича Пушкина. Его слова о себе, создавшем “памятник нерукотворный”, оказались пророческими.
Творчество гения было многогранным. Поэт
начинал писать в стиле романтизма (поэмы “Цыганы”, “Бахчисарайский фонтан“). Затем, после подавления восстания декабристов, в его творчестве все мощнее стал проявляться историзм и гражданственность.

Затем Александр Сергеевич выходит в своем творчестве на совершенно новый стиль - русский реализм. Его роман в стихах “Евгений Онегин” и сборник прозы “Повести Белкина” полны правды о социальном состоянии людей, жизненной достоверности.

Третий этап золотой русской литературы 19 века

Пушкин был той искрой, которая зажгла пламя. Это напоминает цепную реакцию. В дальнейшем русский реализм Пушкина развивают уже два классика: Лермонтов и Гоголь, но каждый по-своему. Лермонтов углубляется внутрь личности главного героя, человека, терзаемого противоречиями, конфликтующего с внешним миром и не находящего применения своим жизненным силам. Гоголь же идет “вширь”, пытаясь представить глобальную картину русской жизни.

И как результат, уже на своем третьем этапе удивляет мир небывалым творческим потенциалом периодизация русской литературы 19 века.

 Таблица русских классиков, творивших в период с 1840 по 1890 г., содержит известные во всем мире имена.

Федор Тютчев
Афанасий Фет
Иван Гончаров
Александр Островский
Иван Тургенев
Федор Достоевский
Лев Толстой
Михаил Салтыков-Щедрин
Николай Некрасов
Антон Чехов

1803—1873
1820—1892
1812—1891
1823—1886
1818—1883
1821—1881
1828—1910
1826—1889
1821—1877
1860—1904

Домашнее задание.

1.Подготовьте сообщение по теме « Жизнь и творчество А.С.Пушкина» ( индивидуально, по желанию)

2. Прочитать поэму А. С. Пушкина «Медный всадник»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Историко-культурный экскурс. Игра как способ познания и как способ познания отношения (Йохан Хейзинга)

Историко-культурный экскурс. Игра как способ познания и как способ познания отношения (Йохан Хейзинга)...

Из опыта работы по новому историко-культурному стандарту

Интеграция локально/регионального компонента в историю России...

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА: ИЗУЧЕНИЕ, СОХРАНЕНИЕ, ТРАНСЛЯЦИЯ

В работе проанализированы  основные угрозы по сохранению историко-культурного потенциала  Северного Кавказа. Предложены механизмы активизации и  популяризации культурного наследия регио...

Актуальные вопросы повышения прибыли гостиничного предприятия путем использования объектов историко-культурного потенциала

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с повышением прибыли гостиничного предприятия при использовании им в своей основной деятельности объектов историко-культурного потенциала. Для этого ...

Достижения, образовательная деятельность 2018 - 2019. Московская историко-культурная олимпиада "Россия - моя история". Грамоты

Грамоты участников, призеров, победителей Московской историко-культурной олимпиады"Россия - моя история", 2018 - 2019...

10.09.2020. Задание по литературе для группы 1БС01

10.09.20.Задание по литературе по теме "А.С.Пушкин. Жизненный и творческий путь" предназначено  для самостоятельной работы для группы 1БС01 в рамках дистанционного обучения...

КОМПЛЕКТ ЗАДАНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА ОСНОВЕ УМК ПО РОДНОМУ (РУССКОМУ) ЯЗЫКУ Методический продукт проблемно-творческой группы городского профессионального объединения учителей русского языка и литературы

Актуальность данного методического продукта заключается в разработке диагностических работ и комплектов заданий по читательской грамотности с учётом требований ФГОС ООО, что является одним из важных у...