16.09.2020. Задание для самостоятельной работы для группы 1МНЭ02
план-конспект занятия

Тухтахулова Фирзуля Тухтасыновна

 Задание для самостоятельной работы  по теме  И. А.Гончаров. Жизненный и творческий путь. Роман "Обломов"предназначено  для группы 1МНЭ02 в рамках дистанционного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon i.a.goncharov.zip25.25 КБ

Предварительный просмотр:

Тема 2.3. И.А. Гончаров. Жизненный путь и творческая биография.

 Роман «Обломов».

Контрольные вопросы и задания

1.Составьте хронологическую таблицу по творчеству И.А. Гончарова.

2.Выделите основные  темы его творчества.  

3.В чем  жанровое своеобразие романа И.А.Гончарова «Обломов»? Как проявляется эпичность его формы и композиционные особенности?

4. Есть ли положительные качества у Обломова? Что такое обломовщина?

Д.з.Выполните одно из заданий:

1. Прочитайте эпизод из романа  « Сон Обломова »  Какова роль эпизода? ( для гр. 1МНЭ 01,02; письменно)

2. Составить  сопоставительную характеристику героев пьесы: Обломова и Штольца. (для групп 1БС01. 1БС02)

3.Тест по роману «Обломов

Серьезное искусство, как и всякое серьезное дело,

 требует всей жизни.

И. Гончаров

    Иван Александрович Гончаров (1812-1891) … Что нам известно об этом писателе? Автор критической статьи «Мильон терзаний»,  в которой представлен анализ  литературного портрета А.А.Чацкого, героя комедии  А.  С. Грибоедова «Горе от ума».. Возможно, кто-то читал его путевые очерки из киги «Фрегат Паллада» ( 1855г), а кто знает его, как создателя  трех романов на О  «Обыкновенная история» (1847г.), «Обломов» ( 1859 г.), «Обрыв» (1869г.)

    Писатель родился в 1812 г.в Ульяновске в семье богатого сибирского купца.

Мать—Авдотья Матвеевна Шахторина , нежная и ласковая, но не считавшая вредным использовать и суровые меры наказания.

   «Горжусь… что имел подобную мать, ни о чем и ни о ком у меня мысль так несветла, воспоминание так не свято, как о ней. И. Гончаров – сестре А.А. Кирмаловой, 5 мая 1851г

Отец—Александр Иванович, зажиточный купец.

Отец умер рано, оставив семье крупное состояние «Дом у нас был, что называется, полная чаша… Большой двор, даже два двора…Свои лошади, коровы, даже козы и бараны, куры и утки – все это населяло оба двора….словом, целое имение…»

Детские годы Гончарова прошли в патриархально-крепостнической обстановке богатой полупомещичьей , полукупеческой усадьбы. Гончаров видел повсюду картины беспечной, сонной, ленивой жизни обитателей усадьбы, во многом воспроизведенные впоследствии в "Сне Обломова".

 Воспитанием  детей занимался  крёстный,Николай Николаевич Трегубов. «По смерти нашего отца он более и более привыкал к нашей семье, потом принял участие в нашем воспитании… добрый моряк окружил себя нами, принял нас под свое крыло, а мы привязались к нему детскими сердцам, забыли о настоящем отце. Он был лучшим советником нашей матери и руководителем нашего воспитания. И. Гончаров.

 Так купеческие дети получили типично дворянское воспитание

Образование  начальное получил в  Частном пансионе священника Троицкого, далее  Московское коммерческое училище (1822). Затем поступает  в  Московский университет (1831)

Воспоминания светлые остались у писателя  о годах обучения в университете. «Мы, юноши… смотрели на университет, как на святилище, и вступали в его стены со страхом и трепетом» И. Гончаров. Учился с такими  литературными деятелями, как

В.Г. Белинский Н. П. Огарев М.Ю. Лермонтов К.С. Аксаков.. По окончании Московского  университета  он вернулся в Симбирск, но ненадолго.

 В 1834 г, переехав в Петербург, поступает на службу в Министерство финансов переводчиком иностранной переписки.

Активно готовит себя к писательской деятельности. Сближается с семьей известного художника Майкова, сыновьям которого преподает словесность и латынь. Участвует в издании рукописного альманаха «Подснежник», являясь автором романтических стихов.

 Сближается с  журналом « Современник», 1856г.

1846 г . – это знакомство В. Г. Белинским и начало сотрудничества с журналом «Современник», которое не стало, однако, дружбой, так как по своим политическим взглядам Гончаров был весьма умеренным либералом.

1849 г. - в «Литературном сборнике журнала «Современник» появилась глава из будущего романа – «Сон Обломова», которая пострадала от цензорского карандаша. Это омрачило настроение Гончарова и надолго приостановило его работу над романом.

1856 г. – переходит из министерства финансов в министерство просвещения на должность цензора

1865 г. – член Главного управления по делам печати 1867 г. – выходит в отставку в чине генерала В последние годы жизни часто выезжает за границу на лечение Фото 1861 г. Дальнейшая служба

 Роман «Обыкновенная история»   увидела свет в  1847 г. «В «Обыкновенной истории» показана «ломка старых понятий и нравов – сентиментальности, карикатурного преувеличения чувств дружбы и любви, поэзии и праздности» И. А. Гончаров

В 1852 г. Гончаров в качестве секретаря адмирала Путятина отправляется на фрегате «Паллада» в кругосветное плавание. Вернувшись из путешествия, писатель оформляет свои впечатления в книге очерков «Фрегат «Паллада »

Главное детище Гончарова – роман «Обломов» 1847 - 1859

 О чём этот роман?

«История о том, как лежит и спит добряк-ленивец Обломов и как ни дружба, ни любовь не могут пробудить и поднять его, - не бог весть какая важная история. Но в ней отразилась русская жизнь, в ней предстает перед нами живой, современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью…»

Так  писал о содержании романа  Н. Добролюбов  в статье «Что такое обломовщина?»

 Еще один роман «Обрыв»  был создан в 1869 году. « Роман «Обрыв» родился у меня в 1849 году на Волге, когда я, после 14-летнего отсутствия , первый раз посетил Симбирск, свою родину . И.А. Гончаров

 Какова общая концепция  этих произведений?

  Два уклада патриархальный буржуазный.

 Крепостнические порядки, инертность и однообразие помещичьей жизни.

 Активное отношение к жизни, проявление откровенного эгоизма

Трилогия о русской жизни.  Эти романы отражают существенные стороны жизни русского общества 40 - 60-х годов. Они объединены чертами характера персонажей, проблематикой.

Жизненный путь героев "Обыкновенная история: " Александр Адуев, дворянин, приспосабливается к жизни и перерождается в буржуа.

 В романе "Обломов" Илья Ильич Обломов, дворянин, капитулирует перед действительностью

В романе  "Обрыв" Александр Райский, дворянин, уходит от жизни, увлекаясь искусством

1891 г. 27 сентября –Гончаров  скончался от воспаления легких.

О романе "Обломов"

История создания

1848 год – первый вариант «Сна Обломова» Март 1849 г. – первая публикация «Сна Обломова» 1852 год – работа прервана из-за путешествия 29 ноября 1855 г. – почти закончена первая часть романа Июнь – июль 1857 г. – «мариенбадское чудо» (запад Чехии): роман практически завершен.

 Январь – апрель 1859 г. – журнал «Отечественные записки» знакомит читателей с новым романом И. А. Гончарова

     Жанр

 Жанровая специфика произведения позволяет трактовать его, прежде всего, как социально-бытовой роман.

 Это психологический роман – Гончаров тонко раскрывает внутренний мир и характер каждого героя, подробно анализируя причины их поступков и дальнейшую судьбу.

Композиция

Книга состоит из четырех частей.

Первая часть и 1-4 главы второй представляют собой описание одного дня жизни Обломова, включающее события в квартире героя, его характеристику автором, а также важную для всего сюжета главу – «Сон Обломова». – экспозиция книги.

5-11 главы и третья часть представляют собой основное действие романа, описывающее отношения Обломова и Ольги. Кульминацией произведения становится расставание возлюбленных, приводящие к тому, что Илья Ильич снова впадает в старое состояние «обломовщины».

Центральное ядро персонажей представлено двумя противопоставляемыми мужскими и женскими образами – Обломовым и Штольцем, а также Ильинской и Пшеницыной. Апатичные, спокойные, интересующиеся больше бытом, домашним теплом и богатым столом Обломов и Пшеницына выступают носителями устаревших, архаичных идей русского мещанства. Для них обоих «обломовка» как состояние спокойствия, отрешенности от мира и духовной бездеятельности является первичной целью. Это противопоставлено активности, деятельности, практичности Штольца и Ольги – они являются носителями новых, европейских идей и норм, обновленной русско-европейской ментальности.

Мужские персонажи

  Илья Ильич является представителем прошедшего времени, для него не существует настоящего, да и эфемерной «Обломовки будущего» для него тоже не существует. Обломов живет только в прошлом времени, для него все лучшее уже было давно в детстве, то есть он стремился назад, не ценя полученный с годами опыт и знания.

   Именно поэтому возвращение к «обломовщине» в квартире Пшеницыной сопровождалось полной деградацией личности героя – он будто возвращался в глубокое немощное детство, о котором грезил многие годы.

Штольц – его  друг  … направлен только на будущее. Андрей Иванович не видит цели, для него ею становится средство достижения целей – постоянный труд. …Андрей Иванович выступает в романе персонажем-практиком, которому некогда думать, пока нужно создавать и строить новое, в том числе себя.

Однако если Обломов был зациклен на прошлом и боялся посмотреть в будущее, то у Штольца не было времени остановиться, оглянуться назад и понять, откуда и к чему он идет..

Оба мужских персонажа далеки от идеала Гончарова, который хотел показать, что помнить свое прошлое и чтить корни так же важно, как и постоянное личное развитие, обучение чему-то новому и непрерывное движение…

Женские персонажи

Если при изображении мужских персонажей для автора важным было понимание их направленности и смысла жизни, то женские образы связан, прежде всего, с вопросами любви и семейного счастья. Агафья и Ольга не только имеют разное происхождение, воспитание и образование, но и обладают разным характером. Кроткая, безвольная, тихая и хозяйственная Пшеницына воспринимает мужа как человека более важного и значимого, ее любовь граничит с обожанием и обоготворением мужа, что нормально в рамках старых, архаичных традиций домостроя. Для Ольги возлюбленный – это, прежде всего, человек равный ей, друг и учитель. Ильинская видит все недостатки Обломова и до самого конца пытается изменить возлюбленного – несмотря на то, что Ольга изображена натурой эмоциональной, творческой, девушка к любому вопросу подходит практично и логически. Роман Ольги и Обломова с самого начала был обречен – чтобы дополнять друг друга, кому-то пришлось бы меняться, однако ни один из них не хотел отказываться от привычных взглядов и герои продолжали неосознанно противостоять друг другу.

Проблематика

Центральной проблемой произведения является проблема «обломовщины» как исторического и социального явления среди русских мещан, не желающих перенимать новые общественные устои и меняться.

 Гончаров показывает, как «обломовщина» становится не только проблемой для общества, но и для самого человека, который постепенно деградирует, отгораживаясь собственными воспоминаниями, иллюзиями и мечтами от реального мира.
Важное место в романе занимают вопросы значения жизни героя, его личного счастья, места в обществе и мире вообще. Обломов является типичным «лишним человеком…

Тема и идея

В романе «Обломов» Гончаров, рассматривая историческую тему изменения общества в 19 веке сквозь призму такого социального явления как «обломовщина», раскрывает его разрушительное действие не только для нового общества, но и для личности каждого отдельного человека, прослеживая влияние «обломовщины» на судьбу Ильи Ильича. В конце произведения автор не приводит читателя к единой мысли, кто был более прав – Штольц или Обломов, однако анализ произведения «Обломов» Гончарова, показывает, что гармоничная личность, как и достойное общество, возможно только при полном принятии свое прошлого, черпании оттуда духовных основ, при постоянном стремлении вперед и непрерывной работе над собой.

   Гончаров в романе «Обломов» впервые ввел понятие «обломовщина», которое остается нарицательным словом и в наши дни для обозначения апатичных, застрявших в иллюзиях и мечтах прошлого, ленивых людей.

Д.з.

  1. Вместо хронолог. таблицы  можете прорешать тест   по тв-ву  И.А. Гончарова.

  2. Или прочитайте эпизод из романа  « Сон Обломова »  Ответить на вопрос: Какова роль эпизода? ( для гр. 1МНЭ 01,02; письменно)

3. Составить  сопоставительную характеристику героев пьесы: Обломова и Штольца. (для групп 1БС01. 1БС02)

 

Вопросы к тесту.

  1. Чин Обломова
  2. Сколько лет Обломов живёт  в Петербурге?
  3.  В каком возрасте Обломов видит себя во сне?
  4.  Кем мечтали видеть родители Обломова ?
  5. С кем сравнивается халат Обломова?
  6. Чем было лежание Обломова?
  7. На какие две половины разделяется жизнь в глазах Ильи Ильича?
  8. В какой город вместо другого  отправил Обломов  бумагу по службе?
  9. Что ответил Обломов на восклицание Штольца: «Да ты поэт, Илья?»
  10. Какое слово написал, а затем стёр  Обломов на запылённом столе?
  11. Какой эпитет употребляет Обломов, когда впервые его услышал?
  12. «Наше имя-легион».  Чьи это слова?
  13. Что было господствующим  и основным  в выражении его лица и  всей души?
  14. Сколько по времени длится первая часть романа?
  15. Какое это было число?