16.09.2020. Задание для самостоятельной работы для группы 1МНЭ02
план-конспект занятия

Тухтахулова Фирзуля Тухтасыновна

 Задание для самостоятельной работы  по теме  И. А.Гончаров. Жизненный и творческий путь. Роман "Обломов"предназначено  для группы 1МНЭ02 в рамках дистанционного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon i.a.goncharov.zip25.25 КБ

Предварительный просмотр:

Тема 2.3. И.А. Гончаров. Жизненный путь и творческая биография.

 Роман «Обломов».

Контрольные вопросы и задания

1.Составьте хронологическую таблицу по творчеству И.А. Гончарова.

2.Выделите основные  темы его творчества.  

3.В чем  жанровое своеобразие романа И.А.Гончарова «Обломов»? Как проявляется эпичность его формы и композиционные особенности?

4. Есть ли положительные качества у Обломова? Что такое обломовщина?

Д.з.Выполните одно из заданий:

1. Прочитайте эпизод из романа  « Сон Обломова »  Какова роль эпизода? ( для гр. 1МНЭ 01,02; письменно)

2. Составить  сопоставительную характеристику героев пьесы: Обломова и Штольца. (для групп 1БС01. 1БС02)

3.Тест по роману «Обломов

Серьезное искусство, как и всякое серьезное дело,

 требует всей жизни.

И. Гончаров

    Иван Александрович Гончаров (1812-1891) … Что нам известно об этом писателе? Автор критической статьи «Мильон терзаний»,  в которой представлен анализ  литературного портрета А.А.Чацкого, героя комедии  А.  С. Грибоедова «Горе от ума».. Возможно, кто-то читал его путевые очерки из киги «Фрегат Паллада» ( 1855г), а кто знает его, как создателя  трех романов на О  «Обыкновенная история» (1847г.), «Обломов» ( 1859 г.), «Обрыв» (1869г.)

    Писатель родился в 1812 г.в Ульяновске в семье богатого сибирского купца.

Мать—Авдотья Матвеевна Шахторина , нежная и ласковая, но не считавшая вредным использовать и суровые меры наказания.

   «Горжусь… что имел подобную мать, ни о чем и ни о ком у меня мысль так несветла, воспоминание так не свято, как о ней. И. Гончаров – сестре А.А. Кирмаловой, 5 мая 1851г

Отец—Александр Иванович, зажиточный купец.

Отец умер рано, оставив семье крупное состояние «Дом у нас был, что называется, полная чаша… Большой двор, даже два двора…Свои лошади, коровы, даже козы и бараны, куры и утки – все это населяло оба двора….словом, целое имение…»

Детские годы Гончарова прошли в патриархально-крепостнической обстановке богатой полупомещичьей , полукупеческой усадьбы. Гончаров видел повсюду картины беспечной, сонной, ленивой жизни обитателей усадьбы, во многом воспроизведенные впоследствии в "Сне Обломова".

 Воспитанием  детей занимался  крёстный,Николай Николаевич Трегубов. «По смерти нашего отца он более и более привыкал к нашей семье, потом принял участие в нашем воспитании… добрый моряк окружил себя нами, принял нас под свое крыло, а мы привязались к нему детскими сердцам, забыли о настоящем отце. Он был лучшим советником нашей матери и руководителем нашего воспитания. И. Гончаров.

 Так купеческие дети получили типично дворянское воспитание

Образование  начальное получил в  Частном пансионе священника Троицкого, далее  Московское коммерческое училище (1822). Затем поступает  в  Московский университет (1831)

Воспоминания светлые остались у писателя  о годах обучения в университете. «Мы, юноши… смотрели на университет, как на святилище, и вступали в его стены со страхом и трепетом» И. Гончаров. Учился с такими  литературными деятелями, как

В.Г. Белинский Н. П. Огарев М.Ю. Лермонтов К.С. Аксаков.. По окончании Московского  университета  он вернулся в Симбирск, но ненадолго.

 В 1834 г, переехав в Петербург, поступает на службу в Министерство финансов переводчиком иностранной переписки.

Активно готовит себя к писательской деятельности. Сближается с семьей известного художника Майкова, сыновьям которого преподает словесность и латынь. Участвует в издании рукописного альманаха «Подснежник», являясь автором романтических стихов.

 Сближается с  журналом « Современник», 1856г.

1846 г . – это знакомство В. Г. Белинским и начало сотрудничества с журналом «Современник», которое не стало, однако, дружбой, так как по своим политическим взглядам Гончаров был весьма умеренным либералом.

1849 г. - в «Литературном сборнике журнала «Современник» появилась глава из будущего романа – «Сон Обломова», которая пострадала от цензорского карандаша. Это омрачило настроение Гончарова и надолго приостановило его работу над романом.

1856 г. – переходит из министерства финансов в министерство просвещения на должность цензора

1865 г. – член Главного управления по делам печати 1867 г. – выходит в отставку в чине генерала В последние годы жизни часто выезжает за границу на лечение Фото 1861 г. Дальнейшая служба

 Роман «Обыкновенная история»   увидела свет в  1847 г. «В «Обыкновенной истории» показана «ломка старых понятий и нравов – сентиментальности, карикатурного преувеличения чувств дружбы и любви, поэзии и праздности» И. А. Гончаров

В 1852 г. Гончаров в качестве секретаря адмирала Путятина отправляется на фрегате «Паллада» в кругосветное плавание. Вернувшись из путешествия, писатель оформляет свои впечатления в книге очерков «Фрегат «Паллада »

Главное детище Гончарова – роман «Обломов» 1847 - 1859

 О чём этот роман?

«История о том, как лежит и спит добряк-ленивец Обломов и как ни дружба, ни любовь не могут пробудить и поднять его, - не бог весть какая важная история. Но в ней отразилась русская жизнь, в ней предстает перед нами живой, современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью…»

Так  писал о содержании романа  Н. Добролюбов  в статье «Что такое обломовщина?»

 Еще один роман «Обрыв»  был создан в 1869 году. « Роман «Обрыв» родился у меня в 1849 году на Волге, когда я, после 14-летнего отсутствия , первый раз посетил Симбирск, свою родину . И.А. Гончаров

 Какова общая концепция  этих произведений?

  Два уклада патриархальный буржуазный.

 Крепостнические порядки, инертность и однообразие помещичьей жизни.

 Активное отношение к жизни, проявление откровенного эгоизма

Трилогия о русской жизни.  Эти романы отражают существенные стороны жизни русского общества 40 - 60-х годов. Они объединены чертами характера персонажей, проблематикой.

Жизненный путь героев "Обыкновенная история: " Александр Адуев, дворянин, приспосабливается к жизни и перерождается в буржуа.

 В романе "Обломов" Илья Ильич Обломов, дворянин, капитулирует перед действительностью

В романе  "Обрыв" Александр Райский, дворянин, уходит от жизни, увлекаясь искусством

1891 г. 27 сентября –Гончаров  скончался от воспаления легких.

О романе "Обломов"

История создания

1848 год – первый вариант «Сна Обломова» Март 1849 г. – первая публикация «Сна Обломова» 1852 год – работа прервана из-за путешествия 29 ноября 1855 г. – почти закончена первая часть романа Июнь – июль 1857 г. – «мариенбадское чудо» (запад Чехии): роман практически завершен.

 Январь – апрель 1859 г. – журнал «Отечественные записки» знакомит читателей с новым романом И. А. Гончарова

     Жанр

 Жанровая специфика произведения позволяет трактовать его, прежде всего, как социально-бытовой роман.

 Это психологический роман – Гончаров тонко раскрывает внутренний мир и характер каждого героя, подробно анализируя причины их поступков и дальнейшую судьбу.

Композиция

Книга состоит из четырех частей.

Первая часть и 1-4 главы второй представляют собой описание одного дня жизни Обломова, включающее события в квартире героя, его характеристику автором, а также важную для всего сюжета главу – «Сон Обломова». – экспозиция книги.

5-11 главы и третья часть представляют собой основное действие романа, описывающее отношения Обломова и Ольги. Кульминацией произведения становится расставание возлюбленных, приводящие к тому, что Илья Ильич снова впадает в старое состояние «обломовщины».

Центральное ядро персонажей представлено двумя противопоставляемыми мужскими и женскими образами – Обломовым и Штольцем, а также Ильинской и Пшеницыной. Апатичные, спокойные, интересующиеся больше бытом, домашним теплом и богатым столом Обломов и Пшеницына выступают носителями устаревших, архаичных идей русского мещанства. Для них обоих «обломовка» как состояние спокойствия, отрешенности от мира и духовной бездеятельности является первичной целью. Это противопоставлено активности, деятельности, практичности Штольца и Ольги – они являются носителями новых, европейских идей и норм, обновленной русско-европейской ментальности.

Мужские персонажи

  Илья Ильич является представителем прошедшего времени, для него не существует настоящего, да и эфемерной «Обломовки будущего» для него тоже не существует. Обломов живет только в прошлом времени, для него все лучшее уже было давно в детстве, то есть он стремился назад, не ценя полученный с годами опыт и знания.

   Именно поэтому возвращение к «обломовщине» в квартире Пшеницыной сопровождалось полной деградацией личности героя – он будто возвращался в глубокое немощное детство, о котором грезил многие годы.

Штольц – его  друг  … направлен только на будущее. Андрей Иванович не видит цели, для него ею становится средство достижения целей – постоянный труд. …Андрей Иванович выступает в романе персонажем-практиком, которому некогда думать, пока нужно создавать и строить новое, в том числе себя.

Однако если Обломов был зациклен на прошлом и боялся посмотреть в будущее, то у Штольца не было времени остановиться, оглянуться назад и понять, откуда и к чему он идет..

Оба мужских персонажа далеки от идеала Гончарова, который хотел показать, что помнить свое прошлое и чтить корни так же важно, как и постоянное личное развитие, обучение чему-то новому и непрерывное движение…

Женские персонажи

Если при изображении мужских персонажей для автора важным было понимание их направленности и смысла жизни, то женские образы связан, прежде всего, с вопросами любви и семейного счастья. Агафья и Ольга не только имеют разное происхождение, воспитание и образование, но и обладают разным характером. Кроткая, безвольная, тихая и хозяйственная Пшеницына воспринимает мужа как человека более важного и значимого, ее любовь граничит с обожанием и обоготворением мужа, что нормально в рамках старых, архаичных традиций домостроя. Для Ольги возлюбленный – это, прежде всего, человек равный ей, друг и учитель. Ильинская видит все недостатки Обломова и до самого конца пытается изменить возлюбленного – несмотря на то, что Ольга изображена натурой эмоциональной, творческой, девушка к любому вопросу подходит практично и логически. Роман Ольги и Обломова с самого начала был обречен – чтобы дополнять друг друга, кому-то пришлось бы меняться, однако ни один из них не хотел отказываться от привычных взглядов и герои продолжали неосознанно противостоять друг другу.

Проблематика

Центральной проблемой произведения является проблема «обломовщины» как исторического и социального явления среди русских мещан, не желающих перенимать новые общественные устои и меняться.

 Гончаров показывает, как «обломовщина» становится не только проблемой для общества, но и для самого человека, который постепенно деградирует, отгораживаясь собственными воспоминаниями, иллюзиями и мечтами от реального мира.
Важное место в романе занимают вопросы значения жизни героя, его личного счастья, места в обществе и мире вообще. Обломов является типичным «лишним человеком…

Тема и идея

В романе «Обломов» Гончаров, рассматривая историческую тему изменения общества в 19 веке сквозь призму такого социального явления как «обломовщина», раскрывает его разрушительное действие не только для нового общества, но и для личности каждого отдельного человека, прослеживая влияние «обломовщины» на судьбу Ильи Ильича. В конце произведения автор не приводит читателя к единой мысли, кто был более прав – Штольц или Обломов, однако анализ произведения «Обломов» Гончарова, показывает, что гармоничная личность, как и достойное общество, возможно только при полном принятии свое прошлого, черпании оттуда духовных основ, при постоянном стремлении вперед и непрерывной работе над собой.

   Гончаров в романе «Обломов» впервые ввел понятие «обломовщина», которое остается нарицательным словом и в наши дни для обозначения апатичных, застрявших в иллюзиях и мечтах прошлого, ленивых людей.

Д.з.

  1. Вместо хронолог. таблицы  можете прорешать тест   по тв-ву  И.А. Гончарова.

  2. Или прочитайте эпизод из романа  « Сон Обломова »  Ответить на вопрос: Какова роль эпизода? ( для гр. 1МНЭ 01,02; письменно)

3. Составить  сопоставительную характеристику героев пьесы: Обломова и Штольца. (для групп 1БС01. 1БС02)

 

Вопросы к тесту.

  1. Чин Обломова
  2. Сколько лет Обломов живёт  в Петербурге?
  3.  В каком возрасте Обломов видит себя во сне?
  4.  Кем мечтали видеть родители Обломова ?
  5. С кем сравнивается халат Обломова?
  6. Чем было лежание Обломова?
  7. На какие две половины разделяется жизнь в глазах Ильи Ильича?
  8. В какой город вместо другого  отправил Обломов  бумагу по службе?
  9. Что ответил Обломов на восклицание Штольца: «Да ты поэт, Илья?»
  10. Какое слово написал, а затем стёр  Обломов на запылённом столе?
  11. Какой эпитет употребляет Обломов, когда впервые его услышал?
  12. «Наше имя-легион».  Чьи это слова?
  13. Что было господствующим  и основным  в выражении его лица и  всей души?
  14. Сколько по времени длится первая часть романа?
  15. Какое это было число?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная работа Для группы А41

Решить задачи вы период с 27.01.16 по 05.02.16...

Самостоятельная работа в группах на занятиях МДК.01.01. Конструкция, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава (тепловозы и дизель-поезда) по теме: «Конструкция бесчелюстного и челюстного буксовых узлов»

В методической разработке представлена групповая форма самостоятельной работы.  Данная методика самостоятельной работы предполагает  дифференцированную групповую работу,  выполнение гру...

Задания для самостоятельной работы по литературе для группы 1БС91

Задания для самостоятельной работы для 1БС 91 по литературе предлагаются для индивидуального изучения в рамках дистанционного обучения...

Задания для самостоятельной работы по литературе для группы 1МНЭ90

Задания для самостоятельной работы для 1БС 91 по литературе предлагаются для индивидуального изучения в рамках дистанционного обучения...

19.03.2020. Задание для самостоятельной работы по русскому языку гр. 1МНЭ 90

Задание для самостоятельной работы по русскому языку  предназначено для гр. 1МНЭ 90в рамках дистанционного обучения....

22.04.2020. Задание для самостоятельной работы по русскому языку гр. 1РЭ 93, 1БС91

Задание для самостоятельной работы по русскому языку предназначено для обучающихся  гр. 1РЭ 93, 1БС91  в рамках дистанционного обучения....

14.09.2020.Задание для самостоятельной работы по русскому языку и культуре речи по теме "Функциональные стили литературного языка, сфера их использования, языковые признаки. Официально- деловой стиль"

Задание по теме "Функциональные стили литературного языка, сфера их использования, языковые признаки. Официально- деловой стиль" предназначено для самостоятельной работы в рамках дистанционн...