Исследовательский проект "Сентиментальный натурализм в повести К. Воробьева "Крик" как средство изображения войны"
проект

Тухтахулова Фирзуля Тухтасыновна

Исследовательский проект "Сентиментальный натурализм в повести К. Воробьева "Крик" как средство изображения войны" создан в рамках индивидуального  проекта, выполняемого первокурсниками колледжа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon proekt_piganova.zip750.78 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НЕФТЕЮГАНСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ

 (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного

учреждения высшего образования «Югорский государственный университет»

(НИК (филиал) ФГБОУ ВО «ЮГУ»)

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Тема

Сентиментальный натурализм  в повести  К. Воробьева «Крик» как средство изображения Великой Отечественной войны в произведениях современных писателей.

Учебная дисциплина

 Литература

Выполнил

Пиганов  Григорий Федорович

обучающийся 1 курса

Группа

1МНЭ 90

Специальность                

08.02.09.Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий

Преподаватель                  

Тухтахулова Фирзуля Тухтасыновна

Нефтеюганск

2020г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..

3

Глава 1. Особенности развития  «сентиментального натурализма» в русской литературе.....................................................................................

1.1. Становление «сентиментального  натурализма»  как художественного метода ……………………………………………..….

5

5

1.2.Идейно-тематическое содержание повести К.Д. Воробьева «Крик» в русле сентиментального натурализма……………………….

8

 Глава 2.Особенности повествования произведения К.Д. Воробьева

 2.1.Жанровые  особенности прозы "сентиментального натурализма"

в повести К. Воробьева «Крик»…………………………………………

2.2.Герой  и способы его изображения …………………………………

11

11

13

2.3. Романтическое в повествовании……………………………………

2.4.Сентиментальный натурализм в повествовании…………………...

Заключение  ……………………………………………………………....

15

17

21

Список литературы  ……………………………………………………..

23

Введение

  «Блажен,  кто посетил сей мир в его минуты роковые…»  Для советских людей  40- годов  20 века слова  Ф.И.Тютчева стали поистине пророческими. Трагедия целого поколения   предвоенных и военных лет сегодня представлена как в  исторических  документах, так и в произведениях   литературы и искусства. Но память человеческая возвращает и возвращает нас к  событиям, которые невозможно забыть.

  Сейчас мы понимаем, что  Великую победу во Второй Мировой войне обеспечили  не  отдельные батальоны, дивизии, роты, а миллионы солдат, офицеров, окропившие  кровью просторы России,  степи Украины, леса Белоруссии….  Там вы не найдете деревень, сёл, городов, где  нет    обелисков  и безымянных могил.

 До сих историки уточняют численность погибших советских граждан:  на фронтах,  в тылу,  в плену.  С каждым годом эта цифра меняется, уточняется и дорабатывается.

По последним данным, за время Великой Отечественной войны  Красная Армия потеряла 11 миллионов 400 тысяч солдат и офицеров.   Потери среди мирного населения составили порядка 15 миллионов человек. Итог: 27 миллионов граждан СССР.

 Кроме исторической правды  о войне,  основанной на статистических данных,    существует правда   художественная. О ней мы узнаем из  произведений  русской литературы. Вот что будит воображение, переворачивает сознание. Вот что важно для воспитания патриотизма молодого поколения  21 века.

 Если  с   1941 по 1950 годы  главной в творчестве писателей и поэтов была тема Великой Победы, то  в 60 –е годы  начинается новый этап   в развитии военной  литературы.

 Среди книг, созданных  в 60–годы,   выделяется « лейтенантская проза»,  произведения писателей, получивших   трагический опыт жестокой военной реальности   в качестве солдат,  младших лейтенантов. Они  – то и  знали настоящую цену Победы. За боевые заслуги 18 писателей  удостоены звания Героя Советского Союза. Около 400 членов Союза писателей не вернулись с полей сражений.    

Один из них – Константин Дмитриевич Воробьев (1919-19750:  русский писатель, автор   30 рассказов, очерков и 10 повестей.  

 В звании лейтенанта воевал под Москвой.  В декабре 1941 года лейтенант Воробьёв попал в плен и находился в Клинском, Ржевском, Смоленском, Каунасском, Саласпилсском, Шяуляйском лагерях военнопленных (1941—1943). Дважды бежал из плена. После освобождения не вернулся на Родину, остался в Литве, хотя и там подвергался многочисленно допросам НКВД.

Живой свидетель  военных событий,  К.Воробьев в своих книгах   создал широкую картину действительности - образ  эпохи,    времени,  где главное действующее лицо – человек на войне. О чём бы он ни писал, его произведения заставляют задуматься о ценностях человеческого бытия,    которые помогали советскому солдату  достойно умирать или  выживать в невыносимых условиях плена .  

 Произведения К.Д. Воробьева:  " «Убиты под Москвой»(1963), «Крик» (1962), «Это мы, Господи» (написано в 1943 г. в партизанском отряде, опубликовано в 1986г.) автобиографические, основанные на личных переживаниях писателя, связанных с юностью,  службой   в начале войны,  пленом.

 На меня произвела огромное впечатление  повесть «Крик».

 О чём  повесть  «Крик»?  «О человеке, поставленном на самый край беды, когда душа с телом расстается …». Не поэтому ли  становится невыносимо больно после прочтения повести?  Каждый  из героев  вызывает сочувствие, чувство милосердия и сострадания  от пережитого ими… 

Манеру письма этой повести и последующих произведений  литературоведы назвали  «сентиментальным   натурализмом».   Мне захотелось провести соответствующие  исследования  и выяснить, почему  повесть «Крик» получила такую оценку.

Объект исследования - повесть «Крик».

Предмет исследования - особенности    художественного метода «сентиментальный натурализм»  в повести «Крик».

Гипотеза:  сентиментальный  натурализм как художественный метод оказался  наиболее приемлемым  для К.Д.Воробьева  как  метод, «оплакивающий погубленные судьбы эпохи Великой Отечественной войны  и  одновременно, как  очистительный обряд, «освобождающий живое от обязанностей перед мертвым». [6.1.]

Цели и задачи

Цель: проанализировав текст романа, выявить причины оценки повести К. Воробьева «Крик» »  как произведения «  сентиментального натурализма».

Задачи:

1. Изучить критическую литературу, способствующую усвоению  теоретических понятий, необходимых для более глубокого осмысления повести  К. Воробьева «Крик»

2. Познакомиться с   художественными особенностями  сентиментального  натурализма как художественного  метода в литературе.

3. Проанализировать повесть  К. Воробьева «Крик»  с точки  зрения  сентиментального натурализма

4. Выявить причины оценки повести К. Воробьева «Крик»  »  как произведения  « сентиментального натурализма».

Глава 1. Особенности художественного метода «сентиментальный натурализм» в русской литературе.

  1. Становление  «Сентиментального натурализма» как художественного метода.

   Один из критиков, обративших внимание на произведения  военной тематики К.Д. Воробьева,  отметил в своей  статье «…Нет трудней задачи, чем достичь пережитую народом трагедию в красках и формах самой трагедии». [4.1.]

Какие же  краски и формы  использует  автор  для описания трагедии Второй мировой войны в повествовании?
       На мой взгляд, использование в повести «Крик»  особого художественного метода - «сентиментальный натурализм»  -   помогает писателю соединить событийный материал с эмоциональным тоном изложения с целью создания образа молодого поколения,  ребят,  не доживших до Победы, недолюбивших  своих близких…

 Интерес к  особенностям повествования  книги о  Великой Отечественной войне известного писателя  20 века К. Воробьева «Крик» заставил меня  обратиться к  необходимой литературоведческой терминологии.

 Познакомившись с научными исследованиями, связанными с данным литературным направлением,  я  с удивлением обнаружил  интересные трактовки некоторых понятий:

 Сентиментальный - отличающийся излишней  чувствительностью  и идеализированным изображением  людей, их переживаний, жизненной обстановки, природы. [7.1.]  

 Натурали́зм (фр. naturalisme от лат. naturalis —«природный, естественный») — поздняя стадия развития реализма (или позитивизма) в литературе конца XIX-начала XX века.

 Натурализмом называют также художественный метод, для которого характерно стремление к внешнему правдоподобию деталей, к изображению единичных явлений — без обобщений и типизации [7.1.]  

  Согласно  одному из определений в области  литературоведения,  в  сентиментальном натурализме  происходит возрождение «слезной традиции»: корни – в древнейших обрядах оплакивания и поминания (архетипическая связь со смертью). Т.о., сентиментальный  натурализм, оплакивающий погубленные судьбы – это эпилог эпохи и  одновременно, очистительный обряд, «освобождающий живое от обязанностей перед мертвым» (Н. Лейдерман). [6.1.]

   Работая над рефератами  современных  критиков,  выяснил, что некоторые исследователи считают, что  сентиментальный натурализм как художественный метод  был представлен    ещё в литературе 19 века.    В качестве доказательства приводится роман «Белые ночи» Ф.М.Достоевского,  одного из родоначальников натуральной школы.   Драматическая история  любви бедного чиновника и  несчастной Настеньки, преследуемой её господином,  нам  известна ещё из  школьной программы.  

И содержание романа, и высокие чувства героев, оказавшихся  вместе в трудной жизненной ситуации, но разлученных судьбой,   не могут не волновать сердца читателей своим правдоподобием в изображении быта, нравов, взаимоотношений  « бедных  людей» и романтичностью  их  встреч и расставаний.

 На сочетание двух литературных направлений  в повести  обратил  внимание  В.В.Виноградов в статье  «Поэтика слова», утверждая, что «Макар Девушкин так же, как и Варенька, стремился к достижению синтеза «натуральных» и сентиментальных форм, но осуществлял эту задачу глубже, оригинальнее и, главное, современнее». [1]

 Другие из исследователей считают, что впервые определение "сентиментального натурализма" встречается в 50-е годы XIX в. у Аполлона Григорьева, который по сути дела отождествлял "сентиментальный натурализм" со всем гоголевским направлением в литературе 40-х годов. [2]

Отмечается также, что появление сентиментальных форм в литературе той поры было обусловлено многими причинами. Комплекс социальных, исторических, экономических условий вызвал широкую демократизацию литературы, невозможную в предшествующие годы.

 Есть критики, которые  отстаивают свою точку зрения: натурализм как литературное направление возник в конце XIX в. и, естественно, нет прямой связи между этим направлением и "натуральной школой".

 Всё это свидетельствует о том, что проблема  "сентиментальных натуралистов" мало исследована. Исключением является изучение некоторых ее сторон в статьях Н.Н. Монахова [3] (294,295), работах В.И.Кулешова [4] (214,21). А между тем эстетические взгляды "сентиментальных натуралистов" представляют известный научный интерес.

 Таким образом, мы вместе с исследователями придерживаемся такой точки зрения:  эстетика "сентиментальных натуралистов" внутренне неоднородна. В одной своей ветви она наиболее "прямо" шла вслед за Белинским, защищая принцип реалистического изображения жизни. С другой стороны, в эстетике" сентиментального натурализма" существовала и "романтическая" линия. Причём «ей была свойственна своя ограниченность, неумение увидеть и признать новые реалистические "веяния" в литературе, т.е., автор в повествовании обычно идёт своим  путём.

1.2.Идейно-тематическое содержание повести

  Уже название повести  «Крик» несет огромную смысловую нагрузку, это некий  знак беды, драматической судьбы человека, пережившего войну, а само повествование «невольное и сильное выражение сокровенных чувств, мыслей». [7.1.]  

 Безусловно,  крик - это  не только сильные эмоции,  но и отрицательные чувства: вопль, мольба  о помощи, «сильное выражение горести, отчаяния». [7.1.]  

   Отнюдь  не случайно  один из  критиков, писавший о К. Воробьеве, начал анализ его повестей с того, что было психологически трудно подступиться к его книгам: « Всюду — крик, и голос срывается».  А в повести «Это мы, господи!..» отмечал: «Вся она — словно кусок кричащей реальности, вырванной из истории — с кровью, с мясом. [5.1.]  

   Такая  же обнаженная, неприукрашенная явь начала войны предстает и со страниц повести «Крик». Это  объективное художественное  описание военных событий,  причин длительных отступлений, анализ действий командиров высшего эшелона,  отраженных  в правдивом  слове  рядового участника, героя - рассказчика.  Его память  снова и снова возвращает к трагическим  эпизодам  военной юности.

Одна из основных тем повести –  взросление молодого человека на войне.

          Каков его боевой дух, когда он только приступает  к службе? Что определяет его нравственный выбор в критических ситуациях жизни?    Как поступает человек, столкнувшись с непредвиденными обстоятельствами?

Здесь всё просто. Многое, по мысли автора,  зависит от конкретных нравственных ориентиров человека,  а они, как правило, формируются под воздействием окружающей среды, времени, близких людей, жизненных и художественных идеалов и от самого человека.

Следовательно, мы должны согласиться с утверждением критика, что «К. Воробьев был писателем, чей стиль из чувства конкретной, «натуральной» правды. Поэтому человека и время он никогда не разделял» [5.1.] Его герои понимают, что   взрослеют и живут в  непростое  время, приметы которого для писателя  - средство изображения эпохи  сороковых.    

Так в воспоминаниях  главного героя повести, Сергея  Воронова, автор  акцентирует внимание читателя на   описании  его душевных переживаний.  

Это эпизоды как  прежней, довоенной  жизни, так  и  военной.

Прежде всего Сергей  Воронов -  сын своего времени. Вот что рассказывает молодой человек девушке,  с которой мечтает связать свою судьбу:

        «…Мать была там учительницей. Я закончил десятилетку, но не в Медвенке, а уже в Обояни; в 1937 году маму уволили, а меня исключили из комсомола. За что? У нас было несколько томов "Отечественной войны 1812 года", и мы с матерью знали всех генералов от Барклая-де-Толли до Тучкова-третьего. Ну, вот за этот интерес к русским генералам... А в Обояни я вступил в комсомол снова. Скрыл прошлое - и вступил…».

   И этот факт биографии  самого К.Д. Воробьева вдруг сближают  автора и героя, потому что   в основе  рассказа – личные переживания человека.

   Так искренность и исповедальность  повествования позволяют писателю подчеркнуть честность и порядочность  вчерашних мальчишек,  которым становится страшно от того, что  их могут посчитать «проходимцами», если они вдруг окажутся способными  обмануть чужие ожидания.         

   Жестокие  жизненные уроки, полученные  в быту и на поле битвы в пору нравственного взросления, не лишают  каждого из них оптимизма и веры в правильность жизни  несмотря на то, что судьба забрасывает   ребят на передовую в очень сложное время: враг  у стен столицы.

  Идет война,  армия отступает. Все находятся в ожидании Великой битвы, битвы за  Москву. Для Сергея  и его  батальона она пока  оборонительная. Мы слышим тревожный голос героя-рассказчика, который без лозунгов и знамён, ждет общей участи солдата: «Наш батальон направлялся тогда на фронт в район Волоколамска. Мы шли пешим порядком от Мытищ и на каждом привале рыли окопы. Сначала это были настоящие окопы, мы думали, что тут, под самой Москвой, и останемся…У всех у нас на ладонях вспухли кровавые мозоли: земля была мерзлой — стоял ноябрь». 

Однако  в любой момент войны может произойти перелом как на фронте, так и в судьбе героев повести.

  Автор,  сталкивая  героя-рассказчика с людьми разных судеб, характеров, отношений к жизни, раскрывает  прежде всего его нравственный стержень.

  Внутренний конфликт  Сергея, связанный с несогласием  действий  начальствующих лиц,  тоже объясним:  не любит он людей неискренних, осторожных. В их число входит и командир батальона,   майор Калач. Неприязненное отношение  к нему Сергея Воронова автор передает через  описание персонажа глазами главного героя: «Он был маленький и кривоногий и, наверное, поэтому носил непомерно длинную шинель. Мой помощник старший сержант Васюков назвал его … «бубликом». Взводу это понравилось, а майору нет, — кто-то был у нас стукачом».

Его слух режет фраза  командира батальона: «Отсюда мы уже не уйдем»: то ли предстоит здесь погибнуть, то ли остановить врага…  Пока на окраине большого села батальон окапывается и занимает оборону.  Ответная  реакция солдата на  - защитника Родины на события того времени: «Мне не верилось, что мы не уйдем отсюда».

  Еще одна правда того времени подчёркивается автором – отсутствие опыта военного дела у молодых.  "Мы не умели воевать, не жалели людских сил”, — вспоминал после войны В. Астафьев, ещё один русский писатель, прошедший всю войну.  

 Анализируя  потери во время  и после разведки  боем, Сергей, конечно, с горечью  винит конкретного человека: «Я подумал, что все вышло так, как я хотел: троих. Троих вполне хватит для майора Калача».        Оказавшись в плену, он всё ещё надеется, что пострадали только трое из двенадцати ребят.

  Герои Д.Воробьева способны критически осмысливать происходящее, оценивать и принимать трагическую действительность военного времени.

Сержант Васюков уже в плену    мучается от того, что с ними случилось: «Скажи, а куда ж делись наши танки? И самолеты? А? Или их не было? Понимаешь, идти  с одними ПТР да с поллитрами… Ну ты сам все знаешь!».  Сергей не хотел думать «о плохом», «там, у себя на воле» это считалось изменой родине и себе самому. Но нельзя уйти от мысли, что солдат  уже в начале войны  бросили на произвол судьбы.

И каждому из них пришлось  сполна хлебнуть горечь поражений, потеряв  близких и однополчан, оказавшись  в плену,  героически  пережив ужасы быта своего безысходного положения.  

2.Особенности повествования

2.1. Жанровые  особенности прозы «сентиментального натурализма»  в повести К.Воробьева «Крик»

Ведущий жанр "сентиментального натурализма,  по мнению исследователей, повесть.

 В своем произведении «Крик» К.Д. Воробьев поставил перед собой конкретную цель - показать неприглядную правду  о войне  с позиции участника событий того времени.

 Поэтому одна из художественных особенностей повести «Крик» - натурализм,  «декларирующий стремление  к максимально точному и беспристрастному отображению действительности».

 Повествование от первого лица помогает  писателю придать обнажённую, непререкаемую достоверность происходящего.  

 Герой повести -  один  из тех, кто на своих плечах вынес  Великую  Отечественную войну:  ему  в ноябре 1941 исполняется 21.

 Ни для кого не секрет, что больше всего от войны тогда пострадало поколение  этой возрастной группы: ребят 1919-1923 годов рождения.

 Они попали на фронт с самого начала боевых действий.  В первые месяцы Великой Отечественной  новобранцев отправляли в бой почти без подготовки. Из-за проблем с организацией снабжения войск и неразберихи многие 18-летние парни просто умерли от голода, холода или болезней.

В российскую историю будут вписаны грустные воспоминания фронтовиков о том, что « 80 процентов мальчиков, родившихся в 1923-м году, так и не узнали, что мы победили - не дожили до конца войны».

        О чём   думает  Сергей Воронов накануне своего дня рождения?

 В первой части  повести   герой демонстрирует лишь  молодой азарт  от ожидания перемен в жизни, от понимания  того, что надо жить  здесь и сейчас, что мир сегодня держится на смелости и инициативности таких, как он. Он живет с чувством благодарности к вверенным ему солдатам: «…Тридцать обветренных, знакомых и дорогих мне лиц, тридцать пар всевидящих и понимающих глаз смотрели в нашу сторону. Что-то горячее, благодарное и преданное к этим людям пронизало тогда мое сердце…»

Сколько гордости в сочетании с заносчивостью  испытывает  наш герой от своей значимости по поводу присвоения ему звания младшего лейтенанта: «Я ходил и косил глазами на малиновые концы воротника своей шинели, и у меня не было сил отделаться от мысли, что я лейтенант. Встречая бойца из чужого взвода, я шагов за десять от него готовил правую руку для ответного приветствия, и если он почему-либо не козырял мне, я окликал его радостно-гневным: "Вы что, товарищ боец, не видите?" Обычно красноармеец становился по команде "смирно" и отвечал чуть-чуть иронически: "Не заметил вас, товарищ лейтенант!" Никто из них не говорил при этом "младший лейтенант", и это делало меня их тайным другом».

 Может быть,   это и период осознания того, что и от него, а не только от решения командования  будет зависеть исход войны.

 Однако судьба уже  готовит ему  испытания, о котором он расскажет читателю  как о  величайшем счастье на земле    и величайшей трагедии своего поколения: война и любовь, встречи и  трагические потери,   радость бытия  и ужас плена.

 Таким образом, в  повести  «Крик» мы видим  стремление писателя  изобразить сложную картину жизни, показать многообразные связи человеческой личности с действительностью, пропустив через своё сердце.

2.2.Герой  и способы его изображения

  По мнению исследователей, "маленький", обыкновенный человек - главный герой произведений "сентиментального натурализма". Причём проблема "маленького человека" в этом художественном методе решается в психологическом аспекте.

 В "сентиментальном натурализме" в изображении человека отчетливо выступают две тенденции.

 С одной стороны, показывается социально-типическая психология героев, то есть изображаются герои-типы.

С другой стороны, писатели пытаются увидеть в социальном типе конкретную личность. В "маленьком", обыкновенном человеке подчеркивается богатое духовное содержание, нередко показывается превосходство героя над "существователями». [2]

 Главный герой повести  «Крик» - Сергей Воронов - простой паренёк, еще не оперившийся  командир взвода, ровесник самого автора.

 По службе у него больше вопросов, чем ответов: армия  отступает, сам   же он пока не видел врага, «ни убитых, ни раненых своих», «ни живого, ни мертвого немца», но особо не переживает: есть вера в скорое  наступление и, конечно, в победу.

  У него своя шкала ценностей.  Например, дорожит крепкой  солдатской  дружбой: с Васюковым его сближает возраст, служба,  общие интересы. Уважает он своего товарища и за острый язык, и за смекалку,   и за юмор.  Ему дорого  надежное  плечо друга. Во всём старается  поддержать своего товарища по службе:  развеять однообразие и тягомотину временного отступления веселой беседой, сбегать за парой литров первача, достать обмундирование для своих солдат. Но и между ними могут быть разногласия: некорректные замечания Васюкова насчет любимой девушки,  Воронов, как мальчишка, принимает в штыки и бросается защищать свою честь.

Любовь раскрывает в герое романтическое восприятие действительности, его внутреннее духовное содержание, полноту жизни.

  Но война есть война. Сполна приходится герою испытать и горечь потерь, и плен, настоящий ад, который ещё неизвестно чем закончится: у повести открытый финал.

Так,  правдивое, безыскусственное изображение фронтовой жизни  накануне фатальных событий, представленное через мировосприятие лейтенанта, помогает К.Воробьеву передать  цельность души молодого воина, которому предстоит либо  умереть в мясорубке военных действий, либо выжить, став героем.

2.3. Романтическое в повествовании

А молодость есть молодость. Она находит то, что ищет:  вылазка в деревню за валенками обернулась для Сергея  Воронова роковой   встречей   со своей первой любовью.  Казалось бы, идет война, ничего уже удивительного в мире не может произойти, но вот как он рассказывает об этом:  «… Я приподнял фонарь и увидел у притолоки девушку в черной стеганке, в большой черной шали, в серых валенках. Она держала в руках железный засов». Обыкновенное знакомство, обыкновенная деревенская кладовщица…

Так начинается романтическая линия повествования, описывающая удивительную историю любви Маринки и Сергея, в которой проявляются цельность и искренность натуры молодого человека.
Состояние  бесконечного счастья охватывает нашего героя с первых минут общения с девушкой : «В жизни своей я не видел такого дива, как она! Да разве об этом расскажешь словами? Просто она не настоящая была, а нарисованная - вот и все!».  Да! Ни до этого, ни после я не встречал такой живой красоты, как она».

 Интуитивно он понимает, что вот она - единственная, которую он долго ждал … а иначе как можно объяснить шквал эмоций,  чувств, безрассудных поступков героя:

 «Наши руки сталкивались и разлетались, как голуби, и, поскользнувшись, я схватился за концы ее шали. Мы оказались лицом к лицу, и я смутно увидел ее глаза испуганные, недоуменные и любопытные. В глаз и поцеловал я ее. Она отшатнулась и прикрыла этот глаз ладонью».

 «Странное, волнующее и какое-то обрадованно-преданное и поощряющее чувство испытывал я в тот момент от этого сахарного вкуса ее губ. Я недоумевал, когда же она успела попробовать сахар, и было радостно, что сахар этот был моим подарком, и мне хотелось сказать ей спасибо за то, что она попробовала его украдкой... Я думал об этом, насильно целуя ее и чувствуя слабеющую силу ее рук, упершихся мне в грудь.

 - Я хороший! - убежденно, почти зло сказал я. - У меня никогда никого не было... Вот увидишь потом сама!»

 С этой минуты летает младший лейтенант  с одного конца деревни на другой на  крыльях любви и счастья,  рассказывая об этом просто и нежно: « Я ведь тогда весь был захвачен широкой и бездонной радостью…». «На второй день я не ходил, а бегал…»

 Даже «неумный» приказ своего начальника (вернуть валенки, откуда взял)  Сергей  воспринимает  с восторгом: «Я любил в эту минуту Калача. Любил за все — за его рост, за то, что он майор, за его ругань, за то, что он приказал мне самому отнести валенки в амбар…»

 Всё в  отношениях влюбленных молодому лейтенанту кажется волшебным: и совпадение дней рождения влюблённых, и одинаковые фамилии, и родственники милой кладовщицы. И мужской разговор с лучшим другом Васюковым  ставит точку в его отношении к девушке:

«… - Если ты хоть один раз еще скажешь это, набью морду. Понял? — решенно пообещал я.

 - Как я же думал… Я же ничего такого не сказал, — растерянно забормотал он. — Мне-то что?...»

Молодой человек встретил свою единственную, он никогда её не отпустит. А сейчас – женится: «То, что я сказал — поженимся, отозвалось во мне каким-то протяжным, изнуряюще благостным звоном, и я повторил это слово, прислушиваясь к его звучанию и впервые постигая его пугающе громадный, сокровенный смысл».

 Романтика происходящего подчёркивается описанием природы, отражающим   внутренний мир героя.

  Главный свидетель его безмерного счастья – одухотворенная, живая природа, радующаяся  за влюбленных (пел снег, пел сам, пела ночь…) Даже кратковременная радость способна перебороть тревогу, связанную с войной и неопределенностью жизни…

  «Возвращался я бегом, и подмерзший снег не скрипел, а пел у меня под ногами, и мысленно я пел сам, и со мной пела вся та ночь — чутко-тревожная, огромная, заселенная звездами, войной и моей любовью. Я хорошо понимал, что моя радость «незаконна», — немцы ведь подходили к Москве, но всё равно я не справлялся с желанием поделить свое счастье поровну со всеми людьми».

 Любовь сильнее страха, сильнее смерти… Она,  наполняя человека даже  на войне  гаммой  чувств,  переживаний,   делает его  благодарным судьбе, хотя бы на мгновенье. Любовь вечная, а не война – вот что важно передать нам автору.

 Но светлое счастье бесхитростного бытия  рушится   из-за  вмешательства жестокой  правды войны. Извечный романтический треугольник: любовь – долг - смерть позволяют К.Д. Воробьеву с огромной эмоциональной заразительностью  высветить и трагизм судьбы человека на войне,   и величие человеческого духа.

 

2.4. Сентиментальный натурализм в повествовании

  Что делает человек, столкнувшийся с обстоятельствами непреодолимой силы?

  На мой взгляд, на первом  плане  произведения  «Крик»  - углубленное исследование человеческих переживаний.  Автор, показывая  противоречия  бытия военного времени,  выявляет  богатство  человеческой души, в которой  причудливо  сплелись лирика и трагизм, философское раздумье о смысле человеческого существования  и правда жизни.

Однако «непутевая, скорая» любовь Воронова и Маринки сталкивается с ужасающей, разрушительной и необъяснимой войной, светлым и нежным чувствам противопоставлены  трагичность и ужас происходящего на войне.

Как дурной знак воспринимает Сергей картины событий, предшествующих его «свадьбе»,  их  Дню  рождения. Вот одна из них: «Недалеко от Маринкиной хаты, я увидел огромную, круглую воронку, обложенную метровыми пластами смерзшейся земли. Рядом с нею …смуглолицый кавалерист, … похожий на Григория Мелехова, остервенело пинал сапогами в разорванный сизый пах коня, пробуя освободить седло. Конь перебирал, будто плыл, задранными вверх ногами, тихонько ржал, изгибал длинную мокрую шею, заглядывая на свой живот, и глаза у коня были величиной в кулак, чернильно-синие, молящие».

 Именно в этом эпизоде,  как исследователи, мы отмечаем  натурализм повествования. Смерть, по мнению очевидцев настоящих боевых сражений, не героическая, не романтическая, а страшная в своей простоте и обыденности.

Война противопоставлена живой природе, это великое орудие разрушения жизни на земле  и трагедия для всего живого.

Война  неотвратимым бедствием врывается  в судьбы простых людей, не успевших  вкусить радость любви, материнства, семейной жизни

 Счастье Сергея на следующий день после праздника  уничтожает  война…

 Майор Калач отдает приказ:   «… Отправитесь в разведку боем. Ваша задача - выявить в населенном пункте Немирово силы врага, разведать и зафиксировать его огневые средства и точки». Взвод понимает,  что открытое столкновение с врагом - смерть. Первоначально добровольцев, кроме Васюкова не оказалось. И лишь обращение командира к комсомольцам обеспечивает  формирование  группы для операции.

 Нелегок для каждого  из них этот выбор: «Они встали рядом со мной лицом на запад, и мы все увидели Крылова. Он расслабленно вылезал из окопа, волоча ПТР, и лицо его было белым как снег. Белыми, косящими к переносице глазами  он смотрел куда-то сквозь нас, во что-то далекое, неведомое и страшное. Глядя на него, я ощутил, как мгновенно отмерзли у меня пальцы ног, а в груди стало пусто и горько».  

 Читая  эти строки, представляя описанную картину, вспоминаешь  строки Ю.Друниной: «Кто  говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне…»

В этом тоже правда жизни.

Однако  для Сергея страшное впереди:  погибает Маринка.

Во время миномётного  обстрела, Воронов слышит крик Маринки, оглядывается и видит, как вдали её подбрасывает взрывной волной:   «… высоко над нами завизжали мины. Мы пригнулись все…и вот тогда я услыхал Маринкин голос. Он вонзился мне в темя, как нож, и я оглянулся и в слитно мелькнувшей передо мной панораме села увидел на пригорке взрыв и в нем летящую Маринку… Я сразу же зажмурился, отвернулся и побежал вперед, на запад, и со мной рассредоточенной, наступающей цепью побежали все тринадцать человек. У меня не было ни одной стройной, отчетливой мысли, кроме желания не оглядываться, и я тупо ощущал свое тело и не мог задержать бег.

Мало ли как может еще быть, если ты не знаешь всего до конца!..»

Ничем он уже  не мог помочь любимой: он на боевом посту, его обязанность защищать родину от врага любой ценой, ценой собственной жизни…

Сопротивляться тому, что произошло, может только сознания. И на крик Маринки он может ответить криком своей души, многострадальной, которой много ещё придется испытать: плен, голод, страх. Сам К. Воробьёв,  пройдя не по один круг ада плена, станет невозвращенцем: его Родина не способна пока понять - за что?

«Деревья вырастали с каждым нашим шагом, и в мое онемевшее сердце постепенно входило новое, могучее и незнакомое мне чувство, сдвигая и руша все то, что там шлаком спеклось и застыло, как уже пережитое. Нет, это не был только страх перед возможной смертью. Смерть что! Я ведь втайне «поспел» для нее в ту самую минуту, когда услыхал Маринкин голос и увидел ее парящей в сизом кусте взрыва. Тут было что-то другое, более значительное и важное — и не только мое, личное…» Это что-то – чувство ответственности за своих солдат, за свою землю и людей, за Родину.

Но бедствия на этом не закончились. Далее следуют картины,  в которых  автор показывает все ужасы военной жизни: боль, слёзы, грязь, холод и голод.

Натуралистическими красками писатель во много раз усиливал впечатление от созданного реалистического изображения человека и действительности в описании плена.

 Герою впервые приходится сталкиваться с врагами: «Я подумал тогда сразу о многом - о том, что эти два немца совсем похожи на нас, на людей; что они, наверно, наши с Васюковым ровесники, …что нас с Васюковым не за что и нельзя расстреливать!»..

 Но всё это ощущение улетучивается, когда их отправляют в  бараки для пленных. Воробьев в своей повести  останавливается на впечатлениях от увиденного, которые  концентрируют в себе всю абсурдность, весь ужас и безысходность существования человека во враждебном мире.

 Натуралистические приемы и средства  усиливают хаос и уничтожение  жизни на земле, организованные идеологическими маньяками, фашистскими палачами.

 Фашистский плен, каким его показал К. Воробьев, можно сравнить с неумолимыми жерновами,  способными превратить человека в ничто,  пыль, песчинку…

           Боль, страх, отчаяние овладевает героем, когда он понимает, что немцы - не люди. Взгляд вновь прибывшего военнопленного поражает огромная «поленница» человеческих тел, которые сброшены у барака: «из поленницы - и все почему-то вверх в небо, торчали синие скрюченные руки, а припавшие в одну сторону, к колонне, стриженые обледенелые головы светились медно, и мне казалось, что они звучат...».

 Другая картина,  достоверно описанная автором, не менее ужасна. Толпа военнопленных, прожив  в лагере для военнопленных двенадцать дней без еды,  обезумела, бросилась к умирающей  лошади, которая случайно забрела на территорию концлагеря. Можно  ли считать их за людей, если  каждый из них, подобно  хищнику, бросается к «несчастному животному, на ходу открывая ножи, бритвы, торопливо шаря в карманах хоть что-нибудь острое, способное резать или рвать движущееся мясо…».  

Так, финал повести, резко обрывающий повествование, несет огромную  эмоциональную нагрузку, заставляя читателя размышлять о дальнейшей судьбе героев, вглядываться в неизвестное и сказать самому себе: «Такое на Земле  не должно повториться!»

   

Заключение

Причины оценки повести К. Воробьева «Крик»  как произведения «сентиментального натурализма»:

  1. Создание повести «Крик» - это своего рода покаяние перед  теми, кто до последней капли крови защищал Родину. Автор повести «Крик», написавший её в  годы оттепели,  раскрыл  настоящую, жестокую правду   о войне, так необходимую и в наше время, когда переписывается история, когда рушатся идеалы  молодого поколения.
  2. Писатель показал в своих произведениях трагизм судьбы человека на войне и величие человеческого духа. При этом  К.Д. Воробьев  заострил внимание и на болевых точках военных действий, которые послужили причиной гибели многих простых солдат.

 Подтверждение тому - синтез «натуральных» и сентиментальных форм» как средство изображения  «пережитой народом трагедии в красках и формах самой трагедии».

  3.  На протяжении всей повести  мы слышим крик души героя - рассказчика, прощальный  Маринки, попавшей под обстрел деревни,  крик реальный простых русских солдат ( отрезвляющий Перемота ,  видит «рот Васюкова, раскрытый в беззвучном крике…) .    Чувствуем   «непроходящую  боль утраты, живую  «память сердца» самого автора  за   тех, кто не вернулся с полей сражений Великой Отечественной войны, попал в плен, пострадал от советской власти, вернувшись на Родину».

   4. Повесть «Крик» - это произведение « сентиментального натурализма», потому что здесь тесно переплетается реалистическая линия с романтической.

 С одной стороны, тема  войны  в повести тесно связана с проблемами  становления человеческой души, которая способна любить и ненавидеть, испытывать безмерное счастье и страдать от душевной  боли, носить в себе сострадание и прощать.

С другой стороны, это реквием, «поминальная молитва о безвинно загубленных душах» солдат, детей, женщин, стариков, оставшихся  в той войне.

5. Таким образом, наряду  с объективным, правдивым изображением действительности в повествовании присутствует  элегическая нота, создающая атмосферу задушевности, скорби, печали,  в которой слышится движение человеческого сердца.    

Эти особенности повествования подтверждают  нашу гипотезу:    сентиментальный  натурализм - художественный метод,  оплакивающий погубленные судьбы – это эпилог эпохи и  одновременно, очистительный обряд, «освобождающий живое от обязанностей перед мертвым».

Список литературы.

1. Виноградов В.В. Поэтика русской литературы. Избранные труды. Эволюция русского натурализма. Гоголь и Достоевский. Школа сентиментального натурализма.

2. Глуховская И.И. Сентиментальный натурализм" в русской литературе 40-х годов XIX века (проблема метода) "., 1984 .,стр.211: ил РГБ ОД 61:85-10/489

3. Кулешов В^И. Натуральная школа в русской литературе. М.: Просвещение, 1982.- 238 с.

 4. Кулешов В.И. Отечественные записки и литература 40-х годов 19 века. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1958. - 402 с. Кулешов В.И. Типология русского романтизма. - М.: Изд-во Моск.ун-та, 1973. - 34 с.

5. Монахов H.H. Из истории русской эстетической мысли'. П.Н. Кудрявцев. Русская литература, 1969, I, с.96-110.

5. Монахов H.H. Из истории формирования русского реализма. Беллетристика П.Н.Кудрявцева. Русская литература; 1971,1. I, с.79-89.

3. Юрий Бондарев «Повесть  о любви» Л-ра: Новый мир. – 1962. – № 10. – С. 236-238.

6. В. Комянов Преодоление. Л-ра: Новый мир. – 1987. – № 5. – С. 253-258.

7. Александр Панков «Все видеть». Уроки писательской судьбы. Дон. – 1989. – № 7. – С. 162-168

Интернет-источники:

1. http://gogol-lit.ru/gogol/kritika/vinogradov-poetika/shkola-sentimentalnogo-naturalizma.htm 

2. http://gogol-lit.ru/gogol/kritika/vinogradov-poetika/shkola-sentimentalnogo-naturalizma.htm

3. Источник:  students-library.com…sentimentalnyj-neonaturalizm

4. https://bigenc.ru/literature/text/2251433 (А.В.Голубков, А.В.Шестакова. Большая российская энциклопедия. Россия. 2007.

5. http://gogol-lit.ru/gogol/kritika/vinogradov-poetika/shkola-sentimentalnogo-naturalizma.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Изображение Бородинского сражения в романе Толстого "Война и мир"

Презентация к уроку по роману Л.Н.Толстого "Война и мир"...

Исследовательская работа Михаила Мизина, посвященная 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года

Исследовательская работа учащегося на конкурс "Недаром помнит вся Россия "...

ИЗОБРАЖЕНИЕ СВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА В РОМАНЕ Л.Н.ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»

Материал  предназначен для уроков литературы на первом курсе профессиональных училищ  по роману "Война и мир". В работе представлен материал по теме "Изображение светского общества в романе ...

Урок литературы с использованием модульно - компетентностной технологии и проблемного обучения. Изображение Гражданской войны в "Донских рассказах" М.А.Шолохова

Урок литературы с использованием модульно - компетентностной технологиии проблемного обученияИзображение Гражданской войны в "Донских рассказах" М.А.Шолохова...

исследовательская работа на тему критическое мышление как средство активизации мыслительной деятельности мобучающихся начальных классов

исследовательская работа на тему критическое мышление как средство активизации мыслительной деятельности обучающихся начальных классов...

«Универсальное изображение трансформер». Конспект занятия по по дисциплинам: Дизайн-проектирование и Средства исполнения дизайн-проектов

Данная методическая разработка нацелена на практическое освоение методов  проектирования и художественного конструирования при создании целостного художественного изображения, социального или рек...

Изображение технологического оборудования и трубопроводов на схемах автоматизации. Условные обозначения приборов и средств автоматизации на ФСА

Технологическая карта урока(03.03.2016)Предмет, группаОП.05.    Автоматизация технологических процессов12-ТП-41ПреподавательБелялова Ольга НиколаевнаТема урока (соответствие программе и...