Урок литературы с использованием модульно - компетентностной технологии и проблемного обучения. Изображение Гражданской войны в "Донских рассказах" М.А.Шолохова
план-конспект занятия на тему

Музыченко Наталья Юрьевна

Урок литературы с использованием модульно - компетентностной технологии

и проблемного обучения

Изображение Гражданской войны в "Донских рассказах" М.А.Шолохова

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_konspekt_po_sholokhovu.doc79 КБ
Microsoft Office document icon tekhnologicheskaya_karta.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы с использованием модульно - компетентностной технологии

и проблемного обучения

Изображение Гражданской войны в "Донских рассказах" М.А.Шолохова

Преподаватель русского языка и литературы Музыченко Наталья Юрьевна

2012г.

Изображение Гражданской войны в "Донских рассказах" М.А.Шолохова

Тип урока: урок объяснения нового материала (урок – практикум) на основе модульно-компетентностной технологии и элементов проблемного обучения.

Цели урока:

Образовательные: 

  • изучить "Донские рассказы" М. Шолохова, выявить концепцию гражданской войны в ранних произведениях М. Шолохова на примере рассказов "Родинка", "Чужая кровь", «Шибалково семя»;
  • повторить и систематизировать знания учащихся по теме "Гражданская война";
  • определить тему и идею рассказов; особенность языка и стиля рассказов; формировать умение самостоятельно работать с текстами рассказов.

Развивающие: 

  • развивать общеучебные компетенции: информационную, самоорганизацию, коммуникативную;
  • развивать специальные компетенции учащихся: коммуникативную, языковую, культуроведческую;
  • развивать аналитическое мышление, монологическую речь, творческие способности учащихся, ассоциативный аппарат учащихся, используя в ходе урока такие приемы, как: прием ассоциации, составление синквейна (прием «Незаконченное предложение»), эвристическая беседа, выражение и отстаивание собственной читательской и гражданской позиции. 

Воспитательные: 

  • на примере исторического материала и судеб героев "Донских рассказов" проследить трагедию народа в 1918-1920 годах и приоритет общечеловеческих ценностей над идеологическими;
  • воспитывать толерантность, патриотизм и активную жизненную позицию.

Оборудование урока: тексты “Донских рассказов” М. Шолохова, портрет писателя, выставка его книг, словари, технологическая карта.

Предварительное задание для учащихся: 

1.фронтальное:

 прочитать “Донские рассказы” М. Шолохова, составить синквейн на тему “Гражданская война”;

2. индивидуальное:

а) подготовить сообщение «Гражданская война в России 20-х гг. XXв.»;

б) подготовить сообщение «Изображение гражданской войны в рассказе М.А.Шолохова «Шибалково семя».

План урока

  1. Вступительное слово учителя. Введение темы урока. Определение целей урока учащимися. Обращение к двум эпиграфам урока. Создание проблемной ситуации.
  2. Сообщение «историка» о Гражданской войне. Актуализация знаний учащихся (представление синквейнов - прием “Незаконченное предложение”). Самостоятельная работа учащихся.
  3. Слово учителя о М. Шолохове и его ранних произведениях.
  4. Выявление читательского восприятия, выявление особенностей “Донских рассказов” М. Шолохова.
  5. Анализ рассказов «Родинка», «Шибалково семя». На данном этапе урока используются такие приемы, как прием ассоциаций, эвристическая беседа, в ходе которой учителем задаются репродуктивные, проблемные, аналитические, тонкие и толстые вопросы; следующие формы работы: фронтальная и индивидуальная, работа в парах.
  6. Сообщение учащегося «Изображение Гражданской войны в рассказе М.А.Шолохова «Шибалково семя».
  7. Рефлексия. Самостоятельная работа студентов. Подведение итогов. Заключительное слово учителя.
  8. Дифференцированное домашнее задание индивидуальное и групповое.

Содержание урока

1. Вступительное слово учителя

Двадцатые годы XX столетия. Сложное, смутное время в истории России. После октябрьской революции 1917 года на всей территории огромной, некогда великой державы, собиравшейся по пяди со времени княжения Ивана Калиты, полыхала гражданская война. От Балтики до Тихого океана, от Белого моря до Кавказа и оренбургских степей шли кровопролитные сражения, и, кажется, кроме горстки губерний Центральной России, не было волости или уезда, где по нескольку раз не сменяли бы друг друга различные власти всех оттенков и идеологических окрасок. И не случайно, что именно гражданская война стала предметом изображения в русской литературе этого периода.

2.Актуализация знаний учащихся

Что представляет собой гражданская война с исторической точки зрения?

Что представляла собой гражданская война в России в начале XX века?

Что представляет собой гражданская война с вашей точки зрения?

Послушаем сообщение учащегося в роли историка. Ваша задача - составить синквейн - продолжить предложение: «Гражданская война – это…..» (С/Р)

Ответ: это вооруженная борьба за власть между представителями разных классов. Иными словами, это борьба внутри страны, внутри нации, народа, между земляками, соседями, близкими родственниками. 

Сообщение учащегося.

Гражданская война - это вооруженная борьба за власть внутри страны, между гражданами одного государства. Иными словами, это борьба внутри нации, народа, между земляками, соседями, близкими родственниками. Официальные рамки гражданской войны 1918-1920 гг. Расстановка социальных сил в годы гражданской войны. "Красные" - часть пролетариата, беднейшее крестьянство, часть интеллигенции. "Белые" - буржуазия, помещики, часть офицерства, часть интеллигенции, зажиточное и среднее крестьянство. Война вошла в каждый дом. И порой люди становились под знамена красных и белых под воздействием обстоятельств. Жизнь так сложилась. Эта война сделала врагами не только бедных и богатых, но и отцов и детей, братьев и сестер, сделала врагами родных людей. Донское казачество, изображенное в рассказах М.Шолохова, всегда отличалось вольнолюбивым характером. В начале XX века большую часть казачества представляли середняки, зажиточные казаки, владевшие земельными наделами. Поэтому после Октябрьской революции они оказывали активное сопротивление советской власти. Кровавой, ожесточенной показана борьба казаков против советской власти в "Донских рассказах".

3.Представление синквейна. Самостоятельная работа учащихся.

Свое отношение к гражданской войне вы выразили в синквейнах. Представьте их.

Промежуточный вывод. Гражданская война – величайшее бедствие, трагедия для страны, народа в целом, для каждой семьи и каждого человека в отдельности. Она заставляет людей истреблять друг друга, ненасытным Молохом требуя жертв, разделяя родных и близких.

4.Введение темы, определение целей урока

Тема гражданской войны нашла свое воплощение и в прозе, и в поэзии двадцатых годов XX века. И сегодня на уроке мы обращаемся к “Донским рассказам” М. Шолохова. Запишите тему урока в тетрадь: «Изображение Гражданской войны в «Донских рассказах» М.А.Шолохова».

Вместе сформулируем цели нашего занятия. Что мы должны выяснить, исследовать? Наша цель – выявить концепцию (систему взглядов) гражданской войны М. Шолохова, т. е. выяснить, какой показывает М. Шолохов гражданскую войну на страницах своих ранних произведений.

5.Создание проблемной ситуации на уроке. К уроку подобраны эпиграфы, прочитаем их.

Белым был –

Красным стал,

Кровь покрасила…

Красным был –

Белым стал,

Смерть побелила.

    М.Цветаева

О, годы юности немилой,

Её жестоких передряг.

То был отец, то вдруг он – враг.

А мать?

Но сказано: два мира,

И ничего о матерях…

А.Твардовский «По праву памяти»

Там, где царит насилие, - царит горе и льется кровь.

                                                       В.Гроссман

А ад я видел на земле.

         С.Черный

Выберите из предложенных высказываний эпиграф к уроку, который, по вашему мнению, более всего отражает суть «Донских рассказов». Вернемся к этому заданию в конце урока.

6. Слово учителя о М. Шолохове и его ранних произведениях. Настрой на восприятие рассказа «Родинка»

“Донские рассказы” были опубликованы в 1926 году. Их автор М. Шолохов в это время молод, но, несмотря на то, что ему 21 год, за его плечами уже очень многое: потрясения гражданской войны, мгновенно перечеркнувшие детство, прошедшее на Дону, в станице Вешенской. А затем – реальность другой жизни. «Приходилось бывать в разных переплетах»,- позже напишет он в автобиографии. Он вспомнит себя, шестнадцатилетнего, на допросе, который вел сам Нестор Махно, и то, как, отпуская подростка, «батька» пригрозил ему на будущее жестокой расправой. Вспомнит, как его, командира продотряда, приговорили к расстрелу за превышение власти. События того времени явились фактическим материалом, который лег в основу его первых рассказов. Человеческие судьбы открываются в самых ранних рассказах Шолохова. И какие судьбы…

Рассказ «Пастух» - о том, как зверски расправились местные кулаки со строптивым Гришкой, который осмелился поднять голос против установленных ими порядков на хуторе: «Под ноги вздыбившейся лошади повалился Григорий, охнул, пальцами скрюченными выдернул клок порыжелой и влажной травы и затих». Осталась Дуняшка, сестренка, одна на целом свете: «Когда горечью набухает сердце, когда слезы выжигают глаза, тогда где-нибудь, далеко от чужих глаз, достает она из сумки холщовую нестиранную рубаху… Лицом припадает к ней и чувствует запах родного пота… И долго лежит неподвижно…»

«Коловерть» - за час до расстрела к пленному допускают маленького сынишку:

« - Папаня, а чего у тебя кровь на голове?

- Это я ушибся, сынок.

- А на что тебе вот этот дядя ружьем вдарил, как ты из сарая выходил?

- Чудак ты какой!.. Он нарочно вдарил, шутейно…

- Пойдем домой, папаня? Ты мне мельницу дома сделаешь.

- Ты с бабуней иди, сынушка.. – Губы у Игната жалко дрогнули, покривились. – А я потом приду…»

Глазами подростка мы видим страшные картины братоубийственной гражданской войны в рассказе «Бахчевник». Убегает из дома избитый отцом, Анисимом Петровичем, «комендантом при военно-полевом суде в станице», старший двадцатилетний сын, «красноармейская утроба» Федор. «Узнал отец, что мать носила пленным харч, убил ее до смерти…»  Убегает от смертной угрозы и младший Митька. Где встретиться отец со своими сыновьями? На бахчевнике, который нанялся сторожить бездомный Митька. Рядом в шалаше лежит раненый старший брат Федор, примкнувший к красным. Отец на стороне белых, догадывается, что младший «змееныш» укрывает старшего. Послушаем финал рассказа.

«Шепнул Митька, бледнея….          ударил отца в затылок» (чтение по ролям: отец, Митька, автор).

Судьба человека в Гражданской войне. Жестокость и жалость…  Как они уживаются в одном человеке? Обратимся к рассказу «Родинка».

7. Анализ рассказа «Родинка». Учащиеся самостоятельно заполняют технологическую карту.

“Родинка” - один из первых опубликованных рассказов М. Шолохова.

- Как вы думаете, можно ли по первым строкам “расшифровать” рассказ, то есть определить, о чем он и как закончится? Прочитайте первое предложение рассказа. Ответ: рассказ с первой строчки будто дымится кровью. Он словно начинается невидимой смертью – ликвидацией банды. И если произведение начинается смертью, то смертью и закончится. Зло порождает зло.

- Обратите внимание на детали: “баранья кость”, “лошадиный пот”. Что они означают? Ответ: “баранья кость” - своеобразный символ чего-то звериного, нечеловеческого, которое будто бы наваливается на нас с первой строчки рассказа; а “лошадиный пот” - символ загнанности в произведении.

- Кто чувствует себя загнанным в рассказе? Ответ: главные герои: Николка и его отец, атаман банды.

- Как изображает автор душевное состояние Николки в начале рассказа?

- Какую роль в произведении играют портрет героя и его воспоминания о детстве? Ответ: жизнь Николки Кошевого, эскадронного командира, выбилась из привычного русла, привычной нормы. Об этом свидетельствует портрет героя. Шолохов подчеркивает противоречие между юным возрастом и тем суровым жизненным опытом, который дала ему гражданская война. “Плечист Николка, не по летам выглядит. Старят его глаза в морщинках лучистых и спина по-стариковски сутулая”. (А ему 18 лет). В воспоминаниях героя о детстве ощущается тоска по нормальной мирной жизни.

- О чем думает Николка? Ответ: “Опять кровь – уморился так жить – опостылело все”.

- Какой мотив возникает в размышлениях героя? Ответ: мотив очерствения души.

- Что узнаем о Николке из анкеты?

- Почему в анкете не указывает отчество? О чем это говорит? (Вырос без отца. Так уже в начале рассказа показано разъединение близких людей: отца и сына)

- Сколько лет Николке? Обратите внимание на портрет героя. О чем свидетельствует портрет героя. (": плечист, не по годам выглядит. Старят его глаза в морщинках лучистых и спина, по-стариковски сутулая". В свои восемнадцать лет он выглядит старше и уже разгромил две банды. Перед нами герой предстаёт повзрослевшим и даже состарившимся. Автор подчеркивает противоречия между юным возрастом и тем суровым жизненным опытом, который дала ему гражданская война.)

- Каким видим после четырех лет войны? Его моральное состояние? (Все надоело, устал от жестокости, насилия, "уморился так жить", учиться хочется).

- О чем мечтает Николка? (2 глава). Его воспоминания о детстве? Ответ: В город бы.. учиться.

- Итак, Шолохов показывает, что изначально в Николке "зверино-волчье", что надламывает душу, не заложено. В воспоминаниях героя о детстве ощущается тоска по нормальной мирной жизни.

- Почему же выбрал для себя такую жизнь Николка? (Стал сиротой.  До 15 лет мыкался по работникам, а потом шинель длинную выпросил и с проходившим через станицу красным полком ушел на Врангеля")

- Что можно сказать об убеждениях героя? (Он потомственный казак, в силу сложившихся обстоятельств присоединился к "красным").

- Его примета?  Ответ: Это родинка, которая обещает счастье, но счастья пока нет.

Антиподом юного героя становится Атаман банды – родной отец Николки.

 - А как сложилась жизнь отца Николая Кошевого? (1,3 гл.) Ответ: Семь лет не видел родных,  плен германский, воевал за родину, потом Врангель - добровольческая армия, борьба за Россию, турецкая фелюга: затем возвращается на Кубань. Здесь родина, дом, семья.

- Такова история отца Николки.

- Как раскрывается душевное состояние Атамана? Какую роль в его раскрытии играет пейзаж в конце 3 главы? Ответ: “Зачерствела душа у него, как летом в жарынь черствеют следы бычьих копыт возле музги степной”,- пишет Шолохов об Атамане. Это же очерствение души, одичание подчеркивается и сравнением атамана с волком. “Ведет Атаман банду… как набедивший волк от овечьей отары, уходит дорогою и целиною бездорожно”. Тоска по утраченной жизни звучит и в пейзаже плодородной земли, увиденном глазами бывшего земледельца, ставшего Атаманом банды. “Боль, чудная и непонятная, точит изнутри, тошнотой наливает мускулы”.

- Почему отец, вернувшись домой, не смог вернуться к мирной жизни "по-старому"? Ответ: Вернувшись домой, узнал, что жена умерла, а сын пропал. В станице новая Советская власть. "Новая жизнь" встретила казака неприветливо. Многие казаки уходили в банды, так как были недовольны Советской властью, недовольны её политикой расказачивания, которая началась в январе 1919г.

- Итак, атаман Кошевой не принял Советскую власть. Он был вынужден ": волком уходить по родным полям:". Почему не бывает трезвым? Его душевное состояние? Ответ:"Душа зачерствела". Пытается заглушить боль, которая возникает в душе: нет родных, нет семьи.

- С кем автор сравнивает атамана? (3 глава).  Ответ: Дважды сравнивает с волком: "Трое суток, как набедившийся волк от овечьей отары, уходит дорогами и целиною бездорожно". И снова "Так и уходит по-волчьи".

- Почему такая ассоциация? Ответ: Очерствение души, одичание подчеркивается сравнением атамана с волком. Что-то есть звериное, жестокое в человеке.

- И сам волк появляется в 6 главе. (прочитать) Здесь волк даже человечнее, чем люди, "взвывающие по-звериному". Он потянул в лог "не спеша". В этом "не спеша" чувствуется сила, покой и правота своей жизни.

- Какую роль в раскрытии душевного состояния атамана играет пейзаж? Ответ: Пейзаж подчеркивает очерствение души, тоску по утраченной жизни. "Зачерствела душа у него, как летом в жарынь черствеют следы бычьих копыт возле музги степной",- пишет Шолохов об атамане.

- Тоска по утраченной жизни звучит и в пейзаже плодородной земли, увиденном глазами бывшего земледельца, ставшего атаманом банды. "Боль, чудная и непонятная, точит изнутри, тошнотой наливает мускулы". Душа атамана тоскует по земле, по семье, по сыну. Зачерствела, т.е. не осталось ничего человеческого.

- Что общего между жизни Николки и Атамана? Ответ: их жизнь выбилась из привычного русла, они “загнаны”.

- У атамана "душа зачерствела", у Николки "лицо злобой перекошено". Одно чувство ими владеет. Не кажется ли вам это странным? Почему?  Ответ: герои оторвались от своей прежней жизни, своих традиций.

- Цели у них разные, а чувства одни. Ведь важно, каким путем цель достигается. А путь у них один. Какой же?

- Путь насилия: Николка сумел "ликвидировать две банды", а атаман говорит Лукичу: "Мы, дед, коммунистов ликвидируем".

- Как заканчивается рассказ? Ответ: Отец и сын встретились во время боя. В ходе боя отец убивает Николая.

Выразительное чтение отрывка из 6 главы.

- В какой момент атаман узнает, что убитый им красный командир его сын? Ответ: Атаман, снимая сапоги, увидел родинку такую же, как и у него. Он понял, что убил собственного сына.

-Почему именно родинку использует автор как символ? Ответ: Родинка - родной - род - Родина. Род, Родина - естественное объединяющее начало.

-Какие слова использует автор, чтобы передать душевное состояние атамана? ("Завыл", "почернел" и т.д.)

- Чёрный цвет не случаен. Он часто встречается в рассказе: "Черная от загара спина", "черная лента крови". В черный цвет окрашен мир людей в отличие от мира природы. Черный - это цвет боли, злости, ненависти.

- Почему застрелился атаман? - Как осознается Атаманом убийство Николки? Ответ: убийство врага, оправданное ситуацией войны, осознается героем как детоубийство, грех, которому нет оправдания, который можно искупить только смертью.

- Автор "убивает" своих героев; это символизирует то, что жизнь людей разъединила, а смерть - объединила. Не высказать словами горе отца. Он потерял сына, больше того - убил. И уже не имеет значения вся эта кутерьма, белые, красные. Жизнь кончена, незачем жить.

- В чем  трагедия героев? Ответ: конфликт между белыми и красными уступает место другому, более важному – между веками складывавшимися нормами человеческой жизни и бесчеловечностью братоубийственной войны.

- В чем, по-вашему, смысл названия? Проанализируйте семантику слова “родинка”. Ответ: Слово “родинка” имеет однокоренные слова род, родина, народ, родство, родственный. Родинка – это не только примета, по которой Атаман узнает убитого им сына, но и знак былого единства, родства людей, ставших непримиримыми врагами. Слово “родинка” своим корнем связано со словами, означающими все то, что оказалось расколотым, разрушенным гражданской войной.

8.Выводы по рассказу

Гражданская война - это самая страшная война, потому что в ней врагами оказались самые близкие люди: отец и сын. Что может быть ужаснее такого противостояния? Шолохов не комментирует события гражданской войны, он только рисует эти страшные картины, давая возможность читателю самому сделать вывод. Читатель скорбит об убитом юноше, которому не дано в жизни ни учиться, ни землю пахать, ни сыновей растить. И скорбит о нечастном отце. М. Шолохов в финале рассказа показывает, что христианское раскаянье сильнее классовой ненависти, автор смещает акцент с социального конфликта на общечеловеческий.

9.Обращение к читательскому опыту учащихся

 Драматический раскол казачьего мира, казачьей семьи становится основой сюжета многих рассказов М. Шолохова.  Назовите рассказы. И если в рассказе «Родинка» трагедия - детоубийство, то в рассказе «Шибалково семя» показана драма рождения новой жизни.

10. Индивидуальное задание: пересказ-анализ произведения «Шибалково семя».

 - Что поражает в этом рассказе?  Ответ (после сообщения): Драма рождения новой жизни. Страшное время разводило по разные стороны баррикад людей, соединенных узами родства. Смерть Дарьи оказывается неизбежной. Герой – в ситуации выбора: долг и личное. Выбор дается нелегко. Участь «шибалкова семя» незавидна (сотня советует его взять за ноги да об колесо…) Кажется ли вам это страшным?

Промежуточный вывод (вариант 1). Во многих ранних рассказах М. Шолохов показывает трагический путь расчеловечивания героев, повествуя о жестокости и крушении всех нравственных начал в человеке. Героям этих рассказов не под силу подняться до христианской любви к врагу, до идеала всепрощения. А именно в этой христианской, всепрощающей любви М. Шолохов видит спасение от полного расчеловечивания. И примером тому служит рассказ «Чужая кровь». Этот рассказ я прошу прочитать к следующему уроку.

Промежуточный вывод (вариант 2).  Шолохов показывает выход из кровавого месива человеческой жестокости – только сам человек может изменить окружающий мир, он должен подняться над обидами, забыть о горе, научиться прощать врагов. И тогда мир медленно, но постепенно станет очищаться. Путь очищения долог, много будет жертв, но этот шаг важен, иначе процесс «расчеловечивания» будет уже необратим – такова основная мысль рассказов «Жеребенок» и «Чужая кровь». Этот рассказ я прошу прочитать к следующему уроку.

11. Рефлексия. Подведение итогов

Вернемся к выбору эпиграфа. Запишите, устно объясните свой выбор. (С/Р)

Слово учителя

«Донские рассказы»- это как бы развалины «дома», руины целого, превращенные в сплошные огневые рубежи, в поприще незатухающей ненависти, в царство смертей. Гражданская война предстает в "Донских рассказах" М. Шолохова как национальная трагедия, как катастрофа, в которой рушатся все человеческие связи, нравственные, моральные законы, традиции народа. В рассказах Шолохова нет победителей и побежденных. Общая массовая деградация, расчеловечивание  - вот следствие братоубийственных войн. Эта проблема актуальна и в наши дни: Чеченская война, война в Абхазии…  Слово-предупреждение звучит для нас: «В годину смуты и разврата не осудите, братья, брата».

Оцените свою работу на уроке (если ни один рассказ не прочитан, то не выше 4б.), используя прилагательные. Что нового узнали на уроке? (Связь с профнаправленностью)

Дифференцированное домашнее задание:

1. Прочитать рассказ "Чужая кровь". (1926). Ответить на проблемный вопрос: "Почему "Донские рассказы" заканчиваются рассказом "Чужая кровь"? Какую надежду читателю дает М.Шолохов?

2.Прочитать рассказ И.Э.Бабеля «Письмо» и ответить на вопрос: «На чьей стороне (белых или красных) автор?». Определить авторскую позицию в рассказе.

 3. Написать сочинение на тему: "В чем трагизм гражданской войны?" (По произведениям писателей XX века).

4.Индивидуальное: «Изображение гражданской войны в романе А.А. Фадеева «Разгром».



Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Учебный элемент      

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного содержания

     УЭ-0

Составление синквейна. (3мин.)

Послушай сообщение. Продолжи предложение «Гражданская война – это…

     УЭ-1

Тема урока: «Изображение гражданской войны в «Донских рассказах» М.А.Шолохова»

Постановка целей урока. Сегодня на уроке нам предстоит

Цели урока:  

*анализировать рассказы Шолохова;

*выяснить, какой показывает Шолохов гражданскую

войну на страницах своих ранних произведений.(1м.)

 Я надеюсь на ваш успех в изучении темы.

     УЭ-2

Проблемная ситуация. Прочитай и выбери эпиграф.

Белым был –

Красным стал,

Кровь покрасила…

Красным был –

Белым стал,

Смерть побелила.  

    М.Цветаева

Там, где царит насилие, - царит горе и льется кровь.

                                                       В.Гроссман

А ад я видел на земле.

         С.Черный                                                   (1мин.)

    УЭ-3

Анализ рассказа «Родинка». Заполни таблицу

Главные герои

Портрет героев

Душевное состояние

Что общего между ними?

Работа в парах. Самостоятельное заполнение таблицы при анализе рассказа.

    УЭ-4

Рефлексия. Вернемся к выбору эпиграфа(2мин.)

Что нового узнали на уроке? Оцените работу, используя прилагательные.

Запиши эпиграф, устно объясни выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы с использованием компьютерной технологии и проблемного обучения Поэма А.Ахматовой "Реквием"

Урок литературы с использованием компьютерной технологиии проблемного обучения "Я голос ваш, жар вашего дыханья, Я отраженье вашего лица». Поэма А.Ахматовой "Реквием"Конспект учебного заняти...

Компьютерные и механические автотренажеры. Использование современных компьютерных технологий в процессе обучения основам автодела, мотоспорту и безопасности движения.

В работе представлена сравнительная характеристика различных видов тренажеров компьютерных и механических), как игровых, так и обучающих, как помогающих так и мешающих образовательной деятельности обу...

Открытый урок в технологии кейс-стади по теме "Гражданская война в России"

Представлена методическая разработка открытого урока в технологии кейс-стади по теме "Гражданская война в России"...

План урока с использованием игровой педагогической технологии в процессе обучения по профессии 15.01.05 «Сварщик(ручной и частично механизированной сварки(наплавки))»

представлена разработка методики проведения урокf с использованием игровых технологий при подготовке по профессии «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки(наплавки))», что спосо...

Презентация к уроку литературы по теме "Авторский идеал семьи в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"

Данная презентация может быть использована при проведении урока литературы по теме "Авторский идеал семьи в романе Л.Н.Толстого"Война и мир" при изучении раздела "Русская литератур...

«Использование современных образовательных технологий в процессе обучения на уроках биологии»

Формирование творческой личности, владеющей важнейшими методами мыслительной деятельности, обладающей исследовательскими качествами, способной к эффективному воздействию с природой и обществом - одна ...