Открытый урок в технологии кейс-стади по теме "Гражданская война в России"
методическая разработка по теме

Никитин Андрей Николаевич

Представлена методическая разработка открытого урока в технологии кейс-стади по теме "Гражданская война в России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka._nikitin_a.n.docx32.78 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

                                                                                                                                           

                                                                                                                                                                    Выполнил:   А.Н. Никитин,

                                                                                                                                                                    преподаватель истории и права

      Сургутского политехнического колледжа

Тема: Гражданская война в России.

Цели: Определить причины поражения белых и победы красных в гражданской войне

Задачи:

Организовать работу с различными видами источников

Выявить цели и тактику различных сил в гражданской войне

Оценить шансы на победу каждой из сторон

Выявить причины поражения белых

Выявить причины победы большевиков.

Форма обучения: кейс-стади (позволяет оптимально решить одновременно три педагогических задачи: 1) подчинить учебный процесс управляющему воздействию преподавателя; 2) обеспечить включение обучающихся в активную учебную работу – как подготовленных, так и новичков; 3) наладить обратную связь, установить постоянный контроль над качеством обучения и процессом усвоения знаний).

Планируемые результаты

Предметные:

  • систематизировать знания учащихся о  ходе гражданской войны.
  • обеспечить усвоение учащимися целей, политической и экономической программы белого движения, причин его поражения;
  •  выяснить причины победы большевиков;
  • оценить роль третьей силы в гражданской войне.

Метапредметные:

  • развитие познавательной активности;
  • создание условий для  формирования способности сознательно организовывать и регулировать свою деятельность;
  • формирование навыков  работы с учебной информацией (осуществление поиска необходимой информации в источнике; анализ, сравнение, обобщение материала, подведение итогов);  
  • установление причинно- следственных  связей  между явлениями;
  • развитие  коммуникативных умений учащихся в ходе групповой работы;
  • развитие умения распределения обязанностей при работе в группе;
  • формирование навыков работы в кейс-технологии;
  • формирование навыков работы в режиме регламентированной дискуссии.

Личностные:

  • уважать мнение других;
  • сознавать важность принятия решения в ситуации выбора;
  • уметь  оценивать результаты собственной деятельности и деятельности товарищей;
  • оценивать свои  возможности при выборе вида деятельности в группе;
  • осознавать глубину трагедии российских народов, ввергнутых в братоубийственную войну.

Межпредметные связи: литература, обществознание

Ресурсы урока: фрагменты документов,  мультимедийная презентация, видеофрагменты

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Используемый ресурс урока

Мотивация познавательной деятельности

Предлагает познакомиться с видеороликом «Гражданская война в России»

(https://www.youtube.com/watch?v=lvNUVum9P4o).

Какой исторический период истории России отражен в ролике?

Какую ситуацию демонстрирует автор ролика?

Предлагает вспомнить содержание понятия «гражданская война», охарактеризовать отличия гражданской войны от прочих.

Знакомятся с видеороликом.

Называют период – революционный процесс 1917 года, гражданская война, иностранная интервенция.

Дают определение понятию.

Видеоролик.

Мультимедийная презентация.

Актуализация необходимых знаний

Подводит учеников к формулировке темы урока.

Постановка проблемной ситуации отраженной в ролике, цели урока. (Что показалось странным, необычным во время просмотра ролика?)

Организует  актуализацию знаний  о причинах,  расстановке сил, особенностях гражданской войны и о победителях в ней.

Формулируют тему урока, определяют проблему, цель и задачи  работы на уроке.

Вместе с учителем называют причины, три силы в гражданской войне, говорят об особенностях (интервенция и др.) и победе большевиков.

На слайде появляется проблема и цель:  Выявить причины поражения белых и победы большевиков в гражданской войне.

Мультимедийная презентация, слайд  «Три силы в войне» и др.

Задачи: выявить цели и задачи противоборствующих сторон, их стратегию и тактику.

Организация познавательной деятельности

Учитель раздает группам необходимые материалы, знакомит с правилами работы. Организует работу в группах по темам:

  1. Анализ деятельности белых.
  2. Анализ  деятельности красных.
  3. Анализ оценки современных историков деятельности красных и белых.
  4. Моральная оценка гражданской войны.

Знакомит с правилами работы в группе, листами самооценки и критериями в них.

Работают в группах с пакетом документов  по предложенному вопросу.

Самостоятельно- познавательная деятельность учащихся, работа с кейсами.

1) организационная часть- 2-3 мин. Учитель раздает группам необходимые материалы, знакомит с правилами работы. Учащиеся знакомятся с содержанием полученных материалов и распределяют обязанности в группе.

  • Пакеты документов[1].
  • Инструкция «Правила работы в группе» (на доске) [2].
  • Стикеры, маркеры, листы А3.
  • Листы самооценки.

Учитель консультирует учащихся, оказывает помощь при распределении ролей.

Организует отчеты групп. Выступает в роли тайм-кипера и модератора.

Выполнение учащимися  заданий.

Выступает каждая группа.

Формат выступления:

- аргументированное резюме по материалам в виде коротких тезисов, записанных на стикерах, стикеры крепятся к доске;

- ответы на вопросы учащихся других групп и учителя.

  1. Доска, на которую крепятся стикеры с тезисами.

Подведение итогов работы групп

Учитель организует совместное  подведение итогов  работы групп.

Дополнительные вопросы для итоговой беседы:

1) Существовала ли реальная возможность для победы белых в сложившейся ситуации?

2) Какие уроки из Гражданской войны могли извлечь для себя красные и белые?

Составляют совместно резюме.

Презентация в рабочем режиме, на слайде выводятся сформулированные тезисы резюме.

Оценивание работы групп

Выделяется время для заполнения листов самооценки работы в группе.

Группы оценивают свою работу, заполняя листы самооценки

Слайд:

Критерии эффективности работы группы[3].

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Учитель организует рефлексию. Предлагаются три варианта: синквейн, «пять пальцев»; ключевое слово.

Обучающиеся проводят рефлексию, озвучивают результаты.

Листы рефлексии с разными методами (синквейн, «пять пальцев», ключевое слово).[4].

Домашнее задание. П. 73

  • - составить периодизацию гражданской войны (период-основные события-итог);
  • - на вопросы 5, 6 (стр.148) – ответить письменно.

  • Резерв времени: итоговый контроль (тест по теме). [5].

Примерное содержание тезисов (фраз):

Просчеты противников большевиков

1. Не сумели договориться о единой программе и организовать согласованные военные действия.

2. Не смогли предложить альтернативную большевикам аграрную программу, удовлетворяющую интересам крестьянства; выступали за отмену Декрета о земле и возвращение земли прежним владельцам, восстановив тем самым против себя огромные массы крестьянства.

3. Их национальная политика, проводимая под лозунгом «единой и неделимой России» не соответствовала политическому моменту.

4. Нежелание лидеров Белого движения сотрудничать с либералами и умеренными социалистами сузило их социально-политическую базу.

5. Карательные экспедиции, погромы, массовые репрессии и расстрелы вызвали недовольство населения вплоть до вооруженного сопротивления

6. Сотрудничество с западными странами, стремившимися расчленить Россию, рассматривалось народом как предательство национальных интересов.

Что необходимо было предпринять белому движению, что избежать поражения?

  1. Попытаться объединить силы для борьбы с большевизмом; сплотить вокруг себя все антибольшевистские силы, в том числе и социалистов.
  2. Предложить народу более радикальный проект решения аграрного вопроса, уделив при этом внимание земельному голоду крестьян.
  3. Отказаться от таких средств борьбы, как массовый террор, направленный против сторонников большевизма и крестьянства.
  4. Пересмотреть национальную программу.

Причины победы красных:

1)Большевикам удалось перетянуть на свою сторону большую часть крестьянства страны, так как в ходе наступления белых войск сельское население получило возможность сравнивать. И это было не в пользу белых, которые хотели вернуть дореволюционную Россию. Преимущество красных было еще и в том, что они забирали только продукты, белые же забирали и хлеб, и землю у крестьян на подвластной им территории;

2) большевики проводили массовую агитационную работу. Крестьянам говорили о временном характере чрезвычайных мер и обещали вернуть долги после войны. Крестьяне выбирали наименьшее зло и предпочитали служить красным;

3) в скором времени после начала войны красные создают сильную и регулярную армию, которую набирают с помощью всеобщей воинской повинности. Из-за этого наступает перевес в пользу красных;

4) привлечение огромного количества военных специалистов, которые сделали армию профессиональной;

5) у красных не было проблем с боеприпасами, так как они использовали, сосредоточенные в центральной России, запасы царских времен. А густая сеть железных дорог помогла армии быть очень мобильной и всегда готовой;

6) политика военного коммунизма так же способствовала победе большевиков. Способом нейтрализации противников был красный террор;

7) национальной политикой большевики привлекли на свою сторону население национальных окраин империи. Лозунг белых "единая и неделимая Россия" лишал его этой поддержки.

Моральная оценка гражданской войны:

- Гражданская война – страшное бедствие, национальная трагедия.

- Высшей ценностью являются не идеи, а человеческие жизни.

- В гражданской войне нет победителей.

- Надо обществу уметь заключать компромиссы.

- Диктатура одного класса или партии должна быть исключена.

Использованные источники:

  1. Деникин А.И. Очерки русской смуты. — Париж, 1921.
  2. 2. Лукьянов М.Н. Россия. 1917-1941. Документы. Материалы. Комментарии. Книга для тех, кто изучает историю Отечества. Пермь, ПГУ, 1993.
  3. Страницы истории гражданской войны. М., Просвещение. 1992 г.
  4. Хрестоматия по истории СССР 1917- 1975 г. М.. 1991 г.
  5.  Хрестоматия по истории СССР, 1900 – конец 1930 – х гг.: Пособие для учителя. Сост. С.И. Матруненков; Под ред. Ю.Д.Кораблева. М., 1988

Интернет-ресурсы:

  1. http://kildushkin.ucoz.ru/load/klassnye_chasy/dokument_reshenie_agrarnogo_voprosa_v_proektakh_belykh/4-1-0-21
  2.  http://militera.lib.ru/memo/russian/denikin_ai2/index.html
  3. http://www.krimoved-library.ru/books/krim-pri-vrangele2.html