Открытый урок по технологии "Горячие напитки и бутерброды"
проект на тему

Открытый урок по технологии "Горячие напитки и бутерброды"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novikova_nadezhda_leonidovna_otkrytyy_urok.docx52.03 КБ

Предварительный просмотр:

Новикова Надежда Леонидовна

МБОУ «ООШ №44» г. Шахты Ростовской области

Учитель технологии

Тема: БУТЕРБРОДЫ. ГОРЯЧИЕ НАПИТКИ.

Цели урока:

образовательная – ознакомить учащихся со значением хлеба в питании человека: с технологией приготовления и оформления бутербродов,  горячими   напитками ; научить готовить бутерброды, горячие напитки;

развивающая - развивать творческие способности и вкус при изготовлении и оформлении бутербродов;

воспитательная - воспитание аккуратности, опрятности в работе, воспитывать культуру труда.

Межпредметные связи: история – история чая, бутербродов; география – название стран;литература – загадки, стихотворения, высказывания.

Формы работы: коллективная, индивидуальная.

Средства обучения: компьютерная презентация “Приготовление бутербродов. Горячие напитки”, видео материал мультфильм “Лёгкий хлеб” (режиссер Лидия Сурикова, 1987 г.), кроссворды, загадки.

Предварительно учащимся было задано творческое задание: разработать эскиз “весёлого” бутерброда, определить продукты, входящие в эскиз разработанного бутерброда

Ход урока

  1. Организационный момент.

-Проверка готовности учащихся к уроку.

-Сообщение темы урока

Цели и задачи урока:

1. Знакомство учащихся с бутербродами, горячими напитками, их видами, технологией приготовления, условиями хранения.

2. Научить готовить бутерброды и горячие напитки, научить применять знания, умения, полученные на уроках.

3.Развивать коммуникативные способности, умение работать в группах.

4.Прививать трудолюбие, самостоятельность, ответственность за свою работу; формировать эстетический вкус.

III. Изложение нового материала.

Учитель: У нас сегодня необычный урок. Урок – праздник. К нам пришли гости. Это члены жюри, которые будут вас оценивать. ( Представление). Но о чем же мы будем говорить?

Мы свами прошли уже много разделов по технологии. Какому из них будет посвящен наш урок-праздник, узнаем, когда разгадаем кроссворд.

http://festival.1september.ru/articles/620943/img1.jpg

Вопросы:

1. Повар на корабле? (Кок)

2. Он бывает сложным и простым,
Открытым и закрытым. 
(Бутерброд)

3. Пирог с яблоками. (Шарлотка)

4. К предлогу «ПО» две ноты прибавьте,
Согласную букву приставьте,
А целое знаем мы точно и мягко,
И красно, и сочно. 
(Помидор)

5. Документ, где записывают приготовление блюд. (Меню)

6. Горячий, тонизирующий  напиток. (Чай)

7. Его, обычно, кладут в чай. (Сахар)

8. Оборудование кухни. (Плита)

9. Основа для омлета. (Яйцо)

Ключевое слово – курс на уроке технологии. (КУЛИНАРИЯ)

-Да, сегодня мы будем говорить о кулинарии. Приготовление бутербродов и горячих напитков. Давайте разделимся на две команды «Судари» и «Сударушки».

Практическая работа “Приготовление бутербродов”. (Группа детей, по 2 человека, отправляется готовить бутерброды).

-Вы можно приступать к практической работе. Вооружитесь необходимыми инструментами, терпением, желанием и хорошим настроением!

И, конечно же - не забудьте вложить в свои рецепты немножко души, доброты и юмора! (вспомним технику безопасности).

Учитель:

-Выполняя домашнее задание, вы просмотрели много информации о бутербродах. Ответьте сейчас на вопрос:

1. “Что является основным компонентом для бутерброда?”. (Ответы учащихся)

2. Как вы думаете, полезен ли хлеб? (Ответы учащихся)

Кратко и точно на этот вопрос можно ответить словами А.О. Пармантье: "Заболев, мы вкус к хлебу теряем в последнюю очередь; и как только он появляется вновь - это служит признаком выздоровления".

Хлеб – продукт, который содержащий белки , углеводы , витамины группы B, минеральные соли (кальция, железа, фосфора), органические кислоты. Хлебом удовлетворяется почти вся потребность организма человека. Проходят годы, столетия, а хлеб не теряет своей ценности в жизни людей. Всегда будут цениться профессии связанные с выращивание и производством хлеба. Сейчас я представляю вашему вниманию мультипликационный фильм режиссера Лидии Суриковой.

Посмотрев этот фильм, ответьте на вопросы:

1. Бывает ли лёгкий хлеб? (Ответы учащихся)

2. Почему не бывает лёгкого хлеба? (Ответы учащихся)

На Руси основным видом хлеба был кисловатый черный хлеб. Пекли также ситный (муку просеивали через сито) и белый из крупчатки. Но простой люд, вряд ли, мог себе позволить даже на праздник отведать “Боярского” хлеба. Хлеб очень ценился. Поэтому и к пекарям было уважительное отношение. В неурожайные годы хлеб был на вес золото, в муку подмешивались всевозможные овощные добавки. В 1638 г. Раньше в Москве было много пекарен, называемых “хлебными избами”.

IV. Объяснение нового материала.

Слово “бутерброд” - немецкое слово и означает оно “хлеб с маслом”.

А кто же первым додумался намазывать на хлеб масло? По одной из легенд, «отцом» бутерброда считают Николая Коперника. (Да-да, тот самый Коперник, который совершил переворот в науке, объяснив движение Земли вокруг оси, а планет вокруг Солнца.) Однако, он придумал его не из кулинарных соображений, а с медицинской точки зрения. А произошло это так. Молодого Коперника по родственным связям устроили на работу в Ольштынский замок. Не успел Николай проработать здесь и месяца, как этот замок осадили враги. Через некоторое время в осажденном замке начали заболевать солдаты. Наблюдательный Коперник заметил связь этой болезни с хлебом, которым питались воины. Оказывается, у солдат нередко хлеб падал на землю, а они, поднимая, не замечали пыли и отправляли ломти хлеба в рот. Николай решил, что на хлеб надо намазывать что-то белое, чтобы была видна грязь. И в этих целях он употребил обыкновенное масло, тем самым спас многих солдат от смерти.


Доклады учеников.

1.Бутербродоведение как наука формируется в XIV веке, когда немецким монахом Бредом Бутером был экспериментально доказан закон, до сих пор носящий его имя. В его эксперименте триста восемьдесят четыре послушника Лейпцигской обители намазывали маслом и подбрасывали вверх бутерброды в течение одиннадцати часов. Даже предварительных данных хватило гениальному учёному для выявления устойчивой закономерности: бутерброд всегда падает маслом вниз.

2.Самые бутербродные бутерброды делают в Скандинавии — там вообще горячее едят один раз в день. На обед, который бывает очень поздно — как наш ужин. В остальное время скандинавы — шведы, датчане, норвежцы и финны — едят бутерброды. Они считают эту еду вкусной, практичной и красивой.

3.В Дании, например, насчитывают до двухсот различных видов бутербродов. Датчане с таким уважением относятся к бутербродам, что почти каждому дали название. В датских магазинах вы можете купить себе любой из этих двухсот бутербродов

4.Бутерброды вносят разнообразие в меню, позволяют красиво и аппетитно сервировать различные продукты. Их подают как самостоятельное блюдо, как закуску перед обедом или ужином, к супу, чаю или кофе, в виде красивой закуски к холодному столу, а также берут с собой на пикники, в походы и т.д.

5.Бутербродам можно придать разнообразную форму круглую, овальную, треугольную, квадратную, ромбическую.

По виду продуктов: рыбные, мясные, сладкие, гастрономические.

Показ презентации.

-Какие вы знаете бутерброды?  Давайте,  более подробно классифицируем бутерброды.

Классификация бутербродов: простые, сложные, открытые, закрытые, закусочные (канапе, тартинки).

В зависимости от температуры подачи бутерброды бывают:

  • горячие,
  • холодные

В зависимости от вкусового качества продуктов: бутерброды бывают

  • сладкие,
  • соленые

В зависимости от технологии приготовления: бутерброды бывают

  • открытые,
  • закрытые (сандвич).

Доклады учеников.

1. Сандвич (закрытый бутерброд) назван так в честь англичанина сэра Сэндвича. Любитель карточных игр, он не мог оторваться от карт даже для того, чтобы поужинать, и приносил ужин с собой: два ломтя хлеба, намазанные маслом и соединенные между собой.

2.Канапе - это маленькие бутерброды толщиной 0,5-0,8 см, шириной или диаметром 3-4 см, приготовленные на любом хлебе или печенье. Их подают к кофе, чаю, как закуску к ужину или перед обедом. По форме они могут быть треугольные, четырехугольные, круглые, квадратные, ромбовидные и др.

Хлеб лучше использовать плотный, слегка черствый. Мягкий хлеб подсушивают в духовке или поджаривают на масле до получения румяной корочки сверху, а внутри он должен остаться мягким. Канапе прокалывают шпажкой, при помощи которой их удобно есть.

3.Для украшения канапе применяют, свежую зелень петрушки, зеленый лук, маслины, рубленые крутые яйца, лимон, свежие яблоки, маринованный красный перец, ягоды моченой брусники и др. До подачи к столу маленькие закусочные бутерброды целесообразно поставить в холодильник для того, чтобы продукты хорошо пристали к хлебу.

-Канапе готовят с особенно вкусными продуктами, часто деликатесными.

-Канапе подают на коктейль - вечере к столу “а ля фуршет”, как закуску перед обедом.

-Сладкие бутерброды подаются к чаю, кофе, молоку, сокам и другим смешанным напиткам.

Учитель.

Давайте вспомним особенности  приготовления бутербродов следующие:

1. Хлеб, батон нарезают тонкими ломтиками (для открытых бутербродов -1 - 1,5 см; 0,5 - 1 см – для закрытых бутербродов). Хлеб можно слегка обжарить с обеих сторон до золотистой корочки;

2. Сверху наносится слой сливочного масла, масляные смеси и другие наполнители, затем кладутся продукты, салаты, фрукты и др.;

3. Сливочное масло предварительно хранят в теплом помещении или взбивают;

4. С жирными продуктами (мясом, рыбой, яйцами, творогом) готовят калорийные бутерброды;

5. Готовят бутерброды непосредственно перед подачей, укладывают на блюдо и красиво украшают;

6. Бутерброды должны быть сочные, обильно покрытые различными продуктами;

7. Чтобы  бутерброды не сохли, их накрывают смоченным в холодной воде полотенцем, затем целлофаном и ставят в холодильник.

8.Для приготовления бутербродов  можно использовать хлеб, печенье, кекс и бисквит.

Требования к качеству готовых бутербродов

  • Бутерброды должны быть приготовлены непосредственно перед употреблением.
  • Продукты, входящие в состав бутерброда, должны быть свежими.
  • Ломтики хлеба не должны быть слишком толстыми или тонкими.
  • Хлеб должен быть полностью покрыт продуктами.
  • Бутерброды должны иметь вкус, цвет и запах, свойственные используемым продуктам.
  • Срок хранения бутербродов в холодильнике при температуре 4-8 С - 3 часа.

Учитель. Даже из самых обычных продуктов вы можете приготовить самые необычные бутерброды, если захотите превратить будни в праздник, а праздник сделать весёлым и незабываемым. Забавные бутерброды украсят ваш праздничный стол и произведут неизгладимое впечатление на ваших гостей. Они, несомненно, понравятся всем- и взрослым и детям

ИГРА. А теперь проверим ваши знания. (Жюри оценивает).

Определить по вашим эскизам вид бутерброда. (Команды угадывают друг у друга. Жюри оценивает).

1. Горячий, холодный

2. сладкий, солёный

3. открытый, закрытый

4. простой, сложный

ГОРЯЧИЕ НАПИТКИ.

К бутербродам  подают горячие  напитки. К  горячим  напиткам  относятся чай, кофе, какао. Их готовят на воде, а также на молоке. При добавление сахара, молока или сливок питательная ценность горячих  напитков   повышается.

Горячие  напитки  чаще всего подают на завтрак или полдник. Готовить их рекомендуют непосредственно перед подачей.

Показ презентации. Доклады детей

1.Чай – один из самых древних напитков, употребляемых человеком. Родина чая – Китай. Молодой листочек по-китайски называется “тцайей”. Отсюда и произошло слово “чай”. Это тонизирующий напиток, обладающий высокими вкусовыми, ароматическими свойствами. Он оказывает положительное влияние на организм человека, придает ощущение бодрости.

2.Чайное растение – вечнозеленый кустарник, культивируемый в районах с тропическими и субтропическим климатом. Для получения чая используют в основном молодые листья растения. Более 95% всемирного чая приходится на долю черного.

Помимо черного чая, есть зеленый (обладает нежным ароматом, напоминает запах свежего сена); красный (является наиболее ароматным сортом чая); желтый (относится к наиболее высококачественным видам чая).

3.Для приготовления чая используют заварной чайник. Чтобы заварить чай, необходимо ополоснуть и ошпарить заварной чайник, насыпать в него заварку и залить кипятком на 1/3 чайника. Дать настояться под специальной грелкой 5 – 8 минут, а потом долить чайник кипятком.

Учитель: Какие пословицы про чай вы знаете? (Жюри оценивает).

Чай пить – приятно жить.
Выпей чайку – позабудешь тоску.
С чая лиха не бывает.
Устал – пей чай; жарко – пей чай; хочешь согреться – пей чай!
Если чай не пьёшь, где силы берёшь?


4.Кофе – тонизирующий напиток. Кофе очень стимулирует физическую и психологическую активность человека. Натуральные кофе – это семена (зерна) плодов тропического кофейного дерева, вечнозеленого. Существует много сортов кофе. Лучшим сортом кофе считается арабский, его называют “Мокко”. Он отличается прекрасными вкусовыми качествами.

Детям лучше не пит кофе, а кофейные напитки, в состав которых в основном входят такие продукты, как соя, ячмень, цикорий, каштаны и др.

5. Какао. Семена какао были впервые привезены в Европу в 1520году завоевателем Мексики Эрнаном Кортесом. Ацтеки использовали семена какао для приготовления особого тонизирующего напитка. Свой “чоколатль” ацтеки пили без сахара или мёда, но с перцем и ванилью. Затем какао стали выращивать в Венесуэле, Вест – Индии, а затем и в Бразилии. Какао – порошок получают в результате переработки какао – бобов – семян тропического древа какао. Это дерево называют еще шоколадным деревом. Родина шоколадного дерева – Южная Америка. Из какао – порошка готовят какао – питательный и вкусный напиток, полезный детям. Хранят какао – порошок в плотно закрытых банках.

Учитель: существуют требования, которые предъявляют при приготовлении горячих  напитков:

  • Напитки приготовляют непосредственно перед употреблением.
  • Нельзя использовать чайную заварку 3– 4 часа или на следующие сутки после приготовления.
  • Готовый кофе подают горячим  или холодным, но не теплым.
  • Цвет напитка  должен быть, если это чай, красно – коричневым или зеленоватым, если кофе – темно-коричневым.

Учитель: А сейчас давайте немного поиграем. Загадки. (Жюри оценивает)

1. Чистопородный, боярин дородный
Всему народу отпускает воду. 
(Самовар)

2. В брюхе – баня, в носу – решето,
На голове – пупок, всего одна рука, 
И та – на спине. 
(Чайник)

3. Бывает десертной, столовой и чайной,
Сама не ест, а людей кормит. 
(Ложка)

4. Он бывает с толокном, рисом, мясом и пшеном, 
с вишней сладкою бывает,
В печь сперва его сажают,
А как выйдет он от туда, то его кладут на блюдо. 
(Пирог)

5. Носит чай, какао, воду все хозяину в угоду,
При нем живет, пока не упадет. 
(Чашка)

6.Из горячего колодца

Через нос водица льется. (Чайник)

7.Он пыхтит как паровоз,

Важно кверху держит нос.

Прошумит,    остепенится –

Пригласит чайку напиться. (Самовар)

8.Если я пуста бываю,

    Про тебя я забываю,

    Но когда несу еду –

    Мимо рта я не пройду. (Ложка)

9.В поле родился, на заводе варился,

На столе растворился. (Сахар)

10. Блюдо, представляющее из себя ломтик хлеба, на который положено дополнительное яство. (Бутерброд)

11.Содержит более 100 различных ценных для организма веществ. Это витаминизированный напиток, благоприятно действует на нервную систему, повышает работоспособность, улучшает пищеварение, устраняет вялость, сонливость и апатию. (Чай)

12.В умеренном количестве повышает умственную активность, улучшает общий обмен веществ, потому что он содержит кофеин. Стимулирует физическую и психическую активность. (Кофе).

Закрепление пройденного материала.

Учитель: Ну что ж, мы с вами сегодня хорошо поработали на уроке. Нам осталось только узнать, какие же бутерброды приготовили нам наши повара и накрыть стол для чаепития.

ЧАЕПИТИЕ

Накрывается стол. Участники выносят бутерброды, объясняя как их приготовили (можно приготовить инструкционную карту). Жюри оценивает.

VI. Подведение итогов. Выставление оценок.

VII. Домашнее задание.

Используемая литература.

  1. Учебник “Технология. Ведение домашнего хозяйства”: учебник 5 кл.: Н.В.Синицина, В.Д. Симоненко.- М.: “Вентана-Граф”, 2013.
  2. Технология. Поурочные планы по учебнику под редакцией В.Д. Симоненко.
  3. Бутербродные торты. Ирина Степанова. Издательство М. “Эксмо”, 2008г.
  4. Книга о вкусной и здоровой пище/Под общей ред. Д-ра техн. Наук, проф. И.М. Скурихина.-М.: Колос, 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиада по Информатике, конспект открытого урока, презентация к открытому уроку

Международный конкурс по информатике «Логика и компьютер» Рекомендуемое время выполнения заданий − 120 минут. 1. (2 балла) Какие записи, могут являться формулами в таб...

Интегрированный урок по истории и ПМ "Бутерброды"

Данный урок является интегрированным по учебным дисциплинам история, обществознаие и ПМ "Бутерброды"....

Открытый урок "Глобальные экологические проблемы" (Материалы к открытому уроку)

Материалы к открытому занятию по дисциплине "Биология" на тему "Глобальные экологические проблемы"...

ОТЧЕТ о проведении открытого урока по дисциплине «Банковское дело» на тему: «ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА» МЕТОДИКА ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ Участники открытого урока: гр. 24«БД», гр. 31«БД»

ОТЧЕТо  проведении открытого урокапо дисциплине «Банковское дело»на тему: «ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА» МЕТОДИКА ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДЕЛ...

4.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения четвертого открытого урока от МО муниципального уровня)

4.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения четвертого открытого ...