27.11.2020 г. Дистанционное обучение. Задание студентам группы Т115 по Истории и культуре Саратовской области
план-конспект занятия

Поединцева Галина Теодоровна

Социально-экономическое развитие Саратовской губернии в XIX веке

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon t115_istoriya_i_kultura_saratovskoy_oblasti.doc146.5 КБ

Предварительный просмотр:

Т115 История и культура Саратовской области

Преподаватель Поединцева Г.Т. poedinceva76@mail.ru

Домашнее задание на 27.11.20 г.

Срок выполнения: 01.12.20 г.

Задание:

Изучить материал по теме: Социально- экономическое развитие Саратовской губернии в первой половине XIX века

Рекомендуется:  учебник Булычева М.В. История Саратовского края и ЭБС «Лань»  или  другие интернет-ресурсы.

Электронная летопись Саратовского края https://elsso.ru/cont/his/226.html

Выполнить краткий  конспект лекции:  Развитие Саратовской губернии в XIX веке

( Прочитать лекцию  и законспектировать по выбору  один раздел из предложенных пяти – на проверку прислать фотоотчет).  

1.Территория и население края в конце XIX в

С 1851 года территория Саратовской губернии сократилась более чем вдвое (с 170,5 тыс. кв. верст до 74,2 тыс.) в связи с передачей ее заволжских уездов Самарской и Астраханской губерниям. Среди европейских губерний России наша по площади занимала лишь тринадцатое место. Однако она превосходила ряд европейских стран, таких, как Дания, Нидерланды, Швейцария, Греция, Бельгия и некоторые другие.

Губерния делилась на 10 уездов, самым крупным из которых был Аткарский (около 11 тыс. кв. верст), а самым маленьким — Кузнецкий (около 4,6 тыс. кв. верст). Любопытно, что отошедшие к Самарской губернии заволжские уезды были в сравнении с правобережными настоящими гигантами. Площадь Новоузенского уезда превышала 34 тысячи квадратных верст, а Николаевского — 28 тысяч квадратных верст.

Плотность населения в губернии к концу XIX века повысилась до 32,6 человека на 1 квадратную версту, в то время как в среднем по Европейской России — до 22,2 человека. Выше среднего была плотность населения в северных уездах: Кузнецком, Вольском, Хвалынском, Сердобском, Петровском и ниже — в Царицынском (лишь 23,7 человека на 1 кв. версту). Заволжье было заселено гораздо реже — не более 12 человек на 1 квадратную версту в Новоузенском уезде.

По рождаемости Саратовская губерния находилась на пятом месте (553 рождения на каждые 10 000 жителей). Однако и смертность была чрезвычайно высокой. На каждые 10 000 жителей умирало 433 человека. По этому показателю Саратовскую губернию опережали лишь Воронежская и Самарская губернии. Повышенная смертность объясняется рядом причин, среди которых — неустойчивое состояние большинства крестьянских хозяйств, низкий уровень здравоохранения. Сказывались также частые неурожаи и эпидемии. Неурожайный 1891 год способствовал распространению цинги, а затем тифа. В 1892 году холера унесла в могилу более 20 тысяч человек. В итоге ежегодный прирост населения в губернии отставал от среднего уровня Европейской России.

Трудные условия жизни толкали часть крестьян к миграции в другие регионы России, в частности в Сибирь и Казахстан от 80 до 100 тысяч бывших колонистов.

Многие крестьяне в поисках лучшей жизни устремлялись в города, население которых постоянно увеличивалось. К 1897 году численность городского населения составила 320 000 человек (13,2% всего населения губернии). В Саратове насчитывалось 137 тысяч жителей, из них почти половина принадлежала к крестьянскому сословию. По численности населения Саратов занимал третье место в России (в ее современных границах) после обеих столиц. Современники называли его “столицей Поволжья”. Среди уездных городов быстрыми темпами росло население Царицына благодаря его географическому положению, развитию водного и железнодорожного транспорта, промышленности. В 1897 году в нем проживало около 56 тысяч человек, он вошел в десятку крупнейших городов России (исключая Украину, Среднюю Азию и Польшу).

Третьим в губернии городом по количеству жителей был Вольск (около 27 тыс. человек), за ним следовал Кузнецк (около 21 тыс. человек). Самым малочисленным был Аткарск. Небольшие заволжские уездные города Николаевск и Новоузенск по числу жителей (12—13 тыс. человек) уступали таким торговым и промысловым селениям на Левобережье, как Балаково, Покровская слобода и другие.

2. Развитие  сельского хозяйства

Отмена крепостного права создала условия для широкого развития капитализма. Глубокие перемены произошли и в сельском хозяйстве, и в промышленности Саратовского края.

Сельское хозяйство в пореформенный период оставалось основной отраслью производства губернии. В нем было занято более 80% населения. Сельское хозяйство все более приобретало торговый характер. Губерния специализировалась на производстве зерновых культур, главным образом пшеницы, которая пользовалась большим спросом как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Россия в пореформенный период превратилась в одного из крупнейших экспортеров зерновых культур, среди которых на первом месте стоял саратовский хлеб. Так, в 1878 году Саратовская губерния при среднем урожае поставила за границу 17 миллионов пудов хлеба на сумму в 11 миллионов рублей. Прогресс транспорта давал выход продукции из ранее изолированных районов на внутренний и внешний рынки.

Земледелие в губернии по-прежнему оставалось экстенсивным. Увеличение продукции достигалось преимущественно за счет расширения пашни. С 1865 по 1899 год она выросла на 65%. Чистый сбор зерна на душу населения увеличился с 17,5 пуда до 24,5. Заметное место среди зерновых культур занимала рожь, которая являлась основным продуктом питания для большинства местного населения. В начале 1890-х годов она составляла 35—40% всех хлебных посевов.

С середины 1850-х годов в губернии увеличиваются посевы подсолнечника. В ряде уездов эта культура потеснила овес. Зерно подсолнечника шло на местные маслобойные заводы.

Важной отраслью сельского хозяйства оставалось животноводство. В большинстве уездов, где земли были распаханы, скот использовался в качестве рабочей силы и для удовлетворения продовольственных потребностей. Крестьянский скот в целом нуждался в улучшении породности. Однако на юге губернии, и особенно в просторных степях Заволжья, складывались районы капиталистического производства. Здесь землевладельцы и зажиточные крестьяне занимались нагульным мясным скотоводством. Они откармливали крупный рогатый скот калмыцкой породы и овец и продавали их местным гуртовщикам. В перестроенных на капиталистический лад крупных хозяйствах постоянно улучшалась породность скота, животноводство приносило прибыль. Таких хозяйств, однако, было немного, и в большинстве помещичьих имений состояние скота было не лучшее.

Агрокультура и агротехника развивались крайне слабо. В крестьянских хозяйствах и многих помещичьих имениях господствовало трехполье.

3.Развитие промышленности

Промышленность почти целиком оставалась связанной с переработкой продуктов сельского хозяйства. В 50—70-е годы она была представлена водяными и ветряными мельницами, маслобойнями, работавшими на основе ручного труда, винокуренными, суконными, кожевенными, табачными и другими предприятиями. С 1870-х годов в общем объеме продукции губернии возрастает доля парового, мукомольного и маслобойного производств.

Мельница Тогового дома "Бр. Шмидт"

Саратов превратился в один из крупнейших центров мукомольного производства. Местное купечество стало на путь промышленного предпринимательства, существенно потеснив дворянство.

В 1872 году в Саратовском Правобережье было 50 крупных водяных мельниц производительностью более чем в 6 миллионов пудов в год. Наиболее крупными владельцами являлись саратовские купцы Рейнеке (7 мельниц), Кирилловы (4 мельницы), Шмидты, Уваровы, Ростовцевы, Бардин (3 мельницы). Самые мощные мельницы намалывали до 300 000 пудов зерна в год каждая.

В последней четверти XIX века в Саратове развернулось сооружение мощных и хорошо оснащенных паровых мукомольных мельниц. Производство муки на мельницах фирмы Борель доходило до 8000 пудов в сутки, “Торгового дома Рейнеке” — до 12 000. Годовой помол на мельнице фирмы “Братья Шмидт” был доведен до 2 170000 пудов муки. Продукция этих фирм удостаивалась наград на различных выставках. Мука братьев Шмидтов получила большую бронзовую медаль на Всемирной промышленной выставке в Чикаго в 1893 году, продукция Рейнеке — серебряную медаль Вольного экономического общества на выставке в Саратове в 1880 году. В 1895 году по количеству перемалываемой муки саратовские мукомолы занимали первое место в Поволжье.

Маслобойное производство достигло расцвета в 1880— 1890-е годы благодаря сырьевой базе и транспортным связям. Заводы были модернизированы, обзавелись паровыми двигателями и гидравлическими прессами. Сырье приобреталось на местных рынках, где в день скапливалось до 2 тысяч возов с подсолнечными семенами.

Маслобойный завод А.И. Шумилина

В 60—70-х годах действовало лишь три небольших металлообрабатывающих завода. Развитие капитализма в 80—90-х годах привело к росту металлообрабатывающей промышленности. В 1888 году вступил в строй машиностроительный завод О.Э. Беринга (ныне саратовский завод “Серп и молот”). В 1892 году в губернии насчитывалось 10 чугунолитейных и 7 механических заводов, на продукцию которых пришлось 5,3% всего промышленного производства. Почти все предприятия этой отрасли находились в Саратове и Царицыне. Это были преимущественно небольшие заводы с маломощными паровыми двигателями и незначительным количеством рабочих.

Под влиянием спроса на новую технику в губернии возникает сельскохозяйственное машиностроение. К 1890 году на ряде небольших и средних предприятий было налажено производство земледельческих орудий. Подобные заведения возникают и в уездах.

В конце XIX века начинается сооружение более крупных заводов. В 1898 году в Саратове был основан Волжский сталелитейный завод, в 1899 году — гвоздильно-проволочный братьев Гантке (ныне ОАО “Метизный завод”). В 1896 году началось строительство цементного завода в Вольске мощностью в 1,2 миллиона бочек цемента в год (ныне завод “Большевик”).

Однако большинство предприятий были мелкими, полукустарного типа. В 1900 году в губернии насчитывалось 9340 промышленных заведений, на которых работало от 1 до 20 рабочих. Заводов, имеющих от 100 до 500 рабочих, было 10, а свыше 500 — лишь 3.

Тем не менее в развитии промышленности Саратовской губернии произошли определенные сдвиги. Почти в 6 раз возросла суммарная стоимость промышленной продукции за 30 лет. Постепенно росла доля металлургической отрасли. В 1890-х годах центр промышленного производства из сельской местности сместился в города. С 1860 по 1892 год доля Саратова в промышленном производстве губернии увеличилась с 14,8 до 43%. На Царицын приходилось 5,6% промышленного производства губернии.

4.Транспорт

Неразвитость транспортных путей длительное время служила весьма серьезным препятствием для развития экономики Саратовского края. Единственным видом сухопутного транспорта в середине XIX века оставался гужевой, для которого были характерны низкая скорость передвижения, высокая стоимость перевозок, малая грузоподъемность.

Поэтому с появлением паровых машин строительство железных дорог становилось серьезным фактором роста товарности сельского хозяйства отдаленных районов края, развития промышленности и торговли.

В 1858 году создается Общество Московско-Саратовской железной дороги, взявшее на себя обязательство в течение пяти лет построить одноколейную дорогу от Москвы до Саратова длиною в 725 верст. Построив 117 верст путей, общество обанкротилось. Возникло новое общество, которое довело линию дороги до Рязани. Затем еще одни строители с трудом довели железную дорогу до Тамбова. Дальнейшее сооружение железной дороги взяли на себя земства: Кирсановское уездное. Саратовское губернское и Саратовское городское общество.

10 октября 1868 года началось строительство Тамбовско-Саратовской.

Первый участок  Тамбов — Умет, был открыт для движения в августе 1870 года, а через пять месяцев поезда пошли до Аткарска. 4 июля 1871 года открылось движение на последнем участке Аткарск — Саратов. Для приема поездов в Саратове построили небольшое здание вокзала.

В 1871 году, Саратов, крупный торгово-промышленный город Поволжья, получил прямую связь с Москвой и Центральным районом России, что благоприятно отразилось на экономическом развитии “столицы Поволжья”.

Железные дороги прошли в основном через крупные торговые пункты, способствуя развитию ранее слаборазвитых населенных мест. В итоге глубинные уезды стали поставлять товарное зерно в больших количествах, чем приволжские. Только через село Аркадак в 1897 году было отправлено свыше 1 миллиона пудов хлеба.

Железнодорожный транспорт был связан с речным. Большая часть железнодорожных грузов приходилась на станции, которые являлись крупными пристанями: Саратов, Царицын, Камышин. Здесь железная дорога получала грузы, доставленные по Волге. Речным путем отправлялись железнодорожные грузы.

Во второй половине XIX века на Волге непаровые деревянные суда стали исчезать, вытесняемые паровыми. Перевоз ускорился, а его стоимость понизилась почти вдвое. Торгово-промышленные круги быстро разобрались в выгодности пароходов и стали вкладывать деньги в пароходные общества.

Крупным пароходным обществом того времени являлось “Кавказ и Меркурий”, образовавшееся в 1858 году от слияния двух обществ — “Меркурий” и “Кавказ”. Позднее в объединение вошла небольшая пароходная компания “Русалка”. Пароходы общества “Кавказ и Меркурий” начали плавание между Астраханью и Нижним Новгородом, перевозя грузы и пассажиров, а затем рейсы были продлены до Рыбинска.

С развитием пароходства появились суда с удивительной отделкой: “Александр Невский”, “Дмитрий Донской”, “ Петр Великий”, “Екатерина II”, которые заменили суда старой конструкции.

В конце века образовалось мощное  пароходное общество саратовских купцов “Купеческое пароходство по Волге”.

5.Торговля

В пореформенный период Саратовская губерния заняла заметное место в общероссийской торговле. Этому способствовали развитие аграрного и промышленного капитализма, рост транспорта. Весьма заметную роль сыграло усиленное строительство железных дорог, которые связали Саратов и Царицын с различными регионами России. Важное значение для дальнейшего развития торговли имело Волжское пароходство. Магазины, лавки, товарные биржи успешно конкурировали с ярмарками и базарами в розничной и оптовой торговле.

К 90-м годам XIX века на первое место в саратовской торговле выходит продажа зерна и муки. Саратовское зерно поставлялось в армию и на флот, продавалось в другие российские губернии, вывозилось за границу. На долю восьми юго-восточных губерний, в том числе и Саратовской, приходилось не менее 25% экспорта зерна. Усиленно торговал Саратов и мукой, по производству которой он занимал первое место в Поволжье. Саратовская мука через балтийские порты постепенно стала поступать в европейские страны.

Табак занимал в торговле второе место. Разведение табака наладили немецкие колонисты. Благодаря местной сырьевой базе в Саратове развивается табачная промышленность, которая изготовляла нюхательный и курительный табак, сигары и папиросы. Три четверти продукции реализовывалось в поволжских губерниях.

Немаловажное значение имела торговля маслом, чему способствовали богатая сырьевая база и развитая транспортная сеть. С 1883 по 1893 год производство масла увеличилось с 0,5 миллиона пудов до 1,5 миллиона пудов, производство колоба (жмыха) достигло 3,5 миллиона пудов. Саратовское масло поступало в столичные города, в Астрахань, Киев, Одессу, Ростов-на-Дону.

Традиционным саратовским товаром оставалась соль, которая поступала с Эльтонского озера. Еще в первой половине XIX века в Саратове реализовывалось до 4 миллионов пудов соли разных сортов. Ее закупали торговые агенты из различных губерний, но чаще — из верхневолжских. В 1867 году в Саратове насчитывалось 16 солеторговцев, которым принадлежало 86 соляных лабазов. Некоторые из них имели оборот соли до 320 тысяч пудов, как, например, купец Ковалев, владелец 5 лабазов. С 1880-х годов из-за истощения Эльтонского озера началась разработка соляных богатств озера Баскунчак. Его близость к Царицыну и льготные железнодорожные тарифы позволили оттеснить губернский центр на второе место в соляной торговле. Вывоз соли из Царицына в отдельные годы доходил до 5 миллионов пудов (а из Саратова не достигал и 2 млн. пудов). Положение саратовских солеторговцев ухудшило мелководье Волги, что удорожало доставку сюда соли. Поэтому достигнуть масштабов царицынских купцов саратовцам так и не удалось.

Долгое время важной торговой статьей являлась продажа рыбы разных сортов (осетров, белуги, стерляди, судаков, сельди, сазанов, тарани и др.) и различной обработки (соленой, сушеной, вяленой, мороженой). Большое место среди продаваемой рыбы занимали осетровые породы. Свыше 90% рыбы поступало в отдаленные от Волги губернии. Распродажа ее обычно начиналась поздней осенью, когда в Саратов приезжали крупные иногородние рыботорговцы, закупавшие одновременно тысячи пудов рыбы. Объем рыбной торговли составлял 3 миллиона рублей в год. Однако и здесь пальму первенства перехватил Царицын, где продавалось ежегодно до 12 миллионов пудов рыбы на сумму свыше 15 миллионов рублей.

До 80-х годов Саратов занимался широкой продажей сахара, который поступал из украинских губерний. Ежегодно продавалось 2 миллиона пудов. Но и тут Царицын, благодаря строительству железных дорог, устанавливает связи с производителями сахара и оттесняет Саратов.

На берегу Волги велась лесная торговля. В Саратове насчитывалось 38 лесных пристаней. 27 из них торговали разнообразным лесным материалом, остальные продавали дрова. В начале 1890-х годов Саратовская губерния выходит на пятое место по объему лесопильного производства. Лесной материал отправлялся на Украину, на Дон, на Терек, в Ставрополье.

Рост потребления нефти и нефтепродуктов в связи с широким использованием в народном хозяйстве паровых и дизельных машин превратил Волгу в главный путь доставки топлива из Баку. Саратов и Царицын стали крупными центрами торговли нефтью, керосином, мазутом. Ведущее место в торговле принадлежало товариществу “Братья Нобель”.

В Саратове и Царицыне к концу века были построены большие емкости для хранения нефтепродуктов. Их вместимость только в Царицыне составляла почти 20 миллионов пудов. Нефтепродукты поставлялись в центральные губернии, за границу. Основными их потребителями в крае были транспортные средства, заводы, мельницы.

В 1882 году в Саратове была открыта товарная биржа. Она выступала посредником в совершении торговых сделок, упорядочивала торговлю. В 1890 году биржа открыла собственное здание (ул. Радищева, 41).

В 1872 году в Саратове было занято торговлей (вместе с временными купцами) 859 человек. Среди них купцов 1-й гильдии было 30, 2-й гильдии — 399. Право на торговлю давали особые свидетельства, которые также причисляли к купеческому сословию. Свидетельство 1-й гильдии стоило 265 рублей, 2-й гильдии — от 25 до 65 рублей. В документ вносились члены семьи, иногда родители и братья. Тем самым и они причислялись к купечеству. При просрочке свидетельств купцы переводились в мещанское сословие. На каждое торговое или промышленное заведение купец обязан был покупать специальный билет.

Купцам принадлежали ведущие позиции в Саратовской думе. В 1893 году из 58 гласных 34 были купцами, оказывая влияние на внутреннюю жизнь города.

Таким образом, к концу столетия Саратов превратился в крупный торгово-промышленный город. Купечество обладало в крае солидной недвижимостью и обогащалось за счет эксплуатации наемных рабочих. Этот процесс начался раньше, но отчетливо проявился в 90-е годы. К этому времени капиталистический уклад, несмотря на пережитки прошлого, стал господствующим, оказав воздействие на все стороны народного хозяйства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционное обучение. Задание студентам группы Т115 по Истории и культуре Саратовской области на 10.11.20 г.

Практическое занятие. Рассмотрение положения саратовского края в XVIII веке....

18.11.20 г. Дистанционное обучение. Задание студентам группы Т115 по Истории и культуре Саратовской области

Практическое занятие. Рассмотрение причин образования саратовского наместничества...

24.11.20 г. Дистанционное обучение. Задание студентам группы Т115 по Истории и культуре Саратовской области

Культура Саратовского края в XVII - XVIIIвв.Образование и медицина. Радищев А.Н. - хронологическая таблица жизни. Архитектура....

27.11.2020 г. Дистанционное обучение. Задание студентам группы ГД114 по Географии

Практическое занятие по теме Регионы мира. Установление влияния природных условий и ресурсов на особенности жизни и быта населения...

01.12.20 г. Дистанционное обучение. Задание студентам группы Т115 по Истории и культуре Саратовской области

Практическое занятие. Рассмотрение социально-экономического развития Саратовской губернии в первой половине XIX века...

08.12.20 г. Дистанционное обучение. Задание студентам группы Т115 по Истории и культуре Саратовской области

Культура Саратовского края XIX века. По лекции составить хронологическую таблицу...