МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Исторический экскурс: «4 Ноября – День народного единства»
материал

АБАКАРОВА УМЗАХРАТ АБДУРАГИМОВНА

ОПАОЛМПА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenarii_konferentsii_4_noyabryu.docx42.24 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий  конференции

Тема: Исторический экскурс: «К  Дню народного единства-4 Ноября»

 

Цель:

-формирование у обучающихся знаний об истоках празднования Дня народного единства.

-Закрепить знания учащихся о событиях Смутного времени начала XVIIвека.

-Нравственное и патриотическое воспитание учащихся на примерах героев Народного ополчения 1611-1612гг.

Задачи:

  • Познакомить студентов с историей праздника День народного единства;
  • Представить основных исторических персонажей, способствующих становлению Российской государственности;
  • Способствовать воспитанию у обучающихся чувства патриотизма, бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям российского народа;
  • Создать условия для развития гражданской ответственности студентов, мировоззренческих убеждений обучающихся через осмысление ими исторически сложившихся культурных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин.

Материально-техническое оснащение: ноутбук, проектор, экран, музыкальная аппаратура, 2 микрофона.

Методы: слово учителя, выступления студентов  с презентациями.

Вступительное слово учителя:

 Учитель: «Добрый день, уважаемые студенты, педагоги, гости, все, кто сегодня находится в этом зале! Мы рады приветствовать вас на конференции посвященный к Дню народного единства!

       История России насчитывает более тысячи лет. Чтобы осознать, какой это огромный период времени, почувствовать неразрывную связь со своими далекими предками, надо представить, что в течение одного столетия в каждой семье, как правило, одновременно живут три поколения. Если считать, что происхождение нашего многонационального народа и созданного им государства имело место примерно с середины IX  века, то к нынешнему XXI столетию каждый из живущих ныне россиян может легко представить, какой колоссальный труд, исторический опыт, многовековые усилия и мудрость, накопленные более чем тридцатью поколениями наших предков, стоят, если можно так выразиться, за его спиной.

         Но прежде чем говорить об истории любого народа и государства, каждому россиянину следует отчетливо знать и понимать, что, же лежит в основе его национальной самобытности? Каковы корни этого уникального исторического явления – особой человеческой общности – многонационального российского народа? В чем отличия его от других народов? Какое влияние оказала Россия на историю и культуру всего человечества?   Для этого надо отчетливо представлять, какие важнейшие этапы государственно - политического развития прошло наше Отечество за свою многовековую историю. Какие источники питали и питают наше  Великое Прошлое.

4 ноября вся Россия отмечает День Народного Единства. Этот день занимает особое место среди государственных праздников современной России.  Он связан с событиями 1612 года – подвигом наших предков, которые сплотились во имя свободы и независимости Родины. Это праздник взаимопомощи и единения.

Не сразу Россия стала сильным государством, постепенно возрастало могущество страны.  В суровых испытаниях и битвах закалялась воля, и крепло единство народа.

       Также 4 ноября – день Казанской иконы Божией Матери – с 2005 года отмечается как «День народного единства». 16 декабря 2004 года Госдума РФ приняла одновременно в трех чтениях поправки в федеральный закон «О днях воинской славы (Победных днях России)». Одной из правок было введение нового праздника День народного единства.

      И перед тем как начать нашу конференцию где будут выступать студенты и подробно расскажут  об исторических  событиях  нашей родины Прошу всех встать для прослушивания Гимна РФ.
Начинается с прослушивания гимна Российской Федерации
Слова гимна России
Россия – священная наша держава,
Россия – любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава –
Твое достоянье на все времена!
Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
От Южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля,
Одна ты на свете! Одна ты такая –
Хранимая Богом родная земля!
Припев.
Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года
Нам силу дает наша верность Отчизне,
Так было, так есть и так будет всегда!
Припев.

Учитель: Сегодня мы вспомним о событиях началаXVII века, когда была освобождена Москва и было положено начало выхода страны из Смуты, подумаем о духовном смысле наступающего праздника. Сегодня мы вспомним тех, кто в трудное для страны время проявил свою гражданственность, беззаветную любовь к Отечеству, величайшую доблесть и героизм.

              Итак, мы начинаем!

       -   Первая страница нашей конференции посвящена  к одному из самых значимых периодов в истории нашей страны – периода Смутного времени и борьбы русского народа с польскими и шведскими интервентами  подготовила студентка Гулбагандова Марина:

(презентация прилагается )

Добрый день друзья!
Дорогие студенты, в нашем колледже мы не только учимся  профессии, но и учимся быть гражданами своей страны. Достойным гражданином может стать только тот, кто любит и знает историю своей Родины. Сегодня мы собрались, чтобы вспомнить один из самых значимых периодов в истории нашей страны – периода Смутного времени и борьбы русского народа с польскими и шведскими интервентами.

- 4 ноября наша страна отмечает День народного единства,

Глубокий смысл заложен в этом празднике. Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала трудные лихие  времена, времена войн и вражды.  

- Смута, смутное время, лихолетье- так называется началоXVIIвека в России. Период с 1598 по 1613 годы в истории России, сопровождавшийся ослаблением государственной власти, самозванством, гражданской войной и иностранной интервенцией .

       Одной из причин Смуты стало пресечение законной московской династии. Это совпало с разрухой, голодом, запустением центральной части русских земель .     После смерти Ивана Грозного царем стал его сын Федор, по характеру прямая противоположность отцу. Новый царь не обладал крепким здоровьем, больших склонностей к государственным делам не проявлял.

       При нем фактическим правителем  был боярин Борис Годунов, сестра которого Ирина была женой царя Федора. Положение усугубилось после того, как в 1598г. Умер бездетный царь Федор, а еще раньше, в 1591г. погиб в Угличе его младший брат царевич Дмитрий. Династия оборвалась .

    На престол был избран земским собором Борис Годунов.

 В 1601-1603гг. страну поразили стихийные бедствия. Такого еще не было на Руси. Стремясь преодолеть хозяйственную разруху, власти ужесточали политику закрепощения крестьян, увеличивали налоговый гнет. Это вызвало протест народа.

    По Москве и другим местам упорно поползли слухи, что царевич Дмитрий жив и скоро объявится на Руси. В подтверждение этих слухов в Речи Посполитой оказался «чудом спасшийся» царевич Дмитрий.

    Кто был этот авантюрист- доныне с полной уверенностью сказать трудно. И все же наиболее достоверным можно признать версию о том, что самозванцем выступил бывший монах Григорий Отрепьев. Лжедмитрий собрал войско и в 1604г. Перешел русскую границу. Под его знамена стекались все недовольные. В июне 1605г. Лжедмитрий - I    , беспрепятственно  с триумфом вступил в Москву. Став царем он пытался заигрывать с народом, но надежд народа не оправдал. Несмотря на изворотливость самозванца, развязка близилась, тем более , что его свадьба с Мариной Мнишек, проходившая со многими нарушениями принятых на Руси обычаев, развязное поведение сопровождавших невесту поляков вызывали большое недовольство русских людей. Не дремали и противники лжецаря- князья Шуйские.

    В ночь на 17 мая 1606г. Подняв набатным звоном московский народ, сторонники Шуйских ворвались в кремль, схватили Лжедмитрия и убили его. Труп самозванца был выставлен на  Красной площади на поругание. Через трое суток его сожгли, пеплом зарядили пушку и выстрелили в сторону Польши- страны, откуда он пришел.

      Царский престол пустовал недолго. На него избрали князя Василия Шуйского.

     Летом1606г. На юго-западе страны, в районе Путивля, заполыхало новое восстание. Его возглавил бывший холоп Иван Исаевич Болотников, считавший себя воеводой вновь спасшегося царя Дмитрия. Восстание в 1607г.было подавленно.

     Летом  1607 года на юго-западе страны объявился новый самозванец Лжедмитрий  -   II.     Он решил отправиться по стопам своего предшественника на Москву. Но обосновался в селе Тушино - отсюда его прозвище «Тушинский вор». Грабежи, насилия и убийства вызвали взрыв народного возмущения. Повсеместно стали создаваться народные ополчения. Центрами сопротивления стали монастыри.

      Вдохновляющим примером послужила длительная, героическая оборона Троице-Сергиева монастыря. Сняли осаду монастыря войско молодого и талантливого полководца Михаила Васильевича Скопина-Шуйского и отряды шведов, которые были еще на то время союзниками России. В 1610 году Скопин-Шуйский неожиданно умер(12сл.). На беду король Речи Посполитой Сигизмунд III в сентябре 1609г. Открыто выступил против России. Видя беззащитность России, вчерашний ее союзник-Швеция захватила Новгород и его уезд. Казалась вся страна  погрузилась в хаос. Еще один натиск интервентов- и страна рухнет. Однако дух народа не был сломлен. Патриарх Гермаген призывал к сопротивлению, за что погиб в заточении от голода. Благодаря народному ополчению и таким людям как Прокопий Ляпунов, Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский была освобождена русская земля от интервентов. Истерзанная страна нуждалась в умиротворении и единстве.

         На  земском соборе в 1613г. Новым русским царем был выбран 16-летний Михаил Федорович Романов, который приходился племянником по материнской линии царя Федора Ивановича, а так же сыном тушинского патриарха Филарета.

       учитель:   - Вторая страница нашей конференции называется

  « Народное ополчение». Сообщение и презентацию на эту тему подготовила студентка Рамазанова Амина………..

     -1610 год. Страшное время… Смутное время!.. Россия расколота…

Правительства нет. На северо-западе хозяйничают шведы. В центре бесчинствуют шайки “тушинского вора” Лжедмитрия II.

В Москве хозяйничают поляки. “Семибоярщина” фактически признала право на русский престол польского королевича Владислава.

Находящийся под арестом святейший патриарх Гермоген отказался сотрудничать с иноземцами. По городам Руси рассылаются его послания, в которых звучит призыв к освобождению Русской земли от захватчиков.

Призывы Святейшего Патриарха были услышаны в Нижнем Новгороде. В сентябре 1611 года по призыву нижегородского земского старосты Кузьмы Минина начался сбор средств на формирование и содержание народного ополчения.

По предложению Кузьмы Минина на должность военного руководителя ополчения был призван князь Дмитрий Михайлович Пожарский.

Главной святыней ополчения становится икона Богородицы, перенесенная в Нижний Новгород из Казани.

Какой путь из Нижнего до Москвы ближе – прямой или окольный? “Конечно, прямой!” - скажут некоторые. Оказывается, не всегда так бывает. Так и в 1612 году ополчение Минина и Пожарского двинулось к Москве через Балахну, Юрьевец-Волжский, Кострому, Ярославль. В Ярославле ополченцы пробыли до конца июля. Сюда подходило подкрепление со всех концов Руси, собирались деньги, подвозили оружие. И только в начале августа через Троице-Сергиев монастырь всенародное ополчение выступило к столице. Сюда же спешил и польский воевода – гетман Ходкевич.

20 августа ополченцы подошли к столице и заняли Земляной и Белый город. Казаки Трубецкого не присоединились к ним. 21 августа к Воробьевым горам подошел Ходкевич и 22 августа предпринял попытку прорваться к осажденному в кремле польскому гарнизону. Атака была отбита. 23 августа поляки перемещаются к Донскому монастырю и на следующий день атакуют Замоскворечье. В разгар боя казаки, не обращая внимания на приказ Трубецкого, вступаю в бой на стороне ополченцев. Это придало еще больше отваги русским воинам, и поляки были отброшены. Еще месяц продолжалась осада Китай-города и Кремля. В начале ноября начался новый штурм, и Китай-город был взят.

Столица была в руках ополченцев. Польско-литовский захватчики с позором покинули Кремль и сдались на милость победителей.

В течение нескольких дней по московским улицам шли очистительные Крестные ходы с главными святынями Руси – иконами Божьей Матери Владимирской и Казанской. Россия вновь стала свободной!

учитель:  -Третья страница нашей исторической конференции называется

« Духовный смысл Дня народного единства». Сообщение на эту тему нам приготовили студенты  Ашурбекова Наида ,                          Джума………….

Выступление  

“Нижегородский подвиг. 1611 год”.

Из статьи искусствоведа, доцента, члена Союза художников России Л. И. Помыткиной:

    -Небесное и земное действа соединились в едином пространстве холста. В вертикальной композиции картины им соответствует два уровня. Вверху… изображены духовные покровители Нижегородского ополчения… На небесном троне сидит Богоматерь Казанская… Священно мученик патриарх Гермоген держит грамоту, слова которой — "Да будут благословенны те, кои идут на очищение Московского государства" — стали лозунгом ополчения. Преподобный Сергий Радонежский, по преданию трижды являвшийся Минину, призывая на великое дело, предстоит у престола Богородицы.

В нижней части картины — само легендарное событие, данное в символическом претворении, так что каждая деталь имеет обобщающий смысл. По центру, концентрируя идею единства всего происходящего, показан “вдовствующий престол”. На нем лежат царские регалии: скипетр, держава, шапка Мономаха. Как и двуглавый орел на золотой пелене — это знаки государственности. На таком многозначимом фоне происходит главное действо — вручение меча Кузьмой Мининым князю Дмитрию Пожарскому. На перекрестии рукояти виден образ Спаса Нерукотворного, ибо “победный меч” символ не только воинского, но духовного подвига. Трактовка внешнего облика героев не традиционна.

    - Художник, показывая сословное различие через одежду, в целом подчеркивает их похожесть, духовную близость, равенство перед высшим предназначением, единство устремлений. Отталкиваясь от парсун и литографий, автор решает образы Минина и Пожарского в неком обобщении, синтезирующим основную мысль произведения — идею самопожертвования, готовности к спасению Руси и воссозданию ее державности.

Слева от Минина находятся нижегородцы, осененные выносным крестом и хоругвями. На одной из них великомученик Георгий Победоносец, духовной мощью побеждающий зло. Здесь же иконы с изображением святителей Московских Петра, Алексия и Ионы — духовных поборников русской государственности. Крестом благословляет народ настоятель Спасо-Преображенского собора, сподвижник Минина Савва Евфимьев. Рядом в молитвенной сосредоточенности стоят посадские люди: вдова, отдавшая состояние на народное дело; старики, проводившие на рать своих сыновей; невеста, молящая Богоматерь сохранить суженого. Юный отрок в стихаре со свечой в руках олицетворяет духовное очищение и просветление.

Также на первом плане обозначены два смысловых контраста: драгоценные приношения нижегородцев как символизирующие идею бескорыстия и жертвенности, и змея себялюбия, раздора, долго не дававшая народу возвысится до общенациональной идеи, и кою попирает сапогом Минин.

     Вокруг князя Пожарского, под стягом с изображением Архистратига Михаила, предводителя небесного воинства, сплотились в молитвенном предстоянии со свечами в руках отрешенные от суетного ополченцы разных сословий и возрастов. Строги и величавы все участники торжественного акта. Орудия духовные и воинские подняты в едином порыве на защиту Веры и Отечества.

Если в целом говорить о содержании произведения, то лейтмотивом его звучит тема духовного праздника. Напоминает о высоком смысле события ритмический повтор алых пятен.

                Всю колористику картины объединяет златоцвет: в небесном своде, в нимбах, в пелене и облачениях. В традициях древнерусской живописи золото являет собой незаходящий, “невечерний” свет вечности.

Композицию картины завершают слова историка И. Забелина: “Нижегородский подвиг в нашей истории дело великое, величайшее из всех наших исторических дел, потому что оно дело народное”.

     - Четвертая страница нашей конференции называется « Спасители Отечества» приготовили студентки  ………………

"Минин и Пожарский".

Минин

МИНИН КУЗЬМА - инициатор создания и один из руководителей Второго ополчения 1611-1612 годов эпохи Смутного времени в Русском государстве, думный дворянин (1613 год); соратник князя Д.М. Пожарского.

Из семьи, принадлежавшей к средним слоям посада Нижнего Новгорода; сам Минин был посадским человеком из «молодших», то есть небогатых. Судя по косвенным данным, в августе - октябре 1611 года Минин призывал к борьбе с нашествием польско-литовских войск во время интервенции Речи Посполитой начала XVII века. Предположительно 01(11).09.1611 года избран земским старостой (руководитель земской избы) Нижнего Новгорода и, ссылаясь на слова увиденного им во сне преподобного Сергия Радонежского, обратился к горожанам с призывом «помочь Московскому государству». Инициатива Минина была поддержана нижегородским посадом и духовенством, были собраны средства на формирование Второго ополчения (воевода - Д.М. Пожарский), Минин стал ответственным за казну в качестве «выборного у того великого дела». По пути продвижения ополчения к Москве Минин повсеместно организовал (в том числе под угрозой наказания ослушников) сбор чрезвычайного налога (две трети «имения своего в казну ратным людям отдати») для выплаты жалованья ратным людям, а также, по сообщению Пискарёвского летописца, принимал у них присягу. В апреле 1612 года в качестве «выборного человека всею землёю» вошёл в новый состав Земского правительства. Во многом благодаря усилиям Минина земское войско, подошедшее в августе того же года к Москве, отличалось хорошей организацией и снабжением. В августе - октябре 1612 года Минин участвовал в освобождении Москвы от польско-литовских войск, 24 августа (3 сентября) командовал отрядом, удар которого во фланг польско-литовского войска гетмана Я.К. Ходкевича во многом помог решить исход сражения в пользу Второго ополчения. В конце 1612 года, после занятия Москвы силами объединённого ополчения, наряду с князьями Д.Т. Трубецким и Пожарским, продолжал активно участвовать в управлении Русским государством. Однако к началу 1613 года, вероятно, из-за «низкого» происхождения Минина и враждебного отношения к нему казаков, контролировавших в тот период Москву, его влияние ослабело: он исполнял финансовые поручения и наблюдал за имуществом, конфискованным у разных лиц. Косвенно подтверждается версия о том, что Минин был противником избрания на царство Михаила Фёдоровича Романова: имя Минина отсутствует в списках участников избирательного Земского собора 1613 года и лиц, подписавших принятую на этом соборе «Утверждённую грамоту», а также членов посольства, направленного в Кострому к избранному царю. Однако на следующий день после венчания на царство Михаила Фёдоровича, 12(22).07.1613 года, Минин пожалован в думные дворяне (единственный в истории случай пожалования одним из высших чинов человека недворянского происхождения) и получил право именоваться с полным отчеством - Кузьма Минич. В 1614 году по поручению Земского собора, используя свой авторитет и опыт, собрал с московских купцов и посадских людей непопулярный чрезвычайный налог - «пятинные денги» (20% от годового дохода). В январе 1615 года получил высокий денежный оклад 200 рублей, а также вотчину «за московское ачищенье» от польско-литовских войск - село Богородское с деревнями в Нижегородском уезде (ныне город Богородск). В мае того же года, во время отъезда царя на богомолье в Троице-Сергиев монастырь, вместе с другими думными чинами «ведал Москву». В декабре 1615 / январе 1616 года вместе с князем Г.П. Ромодановским послан в Казанский уезд для «сыску» по делу о восстании черемисов. Умер на обратном пути, предположительно 08(18) мая.

Пожарский  

  Биография Д. М. Пожарского     Пожарский Дмитрий Михайлович, русский военный и политический деятель, князь, родился в 1578 г. в Суздальском уезде, село Мугреево в семье разорившегося дворянина. Род Пожарских происходит от Всеводода Большое Гнездо, Великого князя владимирского, сына Юрия Долгоругого.     С 15-и лет служил при дворе Федоpa I. Во время правления Бориса Годунова, с 1584 г. служил стряпчим (чин и должность государственного служащего). Присягнул Лжедмитрию (самозванец, выдававший себя за сына Ивана Грозного) и был назначен стольником (придворный чин, обслуживающий царскую трапезу и сопровождающий царя в путешествиях). При Василии Шуйском (последний русский цать из рода Рюриковичей), был назначен воеводой (территориальный правитель, совмещающий административные и военные функции) в г. Зарайск. После низложения Шуйского, присягнул Владиславу IV, который в 1610 году, должен был принять православие и стать руским царем. Но Владислав православие не принял, а на трон стал претендовать польский корольСигизмунд III, отец Владислава, тогда Пожарский вступил в 1 ополчение и воевал под командованием П. Ляпунова.     В 19611 году Минин послал гонцов в Пурецкую волость в Нижегородчине, принадлежащую Пожарским, Пожарский находился на излечении после ранения, с предложением Пожарскому возглавить 2 ополчение. Пожарский согласился и, с 1612 года был вторым человеком, после Минина, во 2 ополчении и "Совете всея земли".     В 1613 году, при царе Михаиле Романове, был произведен в бояре.    В 1614 году участвовал в Росско-Польской войне, в сражении против польского авантюриста Лисовского (польский шляхтич. который в Смутное время, до 1613 года, практически безнаказанно, разорял территорию России, набегами легких кавалеристских отрядов).    В 1642 году, Дмитрий Пожарский стал монахом - схимником (схима - обряд принятия на себя строгих аскетических обязательств православными монахами) и принял духовное имя Кузьма, в память о своем соратнике, Кузьме Минине.    Скончался 20(30) апреля 1642 года, похоронен в родовой усыпальнице, в Спасо-Ефимьевском монастыре, в городе Суздале.           Подвиги Минина и Пожарского     С 1960 года, российским государством, практически, управляли польские военначальники. Россия заключила договор с Польшей о возведении на русский престол Владислава, сына короля Сигизмунда III, при условии принятия им христианства и сохранении независимости русских земель. Поляки не собирались выполнять договорные обязательства, они варварски разоряли Россию, в Москве стояли польские гарнизоны. Россия не имела правительства, законов и государственных средств. В то время на Россию напали шведы. занявшие Нижний Новгород. Россия находилась под угрозой утраты государственной независимости.    

   Весной 1612 года, 2-ое ополчение, организованное в 1611 году земским старостой Кузьмой Мининым в Нижнем Новгороде и возглавленное князем Джитрием Пожарским, и быстро ставшее общерусским, следуя своей главной цели, выдвинулось на Москву из Ярославля. 24 августа народная дружина Минина и Пожарского вошла в столицу, вступив в тежёлый бой с польским гарнизоном и войсками литовского гетмана Ходкевича. В кровопролитных боях, 2-е и остатки 1-го ополчения, отбили штурм войск Ходкевича, не дав ему занять Москву, а, в октябре, польский гарнизон, оставшийся без помощи и провианта. поставляемого Ходкевичем, не выдержав голода,  капитулировал. Народная Дружина полностью Освободила столицу России от врага.   После великой победы в Москве, сплоченный русский народ освободил всю Россию от врага и спас государственную независимость родной земли.    В 1818 году, на Красной площади, был установлен памятник "Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия".

Заключительные слова учителя: - 

   Минуло Смутное время, но не порвалась живая связь времен. И каждый раз, когда Отчизне угрожала смертельная опасность, новые тысячи борцов вспоминали имена Минина и Пожарского.

      В начале XVII столетия, народы России, объединенные идеями согласия и сплочения, сохранения государственности смогли отстоять свободу и независимость нашего Отечества. Так было и в 1812 году и во время Великой Отечественной войны.

И сегодня, когда в нашем обществе не все спокойно, когда ведутся споры о целесообразности праздника Дня народного единства, мы должны понять, что эти споры и раздоры льют воду на мельницу врагов нашего Отечества, тех, кто не хочет видеть России великим и сильным государством. Наша сила в единстве. Наша сила в добре. Доброделание – основа нашего бытия и одна из главных идей наступающего праздника. Творите добро, и мы придем к духовному оздоровлению всего общества

-- Берегите Россию, нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце, этот хлеб на столе
И родное оконце в позабытом селе.
Берегите Россию, чтобы сильной была,
Чтобы нас от беды в трудный час сберегла.
Ей неведомы страхи, и крепка её сталь.
И последней рубахи ей для друга не жаль.
Берегите Россию, без неё нам не жить.
Берегите её, чтобы вечной ей быть
Нашей правдой и силой, нашей гордой судьбой.
Берегите Россию, нет России другой.

Музыкальный номер Вокальный ансамбль «Лира» рук. Гасанова  А.Г.

Список литературы:

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006 (3 CD). – М.: ООО “Кирилл и Мефодий”, 2006.

Помыткина Л.И., Нижегородскому ополчению посвящается// Нижегородский альманах: Выпуск II/ Отв. Редактор В.П. Макарихин. Нижний Новгород, 1997, с.92.

Рубцов Н., Тихая моя родина… - М.: Дет. лит., 2005.

Уроки отечественной истории Кирилла и Мефодия: (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия). М.: ООО “Кирилл и Мефодий”, 2004.

Энциклопедический словарь юного историка: (Отечественная история)/ Сост. В.Б. Перхавко. – М.: Педагогика-Пресс, 1997.

В. Е. Шматов «Великая дата России»

«Известия» Праздничные дни. Как они появляются и кто их устанавливает. 2006 год

 Znanija.com - https://znanija.com/task/11923026#readmore


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

4 ноября - День народного единства

Интерактивная презентация, посвященная Дню народного единства России. В прзентации есть отсылка на историю Крыма, т.к. проводилась в крымском техникуме впервые после присоединения к Российской Федерац...

Методическая разработка кураторского часа на тему:День народного единства

Методическая разработка кураторского часа на тему:День народного единства...

Открытый классный час "4 ноября-День народного единства"

Открытый классный час "4 ноября-День народного единства"...

Методическая разработка проведения внеклассного мероприятия «4 ноября – День народного единства»

Методическая разработка направлена на воспитание культуры мировоззренческого самоопределения молодёжи, гармоничной встроенности личности в окружающий мир.Педагогическое значение праздника Дня народног...

Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему: «День народного единства»

Цели: воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, родному краю, толерантность к людям всех национальностей, живущих в нашей стране. развивать у детей интерес к истории России, к истории ...