Методическая разработка проведения внеклассного мероприятия «4 ноября – День народного единства»
методическая разработка

Методическая разработка направлена на воспитание культуры мировоззренческого самоопределения молодёжи, гармоничной встроенности личности в окружающий мир.

Педагогическое значение праздника Дня народного единства трудно переоценить. Он способствует воспитанию любви к Родине, лучшему знанию и пониманию студентами истории, уважительному отношению к национальным традициям и культуре народов России, и её ближайших соседей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_o_dne_narodnogo_edinstva.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

внеклассного мероприятия

«4 ноября – День народного единства»

Санкт - Петербург

2019год


Содержание

  1. Пояснительная записка                                                        3
  2. Содержательная часть                                                          4
  3. Список литературы                                                               9


Пояснительная записка

Методическая разработка направлена на воспитание культуры мировоззренческого самоопределения молодёжи, гармоничной встроенности личности в окружающий мир.

Педагогическое значение праздника Дня народного единства трудно переоценить. Он способствует воспитанию любви к Родине, лучшему знанию и пониманию студентами истории, уважительному отношению к национальным традициям и культуре народов России, и её ближайших соседей.

4 ноября в России отмечается государственный праздник – День народного единства. Этот день занимает особое место в истории нашего Отечества, связан с поворотными событиями государства российского.

Научное сообщество, средства массовой информации, общественные и политические деятели сделали немало, чтобы донести до общественного сознания смысл этого праздника. История возникновения этого праздника отнюдь не проста, и до сих пор значительная часть россиян, как показывают данные социологических опросов, затрудняется с ответом на вопрос, какие события послужили поводом для учреждения нового государственного праздника.

В методической разработке использованы исторические сведения о периоде, который вошёл в историю России под названием Смутное время, стихи известных поэтов.

Актуальность предложенной методической разработки состоит в том, что история России богата примерами, когда именно единение всего многонационального народа нашей Родины во имя блага и процветания страны открывало путь к укреплению независимости государства и способствовало развитию цивилизованного общества, сохранению культурно-исторического наследия.

В наше непростое время историческое прошлое России напоминает «… пока мы едины – мы непобедимы».

Цель: 

познакомить студентов с историей Дня народного единства

Задачи:  

  • пояснить смысл и значение нового государственного праздника, введённого в Российской Федерации;
  • формировать чувство уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;
  • формировать активную гражданскую позицию, воспитывать интерес к истории своей Родины;
  • продолжить патриотическое воспитание студентов, через осознание необходимости всеобщего единения для победы над агрессорами;
  • воспитывать уважение к государственным праздникам Российской Федерации, русским национальным героям.

Форма: беседа по страницам истории России.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, государственная символика Российской Федерации,

Участники: студенты техникума

Ожидаемые результаты:

  • проявление интереса у студентов к историческому прошлому русского народа;
  • закладывание основ патриотизма на примерах героев Народного ополчения 1611 – 1612 года;  
  • выражение чувства гордости и уважения к родной стране.

Подготовительная работа:

1. Подобрать информационный материал

2. Подготовить мультимедийную презентацию.

3. Составить вопросы для классного  часа.

План проведения воспитательного мероприятия:

1. Вступительное слово кл.руководителя.

2. Рассказ кл.руководителя, мастера п/о и студентов с демонстрацией мультимедийной презентации о государственном празднике – День народного единства.

Сценарий проведения мероприятия

Пусть ведают потомки православных

Земли родной народную судьбу,

Своих мужей великих поминают

За их геройство, славу, доброту.

Кл.руководитель________________________________

День народного единства - один из самых молодых праздников нашей страны, который отмечается в соответствии с Федеральным законом «О днях воинской славы и памятных датах России». Государственная Дума в 2005 году приняла действительно историческое решение (слайд 2)

  • Что означает название этого праздника?
  • Почему возникла необходимость возродить этот праздник?
  • Какие события стали основой народного единения и кто был во главе национального единства?
  • В чем и с кем мы должны объединяться?

Вот темы нашей дискуссии.

(слайд 3) 4 ноября наша страна отмечает День народного единства. Этот праздник отдает дань памяти событиям 1612 года, когда в едином духовном и ратном порыве народным ополчением Минина и Пожарского была освобождена Москва, и было положено начало выхода страны из глубокого политического, духовного и нравственного кризиса, известного как Смутное время. Когда были заложены основы для строительства фундамента независимого государства. Сегодня мы вспомним тех, кто в трудное для страны время проявил беззаветную любовь к Отечеству, величайшую доблесть и героизм, способность выдержать тяжелейшие испытания и отстоять свою независимость.

Студент _______________________________

(слайды 4-5) А вначале нашей беседы давайте окунемся в ту эпоху и посмотрим, какой же была Москва конца XVI - начала XVII веков.

Студент________________________________

(6 слайд) Смутным временем русские люди называют нелегкие для Российского государства тридцать лет конца ХVI – начала XVII веков. В 1584 году в Москве умер царь Иван IV, прозванный за крутой нрав Грозным. С его смертью и наступило в России Смутное время.
За это время на Руси произошло много трагических событий. Первые годы XVII столетия выдались очень страшными: неурожаи, голод, восстания. (слайд 7)

В 1601 году в стране случился неурожай, повторился он и в последующие два года. Повсюду начались голод и мор. За два с половиной года от голода в одной только Москве умерло около 120 тысяч человек. (слайд 8) В стране назревало недовольство. Появились огромные толпы голодных и озлобленных людей, которые только и ждали случая, чтобы объединиться и пойти на Москву.

(слайд 9) Во всем обвинили царя, Бориса Годунова, который пришел к власти после смерти Ивана Грозного (потомка старинной династии Рюриковичей). Бояре считали его незаконным царем, не из Рюриковичей.

(слайд 10) Всем этим и воспользовались польские паны. Со стороны Польши в Россию пришли войска, возглавляемые Самозванцем Григорием Отрепьевым, который выдавал себя за сына Ивана Грозного Дмитрия, доказывая всем, что он и есть царевич Дмитрий, которого Борис Годунов много лет назад пытался убить в городе Угличе, но чудом Дмитрий остался жив. Народ поверил в «воскресшего» царевича и Лжедмитрий был с почестями встречен в Москве.

Студент_________________________________

(слайд 11) Пришедшие с Лжедмитрием I поляки держали себя в Москве заносчиво – они оскорбляли москвичей, грабили их. Особенно русских людей оскорбило то, что поляки попытались установить свою католическую веру. Все это не могло не вызвать взрыв возмущения. В ночь на 17 мая 1606 года в Москве зазвучал набатный колокол. Жители столицы узнали, что бояре и дворяне ворвались в царские покои и убили самозванца. Через несколько дней тело Лжедмитрия I сожгли, а пепел смешали с порохом и выстрелили им из пушки в сторону Польши, откуда Самозванец и пришел.

(слайд 12) Заговор по свержению Лжедмитрия 1 возглавлял князь Василий Шуйский, которого бояре-заговорщики и «выкрикнули» новым царем. Но Василий Шуйский, царствовавший с 1606 по 1610 годы, тоже был немалым обманщиком. Он всегда говорил то, что ему было выгодно. В народе Шуйского не любили, считая не всенародным, а лишь «боярским» царем.

(слайд 13) В августе 1607 года поляки предприняли новую попытку проникновения в Московскую Русь, на этот раз уже с участием Лжедмитрия II. К его войску, состоявшему из польских отрядов, вскоре примкнули южнорусские дворяне и отряды казаков. В мае 1608 года под городом Болховом Лжедмитрий II разбил войска Василия Шуйского и подошел к Москве. Самозванец разбил лагерь в подмосковном селе Тушине, отчего в народе его прозвали «Тушинский вор». С помощью польских отрядов Тушинскому вору удалось захватить власть более, чем в двадцати русских городах. Но как и первого самозванца его постигла трагическая участь: он был убит.

(слайд 14) Бояре и дворяне, разгневанные поражением русских войск под Клушином. Ворвались в покои Василия Шуйского и под угрозой смерти потребовали, чтобы он отрекся от престола. Шуйскому ничего не оставалось, как согласиться, и против собственной воли он был пострижен в монахи. Участники заговора поклялись свергнутому Шуйскому «выбрать государя Всей землею», но не сдержали клятвы.

Власть в стране перешла к временному боярскому правительству во главе с князем Мстиславским. В народе эту власть прозвали «Семибоярщиной», а историки время с 1610 по 1613 годы окрестили «Междуцарствием». Чтобы избавиться от угрозы стоявшего под Москвой Тушинского вора, притязавшего на трон, правители Семибоярщины решили возвести на российский престол сына польского короля Сигизмунда III – Владислава. И под предлогом защиты Москвы в ночь с 20 на 21 сентября 1610 года, когда ворота в Московский Кремль боярами были открыты, в столицу под командованием Гонсевского вошел польский гарнизон с немалым числом литовских воинов.

Студент________________________________

Эти действия Семибоярщины и послужили сигналом к объединению россиян и изгнанию из Москвы польских захватчиков. Народ желал избрать нового царя «волей Всей земли».

(слайд 15) Это было в далеком 1611 году. В то ясное осеннее утро конца сентября в Нижнем Новгороде не открылась ни одна торговая лавка. Весь люд спозаранку стал собираться на городской площади перед Земской избой. Один из гонцов, прибывших из Москвы, громко зачитал привезенную из Троицкого монастыря грамоту, призывавшую русский народ к «великому стоянию» против польско-литовских захватчиков, за веру православную и отечество: «Соотечественники, польский король Сигизмунд – это хитрый лис, который всех обманывает: будто мыслит он не завоевать Московское государство, а помочь русским людям преодолеть Смуту. Но мы своими глазами видели, как поляки разоряли православные храмы, как пред очами родителей сжигали в русских деревнях детей. И видели мы, как носили поляки на саблях и копьях головы русских воинов. И не бывало еще на Руси так плохо, как нынче. Больше года нет у нас законного царя, и Московским государством правят семь бояр. Семибоярщина – это измена и предательство!.. Который год идет великая Смута на Руси! И приблизились дни окончательной погибели земли Русской!»

Студент________________________________

(слайды 16-18) На Лобное место быстро поднялся Кузьма Минин: «Сограждане нижегородские, слушал я гонцов и не смог сдержаться. Сердце мое разрывается от боли за бедную землю Московскую. Пришло время всем российским людям подняться за яростную брань! Не вечно же топтать Русь врагу, пора и честь знать!.. Так давайте создадим всенародное ополчение против врага!... Пока же начнем собирать для воинов деньги. Я отдам все, что за долгие годы нажил тяжким трудом.»

(слайд 19-22) Войско Минина и Пожарского пришло в Москву 20 августа 1612 года. Польские захватчики оказались в осаде (в Кремле и Китай-городе). К середине октября поляки съели всех лошадей, собак, кошек и даже мышей. Пленники начали убивать друг друга, чтобы подвергнуть той же участи своих товарищей... А 26 октября уже все кремлевские вороты были открыты настежь.

(слайд 23) После изгнания из Москвы поляков несколько месяцев страной правило временное правительство во главе с Пожарским и Трубецким. В самом конце декабря 1612 года оба князя разослали по городам грамоты, в которых вызывали в Москву из всех городов и из всякого чина самых лучших и разумных выборных людей «для Земского совета и для государственного избрания». Этим выборным людям и предстояло избрать нового царя. После недолгих споров они остановили свой выбор на 16-летнем Михаиле Романове – сыне Митрополита Филарета. (слайд 24)

Таким образом, тридцать лет губило Русь Смутное время. Ослабевшую от раздоров страну пытались захватить враги. «Тогда решалось, где будет центр славянства – в Варшаве, Киеве или Москве. Варшава и Киев были в несколько десятков раз больше Москвы, которая тогда была маленьким городом. И шансов у нее было не так много. Москва могла стать провинциальным городом Польши. Но тогда бы Российское государство не имело развития. Польша простиралась бы где-то до Волги. А что было бы в последствии – трудно сказать». («Благовест-инфо», митрополит Климент, управляющий делами Московской Патриархии). (25 слайд) Но нашлись мудрые головы и храбрые сердца: Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, собрав ополчение, спасли Русь от гибели.

20 февраля 1818 года на Красной площади в Москве был открыт памятник Минину и Пожарскому (по проекту скульптора И.П.Мартоса).

На его пьедестале отлиты две бронзовые картины с выпуклыми изображениями (барельефами). На первой картине изображено, как граждане Нижнего Новгорода несут свое имущество на площадь и приводят в ополчение своих сыновей. Вторая картина иллюстрирует бегство поляков из Москвы, преследуемых русскими воинами. Фигуры Минина и Пожарского стоят на высоком гранитном пьедестале. Пожарский изображен сидящим, перед ним стоит Минин – правой рукой он показывает на Кремль, а левой подает Пожарскому меч.

На лицевой стороне пьедестала надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818».

(26 слайд)

Заключительное слово мастера п/о

Добрый памятник поставлен

Двум героям всей страной

В знак того, что был избавлен

От бесчестья край родной»  (Н. Кончаловская)

Мастер п/о _________________________________

«Это объединение русского народа вокруг Минина и Пожарского, освобождение Москвы дало толчок для развития государственности, это начало становления мощного российского государства, которое стало Российской империей. После 1612 года наши предки стали продвигаться на восток, через сто лет они дошли до Тихого океана, при Петре I они достигали берегов Северной Америки – такое развитие буквально за 100 лет!» («Благовест-инфо», митрополит Климент, управляющий делами Московской Патриархии).

Проникнутый идеями национального согласия и сплочения общества, упрочения российской государственности, День народного единства также является праздником добра, днем заботы о людях. Любое, даже самое малое доброе дело в этот день для каждого должно стать первым шагом к исцелению души, а добрые дела миллионов добровольцев вместе взятые приведут нас к духовному оздоровлению всего общества.


Список литературы

  1. Энциклопедия Я познаю мир. Иллюстрированная хроника России АСТ «АСТРЕЛЬ», 2014.
  2. Методические рекомендации к проведению всероссийского урока, посвящённого Дню народного единства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

4 ноября - День народного единства

Интерактивная презентация, посвященная Дню народного единства России. В прзентации есть отсылка на историю Крыма, т.к. проводилась в крымском техникуме впервые после присоединения к Российской Федерац...

Открытый классный час "4 ноября-День народного единства"

Открытый классный час "4 ноября-День народного единства"...

Методическая разработка проведения внеклассного мероприятия пресс конференции

В данной работе приводится методическая разработка  по организации  и проведению пресс – конференции  на тему исследовательской деятельности обучающихся в процессе обучения. В рек...

Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему: «День народного единства»

Цели: воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, родному краю, толерантность к людям всех национальностей, живущих в нашей стране. развивать у детей интерес к истории России, к истории ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ « ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ ПРИБОРОВ И УЧЕТ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ»

История создания счётчиков связана с изобретениями электротехнических устройств XIX века. Самые разные исследователи независимо и беспрестанно изучали электромагнетизм, внося собственную леп...