Современные педагогические технологии в процессе подготовки специалистов со средним медицинским образованием в области обучения иностранным языкам
статья

Золина Наталья Анатольевна

Поиск новых педагогических технологий связан с отсутствием у части учащихся положительной мотивации к изучению иностранных языков. Все больше и больше преподаватели обращаются в процессе обучения иностранному языку к проектной методике, как одному из современных и продуктивных творческих подходов, успешно реализующих основные цели обучения иностранному языку в формировании у студентов необходимых коммуникативных речевых навыков и умений, позволяющих им общаться на иностранном языке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_ped_konf.docx19.76 КБ

Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СО СРЕДНИМ МЕДИЦИНСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ В ОБЛАСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ.

Подготовил Золина Н.А., преподаватель высшей категории  дисциплины иностранный язык (английский) КГБПОУ «Минусинский медицинский техникум»

Современные технологии обучения иностранному языку аккумулируют успешную информацию каждой из них, дают возможность преподавателю скорректировать любую технологию в соответствии со структурой, функциями, содержанием, целями и задачами обучения в данной конкретной группе обучающхся.      

Поиск новых педагогических технологий связан с отсутствием у части учащихся положительной мотивации к изучению иностранного языка. Положительная мотивация недостаточна, а порой отсутствует, так как при изучении иностранного языка они сталкиваются со значительными трудностями и не усваивают материал в силу своих психологических особенностей.

Все больше и больше преподавателей обращаются в процессе обучения иностранному языку к проектной методике как к одному из современных продуктивных творческих подходов, успешно реализующих основные цели обучения иностранному языку в формировании у студентов необходимых коммуникативных  и речевых навыков и умений, позволяющих им общаться на иностранном языке.

Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении студентам возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Преподавателю в рамках  проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.

Данная технология способствует развитию творческих способностей, развивает  воображение и любознательность. В ходе подготовки проектов  раскрывается творческий и интеллектуальный потенциал студентов. Метод проектов учит вести исследовательскую работу, работать в коллективе, вести дискуссию, решать проблемы, тем самым готовиться к полноценной профессиональной деятельности.          

Метод проектов может использоваться при обучении иностранному языку практически по любой теме, так как отбор тематики проведен с учетом практической значимости для студентов.

На одном из последних занятий у нас проходит  защита проекта группами. Каждая группа выступала со своей презентацией. Такого рода задания очень увлекают студентов, они с интересом и ответственностью берутся за выполнение такой работы. При этом они осваивают такие навыки, как работа с программой  Microsoft Power Point, умение находить интересные материалы, иллюстрации. А при самом выступлении учатся декларировать, развивают свои ораторские способности, умение доказывать и отстаивать свою точку зрения, спонтанно отвечать на задаваемые вопросы,  не бояться публичных выступлений, становятся уверенными в себе.

Метод проектов широко внедряется в образовательную практику в России. Проекты  могут быть индивидуальными и групповыми, локальными и телекоммуникационными. В последнем случае группа обучаемых может вести работу над проектом в Интернете, при этом будучи разделены территориально. Впрочем, любой проект может иметь сайт, отражающий ход работы над ним. Задача учебного проекта, результаты которого представлены в виде веб-сайта, заключается в том, чтобы дать ответ на проблемный вопрос проекта и всесторонне осветить ход его получения, то есть само исследование.

 

Жизнь в современном обществе требует от студентов развития таких важных познавательных навыков, как умение выработать собственное мнение, осмыслить опыт, выстроить цепь доказательств, выразить себя ясно и уверенно. 

 

    Информационно-коммуникативные технологии находят все большее применение в организации учебного процесса, позволяют продуктивно рассмотреть все возможные аспекты (от лингвистического до культуроведческого), совершенствуют иноязычную речевую деятельность.   Их использование способствует совершенствованию лингвистической и межкультурной компетенций обучающихся, формированию культуры общения в электронной среде, повышению информационной культуры в целом, а также развитию навыков работы на компьютере: поиск, обработка, передача, систематизация информации и презентация результатов научно-исследовательской деятельности.

Интерактивный подход — это определенный тип деятельности студентов, связанный с изучением учебного материала в ходе интерактивного урока.

 Костяком интерактивных подходов являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются обучающимся. Основное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового. Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных подходов, среди которых можно выделить следующие:

  • Творческие задания
  • Работа в малых группах
  • Обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры)
  • Использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии)
  • Социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (социальные проекты, соревнования, радио и газеты, фильмы, спектакли, выставки, представления, песни и сказки)
  • Разминки
  • Изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «каждый учит каждого».
  • Обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем

Под творческими заданиями мы будем понимать такие учебные задания, которые требуют от студентов не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов. Творческое задание составляет содержание, основу любого интерактивного метода. Творческое задание (особенно практическое и близкое к жизни обучающегося) придает смысл обучению, мотивирует  студентов. Неизвестность ответа и возможность найти свое собственное «правильное» решение, основанное на своем персональном опыте и опыте своего коллеги, друга, позволяют создать фундамент для сотрудничества, сообучения, общения всех участников образовательного процесса, включая преподавателя. Выбор творческого задания сам по себе является творческим заданием для педагога, поскольку требуется найти такое задание, которое отвечало бы следующим критериям:

  • не имеет однозначного и односложного ответа или решения
  • является практическим и полезным для студентов
  • связано с жизнью
  • вызывает интерес
  • максимально служит целям обучения

Если обучающиеся не привыкли работать творчески, то следует постепенно вводить сначала простые упражнения, а затем все более сложные задания.                      

Работа в малых группах — это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем учащимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Все это часто бывает невозможно в большом коллективе. Работа в малой группе — неотъемлемая часть многих интерактивных методов, например таких, как дебаты, общественные слушания, почти все виды имитаций и др.
При организации групповой работы, следует обращать внимание на следующие ее
 аспекты. Нужно убедиться, что студенты обладают знаниями и умениями, необходимыми для выполнения группового задания. Нехватка знаний очень скоро даст о себе знать — студенты не станут прилагать усилий для выполнения задания. Надо стараться сделать свои инструкции максимально четкими. Маловероятно, что группа сможет воспринять более одной или двух, даже очень четких, инструкций за один раз, поэтому надо записывать инструкции на доске и (или) карточках. Надо предоставлять группе достаточно времени на выполнение задания.                

Что касается практического применения технологий, вовсе не обязательно использовать одну технологию. Лучше всего было интегрировать несколько образовательных технологий, объединив их наилучшие стороны. Занимаясь интегрированием современных образовательных технологий в процессе обучения иностранному языку для формирования коммуникативной компетенции студента, на протяжении ряда лет тщательно изучая, апробируя и адаптируя инновационные идеи современных российских и зарубежных преподавателей, можно прийти к выводу, что именно данная педагогическая система способствует раскрытию субъективного опыта будущего специалиста, формированию личностно-значимых для него способов учебной работы, воспитанию нравственных идеалов, развитию критического мышления, адекватной оценки и самооценки, самосовершенствованию каждого студента и возможности реализовать себя как личность.

Литература

1.Е.С. Полат. Новые педагогические технологии в обучении иностранным языкам. Иностранные языки в СПО -2002 №1. С.22-27.

2.Условия повышения качества иноязычного образования: материалы Всероссийской  научно-практической конференции (г.Казань, 5-6 декабря 2007 г.)

3. ru.wikipedia.org


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСНОГО ПОДХОДА ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

В данной статье представлен материал, раскрывающий реализацию компетентностного подхода в процессе освоения модульных технологий....

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Осмысление опыта отечественной педагоги с целью определения значимости самостоятельной работы студентов в соответствии с требованиями  ФГОС СПО....

Статья в сборнике материалов "Роль специалистов со средним медицинским образованием в оказании первичной медико-санитарной помощи"

Интерактивные методы преподавания в Тюменском медицинском колледже по специальности "Фармация" Авторы - Т.И.Епанчинцева, Т.В.Киреева, Т.И. Мордвинова (ТМК, г.Тюмень)...

Возможности проблемного обучения в подготовке специалистов со средним медицинским образованием.

Инновационные поиски в системе профессионального образования должны базироваться на принципе саморазвития личности.Ставя перед образовательным процессом задачу развития мышления и творческих способнос...

Доклад на ЦМК 2014-2015 Новые технологии в деятельности специалиста со средним медицинским образованием

Доклад на ЦМК 2014-2015 Новые технологии в деятельности специалиста со средним медицинским образованием...

Педагогический совет, доклад на тему: «Современные педагогические технологии - основа качественной подготовки квалифицированных специалистов»

Выступление с докладом на Педагогическом совете: «Современные педагогические технологии - основа качественной подготовки квалифицированных специалистов»...

ДОКЛАД на заседание цикловой комиссии общепрофессионального и профессионального циклов на тему: «ЗНАЧЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОДГОТОВКЕ КВАЛИФИЦИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА»

В современных условиях, когда экономика находится под воздействием постоянно ужесточающихся санкционных ограничений, эффективность реформирования системы среднего профессионального образования целесоо...