РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСНОГО ПОДХОДА ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
статья по теме

Орел Инна Александровна

В данной статье представлен материал, раскрывающий реализацию компетентностного подхода в процессе освоения модульных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.76 КБ

Предварительный просмотр:

 

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСНОГО ПОДХОДА ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Орел И.А. преподаватель педагогики ГБОУ СПО ЕПК КК

 

 С разработкой и внедрением новых образовательных стандартов в системе среднего профессионального образования возникла необходимость пересмотра как содержания дисциплин и рабочих программ, так и методов и технологий, применяемых для формирования различных профессиональных компетенций.

В зарубежной и отечественной литературе широко освещаются вопросы компетентностного подхода в образовании. Рассматриваются различия между понятиями «компетентность» и «компетенция», вводятся классификации различных видов компетенций, предлагаются методы формирования и оценки. Наиболее ярко эти вопросы освещены в работах авторов: Дж. Равен , Зимняя И.А., Байденко В.И., Хуторской А.В., Сухомлин В.А[1].

 В общем случае под компетентностью принято понимать характеристику личности, позволяющую ей решать, выносить суждения в определенной области. Компетентность - качество человека, завершившего образование определенной ступени, выражающееся в готовности (способности) на его основе к успешной деятельности с учетом ее социальной значимости и социальных рисков. Компетентность – конечный результат обучения, складывающийся из различных компетенций.

 В современных стандартах выделены две категории компетенций: общие компетенции и профессиональные компетенции, которые определяют базовые требования к знаниям, умениям, навыкам и содержанию учебных дисциплин, необходимым для их формирования.

 Одной из особенностей образования в системе СПО является практикоориентированность, которая ярко выражена и в новых стандартах.

Оптимальной технологией реализации компетентностно ориентированного образования является модульная технология, позволяющая гибко строить содержание из блоков, интегрировать различные виды и формы обучения, выбирать из них наиболее подходящие для определенной аудитории обучающихся[2].

 Для реализации практикоориентированного подхода и формирования компетенций, указанных в новых образовательных стандартах огромную роль играют учебные практики. «Учебная практика направлена на формирование у студентов практических профессиональных умений, приобретение первоначального практического опыта, реализуется в рамках модулей ОПОП СПО по основным видам профессиональной деятельности для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по избранной специальности» [4].

Знакомство будущих специалистов с условиями  образовательных учреждений начинается с прохождения ими учебной практики, которая входит в состав профессиональных модулей «Преподавание по программам начального общего образования», «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников», «Классное руководство».  Каждый из этих профессиональных модулей содержит планируемые результаты обучения (деятельность обучающегося), содержание обучения (критерии деятельности и оценки), формы и методы обучения.

По итогам освоения профессионального модуля и прохождения учебной или производственной практики на предприятии обучающийся должен овладеть теоретическими знаниями и практическими навыками.   Обучающийся, в условиях реальной педагогической деятельности может сформировать адекватную оценку своих возможностей и осознать свою профессиональную пригодность.

Однако на этом этапе освоения компетенций  у студентов может возникнуть ряд трудностей, связанных с нехваткой знаний  для выполнения предложенных работ, трудной социальной адаптацией  (в среде опытных  специалистов), а также опасения некачественно выполнить свою работу. В данной ситуации перед преподавателем, ведущим профессиональный модуль, стоит задача не только подготовить студента теоретически и практически по предложенным компетенциям, но и развить социально-ориентированную личность каждого обучающегося для полноценной реализации его потенциала.  

В компетентностном подходе также большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов, которая включает выполнение домашних заданий с использованием рекомендованных источников по теме аудиторных занятий, а  также подготовку сообщений и рефератов с использованием дополнительной литературы. Таким образом, рост профессиональной компетенции студента колледжа предполагает не только выполнение указаний, но и самостоятельный поиск наиболее эффективных способов обучения.  

Кроме того компетентностный подход предполагает изменение других компонентов образовательного процесса: содержание, педагогические технологии, средства контроля и оценки. Важную роль  играют активные методы обучения: общение, решение ситуационных задач, дискуссии, диспуты, выполнение проектов.

Внедрение практикоориентированных форм обучения  позволяет привлечь интерес студентов к актуальным вопросам в дальнейшей профессиональной деятельности  и  развить творческое мышление. Суть образовательного процесса в условиях компетентностного подхода - создание ситуаций и поддержка действий, которые могут привести к формированию той или иной компетенции[3].

Мы считаем, что эффективнее проводить итоговую аттестацию по профессиональному модулю   после прохождения обучающимся учебной или производственной практики. Это позволит оценить знания и умения студентов, решающих конкретные технологические задачи в условиях реальной педагогической деятельности.    

Таким образом, повысить качество обучения в среднем профессиональном образовании позволяет реализация компетентностного подхода в условиях тесной взаимосвязи будущих работодателей, научно-методического содержания подготовки кадров и высокой мотивации студентов к высокому уровню своей профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1.И.Ю.Бурчакова. Обеспечение современного качества профессионального образования студентов колледжа на основе компетентносного подхода.// Среднее профессиональное образование. 2012.№1. – с.48-54.

2. Модульно-компетентностный подход и его реализация в среднем профессиональном образовании. / Под общ. ред. докт. педагогич. наук, профессора А.А. Скамницкого. - М.: 2006. – 276 с.

3. Кондратьева Э.В. Модульно-компетентностный подход в среднем профессиональном образовании Российской Федерации. ФГОУ СПО Армавирский машиностроительный техникум. Электронный ресурс: http://www.informio.ru/main.php?id=2  

4. Положение об учебной и производственной практике студентов (курсантов), осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования. Утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «26 » ноября 2009 г. № 673

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального образования 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет.

Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального...

Реализация компетентностного подхода в подготовке специалистов среднего звена через использование активных форм проведения учебных занятий

Цель работы: обобщение и распространение педагогического опыта по применению в образовательном процессе интерактивных образовательных технологий.В материалах представлен опыт работы проведения учебных...

Возможности проблемного обучения в подготовке специалистов со средним медицинским образованием.

Инновационные поиски в системе профессионального образования должны базироваться на принципе саморазвития личности.Ставя перед образовательным процессом задачу развития мышления и творческих способнос...

Современные педагогические технологии в процессе подготовки специалистов со средним медицинским образованием в области обучения иностранным языкам

Поиск новых педагогических технологий связан с отсутствием у части учащихся положительной мотивации к изучению иностранных языков. Все больше и больше преподаватели обращаются в процессе обучения инос...

ОЦЕНОЧНЫЕ ЛИСТЫ 2019 год (ЧЕК-ЛИСТЫ) для оценивания практических навыков (умений) в рамках второго этапа первичной аккредитации специалистов со средним профессиональным образованием ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 34.02.01 СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО

Перечень приоритетных практических навыков для проведения второго этапа первичной аккредитации специалистов со средним профессиональным образованием по специальности 34.02.01 Сестринское дело 1...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОУД.11 ФИЗИКА ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 09.02.07 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ Квалификации: СПЕЦИАЛИСТ ПО ИНФОРМАЦИОННЫМ С

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» предназначена для изучения физики в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу средн...

" О модуле ведения индивидуальной трудовой деятельности при подготовке по профессиям среднего профессионального образования"

Организация предпринимательской деятельности для среднего профессионального образования, является инновационным проектом, который внедряется в СПО через модуль «Ведение индивидуальной трудовой д...