Методический доклад
материал

Методический доклад "Рациональное распределение времени урока на практическом занятии по специальности Право социального обеспечения" для выступления на методическом семинаре для преподавателей техникума.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бурятский респотребсоюз

ПОЧУ

«Улан-Удэнский

торгово-экономический

техникум»

log_wb

Улаан-Удын худалдаа

наймаанай экономическэ

техникум

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

Рациональное распределение времени урока на практическом занятии по специальности Право социального обеспечения

2020

Рассмотрен на заседании ЦК

профессиональных дисциплин

Протокол №  от     марта 2020г.

Председатель ЦК_______Юрьева О.В.

Автор Кузнецова Е.Б.

Аннотация  Доклад написан для выступления на методическом семинаре для преподавателей техникума. В докладе изложены особенности учебного процесса студентов юридической специальности, виды заданий, способы действий студентов в рамках практических занятий.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………… ……...4

1. Структура практического занятия, его основные этапы………………….………………..4

2. Виды заданий  и общие способы действий студентов………………..………………..... ..7

Литература ………………………………………………………………………………………9

Введение

Для достижения разнообразия методов и способ усвоения студентами учебных тем дисциплины Право социального обеспечения, для расширения возможностей преподавания, а также в связи с отсутствием учебной литературы по дисциплине нужно ставить задачу проводить полномасштабные лекции с углубленным объяснением материала. Однако практические занятия не являются лишь способом контроля усвоенных знаний и требуют не меньшего внимания и творческого подхода к их организации в зависимости от темы и  цели познавательной деятельности.

  1. Структура практического занятия, его основные этапы

Общей, единой структуры урока не может быть и не должно быть. Поэтому каждая учебная тема требует отдельного подхода к определению структурных этапов практического занятия. При этом можно определить общую структуру занятия, которая должна включать три основных этапа:

  1. вводно-мотивационный этап:
  • общая характеристика темы;
  • основные блоки содержания;
  • место, роль, значение темы в системе профессионального модуля.

Данный этап связан с определением цели, задачи, которые на практическом занятии определяются совместно со студентами, что способствует повышению мотивации к изучению и достижению значимых результатов по конкретному блоку или учебной теме.

Наиболее эффективна постановка цели не на получение каких-либо результатов, а на изменение самих учащихся, то есть студенты должны осознать, что новые знания приведут к изменению самого студента, увеличению суммы их профессиональных умений и  навыков.

На рассматриваемом этапе демонстрируется, либо моделируется, либо рамочно оценивается предполагаемый результат, который должны достичь студенты в процессе работы на практическом занятии. Кроме того, важная часть действий преподавателя на этом этапе заключается в определении границ времени, выделяемого на выполнение требуемых заданий. Данная задача крайне важна, так как от ее решения зависит насколько мотивированными и заинтересованными будут студенты в ходе выполнения заданий практического занятия.

  1. операционно-познавательный этап:
  • выбор основных действий и их формы;
  • определить главное содержание практического занятия.

На данном этапе реализуется очень широкий спектр способов действий, которые будут рассмотрены во втором вопросе доклада. Этот этап позволяет установить и реализовать междисциплинарные связи с теорией государства и права, с гражданским правом, семейным правом и трудовым правом. Именно взаимозависимость этих правовых наук и отраслей права позволяет развить результативность на практическом занятии, так как облегчает понимание теоретического материала Права социального обеспечения и одновременно формирует правовое сознание юриста.

Главной определяющей особенностью учебной деятельности, обеспечивающей успех, является её научно-теоретический характер, то есть всё обучение, на лекционных занятиях и на практических занятиях, должно быть направлено на формирование у учащихся научно-теоретического стиля мышления. В настоящий момент в основном у студентов наблюдается  рассудочно-эмпирическое мышление. Задача не совсем простая, но изучение абстрактных понятий, которыми наполнено право вообще приведет к формированию научных представлений системного характера. Это позволит студентам развивать наглядное представление, которое послужит основой для закрепления практических профессиональных знаний, их активному применению, проявлению и доведению до профессионального юридического мастерства.

  1. рефлекторно-оценочный этап:
  • обобщение изученного материала, подведение итогов в соответствии с целями и задачами;
  • анализ индивидуальной и групповой деятельности, а также  самоанализ;
  • постановка следующей задачи, предполагающей бОльшую самостоятельность в выполнении заданий в работе с нормативными – правовыми актами.

Основной задачей третьего этапа подвести итоги без оценивания результатов с позиции успевающий или неуспевающий студент. Другими словами, ни в коем случае не оценивать личность учащегося. Обобщение изученного материала отдельно каждым студентом обоснованно произвести с позиции - полностью либо не полностью выполнивший программу практического занятия или конкретной темы (всего курса).

Наиболее объективными будут выводы, если процесс выполнения заданий связан с заполнением итоговой таблицы. Становится очевидно на сколько качественно и количественно каждый студент освоил определенный объем учебного материала. Помимо этого, удобно использовать самоанализ и самооценивание с помощью воспроизводства и/или составления логических схем, цепочек рассуждений. Однако в рамках практических занятий юристов наиболее широко применяются правовые казусы, которые необходимо решить, используя нормативные правовые акты. Кажущаяся шаблонность действий гарантирует системное использование норм права, широкое видение взаимосвязей и взаимозависимостей между статьями внутри нормативного акта или между предметно-связанными нормативно-правовыми актами.

В целом, каждый этап важен и решает разные задачи, но абсолютным значением обладает первый этап, так как постановка учебной цели влияет на мотивацию, интерес к теме в частности, и отрасли в целом, но цель становится более понятной и ясной студентам в случае совместного ее определения через постановку проблемы.

  1. Виды заданий и общие способы действий студентов

Главным содержанием обучения должны быть общие способы действий учащихся, то есть:

- умение читать и понимать содержание прочитанного (например, нормативного правового акта);

- запоминать (основные понятия, названия и реквизиты законов);

- формулировать мысли (рассуждая  по теме, делая выводы);

- оформлять письменно (составляя опорный конспект, выделяя маркерные слова);

- понимать логику изложения материала (последовательность выполнения задач, выполнение действий по алгоритму);

- определять связи (причинно-следственные связи и логические связи);

- овладевать новыми понятиями, понимать их научную констатацию (понятие – это 1) родовая принадлежность

             2) внутренние существенные признаки);

- умение сравнивать и сопоставлять (по уровням, параметрам, признакам и т.п., находить сходство, различия, видеть область взаимодействия и сферы противоречия);

- умение обобщать (нахождение общего в правовых явлениях, вычленение главных признаков явлений и объединение по этим признакам).

На занятиях мной используется как первоочередной способ деятельности будущего юриста – работа с текстом нормативного правового акта. Отсутствие системно-правового справочника «Консультант+» ограничивает возможности работы с нормативными правовыми актами по учебным темам, но использование персональных гаджетов восполняет отсутствие доступа к данной программе.

Помимо этого в работе с понятийным аппаратом мною используются листы с опорными сигналами, например ключевые слова в теме. Этот способ отлично прорабатывает навык овладения новыми понятиями с помощью «слепого текста».

Работу с ним, а текст бывает различной сложности и размера, я провожу в индивидуальном порядке, в парной работе, либо групповым способом. Последний вариант предполагает постановку общей цели, разделение операций между участниками группы, понимание взаимной ответственности и зависимости общих результатов от вклада каждого, а также контроль и самоконтроль.

Не менее эффективным является способ правового моделирования, который используется в процессе решения правовых казусов. Принцип моделирования предполагает посторенние модели – интерпретации, модели – исследования, модели – замещения. Метод моделирования формирует навык продуктивного сотрудничества. Также он подходит для логического построения информационной наглядности и поиск верного адекватного решения в соответствии с компетенцией.

Успех обучение, усвоения учебного материала связанно с составлением и использованием схем, ориентиров, алгоритмов и указаний на выполнение необходимых действий. Данный способ реализуется двумя вариантами:

  1. при наличии у студентов готовой схемы совершения действий;
  2. создание схемы студентами совместно с преподавателем через проблемные задания и наводящие вопросы и т.п.

Кроме того, умение обобщать проявляется в работе с решением кроссвордов, что, безусловно, относится к творческой работе студентов. Данный метод помогает охватить большой блок изученного материала, в том числе самостоятельно.

В целом, перечисленными приемами и способами, используемыми в процессе практических занятий, предлагаю не ограничиваться, а лишь иметь в виду, что новым методам должны быть открыты все преподаватели и на подобных методических семинарах реально поделиться опытом и познакомиться со способами взаимодействия со студентами преподавателей нашего коллектива.

Литература:

  1. Педагогика школы. Под ред. Проф. И.Т. Огородникова. Москва. 2018г.
  2. И.Я. Лернер Развитие мышления учащихся в процессе обучения. Москва 2015г.
  3. Л.М. Фридман, К.Н. Волков Психологическая наука учителю. Москва 2017г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический доклад по теме "Преподавание сольфеджио в ДМШ. Сольфеджио, или любовь с первых нот"

Предмет сольфеджио в ДМШ является одним из сложных предметов. Многие учащиеся откровенно не любят этот предмет. В докладе представлены интересные методические приемы и находки из личного опыта, позвол...

Методический доклад Индивидуальный подход к ученику

Методический доклад:  «Индивидуальный подход к ученику»   Доклад «Индивидуальный подход к ученику» представлен на методический совет МОУ ДОД «ДМШ» г. Покачи. В начале доклада даются реком...

Методический доклад "Ансамблевое музицирование - как метод всестороннего развития". Класс гитары.

Данный методический доклад посвящён теме ансамблевого музицирования в классе гитары. Эта тема важна прежде всего, для меня лично....

Методический доклад Оркестр учит и воспитывает

Размышления о работе с детским оркестром русских народных инструментов...

методический доклад Особенности перехода скрипача в класс альта (для специальности 073101)

Работа отражает специфику перехода учащихся из класса скрипки в класс альта.Затрагиваются основные проблемы постановки альтиста .звукоизвлечения.штрихов.Предназначен для студентов и преподавателей...

Методический доклад "Процесс работы над музыкальным произведением"

Доклад относится к теме планирования педагогической работы.Важнейшим принципам в работе с учеником является твёрдая и систематизированное руководство.Лжетеория,когда педагог занимается с учеником хаот...