Методический доклад "Процесс работы над музыкальным произведением"
методическая разработка на тему

Долинина Елена Дмитриевна

Доклад относится к теме планирования педагогической работы.Важнейшим принципам в работе с учеником является твёрдая и систематизированное руководство.Лжетеория,когда педагог занимается с учеником хаотично.Преподаватель обязан продумывать свою работу,выполнять её последовательно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon met._doklad_protsess_raboty_nad_muz._proizvedeniem.doc66.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного

 образования «Детская школа искусств» г. Бакала

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

по теме: «Процесс работы над музыкальным произведением»

Преподаватель специального фортепиано

высшей категории:

Долинина Елена Дмитриевна

г. Бакал

2012 г.

Введение: Методический доклад «Процесс работы над музыкальным произведением» относится к теме планирование педагогической работы.Лжетеория: педагог занимается хаотично с учеником.

      Важнейшим принципом в работе с учеником является твердое и систематизированное руководство. Педагог, по которому, продумывает свою работу,  стремится выполнить ее последовательно. Важно планировать текущую работу, тщательно продумывать содержание работы. Существует индивидуальный план учащихся, который включает в себя:

  1. Всестороннюю, продуманную характеристику ученика (его интересы).
  2. Формулировку основных задач работы с учеником.
  3. Репертуарный список. Подбор репертуара на текущий год – ответственная задача. Удачный подбор обеспечивает успешную работу.

Ошибки педагога вызываются тем, что он не продумывает репертуар тщательно.

Чем же руководствуется при выборе репертуара:

  1. Рост музыкального развития и пианистических навыков ученика дают возможность выбора более сложного репертуара.
  2. Репертуар должен включать большое число разнообразной музыкальной литературы, различных жанров.
  3. Возможно, чтобы в план входили не только произведения русские и зарубежных и советских композиторов.
  4. Выбор произведения обязательно подчинять перспектива развития ученика и задачам на донное полугодие (важно продумать работу по четвертям).
  5. Произведения должны быть доступны ученику по музыкальному языку, по образности, по пианистическим трудностям. Но в то же время должны способствовать развитию его навыков с учетом их обязательности.
  6. Решающее значение имеет целесообразность.
  7. Иметь ввиду при подборе пьес общевоспитательное значения изучаемого репертуара.
  8. Включать в план произведения, выявляющие сильные стороны.
  9. Не допускать завышение программы.
  10. Руководствоваться нужно программами, но учитывать индивидуальные особенности ученика. Изучать самим эти произведения (знать трудности, хитрые извилины в произведениях)
  11. Учитывать ранее сыгранное и думать о перспективе.
  12. Возможно замена произведения, но не желательна.

С педагога многое спрашивается и это вполне закономерно, т.к.  от его работы не только много зависит, но и по существу обуславливается успешность занятий и все направления развития ученика.

Методический доклад

«Процесс работы над музыкальным произведением»

Работа над музыкальным произведением должна рассматриваться   как приобщение ученика к миру прекрасного и как решение пианистических задач. Цель работы – раскрыть содержание произведения, исполнить правильно технически.

Работа над произведением это процесс целостный, включающий 3 этапа:

1. Ознакомление с произведением и его разбор, чтение с листа 2-3 раза. При читке с листа  ученик должен в общих чертах понять содержание, характерные черты пьесы, формы.

Педагог должен сам сыграть, познакомить кратко с эпохой, в которой жил и творил композитор (Д. Шостакович в эпоху реализма и т.д.).Ученику требуется знать о играемом произведении – кратко узнать жизнь композитора, знать жанр произведения, содержание, музыкальный «язык» композитора в изучаемом произведении,  знать гармонический строй, аппликатурные закономерности,  педализацию в этом произведении.

Ученики 1-2 классов следует очень подробно раскрыть содержание музыкального произведения (сыграть веселую пьесу в медленном темпе, мажорную в миноре и наоборот).

Передавая в исполнении замысел композитора, ученик должен выражать свое отношение к произведению.

2. Преодоление общих и частных трудностей на втором этапе работы ученик приступает к тщательному прочтению текста, т.е. к разбору.

При разборе:  

  1. Вдумчивое изучение, исследование авторских пометок, что ученик должен выполнить.
  2. Разбирать произведения сначала небольшими кусочками, но законченными построениями.
  3. Отдельно остановиться на трудных местах.
  4. Особое внимание уделить метроритмической точности.
  5. В младших классах разбор вести отдельными руками в старших классах двумя.

Исключения:

а) легкие пьесы двумя в младших классах.

б) в старших классах отдельными руками играть сложные места.

6. Обратить внимание на звучание. Характер звучания зависит от содержания произведения, от регистра и темпа. Звучание должно быть плотным, устойчивым или мягким, сочным, но полным и т.д. (объяснять ученику). Играть, чтобы звук лился. Этого нужно добиваться с учеником с помощью педагога – показ и объяснение и затем  внимательной работой дома. Ощущение опоры легче всего приобрести на аккордовой фактуре.

Г.Г. Нейгауз: «Решающим для звука является прикосновения кончика пальца к клавишам».  Даже быстрые эпизоды нужно учить в медленном темпе более глубоким звуком.  Большое значение в развитие красочности, разнообразии звучания имеет репертуар. Сочетания Различных произведений должно давать материал для необходимых  пианистических навыков и освоения разного звучания инструмента.

7. Особое значение  при работе над произведением уделяется фразировке.

Только вдумчивое отношение к фразе может позволить вникнуть в содержание исполняемого. Ю.Н. Игумнов: «В каждой фразе есть известная точка, которая составляет логический центр».  Основным условием раскрытия содержания является ощущение направленности развития любого построения, умения выявить эту направленность и довести до вершины  (сравнить с волной).

Ученик должен знать:

  1. Линия музыкальной фразы ведется любыми штрихами dame non legato.
  2. Фраза ведется и в паузах (паузы не прерывают фразу).  Может даже кульминация приходится именно на паузу.
  3. Ученик должен знать моменты разграничения построений (завершение фразы и начало фразы)  А.Б. Гендельвейзер:  «… особенно важно осознать природу живого дыхания и помнить о том, что слушать музыку без этого живого дыхания мучительно». Ощущение дыхания, цезур и понимания значение этого – одно из главных условий в работе над формами и работе осмысленной игры.
  4. Ученик должен знать, что в работу над фразами входит работа над  выразительностью мелодии. Надо работать так, чтобы он вел мелодию в любой фактуре, даже аккордовой.

Динамика

Ученик определяет динамику с педагогом. Богатство динамики зависит от восприятия образного содержания, от индивидуальности исполнителя. Динамика тесно связана с тембровой окраской.

Ученик в школе должен обладать различными  f и разнообразными p.

f – Не играть резко, чрезмерно громко, а играть насыщенно, мощно, плотно, глубоко.

А.И. Сафонов «Когда рояль бьют, он кричит».       Зависит от тяжести рук.   Зависит от содержания произведения  нужно распределить силу     на           и    

(в кульминации, например).

p - Также зависит от содержания музыки. Самое главное научить играть  p с ощущением опоры на клавиши.   Звук s – мягкий, бархатный, теплый, влажный. В школе педагог должен объяснить значение  sf. Это зависит от смыслового значения.  sp  бывает в p и бывает в f – это главное, т.е. sf вне текста не исполняются.  Объяснить  czes – это еще не f – это постепенное увеличение звука, а dim это еще не p.

Агогика

Это зависимость метра и ритма. В области агогики педагог тоже встречается с рядом трудностей. Ученика нужно воспитывать в единстве ритма и метра.  Ритм – это время, в которое должно уложиться произведение. В понятии «хороший ритм»  входит метрическая точность и ощущение временного пульса.   Нужно научить ученика слышать временное соотношение. Ученик должен понять, что в основе ритмической свободы лежит метрическое единство. Г.Г.Нейгауз говорит, что  музыка без ритмического стержня воспринимается как музыкальный шум; это судорожная игра, а не музыка. Пианист, чувствующий  ритмическую структуру мыслит логично,  организовывает начало и конец. В ритме должно господствовать гармоничное соответствие всех частей. Это, прежде всего чувство целого.  Одним из способов выработки ритма  в метрическом единстве есть дирижирование произведения от начала и до конца по нотам, слыша музыку внутренним слухом. Г.Г. Нейгауз: «Важна ритмическая гармоничность, строгость, согласие, дисциплина, уверенность и  властность».

Важное место при разборе занимает правильная аппликатура.  

В школе ученик дожжен приобрести  элементарную аппликатурную грамотность. Знать аппликатуру гамм, арпеджио и аккордов и пользоваться ей в пьесах.

Аппликатура должна быть удобной, но «удобство» зависит от смысла музыки. «Удобна»  та аппликатура, которой можно выразить художественный смысл произведения. Педагог должен   не только показать, нужно объяснить и доказать.

Особое внимание нужно обратить на педаль. Педалью управляют «уши» или слух. Ученик должен отрицательно реагировать на грязную педаль.

Педагог должен:

  1. Познакомить ученика с основными видами  взятия педали (прямая, запаздывающая и т.д.).  Познакомить ученика в 1-2 классе.
  2. Научить сознательно пользоваться педалью.
  3. Научить вслушиваться в качество звучания при взятии педали (рекомендацией для педагогов будет подробное изучение  ….. А.Алексеев «Методика обучения игре на фортепиано» (гл. 4. «О педали»).  Н. Голубовская «искусство педали».

Одной из важных сторон преодоления является техническое овладение произведением.  Условно можно выделить 2 этапа задач:

  1. Преодоление трудности, не связанных с подвижным темпом в произведении.
  2. Собственно техническая работа, подготавливающая ученика к овладению   нужного характера и нужным темпам исполнения.

Освоение технических трудностей всегда связано с тем, чтобы не только найти  нужный пианистический прием, но и приладиться к нему.  Пианистические приемы должны стать для ученика удобным и своим.

Исполнение в быстром темпе невозможно без автоматизации движений,  овладении ими до конца. Надо обязательно понимать, в  чем заключается трудность.

Шумнов: «Техника это не манерность и не высокая виртуозность,  это сама простота, это от уха к движению и от движения к уху». Все пианистические приемы техники должны быть целенаправленны и точны.

      Второй этап – время разбора и преодоление трудностей у каждого ученика свое, разное. Важным является не допускать бездумной игры, «Карать неряшливость» и небрежность. При всякой работе нужно вслушиваться в игру и в качество звука.

«Надо услышать, а потом выполнить. Выполнить обязательно с предельной точностью».

Ученик, должен, научится вслушиваться в игру,  сравнивать по памяти с игрой педагога.  Успех в работе – сочетание осмысления произведения в него. Ученик должен знать, как работать над данной трудностью от педагога, каким путем реализовать данное представление. Ученику нужно сосредоточить  внимание на сложных моментах. Педагог, выслушав ученика, не должен сразу все исправлять, а только остановиться сначала  на самом главном. Ученик должен знать конечную цель и понимать способы достижения конечного результата. Важный вопрос – играть наизусть в начале или в конце работы. Все зависит от индивидуальности, но рекомендуется учить наизусть при разборе, на начальном этапе разбора.

Глубокое изучение текста, внимание к деталям требует сочетание игры на память с игрой по нотам.

Собирание целого и работа над этим.

По мере овладения  различными частными трудностями ученик постепенно двигается к целостности произведения,  но совершенствуя уже отдельными частицами.

Этап целостного исполнения делиться на двое:

  1. Начинать соединять произведение  нужно в медленном темпе, но без запинок. Педагог с учеником  постепенно должны идти к итоговому темпу. Можно подпевать, подыгрывать, дирижировать, но не останавливать ученика. Когда ученик овладеет целостностью, но так чтобы целостность не терялась  медленного темпа произведения нужно играть, собирать в подвижном темпе (даже если пьеса медленная) и постепенно прийти в нужный темп.
  2. Период подготовки должен занимать 1,5 – 2 недели уже в конечном виде. На этом этапе педагог не должен показывать произведение. Педагог сидит «вдалеке». Детальных замечаний перед выступлением не делать. Очень важна психологическая настройка ученика, его уверенность в исполнении очень полезным будут публичные выступления перед всеми учениками,  на классных вечерах, перед родителями.  Публичное выступление  воспитывает чувство публики. Полезно поиграть на различных инструментах (клавинова).

Причины неудачных выступлений:

  1. Сложность пьесы;
  2. Недоработанность пьесы;
  3. Разбросанность замечаний, много мелких замечаний;
  4. Плохое знание текста;
  5. Настройка ученика перед выступлением;
  6. Зависит от самолюбия ученика;
  7. Не было хорошей поэтапной работы, не было работы над целостностью.

Основные условия хорошей работы:

  1. Осмысленно заниматься;
  2. Умение слушать свою игру, вслушиваться в игру;
  3. Слуховое представление конкретной звуковой задачи;
  4. Правильное определение основных трудностей;
  5. Осознание   первоочередных задач и путей их разрешение;
  6. Постоянный контроль  за качеством звучания.

Главное  -  подчинить музыкальному смыслу всяческую работу за инструментом.

Процесс над музыкальным произведением должен быть поэтапным 1 этап по времени 2-3 урока, 3 этап 3-4 недели, 2 этап зависит от особенностей ученика, в среднем в 2 раза больше 3-го (1,5-2 месяца).

Список использованной литературы

  1. А.Алексеев «Методика обучения игре на фортепиано, 3-е издание, Москва, 1989 г.

  1. А.Алексеев «О воспитании музыканта – исполнителя». Советская музыка, 1991 г.

  1. Л.Булатова «Педагогические принципы Е.Ф.Гнесиной». Музыка,  1976 г.

  1. Н.Голубовская «Искусство педализации», Москва – Ленинград,     1988 г.

  1. Н.Любомудрова «Методика обучения игре на фортепиано»,  Москва, 1992 г.

  1. К.Мартинсен  «Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано», Москва, 2003 г.

  1. Г.Нейгауз «Об искусстве фортепианной игре», Москва, 1991 г.

  1. С.Савшинский «Пианист и его работа», Москва, 2003 г.