Немецкая классическая философия И.Кант. Лекция+презентация (дистанционно)
план-конспект занятия

Немецкая классическая философия И.Кант. Лекция+презентация (дистанционно). Данная лекция расчитана на проведение очных и дистанционных занятий  по философии со студентами СПО. С помощью презентации она позволит разобраться в сложностсях философии И.Канта , а также ответить а предложенные вопросы в домашнем задании. Задания опробовано на дистанционном обучении студентов, что показало высокий результат выполнения  и освоения темы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема занятия «Немецкая классическая философия. Философия И. Канта».

Тема занятия «Немецкая классическая философия» одна из самых сложных в философии. И тем не менее попытаемся разобраться в ней. Начнем с творчества Иммануила Канта, затем Иоганн Фихте, Фридрих  Шеллинг, Георг Гегель и Людвиг Фейербах.

Предлагаю прочитать начало темы и посмотреть презентации .

Прочитать материал в учебнике Стр. 88-92. И. Кант.

Домашнее задание .  Философия И. Канта.

Письменно  ответить на вопросы: (Внимательно изучаем  презентацию и учебник).

  1. Как называются два периода в творчестве И. Канта, объяснить названия.
  2.  Какие 3 вопроса философии формулировал И. Кант?
  3.  На какие категории делит все знания Кант?
  4.  Какие познавательные способности есть у человека по Канту?
  5. Что такое антиномии разума чем они отличаются от феноменов?
  6. В чем отличие теоретического и практического разума по Канту?
  7. В чем суть коперниканского переворота в философии Канта?
  8. Что такое феномен и вещь в себе?
  9.  В чем разница двух типов поступков?
  10. Сформулировал всеобщий моральный закон – категорический императив в чем его сущность и смысл?
  11. «Две вещи на свете наполняют мою душу священным трепетом: звёздное небо над головой и нравственный закон внутри нас». прокомментировать слова Канта.

На оценку -5 ответить на 11-10 вопросов, нам-4-от 9-7вопросов, на 3-  6 -5 вопросов.

Тема: «Немецкая классическая философия».

Немецкая классическая философия XVIII–XIX веков.  Это период развития философии в Германии с конца XVIII до половины XIX в., когда был создан преемственный ряд философских систем. Для этих систем характерно: а) обращение к диалектической традиции; б) осуществление перехода от субъективного идеализма к объективному и отрицание последнего с позиции антропологического материализма; в) критика традиционной метафизики и стремление представить философию как систему научного знания; г) создание трансцендентальной логики и диалектической логики на базе соответствующих категориальных каркасов; д) обращение к истории как объекту философского анализа; е) обращение к проблемам права и «гражданского общества».

Немецкая классическая философия охватывает более чем столетний период. Она связана с именами великих философов И. Канта (1724-1804), И.Г. Фихте (1762-1814), Ф.В. Шеллинга (1775-1854), Г.В. Гегеля (1770-1831), Л. Фейербаха (1804-1872).

Несмотря на то, что каждый из этих мыслителей удивительно своеобразен, можно говорить о немецкой классической философии как о едином, целостном образовании, поскольку ее отличает приверженность к ряду общих принципов.

Во-первых, философов, причисляемых к немецкой классической философии, объединяет сходное понимание роли философии в истории человечества и культуры. Они считали, что философия призвана критически осмысливать историю человечества.

Во-вторых, в философских системах немецких мыслителей была разработана целостная, диалектическая концепция развития, позволяющая исследовать все сферы человеческой жизни.

В-третьих, для немецкой классической философии характерен научно-теоретический подход к исследованию истории, отказ от ее интуитивного постижения. Философы пытались выделить

Все эти принципы развивались на идеалистической основе. Впервые выступил против таких основ немецкой философии Л. Фейербах.

 Немецкая классическая философия – этап развития философии, представленный следующими течениями.

1.  Дуализм (Кант) рассматривает познание как деятельность, протекающую по своим собственным законам. Специфика познающего субъекта – главный фактор, определяющий способ познания и конструирующий предмет знания. В самом субъекте Кант различает два уровня: эмпирический (индивидуально-психологические особенности человека) и трансцендентальный (всеобщие определения человека как такового).

2.  Субъективно-идеалистическое течение (Фихте) предполагает наличие некоего абсолютного субъекта, который наделяется бесконечной активной деятельностью и который творит мир. Исходная «Я» – нравственная деятельность сознания. Из него вытекает отдельное «Я» – ограниченный человеческий субъект, которому противостоит природа. Разумное познание, по Фихте, происходит через непосредственное созерцание истины умом, или «интеллектуальную интуицию». В этике центральным вопросом ставит вопрос о свободе, в которой видит не беспричинный акт, а действие, основанное на познании непреложной необходимости.

3.  Объективный идеализм (Шеллинг, Гегель). Шеллинг стремился показать, что вся природа в целом может быть объяснена с помощью принципа целесообразности, лежащего в основе жизни. В натурфилософии Шеллинга была возрождена неоплатоническая идея Мировой души, пронизывающей собою все космические стихии и обеспечивающей единство и целостность природного бытия, всеобщую связь природных явлений. Гегель доказывал, что происхождение многого из единого является предметом рационального познания, инструментом которого является логическое мышление, а основной формой – понятие. В основе рационального познания лежит логика, а двигателем служит противоречие.

4.  Материализм (Фейербах) возник как реакция на идеализм Гегеля. В центре внимания Фейербаха – человек как единство души и тела. Критикуя абстрактное мышление, Фейербах полагает, что только то, что дано через органы чувств, обладает подлинной реальностью. Фейербах отвергает возможность чисто отвлеченного познания с помощью разума.

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ:

Априори — знание, предшествующее опыту и независимое от него.

Апостериори — знание, полученное в результате опыта.

Антиномия — противоречие положения, тезис и антитезис которого можно доказать равнозначно.

Ноумен — умопостигаемая сущность, «вещь в себе».

Феномен — явление мира, постигаемое с помощью чувств.

Трансцендентальное — априорная способность мышления, обеспечивающая возможность опытного знания.

Трансцендентное — то, что находится за пределами сознания и познания.

Категорический императив — моральный закон практического разума.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ – ВЕРШИНА ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ НОВОГО ВРЕМЕНИ ПРЕДСТАВИТЕЛИ: Иммануил Кант Иоганн Готлиб Фихте Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг Георг Вильгельм Фридрих Гегель Конец 18 – 1 половина 19 века. Немецкая классическая философия – синтез предшествующих философских поисков Нового времени.

Слайд 2

ИММАНУИЛ КАНТ (1724-1804) Основатель немецкой классической философии. Профессор университета в г. Кенигсберг (сейчас – Калининград). Творчество Канта делится на 2 периода – докритический (до 1770 г.) и критический. В докритический период интересы Канта носят естественнонаучный характер. Написал трактат «Всеобщая история и теория неба», в которой сформулировал теорию происхождения Вселенной из первоначальной туманности. Сформулировал 3 вопроса философии: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я могу надеяться?» 1770 г. – переход к воззрениям критического периода под влиянием работ Д. Юма. «Юм пробудил меня от догматической спячки» (И. Кант). Вопрос Юма о том, что стоит за впечатлениями, которые получает человек, есть ли за ними объективная реальность, заставили Канта задуматься о вопросах познания. 1781 г. – работа «Критика чистого разума» («чистый» в терминологии Канта – теоретический, не связанный с практическими целями).

Слайд 3

И. Кант начинает рассуждения с традиционного для Нового времени вопроса – как возможна подлинная наука. Кант отвергает ссылки на опыт и эксперимент, т.к. НАШ УМ ПОЗНАЁТ МИР НЕ ТАКИМ, КАКОВ ОН ЕСТЬ НА САМОМ ДЕЛЕ, А ТАКИМ, КАКИМ ОН ЯВЛЯЕТСЯ НАМ. Кант делит знания на две категории АПРИОРНЫЕ (предшествующие опыту) АПОСТЕРИОРНЫЕ (приобретённые опытным путём) Априорные знания – основа научного познания, апостериорные – залог его развития и обновления.

Слайд 4

«ЧТО Я МОГУ ЗНАТЬ?» ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА наука метафизика (философия)

Слайд 5

АНТИНОМИИ РАЗУМА Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве Мир бесконечен во времени и пространстве Любая сложная вещь состоит простых частей В мире нет ничего простого, не существует предела делимости Всё в мире совершается по природной необходимости, свободы нет В мире существует свобода Существует Бог как причина мира Бога нет ни в мире, ни вне его Каждую из частей антиномии можно доказать, не нарушая законов логики. Поэтому метафизика невозможна как рациональная наука. Человек не может познать мир таким, каков он есть на самом деле. Это – «вещь в себе», а познать можно только явления – феномены.

Слайд 6

ТРАДИЦИОННАЯ СХЕМА ПОЗНАНИЯ Сознание человека (познающий субъект) Мир Познание как отражение «КОПЕРНИКАНСКИЙ ПЕРЕВОРОТ» КАНТА Сознание человека (познающий субъект) Вещь в себе Познание как набрасывание сетки априорных категорий на явления Явления

Слайд 7

ТАКИМ ОБРАЗОМ, КАНТ С ОДНОЙ СТОРОНЫ, ОЧЕРТИЛ ГРАНИЦЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ, А С ДРУГОЙ СТОРОНЫ, ПОКАЗАЛ ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ И АКТИВНОСТЬ.

Слайд 8

ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ НЕ МОЖЕТ РАЗРЕШИТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ РАЗУМ, НЕ ВПАДАЯ В АНТИНОМИИ, ЯВЛЯЮТСЯ ПРЕДМЕТОМ ВЕРЫ. ЧТО Я ДОЛЖЕН ДЕЛАТЬ? «Критика практического разума» (1788 г.) Практический разум – тот, которым люди руководствуются в своих действиях. В произведении Кант исследует основы морали. Сформулировал всеобщий моральный закон – категорический императив (т.е. требование): «Поступай так, чтобы максима (т.е. предписание) твоей воли могла стать принципом всеобщего законодательства» «Человек человеку всегда цель, но никогда – средство».

Слайд 9

В ЗАВИСИМОСТИ ОТ МОТИВОВ КАНТ РАЗЛИЧАЕТ 2 ТИПА ПОСТУПКОВ Легальные (внешне соответствуют требованиям морали, но совершаются ради удовольствия, выгоды и т.п.) Моральные (совершаются исключительно из чувства долга, уважения к нравственному закону)

Слайд 10

Только долг, а не какой-либо иной мотив (склонность и пр.) придает поступку моральный характер. «…Имеются некоторые столь участливо настроенные души, что они и без всякого другого тщеславного или корыстолюбивого побудительного мотива находят внутреннее удовольствие в том, чтобы распространять вокруг себя радость, и им приятно удовлетворенность других, поскольку она дело их рук. Но я утверждаю, что в этом случае всякий такой поступок, как бы он ни сообразовывался с долгом и как бы он ни был приятным, все же не имеет никакой нравственной ценности» (И. Кант).

Слайд 11

Задание: Прочитайте эпиграмму поэта Ф. Шиллера Сомнение совести: Ближним охотно служу, но – увы! – имею к ним склонность. Вот и гложет вопрос: вправду ли нравственен я? Решение: Нет другого пути: стараясь питать к ним презренье И с отвращеньем в душе, делай, что требует долг! Какая сторона этики Канта раскрыта в эпиграмме?

Слайд 12

Не стремление к счастью и удовольствиям возвышает человека, но только следование долгу. Свобода – условие нравственного закона: «Ты должен, значит, ты можешь» Антиномии о Боге, свободе, бессмертии души, неразрешимые в рамках теоретического («чистого») разума, решаются в философии Канта в рамках практического разума (морали). Свобода выступает как условие морали, Бог – осмысливается как её Гарант, бессмертие души – как возможность награды за моральные поступки.

Слайд 13

Две вещи на свете наполняют мою душу священным трепетом: звёздное небо над головой и нравственный закон внутри нас. И. Кант


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекции по философии по теме "Немецкая классическая философия"

Представлен лекционный материал по философии по теме "Немецкая классическая философия"...

Тест по немецкой классической философии

Тест для обучающихся СПО по немецкой классической философии...

Презентация "Немецкая классическая философия"

Презентация предлагается к занятию по дисциплине "Основы философии" в раздел "История философии". Для студентов средних профессиональных образовательных учреждений...

Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"

Уважаемые студенты! Лекции-презентации позволят Вам самостоятельно ознакомиться с материалом дисциплины. Задания будут приложены. выполненные работы просьба отправлять на электронную почту...

Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"

лекция презентация для самостоятельной подготовки...

Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"

лекция-презентация для самостоятельной работы...

Философия И. Канта

практическое задание...