Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине УД.17 Культура речи и деловое общение для обучающихся по специальности 23.01.07 Машинист крана (крановщик)
методическая разработка

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 23.01.07 Машинист крана (крановщик) и рабочей программы учебной дисциплины.

Методические рекомендации являются составной частью учебно-методического комплекса (УМК) учебной дисциплины «Культура речи и деловое общение», содержат сведения о содержании учебной дисциплины, а также рекомендации по его самостоятельному изучению.

Программа учебной дисциплины  рассчитана на 78 часов, в том числе:

Обязательной аудиторной нагрузки обучающегося – 52 часа,

Самостоятельной работы  обучающихся – 26 часов, из которых 10 часов консультации.

Внеаудиторная самостоятельная  работа предполагает  самостоятельное изучение обучающимися теоретического материала и выполнение самостоятельной работы. Самостоятельная  внеаудиторная работа является обязательной для каждого обучающегося.   

Самостоятельная работа по дисциплине подразумевает не только изучение теоретических вопросов, но и выполнение практических работ.

Самостоятельная внеаудиторная работа  проводится с целью:

-  систематизации и закрепления полученных теоретических знаний студентов;

-  углубления и расширения теоретических знаний;

-  развития познавательных способностей и активности студентов, самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию,   
самосовершенствованию и самореализации.

Конечной целью обучения является:

- повышение общей речевой культуры студентов;

-совершенствование владения нормами устной и письменной форм литературного языка в профессиональной и деловой сферах;

-развитие навыков и умений эффективного речевого поведения в различных ситуациях общения.

-формирование творческой личности специалиста, способного к саморазвитию,   самообразованию, инновационной деятельности.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Перед выполнением обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает обучающихся о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания.

Изучение дисциплины предусматривает следующие виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы:

для овладения знаниями: чтение текста (учебника, дополнительной литературы), работа со справочной литературой, учебно-исследовательская работа, использование компьютерной техники и Интернета;

для закрепления и систематизации знаний: повторная работа над учебным материалом (учебника, дополнительной литературы), составление плана и тезисов ответа, составление таблиц для систематизации учебного материала, ответы на контрольные вопросы, подготовка сообщений, рефератов и докладов;

для формирования умений: выполнение презентаций, анализ изученного материала, подготовка к тестам и дифференцированному зачету.

В пособии представлены как индивидуальные, так и групповые задания в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности. В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся используются зачеты, тестирование, просмотр и проверка преподавателем выполнения самостоятельной работы. Устный опрос группы, отчеты по практическим работам, выступление с докладом, сообщением, рефератом, индивидуальное собеседование, дифференцированный зачет.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vsr_kultura_rechi_mashinist_krana_2019-2020_-_kopiya.docx291.51 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области

Областное государственное автономное

профессиональное образовательное учреждение

«Белгородский машиностроительный техникум»

Рассмотрено

предметно-цикловой комиссией

Протокол заседания № __

от «____»___________2019  г.

Председатель цикловой комиссии________/

Согласовано

Зам.директора по УМР

___________/

«__»___________2019  г.

Утверждаю

Зам.директора по УР

________ / «____»______________2019 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов

по учебной дисциплине

УД.17 Культура речи и деловое общение

для обучающихся по специальности 23.01.07 Машинист крана (крановщик)

                                                   

Белгород 2019 г.


Автор:             Марченко А.В. преподаватель общепрофессионального цикла дисциплин                                                                                                                                                                  

                         ОГАПОУ «Белгородский машиностроительный техникум»

Аннотация

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 23.01.07 Машинист крана (крановщик) и рабочей программы учебной дисциплины.

Методические рекомендации являются составной частью учебно-методического комплекса (УМК) учебной дисциплины «Культура речи и деловое общение», содержат сведения о содержании учебной дисциплины, а также рекомендации по его самостоятельному изучению.


Содержание

1.        Пояснительная         записка……………………………..…………………...3                  

2.        Перечень внеаудиторных самостоятельных работ ………….…..…………4

3.          Критерии оценки ………………………………………………………….…5

4.          Методические рекомендации к самостоятельной работе…………………8

 Самостоятельная работа №1….…………………………………………………..10

Самостоятельная работа №2……………………………………………………....10

Самостоятельная работа №3….…………………………………………………...13

Самостоятельная работа №4……………………………………………………....13

Самостоятельная работа №5….……………………………….…………………..14

Самостоятельная работа №6……………………………………………………....15

Самостоятельная работа №7….………………………………….………………..15

Самостоятельная работа №8……………………………………………………....16

Самостоятельная работа №9….………………………………………….………..18

Самостоятельная работа №10……………………………………………………....19

Самостоятельная работа №11….…………………………………………………..19

5. Методические рекомендации по подготовке к зачету……………...…….….... 21

6. Вопросы к дифференцированному зачету……………………………………....21

7. Приложения:

7.1. Методические рекомендации по подготовке рефератов……………………..23

7.2. Методические рекомендации по подготовке доклада………………………..27

7.1. Методические рекомендации по подготовке презентаций…………………..28


Пояснительная записка

Методические указания являются составной частью учебно-методического комплекса (УМК) учебной дисциплины «Культура речи и деловое общение», содержат сведения о содержании учебной дисциплины, а также рекомендации по его самостоятельному изучению.

Методические указания соответствуют требованиям, предъявляемым Федеральным государственным образовательным стандартом к содержанию рабочей программы  учебной дисциплины по специальности начального профессионального образования 23.01.07 Машинист крана (крановщик).

Программа учебной дисциплины  рассчитана на 78 часов, в том числе:

Обязательной аудиторной нагрузки обучающегося – 52 часа,

Самостоятельной работы  обучающихся – 26 часов, из которых 10 часов консультации.

Внеаудиторная самостоятельная  работа предполагает  самостоятельное изучение обучающимися теоретического материала и выполнение самостоятельной работы. Самостоятельная  внеаудиторная работа является обязательной для каждого обучающегося.    

Самостоятельная работа по дисциплине подразумевает не только изучение теоретических вопросов, но и выполнение практических работ.

Самостоятельная внеаудиторная работа  проводится с целью:

-  систематизации и закрепления полученных теоретических знаний студентов;

-  углубления и расширения теоретических знаний;

-  развития познавательных способностей и активности студентов, самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию,  
самосовершенствованию и самореализации.

Конечной целью обучения является:

- повышение общей речевой культуры студентов;

-совершенствование владения нормами устной и письменной форм литературного языка в профессиональной и деловой сферах;

-развитие навыков и умений эффективного речевого поведения в различных ситуациях общения.

-формирование творческой личности специалиста, способного к саморазвитию,   самообразованию, инновационной деятельности.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Перед выполнением обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает обучающихся о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания.

Изучение дисциплины предусматривает следующие виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы:

для овладения знаниями: чтение текста (учебника, дополнительной литературы), работа со справочной литературой, учебно-исследовательская работа, использование компьютерной техники и Интернета;

для закрепления и систематизации знаний: повторная работа над учебным материалом (учебника, дополнительной литературы), составление плана и тезисов ответа, составление таблиц для систематизации учебного материала, ответы на контрольные вопросы, подготовка сообщений, рефератов и докладов;

для формирования умений: выполнение презентаций, анализ изученного материала, подготовка к тестам и дифференцированному зачету.

В пособии представлены как индивидуальные, так и групповые задания в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности. В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся используются зачеты, тестирование, просмотр и проверка преподавателем выполнения самостоятельной работы. Устный опрос группы, отчеты по практическим работам, выступление с докладом, сообщением, рефератом, индивидуальное собеседование, дифференцированный зачет.

Перечень внеаудиторных  самостоятельных  работ

Учебной дисциплины «Культура речи и деловое общение»

Название темы

Кол-во часов (max)

Вид самостоятельной работы

Кол-во часов самостоятельной работы

Тема 1.1. Культура речи. Литературный язык. Нелитературные формы языка.

3

Консультация №1

1

Подготовка реферата по теме: «Общее понятие об общении, культуре речи и их роли в обществе»

2

Тема 1.2. Словообразовательные нормы

2

Консультация №2

1

Выполнение упражнений

1

Тема 2.1. Проблема общения в психологии и профессиональной деятельности

5

Подготовка презентации по теме: «Психологические основы общения. Роль психологии в повышении культуры общения»

2

Подготовка доклада по теме: «Характеристика процесса делового (профессионального) общения с психологической точки зрения. Контакт в общении, значение установления контакта в деловом общении»

2

Консультация №3

1

Тема 2.2. Проявление индивидуальных особенностей личности в деловом общении

3

Подготовка реферата: «Личность. Процесс формирования личности. Профессиональная направленность личности. Зависимость профессиональных качеств от психических свойств личности».

1

Консультация №4

1

Консультация №5

1

Тема 3.1. Речевая коммуникация. Функциональные стили речи

2

Подготовка презентации: «Стилистический анализ текста»

1

Консультация №6

1

Тема 3.2. Речевые особенности научной сферы деятельности

2

Консультация №7

1

Подготовить доклад: Речевые особенности научной сферы деятельности «Информационная переработка текста».

1

Тема 3.3. Общение с аудиторией. Построение публичного выступления

2

Консультация №8

1

«Подготовка публичного выступления»

1

Тема 4.1. Конфликты в деловом общении.

2

Подготовить реферат: «Роль психологии в повышении культуры общения»

1

Консультация №9

1

Тема 4.2. Деловое общение. Оформление документации

5

Подготовка презентации: «Составление диалогов, оформлением документов

Использование основных приемов общения»

2

Подготовка презентации: «Оформление служебных документов. Оформление личной документации»

2

Консультация №10

1

Всего:

26

26

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:

-  уровень освоения обучающимся учебного материала;

-  умение обучающегося использовать теоретические знания при выполнении практических  заданий;

-  сформированность общеучебных умений;

-  обоснованность и четкость изложения ответа;

-  оформление материала в соответствии с требованиями.

Каждый ответ оценивается по 5-баллной шкале.

Оценка «5» ставится если:

  • обучающийся свободно применяет полученные знания при выполнении заданий; не допускает ошибок в воспроизведении изученного материала;  выделяет главные положения в изученном материале и не затрудняется в ответах на видоизменённые вопросы; усвоил весь объём программного материала; задания и отчеты оформлены  в соответствии с требованиями.

Оценка «4» ставится когда:

  • обучающийся знает весь изученный материал; отвечает без особых затруднений на вопросы преподавателя; обучающийся умеет применять полученные знания при выполнении заданий; в ответах на вопросы не допускает серьёзных ошибок, легко устраняет определённые неточности с помощью дополнительных вопросов преподавателя; задания и отчеты оформлены в соответствии с требованиями, но недостаточно аккуратно.

Оценка «3» ставится если:

  • обучающийся обнаруживает освоение основного материала, но испытывает затруднения при его самостоятельном выполнении задания и требует помощи преподавателя; предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднения при выполнении лабораторных и практических работ; материал оформлен не аккуратно или не соответствует требованиям.

Оценка «2» ставится если:

  • у обучающегося имеются отдельные представления об изученном материале, но всё же  большая часть не усвоена; задания оформлены не в соответствии с требованиями. 

Указания по самоконтролю

В процессе изучения учебного материала рекомендуется пользоваться вопросами для самоконтроля, которые сформулированы для всех тем дисциплины в данном методическом пособии.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

Методические рекомендации по самостоятельной работе над изучаемым  материалом

Прежде чем приступить к изучению темы, необходимо получить общее представление о месте и значении темы в изучаемом курсе. Такой подход  помогает быстро находить нужный материал к каждому из вопросов, не задерживаясь на второстепенном.

Начиная подготовку к самостоятельной работе над изучаемым материалом, необходимо, прежде всего, выделить страницы в конспекте занятий, разделы учебников и учебных пособий. Затем следует поработать с дополнительной литературой, сделать записи по рекомендованным источникам.

Подготовка к самостоятельной работе над изучаемым материалом состоит из 2 этапов:

  1. организационный;
  2. закрепление и углубление теоретических знаний.

На первом этапе обучающийся планирует свою самостоятельную работу, которая включает:

  • уяснение задания на самостоятельную работу;
  • подбор рекомендованной литературы;
  • оставление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки (составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе).

Второй этап включает непосредственную подготовку обучающегося к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на занятии обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы обучающийся должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.

Заканчивать подготовку следует составлением конспекта по изучаемому материалу или вопросу. Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым темам.

В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.

При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю, но перед консультацией необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.

Записи имеют первостепенное значение для самостоятельной работы. Они помогают:

  1. понять построение изучаемого материала,
  2. выделить основные положения и проследить их логику.

Ведение записей способствует превращению чтения в активный процесс, мобилизует, наряду со зрительной, и моторную память. Следует помнить: у обучающегося, систематически ведущего записи, создается свой индивидуальный фонд подсобных материалов для быстрого повторения прочитанного, для мобилизации накопленных знаний.

Большое значение имеет совершенствование навыков конспектирования. Можно рекомендовать обучающимся следующие основные формы записи: план (простой и развернутый), выписки, тезисы. Результаты конспектирования могут быть представлены в различных формах.

План – это схема прочитанного материала, краткий (или подробный) перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Подробно составленный план вполне заменяет конспект.

Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника.

Методические рекомендации по изучению рекомендованной литературы

Обучающимся рекомендуется получить в библиотеке учебную литературу по дисциплине, необходимую для эффективной работы на всех видах аудиторных занятий, а также для самостоятельной работы по изучению дисциплины.

Успешное освоение дисциплины предполагает активное, творческое участие обучающегося  путем планомерной, повседневной работы.

При самостоятельной работе над учебниками и учебными пособиями рекомендуется придерживаться определенной последовательности. Читая и конспектируя тот или иной раздел учебника, необходимо твердо усвоить основные определения и понятия. После усвоения соответствующих понятий и закономерностей следует решить примеры и задачи, закрепляя тем самым проработанный теоретический материал, а затем приступить к выполнению контрольных или расчетно-графических работ.

Если при решении задачи или при проработке теоретического материала возникают трудности, необходимо обратиться за консультацией к преподавателю, указывая при этом излагая конкретное содержание вопроса или свои соображения по решению задачи.


Самостоятельная работа №1

«Общее понятие об общении, культуре речи и их роли в обществе»

Задание для обучающихся. Выполнение реферата по теме: «Общее понятие об общении, культуре речи и их роли в обществе».

Цель работы: 

  1. Развитие у обучающихся навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, справочной и другой литературы по актуальным проблемам вопроса «Общения»;
  2. Выработка навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
  3. Закрепить вопросы по теме «Культура речи. Литературный язык. Нелитературные формы языка».

Критерии оценки: Правильность написания реферата и оформления, выполнение рекомендаций, аккуратность.

Контроль выполнения: проверка реферата, обсуждение на уроке или на консультации.

Содержание работы

  1. Ознакомиться с информацией по выбранной теме в различных знаковых системах и источниках
  2. Составить план реферата (обязательными пунктами являются: анализ литературных источников по теме, основная часть, выводы)
  3. Выполнить реферат или презентацию, пользуясь рекомендациями по написанию рефератов  (приложение 1, приложение 3)
  4. Составить сообщение на 5-7 минут, не более. 

Список рекомендуемой литературы

  1. Голуб. И.Б. русский язык и культура речи: учебное пособие – М.: Логос, 2003. – 432с.
  2. Сорокина А.В. Основы делового общения: Конспект лекций/А.В.Сорокина. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 224 с.
  3. Бороздина, Г. В. Психология общения : учебник и практикум для СПО /Г. В. Бороздина, Н. А. Кормнова ; под общ.ред. Г. В. Бороздиной.— М. : Издательство Юрайт, 20167 — 463 с. — Серия : Профессиональное образование.
  4. Ступницкий В. П. Психология: Учебник для бакалавров / В. П. Ступницкий, О. И. Щербакова, В. Е. Степанов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013 — 520 с.

Самостоятельная работа №2

«Выполнение упражнений» по теме «Словообразовательные нормы»

Задание для обучающихся. Выполнение упражнений по теме: ««Словообразовательные нормы».

Цель работы: 

1. Развитие у обучающихся навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, справочной и другой литературы по теме «Словообразовательные нормы».

2. Выработка навыков и умений выбора правильного ответа, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.

Критерии оценки: Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий

Контроль выполнения: проверка конспекта выполненного задания, обсуждение на уроке или на консультации.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Какой раздел науки о языке называется словообразованием?
  2. Что такое морфема? Какие типы значений она передает?
  3. Какая морфема в слове является гласной, почему?
  4. Какую роль в слове выполняют аффиксы?
  5. Почему окончание не является значимой частью слова?
  6. Каковы основные способы словообразования?
  7. Какой способ является наиболее продуктивным?

Содержание работы

1. Ознакомиться с информацией по выбранной теме в различных знаковых системах и источниках.

Словообразование — это раздел науки о языке, который изучает строение слов и способы их образования.

Словарный состав языка пополняется, в первую очередь, в результате образования новых слов, которые требуются для наименования появляющихся новых понятий или иного называния уже существующих. Русский язык имеет богатый ресурс словообразовательных средств. Научиться ими пользоваться, в соответствии с существующими в языке традициями, выработанными моделями, нормами — задача каждого образованного человека.

Словообразовательные нормы — это нормы образования и употребления производных слов. Эти нормы отражены в толковых, грамматических, словообразовательных словарях.

2. Выполнить практические упражнения:

Упражнение 1. Диалектное чоканье, чёботы, дать пощёчину, тысчонка, жёлоб, недожог кирпича, жёлтый, шорох, чёрный, врачом, раскорчёвка, зайчонок, дирижёр, воротничок, ретушёр, мелочёвка, шов, вечёрка, жонглёр, расчёска, внучок, шёрстка, сверчок, испечём, точёный, тушёнка, свежо, волчонок, учёба, шоковый, ночёвка, молодожёны.

Бечёвка – алычовка (настойка), дешёвый – ковшовый, лишён – смешон, лучом – печём, печёнка – собачонка, плечом – причём – ключом, стрижом (птицей) – стрижём, трещотка – щётка, тушёнка – рубашонка.

Упражнение 2.https://fhd.multiurok.ru/7/9/3/793833a38122f8f01aca3555aeb3928b217d319a/mietodichieskaia-razrabotka-morfiemika-slovoobrazovatiel-nyie-normy_10.jpeg

Упражнение 3.

https://fhd.multiurok.ru/7/9/3/793833a38122f8f01aca3555aeb3928b217d319a/mietodichieskaia-razrabotka-morfiemika-slovoobrazovatiel-nyie-normy_11.jpeg https://fhd.multiurok.ru/7/9/3/793833a38122f8f01aca3555aeb3928b217d319a/mietodichieskaia-razrabotka-morfiemika-slovoobrazovatiel-nyie-normy_12.jpeg https://fhd.multiurok.ru/7/9/3/793833a38122f8f01aca3555aeb3928b217d319a/mietodichieskaia-razrabotka-morfiemika-slovoobrazovatiel-nyie-normy_13.jpeg https://fhd.multiurok.ru/7/9/3/793833a38122f8f01aca3555aeb3928b217d319a/mietodichieskaia-razrabotka-morfiemika-slovoobrazovatiel-nyie-normy_14.jpeg

Список рекомендуемой литературы

1. Введенская Л.А. Культура речи: учебное пособие – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 448с.

2. Голуб. И.Б. русский язык и культура речи: учебное пособие – М.: Логос, 2003. – 432с.

3. Культура речи и деловое общение : учебник и практикум для академического бакалавриата / В. В. Химик [и др.] ; ответственный редактор В. В. Химик, Л. Б. Волкова. — Москва :Издательство Юрайт, 2017. — 308 с. — (Бакалавр.Академический курс). — ISBN 978-5-534-00358-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:


Самостоятельная работа №3

Подготовка презентации по теме: «Психологические основы общения. Роль психологии в повышении культуры общения»

Задание для обучающихся: Подготовка презентации по теме: «Психологические основы общения. Роль психологии в повышении культуры общения» (выполняется в микрогруппах)

Цель работы:

  1. Развитие у обучающихся навыков самостоятельного глубокого, творческого и

всестороннего анализа научной, справочной и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины;

  1. Закрепить знания обучающихся в вопросах психологии общения;
  2. Показать роль психологии в повышении культуры общения.

Критерии оценки: правильность выполнения презентации, эстетичность оформления, глубина отражение темы, соответствие требованиям

Контроль выполнения: выступления на  занятии, обсуждение        

Содержание работы 

  1. Ознакомиться с информацией по выбранной теме в различных знаковых системах и

источниках.

  1. Составить план презентации (обязательными пунктами вступление, основная часть и выводы).
  2. Выполнить презентацию, пользуясь рекомендациями  (Приложение 3).
  3. Защита презентации на 5-7 минут, не более.

Список рекомендуемой литературы

1. Голуб. И.Б. русский язык и культура речи: учебное пособие – М.: Логос, 2003. – 432с.

2. Сорокина А.В. Основы делового общения: Конспект лекций/А.В.Сорокина. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 224 с.

3. Бороздина, Г. В. Психология общения : учебник и практикум для СПО /Г. В. Бороздина, Н. А. Кормнова ; под общ.ред. Г. В. Бороздиной.— М. : Издательство Юрайт, 20167 — 463 с. — Серия : Профессиональное образование.

4. Ступницкий В. П. Психология: Учебник для бакалавров / В. П. Ступницкий, О. И. Щербакова, В. Е. Степанов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013 — 520 с.

Самостоятельная работа №4

Подготовка доклада по теме: «Характеристика процесса делового (профессионального) общения с психологической точки зрения. Контакт в общении, значение установления контакта в деловом общении»

Задание для обучающихся. Выполнение  доклада. 

Цель работы: 

  1. Развитие у обучающихся навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, справочной и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины;
  2. Выработка навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
  3. Пополнить знания обучающихся в вопросе характеристики процесса делового общения.
  4. Развитие навыков устной речи

Критерии оценки: Правильность написания доклада, выполнение рекомендаций, аккуратность, соответствие содержания теме, глубина проработки материала; правильность и полнота использования источников.

Контроль выполнения: проверка доклада, обсуждение на уроке.

Содержание работы

  1. Ознакомиться с информацией по выбранной теме в различных знаковых системах и

       источниках.

  1. Составить план доклада (обязательными пунктами являются: анализ литературных источников по теме, основная часть, выводы)
  2. Выполнить доклад или презентацию.
  3. Составить сообщение на 5-7 минут, не более.

Список рекомендуемой литературы

1. Голуб. И.Б. русский язык и культура речи: учебное пособие – М.: Логос, 2003. – 432с.

2. Сорокина А.В. Основы делового общения: Конспект лекций/А.В.Сорокина. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 224 с.

3. Бороздина, Г. В. Психология общения : учебник и практикум для СПО /Г. В. Бороздина, Н. А. Кормнова ; под общ.ред. Г. В. Бороздиной.— М. : Издательство Юрайт, 20167 — 463 с. — Серия : Профессиональное образование.

4. Ступницкий В. П. Психология: Учебник для бакалавров / В. П. Ступницкий, О. И. Щербакова, В. Е. Степанов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013 — 520 с.

Самостоятельная работа №5

«Личность. Процесс формирования личности. Профессиональная направленность личности. Зависимость профессиональных качеств от психических свойств личности»

Задание для обучающихся. Выполнение реферата по теме: «Личность. Процесс формирования личности. Профессиональная направленность личности. Зависимость профессиональных качеств от психических свойств личности».

Цель работы: 

1. Развитие у обучающихся навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, справочной и другой литературы по актуальным проблемам вопроса «Личность»;

2. Выработка навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко  формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.

3. Закрепить вопросы по теме «Проявление индивидуальных особенностей личности в деловом общении»

Критерии оценки: Правильность написания реферата и оформления, выполнение рекомендаций, аккуратность.

Контроль выполнения: проверка реферата, обсуждение на уроке или на консультации.

Содержание работы

1. Ознакомиться с информацией по выбранной теме в различных знаковых системах и источниках.

2. Составить план реферата (обязательными пунктами являются: анализ литературных источников по теме, основная часть, выводы).

3. Выполнить реферат, пользуясь рекомендациями по написанию рефератов  (приложение 1).

4. Составить сообщение на 5-7 минут, не более. 

Список рекомендуемой литературы

1. Голуб. И.Б. русский язык и культура речи: учебное пособие – М.: Логос, 2003. – 432с.

2. Сорокина А.В. Основы делового общения: Конспект лекций/А.В.Сорокина. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 224 с.

3. Бороздина, Г. В. Психология общения : учебник и практикум для СПО /Г. В. Бороздина, Н. А. Кормнова ; под общ.ред. Г. В. Бороздиной.— М. : Издательство Юрайт, 20167 — 463 с. — Серия : Профессиональное образование.

4. Ступницкий В. П. Психология: Учебник для бакалавров / В. П. Ступницкий, О. И. Щербакова, В. Е. Степанов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013 — 520 с.

Самостоятельная работа №6

          «Стилистический анализ текста»

Задание для обучающихся: Подготовка презентации по теме: «Стилистический анализ текста»

Цель работы:

1. Развитие у обучающихся навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, справочной и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины;

2. Закрепить знания обучающихся в вопросах стилистического анализа текста;

Критерии оценки: правильность выполнения презентации, эстетичность оформления, глубина отражение темы, соответствие требованиям

Контроль выполнения: выступления на  занятии, обсуждение.        

Содержание работы 

1. Ознакомиться с информацией по выбранной теме в различных знаковых системах и

источниках

2. Составить план презентации (обязательными пунктами вступление, основная часть и выводы)

3. Выполнить презентацию, пользуясь рекомендациями  (Приложение 3)

4. Защита презентации на 5-7 минут, не более.

Список рекомендуемой литературы

1. Голуб. И.Б. русский язык и культура речи: учебное пособие – М.: Логос, 2003. – 432с.

2. Сорокина А.В. Основы делового общения: Конспект лекций/А.В.Сорокина. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 224 с.

3. Бороздина, Г. В. Психология общения : учебник и практикум для СПО /Г. В. Бороздина, Н. А. Кормнова ; под общ.ред. Г. В. Бороздиной.— М. : Издательство Юрайт, 20167 — 463 с. — Серия : Профессиональное образование.

4. Ступницкий В. П. Психология: Учебник для бакалавров / В. П. Ступницкий, О. И. Щербакова, В. Е. Степанов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013 — 520 с.

Самостоятельная работа №7

Речевые особенности научной сферы деятельности «Информационная переработка текста»

Задание для обучающихся: Подготовка доклада по теме: «Информационная переработка текста»

Цель работы:

1. Развитие у обучающихся навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, справочной и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины;

2. Закрепить знания обучающихся в вопросах информационной переработки текста;

Критерии оценки: правильность выполнения доклада, глубина отражение темы, соответствие требованиям, оформление.

Контроль выполнения: выступления на  занятии, обсуждение.        

Содержание работы 

1. Ознакомиться с информацией по выбранной теме в различных знаковых системах и источниках

2. Составить план доклада (обязательными пунктами вступление, основная часть и выводы)

3. Выполнить доклад, пользуясь рекомендациями.

4. Выступление с докладом на 5-7 минут, не более.

Список рекомендуемой литературы

1. Голуб. И.Б. русский язык и культура речи: учебное пособие – М.: Логос, 2003. – 432с.

2. Сорокина А.В. Основы делового общения: Конспект лекций/А.В.Сорокина. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 224 с.

3. Бороздина, Г. В. Психология общения : учебник и практикум для СПО /Г. В. Бороздина, Н. А. Кормнова ; под общ.ред. Г. В. Бороздиной.— М. : Издательство Юрайт, 20167 — 463 с. — Серия : Профессиональное образование.

4. Ступницкий В. П. Психология: Учебник для бакалавров / В. П. Ступницкий, О. И. Щербакова, В. Е. Степанов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013 — 520 с.

Самостоятельная работа №8

«Подготовка публичного выступления»

Задание для обучающихся: Подготовить публичное выступление на тему, связанную с будущей профессией.

Цель работы:

1. Развитие у обучающихся навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, справочной и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины;

2. Развитие умения логически верно, аргументировано строить устную и письменную речь.

Инструкция по выполнению:

Публичное выступление – это выступление перед большой аудиторией.

Подготовка к выступлению - очень важное и ответственное дело, и состоит она из следующих составляющих:

  1. Выбор темы.
  2. Составление плана текста выступления.
  3. Подбор теоретического материала по теме.
  4. Написание тезисов.
  5. Отработка речевых навыков.

Продолжительность выступления - 3-5 минут.

Следует помнить, основными элементами речи в выступлении являются:

  1. Введение, которым оратор привлекает внимание слушателей и настраивает его на тему своего выступления.
  2. Главная идея.
  3. Основная часть, в которой раскрываются главные пункты сообщения.
  4. Заключение, в котором подводятся итоги.

Каждая часть речи имеет свои особенности, которые необходимо учитывать во время подготовки ораторской речи. Эти особенности обусловлены спецификой восприятия речевого сообщения. Например, ученые многочисленными экспериментами доказали, что лучше всего усваивается и запоминается то, что дается в начале или в конце сообщения. Цель введения - привлечь внимание слушателей и ориентировать их на материал, который будет представлен в сообщении. Введение - важная часть, поэтому должно быть тщательно продуманным, выглядеть свободным, естественным. «Засиживаться» на вступлении не стоит - оно должно быть кратким.

Главная идея выступления должна быть представлена в виде краткого, ясного и четкого положения. Если этой идеи нет, аудитория подчас не может понять, о чем идет речь, и теряет внимание.

Начало выступления представляет наибольшую трудность, но в то же время оно является исключительно важным, так как в этот момент ум слушателей свеж и на него сравнительно легко произвести впечатление.

В основной части выступления развертывается главная идея, раскрываются ее аспекты. Хорошо продуманное вступление еще не обеспечивает успеха выступления. Перед выступающим стоит очень важная задача - не только привлечь внимание слушателей, но и сохранить его до конца речи. Поэтому наиболее ответственной является главная часть ораторского выступления. В ней излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые идеи и положения, доказывается их правильность, слушатели подводятся к необходимым выводам.

Заключение является важной композиционной частью любого выступления. Народная мудрость утверждает: "Конец венчает дело". В заключении подводятся итоги, формулируются выводы, которые следуют из главной цели основной идеи выступления или аудитория побуждается к определенным действиям.

Советы по совершенствованию публичного выступления:

  1. Использовать речь, которая написана самим.
  2. Говорить короткими фразами.
  3. Не описывать, а акцентировать внимание на чем-то.
  4. Использовать простые слова.
  5. Приспосабливать слова и стиль речи к аудитории.
  6. Писать и произносить речь для конкретного слушателя - персонализировать речь.
  7. Говорить ясно и конкретно. Избегать абстракций, двусмысленных выражений и специальных технических терминов.
  8. Лучше использовать слова мы, чем вы.
  9. Округлять в речи большие, сложные цифры, упрощать витиеватые фразы.
  10. Демонстрировать не свою эрудицию, а знания, понятные другим.
  11. Говорить живо, эмоционально.
  12. После завершенных пунктов делать паузу.
  13. Речь должна быть не монотонной.
  14. Необходимо правильно произносит слова, ставить ударение, расставлять паузы.

Критерии оценивания:

  1. Логичность построения выступления.
  2. Грамотность и выразительность речи.
  3. Раскрытие теоретической части вопроса.
  4. Глубина выводов.
  5. Умение аргументировано отвечать на вопросы.
  6. Оригинальность формы представления результата своей деятельности.

Отметка «5». Выступление соответствует всем критериям.

Отметка «4». Имеются нарушения 1-2 критериев.

Отметка «3». Имеются нарушения 3-4 критериев.

Отметка «2». Работа не соответствует критериям.

Список рекомендуемой литературы

1. Введенская Л.А. Культура речи: учебное пособие – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 448с.

2. Голуб. И.Б. русский язык и культура речи: учебное пособие – М.: Логос, 2003. – 432с.

3. Культура речи и деловое общение : учебник и практикум для академического бакалавриата / В. В. Химик [и др.] ; ответственный редактор В. В. Химик, Л. Б. Волкова. — Москва :Издательство Юрайт, 2017. — 308 с. — (Бакалавр.Академический курс). — ISBN 978-5-534-00358-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:

Самостоятельная работа №9

«Роль психологии в повышении культуры общения»

Задание для обучающихся. Выполнение реферата по теме: «Роль психологии в повышении культуры общения».

Цель работы: 

1. Развитие у обучающихся навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, справочной и другой литературы по актуальным проблемам вопроса «Личность»;

2. Выработка навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко  формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.

3. Закрепить вопросы по теме «Конфликты в деловом общении».

Критерии оценки: Правильность написания реферата и оформления, выполнение рекомендаций, аккуратность.

Контроль выполнения: проверка реферата, обсуждение на уроке или на консультации.

Содержание работы

1. Ознакомиться с информацией по выбранной теме в различных знаковых системах и источниках.

2. Составить план реферата (обязательными пунктами являются: анализ литературных источников по теме, основная часть, выводы).

3. Выполнить реферат, пользуясь рекомендациями по написанию рефератов  (приложение 1).

4. Составить сообщение на 5-7 минут, не более. 

Список рекомендуемой литературы

1. Голуб. И.Б. русский язык и культура речи: учебное пособие – М.: Логос, 2003. – 432с.

2. Сорокина А.В. Основы делового общения: Конспект лекций/А.В.Сорокина. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 224 с.

3. Бороздина, Г. В. Психология общения : учебник и практикум для СПО /Г. В. Бороздина, Н. А. Кормнова ; под общ.ред. Г. В. Бороздиной.— М. : Издательство Юрайт, 20167 — 463 с. — Серия : Профессиональное образование.

4. Ступницкий В. П. Психология: Учебник для бакалавров / В. П. Ступницкий, О. И. Щербакова, В. Е. Степанов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013 — 520 с.

Самостоятельная работа №10

«Составление диалогов, оформлением документов

Использование основных приемов общения»

Задание для обучающихся: Подготовка презентации по теме: «Составление диалогов, оформлением документов. Использование основных приемов общения» (выполняется в микрогруппах)

Цель работы:

1. Развитие у обучающихся навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, справочной и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины;

2. Закрепить знания обучающихся в вопросах оформления деловой документации;

3. Показать роль приемов общения в деловых переговорах.

Критерии оценки: правильность выполнения презентации, эстетичность оформления, глубина отражение темы, соответствие требованиям

Контроль выполнения: выступления на  занятии, обсуждение.

Содержание работы 

1. Ознакомиться с информацией по выбранной теме в различных знаковых системах и источниках.

2. Составить план презентации (обязательными пунктами вступление, основная часть и выводы).

3. Выполнить презентацию, пользуясь рекомендациями  (Приложение 3.)

4. Защита презентации на 5-7 минут, не более.

Список рекомендуемой литературы

1. Голуб. И.Б. русский язык и культура речи: учебное пособие – М.: Логос, 2003. – 432с.

2. Сорокина А.В. Основы делового общения: Конспект лекций/А.В.Сорокина. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 224 с.

3. Бороздина, Г. В. Психология общения : учебник и практикум для СПО /Г. В. Бороздина, Н. А. Кормнова ; под общ.ред. Г. В. Бороздиной.— М. : Издательство Юрайт, 20167 — 463 с. — Серия : Профессиональное образование.

4. Ступницкий В. П. Психология: Учебник для бакалавров / В. П. Ступницкий, О. И. Щербакова, В. Е. Степанов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013 — 520

Самостоятельная работа №11

«Оформление служебных документов. Оформление личной документации»

Задание для обучающихся: Подготовка презентации по теме: «Оформление служебных документов. Оформление личной документации» (выполняется в микрогруппах).

Цель работы:

1. Развитие у обучающихся навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, справочной и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины;

2. Закрепить знания обучающихся в вопросах оформления служебных и личных документов;

Критерии оценки: правильность выполнения презентации, эстетичность оформления, глубина отражение темы, соответствие требованиям

Контроль выполнения: выступления на  занятии, обсуждение.

Содержание работы 

1. Ознакомиться с информацией по выбранной теме в различных знаковых системах и источниках.

2. Составить план презентации (обязательными пунктами вступление, основная часть и выводы).

3. Выполнить презентацию, пользуясь рекомендациями  (Приложение 3).

4. Защита презентации на 5-7 минут, не более.

Список рекомендуемой литературы

1. Голуб. И.Б. русский язык и культура речи: учебное пособие – М.: Логос, 2003. – 432с.

2. Сорокина А.В. Основы делового общения: Конспект лекций/А.В.Сорокина. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 224 с.

3. Бороздина, Г. В. Психология общения : учебник и практикум для СПО /Г. В. Бороздина, Н. А. Кормнова ; под общ.ред. Г. В. Бороздиной.— М. : Издательство Юрайт, 20167 — 463 с. — Серия : Профессиональное образование.

4. Ступницкий В. П. Психология: Учебник для бакалавров / В. П. Ступницкий, О. И. Щербакова, В. Е. Степанов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013 — 520


Методические рекомендации  по подготовке

к дифференцированному зачету

Дифференцированный зачет является завершающим этапом изучения курса.  Дифференцированный зачет проводится в письменной форме – контрольное тестирование. Критерии оценки знаний обучающихся должны обеспечить объективный подход к выставлению оценок в соответствии с четырехбальной шкалой (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно).

Оценки «отлично» заслуживает обучающийся, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную программу и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «отлично» выставляется обучающимся, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины и их знаний для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала.

Оценки «хорошо» заслуживает обучающийся, обнаруживший полное знание учебно-программного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивших основную литературу, рекомендованную программой. Как правило, оценка «хорошо» выставляется обучающимся, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности.

Оценки «удовлетворительно» заслуживает обучающийся, обнаруживший знание основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется обучающимся, допустившим погрешности в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании учебного заведения без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.

Вопросы дифференцированного зачета для проверки знаний обучающихся

  1. Понятие «Культура речи» и «Деловое общение». Предмет и задачи дисциплины.
  2. Культура речи как обновляющаяся область научно-практических исследований.
  3. Основные понятия культуры речи: язык, речь, коммуникация, деловое общение.
  4. Основные функции языка.
  5. Речевая культура личности, речевая культура общества.
  6. Соотношение понятий «национальный русский язык» и «русский литературный язык».
  7. Методы самостоятельного совершенствования речевой культуры.
  8. Кодекс делового общения. Особенности и принципы делового общения.
  9. Коммуникативный портрет конкурентоспособного специалиста.
  10. Орфоэпические литературные нормы.
  11. Лексические литературные нормы.
  12. Морфологические литературные нормы.
  13. Словообразовательные литературные нормы.
  14. Признаки высокой культуры речи: правильность (нормативность). Ясность (понятность).
  15. Признаки высокой культуры речи: точность.
  16. Признаки высокой культуры речи: чистота.
  17. Признаки высокой культуры речи: логичность.
  18. Признаки высокой культуры речи: богатство и выразительность.
  19. Особенности разговорного стиля речи.
  20. Особенности публицистического стиля речи.
  21. Особенности научного стиля речи.
  22. Особенности художественного стиля речи.
  23. Особенности официально-делового стиля речи.
  24. Виды деловых писем по тематическому и функциональному признакам.
  25. Виды деловых писем по признаку адресности, форме отправления, структурированности, композиционности.
  26. Требования к составлению деловых писем.
  27. Содержание и композиция публичного выступления.
  28. Информационное обеспечение выступления.
  29. Синтаксические особенности выступления.
  30. Личностный тип общения в ходе выступления.
  31. Организация деловой беседы.
  32. Спор в ходе делового общения.
  33. Деловые переговоры.
  34. Коммуникативные барьеры.
  35. Роль невербальных средств общения.
  36. Факторы невербального общения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Введенская Л.А. Культура речи: учебное пособие – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 448с.

2. Голуб. И.Б. русский язык и культура речи: учебное пособие – М.: Логос, 2003. – 432с.

3. Культура речи и деловое общение : учебник и практикум для академического бакалавриата / В. В. Химик [и др.] ; ответственный редактор В. В. Химик, Л. Б. Волкова. — Москва :Издательство Юрайт, 2017. — 308 с. — (Бакалавр.Академический курс). — ISBN 978-5-534-00358-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:

Дополнительные источники:        

  1. Русский язык и культура речи: учебник для вузов/ под ред. В.И.Максимова, А.В. Голубевой. – М.: Высшее образование, 2007. – 356 с.
  2. Сорокина А.В. Основы делового общения: Конспект лекций/А.В.Сорокина. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 224 с.
  3. Бороздина, Г. В. Психология общения : учебник и практикум для СПО /Г. В. Бороздина, Н. А. Кормнова ; под общ.ред. Г. В. Бороздиной.— М. : Издательство Юрайт, 20167 — 463 с. — Серия : Профессиональное образование.
  4. Ступницкий В. П. Психология: Учебник для бакалавров / В. П. Ступницкий, О. И. Щербакова, В. Е. Степанов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013 — 520 с.

Интернет- ресурсы:

1. https://biblio-online.ru/bcode/398787

2. http://www.gramma.ru/RUS/ - справочно-информационный интернет-портал «Культура письменной речи»


Приложение 1

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ РЕФЕРАТОВ

Как написать реферат

Несколько НЕ

Реферат НЕ копирует дословно книги и статьи и НЕ является конспектом.

Реферат НЕ пишется по одному источнику и Не является докладом.

Реферат НЕ может быть обзором литературы, т.е. не рассказывает о книгах.

В реферате собранный по теме материал систематизируется и обобщается.

Реферат – это самостоятельная учебно-исследовательская работа обучающегося, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание материала должно быть логичным, изложение материала должно носить проблемно-поисковый характер.

Реферат должен быть выполнен в сроки, указанные преподавателем. Обучающиеся, не представившие в установленный срок реферат, либо получившие оценку «неудовлетворительно», к сдаче зачета не допускаются.

Этапы работы над рефератом

1. Формулирование темы. Тема должна быть не только актуальной по своему значению, но
    оригинальной, интересной по содержанию.

2.  Подбор и изучение основных источников по теме (не менее 5 - 6).

3.  Составление библиографии в соответствии с ГОСТом.

4.  Обработка и систематизация информации.

5.  Разработка плана реферата.

6.  Написание реферата.

7.  По усмотрению преподавателя реферат может быть представлен на семинарах, научно-практических конференциях, а также использоваться как зачетная работа по пройденным темам.

Содержание работы должно отражать

  • знание современного состояния проблемы;
  • обоснование выбранной темы;
  • использование известных результатов и фактов;
  • актуальность поставленной проблемы;
  • материал, подтверждающий научную либо практическую значимость.

Структура реферата

  • Титульный лист
  • План (простой или развернутый с указанием страниц реферата)
  • Введение с актуальностью
  • Основная часть, которая может быть разбита на главы и параграфы (2-5)
  • Заключение
  • Литература (Приложение 3)
  • Приложения

Общие рекомендации

Написание работы следует начинать не с введения, а с основных глав, поскольку их содержание позволяет позднее более точно, правильно сформулировать введение.

Основные требования в любой рукописи – это простота, четкость и сжатость изложения, выразительность языка. Изложение материала должно быть лаконичным и вместе с тем полным. Желательно избегать частого повторения одинаковых слов, словосочетаний и  оборотов. Это требование особенно важно соблюдать в тексте на одной или соседних страницах.

Каждая глава или раздел должны завершаться выводами и логически оформлять переход к другому этапу работы.

Каждый лист рукописи делится на абзацы. Абзацами выделяются обособленные по смыслу части изложения. В каждом должны содержаться положения, тесно связанные единством мысли.

При написании реферата нельзя допускать произвольных сокращений слов, словосочетаний, кроме общепринятых "и т.д., и т.п., и др.",  которые чаще всего употребляются после перечислений.

Во введении обучающийся кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.

В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.

В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.

В список литературы обучающийся включает только те документы, которые он использовал при написании реферата. 

В приложении (приложениях) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.

Защита реферата

Основной задачей устного выступления является не стремление обучающегося максимально полно или кратко прочитать реферат, а краткими и выборочными доказательствами (по некоторым из перечня озвученных обобщений) рассказать о своём реферате, подчёркивая его авторско-аналитические характеристики, логическую структурность и завершённость.

На выступление дается примерно 5-7 минут, поэтому обучающийся дома заблаговременно составляет расширенный план-конспект устного доклада (с кратким изложением реферата).

Докладчику в процессе устной защиты реферата важно ответить на вопросы: Как называется реферат? Из каких элементов состоит его структура (структура реферата – его план)? О чём говорится в каждом разделе его структуры: во «Введении» (в чём заключается актуальность научной проблемы, в чём заключаются цель и задачи реферата)?

Требования к оформлению реферата

Содержание текстовой части письменной работы может быть в виде собственно текста, таблиц, иллюстраций, формул, уравнений и других составляющих. Оформление реферата должно соответствовать стандартам.

К оформлению реферата предъявляются следующие требования. Объем реферата может быть от 5 до 8 страниц, выполненных на стандартных листах бумаги формата А4 (210 х 297 мм), отпечатанного на компьютере (список литературы и приложения в объем не входят).

Размер шрифта – 14 (Times New Roman); начертание – обычный; интервал – 1 (одинарный); с нумерацией страниц внизу страницы справа. Номер пишется арабскими цифрами без знаков препинания (точки), без указания слова «страница», без сокращенных вариантов «стр.», буквы «с.» и знаков тире (черточек). 

Нумерация страниц должна быть сквозной от титульного листа до последней страницы. Титульный лист включается в общую нумерацию страниц текста, но номер страницы на титульном листе не проставляется. Номера страниц необходимо проставлять, начиная с введения.

         Каждый лист документа должен иметь поля не менее, мм: 20 — левое; 20 — правое; 15 — верхнее; 20 — нижнее.

Абзацный отступ на расстоянии 1,25 см от левой границы поля. Выравнивание текста - по ширине;

Титульный лист

Титульный лист письменной работы должен содержать следующие сведения:

  • полное наименование учебного заведения;
  • название вида документа (реферат, сообщение, доклад);
  • название темы работы;
  • сведения об исполнителе (Ф.И.О. обучающегося, номер группы),
  • сведения о преподавателе (Ф.И.О.);
  • наименование места и года выполнения.

Список литературы

Основные требования, предъявляемые к списку литературы:

  • соответствие теме письменной работе и полнота отражения всех аспектов его рассмотрения;
  • разнообразие видов изданий: официальные, нормативные, справочные, учебные, научные, производственно-практические и др.;
  • отсутствие морально устаревших документов.

Упорядоченный список литературы должен быть пронумерован по порядку записей арабскими цифрами с точкой.

Приложения призваны облегчить восприятие содержания работы, и могут включать: материалы, дополняющие текст, промежуточные формулы и расчеты, таблицы вспомогательных данных, иллюстрации вспомогательного характера, инструкции; характеристики оборудования и т.д. Правила представления приложений:

  • приложения помещают в конце письменной работы;
  • каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь содержательный заголовок;

Таблицы представляют собой форму организации материала, позволяющую систематизировать и сократить текст, обеспечить обозримость и наглядность информации.

Правила обозначения таблиц:

  • каждая таблица должна иметь название, точно и кратко отражающее ее содержание. Название таблицы помещают над ней;
  • таблицы нумеруются арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всего текста;
  • слово "Таблица" и порядковый номер таблицы помещают над ней в правом верхнем углу над названием таблицы;

Таблицы в зависимости от их размера располагают после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице, а при необходимости - в приложении.

Иллюстрации. К иллюстрациям относятся: фотоснимки, рисунки, эскизы, чертежи, планы, схемы, графики, диаграммы и др. Использование иллюстраций целесообразно только тогда, когда они заменяют, дополняют, раскрывают или поясняют словесную информацию, содержащуюся в реферате.

Правила оформления иллюстраций:

  • иллюстрации обозначают словом "Рис." и нумеруют арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всего текста.
  • если в тексте только одна иллюстрация, то ее не нумеруют и слово "Рис." не пишут.
  • иллюстрации должны быть расположены так, чтобы их было удобно рассматривать без поворота работы или с поворотом по часовой стрелке.

На все иллюстрации в тексте должны быть ссылки.


Приложение 2

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ДОКЛАДА

Доклад – вид самостоятельной работы, используется в учебных и внеаудиторных занятиях, способствует формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, приучает критически мыслить.

В докладе в краткой форме отражают суть того или иного вопроса. В среднем объём доклада составляет около 4-5 страниц. Поэтому необходимо придерживаться именно такого объема, чтобы он не перерос в реферат или не был слишком поверхностным.

В докладе вы должны разобрать ту или иную тему в тезисной форме. Что это значит? Это значит, что перед вами стоит задача отобрать только такой материал, который бы отражал самые важные моменты темы вашего доклада. Поэтому старайтесь не приводить много примеров в докладе, ибо это приводит к существенному увеличению его объёма, что не есть хорошо. Поверьте, всегда можно обойтись одними тезисами, т.к. даже, если вы будете использовать только их, у вас всё равно работа будет вполне объёмной.

При написании доклада по заданной теме составляют план, подбирают основные источники. Подготовка доклада требует от обучающегося большой самостоятельности и серьезной интеллектуальной работы, которая принесет наибольшую пользу, если будет включать с себя следующие этапы:

  • изучение наиболее важных научных работ по данной теме, перечень которых, как правило, дает сам преподаватель;
  • анализ изученного материала, выделение наиболее значимых для раскрытия темы доклада фактов и научных положений;
  • обобщение и логическое построение материала доклада, например, в форме развернутого плана;
  • написание текста доклада с соблюдением требований.

Построение доклада включает три части: вступление, основную часть и заключение. Во вступлении указывается тема доклада, устанавливается логическая связь ее с другими темами или место рассматриваемой проблемы среди других проблем, дается краткий обзор источников, на материале которых раскрывается тема, и т.п. Основная часть должна иметь четкое логическое построение, в ней должна быть раскрыта тема доклада. В заключении обычно подводятся итоги, формулируются выводы, подчеркивается значение рассмотренной проблемы и т.п.

Критерии оценки доклада

- актуальность темы исследования;

- соответствие содержания теме;

- глубина проработки материала; правильность и полнота использования источников;

- соответствие оформления доклада стандартам.

         По усмотрению преподавателя доклады могут быть представлены на семинарах, научно-практических конференциях, а также использоваться как зачетные работы по пройденным темам.


Приложение 3

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО СОЗДАНИЮ ПРЕЗЕНТАЦИИ POWERPOINT

Одним из самых популярных способов подать материал стала подготовка презентации в PowerPoint. Программа PowerPoint позволяет подготовить показ материалов в виде слайдов в доступном к восприятию виде.

Презентация, как любой труд, который представляется для аудитории, должна иметь начало, изложение и концовку. Начало определяет постановочную задачу презентации, изложение – содержит материал (он как раз включает задачи и раскрывает суть), концовка – это вывод, чего мы хотим получить или чего мы уже достигли.

Введение должно быть кратким и нести в себе идею презентации.

Основная часть – самая объемная, содержит весь материал. Основную часть разбейте на параграфы-разделы, которые будут нести свое наименование. Наименование станет заголовком слайда. Слайд должен содержать заголовок и лаконичную завершенную информацию, которая соответствует заглавию. Если что-то пропустили, потом без труда можете дополнить, вставив слайд в нужное место презентации.

Заключение должно подводить итог, содержать выводы и пожелания или указания (в зависимости от цели презентации).

Помните, что в презентацию даются только основные тезисы вашей работы. Основная задача: все то, что вы сделали еще и грамотно описать и дополнить полезной информацией. При рассказе рассчитывайте, что на один слайд должно уходить в среднем от 1,5 минут. Заранее потренируйтесь в представлении презентации и если есть необходимость установите временные рамки показа слайдов. Так же для удобства сделайте гиперссылки для более быстрого возвращения к тем моментам, которые заинтересуют ваших зрителей, и слушателей.

Узнайте заранее о техническом сопровождении для презентации. Демонстрация на компьютере или плазменном экране всегда дает более четкое и яркое изображение, тогда как демонстрация при помощи проектора на настенном экране дает более размытое и бледное изображение. Если вы выступаете в ярко освещенном помещении – сделайте фон более темным, а если в помещении, в которое свет плохо проникает, то наоборот.

Стоит учесть еще один момент, демонстрационная эта презентация или ознакомительная, обучающая. Демонстрационная презентация для показа зрителям должна состоять как правило на две трети из изображений. Ознакомительная, обучающая – содержит больше текстовой информации, должна излагать больший объем материала, ею можно пользоваться как в распечатанном виде, так и в электронном, например высланном по почте

Все слайды должны быть выдержаны в едином стиле.

  •  Презентация должна содержать не меньше 10 слайдов, но не более 20.
  •  Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены:  название проекта; фамилия, имя, отчество автора.
  •  Название работы должно состоять из 2-х уровней:

1) яркое, красочное, привлекающие внимание (рабочее название);

2) название из грамотно подобранных терминов, которое будет отражать суть работы.

  • Соответствие содержания презентации поставленным целям и задачам темы.
  • Соблюдение принятых правил орфографии, пунктуации, сокращений и правил оформления текста (отсутствие точки в заголовках и т.д.).
  • Отсутствие фактических ошибок, достоверность представленной информации.
  • Лаконичность текста на слайде.
  • Завершенность (содержание каждой части текстовой информации логически завершено).
  • Объединение информационных элементов в целостно воспринимающиеся группы.
  • Сжатость и краткость изложения, максимальная информативность текста.
  • Расположение информации на слайде (предпочтительно горизонтальное расположение информации, сверху вниз по главной диагонали.
  • Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
  • Если на слайде картинка, надпись должна располагаться под ней.
  • Желательно форматировать текст по ширине, не допускать «рваных» краев текста).
  • Наличие не более одного логического ударения: яркость, обводка, мигание, движение.
  •   Адаптивность мультимедийной презентации, возможность внесения в нее изменений и дополнений.
  • На последнем слайде указывается перечень используемых источников, активные и точные ссылки на все графические объекты.

Требования к визуальному и звуковому ряду

  •   Использование только оптимизированных изображений (например, уменьшение с помощью
         Microsoft Office Picture Manager, сжатие с помощью панели настройки изображения
         Microsoft Office).
  • Соответствие изображений содержанию.
  •   Соответствие изображений возрастным особенностям аудитории.
  •   На 1-м слайде должно быть не больше 2 картинок.

Требования к тексту

  • Читаемость текста на фоне слайда презентации (текст отчетливо виден на фоне слайда, использование контрастных цветов для фона и текста).
  • Текст должен быть: Times New Roman или Tahoma (с другими видами шрифтов лучше не экспериментировать, т.к. информация не воспринимается, или воспринимается не то, что нужно).
  • Кегль шрифта соответствует возрастным особенностям аудитории.
  • Наиболее важная информация (например, выводы, определения, правила и др.) должна быть представлена более крупным и выделенным шрифтом (например, жирный шрифт 24 размера).
  • Основной текст должен быть, как минимум, 18 размера.
  • Соотношение текста и картинок должно быть 2/3, то есть текста меньше чем картинок.
  • Заголовки выделятся по цветовой схеме, ставиться жирный шрифт и можно подчеркнуть.
  • Остальные фразы в тексте оформляются обычно, но подчеркиваются или выделяются главные мысли, то есть на что хотите обратить внимание.
  • Сама презентация должна быть красочной, но в то же время удобной для просмотра, если вам надо представить числа, представляйте их в графиках или таблицах

Требования к дизайну

  • Использование единого стиля оформления.
  • Использование для фона слайда психологически комфортного тона. Фон должен являться элементом заднего (второго) плана: выделять, оттенять, подчеркивать информацию, находящуюся на слайде, но не заслонять ее.
  • Использование не более трех цветов на одном слайде (один для фона, второй для заголовков, третий для текста).
  • Количество используемых цветов для текста, автофигур и т.д. – не более 4.
  • Соответствие шаблона представляемой теме (в некоторых случаях может быть нейтральным).
  • Графика на слайдах только в том случае, если она несет смысловую нагрузку.
  • Избегайте фоновой графики, которая будет отвлекать от самой презентации.
  • Каждый слайд должен отражать одну мысль.
  • Время глаголов должно быть везде одинаковым.
  • Заголовки должны привлекать внимание аудитории и содержать обобщающие ключевые положения слайда.
  • Если на слайде присутствует иллюстрация, размещайте подпись под картинкой.
  • В конце заголовков точка не ставится.
  • Во всей презентации разные уровни заголовков, гиперссылки,  управляющие кнопки, списки должны выглядеть одинаково.

Требования к качеству навигации

  • Избегайте разной анимации перехода слайдов и разной анимации объектов.
  • Работоспособность элементов навигации.
  • Целесообразность и рациональность использования навигации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК» Специальность: 09.02.02. «Компьютерные сети»

Настоящие методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями рабочей программы по дисциплине "Английский язык."  В рекомендациях представлены тексты для внеаудиторного чтения, опи...

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов специальности:09.02.02. "Компьютерные сети" при изучении дисциплины "Английский язык" в СПО.

Настоящие методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями рабочей программы по дисциплине "Английский язык."  В рекомендациях представлены тексты для внеаудиторного чтения, опи...

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов специальности:11.02.01."Радиоаппаратостроение" при изучении дисциплины "Английский язык" в СПО.

Настоящие методические рекомендации составлены в соответствии с требованииями рабочей программы по дисциплине "Английский язык" для СПО. В рекомендациях описаны приёмы работы со словами, текстами для ...

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов специальности:15.02.08."Технология машиностроения" при изучении дисциплины "Английский язык" в СПО.

Настоящие методические рекомендации составлены в соответствии с требованииями рабочей программы по дисциплине "Английский язык" для СПО. В рекомендациях описаны приёмы работы со словами, текстами для ...

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине "Физическая культура"

1.Введение 2.Цели  и задачи внеаудиторной самостоятельной работы 3.Характеристика компетенций 4.Анализ компетенций и целесообразность формирования некоторых из них в решении самостоятельной ра...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА по специальности среднего профессионального образования 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электр

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образо...