МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА по специальности среднего профессионального образования 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электр
учебно-методическое пособие

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования                      (по отраслям) и рабочей программы учебной дисциплины

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vsr.doc804 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение

«Белгородский машиностроительный техникум»

F:\БМТ логотип ГОТОВ.jpg

РАССМОТРЕНО:                                                                                        

на заседании методической комиссии                                        

электро- и теплоэнергетики

председатель ЦК _______/Мельникова Р.И./

Протокол № _____ от _____________ 2019 г.                                            

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов

по учебной дисциплине

ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА

 по специальности среднего профессионального образования

13.02.11  

Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования

(по отраслям)

                                               

2019

Автор:        Мельникова Р.И., преподаватель высшей квалификационной категории ОГАПОУ
«Белгородский машиностроительный техникум»

Аннотация

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования                      (по отраслям) и рабочей программы учебной дисциплины

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная   записка ……………………………………………………….... 4

  1. Перечень внеаудиторных  самостоятельных  работ……………………..……... 5
  2. Критерии оценки …………………………………………………………….…...  8
  3. Содержание учебной дисциплины

Тема 1.1. Электрическое поле.…………………………..…………………….. 9

Тема 1.2  Электрические цепи постоянного тока ……………………………  9

Тема 1.3. Электромагнетизм………………………..………………………..… 11

Тема .1.4  Электрические цепи переменного тока ………………………….... 12

Тема 1.5. Трехфазные электрические цепи……………………………………. 13

Тема 1.6  Электроизмерительные приборы и электрические измерения…… 16

      Тема 1.7  Трансформаторы …………………………………………………….  17  

Тема 1.8  Электрические машины переменного тока…….……………….…   19

Тема 1.9  Электрические машины постоянного тока…….……………….…    20

Тема 1.10  Электрические и электронные аппараты…………………………   22

Тема 1.11.  Электрические станции, сети и электроснабжение……….…….   23

Тема 1.12.  Основы электропривода………………………………………….    24

Тема 1.13. Перспективы развития  электротехники…………………………    24

Тема 2.1.  Физические основы электроники. Электронные приборы………    25

Тема 2.2.  Электронные выпрямители и стабилизаторы……………………    26

Тема 2.3. Электронные усилители……………………………………………    26

Тема 2.4. Электронные генераторы и измерительные приборы……………    27

Тема 2.5 Электронные устройства автоматики и вычислительной техники    27

  1. Список рекомендуемой литературы…………………………………………… . 28
  2. Приложение
  1. Методические рекомендации по выполнению практических

и лабораторных работ……………………………………………………..... 29

  1. Методические рекомендации при подготовке к контрольной

работе………………………………………………………………………… 30

  1. Методические рекомендации по выполнению реферата ….………...……..32
  2. Методические рекомендации по подготовке доклада………………….…...34
  3. Методические рекомендации по созданию презентации PowerPoint...……35
  4. Методические рекомендации по подготовке к дифференцированному

      зачету ………………………………………………………….………………. 37

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методические указания являются составной частью учебно-методического комплекса (УМК) учебной дисциплины «Электротехника и электроника», содержат сведения о содержании учебной дисциплины, а также рекомендации по его самостоятельному изучению.

Методические указания соответствуют требованиям, предъявляемым Федеральным государственным образовательным стандартом к содержанию рабочей программы  учебной дисциплины «Электротехника и электроника» по специальности среднего профессионального образования 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям), срок обучения 3 года 10 месяцев.

Программа учебной дисциплины рассчитана на 180 часов, в том числе:

Обязательной аудиторной нагрузки обучающегося – 120 часов,

Лабораторно-практических занятий – 72 часа;

Самостоятельной работы обучающихся – 60 часов, включая консультации.  

Внеаудиторная самостоятельная работа предполагает самостоятельное изучение обучающимися теоретического материала и выполнение самостоятельной работы. Самостоятельная внеаудиторная работа является обязательной для каждого обучающегося.    

Самостоятельная работа по дисциплине подразумевает не только изучение теоретических вопросов и решение задач, но и выполнение практических и лабораторных работ.

Самостоятельная внеаудиторная работа по учебной дисциплине Электротехника и электроника проводится с целью:

-  систематизации и закрепления полученных теоретических знаний студентов;

-  углубления и расширения теоретических знаний;

-  развития познавательных способностей и активности студентов, самостоятельности,  
   ответственности и организованности;

-  формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию,  
  самосовершенствованию и самореализации.

Конечной целью обучения является:

-  овладение студентами знаниями, умениями и навыками, необходимыми для  
  квалифицированной работы по профессии;

-  теоретическая и практическая подготовка в области энергетики, энергетического
  машиностроения и электротехники;

-  формирование творческой личности специалиста, способного к саморазвитию,  
  самообразованию, инновационной деятельности.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Перед выполнением обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает обучающихся о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся используются:

  • тестирование,
  • контрольные работы,
  • просмотр и проверка преподавателем выполнения самостоятельной работы.
  • устный опрос.
  • индивидуальное собеседование.
  • собеседование с группой.
  • отчеты по лабораторной и практической работам и их защита.
  • дифференцированный зачет

ПЕРЕЧЕНЬ ВНЕАУДИТОРНЫХ  САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ  РАБОТ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА»

Название темы

Вид самостоятельной работы

Кол-во часов ВСР

ЭЛЕКТРОТЕХНИКА

48

Раздел 1.   Электрические и магнитные цепи

21

Тема 1.

Электрическое поле.

Работа с конспектом и дополнительной литературой, оформление практической работы в соответствии с методическими рекомендациями

1

Тема 1.2

Электрические цепи постоянного тока

Подготовка к практическим  и лабораторным работам с использованием методических рекомендаций.

1

Оформление лабораторных и  практических  работ, подготовка к их защите.

3

Подготовка к контрольной работе №1

1

Работа с конспектом и дополнительными источниками информации

2

Тема 1.3 Электромагнетизм

Работа с конспектом и дополнительной литературой

1

Оформление практических и лабораторных  работ в соответствии с методическими рекомендациями.

2

Тема 1.4

Электрические цепи переменного тока

Оформление лабораторных и  практических  работ, подготовка к их защите.

2

Работа с конспектом и дополнительной литературой

2

Подготовка к контрольной работе №2

1

Тема 1.5 Трехфазные электрические цепи

Работа с конспектом и дополнительной литературой.

1

Подготовка к контрольной работе №3

1

РГЗ: Расчет трехфазной электрической цепи синусоидального тока.

2

Оформление лабораторных и  практических  работ, подготовка к их защите.

1

Раздел 2.   Электротехнические  устройства

21

Тема 1.6

Электроизмеритель-ные приборы и электрические измерения

Оформление лабораторных и  практических  работ в соответствии с методическими рекомендациями, подготовка к их защите.

3

Составить таблицу условных обозначений на шкале электроизмерительного прибора

1

Работа с конспектом и дополнительной литературой

1

Тема 1.7

Трансформаторы

Работа с конспектом и дополнительной литературой

2

Оформление лабораторных и  практических  работ в соответствии с методическими рекомендациями, подготовка к их защите.

1

Изучить схемы соединения обмоток трехфазных трансформаторов

1

Тема 1.8

Электрические машины  переменного тока.

Работа с конспектом и дополнительной литературой

2

Оформление лабораторных и  практических  работ, подготовка к их защите с использованием методических рекомендаций преподавателя.

2

Тема 1.9.

Электрические машины постоянного тока

Оформление лабораторных и  практических  работ, подготовка к их защите с использованием методических рекомендаций преподавателя.

1

Работа с конспектом и дополнительной литературой

1

Подготовка к контрольной работе №4

1

Реферат: Работа Якоби Б.С. в области машин постоянного тока

1

Тема 1.10.

Электрические и электронные аппараты

Работа с конспектом и дополнительной литературой,

1

Оформление практических и лабораторных  работ в соответствии с методическими рекомендациями.

1

Реферат (по выбору)

1.        Методы борьбы с дугой  в электрических аппаратах

2.        Роль электрических контактов в электротехнике

2

Раздел 3.  Производство, распределение и потребление

электрической энергии

6

Тема 1.11.  Электрические станции, сети и электроснабжение

Оформление практической работы в соответствии с методическими рекомендациями, подготовка к защите

1

Работа с конспектом и дополнительной литературой, оформление практических и лабораторных  работ

2

Тема 1.12

Основы электропривода

Подготовка к практической работе и её оформление с использованием методических рекомендаций преподавателя.

1

Работа с конспектом и дополнительной литературой,

2

ЭЛЕКТРОНИКА

9

Тема 2.1.

Физические основы электроники.

Электронные приборы

Работа с конспектом и дополнительной литературой.

2

Оформление практических  работ в соответствии с методическими рекомендациями

1

Тема 2.2.

Электронные выпрямители и стабилизаторы

Работа с конспектом и дополнительной литературой,

Оформление практической и лабораторной  работ в соответствии с методическими рекомендациями

2

Тема 2.3. Электронные усилители

Оформление лабораторной  работы в соответствии с методическими рекомендациями

1

Работа с конспектом и дополнительной литературой

1

Тема 2.4. Электронные генераторы и измерительные приборы

Работа с конспектом и дополнительной литературой

1

Подготовка к дифференцированному зачету

1

Консультации

Электрические цепи переменного тока

1

Подготовка к дифференцированному зачету

1

Дифференцированный зачет

Работа с конспектом и дополнительной литературой

1

Всего:

60

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:

-  уровень освоения студентом учебного материала;

-  умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

-  сформированность общеучебных умений;

-  обоснованность и четкость изложения ответа;

-  оформление материала в соответствии с требованиями.

Каждый ответ оценивается по 5-баллной шкале.

Оценка «5» ставится если:

  • студент свободно применяет полученные знания при выполнении заданий;
  • не допускает ошибок в воспроизведении изученного материала;
  • обучающийся выделяет главные положения в изученном материале и не затрудняется в ответах на видоизменённые вопросы;
  • студент усвоил весь объём программного материала;
  • задания и отчеты оформлены  в соответствии с требованиями.

Оценка «4» ставится когда:

  • студент знает весь изученный материал;
  • отвечает без особых затруднений на вопросы преподавателя;
  • студент умеет применять полученные знания при выполнении заданий;
  • в ответах на вопросы не допускает серьёзных ошибок, легко устраняет определённые неточности с помощью дополнительных вопросов преподавателя;
  • задания и отчеты оформлены в соответствии с требованиями, но недостаточно аккуратно.

Оценка «3» ставится если:

  • студент обнаруживает освоение основного материала, но испытывает затруднения при его самостоятельном выполнении задания и требует помощи преподавателя;
  • предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднения при выполнении лабораторных и практических работ;
  • материал оформлен не аккуратно или не соответствует требованиям.

Оценка «2» ставится если:

  • у студента имеются отдельные представления об изученном материале, но всё же  большая часть не усвоена;
  • задания оформлены не в соответствии с требованиями. 

Указания по самоконтролю

В процессе изучения учебного материала рекомендуется пользоваться вопросами для самоконтроля, которые сформулированы для всех тем дисциплины в данном методическом пособии.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение

Учебно-воспитательные задачи и содержание предмета, связь с другими предметами и с профессией. Значение отрасли для народного хозяйства. Научно-технический прогресс и перспективы развития электротехники. Электрическая энергия, ее свойства и применение. Основные этапы развития отечественной электроэнергетики, электротехники и электроники;

Перспективы развития электроэнергетики, электротехники и электроники в РФ;  Основное содержание учебной дисциплины «Электротехника и электроника», ее связь с другими учебными дисциплинами.

В результате изучения введения студент должен:

  1. Иметь представление о задачах и значении дисциплины для данной специальности и её связи с другими дисциплинами;
  2. Знать назначение электротехники как науки и отрасли промышленности, перспективы развития электротехники.

РАЗДЕЛ 1.  

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ И МАГНИТНЫЕ ЦЕПИ

ТЕМА 1.1.  ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ПОЛЕ.

        

Программа

        Основные свойства и характеристика электрического поля. Проводники и диэлектрики в электрическом поле; Электроемкость. Энергия электрического поля заряженного конденсатора.

Практическое занятие №1. Конденсаторы, последовательное и параллельное соединение конденсаторов.

Самостоятельная работа при изучении темы:

  1. работа с конспектом и дополнительной литературой,
  2. оформление практической работы в соответствии с методическими рекомендациями.  (Приложение 1)  

ТЕМА 1.2  ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЦЕПИ ПОСТОЯННОГО ТОКА

Программа

    Элементы электрической цепи, их параметры и характеристики. Пассивные и активные элементы электрической цепи. Элементы схемы электрической цепи: ветвь, узел, контур. Схемы замещения электрических цепей. ЭДС. Электрическое сопротивление. Зависимость сопротивления от температуры. Электрическая проводимость. Резистор. Соединение резисторов. Режимы работы электрической цепи: холостой ход, номинальный, рабочий, короткого замыкания. Энергия и мощность электрической цепи. Баланс мощностей. КПД. Основы расчета электрической цепи постоянного тока. Законы Ома и Кирхгофа. Расчет электрических цепей произвольной конфигурации методами: контурных токов, узловых потенциалов, двух узлов (узлового напряжения). Нелинейные электрические цепи постоянного тока. Нелинейные пассивные элементы и их вольтамперные характеристики (ВАХ). Графический метод расчета нелинейных электрических цепей постоянного тока.    

Лабораторные работы:  

1. Исследование электрической цепи постоянного тока при последовательном соединении приемников электроэнергии: проверка напряжения в отдельных приемниках по закону Ома.

2        Исследование электрической цепи постоянного тока при параллельном соединении
приемников электроэнергии: проверка первого закона Кирхгофа

Практические  занятия

  1. Электрическое сопротивление. Резисторы
  2. Способы соединения резисторов
  3. Основы расчета электрической цепи постоянного тока. Законы Ома и Кирхгофа.
  4. Расчет электрических цепей произвольной конфигурации

Контрольная работа по теме 1 «Электрические цепи постоянного тока»

Студент должен уметь:

  1. Приводить примеры источников, приемников (потребителей) и других элементов цепи. Составлять простейшие схемы электрических цепей.
  2. Различать на электрической цепи участок, ветвь, узел, контур. Составлять уравнения Кирхгофа для простейших электрических цепей.
  3. Различать элементы электрической цепи по их условному изображению на схеме. Объяснять различные виды соединений электрических цепей.
  4. Применять закон Ома для полной цепи постоянного тока. Составлять исходные уравнения для расчета цепей постоянного тока методом контурных токов.
  5. Указать особенности использования нелинейных элементов. Находить параметры нелинейных элементов по их вольт-амперным характеристикам

Вопросы для самопроверки

  1. Что называют электрическим током и единицы его измерения?
  2. Пояснить, из каких элементов состоит электрическая цепь. Каково различие между               э. д. с. и напряжением на зажимах источника тока?
  3. Как читается и записывается закон Ома для участка и для полной замкнутой цепи?
  4. Написать производные формулы закона Ома – зависимость напряжения от тока и сопротивления, зависимость сопротивления от тока и напряжения – и указать размерность величин, входящих в эти формулы.
  5. Что называют удельным сопротивлением и удельной проводимостью вещества и в каких единицах они выражаются?
  6. От каких факторов зависит электрическое  сопротивление проводника?
  7. Как определяется падение напряжения на участке цепи?
  8. Как подсчитать расход энергии или работу электрического тока и в каких единицах они выражаются?

9.   Как формулируются первый и второй законы Кирхгофа?

10. Что называют последовательным, параллельным и смешанным соединениями   резисторов? Каковы особенности каждого вида соединений?

Самостоятельная работа  при изучении темы:

  1. Подготовка к практическим занятиям  и лабораторным работам с использованием методических рекомендаций преподавателя (Приложение 1)  
  2. Оформление лабораторных работ, отчетов практических занятий и подготовка к их защите.  
  3. Подготовка к контрольной работе (Приложение 2)  
  4. Работа с конспектом и дополнительной литературой,

ТЕМА 1.3.  ЭЛЕКТРОМАГНЕТИЗМ

Программа

Индуктивность: собственная и взаимная. Магнитная проницаемость: абсолютная и относительная. Магнитные свойства вещества. Намагничивание ферромагнетика. Гистерезис. Электромагнитная индукция. ЭДС самоиндукции и взаимоиндукции. ЭДС в проводнике, движущемся в магнитном поле. Магнитные цепи: разветвленные и неразветвленные. Расчет неразветвленной магнитной цепи. Электромагнитные силы. Энергия магнитного поля. Электромагниты и их применение.  

Лабораторная работа: Определение параметров индуктивно-связанных катушек.

Практическое занятие: Расчет магнитных цепей

Студент должен уметь:  

  1. Указать на схеме магнитной цепи её элементы. Находить параметры элементов магнитной цепи по их характеристикам.
  2. Применять закон полного тока для расчета простейших магнитных цепей.

Вопросы для самопроверки

1.  Что называют магнитным полем?

  1.  Как графически изображается магнитное поле?
  2.  Какие материалы называются диамагнетиками? парамагнетиками?  
    ферромагнетиками?
  3.  Сформулируйте правило буравчика?
  4.  Сформулируйте правило левой руки?
  5.  Что характеризует собой магнитная индукция и в каких единицах она выражается?
  6.  Что характеризует абсолютная магнитная проницаемость среды и в каких единицах  
    она  выражается?
  7.  Чему равна магнитная постоянная?
  8.  Что называют магнитным потоком и в каких единицах он выражается?
  9. Как формулируется закон полного тока?
  10. В чем состоит явление самоиндукции?
  11. Какой характер имеет петля гистерезиса для  магнитотвердых и магнитомягких  
     материалов?
  12. В чем состоит явление взаимоиндукции?

Самостоятельная работа  при  изучении темы:

  1. Работа с конспектом и дополнительной литературой,
  2. Оформление практической и лабораторной  работ в соответствии с методическими рекомендациями

ТЕМА 1.4   ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЦЕПИ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА

Программа

  Понятие о генераторах переменного тока. Получение синусоидальной ЭДС. Общая характеристика цепей переменного тока. Амплитуда, период, частота, фаза, начальная фаза синусоидального тока. Мгновенное, амплитудное, действующее и среднее значения ЭДС, напряжения, тока. Изображение синусоидальных величин с помощью временных и векторных диаграмм. Электрическая цепь: с активным сопротивлением; с катушкой индуктивности; с емкостью. Векторная диаграмма. Разность фаз напряжения и тока. Неразветвленные электрические RC и RL- цепи переменного тока. Треугольники напряжений, сопротивлений, мощностей. Коэффициент мощности. Баланс мощностей. Неразветвленная  RCL-цепь переменного тока, резонанс напряжений и условия его возникновения. Разветвленная  электрическая RCL- цепь переменного тока, резонанс токов и условия его возникновения. Расчет электрической цепи, содержащей источник синусоидальной ЭДС.

Лабораторные работы:

  1. Исследование неразветвленной цепи с R,L,С. Резонанс напряжений
  2. Исследование разветвленной RLC-цепи синусоидального тока. Резонанс тока.

Практическое занятие: Расчет электрической цепи, содержащей источник синусоидальной ЭДС.

   Контрольная работа №2 по теме: «Электрические цепи переменного тока»

Обучающийся должен уметь:  

  1. Определять полное сопротивление и проводимость цепи переменного тока. Строить векторные диаграммы тока и напряжения цеп переменного тока.
  2. Определять активную, реактивную и полную мощность и коэффициент мощности в цепях переменного тока. Указать способы повышения коэффициента мощности.
  3. Объяснять явление резонанса токов и напряжений в цепях переменного тока. Строить векторные диаграммы резонансных цепей переменного тока.

Вопросы для самопроверки

  1. Какой ток называется переменным?
  2. Что такое мгновенное значение ЭДС, тока и напряжения?
  3. Что называется фазой?
  4. Что называется амплитудой?
  5. Что такое частота?
  6. Какова связь между периодом и частотой?
  7. Дайте определение действующего значения тока и напряжения.
  8. Какое сопротивление называется активным, а какое реактивным?
  9. От чего зависит емкостное сопротивление?
  10. От чего зависит индуктивное сопротивление?
  11. В какой цепи наблюдается резонанс напряжений? Запишите условия резонанса.
  12. В какой цепи наблюдается резонанс токов? Запишите условие резонанса.
  13. Дайте определение полной, активной и реактивной мощности.
  14. Что такое коэффициент мощности? Как на практике увеличивают коэффициент мощности?
  15. Начертите графики тока, напряжения, мощности и векторную диаграмму для цепи с активным сопротивлением.
  16. То же, для неразветвленной цепи с активным сопротивлением, индуктивностью и емкостью. Начертите для такой цепи треугольники сопротивлений и мощностей.

Самостоятельная работа  при изучении темы:

  1. Работа с конспектом и дополнительной литературой
  2. Оформление лабораторных и практических работ, подготовка к их защите.  
  3. Подготовка к контрольной работе (Приложение 2)  

ТЕМА 1.5. ТРЕХФАЗНЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЦЕПИ.

Программа

Соединение обмоток трехфазных источников электрической энергии звездой  и треугольником. Трехпроводные и четырехпроводные трехфазные электрические цепи. Фазные и линейные напряжения, фазные и линейные токи, соотношения между ними. Симметричные и несимметричные трехфазные электрические цепи. Нейтральный (нулевой) провод и его назначение. Векторная диаграмма напряжений и токов. Передача энергии по трехфазной линии. Мощность трехфазной электрической цепи при различных соединениях нагрузки. Расчет симметричной трехфазной электрической цепи при соединении нагрузки звездой и треугольником.

Лабораторная работа: Исследование трехфазной электрической цепи при соединении «треугольником» и «звездой».

Практическое занятие:  Соединение обмоток трехфазных источников электрической энергии звездой  и треугольником. Расчет симметричной трехфазной электрической цепи при соединении нагрузки звездой и треугольником

Контрольная работа №3 по теме: «Трехфазные электрические цепи»

Студент должен уметь:  

  1. Объяснять принцип получения токов и напряжений в трехфазной системе. Применять соотношения для токов, напряжений и мощностей при соединении обмоток трёхфазного генератора «звездой» и «треугольником».
  2. Определять активную, реактивную и полную мощность и коэффициент мощности в цепях трехфазного переменного тока. Указать способы повышения коэффициента мощности.

Самостоятельная работа  при изучении темы:

  1. Работа с конспектом и дополнительной литературой.
  2. Подготовка к контрольной работе (Приложение 2)  
  3. РГЗ: Расчет трехфазной электрической цепи синусоидального тока. (Приложение 3)  
  4. Оформление лабораторных и практических работ, подготовка к их защите.  (Приложение 1)  

Вопросы для самопроверки

  1. Дайте определение трехфазной системе переменного тока.
  2. Какое соединение называется соединением звездой?
  3. Какое соединение называется соединением треугольником?
  4. В каком случае отсутствует ток в нулевом проводе?
  5. Поясните преимущества трехфазной системы перед однофазной.
  6. Приведите соотношения между фазными и линейными напряжениями и токами при соединении в "звезду" и треугольник.
  7. Каждая фаза обмотки двигателя рассчитана на 220 В. Как следует соединить обмотки при линейном напряжении сети 220 и 380 В?
  8. В каком случае применяется четырехпроводная система? Какова роль нулевого провода?
  9. Начертите векторную диаграмму напряжений и токов потребителя энергии при неравномерной нагрузке и соединении в звезду и найдите графически ток в нулевом проводе. Линейное напряжение в сети U = 380 В. RA = 10 Ом, RB = 12 Ом, RC = 20 Ом.
  10. Как определить активную, реактивную и полную мощности в трехфазной цепи при симметричной и несимметричной нагрузках?

РГЗ: РАСЧЕТ ТРЕХФАЗНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЦЕПИ

СИНУСОИДАЛЬНОГО ТОКА

Задание: Выполнить расчет разветвленной цепи переменного тока. Определить токи в линейных и нейтральном проводах, а также активную мощность, потребляемую цепью.

ВАРИАНТЫ СХЕМ:

      1)                                              2)                                                           3)

                                       

       4)                                     5)                                                            6)                          

                                  

Данные выбираются из таблицы

Данные для расчета

№ варианта

№ схемы

Uл,

В

R1,

Ом

XL1,

Ом

XC1 Ом

R2, Ом

XL2 Ом

XC2 Ом

R3,

Ом

XL3 Ом

XC3 Ом

1

1

220

7

8

12

11

8

7

9

6

4

2

2

380

8

9

6

5

9

4

6

8

9

3

3

380

10

7

3

4

8

9

6

8

7

4

4

220

4

8

7

7

10

5

5

9

4

5

5

220

6

8

5

4

9

11

7

10

6

6

6

380

9

8

7

6

5

4

10

11

12

7

3

220

9

6

8

6

5

5

7

11

4

8

4

380

8

10

6

7

9

4

5

11

12

9

3

220

7

6

5

4

8

9

10

12

9

0

5

380

4

8

6

6

5

9

6

8

10

РАЗДЕЛ 2.  

ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ УСТРОЙСТВА

ТЕМА 1.6.

ЭЛЕКТРОИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ И ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ.

Программа

Метрология – наука об измерениях. Основные понятия об измерениях. Погрешности измерений.

Классификация электроизмерительных приборов. Измерение тока и напряжения. Магнитоэлектрический измерительный механизм, электромагнитный измерительный механизм. Приборы и схемы для измерения электрического напряжения. Расширение пределов измерения амперметров и вольтметров. Измерение мощности. Электродинамический измерительный механизм. Измерение мощности в цепи постоянного и переменного токов. Индукционный измерительный механизм. Измерение электрической энергии. Измерение электрического сопротивления, измерительные механизмы..

Лабораторные работы:

1.   Измерение сопротивления, работы и мощности постоянного тока с помощью амперметра и вольтметра

2        Измерение энергии и мощности переменного тока.

Практические  занятия:  

  1. Анализ работы измерительных приборов по маркировке и условным обозначениям.
  2. Измерение тока и напряжения, мощности и электрической энергии.
  3. Расширение пределов измерения амперметров и вольтметров. Расчет добавочных и внутренних сопротивлений измерительных приборов.

Студент должен уметь:  

  1. Объяснять принцип действия электроизмерительных приборов различных систем.
  2. Объяснять по схеме способы включения амперметров, вольтметров и ваттметров в электрическую цепь.
  3. Находить параметры добавочных резисторов для расширения пределов измерения
  4. Указать методы измерения сопротивлений в электрических цепях. Объяснять по принципиальным электрическим схемам способы измерения параметров электрической цепи.

Вопросы для самопроверки

  1. Что называют основной, допустимой и приведенной погрешностями прибора?
  2. На какие группы подразделяют электроизмерительные приборы по принципу действия?
  3. Что такое класс точности электроизмерительного прибора?
  4. Какие условные обозначения имеются на шкале электроизмерительного прибора?
  5. Для чего служит корректор?
  6. Для чего служит успокоитель?
  7. Опишите устройство и принцип действия магнитоэлектрического электроизмерительного прибора.
  8. Опишите устройство и принцип действия электромагнитного электроизмерительного прибора.
  9. Опишите устройство и принцип действия электродинамического электроизмерительного прибора.
  10. Как надо соединить обмотки электродинамического прибора, чтобы использовать его как амперметр?
  11. Как надо включить электродинамический прибор, чтобы измерить активную мощность на переменном токе?
  12. Как устроен омметр?
  13. Как устроен термоэлектрический прибор?
  14. Как устроен и работает счетчик электрической энергии?
  15. Опишите принцип действия цифрового измерительного прибора?

Самостоятельная работа при изучении темы:

  1. Оформление лабораторных работ, отчета практической работы и подготовка к их защите.  (Приложение 1)
  2. Составить таблицу условных обозначений на шкале электроизмерительного прибора.
  3. Работа с конспектом и дополнительной литературой,

ТЕМА 1.7.  ТРАНСФОРМАТОРЫ

Программа

       Назначение, принцип действия и устройство однофазного трансформатора. Режимы работы трансформатора. Номинальные параметры трансформатора: мощность, напряжение и токи обмоток. Потери энергии и КПД трансформатора. Типы трансформаторов и их применение; трехфазные, многообмоточные, измерительные, автотрансформаторы, трансформаторы специального назначения.

Лабораторные работы: Изучение режимов работы однофазного трансформатора

Практические  занятия:  

  1. Назначение, принцип действия и устройство однофазного трансформатора.
  2. Трансформаторы специального назначения
  3. Расчет параметров трансформаторов

Студент должен уметь:

  1. Объяснять устройство и принцип действия трансформатора. Определять основные параметры трансформатора.
  2. Объяснять устройство и принцип действия автотрансформатора.
  3. Объяснять работу трансформатора как преобразователя тока и напряжения. Определять параметры трансформатора по результатам опытов холостого хода и короткого замыкания.
  4. Объяснять принцип действия  и назначение трехфазных трансформаторов. Пояснять особенности параллельной работы трансформаторов.

Вопросы для самопроверки

  1. Объясните устройство и принцип действия трансформатора.
  2. Перечислите потери в трансформаторе и объясните их физическую природу.
  3. Почему сердечник трансформатора собирают из тонких листов трансформаторной стали, изолированных друг от друга?
  4. Какой режим работы трансформатора называется холостым ходом?
  5. Что называется коэффициентом трансформации?
  6. Почему при любом изменении нагрузки трансформатора магнитный поток в его сердечнике остается практически неизменным?
  7. Какие методы измерения КПД трансформатора вы знаете?
  8. Каково устройство трехфазного трансформатора?
  9. Как соединяется между собой обмотки трехфазных трансформаторов?
  10. Объясните устройство автотрансформатора.
  11. Как включают трансформатор тока, и в каком режиме он работает?
  12. Как включают трансформатор напряжения, и в каком режиме он работает?
  13. Каково назначение трансформатора при передаче и распределении электрической энергии?
  14. Поясните принцип работы трансформатора.
  15. Для каких целей бак трансформатора заливают маслом?

Самостоятельная работа  при изучении темы:

  1. Работа с конспектом и дополнительной литературой
  2. Оформление лабораторной работы, отчета практической работы и подготовка к их защите (Приложение 1)  
  3. Изучить схемы соединения обмоток трехфазных трансформаторов

ТЕМА 1.8

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ МАШИНЫ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА

Программа

Назначение машин переменного тока и их классификация. Получение вращающегося магнитного поля в трехфазных электродвигателях и генераторах. Устройство электрической машины переменного тока: статор и его обмотка, ротор и его обмотка. Принцип действия трехфазного асинхронного двигателя. Частота вращения магнитного поля статора и частота вращения ротора. Вращательный момент асинхронного двигателя. Скольжение. Пуск и ход асинхронных двигателей с короткозамкнутым и фазным ротором. Рабочий процесс асинхронного двигателя и его механическая характеристика. Регулирование частоты вращения ротора. Однофазный асинхронные двигатели. Потери КПД и энергии асинхронного двигателя.  

Синхронные машины и область их применения.

Лабораторная работа: Исследование рабочих характеристик трехфазного асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором.

Практическое занятие:

  1. Устройство электрической машины переменного тока. Принцип действия трехфазного АДВ.  
  2. Управление асинхронным двигателем

Студент должен уметь:  

  1. Объяснить принципы преобразования электрической и механической энергии в электрических машинах. Пояснять обратимость электрических машин.
  2. Объяснять принцип действия синхронных генераторов. Пояснять режим работы синхронного генератора по характеристике холостого хода и внешней характеристике.
  3. Объяснять принцип действия асинхронных двигателей. Находить скольжение и частоту вращения асинхронного двигателя по механической характеристике.
  4. Указать назначение универсальных асинхронных и коллекторных двигателей. Указать области применения синхронных двигателей малой мощности.
  5. Указать назначение исполнительных двигателей автоматических устройств.
  6. Объяснять устройство и принцип действия линейных и шаговых двигателей.

Вопросы для самопроверки

  1. Как устроен трехфазный асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором?
  2. Каков принцип работы трехфазного асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором?
  3. Как устроен трехфазный асинхронный двигатель с фазным ротором?
  4. Объясните создание вращающегося магнитного поля трехфазной обмоткой машины переменного тока?
  5. От чего зависит скорость вращения магнитного поля?
  6. Что такое скольжение асинхронного двигателя?
  7. Как производится пуск трехфазных АДВ с фазным и короткозамкнутым ротором?
  8. Как производится реверсирование АДВ?
  9. Как устроен однофазный АДВ?
  10. Каков принцип работы однофазного АДВ?
  11. Опишите способы пуска однофазных АДВ?
  12. Нарисуйте схемы включения трехфазного АДВ в однофазную сеть?
  13. Определите скольжение восьмиполюсного двигателя, если его ротор вращается с  
      частотой 735 об/мин. Частота тока 50 Гц.
  14. Асинхронный двигатель работает с номинальной нагрузкой 16 кВт и 1460 об/мин.    
     Перегрузочная способность равна 2,5; кратность пускового момента составляет 1,1.  
     Определите максимальный и пусковой моменты двигателя.
  15. Как устроен трехфазный синхронный генератор?
  16. Каков принцип работы трехфазного синхронного генератора?
  17. Какие конструкции роторов используются в трехфазных синхронных генераторах?
  18. Как осуществляется самовозбуждение трехфазного синхронного генератора?
  19. Как зависит напряжение на зажимах синхронного генератора от нагрузки?
  20. Опишите работу синхронной машины в режиме двигателя?
  21. Как осуществляется асинхронный пуск и остановка синхронного двигателя?

Самостоятельная работа:

  1. Работа с конспектом и дополнительной литературой,
  2. подготовка и оформление практических и лабораторных  работ в соответствии с методическими рекомендациями (Приложение 1)

ТЕМА 1.9

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ МАШИНЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА

Программа

Назначение машин постоянного тока и их классификация. Устройство и принцип действия машин постоянного тока: магнитная цепь, коллектор, обмотка якоря. Рабочий процесс машины постоянного тока: ЭДС обмотки якоря, реакция якоря, коммутация. Генераторы постоянного тока, двигатели постоянного тока, общие сведения. Электрические машины с независимым возбуждением, с параллельным, последовательным и смешанным возбуждением. Пуск и ход, регулирование частоты вращения двигателей постоянного тока. Потери энергии и КПД машин постоянного тока.

Лабораторные работы

1.  Исследование рабочих характеристик двигателей постоянного тока с последовательным и параллельным возбуждением.

Практическое занятие:

  1. Устройство и принцип действия машин постоянного тока
  2. Управление двигателем постоянного тока

Контрольная работа №4 по теме: «Электрические машины» и «Трансформаторы»

Студент должен уметь:  

  1. Объяснить принципы преобразования электрической и механической энергии в электрических машинах. Пояснять обратимость электрических машин.
  2. Объяснять принцип действия генераторов постоянного тока. Составлять схемы включения обмотки возбуждения.
  3. Объяснять принцип действия двигателей постоянного тока. Пояснять особенности работы двигателей постоянного тока по их механическим  и рабочим характеристикам.
  4. Указать назначение исполнительных двигателей автоматических устройств.

Вопросы для самопроверки

1.   Принцип работы генератора постоянного тока.

2.   Устройство промышленного генератора постоянного тока.

3.   От чего зависит ЭДС и вращающийся момент генератора постоянного тока?

4.   Что такое обратимость машин постоянного тока?

5.   Принцип работы и устройство двигателя постоянного тока.

6. Что нужно сделать для того, чтобы поменять направление вращения двигателя постоянного тока?

7. От чего зависит скорость вращения двигателя постоянного тока и как ее можно регулировать?

8. Схемы генераторов с независимым, параллельным и смешанным возбуждением и поясните назначение каждого элемента схемы.

9. Схемы двигателей с параллельным, последовательным и смешанным возбуждением, поясните назначение каждого элемента схемы.

Самостоятельная работа при изучении темы:

  1. Подготовка к практическим  занятиям и лабораторным работам с использованием методических рекомендаций преподавателя (Приложение 1)  
  2. Оформление лабораторных работ, отчетов и подготовка к их защите (Приложение 1)  
  3. Подготовка к контрольной работе (Приложение 2)  

ТЕМА 1.10.

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ И ЭЛЕКТРОННЫЕ АППАРАТЫ

Программа

Аппаратура ручного и автоматического управления и защиты: классификация, устройство, эксплуатация.

Реле электромагнитные: их классификация, основные параметры (ток, время срабатывания и отпускания) и характеристики. Схемы включения обмоток и исполнительных контактных цепей.

 Магнитоуправляемые (герконы) и бесконтактные (электронные) реле: их устройство и принцип действия. Реле напряжения; термо- и фотореле.

Коммутирующие аппараты распределительных устройств и передающих линий. Аппараты управления режимом работы различных электротехнических устройств. Условные обозначения на электрических схемах.

Лабораторная работа: Исследование работы электромагнитного реле

Практическое занятие:

  1. Назначение и классификация электрических аппаратов. Основные элементы и особенности работы электрических аппаратов
  2. Исследование  работы автоматического выключателя
  3. Реле.

Студент должен уметь:

  1. Объяснять устройство и назначение аппаратуры ручного  автоматического управления.
  2. Составлять принципиальные электрические схемы переключения электрических цепей с помощью аппаратуры управления.
  3. Объяснять устройство и принцип действия электромагнитных реле. Пояснять по схеме включения обмоток и исполнительных контактных цепей электромагнитных реле.
  4. Объяснять принцип действия и назначение магнитоуправляемых и бесконтактных реле.

Самостоятельная работа при изучении темы:

  1. Подготовка к практическому занятию  с использованием методических рекомендаций преподавателя  (Приложение 1)  
  2. Оформление отчета и подготовка к защите практической работы
  3. Реферат (по выбору) (Приложение 3)
  • Методы борьбы с дугой  в электрических аппаратах
  • Роль электрических контактов в электротехнике

РАЗДЕЛ 3.  

ПРОИЗВОДСТВО,  РАСПРЕДЕЛЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ

ТЕМА 1.11. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ,  СЕТИ И ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ

Программа

Электроснабжение промышленных предприятий от электрической системы. Назначение и устройство трансформаторных подстанций и распределительных пунктов. Электрические сети промышленных предприятий: воздушные линии; кабельные линии; внутренние электрические сети и распределительные пункты; электропроводки.

Электроснабжение цехов и осветительных электросетей.

Графики  электрических нагрузок.  Эксплуатация электрических установок.

Практическое занятие:

  1. Энергетические системы. Электрические станции.
  2. Расчет сечений проводов и кабелей по допустимой токовой нагрузке и потере напряжения.
  3. Составление простейших схем управления электрическим освещением

Студент должен уметь:  

  1. Сравнивать технико-экономические характеристики тепловых, гидравлических и атомных электростанций
  2. Объяснять особенности передачи электроэнергии на расстояния. Пояснять способы снижения потерь мощности при передачи электроэнергии.
  3. Указать способы экономии электроэнергии.
  4. Читать схемы распределения электроэнергии между потребителями.

Вопросы для самопроверки

1.        Назовите основные виды электростанций.

2.        На какие виды делятся паротурбинные электростанции?

3.        На какие типы подразделяются гидроэлектростанции?

4.        Опишите работу атомной электростанции.

5.        Что такое энергетическая система и для чего она служит?

6.        Какие напряжения используются в линиях электропередач?

7.        Какие напряжения дают понижающие подстанции?

8.        При каких условиях возможна устойчивая передача электроэнергии переменным током?

9.   Что называют энергетической системой?

10. Каковы преимущества объединения отдельных электрических станций в общую систему?

Самостоятельная работа обучающихся при изучении темы:

  1. Работа с конспектом и дополнительной литературой
  2. Оформление практических и лабораторных  работ в соответствии с методическими рекомендациями (Приложение 1)

ТЕМА 1.12. ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОПРИВОДА

Программа 

Понятие об электроприводе. Уравнение движения электропривода. Механические характеристики нагрузочных устройств.

Практические занятия:

  1. Расчет мощности и выбор электродвигателей при продолжительном, кратковременном и повторно-кратковременном режимах.
  2. Аппаратура для  управления электроприводом.
  3. Схемы управления электродвигателями

Самостоятельная работа:

  1. Работа с конспектом и дополнительной литературой,
  2. Оформление практических  работ в соответствии с методическими рекомендациями

ТЕМА 1.13.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ  ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ        

Программа 

                Проблемы и перспективы производства электроэнергии. Производство электроэнергии с использованием возобновляемых источников. Объемы такого производства, его преимущества и перспективы. Расширение области потребления электроэнергии. Проблемы энергосбережения

Самостоятельная работа.

  1. Работа с конспектом и дополнительными источниками информации

ТЕМА 2.1.

ФИЗИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОНИКИ.  ЭЛЕКТРОННЫЕ ПРИБОРЫ.

Программа

Электропроводимость полупроводников. Собственная и примесная проводимость. Электронно-дырочный переход и его свойства. Прямое и обратное  включение «p-n» перехода.

Полупроводниковые диоды: классификация, свойства, маркировка, область применения.

Биполярные транзисторы. Физические процессы в биполярном транзисторе. Схемы включения биполярных транзисторов: общая база, общий эмиттер, общий коллектор. Вольтамперные характеристики, параметры схем. Статические параметры, динамический режим работы, температурные и частотные свойства биполярных транзисторов.

Полевые транзисторы: принцип работы, характеристики, схемы включения.

Тиристоры: классификация, характеристики, область применения, маркировка

Лабораторная работа:  Исследование работы полупроводникового диода

Практическое занятие:  в виде семинара по заранее подготовленным презентациям и докладам.

Студент должен уметь:  

  1. Объяснять принцип действия полупроводниковых диодов и транзисторов.
  2. Находить параметры полупроводниковых диодов и транзисторов по их основным характеристикам

Вопросы для самопроверки

  1. Чем отличается полупроводник от металла и диэлектрика?
  2. Какие типы носителей тока существуют в полупроводниках?
  3. Что такое р-n переход и каково его основное свойство?
  4. Вольт-амперную характеристику р-п-перехода.
  5. Что такое напряжение пробоя?
  6. Нарисуйте схематическое обозначение диода и обозначьте выводы.
  7. Каковы особенности работы стабилитрона?
  8. Опишите структуру тиристора.
  9. Для чего используются тиристоры?
  10. Как устроен транзистор?
  11. Какие два типа биполярных транзисторов существуют?
  12. Как называются электроды биполярного транзистора?
  13. Для чего используются транзисторы?

Самостоятельная работа:

  1. Работа с конспектом и дополнительной литературой.
  2. Подготовка рефератов и презентаций по выбранной тематике (Приложение3, Приложение 5)
  3. Оформление практической и лабораторной  работ в соответствии с методическими рекомендациями

ТЕМА 2.2.

ЭЛЕКТРОННЫЕ ВЫПРЯМИТЕЛИ И СТАБИЛИЗАТОРЫ        

Программа

        Выпрямители. Сглаживающие фильтры. Основные сведения, структурная схема электронного стабилизатора.  Стабилизаторы напряжения. Стабилизаторы тока.

Лабораторная работа: Изучение работы стабилизатора напряжения.

Практическое занятие: Однофазные и трехфазные выпрямители

Студент должен уметь:  

  1. Объяснять по функциональной схеме устройство различных выпрямителей.
  2. Объяснять по принципиальным электрическим схемам работу двухполупериодных и трехфазных выпрямителей

Самостоятельная работа: 

  1. Работа с конспектом и дополнительной литературой
  2. Оформление практической и лабораторной  работ в соответствии с методическими рекомендациями (Приложение 1)

Вопросы для самопроверки

  1. Какие электронные элементы можно использовать как  выпрямители переменного тока?
  2. Объясните работу однополупериодного выпрямителя.
  3. Объясните работу двухполупериодного выпрямителя.
  4. Мостовая схему трехфазного выпрямителя и принцип ее работу.
  5. Для чего в схемах выпрямителей применяют сглаживающие фильтры?
  6. Объясните назначение и принцип работы сглаживающего фильтра.

ТЕМА 2.3. ЭЛЕКТРОННЫЕ УСИЛИТЕЛИ

Программа

        Схемы усилителей электрических сигналов. Основные технические характеристики электронных усилителей. Принцип работы усилителя низкой частоты на биполярном транзисторе. Обратная связь в усилителях. Многокаскадные усилители, температурная стабилизация режима работы. Импульсные и избирательные усилители. Операционные усилители.

Лабораторная работа: Изучение работы двухкаскадного полупроводникового усилителя

Студент должен уметь:  

  1. Объяснять принцип действия и назначение усилителей.
  2. Объяснять устройство и назначение отдельных элементов усилителей.

Самостоятельная работа при изучении темы:

  1. Оформление лабораторной работы в соответствии с методическими рекомендациями (Приложение 1)  
  2. Работа с конспектом и дополнительной литературой

ТЕМА 2.4.

ЭЛЕКТРОННЫЕ ГЕНЕРАТОРЫ И ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ.

Программа

        Колебательный контур. Структурная схема электронного генератора. Генераторы синусоидальных колебаний: генераторы LC-типа, генераторы RC-типа. Переходные процессы в RC-цепях. Импульсные генераторы: мультивибратор, триггер. Генератор линейно изменяющегося напряжения (ГЛИН-генератор). Электронные стрелочные и цифровые вольтметры. Электронный осциллограф.

        

Практическое занятие  № 30: Изучение электронной измерительной аппаратуры

Самостоятельная работа при изучении темы:

  1. Работа с конспектом и дополнительной литературой,
  2. Подготовка к дифференцированному зачету (Приложение 6)  

Рекомендуемая учебная литература

Интернет-ресурсы

  1. Немцов М.В. Электротехника и электроника: Учебник для студ. образоват. учреждений  сред. проф. образования. 4-е изд., перераб. и доп.. – М.: Издательский центр  «Академия», 2012 - 480 с
  2. Петленко Б. И. Электротехника и электроника. – М; «Академия», 2013 г.
  3. Синдеев Ю.Г.  Электротехника с основами электроники: учебное пособие. Изд. 15-е стер.- Ростов н/Дону: Феникс, 2013. - 407 с.
  4. Москаленко В.В. Справочник электромонтера. 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 288 с. Допущено Экспертным советом по нач. проф.образованию.
  5. Гуржий А.Н. Электрические и радиотехнические измерения. Уч. пособие для НПО. М.: ИЦ "Академия", 2004.
  6. Вышнепольский И.С. Техническое черчение: Учебник для профессиональных учебных заведений. – 7-е изд., испр. – М.: Высшая школа, 2005. – 219с.
  7. Прошин В.М. Лабораторно-практические работы по электротехнике: учебное пособие для нач. проф. образования. 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. -  192 с.: Допущено Министерством образования РФ
  8. Зайцев В.Е.. Нестерова Т.А.. Электротехника, электроснабжение, электротехнология и электрооборудование. Москва изд. центр «Академия»  7-е издание 2010 г.
  9. Прошин В.М. Ярочкина Г.В. Сборник задач по электротехнике: учебное пособие  
    для нач. проф. образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. -  128 с.
  10. Шихин А.Я. Электротехника. Москва, «Высшая школа», 2001 г.

  1. Интернет ресурсы:

1. Электротехника (Электронный ресурс)- Режим доступа http://mexmat.ru

2. Электротехника (Электронный ресурс)- Режим доступа  http://mak-arbat.ru

3. Электротехника (Электронный ресурс)- Режим доступа    http://toroid.ru

Приложение 1

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ И ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

Рекомендации по подготовке к практическим и лабораторным занятиям

Повышение эффективности самостоятельной работы обучающихся предполагает использование активных методов обучения. Одним из таких методов является выполнение ими практических и лабораторных работ.

С этой целью разработаны методические рекомендации по выполнению практических и лабораторных работ, которые изданы отдельными сборниками: «Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ»  и  «Методические рекомендации по выполнению практических работ» по соответствующей специальности.

Лабораторные и практические занятия, предназначены для углубления и закрепления теоретических знаний и имеют своей целью:

  1. непосредственное практическое изучение электромагнитных явлений и процессов;
  2. приобретение практических умений и навыков в чтении, сборке и монтаже электрических схем,
  3. овладение навыками производства измерений в электрических цепях,
  4. формирование самостоятельности при расчетах и анализе электрических цепей,
  5. формирование  умений оформления результатов и расчетов.

Подготовка к практическим и лабораторным работам осуществляется с использованием методических рекомендаций преподавателя по выполнению, оформлению лабораторных и практических работ, отчетов и подготовки к их защите.

Практические занятия и лабораторные работы содержат задания, тему, цели, теоретический обзор, указания по выполнению работы, что позволяет повторить тему,  по которой выполняется работа, эффективно организовать работу обучающихся; указан перечень оборудования и материалов для получения заданных результатов. В разработке имеются необходимые схемы, рисунки, справочные сведения. В конце приведены контрольные вопросы, позволяющие обучающимся провести самоконтроль и сделать выводы.

Для безопасного проведения лабораторных и практических занятий, предупреждения травматизма и несчастных случаев разработана инструкция по охране труда при выполнении  лабораторных и практических работ.

Для более эффективного выполнения лабораторных работ и практических заданий обучающиеся должны изучить теоретический материал по теме, выполнить домашние задания.

Перед выполнением лабораторной работы и практического занятия обучающийся обязан ответить на вопросы преподавателя по теме, тем самым показать свою готовность к выполнению работы. Затем обучающийся обязан изучить методические рекомендации по выполнению лабораторной работы и практического занятия, правила техники безопасности.

Оформление  практических и лабораторных работ

После выполнения каждой работы обучающийся должен представить отчет о проделанной работе с указанием полученных результатов и выводов, ответить на поставленные вопросы. Недопустимо небрежное оформление отчета и исправление  уже написанного текста.

Лабораторная и практическая работа считается выполненной после представления каждым обучающимся индивидуального письменного отчета, оформленного в соответствии с требованиями, изложенными в методических указаниях, и ответов на все контрольные вопросы, заданные преподавателем.

Обучающийся составляет индивидуальный отчет по каждой выполненной работе.

Указания: лабораторная работа должна быть оформлена в отдельной тетради для лабораторных работ. Отчет по практической работе оформляется в рабочей тетради (конспекте). Формулы, графики и векторные диаграммы допускаются в рукописном виде с использованием чертежных инструментов.

Преподаватель ставит оценку, которая складывается из результатов наблюдения за выполнением практической части работы, проверки отчета, беседы в ходе работы или после нее.

Оценки за выполнение практических занятий и лабораторных работ могут выставляться по пятибалльной системе или в форме зачета и учитываться как показатели текущей успеваемости обучающихся.

Контроль и оценка выполненной внеаудиторной работы осуществляется преподавателем в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине.

Приложение  2

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПРИ ПОДГОТОВКЕ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ

Письменные контрольные работы являются обязательной формой организации учебного процесса: и  как форма обучения, так и форма контроля знаний, умений и навыков обучаемых.

Цели выполнения работ:

●  систематизация, закрепление и углубление теоретических знаний и умений применять их для решения конкретных практических задач;

●  развитие навыков самостоятельной  работы (работа с научной и справочной литературой, интерпретация полученных результатов, их правильное изложение и оформление).

Для некоторых обучающихся контрольная работа  сродни стрессу, другие же всегда проходят этот этап обучение спокойно. В чем секрет? Анализ учебной деятельности показывает, что как только обучающиеся начинают самостоятельно конструировать знания, полученные на уроке, разделяя их на теоретические вопросы и практические умения, результаты контрольной работы улучшаются. Каким образом должна быть выстроена домашняя работа обучающегося?  Как лучше всего подготовиться к контрольной работе? Самое главное - дать себе установку на подготовку, подумать о том какие эмоции ты будешь испытывать, когда получишь хорошую отметку, как расскажешь родителям и друзьям о своих заслугах. Затем нужно хорошо сосредоточиться на деле, ведь обязательно появится сотня отвлекающих факторов, а это куда веселее и интереснее, чем подготовка к контрольной. Поэтому лучше как следует оборудовать свое место для занятий, убрав из поля зрения те предметы, которые будут отвлекать тебя от подготовки.
         А чтобы подготовка прошла наиболее плодотворно следует составить план, в котором следует четко прописать то, что нужно сделать за сегодня, какие параграфы прочитать, какие задачи решить, особенным пунктом внести то, что получается плохо и над чем надо хорошенько поработать.
 Составьте список теоретических вопросов, по которым будет проводиться контрольная работа. Желательно не просто пролистать учебник или тетрадь, а выписать их на отдельный лист бумаги.

Следует также выбрать источники, по которым ты будешь готовиться. Это могут быть книги или аудио и видеоматериалы, может в подготовке помогут и родители, если они хорошо разбираются в заданной теме, или ты будешь готовиться с другом. Убедитесь в том, что весь излагаемый материал понятен и усвоен, а нужные формулы и определения выучены.

Подберите к каждому правилу или свойству практический пример или задачу. Разберите их решение. Убедитесь в правильности получаемого ответа.

Потренируйтесь, решив несколько теоретически разных заданий.

Обратите внимание

Не стоит начинать готовиться к контрольной работе накануне ее проведения. Вероятнее всего, попав в аудиторию, все выученные ночью правила и формулы позабудутся. Лучше отдохнуть и хорошо выспаться.

Во время написания контрольной работы желательно начинать выполнение тех примеров, которые вызывают меньше всего трудностей, оставив сложные задачи напоследок.

Полезный совет

Старайтесь всегда держать в голове алгоритм решения тематических заданий. Если такового нет, то при подготовке к контрольной работе необходимо его разработать. Это не только сэкономит время во время выполнения предложенных педагогом заданий, но и поможет в тех ситуациях, когда панически вылетают из головы, казалось бы, заученные формулы.

Если запоминание правил дается с трудом, попробуйте написать шпаргалки. Известно, что сам процесс их подготовки помогает выучить сложные моменты. Однако, заготовки лучше оставить дома, так как на контрольной работе они будут только отвлекать.

Хорошо написанная контрольная работа – это результат хорошей подготовки.

Приложение 3

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РЕФЕРАТА

Реферат способствует формированию навыков самостоятельного научного творчества, повышению теоретической и профессиональной подготовки, лучшему усвоению учебного материала. Реферат является одной из форм самостоятельной работы обучающегося и представляет собой письменную работу с кратким и систематизированным изложением современного состояния тех или иных вопросов (проблемы), рассматриваемых в научных, литературных или иных источниках, отобранных для составления реферата. Традиционные аналитические, библиографические и реферативные обзоры содержат анализ и оценку первоисточников, разбор публикаций, освещающих конкретные задачи или характеризующих исследуемые проблемы, рассматриваемые в первоисточниках, без их критической оценки и собственных рекомендаций.

Безусловно, реферат должен носить творческий характер. На всех этапах работы над ним, начиная от выбора темы и заканчивая защитой, студент выступает в качестве исследователя. Недопустимо дословное переписывание текста из монографий, учебников, журналов и т.д. Творческая самостоятельность должна быть проявлена в умении находить различные точки зрения, в способности самостоятельно аргументировать отстаиваемую позицию,  анализировать имеющиеся материалы и использовать результаты анализа для формулирования теоретических выводов.

Реферат представляет собой письменный доклад обучающегося на определенную тему, включающий обзор соответствующих научных, литературных и других источников. Работе над рефератом предшествует внимательное изучение  рекомендованных источников, ссылки на которые обязательны.

Цель реферата – обучение обучающихся применению теоретических знаний, полученных в процессе изучения учебной дисциплины при решении конкретных практических задач; самостоятельному формулированию выводов и рекомендаций по их реализации, а также выработке навыков подбора и анализа необходимой специальной и научной информации. Кроме того, реферат позволяет оценить уровень подготовки обучающегося по данной учебной дисциплине, а также определить, насколько глубоко его знание рассматриваемой темы.

Структура реферата: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, состоящая из двух–трех параграфов, заключение и список использованных источников. Все материалы, не являющиеся насущно важными для понимания рассматриваемой темы, выносятся в приложение.

Объём реферата определяется в зависимости от характера и сложности темы, как правило, до 10 страниц, без учёта списка источников, литературы и приложений.

Во введении (1 - 2 страницы) обосновывается важность и актуальность рассматриваемых вопросов в рамках темы реферата, их практическая значимость и новизна, излагаются конкретные цели и задачи.

В основной части реферата  раскрываются главные аспекты темы: излагаются факты и подходы к решению задач, представленные в современной научной и другой литературе; проводится анализ и дается оценка реального состояния рассматриваемых вопросов (проблемы); предлагаются возможные пути решения проблемы. При изложении материала важно обеспечить логическую связь между отдельными параграфами. Здесь же могут быть приведены графики, таблицы, диаграммы и т.д. Важно, чтобы реферат содержал результаты творческих поисков автора.

В заключении (1–2 страницы) излагаются краткие выводы и обобщения по существу рассматриваемых вопросов (проблемы).

Оглавление реферата обязательно должно иметь нумерацию страниц.

Рефераты, выполненные с нарушением установленных требований не принимаются.

Критериями оценки реферата являются: полнота охвата научной литературы, творческий подход к написанию реферата, правильность и научная обоснованность выводов, стиль изложения, аккуратность оформления.

Типичными ошибками, допускаемыми обучающимися при подготовке реферата, являются:

  1. недостаточное обоснование актуальности, практической и теоретической значимости полученных результатов, поверхностный анализ используемого материала;
  2. поверхностные выводы и предложения;
  3. нарушение требований к оформлению реферата;
  4. использование информации без ссылок на источник.

Реферат должен быть выполнен в сроки, указанные преподавателем. Обучающиеся, не представившие реферат, либо получившие оценку «неудовлетворительно», к сдаче экзамена не допускаются.

Приложение 4

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ДОКЛАДА

Доклад – вид самостоятельной работы, которая способствует формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, приучает критически мыслить.

В докладе в краткой форме отражают суть того или иного вопроса. В среднем объём доклада составляет около 4-5 страниц. Поэтому необходимо придерживаться именно такого объема, чтобы он не перерос в реферат или не был слишком поверхностным.

В докладе вы должны разобрать ту или иную тему в тезисной форме. Что это значит? Это значит, что перед вами стоит задача отобрать только такой материал, который бы отражал самые важные моменты темы вашего доклада. Поэтому старайтесь не приводить много примеров в докладе, ибо это приводит к существенному увеличению его объёма, что не есть хорошо. Поверьте, всегда можно обойтись одними тезисами, т.к. даже, если вы будете использовать только их, у вас всё равно работа будет вполне объёмной.

При написании доклада по заданной теме составляют план, подбирают основные источники. Подготовка доклада требует от обучающегося большой самостоятельности и серьезной интеллектуальной работы, которая принесет наибольшую пользу, если будет включать с себя следующие этапы:

  • изучение наиболее важных научных работ по данной теме, перечень которых, как правило, дает сам преподаватель;
  • анализ изученного материала, выделение наиболее значимых для раскрытия темы доклада, фактов и научных положений;
  • обобщение и логическое построение материала доклада, например, в форме развернутого плана;
  • написание текста доклада с соблюдением требований.

Построение доклада включает три части: вступление, основную часть и заключение. Во вступлении указывается тема доклада, устанавливается логическая связь ее с другими темами или место рассматриваемой проблемы среди других проблем, дается краткий обзор источников, на материале которых раскрывается тема, и т.п. Основная часть должна иметь четкое логическое построение, в ней должна быть раскрыта тема доклада. В заключении обычно подводятся итоги, формулируются выводы, подчеркивается значение рассмотренной проблемы и т.п.

Критерии оценки доклада

-  актуальность темы исследования;

-  соответствие содержания теме;

-  глубина проработки материала; правильность и полнота использования источников;

-  соответствие оформления доклада стандартам.

По усмотрению преподавателя доклады могут быть представлены на семинарах, научно-практических конференциях, а также использоваться как зачетные работы по пройденным темам.

Приложение 5

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  

ПО СОЗДАНИЮ ПРЕЗЕНТАЦИИ POWERPOINT

Одним из самых популярных способов подать материал стала подготовка презентации в PowerPoint. Программа PowerPoint позволяет подготовить показ материалов в виде слайдов в доступном к восприятию виде.

Презентация, как любой труд, который представляется для аудитории, должна иметь начало, изложение и концовку. Начало определяет постановочную задачу презентации, изложение – содержит материал (он как раз включает задачи и раскрывает суть), концовка – это вывод, чего мы хотим получить или чего мы уже достигли. Структурируйте собранный материал, выделив вводную часть, основную часть и заключение.

Введение должно быть кратким и нести в себе идею презентации.

Основная часть – самая объемная, содержит весь материал. Основную часть разбейте на параграфы-разделы, которые будут нести свое наименование. Наименование станет заголовком слайда. Слайд должен содержать заголовок и лаконичную завершенную информацию, которая соответствует заглавию. Если что-то пропустили, потом без труда можете дополнить, вставив слайд в нужное место презентации.

Заключение должно подводить итог, содержать выводы и пожелания или указания (в зависимости от цели презентации).

Помните, что в презентацию даются только основные тезисы вашей работы. Основная задача: все то, что вы сделали еще и грамотно описать и дополнить полезной информацией. При рассказе рассчитывайте, что на один слайд должно уходить в среднем от 1,5 минуты. Заранее потренируйтесь в представлении презентации и если есть необходимость установите временные рамки показа слайдов. Так же для удобства сделайте гиперссылки для более быстрого возвращения к тем моментам, которые заинтересуют ваших зрителей, и слушателей.

Требования к содержанию мультимедийной презентации:

В каждой презентации должно быть:

1)  ориентирующие понятия (не более 5)

2)  суть работы

3)  цель (1 - 2),

4)  актуальность

5)  целевая аудитория

6) сама работа – тезисы (главные должны быть написаны четко и конкретно, не более 2-3 предложений на 1-м слайде)

7) на что направлена работа (то есть что предполагается получить в конченом результате)

8)  последействия

Все слайды должны быть выдержаны в едином стиле. Презентация должна содержать не меньше 10 слайдов, но не более 20. Первый слайд – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены:   название проекта; фамилия, имя, отчество автора. На последнем слайде указывается перечень используемых источников, активные и точные ссылки на все графические объекты.

Требования к тексту

  • Читаемость текста на фоне слайда презентации (текст отчетливо виден на фоне слайда, использование контрастных цветов для фона и текста).
  • Текст должен быть: Times New Roman или Tahoma (с другими видами шрифтов лучше не экспериментировать, т.к. информация не воспринимается, или воспринимается не то, что нужно).
  • Наиболее важная информация (например, выводы, определения, правила и др.) должна быть представлена более крупным и выделенным шрифтом (например, жирный шрифт 24 размера).
  • Основной текст должен быть, как минимум, 18 размера.
  • Использование шрифтов без засечек (их легче читать) и не более 3-х вариантов шрифта.
  • Длина строки не более 36 знаков.
  • Соотношение текста и картинок должно быть 2/3, то есть текста меньше чем картинок.
  • Чем меньше текста на слайдах – тем лучше.
  • Заголовки выделятся по цветовой схеме, ставиться жирный шрифт и можно подчеркнуть.
  • Остальные фразы в тексте оформляются обычно, но подчеркиваются или выделяются главные мысли, то есть на что хотите обратить внимание.
  • Сама презентация должна быть красочной, но в то же время удобной для просмотра, если вам надо представить числа, представляйте их в графиках или таблицах

Требования к дизайну

  • Использование единого стиля оформления.
  • Использование для фона слайда психологически комфортного тона. Фон должен являться элементом заднего (второго) плана: выделять, оттенять, подчеркивать информацию, находящуюся на слайде, но не заслонять ее.
  • Использование не более трех цветов на одном слайде (один для фона, второй для заголовков, третий для текста).
  • Количество используемых цветов для текста, автофигур, диаграмм и т.д. – не более 4.
  • Соответствие шаблона представляемой теме (в некоторых случаях может быть нейтральным).
  • Графика на слайдах только в том случае, если она несет смысловую нагрузку.
  • Избегайте фоновой графики, которая будет отвлекать от самой презентации.
  • Каждый слайд должен отражать одну мысль.
  • Время глаголов должно быть везде одинаковым.
  • Заголовки должны привлекать внимание аудитории и содержать обобщающие ключевые положения слайда.
  • Если на слайде присутствует иллюстрация, размещайте подпись под картинкой.
  • В конце заголовков точка не ставится.
  • Во всей презентации разные уровни заголовков, гиперссылки,  управляющие кнопки, списки должны выглядеть одинаково.

Требования к качеству навигации

  • Избегайте разной анимации перехода слайдов и разной анимации объектов.
  • Работоспособность элементов навигации.
  • Целесообразность и рациональность использования навигации. 

Приложение 6

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО ПОДГОТОВКЕ К ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОМУ ЗАЧЕТУ

Проверочное испытание по  учебной дисциплине ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА в соответствии с государственным образовательным стандартом осуществляется в форме дифференцированного зачета. С базовыми вопросами студент вправе ознакомиться в любой период обучения. Перечень вопросов соответствует учебной программе, которая разрабатывается преподавателем, а затем утверждается на заседании методической комиссии.

Обновленный перечень вопросов выдается студентам перед началом экзаменационной сессии.

Цель дифференцированного зачета — проверка и оценка уровня полученных студентами  специальных  знаний, умений и навыков, необходимых для квалифицированной работы по профессии, а также умения логически мыслить, аргументировать избранную позицию, реагировать на дополнительные вопросы,

Дополнительной целью дифференцированного зачета является формирование у студентов таких качеств, как организованность, ответственность, трудолюбие, принципиальность, самостоятельность.

Допуск к сдаче дифференцированного зачета студент получает после того как выполнены и защищены все лабораторные и практические работы, самостоятельная работа выполнена в полном объеме и в указанный срок.

При подготовке к зачету студенту необходимо правильно и рационально  распланировать свое время, чтобы успеть на качественно высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Целесообразно воспользоваться программой курса, помещенной в настоящем пособии. В случае затруднений рекомендуется обратиться к преподавателю, принимающему зачет. Обучающемуся, замеченному в списывании, зачет не засчитывается.

Оценка знаний студентов производится по пятибалльной шкале:

Оценка «Отлично» выставляется за полный безошибочный ответ на поставленные вопросы. Студент должен правильно определять понятия и категории, свободно ориентироваться в теоретическом и практическом материале.

Оценка «Хорошо» выставляется за правильные и достаточно полные ответы на поставленные вопросы, не содержащие ошибок и упущений. При решении профессиональных задач на теоретическом уровне допущены отдельные ошибки.

Оценка «Удовлетворительно» выставляется при недостаточно полном ответе на вопросы, при наличии ошибок и пробелов в знаниях студента. У студента возникали серьезные затруднения при ответе на дополнительные вопросы. При решении профессиональных задач на теоретическом уровне допущены многочисленные ошибки.

Оценка «Неудовлетворительно» выставляется в случае отсутствия необходимых теоретических знаний по дисциплине. Студент не способен к решению профессиональных задач.  Как правило, оценка «неудовлетворительно» выставляется студентам, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании учебного заведения без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.

Студент, не сдавший зачет, допускается к нему повторно. Срок повторной сдачи устанавливает преподаватель по согласованию с зам. директора по учебной работе.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ

К ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОМУ ЗАЧЕТУ

  1. Получение синусоидальной ЭДС. Принцип действия генератора переменного тока.
  2. Уравнение и графики синусоидальных величин
  3. Цепь переменного тока с активным сопротивлением.
  4. Цепь переменного тока с индуктивным сопротивлением.
  5. Цепь переменного тока с емкостью.
  6. Цепь с реальной катушкой индуктивности.
  7. Цепь с реальным конденсатором.
  8. Последовательное соединение катушки и конденсатора
  9. Параллельное соединение катушки и конденсатора
  10. Компенсация реактивной мощности. Коэффициент мощности и методы его увеличения.
  11. Колебательный контур.
  12. Резонанс напряжения.
  13. Резонанс токов
  14. Выражение характеристик электрических цепей комплексными числами
  15. Закон Ома и Кирхгофа в комплексной форме
  16. Уравнение четырехполюсника.
  17. Режимы работы четырехполюсника.
  18. Схемы замещения четырехполюсника.
  19. Взаимоиндуктивное сопротивление.
  20. Получение трехфазной ЭДС.
  21. Соединение звездой при симметричной нагрузке
  22. Соединение звездой при несимметричной нагрузке
  23. Расчет трехфазных цепей при соединении нагрузки звездой
  24. Соединение треугольником при симметричной нагрузке
  25. Соединение треугольником при несимметричной нагрузке
  26. Получение вращающегося магнитного поля
  27. Несинусоидальные напряжения, токи и их выражения
  28. Симметричные несинусоидальные функции
  29. Действующая величина несинусоидального тока и мощность цепи
  30. ЭДС,ток,магнитный поток в цепи с нелинейной индуктивностью
  31. Электронно-дырочный переход
  32. Полупроводниковые диоды
  33. Биполярный транзистор
  34. Полевые транзисторы
  35. Тиристоры.
  36. Электропроводимость полупроводников,собственная и примесная проводимость
  37. Общие сведения о выпрямителях
  38. Трехфазные выпрямители
  39. Сглаживающие фильтры
  40. Стабилизатор тока и напряжения
  41. Общие сведения и основные технические характеристики усилителей
  42. Обратная связь в усилителях
  43. Межкаскадные связи. Усилители постоянного тока
  44. Общие сведения, структурная схема электронного генератора.
  45. Генератор LC- типа
  46. Генератор RC- типа.
  47. Электронный и цифровой вольтметр.