Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине ПМ 03 «Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе». МДК 03.02. Медицина катастроф, Специальность: 31.02.01 «Лечебное дело»
учебно-методический материал

Демидова Татьяна Владимировна

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по ПМ.03.  «Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе» МДК 03.02  Медицина катастроф Специальность, код 31.02.01 Лечебное дело разработаны в соответствии с рабочей программой, где на СРС предусмотрено 35 часов.

 

Целью методических рекомендаций является обеспечение эффективности проведения внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся.

Основными задачами методических рекомендаций по внеаудиторной самостоятельной работе являются:

·        активизация самостоятельной работы студентов;

·        содействие развитию творческого отношения профессиональному модулю;

·        выработка умений и навыков рациональной работы в ходе освоения профессионального модуля;

·        управление познавательной деятельностью обучающихся.

Функции методических рекомендаций по внеаудиторной самостоятельной работе обучающихся заключаются в: определении содержания работы обучающихся по овладению знаниями и умениями профессионального модуля, установлении требований к результатам изучения и освоения профессионального модуля.

Сроки выполнения и виды самостоятельной работы определяются в соответствии с календарно-тематическим планом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ГАПОУ «РЕСПУБЛИКАНСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ

КОЛЛЕДЖ  ИМ Э.Р.РАДНАЕВА»ГҮРЭНЭЙ МЭРГЭЖЭЛТЭ ҺУРАЛСАЛАЙ БЭЕЭ ДААҺАН ЭМХИ ЗУРГААН «Э.Р. РАДНАЕВАЙ НЭРЭМЖЭТЭ УЛАС ТҮРЫН ЭМШЭЛЭЛГЫН ГОЛ КОЛЛЕДЖ

Методические рекомендации  по выполнению

внеаудиторной самостоятельной работы студентов

по учебной дисциплине

ПМ.03. ПМ  03 «Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе»

МДК 03.02  Медицина катастроф

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Общие положения

3

2.  Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы

4

3.  Организация и руководство внеаудиторной самостоятельной работой студентов

6

4. Рекомендации по выполнению отдельных видов  заданий внеаудиторной самостоятельной  работы

7

Список рекомендуемой литературы

10

1 Общие положения

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по ПМ.03.  «Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе» МДК 03.02  Медицина катастроф Специальность, код 31.02.01 Лечебное дело разработаны в соответствии с рабочей программой, где на СРС предусмотрено 35 часов.

Целью методических рекомендаций является обеспечение эффективности проведения внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся.

Основными задачами методических рекомендаций по внеаудиторной самостоятельной работе являются:

  • активизация самостоятельной работы студентов;
  • содействие развитию творческого отношения профессиональному модулю;
  • выработка умений и навыков рациональной работы в ходе освоения профессионального модуля;
  • управление познавательной деятельностью обучающихся.

Функции методических рекомендаций по внеаудиторной самостоятельной работе обучающихся заключаются в: определении содержания работы обучающихся по овладению знаниями и умениями профессионального модуля, установлении требований к результатам изучения и освоения профессионального модуля.

Сроки выполнения и виды самостоятельной работы определяются в соответствии с календарно-тематическим планом.

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся представляет собой планируемую учебную, учебно-исследовательскую, научно-исследовательскую работу, выполняемую во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве и консультативной помощи преподавателя, но без его непосредственного участия.

Целью внеаудиторной самостоятельной работы является:

  • овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками по профилю изучаемой профессионального модуля;
  • закрепление и систематизация знаний;
  • формирование умений и навыков;
  • овладение опытом творческой, исследовательской деятельности.

Задачами внеаудиторной самостоятельной работы являются:

  • систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;
  • углубление и расширение теоретических знаний;
  • формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
  • развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
  • формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
  • развитие исследовательских умений;
  • использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельной внеаудиторной работы на практических занятиях, при написании курсовых работ и выпускной квалификационной работы, для эффективной подготовки к зачётам и экзаменам.

Внеаудиторная самостоятельная работа способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровней.

Внеаудиторная самостоятельная работа является обязательной для каждого обучающегося, а её объём определяется учебным планом.

Внеаудиторная самостоятельная работа становится средством контроля, обеспечивая обратную связь обучающихся с преподавателем, и стимулирует познавательную активность.

Объём времени, отведённый на внеаудиторную самостоятельную работу, находит отражение:

  • в учебном плане – в целом по теоретическому обучению, по циклам, дисциплинам, по профессиональным модулям и входящим в их состав междисциплинарным курсам;
  • в программах учебных дисциплин и профессиональных модулей с распределением по разделам или темам.

2. Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы

Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содержание и характер могут иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывать специфику специальности, изучаемого профессионального модуля, индивидуальные особенности обучающегося:

  1. для овладения знаниями:
  • чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы);
  • составление плана текста;
  • графическое изображение структуры текста;
  • конспектирование текста;
  • выписки из текста;
  • работа со словарями и справочниками;
  • ознакомление с нормативными документами;
  • учебно-исследовательская работа;
  • использование видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.;
  1. для закрепления и систематизации знаний:
  • работа с конспектом лекции;
  • работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей);
  • составление плана и тезисов ответа;
  • составление таблиц для систематизации учебного материала;
  • изучение нормативных материалов;
  • ответы на контрольные вопросы;
  • аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование и др.);
  • подготовка тезисов сообщений к выступлению на семинаре, конференции;
  • подготовка рефератов, докладов;
  • составление библиографии, тематических кроссвордов и др.;
  1. для формирования умений:
  • выполнение упражнений по образцу;
  • выполнение вариативных упражнений;
  • составление схем;
  • решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; подготовка к деловым играм;
  • проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности.

В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся используются:

  • устный и письменный опрос;
  • собеседование;
  • проверка индивидуальных заданий;
  • визуальный просмотр презентации;
  • тестирование;
  • фронтальные опросы на практических работах;
  • защита практических работ;
  • выполнение контрольных работ;
  • фронтальные опросы на семинарских занятиях;
  • зачёты по теме, разделу;
  • деловые игры;
  • самоотчеты.

Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся являются:

  • уровень освоения учебного материала;
  • умение использовать теоретические знания при выполнении практических заданий;
  • сформированность общеучебных представлений, знаний и умений по изучаемой теме, к которой относится данная самостоятельная работа;
  • обоснованность и чёткость изложения ответа на поставленный по внеаудиторной самостоятельной работе вопрос;
  • оформление отчётного материала в соответствии с известными или заданными преподавателем/мастером производственного обучения требованиями, предъявляемыми к подобного рода материалам.

Для каждой внеаудиторной самостоятельной работы систему оценивания преподаватель обучения выбирает самостоятельно. Это могут быть:

  • бальная система оценивания;

3.  Организация и руководство внеаудиторной самостоятельной работой студентов

Перед выполнением обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объём работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает обучающихся о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Инструктаж проводится преподавателем за счёт объёма времени, отведённого на изучение профессионального модуля.

Внеаудиторная самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами обучающихся в зависимости от цели, объёма, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений обучающихся.

Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся может осуществляться в пределах времени, отведённого на обязательные учебные занятия по профессиональному модулю.

В процессе самостоятельной работы обучающийся приобретает навыки самоорганизации, самоконтроля, самоуправления, саморефлексии и становится активным самостоятельным субъектом учебной деятельности.

Обучающийся самостоятельно определяет режим своей внеаудиторной работы и меру труда, затрачиваемого на овладение знаниями и умениями по профессиональному модулю, выполняет внеаудиторную работу по индивидуальному плану, в зависимости от собственной подготовки, бюджета времени и других условий.

При выполнении внеаудиторной самостоятельной работы обучающийся имеет право обращаться к преподавателю за консультацией с целью уточнения задания, правил оформления документов, формы контроля выполненного задания.

При выполнении самостоятельной работы необходимо:

  • освоить вопросы, выносимые на самостоятельную работу и предложенные преподавателем, в соответствии с программой профессионального модуля;
  • планировать самостоятельную работу в соответствии с графиком самостоятельной работы, предложенным преподавателем;
  • самостоятельную работу обучающийся должен осуществлять в организационных формах, предусмотренных учебным планом и рабочей программой по профессиональному модулю.
  • выполнять самостоятельную работу и отчитываться по её результатам в соответствии с графиком представления результатов, видами и сроками отчётности по самостоятельной работе.

Выполняя самостоятельную работу, обучающийся может:

  • предлагать дополнительные темы и вопросы для самостоятельного изучения;
  • в рамках общего графика выполнения самостоятельной работы предлагать обоснованный индивидуальный график выполнения и отчётности по её результатам;
  • предлагать свои варианты организационных форм самостоятельной работы;
  • использовать для самостоятельной работы учебные и методические пособия, другие разработки и Интернет-ресурсы сверх предложенного преподавателем;
  • использовать контроль и самоконтроль результатов самостоятельной работы в соответствии с методами, предложенными преподавателем/мастером или выбранными самостоятельно.

4. Рекомендации по выполнению отдельных видов  заданий внеаудиторной самостоятельной  работы

Работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, конспекта лекции)

Основными видами работы над учебным материалом являются:

  1. аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), её содержания, источников, характера и назначения;
  2. планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала;
  3. тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала;
  4. цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора;
  5. конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.

Конспект – сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта.

Написание конспекта первоисточника (статьи, монографии, учебника, книги и пр.) – представляет собой вид внеаудиторной самостоятельной работы студента по созданию обзора информации, содержащейся в объекте конспектирования, в более краткой форме. В конспекте должны быть отражены основные принципиальные положения источника, то новое, что внёс его автор, основные методологические положения работы, аргументы, этапы доказательства и выводы. Ценность конспекта значительно повышается, если студент излагает мысли своими словами, в лаконичной форме.

Конспект должен начинаться с указания реквизитов источника (фамилии автора, полного наименования работы, места и года издания). Особо значимые места, примеры выделяются цветным подчёркиванием, взятием в рамку, пометками на полях, чтобы акцентировать на них внимание и прочнее запомнить.

Работа выполняется письменно. Озвучиванию подлежат главные положения и выводы работы в виде краткого устного сообщения (3-4 мин) в рамках теоретических и практических занятий. Контроль может проводиться и в виде проверки конспектов преподавателем.

Составление опорного конспекта – представляет собой вид внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по созданию краткой информационной структуры, обобщающей и отражающей суть материала лекции, темы учебника. Опорный конспект призван выделить главные объекты изучения, дать им краткую характеристику, используя символы, отразить связь с другими элементами. Основная цель опорного конспекта – облегчить запоминание. В его составлении используются различные базовые понятия, термины, знаки (символы) – опорные сигналы.

Опорный конспект – это наилучшая форма подготовки к ответу и в процессе ответа. Составление опорного конспекта к темам особенно эффективно у обучающихся, которые столкнулись с большим объёмом информации при подготовке к занятиям и, не обладая навыками выделять главное, испытывают трудности при её запоминании.

Опорный конспект может быть представлен системой взаимосвязанных геометрических фигур, содержащих блоки концентрированной информации в виде ступенек логической лестницы; рисунка с дополнительными элементами и др. Задание составить опорный конспект по теме может быть как обязательным, так и дополнительным.

Опорные конспекты могут быть проверены в процессе опроса по качеству ответа обучающегося, его составившего, или эффективностью его использования при ответе другими обучающимися, либо в рамках семинарских занятий может быть проведен микроконкурс конспектов по принципу: какой из них более краткий по форме, ёмкий и универсальный по содержанию.

Методические рекомендации по составлению конспекта

  1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта.
  2. Выделите главное, составьте план.
  3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора.
  4. Законспектируйте материал, чётко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести чётко, ясно.
  5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.

В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.

Овладение навыками конспектирования требует от обучающихся целеустремленности, повседневной самостоятельной работы.

Подготовка информационного сообщения

Подготовка информационного сообщения – это вид внеаудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объёму устного сообщения для озвучивания на семинаре, практическом занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несёт новизну, отражает современный взгляд по определённым проблемам.

Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объёмом информации, но и её характером – сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).

Регламент времени на озвучивание сообщения – до 5 мин.

Составление сводной (обобщающей) таблицы

Составление сводной (обобщающей) таблицы по теме – это вид самостоятельной работы обучающихся по систематизации объёмной информации, которая сводится (обобщается) в рамки таблицы. Формирование структуры таблицы отражает склонность обучающегося а к систематизации материала и развивает его умения по структурированию информации. Краткость изложения информации характеризует способность к её свёртыванию. В рамках таблицы наглядно отображаются как разделы одной темы (одноплановый материал), так и разделы разных тем (многоплановый материал). Такие таблицы создаются как помощь в изучении большого объёма информации, желая придать ему оптимальную форму для запоминания. Задание чаще всего носит обязательный характер, а его качество оценивается по качеству знаний в процессе контроля.

Оформляется письменно.

Использование информационных технологий

В рамках изучения учебной дисциплины/профессионального модуля «Название» необходимо использовать передовые информационные технологии - компьютерную технику, электронные базы данных, Интернет. При использовании Интернет-ресурсов обучающимся следует учитывать следующие рекомендации:

  • необходимо критически относиться к информации;
  • следует научиться обрабатывать большие объёмы информации, представленные в источниках, уметь видеть сильные и слабые стороны, выделять из представленного материала наиболее существенную часть;
  • необходимо избегать плагиата (плагиат – присвоение плодов чужого творчества: опубликование чужих произведений под своим именем без указания источника или использование без преобразующих творческих изменений, внесённых заимствователем). Поэтому, если текст источника остаётся без изменения, не забывайте сделать ссылки на автора работы.

Использование нормативных документов

В рамках изучения ПМ.03. Картографо-геодезическое сопровождение земельно-имущественных отношений необходимо использовать следующие нормативне документы: Конституцию РФ, РБ 1993, с изменениями Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 N 136-ФЗ, с изменениями; Гражданский Кодекс РФ от 30.11.94 №51 -ФЗ, с изменениями; Федеральный закон «О землеустройстве» от 18.06.2001 № 78-ФЗ.; Федеральный закон «О государственном земельном кадастре» от 02.01.2000 № 28-ФЗ.при изучении этих документов обучающимся следует учитывать следующие рекомендации:

  • необходимо анализировать основные положения, рекомендации и правила ведения геодезических и картографических работ в области Земельно-имущественных отношений;
  • следует научиться обобщать информацию и применять основные правила и требования нормативно-методических документов при оформлении контрольных работ, информационных сообщений, докладов, рефератов.

Полезные адреса в сети Интернет:

  1. http://zkprb.ru/Documents.aspx ФГУ «Земельная кадастровая палата по РБ»
  2. http://www.rosreestr.ru/ Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии Росреестр
  3. http://ecsocman.edu.ru/data/351/137/1231/005_sklyarov.pdf - И.П. Скляров Земельно-имущественный комплекс в России 1999 г.
  4. http://www.bookkery.ru/library/267/content-13875/- Библиотека недвижимости
  5. http://ecsocman.edu.ru/data/351/137/1231/005_sklyarov.

Подготовка к зачёту/экзамену

Подготовка к зачёту способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к зачёту, обучающийся ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На зачёте студент демонстрирует то, что он приобрёл в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине.

При подготовке к зачёту сначала следует просмотреть весь материал по учебной дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключении ещё раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом листы опорных сигналов.

Список рекомендуемой литературы

  1. Избранные лекции по медицине катастроф: учебное пособие/ под редакцией С.В. Трифонова – М: ГЭОТАР- Мед. 2016. – 301 с.

 2.  Левчук И. П., Третьяков Н. В. Медицина катастроф; ГЭОТАР-Медиа - Москва, 2015. - 240 c.

3. Сахно В.И.,Захаров Г.И., Карлин Н.Е. и др. Организация медицинской помощи населению в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие - СПб: Издательство ФОЛИАНТ, 2003. - 247 с.

4. Удовенко В.В., ТумасовИ.А., Дмитрук В.Н. Общие вопросы медицины катастроф. - Самара, 2006. - 223 с.

5.  Ястребов Г. С. Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф; Феникс - Москва, 2016. - 416 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ПМ 03 «Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе». МДК 03.02. Медицина катастроф, Специальность: 31.02.01 «Лечебное дело»

Рабочая программа ПМ 03. Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе составлена согласно рекомендаций по реализации образовательной программы среднего профессионального образования (письмо Д...

Технологические карты теоретических занятий ПМ 03 «Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе». МДК 03.02. Медицина катастроф, Специальность: 31.02.01 «Лечебное дело»

Технологическая карта урока – это педагогическое  планирование занятия, обеспечивающий качество образовательной деятельности в рамках конкретного промежутка времени (учебного...

Технологические карты практических занятий ПМ 03 «Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе». МДК 03.02. Медицина катастроф, Специальность: 31.02.01 «Лечебное дело»

Технологическая карта урока – это педагогическое  планирование занятия, обеспечивающий качество образовательной деятельности в рамках конкретного промежутка времени (учебного...

Методическая разработка соревнований ПМ 03 «Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе». МДК 03.02. Медицина катастроф, Специальность: 31.02.01 «Лечебное дело»

Соревнование проводится как внеаудиторное занятие для специальности 31.02.01 «Лечебное дело», углубленной подготовки среднего профессионального образования в группах 141-142 в виде интелле...

Банк тем курсовых работ ПМ 03 «Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе». МДК 03.02. Медицина катастроф, Специальность: 31.02.01 «Лечебное дело»

Курсовая работа – самостоятельное исследование научно-практического характера, позволяющее судить о приобретенных студентом знаниях и умениях применять их на практике. При её выполнении сту...

Банк тем ВКР ПМ 03 «Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе». МДК 03.02. Медицина катастроф, Специальность: 31.02.01 «Лечебное дело»

Выпускная квалификационная работа – это комплексная самостоятельная работа студента, главной целью и содержанием которой является всесторонний анализ, исследование и разработка некоторых из акту...

Технологическая карта теоретического занятия в системе дистанционного обучения Moodle ПМ 03 «Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе». МДК 03.02. Медицина катастроф, Специальность: 31.02.01 «Лечебное дело»

В марте 2020 г. в соответствии с рекомендациями Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (приказ № 397 от 14.03.2020) в целях обеспечения безопасности обучающихся и сотрудников в ...