МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению практических работ по учебной дисциплине ОП 14. Коммуникативный практикум для обучающихся по специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отр
методическая разработка

Методические рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Коммуникативный практикум» для обучающихся по специальности 13.02.11  «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)».

В методических рекомендациях приведено описание 4 практических работ, охватывающих все основные разделы дисциплины.  Практические работы активизируют познавательную деятельность обучающихся, так как требуют их личного участия в проведении различного рода тестирований предназначены для углубления и закрепления обучающимися теоретических знаний, информации об особенностях своей личности, приобретения практических навыков в решении различных ситуационных задач, которые могут быть использованы в будущей практической деятельности. Обучающиеся учатся работать с различной литературой, методическими и справочными пособиями.

Описание каждой практической работы включает в себя: номер и наименование практической работы, указание цели работы, краткие теоретические сведения, перечень материалов, а также порядок её выполнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lpz_teo_kom.praktikum.docx73.09 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области

Областное государственное автономное

профессиональное образовательное учреждение

«Белгородский машиностроительный техникум»

Рассмотрено

предметно-цикловой комиссией

Протокол заседания № __

от «____»___________2019  г.

Председатель цикловой комиссии________/Ушанкова Н.А.

Согласовано

Зам.директора по УМР

___________/Н.В.Гоман

«__»___________2019  г.

Утверждаю

Зам.директора по УР

________ /Н.В. Гоман «____»______________2019 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по выполнению практических работ

по учебной дисциплине

ОП 14. Коммуникативный практикум

для обучающихся по специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)»

                                                   Разработал:

               преподаватель общепрофессионального

     цикла дисциплин

   Марченко А.В.  

Белгород 2019 г.

Содержание

1.        Пояснительная         записка……………………………..…………………...3                  

2.        Практические занятия……………………………………………..…………4

Практическое занятие №1

Отработка невербальных навыков общения. Упражнения на взаимодействия, рефлексия.………………………………………………………………………………..4

Практическое занятие №2

Барьеры общения. Отработка поведения в конфликтных ситуациях.……….…11

Практическое занятие № 3

Игра «Кто я в конфликтной ситуации». Способы предупреждения конфликтов и выхода из конфликтных ситуаций..…………………………………………..………...14

Практическое занятие №4

Правила активного стиля общения и успешной самопрезентации в деловой коммуникации. «Составление резюме»…………...…………………………………....17

3. Список рекомендуемой литературы……………………………………….….... 22


Пояснительная записка

Методические рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Коммуникативный практикум» для обучающихся по специальности 13.02.11  «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)».

В методических рекомендациях приведено описание 4 практических работ, охватывающих все основные разделы дисциплины.  Практические работы активизируют познавательную деятельность обучающихся, так как требуют их личного участия в проведении различного рода тестирований предназначены для углубления и закрепления обучающимися теоретических знаний, информации об особенностях своей личности, приобретения практических навыков в решении различных ситуационных задач, которые могут быть использованы в будущей практической деятельности. Обучающиеся учатся работать с различной литературой, методическими и справочными пособиями.

Описание каждой практической работы включает в себя: номер и наименование практической работы, указание цели работы, краткие теоретические сведения, перечень материалов, а также порядок её выполнения.

Общие правила выполнения практических работ

Перед выполнением практической работы обучающиеся должны повторить или изучить материал, относящийся к теме работы, по лекционным записям, учебной литературе и соответствующим методическим инструкциям. По каждой практической работе обучающиеся оформляют отчет в тетради. При необходимости отчет по практическому занятию может быть дополнен устным ответом обучающегося, поэтому необходимо хорошо владеть знаниями, полученными на теоретических занятиях.

Порядок составления отчета

Каждый обучающийся должен составить отчет о выполненной практической работе. Отчет должен быть озаглавлен. В заголовке отчета указывают номер работы, ее полное наименование и цель работы.

При составлении отчета нужно кратко описать содержание работы; указать использованные методы и методики.  

Оформление отчетов практических работ производится в рабочих тетрадях (конспектах).

Критерии оценки

Критериями оценки выполнения практических работ является соблюдение требований к выполнению работ:

•        работа, выполненная в полном объеме, в соответствии с требованиями (90-100% выполнения) оценивается на «отлично»;

•        работа, выполненная в полном объеме с небольшими погрешностями или недочетами (75-89% выполнения) - на «хорошо»;

•        работа, выполненная с принципиальными погрешностями (50-74%.  выполнения) оценивается на «удовлетворительно


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1.

Отработка невербальных навыков общения. Упражнения на взаимодействия, рефлексия

Цель занятия: формирование умения изучать личность партнера по невербальным признакам.

Время выполнения: вводная часть, повторение теоретического материала – 15 минут, основная часть практической работы – 45 минут; рефлексия, написание отчета– 35 минут.

Основные сведения.

Задание 1. Ответьте на следующие вопросы:

  • Насколько эффективным средством общения являются жесты?
  • В чем проявляются их недостатки и ограниченность?
  • Какого рода просьбы или требования легче всего передать жестами? Какие труднее?
  • Могут ли жесты передавать эмоции?

Задание 2. Используя свои знания о невербальной коммуникации, по приведенным отрывкам попробуйте догадаться о том, что в действительности происходит с персонажами.

А) Однако, бойкость не удавалась ей, и чаще всего, особенно при новых людях, взгляд Марии Ивановны пропадал в пространстве, хотя болтала она в то время без умолку (И. А. Бунин).

Б) Лицо Александра Ивановича сохраняло нейтральность, но руки его шарили по столу, как у слепого (И. Ильф, Е. Петров).

В) Как только присяжные уселись, председатель сказал им речь об их правах и ответственности. Говоря свою речь, председатель постоянно переменял позу: то облокачивался на левую, то на правую руку, то на спинку, то на ручки кресел, то уравнивал края бумаг, то гладил разрезной нож, то ощупывал карандаш (Л.Н. Толстой).

Г) Полыхаев удивленно быстро моргал глазами и так энергично потирал руки, будто бы хотел трением добыть огонь по способу, принятому среди дикарей Океании (И. Ильф, Е. Петров).

        Задание 3. Проанализируйте по приведенным примерам влияние на слушателя одновременно слов и жестов. Какие выводы можно сделать в описанных ситуациях? Как вы считаете, на какую информацию надо полагаться в случае явного расхождения вербальной и невербальной информации?

А) З.Фрейд, беседуя с пациенткой о том, как она счастлива в браке, заметил, что она бессознательно снимала с пальца и надевала обручальное кольцо.

Б) Политический деятель выступает с предвыборной программой. Потрясая указательным пальцем над головами слушателей, он говорит: «Я искренне стремлюсь к диалогу, стараюсь учитывать мнение всех слове общества…». Делая плавные, округлые жесты обеими руками, он заверяет всех, что  у него есть четкая, обдуманная программа.

        Задание 4. Пройдите психологическое тестирование и сделайте выводы.

Тест «Что говорят вам мимика и жесты?»

Инструкция: Выберите подходящий для Вас вариант ответа.

1. Вы считаете, что мимика и жесты — это:

а) спонтанное выражение душевного состояния человека в данный конкретный момент;

б) дополнение к речи;

в) «предательское» проявление нашего подсознания.

2. Считаете ли вы, что у женщин язык мимики и жестов более выразителен, чем у мужчин:

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

3. Как вы здороваетесь с очень хорошими друзьями:

а) радостно кричите: «Привет!»;

б) сердечным рукопожатием;

в) слегка обнимаете друг друга;

г) приветствуете их сдержанным движением руки;

д) целуете друг друга в щеку.

4. Какая мимика и жесты, по-вашему, означают во всем мире одно и то же (дайте три ответа):

а) когда качают головой;

б) когда кивают головой;

в) когда морщат нос;

г) когда морщат лоб;

д) когда подмигивают;

е) когда улыбаются.

5. Какая часть тела «выразительнее» всего:

а) ступни;

б) ноги;

в) руки;

г) кисти рук;

д) плечи.

6. Какая часть вашего лица наиболее выразительна, по вашему мнению (дайте два ответа):

а) лоб;

б) брови;

в) глаза;

г) нос;

д) губы;

е) углы рта.

7. Когда вы проходите мимо витрины магазина, в которой видно ваше отражение, то обращаете внимание в первую очередь:

а) на то, как на вас сидит одежда;

б) на прическу;

в) на походку;

г) на осанку;

д) ни на что.

8. Если кто-то, разговаривая или смеясь, часто прикрывает рот рукой, в вашем представлении это означает, что:

а) ему есть что скрывать;

б) у него некрасивые зубы;

в) он чего-то стыдится.

9. На что вы, прежде всего, обращаете внимание у вашего собеседника:

а) на глаза;

б) на рот;

в) на руки;

г) на позу.

10. Если ваш собеседник, разговаривая с вами, отводит глаза, это для вас признак:

а) нечестности;

б) неуверенности в себе;

в) собранности.

11. Можно ли по внешнему виду узнать типичного преступника:

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

12. Мужчина заговаривает с женщиной. Он это делает потому, что:

а) первый шаг всегда делают именно мужчины;

б) женщина неосознанно дает понять, что хотела бы, чтобы с ней заговорили;

в) он достаточно мужествен для того, чтобы рискнуть получить от ворот поворот.

13. У вас создалось впечатление, что слова человека не соответствуют тем «сигналам», которые можно уловить из его мимики и жестов. Чему вы больше поверите:

а) словам;

б) «сигналам»;

в) он вообще вызовет у вас подозрение.

14. Поп-звезды представляют публике «жесты», имеющие однозначно эротический характер. Что, по-вашему, за этим кроется:

а) просто фиглярство;

б) они «заводят» публику;

в) это выражение их собственного настроения.

15. Вы смотрите в одиночестве страшную детективную киноленту. Что с вами происходит:

а) я смотрю совершенно спокойно;

б) я реагирую на происходящее каждой клеточкой своего существа;

в) закрываю глаза при особо страшных сценах.

16. Можно ли контролировать свою мимику:

а) да;

б) нет;

в) только отдельные ее элементы.

17. При интенсивном флирте вы «изъясняетесь» преимущественно:

а) глазами;

б) руками;

в) словами.

18. Считаете ли вы, что большинство ваших жестов:

а) «подсмотрены» у кого-то и заучены;

б) передаются из поколения в поколение;

в) заложены в нас от природы.

19. Если у человека борода, для вас это признак:

а) мужественности;

б) того, что человек хочет скрыть черты своего лица;

в) того, что этот тип слишком ленив, чтобы бриться.

20. Многие люди утверждают, что правая и левая стороны лица у них отличаются друг от друга:

а) да;

б) нет;

в) только у пожилых людей.

Обработка результатов. Сделайте общий подсчет баллов

Интерпретация теста:

77—56очков. Браво! У вас отличная интуиция, вы обладаете способностью понимать других людей, у вас есть наблюдательность и чутье. Но вы слишком сильно полагаетесь в своих суждениях на эти качества, слова имеют для вас второстепенное значение. Если вам улыбнулись, вы уже готовы поверить, что вам объясняются в любви. Ваши «приговоры» слишком поспешны, и в этом кроется опасность: можно попасть пальцем в небо! Делайте на это поправку, и у вас есть все шансы научиться прекрасно разбираться в людях. А это ведь важно и на работе, и в личной жизни, не так ли?

55—34очка. Вам доставляет определенное удовольствие наблюдать за другими людьми, и вы неплохо интерпретируете их мимику и жесты. Но вы еще совсем не умеете использовать эту информацию в реальной жизни, например для того, чтобы правильно строить свои взаимоотношения с окружающими. Вы склонны скорее буквально воспринимать сказанные вам слова и руководствоваться ими. Например, кто-то скажет вам: «Мне с вами совсем не скучно», сделав при этом кислую мину. Но вы поверите словам, а не выражению лица, хотя оно весьма красноречиво. Развивайте интуицию, больше полагайтесь на ощущения!

33—11 очков. Увы, язык мимики и жестов для вас — китайская грамота. Вам необыкновенно трудно правильно оценивать людей. И дело не в том, что вы на это неспособны — просто не придаете этому значения, и очень напрасно! Постарайтесь намеренно фиксировать внимание на мелких жестах окружающих людей, тренируйте наблюдательность. Помните пословицу: тело — перчатка для души. Немного понимать душу другого — верное средство самому не попасть в капкан одиночества.

        Задание 5. Вспомните ситуации общения с человеком, который вам симпатичен и человеком, который вам несимпатичен или малознаком.

Составьте краткое описание двух пар (укажите пол, возраст, характер обстановки). Оцените и опишите особенности невербальной коммуникации между вами и вашими собеседниками в таблице.

Невербальные проявления

№ п/п

Невербальное поведение

Человек, который симпатичен

Человек, который несимпатичен (малознаком)

Взаимный визуальный контакт

Расстояние между членами диады

Прикосновения

Поза

Ориентация тела (ориентировано прямо на партнера или в сторону)

Лицевые экспрессии (мимика)

Жесты

        Каковы сходные черты невербальной коммуникации в двух случаях?

        Каковы различия в невербальной коммуникации?

        Задание 6. Ответьте на вопросы.

1. Можно ли воздействовать без слов?

2. Как может наш «безмолвный язык» регулировать наши отношения с окружающими?

        Задание 7. Произведите жест, который бы соответствовал содержанию предложений, и найдите его характеристику в списке описаний жестов:

  • Вареники лепят вот так
  • Ну, это что-то такое огромное, необъятное
  • Замкнутый круг какой-то
  • Машинка шьет зигзагом
  • Есть у вас дырокол?
  • Полюбуйтесь-ка на него

Описание жестов: жест вытянутой ладони; указательным пальцем правой руки описывает круг; разводящие движения обеими руками в воздухе; жест сжатого кулака; жест в воздухе указательным пальцем налево-направо, снизу вверх или сверху вниз; движение сжатой в кулак правой руки с нажимом; защипывающие движения  пальцами.

Задание 8. Попытайтесь классифицировать приведенные ниже перечни неязыковых сигналов по пяти категориям – поза, мимика, жестикуляция, дистанцирование, интонация.

Все сигналы «вложены» в предложения, которые дают некоторое представление об общей ситуации или позволяют догадаться о ней.

Например, «Вы мечтательно рассмеялись». Ответ: мимика.

  1. Он воскликнул: «Хотел бы я хоть раз убедиться, что ты выполнишь порученное тебе дело!»
  2. Она отступила на шаг назад: «Что ты себе вообразил?»
  3. Он стоял, прислонившись к буфету, скрестив ноги.
  4. В то время как Н. уверял, что ищет контактов с молодым поколением, он неоднократно выставлял руки вперед, словно защищаясь, будто хотел отодвинуться от слушателей.
  5. Вы ждете, переминаясь с ноги на ногу, пока секретарь заполняет бланк.
  6. Она безмолвно на него взглянула, но крылья ее носа дрожали от едва сдерживаемого возбуждения.

Задание 9. Заполните графу «Предположительное значение».

Язык тела

Пример

Сигнал на языке тела

Предположительное значение

Один из собеседников доказывает остальным, что они чего-то не знают

Слушатель: касание носа

Побочный сигнал: быстрый взгляд вниз

Человек извиняется, выражает свое сожаление, что сделал что-то неверно

Склоненная голова

Побочный сигнал: мимика сожаления

Один из собеседников объясняет остальным сложную взаимозависимость

Слушатель: протирание переносицы

Побочный сигнал: прекращение зрительного контакта

Собеседник начинает путаться в формулировках

Пальцы рук образуют дугу или «чердачок»

Побочный сигнал: прекращение зрительного контакта

Один из собеседников разразился скучным монологом

Верхняя часть туловища слушающего отклоняется назад, дистанция увеличивается

Побочный сигнал: проигрывание письменными принадлежностями

В завершение занятия  проводится упражнение «Подарок». Целью этого упражнения является создание теплой атмосферы, тренировка умения пользоваться невербальными средствами общения. Участники сидят или стоят по кругу лицом друг к другу. Всем предлагается дарить друг другу подарки. Средствами пантомимы каждый из участников должен изобразить какой-либо предмет и подарить его соседу справа (мороженое, цветок, котенка и т.д.). Пусть каждый придумает подарок для своего соседа, для этого есть несколько минут. Потом ведущий первым без слов вручает свой подарок соседу, тот следующему, и так, пока все не получат подарки. При этом показать подарок нужно так, чтобы все могли догадаться, что это такое. Когда последний подарок вручен, каждый участник должен сказать, что он получил, а тот, кто вручал подарок, - что он дарил.

Рефлексия: обмен впечатлениями, чувствами, пожеланиями (нарисовать смайлики с эмоциями) и подарить друг другу.

Порядок выполнения работы:

  1. Ознакомиться с порядком выполнения практической работы и краткими теоретическими сведениями по данной теме путем просмотра презентации, в которой указана информация о содержании и понятии «невербальная коммуникация»;
  2. Выполнение практических заданий и упражнений;
  3. Подготовить в рабочей тетради отчет:

3.1. тема и цель работы

3.2. рефлексия (обратная связь) – дать ответы на вопросы:

Во время занятия я понял, что…

Самым полезным для меня было…

Я не смог быть более откровенным, так как…

На занятии мне удалось…

На занятии у меня не получилось…

На следующем занятии я хотел бы…

На месте ведущего я…

Содержание отчета

  1. Тема и цель работы;
  2. Понятие «невербальная коммуникация»;
  3. Письменный ответ (конспект) на практические задания и вопросы рефлексии.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №2.

Барьеры общения. Отработка поведения в конфликтных ситуациях

Цель занятия. Формирование умения определять особенности восприятия личности партнера в деловой коммуникации и выделять барьеры, затрудняющие процесс коммуникации.

 Время выполнения: вводная часть, повторение теоретического материала – 15 минут, основная часть работы, решение ситуационных задач – 45 минут, написание отчета– 35 минут.

Основные сведения.

Задание 1. Проанализируйте приведенные в таблице помехи при общении. Определите, проявлением, какого барьера является каждая из них, и заполните таблицу.

№ п/п

Помехи

Барьер

11

Различное понимание одних и тех же жестов людьми из разных стран

22

Жаргон, используемый в группе

3

Частое употребление в речи выражений «так сказать», «скажем так» и пр.

4

Психологическая несовместимость общающихся

55

Различное понимание одних и тех же слов и выражений

66

Различное восприятие дистанции между общающимися представителями разных стран

Задание 2. Проанализируйте предложенные ситуации, указав какие барьеры, используются для описания реакций:

А) – Генацвали, где ты хранишь свои деньги?

- В банке.

- В каком банке?

- В трехлитровом…

Б) «Студенту нельзя жениться: если будет заниматься женой, появятся хвосты, если учебой – рога. А если займется и тем и другим – отбросит копыта».

Задание 3. Заполните таблицу.

Вид барьера

Описание ситуации

Способы преодоления

        Задание 4. Проанализируйте отрывки, представленные ниже, определите ошибки восприятия.

А) «Удивительное дело, какая полная бывает иллюзия того, что красота есть добро. Красивая  женщина говорит глупости, ты слушаешь и не слышишь глупости, а слышишь умное. Она говорит, делает гадости, а ты видишь что-то милое. Когда же она не говорит ни глупостей, ни гадостей, а красива, то сейчас уверяешься, что она чудо как умна и нравственна» (Л.Н. Толстой).

Б) «Красота производит совершенные чудеса. Все душевные недостатки в красавице вместо того, чтобы произвести отвращение, становятся как-то необыкновенно привлекательны» (Н.В. Гоголь).

В) «На нем был черный фрак, побелевший уже по швам, панталоны летние … под истертым черным галстуком на желтоватой манишке блестел фальшивый алмаз, шершавая шляпа, казалось, видела и ведро и ненастье. Встретись с этим человеком в лесу, вы приняли бы его за разбойника; в обществе – за политического заговорщика; в передней – за шарлатана, торгующего эликсирами и мышьяком» (А.С. Пушкин).

Задание 5. Объясните смысл притчи «Любопытные и слон».

Слона выставили на обозрения ночью и в темном помещении. Любопытные толпами устремились туда. Так как было темно, люди не могли ничего увидеть, тогда они стали его ощущать, чтобы представить себе, как он выглядит. Слон был огромен, а поэтому каждый из посетителей мог ощупать только часть животного и таким образом составить себе представление о нем. Один из посетителей ухватил слона за ногу и стал объяснять всем, что слон похож на огромную колонну; другой потрогал бивни и сказал, что слон – это острый предмет; третий, взяв животное за ухо, решил, что он напоминает веер; четвертый, гладивший слона по спине, утверждал, что слон такой же прямой и плоский, как лежанка.

Задание 6. Попробуйте проверить каким (какой) вы видите себя? Перечислите навыки, способности, знания, компетентность и личностные качества, которые описывают, каким (какой) вы видите себя. Формируя этот перечень, попытайтесь закончить предложения: «У меня есть навыки в …», «У меня способности к …», «Я много знаю о …», «Одна часть моей индивидуальности – это то, что я…». Перечислите как можно больше характеристик в каждой категории.

Одновременно записывайте, что думают о вас другие люди. Используйте следующие выражения: «Люди считают, что у меня есть навыки в …», Люди считают, что у меня способности к …», «Люди считают, что я знаю о …», «Люди считают, что я компетентен в …».На следующем этапе предложите своему однокурснику описать каким (какой) он видит вас. Для этого используйте те же выражения, что и в первых двух случаях.

Задание выполните в таблице:

Каким (какой) я вижу себя

Что думают обо мне другие люди

Мнение однокурсника

Задание 7. Напишите «+» и «-» стереотипов. Задание выполните в таблице:

«+» стереотипов

«-» стереотипов

Порядок выполнения работы:

1. Ознакомиться с порядком выполнения практической работы и краткими теоретическими сведениями по данной теме путем вводной части выступления лектора , в которой указана информация о содержании и понятии «технологии разрешения конфликта»;

2.Выполнение практических заданий;

3. Подготовить в рабочей тетради отчет:

3.1. тема и цель работы;

3.2. ответы на ситуационные задачи.

Содержание отчета

           1. Тема и цель работы;

2.Выполнение практических заданий;

3. Письменный ответ (конспект) на ситуационные задачи.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №3.

Игра «Кто я в конфликтной ситуации». Способы предупреждения конфликтов и выхода из конфликтных ситуаций

Цель занятия. Сформировать представление о деловой беседе как жанре деловой коммуникации; отработка навыков установления контакта, отношения в различных ситуациях.

Время выполнения: вводная часть, повторение теоретического материала – 15 минут, основная часть работы, решение ситуационных задач – 45 минут, написание отчета– 35 минут.

Основные сведения.

Инструкция: группа делится на команды по 3–4 человека. Каждой команде предлагает разработать стратегию и продумать ход деловой беседы по определенной теме. Темы указаны на обратной стороне листов. Преподаватель предлагает выбрать представителей от каждой группы. Можно дать задание двум командам подготовиться к проведению делового разговора на одну и ту же тему. Каждая команда докладывает о выполнении задания (два студента из каждой группы проигрывают ситуацию). Другая команда может предложить другой вариант начала разговора или дополнить аргументацию. Полезно сравнить два варианта подготовки разговора на одну тему. По окончании деловой игры проводится анализ эффективности межличностных коммуникаций, определяется команда-победитель.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ДЕЛОВЫХ БЕСЕД.

1. Разговор с организатором курсов по вождению автомобиля, на которых вы хотели бы заниматься, несмотря на то что прошло две недели после начала занятий.

2. Разговор с зам. директора колледжа с просьбой разрешить вам перейти на другуюспециальность.

        Анализ ситуаций:

СИТУАЦИЯ 1. По роду деятельности Вам часто приходится беседовать по телефону. На это уходит очень много служебного времени.

Вы решили передать функцию ответов на деловые звонки своему помощнику. При этом существует опасность того, что помощник недостаточно опытен в том, чтобы различить важную и второстепенную информацию.

Вопросы:

1.  Как Вы поступите?

2.  Какую информацию считать важной, а какую второстепенной?

СИТУАЦИЯ 2. Вы часто замечаете, что, хотя Вы всегда настроены слушать собеседника внимательно, иногда смысл того, что хочет сказать Ваш партнер, ускользает от Вас, и Вы понимаете его слова совсем в другом контексте. Из-за этого в последнее время Вы допустили некоторые ошибки в работе.

Вопросы:

1.  В чем может заключаться причина непонимания?

2.  Что Вам нужно предпринять для избежания ошибок?

СИТУАЦИЯ 3.Вы в течение рабочей недели неоднократно пытались дозвониться до директора одной фирмы, но его не было на месте, а его секретарь, очевидно, неаккуратно информировала его о поступающих звонках.

Вопросы:

1.  Как Вы построите беседу с ней в следующий раз?

2.  Что Вы предпримете, чтобы связаться с Вашим партнером?

СИТУАЦИЯ 4. Вы должны выступить с докладом о проделанной работе перед коллегами на предприятии. Вы знаете, что выступаете в числе последних и что многие из присутствующих приблизительно знакомы с тем, о чем Вы будете говорить. Поэтому велика вероятность, что будут слушать Вас невнимательно, вести посторонние разговоры и т. д.

Вопрос:

Что Вы предпримите для того, чтобы завоевать внимание аудитории и Ваше выступление всем понравилось?

СИТУАЦИЯ 5. Вы ведете переговоры, и Ваш партнер утверждает нечто, безусловно ошибочное, с Вашей точки зрения, и неприемлемое для решения данной проблемы.

Вопросы:

1.  Чем может быть вызвано такое отношение партнера?

2.  Как Вы поведете себя в целях решения проблемы?

СИТУАЦИЯ 6.Вы установили контакт с японской фирмой, с которой хотите заключить договор. Вас приглашают в Японию, встречают как самого дорогого гостя, предлагают обширную программу развлечений с обедом в дорогом ресторане, а когда дело доходит до переговоров, японцы просят подождать пару дней. И потом довольно продолжительное время сообщают Вам о периодически возникающих затруднениях.

Вопросы:

1.  Чем может быть вызвано такое отношение партнеров?

2.  Как Вы поведете себя?

СИТУАЦИЯ 7. Вас недавно назначили руководителем трудового коллектива, в котором Вы несколько лет были рядовым сотрудником. На 8 часов 15 минут Вы вызвали к себе в кабинет подчиненного для выяснения причин его частых опозданий на работу, но сами неожиданно опоздали на 15 минут. Подчиненный же пришел вовремя и ждет Вас.

Вопрос:

Как Вы построите беседу при встрече с ним?

СИТУАЦИЯ 8. Вы – менеджер фирмы и Вам предстоят переговоры, очень важные для Вас, с представителем другой фирмы по поводу заключения договора. В начале беседы Вы видите, что ваш партнер настроен благожелательно и поэтому эмоционально «расписываете» ему все преимущества Вашего с ним сотрудничества, сопровождая Вашу речь энергичными жестами. Но затем Вы отмечаете, что партнер принимает «закрытую» позу – скрещивает руки на груди и, высказывая свое мнение по данному вопросу, избегает смотреть Вам в глаза.

Вопросы:

1.  Что означает данная поза?

2.  Какова может быть причина такого поведения партнера?

3.  Какие действия Вы предпримете?

Порядок выполнения работы:

1. Ознакомиться с порядком выполнения практической работы и краткими теоретическими сведениями по данной теме путем вводной части выступления лектора , в которой указана информация о содержании и понятии «конфликтная ситуация»;

2. Выполнение практических заданий;

3. Подготовить в рабочей тетради отчет:

3.1. тема и цель работы;

3.2. ответы на вопросы и развернутая интерпретация результатов теста;

Содержание отчета

           1. Тема и цель работы;

2.Выполнение практических заданий;

3. Письменный ответ (конспект) на ситуационные задачи.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №4.

Правила активного стиля общения и успешной самопрезентации в деловой коммуникации. «Составление резюме»

Цель занятия.  Развитие навыков самопрезентации.

Время выполнения: вводная часть, повторение теоретического материала – 15 минут, основная часть работы, решение ситуационных задач – 45 минут, написание отчета– 35 минут.

Основные сведения.

Самопрезентация – инструмент, используя который каждый человек сможет добиться значительных успехов. Самопрезентация иногда рассматривается как процесс управления образами другого человека, процесс управления его восприятием через привлечение внимания, а так же как правила делового общения.

Самопрезентация есть средство формирования образа «Я». Она, как бы, исходит из социальных стандартов, которые формируются в обществе. Это разграничение реального и идеального образа, создание модели поведения, которая на данный момент соответствует исполняемой роли, имиджу, социально приемлемой модели.

Можно выделить ряд ключевых мотивов, лежащих в основе процесса самопрезентации:

  • поддержание чувства собственной уникальности;
  • демонстрация своей принадлежности к определенной среде;
  • утверждение желательной «Я-концепции» и укрепление самооценки;
  • получение социальной, материальной выгоды;
  • повышение привлекательности, получение одобрения и уважения;
  • сохранение и увеличение власти, влияния.

Большинство исследователей ведущим мотивом самопрезентации считают потребность в получении социального одобрения. Интерес к теме самопрезентации в основно связан с изменением ценностного уровня общества. Стало востребовано следовать определенному имиджу, чтобы быть успешным. Успешность предполагает лидерство в обществе. Чтобы быть таковым, нужно уметь произвести первое впечатление, уметь войти в доверие, уметь показать себя с лучшей стороны. Сейчас навыки самопрезентации востребованы в бизнес среде. Эта среда ориентирована на выбор лучших.

Самопрезентация складывается из трех составляющих:

  • тот, кто самопрезентуется;
  • тот, кому самопрезентуются;
  • то, что самопрезентуется.

Эти три составляющих объединяет цель, которую хочет достичь субъект самопрезентации. Второй участник часто воспринимается как объект, на которого можно оказывать воздействие. Дополнительным фактором может выступать окружающая среда, которая задает правила коммуникации.

Освоение навыков самопрезентации – это путь к саморазвитию. Свой стиль самопрезентации — это тот ключ, который позволит получить человеческое признание. Совершенствуя свой стиль общения, установления контакта, проявляющийся в осанке, мимике и жестах, манере говорить, человек создаст свой уникальный имидж. А он позволит каждому добиваться поставленных целей.

Упражнение «Взаимные презентации»

Цель: знакомство участников, разогревающее упражнение для задание динамики тренинга.

Инструкция: Сейчас мы разобьёмся на пары. Даётся 10 минут на то, чтобы вы рассказали друг другу о себе как можно подробнее – ведь вам предстоит представлять своего партнёра группе. Постарайтесь получить как можно больше разносторонней информации о своём партнёре.

Процедура проведения: После этого организуется работа в парах – участникам предоставляется возможность самим выбрать себе партнёра.

Вопросы для обсуждения после завершения: Удалось ли твоему партнёру верно изложить сведения о тебе? Какие чувства и мысли возникали в момент презентации? Оцени успешность твоей презентации.

Резюме

С необходимостью обзавестись таким документом, как резюме, рано или поздно сталкивается подавляющее большинство людей трудоспособного возраста. И, несмотря на то, что общие правила написания резюме достаточно известны, нередко именно оно самое, неправильно составленное, и становится преградой на пути соискателя к своему работодателю. Оно (резюме) может подвергаться стабильному игнорированию по причине неясной структуры, расплывчатого содержания, отсутствия существенной информации или наоборот - присутствия в нем совершенно не приличествующих случаю подробностей. Нередко собеседование с соискателем оборачивается разочарованием: красиво составленное резюме, как оказывается, принадлежит довольно посредственному с точки зрения профессионализма кандидату. Однако не менее огорчительно то, что многие действительно квалифицированные и опытные специалисты не получают достойной работы по причине неумелой самопрезентации в резюме. И приглашение таких кандидатов на собеседование становится делом случая или необычайно развитой интуиции специалиста по подбору персонала.

Несколько слов о структуре. Хорошо, если ваше резюме состоит из следующих частей:

1.Личная информация

В заголовке резюме напишите имя, фамилию и отчество. Далее укажите дату рождения. Затем свои координаты (телефоны, е-mail, адрес, номер ICQ). Позаботьтесь о том, чтобы при звонке по указанным телефонам вас действительно можно было застать. Для этого имеет смысл отметить около телефонных номеров: рабочий, сотовый или домашний, а также указать конкретное время для звонков и предпочтительный вид связи. Все это позволяет увеличить ваши шансы получить приглашение на собеседование, тогда как переполненный электронный почтовый ящик, фраза «Абонент временно недоступен» или телефон, реагирующий на звонок работодателя равнодушными длинными гудками, значительно снижают вероятность продолжения попыток связаться с вами.

2. Цель

Целью резюме является получение определенной должности/позиции в компании-работодателе. Не стоит писать в этом разделе общие слова типа «максимальная самореализация» или «получение высокооплачиваемой работы». Помните, что для человека, читающего резюме, этот документ выступает одним из инструментов работы, помогающим систематизировать информацию. Четкое указание цели в резюме - один из элементов такой систематизации.

3. Образование

В этом разделе требуется указать учебные заведения, которые вы закончили или в которых учитесь в настоящий момент, а также курсы, тренинги, семинары и все, что касается дополнительного образования.

Для каждого места учебы укажите даты начала и окончания обучения - желательно, с точностью до месяца. Важно также обозначить приобретенную в результате обучения квалификацию. Если вы окончили институт, следует указать название профессии, которое значится у вас в дипломе, если защитили диссертацию - укажите приобретенную ученую степень, если прошли тренинг - сообщите о наличии соответствующего сертификата. Информацию о красном дипломе можно включить в резюме в том случае, если вы начинающий специалист и ваше резюме состоит всего из нескольких строчек (когда за плечами у соискателя десять лет трудового стажа, такая деталь в резюме скорее наводит на мысль об отсутствии иных достижений, связанных непосредственно с работой). Школу указывать не нужно, если только она не является единственным учебным заведением, которое вы окончили.

Повсеместно рекомендуется вносить в резюме сведения только о том дополнительном образовании, которое является существенным для должности, на которую вы претендуете. Не стоит игнорировать это пожелание. Разумеется, наиболее полное представление о вашей личности и уровне профессионализма дало бы перечисление всех курсов и тренингов, однако, таковы законы рынка труда - включение в резюме большого количества сведений может вызвать раздражение, недоумение, зависть или что-нибудь еще - и в итоге помешать вам предстать перед представителем организации-работодателя в качестве приглашенного на собеседование кандидата.

4. Опыт работы

Это самый, пожалуй, важный раздел резюме - уделите ему особое внимание. Перечислять места работы и реализованные проекты следует в обратном хронологическом порядке (т.е. вверху списка должно находиться ваше последнее место работы, а внизу - первое), с точностью до месяца указывая время начала и окончания работы на каждой из должностей. Если таковых мест в вашей биографии бесчисленное множество, да еще и периоды пребывания на каждом непродолжительны, заблаговременно подготовьтесь к тому, что на собеседовании вас спросят, какие причины побудили вас пройти такой богатый событиями профессиональный путь за столь короткий срок. Особенно подробно опишите работу на последнем месте, т.к. именно оно является наиболее интересным для работодателя.

Помимо названия должностей, в описание следует включать краткую характеристику выполняемой работы, информацию о ваших функциях, о роли в рабочем процессе. Можно описать результаты деятельности в цифрах: увеличение объема продаж или снижение издержек на столько-то процентов. Эти данные - ваше конкурентное преимущество, подтверждение вашего профессионализма.

Некоторые специалисты рекомендуют включать в резюме причины увольнения, но будет лучше, если вы проясните эту тему непосредственно на собеседовании - зачастую в условиях личного контакта с интервьюером объяснить мотивы ухода легче, чем в контексте официального документа.

5. Дополнительная информация

Здесь обычно значится следующая информация: владение иностранным языком (укажите уровень: базовый, рабочий, свободно); работа с компьютером (перечислите конкретные программы, с которыми вы умеете работать, в том числе - бухгалтерские программы, графические редакторы и т.п.); владение оргтехникой (факс, ксерокс); наличие водительского удостоверения, стаж вождения. Наличие автомобиля представляет интерес для работодателя, если должность предполагает разъездную работу или офис компании располагается в месте, до которого трудно добираться на общественном транспорте.

6. Рекомендации

В этот раздел включается информация о людях, которые согласны предоставить новому работодателю рекомендательные письма, характеризующие вас как профессионала, или дать устную оценку тому, как вы проявили себя на прежних местах работы. Необходимо указать ФИО, должности и контактную информацию этих людей (разумеется, с их разрешения).

Заполните резюме согласно структуре:

РЕЗЮМЕ

ФИО:_______________________________________________________________

Цель:_______________________________________________________________

(Ваша цель при выборе должности)

____________________________________________________________________

Адрес:______________________________________________________________

(Город, индекс, улица, дом, квартира)

____________________________________________________________________

Контактный телефон: +7(_____)________________,  д.____________________

E-mail:______________________________________________________________

(Желательно указать конкретное время для звонка)

Семейное положение:_________________________________________________

Образование:

____________________________________________________________________

Полное наименование, местонахождение образовательных учреждений, специальность подготовки или переподготовки,

____________________________________________________________________

повышения квалификации (школу указывать, если только это единственное образовательное учреждение, которое вы окончили)

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Опыт работы:

____________________________________________________________________

(Перечислять места работы и реализованные проекты следует в обратном хронологическом порядке, т.е. с последнего места)

____________________________________________________________________

работы, с точностью по месяцам указывайте время начала и окончания работы по каждой должности. Помимо названия должностей,

____________________________________________________________________

в описание включайте краткую характеристику выполняемой работы, информацию о ваших функциях, о роли в рабочем процессе)

Иностранные языки и владение компьютером, оргтехникой:

____________________________________________________________________

(указать уровень, перечислить конкретные программы, с которыми вы умеете работать, владение оргтехникой)

____________________________________________________________________

Дополнительная информация:

____________________________________________________________________

(Наличие автомобиля, стаж вождения, расположенность жилья от предполагаемой работы и т.д.)

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Личные качества и увлечения:

____________________________________________________________________

(Работоспособность, обучаемость, аккуратность, коммуникабельность, сильные и слабые стороны и т.д.)

____________________________________________________________________

ПРИМЕЧАНИЕ: Резюме размещайте на одной странице.

Заключительная часть практического занятия.

Зачитываются резюме нескольких студентов по усмотрению преподавателя и оцениваются совместно со студентами.

Порядок выполнения работы:

1. Ознакомиться с порядком выполнения практической работы и краткими теоретическими сведениями по данной теме путем просмотра презентации, в которой указана информация о содержании и понятии «самопрезентации»;

2. Основная часть –выполнение упражнений тренинга, составление резюме;

3. Подготовить в рабочей тетради отчет:

3.1. тема и цель работы

3.2. резюме

Содержание отчета

  1. Тема и цель работы;
  2. Понятие «самопрезентации»;
  3. Резюме.


Список литературы

Основные источники:

  1. Руденко А.М. Профессиональная этика и психология делового общения: под ред., Самыгин С.И. — Москва : КноРус, 2021. — 232 с. — ISBN 978-5-406-01698-5. — URL: https://book.ru/book/938764. Текст : электронный.
  2. Сахарчук, Е.С. Психология делового общения: учебное пособие / Сахарчук Е.С. — Москва : КноРус, 2018. — 196 с. — (СПО). — ISBN 978-5-406-06373-6. — URL: https://book.ru/book/927708.
  3. Шеламова Г.М. Этикет делового общения: учеб. пособие для студ. учрежедний нач. проф. образования/ Г.М. Шеламова. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2015.- 192 с.

Дополнительные источники:

        

  1. Кошевая И.П., Канке А.А. Профессиональная этика и психология делового общения: учебное пособие. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2010.- 304 с.: ил. – (Профессиональное образование).
  2. Киселев, В.В. Психология и этика профессиональной деятельности : учебник / Киселев В.В. — Москва : КноРус, 2021. — 213 с. — ISBN 978-5-406-06086-5.
  3. Стишенок И.В. Тренинг уверенности в себе: развитие и реализация новых возможностей. – СПб.: Речь, 2010.-230с.
  4. Шеламова Г.М., Деловая культура и психология общения: учебник для нач. проф. образования- 7-е издание, стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017.- 160 с.

Интернет- ресурсы:

1. http://www.psychology.ru - Портал психологии- "Psychology.ru".

2. http://psylib.kiev.ua - PSYLIB: Психологическая библиотека "Самопознание и саморазвитие"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации практических работ студентов по дисциплине «физическая культура» для специальности: -13.02.11 – «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)»

В методических рекомендациях по организации практических работ студентов специальности: -13.02.11 – «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ основной профессиональной образовательной программы по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электри...

Методическое пособие для выполнения лабораторных и практических работ по дисциплине ОП.05 Материаловедение для специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

          Настоящее методическое пособие по выполнению лабораторных и практических работ для студентов специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание эл...

Учебно-методическое пособие для выполнения практических занятий для специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования

Учебно-методическое пособие по выполнению практических заданий междисциплинарного курса  МДК 03.01 «Планирование и организация работы структурного подразделения», разработаны в помощь...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению практических работ по учебной дисциплине ОГСЭ.03 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ для обучающихся по специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям

Методические рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Психология общения» для обучающихся по специальности 13.02.11  «Техническая эксплуат...

Методические рекомендации для проведения практических работ по физике для специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

Методические рекомендации для проведения практических занятий по физике: учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальностям: 13.02.11 Техническая эксплуатация и обс...

Методические указания по выполнению лабораторных и практических работ по МДК01.01 Электрические машины и аппараты специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования »2019,2020,2021г

Дано описание проведения лабораторных и практических работ по МДК01.01." Электрические машины и аппараты" специальности 13.02.11 . А такжеКритерии оценки:оценка «отлично» вы...