Духовно - нравственное воспитание подрастающего поколения
статья

         Обращаем ваше внимание не столько на истребление недостатков и пороков в детях, сколько на наполнение их животворящей любовью: будет любовь – не будет пороков. Истребление плохого без наполнения хорошим бесплодно: это производит пустоту, а пустота беспрестанно наполняется пустотою же, выгоните одну, явится другая.

                                                                                                       Белинский В.Г.

Помимо важных и позитивных перемен, которые произошли в России в 1990-х годах, в развитии страны имели место и негативные явления, оказавшие деструктивное воздействие на общественную нравственность, гражданское самосознание и социальную сферу. Духовная дезинтеграция общества, девальвация ценностей старшего поколения и размытость жизненных ориентировмолодежи привели к тому, что современная Россия находится среди стран-лидеров по числу социальных сирот, количеству разводов, самоубийств, уровню смертности от потребления алкоголя и наркотиков. В демографическом плане страна оказалась у черты, за которой может начинаться физическое вырождение нации.

Одна из причин такого положения в том, что не актуализирована система общенациональных ценностей и приоритетов. В обществе ощущается недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, недостает согласия в вопросах корректного и  конструктивного социального поведения, отсутствуют созидательные жизненные ориентиры. Есть сильное государство, но пока нет общего представления о едином российском народе, сплоченном чувством патриотизма, укорененного в национальной истории, культуре, нравственности, имеющего общий идеал будущего.

В Послании 2008 года Президент РФ выделил две основные социальные структуры, формирующие и  развивающие ценностно-нормативную основу национального самосознания, - Конституцию страны и  систему образования, прежде всего, общеобразовательную школу. «Система образования, - подчеркнул Д.А.Медведев,  - в прямом смысле слова образует личность, формирует сам образ жизни народа, передает новым поколениям ценности нации». Общеобразовательная школа призвана содействовать консолидации нации, ее сплочению на основе отечественных духовно-нравственных ценностей и традиций перед лицом внешних и внутренних вызовов. Школа призвана создавать гражданина и воспитывать патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Характер организации современного воспитательного процесса определен Законом «Об образовании». Ст. 9, п. 6, устанавливает, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся». Таким образом, духовно-нравственное развитие школьников есть первостепенной важности задача современного воспитания, государственный заказ для общеобразовательной школы. Духовно-нравственное развитие представляет собой процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов.

Создание условий для национально-культурной, духовно-ценностной, социальной и личностной идентичности молодежи является важным ресурсом обеспечения социального и духовного здоровья различных её групп. Говоря о нравственном примере педагога, следует вспомнить А. Дистервега, который считал, что «повсюду ценность школы равняется ценности ее учителя». Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам – все это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Никакие воспитательные программы  не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример  нравственного и гражданского личностного поведения. В педагогическом плане среди базовых национальных ценностей необходимо установить одну, важнейшую, системообразующую, дающую жизнь в душе детей всем другим ценностям – ценность Учителя. Духовно-нравственное и социальное самоопределение молодежи происходит в условиях смены традиционных для России устоев жизни, ценностей и идеалов, принципов и норм. Противоречивость ныне функционирующих в обществе ценностей и норм жизни затрудняет для взрослеющего человека процесс обретения собственной культурной, социальной, личностной идентичности стимулирует проявления недоверия и нигилизма. Многие старшеклассники (38,4%) оценили наблюдаемую ими реальность таким образом: «Большинство людей сегодня живут ради власти, денег, своих амбиций»; «Люди стали замкнутыми, злыми»; «Каждый сам за себя».

                   В философии и социологии образования, педагогике и психологии категории «духовность», «духовное здоровье», «духовное» и «душевное» рассматриваются как взаимосвязанные составляющих интегрального целого, сфокусированного в понятии личность (Г.С. Никифоров, Д.М. Митина, Г.В. Митин, О.А. Анисимова, М.В. Фирсов, Ю.А. Карпова, Ж.М. Глозман, В.Я. Семке и др.). С точки зрения философии и социологии образования, психологии и педагогической науки, «духовное», как квинтэссенция и потенциал духовно-нравственного здоровья, произрастает в человеке по мере принятия личностью, в том числе и в процессе целенаправленной деятельности учителя, в качестве базовых основ бытия, ценностей Любви, Красоты, Добра, Милосердия, Свободы, Справедливости и т.д. Именно в духовной деятельности и через нее, происходит сущностное становление личности в ее мировоззренческом и нравственном измерении. Усвоение и присвоение духовных ценностей функционально ведет к воплощению их в поступках, действиях и личности. Поэтому, говоря о духовном здоровье, мы имеем в виду именно духовно-нравственное здоровье.

         Подводя некоторые итоги, мы может констатировать: общество, на данном этапе его развития, не может полностью оградить подрастающее поколение от таких деструктивных социальных явлений, как терроризм, бандитизм, деятельность тоталитарных организацией и групп, пьянство, наркомания и т.п. Нашим детям, к сожалению, приходится с ними сталкиваться, прямо или косвенно. Научиться противостоять подобным опасностям, достойно выходить из экстремальных ситуаций без значительного ущерба не просто. Задача педагогов состоит в том, чтобы помочь детям сделать правильный выбор в сложных жизненных ситуациях, реальных или потенциально прогнозируемых. С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что вооружить детей знаниями о противоречивости реального бытия, научить их анализировать сложные ситуации, показать им важность мобилизации всех внутренних сил для того, чтобы справиться с трудностями, - это значит не только помочь им адаптироваться к жизни, но и укрепить растущего человека духовно.

                   Для того,  чтобы подрастающий человек был не просто «потребителем» ментальных духовных ценностей (доброжелательности, сотрудничества, милосердия, добра, красоты и т.д.), но и их активным «генератором», необходимы добрая воля и скоординированные усилия государства, структур гражданского общества, системы образования, каждой конкретной личности.

В основе педагогического управления процессами духовно-нравственного развития личности обучающегося лежит убеждение педагогов в том, что школа - это не только место, где можно получить новую информацию, а затем - и аттестат об образовании. Школу необходимо рассматривать как важнейший социальный институт, который во взаимодействии с другими субъектами социализации создает необходимые условия для духовно-нравственного, интеллектуального, социального, эстетического и в целом - человеческого развития обучающегося. Новая российская школа должны стать важнейшим, структурообразующим компонентом культуро-социо-педагогического пространства развития личности гражданина России. Она должна стать средоточием не только интеллектуальной, но также гражданской, духовной, культурной жизни школьника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Духовно - нравственное    воспитание подрастающего поколения

Митусова Динара Абдулгалимовна

преподаватель русского языка и литературы

ГБПОУ Образовательный комплекс

градостроительства «Столица»

                                                     

         Обращаем ваше внимание не столько на истребление недостатков и пороков в детях, сколько на наполнение их животворящей любовью: будет любовь – не будет пороков. Истребление плохого без наполнения хорошим бесплодно: это производит пустоту, а пустота беспрестанно наполняется пустотою же, выгоните одну, явится другая.

                                                                                                       Белинский В.Г.

Помимо важных и позитивных перемен, которые произошли в России в 1990-х годах, в развитии страны имели место и негативные явления, оказавшие деструктивное воздействие на общественную нравственность, гражданское самосознание и социальную сферу. Духовная дезинтеграция общества, девальвация ценностей старшего поколения и размытость жизненных ориентировмолодежи привели к тому, что современная Россия находится среди стран-лидеров по числу социальных сирот, количеству разводов, самоубийств, уровню смертности от потребления алкоголя и наркотиков. В демографическом плане страна оказалась у черты, за которой может начинаться физическое вырождение нации.

Одна из причин такого положения в том, что не актуализирована система общенациональных ценностей и приоритетов. В обществе ощущается недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, недостает согласия в вопросах корректного и  конструктивного социального поведения, отсутствуют созидательные жизненные ориентиры. Есть сильное государство, но пока нет общего представления о едином российском народе, сплоченном чувством патриотизма, укорененного в национальной истории, культуре, нравственности, имеющего общий идеал будущего.

В Послании 2008 года Президент РФ выделил две основные социальные структуры, формирующие и  развивающие ценностно-нормативную основу национального самосознания, - Конституцию страны и  систему образования, прежде всего, общеобразовательную школу. «Система образования, - подчеркнул Д.А.Медведев,  - в прямом смысле слова образует личность, формирует сам образ жизни народа, передает новым поколениям ценности нации». Общеобразовательная школа призвана содействовать консолидации нации, ее сплочению на основе отечественных духовно-нравственных ценностей и традиций перед лицом внешних и внутренних вызовов. Школа призвана создавать гражданина и воспитывать патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Характер организации современного воспитательного процесса определен Законом «Об образовании». Ст. 9, п. 6, устанавливает, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся». Таким образом, духовно-нравственное развитие школьников есть первостепенной важности задача современного воспитания, государственный заказ для общеобразовательной школы. Духовно-нравственное развитие представляет собой процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов.

Создание условий для национально-культурной, духовно-ценностной, социальной и личностной идентичности молодежи является важным ресурсом обеспечения социального и духовного здоровья различных её групп. Говоря о нравственном примере педагога, следует вспомнить А. Дистервега, который считал, что «повсюду ценность школы равняется ценности ее учителя». Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам – все это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Никакие воспитательные программы  не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример  нравственного и гражданского личностного поведения. В педагогическом плане среди базовых национальных ценностей необходимо установить одну, важнейшую, системообразующую, дающую жизнь в душе детей всем другим ценностям – ценность Учителя. Духовно-нравственное и социальное самоопределение молодежи происходит в условиях смены традиционных для России устоев жизни, ценностей и идеалов, принципов и норм. Противоречивость ныне функционирующих в обществе ценностей и норм жизни затрудняет для взрослеющего человека процесс обретения собственной культурной, социальной, личностной идентичности стимулирует проявления недоверия и нигилизма. Многие старшеклассники (38,4%) оценили наблюдаемую ими реальность таким образом: «Большинство людей сегодня живут ради власти, денег, своих амбиций»; «Люди стали замкнутыми, злыми»; «Каждый сам за себя».

                В философии и социологии образования, педагогике и психологии категории «духовность», «духовное здоровье», «духовное» и «душевное» рассматриваются как взаимосвязанные составляющих интегрального целого, сфокусированного в понятии личность (Г.С. Никифоров, Д.М. Митина, Г.В. Митин, О.А. Анисимова, М.В. Фирсов, Ю.А. Карпова, Ж.М. Глозман, В.Я. Семке и др.). С точки зрения философии и социологии образования, психологии и педагогической науки, «духовное», как квинтэссенция и потенциал духовно-нравственного здоровья, произрастает в человеке по мере принятия личностью, в том числе и в процессе целенаправленной деятельности учителя, в качестве базовых основ бытия, ценностей Любви, Красоты, Добра, Милосердия, Свободы, Справедливости и т.д. Именно в духовной деятельности и через нее, происходит сущностное становление личности в ее мировоззренческом и нравственном измерении. Усвоение и присвоение духовных ценностей функционально ведет к воплощению их в поступках, действиях и личности. Поэтому, говоря о духовном здоровье, мы имеем в виду именно духовно-нравственное здоровье.

        Подводя некоторые итоги, мы может констатировать: общество, на данном этапе его развития, не может полностью оградить подрастающее поколение от таких деструктивных социальных явлений, как терроризм, бандитизм, деятельность тоталитарных организацией и групп, пьянство, наркомания и т.п. Нашим детям, к сожалению, приходится с ними сталкиваться, прямо или косвенно. Научиться противостоять подобным опасностям, достойно выходить из экстремальных ситуаций без значительного ущерба не просто. Задача педагогов состоит в том, чтобы помочь детям сделать правильный выбор в сложных жизненных ситуациях, реальных или потенциально прогнозируемых. С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что вооружить детей знаниями о противоречивости реального бытия, научить их анализировать сложные ситуации, показать им важность мобилизации всех внутренних сил для того, чтобы справиться с трудностями, - это значит не только помочь им адаптироваться к жизни, но и укрепить растущего человека духовно.

                Для того,  чтобы подрастающий человек был не просто «потребителем» ментальных духовных ценностей (доброжелательности, сотрудничества, милосердия, добра, красоты и т.д.), но и их активным «генератором», необходимы добрая воля и скоординированные усилия государства, структур гражданского общества, системы образования, каждой конкретной личности.

В основе педагогического управления процессами духовно-нравственного развития личности обучающегося лежит убеждение педагогов в том, что школа - это не только место, где можно получить новую информацию, а затем - и аттестат об образовании. Школу необходимо рассматривать как важнейший социальный институт, который во взаимодействии с другими субъектами социализации создает необходимые условия для духовно-нравственного, интеллектуального, социального, эстетического и в целом - человеческого развития обучающегося. Новая российская школа должны стать важнейшим, структурообразующим компонентом культуро-социо-педагогического пространства развития личности гражданина России. Она должна стать средоточием не только интеллектуальной, но также гражданской, духовной, культурной жизни школьника.