Духовный аспект нравственного воспитания подрастающего поколения. "Коридоры" взаимодействия.
статья на тему

Гимиджиева Галина Владимировна

Статья рассказывает о важности духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, о роли создания воспитательного и образовательного пространства, механизмов взаимодействия с партнером, будь то учитель, одногруппник и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-nravstennoe_vospitanie._koridory_vzaimodeystviya.docx17.13 КБ

Предварительный просмотр:

Духовный аспект нравственного воспитания подрастающего поколения. "Коридоры" взаимодействия.

Гимиджиева Г.В., преподаватель иностранного языка ГАПОУ КК ЛСПК

Сегодня много говорят о духовности, о нравственности. Душа, дух человека, его состояние, когда он способен быть гуманным, отзывчивым, добрым, любить людей и свою страну,  сочувствовать инвалидам,  уважать  старших, да и не только старших, но и всех окружающих его людей, вообще уважать человека – это, прежде всего, умение сопереживать, стремление самому быть лучше, умение прийти на помощь другому.

 В настоящее время духовный  аспект  нравственного воспитания словно стирается из понятий поведения человека. Люди стремительно движутся к прогрессу, забывая о том,  что такие ценности, как материнская ласка,  доброе отношение к животным, окружающей среде, любовь не отменялись, однако они  просто выталкиваются из жизни людей. Очевидно, что-то уже очень упущено в воспитании, в нравственности. И, очевидно, на уровне уже всего общества. Разве не стоит над этим задуматься? Почему так происходит?

 Газеты, радио, телевидение – это всё составные части  воспитания  общества, разлагающие наше сознание на аспекты поведения, формируют само поведение. Чаще всего – это аспект, модуль подражания (боевики, статьи в газетах скандального характера о жизни звёзд, и других известных людей, фильмы в изобилии показывающие насилие). А плохое всегда почему-то запоминается лучше, особенно, если о нем говорится ежедневно. Условия существования людей стали жёстче. Когда-то на первый план выдвигались нравственные качества человека, теперь зачастую решают материальные ценности.  Расслоение общества сильно подрывает возможности формирования чувства справедливости в человеке, он может это принять, как свершившийся факт, но осознать  в полной мере  и внутренне принять этот факт он до конца не сможет.

 Добившись многого в насыщении общества теми или иными материальными благами, очевидно, пришла пора подумать и о духовной стороне общественно развития. Сложность заключается в том, что  фактически этот вопрос еще нигде серьёзно не обсуждался и  не исследовался. Если мы приоткроем страницы истории нашего государства, то можно  увидеть, как воспитывались у дворянских детей в плане культуры, речи, манер поведения. Это может служить хорошим примером для нынешнего поколения.  Взаимоотношения между поколениями заставляют задуматься о многом.

 Занятия по этике и эстетике, как в детском саду, в школе, в колледже могли бы хотя бы частично  удовлетворить потребность общества в духовном развитии личности, огромное значение  имеет воспитание чувства патриотизма,  любви и гордости за своё отечество, воспитание чести и гражданского долга. Уроки, любые занятия в школах, в клубах и т.д. не должны подавлять психику ребёнка,  человеческую личность. Здесь важен созидательный процесс овладения  знаниями, пробуждения интереса и любознательности. Важную роль в данном аспекте  играет  проблема  создания  образовательного и воспитательного пространства, механизм взаимодействия с партнёром, будь то учитель, одноклассник и т д.

 Это так называемые «коридоры» взаимодействия, которые строятся на таких  понятиях, как:

  • доверие;
  • психологическое взаимопроникновение;
  • желание сопричастности  к действию или высказыванию;
  • понимание и взаимопонимание;
  • принятие критического или негативного отзыва;
  • равноправное творческое  партнёрство (совместное принятие решений);
  • внутренняя готовность к сотрудничеству;
  • коридоры единомышленников (творческое единомыслие);
  • достижение высшей точки (нахождение так называемого «ключа») эмоционального и обучающего  фактора, или наличие в обучающем пространстве цепочки взаимосвязанных идей, направлений, ведущих к кульминации, то есть к глубокому проникновению в обучающее или воспитывающее пространство.

Учитель или воспитатель – это, прежде всего, личность, обладающая талантом, знаниями, даром интуиции, справедливости, умеющая быть ведущим не по должности  или возрасту, а по признанию  тех, кого  учит или воспитывает.

 И это тоже важно, так как именно в детстве идёт формирование психики ребёнка, формируется реакция его нервной системы на различные раздражители окружающей среды. Эти раздражители формируют сознание ребёнка, определяют его дальнейшее поведение. Вот почему влияние со стороны общества на ребёнка должно носить больше положительный характер, нежели отрицательный, чтобы можно было уметь противостоять возможным негативным влияниям улицы, обстановки, складывающейся вне дома (хотя в идеале такого не должно быть). А для этого сознание, мысли и действия тех, кто призван донести этот «плюс» людям, должно быть высокодуховным  во всех нравственных проявлениях.

 И это не поведение человека, ограниченного какими-то рамками, это, прежде всего, норма поведения (положительная норма поведения),  к которой  должны стремиться все. Цель, достигнув которую обязательно станешь лучше. Должно стать  нормой, когда человеку будет стыдно за  свое неадекватное поведение в обществе. А, если стыдно, значит, поведение  его будет не со знаком «минус», а со знаком «плюс».  Следовательно, надо сделать так, чтобы было желание и стремление достичь этого, чтобы на этапе становления никто не осуждал, потому что человек учится хорошему, он растёт духовно. Разумеется, есть и должны быть критерии норм поведения ребёнка и уже достаточно взрослого человека. Надо осознавать: то, что можно по неумению  и неосознанности  поведения ребёнку,  не может быть дозволено взрослому человеку, способному оценивать свои поступки и поведение. Конечно,  процесс этот бесконечный. Человек в своем стремлении стать лучше может достичь невообразимых высот. Но к этому надо стремиться. Без этого нельзя, если мы хотим, чтобы нас называли людьми, надо подниматься вверх по лестнице, а подниматься всегда  труднее, но это необходимо. Мы можем и должны быть разными, но такие качества поведения, как цинизм, злость, мстительность, ненависть, обман, трусость, жестокость, бездушие, отсутствие культуры поведения не должны становиться критериями  развития общества. В нашей стране есть огромный потенциал и возможности для полноценного развития  личности. Необходимо весь опыт и знания, накопленные в этой области, систематизировать, обобщить, составить программы по всем аспектам духовного и нравственного  воспитания и обучения  подрастающего поколения с учётом тех изменений, которые произошли в развитии общества и общественного сознания. Воспитание полноценной личности должно стоять в центре  созидающего процесса   развития общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опрос учащихся о духовно-нравственном воспитании молодёжи

Опрос  о духовных ценностях и нравственных нормах, которыми вы руководствуетесь в своей жизни. 1. Нужны ли в современном мире духовно-нравственные ценности?–нужны...

"Духовно-нравственное воспитание учащихся как важнейший аспект формирования личности гражданина России"

В статье представлен опыт работы воспитателя ГПД по духовно-нравственному воспитанию учеников коррекционных классов....

взаимодействие семьи и школы в гражданско-патриотическом воспитания, как части духовно- нравственного воспитания учащихся

Мы уверены, что  родители, работа с семьей поможет осуществить  воспитание нравственности, духовности, гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения, что даст новый импульс духов...

Круглый стол по вопросам гражданско – патриотического и духовно – нравственного воспитания Формы и методы гражданского воспитания

Уважаемые гости, студенты! Всем нам понятно, что ключевым качеством в стандартах нового поколения названы гражданственность и патриотизм, любовь к своей малой и большой Родине. И для нас с вами, для т...

ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ

В статье предпринята первая попытка обобщить собственные изыскания и опыт работы классного руководителя в проектной деятельности с позиции воспитателя. Статья будет интересна кураторам педагогических ...

Духовно - нравственное воспитание подрастающего поколения

       Обращаем ваше внимание не столько на истребление недостатков и пороков в детях, сколько на наполнение их животворящей любовью: будет любовь – не будет пороков. ...

Статья «Духовно-нравственное воспитание молодежи в ПОО СПО. Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающегося СПО»

Аннотация в данной статье раскрывается вопрос о возможностях образовательной организации среднего профессионального образования помогающих обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание обуча...