Культурно-социальный подход на уроках английского языка
статья

Виссарионова Виктория Валерьевна
В данной статье рассматривается использование культурно-социального подхода на уроках английского языка в СПб ГБПОУ колледжа «Водных ресурсов» для формирования отвечающего современным требованиям специалиста и личности. Рассматривается, как этот подход применяется на уроках с использованием конкретных тем и мероприятий. В современных условиях необходимость знания культуры страны изучаемого языка очевидна. Ключевые слова: культурно-социальный подход; уроки английского языка; межкультурная коммуникация; культура и язык.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Культурно-социальный подход на уроках английского языка

 Виссарионова Виктория Валерьевна

Преподаватель английского языка, Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение колледж «Водных ресурсов» , Санкт-Петербург

E-mail: tori2910@mail.ru

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматривается использование культурно-социального  подхода на уроках английского языка в СПб ГБПОУ колледжа «Водных ресурсов» для формирования отвечающего современным требованиям специалиста и личности. Рассматривается, как этот подход применяется на уроках с использованием конкретных тем и мероприятий. В современных условиях необходимость знания культуры страны изучаемого языка очевидна.

Ключевые слова: культурно-социальный подход; уроки английского языка; межкультурная коммуникация; культура и язык.

В современном мире всё меняется очень быстро. Происходят изменения в экономической, культурной и духовной сферах общества. Обществу необходимы квалифицированные специалисты с высокой степенью культуры.

В современных условиях очень остро стоят проблемы культурно-нравственного просвещения молодого поколения. Эти проблемы затрагивают социокультурные аспекты обучения и воспитания студентов, а также формирование жизненных ценностей и ориентиров особенно по отношению к будущей профессии.

Перед педагогическим сообществом ставится задача обеспечения высокого качества образования. Необходимо в наших студентах воспитать личность, гражданина и профессионала. Становится всё более очевидно, что формирование современной личности невозможно без использования культурно-социального подхода на уроках.

Человек является продуктом того общества, в котором он живёт, его формирует культурно-социальная среда, которая влияет на его мысли, поступки, на модель поведения.

Мир, в котором живут современные подростки, насыщен конфликтами. Эти конфликты возникают везде: на улице, дома, в учебном заведении. Одна из основных причин этих конфликтов заключается в том, что у подростков разный культурный уровень развития. К тому же «даже носители одного и того же языка могут выступать представителями разных культур и субкультур. Они также могут не до конца понимать друг друга» [2, c. 90]. Необходимо посредством приобщения к культуре воспитывать творческую личность и здесь не обойтись без социально-культурологического подхода в воспитании и обучении.

На уроках английского языка мы стремимся научить студентов общаться на другом языке. Однако «общение и культура неразделимы» [5, c. 55]. «Каждый урок иностранного языка – это перекресток культур, это практика межкультурной коммуникации, потому что каждое иностранное слово отражает иностранный мир и иностранную культуру: за каждым словом стоит обусловленное национальным сознанием (опять же иностранным, если слово иностранное) представление о мире» [3, c. 25].

Ясно, что необходимо учитывать национальные и культурные особенности представителей страны изучаемого языка. «Язык - это форма отражения культуры» [4, c. 37]. Также необходимо постоянно пополнять лексический запас обучающихся, так как словарный состав языка «отражает действительность, реагирует на изменения в общественной, материальной и культурной жизни народа» [1, c. 257].

У нас в Санкт-Петербургском колледже «Водных ресурсов» будущие специалисты изучают различные культурологические предметы.

Они занимаются черчением, фотографией, изучают литературу, историю, эстетику, поэзию, посещают выставки, музеи, театры, участвуют в социальных мероприятиях, представляют учебное заведение на конкурсах профессионального мастерства как в России, так и за рубежом. Они участвуют  в соревнованиях рабочих профессий WorldSkills (Ворлдскиллс).

Наши студенты становятся победителями и призерами этих соревнований. Это требует конечно же повышения профессионального и культурного уровня и особого внимания к изучению английского языка, который остаётся по-прежнему самым востребованным в мире для коммуникации с представителями иноязычных культур. «Коммуникация осуществляется одним или всеми следующими способами: действие, направленное на других, взаимодействие с другими людьми и реакция на действия других людей» [5, c. 25]. Необходимо быть знакомым не только с языком, но и с культурными особенностями сказанного, чтобы оно было понятно.

Для будущих работников сферы сервиса, которыми являются наши студенты, очень важно уметь общаться с другими людьми, правильно выражать свои мысли, хорошо владеть монологической и диалогической речью. На своих уроках мы большое внимание уделяем ситуациям реального речевого общения, то есть разыгрыванию заданных диалогов-образцов для воспроизведения различных поведенческих ситуаций, например: как пройти таможню, устроиться на работу, заказать билеты или гостиницу, вежливо обслужить клиента, пообедать в ресторане и так далее. На уроках используется различный речевой материал, с помощью которого можно познакомиться с искусством, музыкой, литературой, с жизнью сверстников в других странах, с различными достопримечательностями. Это способствует формированию уважительного отношения к людям других стран, их культуре и традициям.

Сейчас большой популярностью пользуются соревнования рабочих профессий WorldSkills. В наших программах есть темы, посвященные этому конкурсу, где студенты знакомятся с историей его создания, необходимой лексикой, тем самым ещё более повышается интерес к этому международному движению, а также культурный уровень обучающихся.

Иностранный язык обладает большими возможностями для изучения других культур. Освоение культуры другого языка обогащает духовный мир будущего специалиста.

Цель современного профессионального образования – формирование культуры специалиста, который сочетал бы в себе высокий профессионализм и творческое начало. С помощью культурно-социального подхода эта цель будет достигнута.

Список литературы:

  1. Лингвистический энциклопедический словарь // под ред. В.Н. Ярцевой –М.: Большая Рос. энцикл., 2002.-709с.
  2. Макшанцева Н.В. Межкультурная коммуникация в процессе изучения языка. Учебное пособие. - Н.Новгород, 2001. - 92с.
  3. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Слово, 2000. -624с.
  4. Швейцер А.Д., Никольский Л.Б. Введение в социолингвистику. М.: высшая школа,1978. - 216с.
  5. McQuail D., Windahl S. Communication models for the study of mass communications.-New York: Longman, 1993.- 146p.

     

                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции студентов медицинских колледжей на основе продуктивного подхода (на материале английского языка)

Доклад на актуальную тему по формированию профессиональных компетенций в медицинской области при изучении иностранного языка....

Педагогический опыт "Формирование коммуникативной компетенции учащихся посредством метода проектов на уроках английского языка в рамках системно-деятельностного подхода"

Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знани...

Профессионально-ориентированный подход при обучении английскому языку.

В статье описываются задачи ориентированного подхода, основные принципы обеспечения интеграции дисциплины "Иностранный язык" в общий курс профессиональной подготовки студента, предполагающий...

Использование мультисенсорного подхода в преподавании английского языка

Презентция о мультисенсорном подходе для методического семинара в рамках участия в конкурсе "Учитель года"...

«Метапредметный подход к проектированию урока английского языка. Реализация требований ФГОС».

В этой статье учитель делится опытом проектирования урока с использованием ресурсов Интернета, учебного пособия "Метапредметный портфель" в целях внедрения метапредметного подхода к обучению...

Статья- Формирование коммуникативной компетентности учащихся через реализацию интегративного подхода к обучению английскому языку.

Современное обучение  выбирает новые технологии развития, среди которых особое место занимает интеграция предметов. Интеграция – это философское понятие, означающее связность и взаимодейств...