"Методы интерактивной технологии в обучении английскому языку"
статья

Рябова Александра Николаевна

В настоящее время все более и более популярными становятся интерактивные технологии обучения, основанные на личностно-ориентированном подходе. Наиболее интересными интерактивными методами обучения иностранному языку являются метод шести шляп, метод INSERT (метод индивидуальных пометок, активное чтение), концептуальное колесо, стратегия решения проблем «IDEAL», стратегия «KWL Chart». Вам представлены разработки с использованием перечисленных методов по теме «Are You Happy at School?» УМК Кузовлева В.П. «Английский язык: Учебник для 7 класса общеобразовательный учреждений»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рябова А.Н.

МЕТОДЫ ИНТЕРАКТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

В условиях современного развивающегося и совершенствующегося общества различные технологии и методы обучения требуют постоянного обновления. Все более и более популярными становятся интерактивные технологии обучения, основанные на личностно-ориентированном подходе. Название «интерактивное обучение» происходит от психологического термина «интеракция» (от лат. inter «между» и actio «действие»), что означает взаимодействие [2, с.256].

К.В. Фокина определяет технологию интерактивного обучения как совокупность способов целенаправленного усиленного межсубъектного взаимодействия педагога и учащихся, последовательная реализация которых создает оптимальные условия для развития обучаемых [1, с.127]. Иначе говоря, интерактивное обучение – обучение во взаимодействии, в режиме диалога, беседы, нацеленное на взаимодействие учащихся не только с учителем, но и друг с другом, а также на преобладание активности учащихся в процессе обучения. При этом преподаватель становится лишь консультантом, побуждающим к самостоятельному поиску.

С нашей точки зрения, наиболее интересными интерактивными методами обучения иностранному языку являются метод шести шляп, метод INSERT (метод индивидуальных пометок, активное чтение), концептуальное колесо, стратегия решения проблем «IDEAL», стратегия «KWL Chart». Данные методы подойдут как для обучения иностранному языку, так и любому другому предмету с соответствующими изменениями и дополнениями.

Все эти методы могут применяться на уроках иностранного языка как в высшей, так и в средней школе. Мы разработали несколько упражнений на основе интерактивных методов по теме «Are You Happy at School?» УМК Кузовлева В.П. «Английский язык: Учебник для 7 класса общеобразовательный учреждений»

1. Шесть шляп мышления Эдварда де Боно. Каждая из шести шляп мышления имеет свой цвет: белый, красный, черный, желтый, зеленый, синий. Цвет шляпы определяет ее название и назначение.

Белая шляпа. Белый цвет беспристрастен и объективен. Белая шляпа отвечает за объективные факты и цифры.

Красная шляпа. Красный цвет символизирует гнев, ярость и эмоции. В красной шляпе мы высказываем эмоциональную точку зрения.

Черная шляпа. Черный цвет мрачный, зловещий, словом – недобрый. Черная шляпа покрывает все негативные аспекты – почему нельзя сделать что-либо?

Желтая шляпа. Желтый цвет радостный и позитивный. Желтая шляпа оптимистична, это шляпа позитивного мышления.

Зеленая шляпа. Зеленый цвет – это цвет свежей листвы, изобилия и плодородия. Зеленая шляпа символизирует творческое начало и расцвет новых идей.

Синяя шляпа. Синий цвет холодный; это – цвет неба, которое главенствует над всем. Синяя шляпа отвечает за контроль и организацию мыслительного процесса. А также за использование других шляп. В частности, ее используют в начале для определения того, что предстоит сделать, и в конце, чтобы обобщить достигнутое, сделать общие выводы и обозначить новые цели [3, с.19].

На уроке английского языка в 7 классе перед учащимися ставится задача высказаться по следующей проблеме:  «Каникулы заканчиваются на неделю раньше. Обсудите эту новость, используя шесть шляп мышления».

Белая шляпа – Только факты: есть те, кто рад этой новости, есть те, кто не рад; нагрузка в школе, количество уроков, кружков и т.д.

Красная шляпа – Какие эмоции вызывает у вас это известие?

Черная шляпа – Что отрицательного в том, что снова нужно в школу?

Желтая шляпа – Что положительного в том, что снова нужно в школу?

Зеленая шляпа – Что нового можно делать в школе? Что можно сделать, чтобы ученикам больше нравилось в школе?

Синяя шляпа – для ведущего, того, кто будет предлагать всем надеть шляпы того или иного цвета.

2. Метод INSERT (Interactive Notion System Effective Reading Thinking) — это прием такой маркировки текста, при которой учащиеся значками отмечают то, что известно («v»), что противоречит их представлениям («-»), что является интересным и неожиданным («+»), а также то, о чем хочется узнать более подробно («?»). На стадии осмысления содержания, для того чтобы разрешить противоречия и расширить знания по изучаемому вопросу, учащимся предлагается текст, в котором они делают соответствующие пометки на полях [4].

A Duke of Edinburgh’s Award

A Duke of Edinburgh’s Award programme is for young people between the ages of 14 and 24. You can do programmes at three levels. You can do a Bronze D E programme when you’re 14. If you are 15, you can start a Silver D of E programme. The Gold programme is for teenagers over 16.

You achieve an Award if you do a personal programme of activities in four sections. These sections are: Volunteering or Service, Physical, Skills and Expedition. For each section you can choose from over 50 activities.

The Duke of Edinburgh’s Award (D of E) is a part of the International Award Association. The Duke of Edinburgh’s Award was the first one.

Now there are programmes in 126 countries. The names of the Award may be different, but the idea is the same. The Award in the Russian Federation began in the Republic of Karelia. It became a part of the International Award Association in 2006.

После прочтения текста по методу INSERT учащиеся должны ответить на следующие вопросы:

a) What facts did you know before?

b) What new information have you found in the text?

c) With what information do you disagree?

d) Are there any facts in the text you don’t understand? About what do you want to get more information?

3. Метод концептуального колеса позволяет учащимся проанализировать то, что они уже знают по определенной теме. Это создает дополнительный стимул для формирования собственных целей и мотивов обучения. Суть метода заключается в том, чтобы в виде ключевых слов или синонимов обобщить всю известную учащимся информацию.

Например, на первом уроке в 7 классе можно обсудить с учащимися, как они провели летние каникулы. Для этого ученикам выдаются карточки, где в центре располагается название темы (а именно «SUMMER HOLIDAYS»), от которой идут несколько стрелок, и задание: «What can you do on your summer holidays? Where can you go? Try to write as much words as possible».

4. Стратегия решения проблем «IDEAL», разработанная Дж. Брэмсфордом, представляет собой алгоритм решения проблем, применимый для работы с текстами и анализа ситуаций. Алгоритм состоит из следующих шагов:

a) identify a problem – идентификация проблемы в общем виде;

b) debate a problem – обсуждение проблемы, ее четкое определение в виде вопроса, начинающегося со слова «как» («how»);

c) essential solutions – генерирование как можно большего числа вариантов решения проблемы с помощью мозгового штурма;

d) activity – выбор оптимального решения путем голосования;

e) logical conclusions – логические выводы, анализ всей работы учащихся [Там же].

Учащимся предлагается прочитать текст о Кристин Томсон в книге для чтения, выделить проблему ее занятости, обсудить ее и найти пути ее решения по стратегии «IDEAL».

5. Стратегия «KWL Chart» была разработана Донной Огл в 1986 году. Это стратегия понимания, которая помогает активизировать знания до чтения и вовлечь учащегося в обучение. Учащимся сообщается тема занятия и выдается таблица, состоящая из 3-х граф: KNOW («Что я уже знаю?»), WANT («Что я хочу узнать?»), LEARNED («Что я узнал?»).

Первая и вторая части заполняются до чтения, третья – после него.

В 7 классе в рамках темы «Are You Happy at School?» учащиеся говорят о школах-интернатах Великобритании. Сообщив тему, учитель просит их заполнить первые две графы таблицы. В конце урока учащиеся заполняют последнюю графу и обсуждают тему по таблице.

Таким образом, стратегия «KWL Chart» позволяет выявить знания учеников по определенной теме на определенном этапе обучения, их интересы и пожелания, а также получить обратную связь.

Таким образом, методы интерактивного обучения позволяют совершенствовать активно-познавательную и мыслительную деятельность учащихся, повышают мотивацию к изучению предмета и создают благоприятную атмосферу на уроке. Стоит отметить, что использование интерактивных методов в педагогическом процессе побуждает преподавателя к постоянному творчеству, совершенствованию, изменению, профессиональному и личностному росту и развитию.

ЛИТЕРАТУРА

1. Фокина К.В. Методика преподавания иностранного языка: конспект лекций/ К.В Фокина, Л.Н. Тернова, Н.В. Костычева. – М: Высшее образование, 2008.

2. Лощинина Л.А. К вопросу об интерактивном подходе в обучении иностранным языкам // Диалог языков и культур: теоретический и прикладной аспекты. – 2010. – Вып. 4.- С.253-259.

3. Edward de Bono. Six Thinking Hats // EOriginal dición:Viking, England, 1986.

4. Кузовлев В.П. Английский язык: Учебник для 7 класса общеобразовательный учреждений / В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова и др. – М.: Просвещение, 2003.

5. Федосеенко Н.Н. Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка с применением технологии развития критического мышления. [Электронный ресурс]. URL: http://do.gendocs.ru/docs/index-213842.html. (дата обращения: 27.03.2021).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение кейс-метода при обучении английского языка

С введением нового подхода к обучению иностранным языкам возникла необходимость появления активных методов обучения, среди которых лидирующее положение занимают метод проектов, деловая игра и кейс-мет...

Проектный метод обучения английскому языку

Использование проектных методов обучения английскому языку...

Использование компьютерных технологий в обучении английскому языку студентов педагогического колледжа

Актуальность проблемы исследования заключается в том, что с развитием общества меняется содержание обучения иностранным языкам, увеличивается объем изучаемого материала, поэтому использование компьюте...

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

В статье рассматриваетя роль информационных технологий в образовательном процессе, в частности в преподавании английского языка. Приведены ссылки таких информационных технологий, как подкасты, ин...

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА И ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩЕГОСЯ

Традиционные методы и формы обучения в современном мире не всегда отвечают запросам и учителей, и учащихся. Появилась необходимость  внедрения новых форм обучения, требующих от учителя компетенци...

Статья- Мобильные технологии в обучении английскому языку: 11 советов преподавателям.

В современной жизни мы постоянно  используем компьютер, планшет, телефон в течение дня. Мобильные технологии открывают нам удивительные возможности в обучении студентов английскому языку. Для ваш...