Анализ недочетов и ошибок в построении простого и сложного предложений
план-конспект урока

Прилагаю техкарту по теме "Анализ недочетов и ошибок  в построении простого и сложного предложений. Применение синтаксического и пунктуационного разбора простого предложения".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teh_karta_221_16.06.doc75 КБ
Microsoft Office document icon kontrolnaya_221_16.06.doc28 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Преподаватель

Маншеева Марина Михайловна

Учебная дисциплина

Русский язык

Группа

221

Специальность

Хозяйка усадьбы

Раздел дисциплины

Синтаксис и пунктуация

Тема изучения

Сложное предложение

Тема урока

Анализ недочетов и ошибок в построении простого (сложного) предложения. Применение синтаксического и пунктуационного разбора простого предложения.

Номер учебного занятия по КТП

2/34-ЛПЗ

Вид занятия

Урок

Тип урока

Урок обобщения и систематизации знаний

Вид урока

Урок-практикум

Цель урока:  

Образовательная: способность анализировать ошибки и недочеты в построении простых и сложных предложений;

Развивающая: развивать речемыслительную деятельность обучающихся,

навыки правильной постановки знаков препинания в сложносочиненных, сложноподчинённых предложениях посредством выполнения тренировочных упражнений; формировать устойчивую мотивацию к изучению русского языка, к достижению пунктуационной грамотности - как важного качества будущего специалиста.

Воспитывающая: воспитание вдумчивого и бережного отношения к слову; воспитание культуры речи.

Образовательные результаты

Общие компетенции

Личностные

Метапредметные:

Предметные

ОК6

Воспитание уважения к русскому языку (родному), который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности

Владение всеми видами речевой деятельности (аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом); владение языковыми средствами;

Сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения (учебно-научной, деловой и др.).

Организация образовательной среды

Педагогические технологии

Методы обучения

Образовательные ресурсы

Междисциплинарные и межкурсовые связи

Формы организации работы

-проблемное обучение;

-информационно-коммуникационные технологии;

Словесный

Практический;

Наглядный.

текст произведения, раздаточный материал-рекомендации

История

География

Литература

1.индивидуальная работа;

Работа по учебнику; 

1) беседа; 2) обсуждение;

3) сравнение;

Конспект урока

Тема урока: 

Анализ недочетов и ошибок в построении простого (сложного) предложения. Применение синтаксического и пунктуационного разбора простого предложения.

Цели урока: 

Образовательная: способность анализировать ошибки и недочеты в построении простых и сложных предложений;

Развивающая: развивать речемыслительную деятельность обучающихся,

навыки правильной постановки знаков препинания в сложносочиненных, сложноподчинённых предложениях посредством выполнения тренировочных упражнений; формировать устойчивую мотивацию к изучению русского языка, к достижению пунктуационной грамотности - как важного качества будущего специалиста.

Воспитывающая: воспитание вдумчивого и бережного отношения к слову; воспитание культуры речи.

Ход урока

Структурная часть урока

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

1.Организационная часть

1.Приветствует.

2.Определяет отсутствующих

3.Проверяет готовность группы к уроку.

В продолжение изучения сложного предложения мы с вами проведем заключительный урок по русскому языку. Урок будет состоять из практических работ, где проведем анализирование ошибок и недочетов в построении простого и сложного предложений.

1. Приветствуют.

2. Готовятся к уроку.

3.Планируют свою деятельность с заданными целями и содержанием урока.

4. Слушают. Записывают.

2. Этап всесторонней проверки знаний

1. Выявляет факт выполнения домашнего задания, причины невыполнения  задания отдельными студентами. Организует контроль.

2. Определяет типичные недостатки в знаниях студентов.

3. Использует  взаимопомощь и самоконтроль студентов.

4. Итак, контрольные вопросы на которые также нужно ответить  письменно и отправить скриншот в вайбер:

1.Назовите отличительные черты простого предложения от сложного.

2.Какие виды союзных сложных предложений вы знаете?

3.Чем отличается сложносочиненное от сложноподчиненного предложения?

4. Назовите основные ошибки в построении сложных предложений.

1. Проверяют задание по эталону.

2.Отвечают на вопросы.

3. Проверяют тетради друг у друга.

4. Выполняют работу. Рецензируют ответы, дополняют, высказывают

 свою точку зрения.

3. Этап усвоения новых знаний.

1. Выявляет факт выполнения домашнего задания.

2. Определяет типичные недостатки в знаниях студентов.

3. Использует  взаимопомощь и самоконтроль студентов.

4. Организует учебную деятельность в форме: зум-беседы и практической работы

Для повторения пройденного материала просьба зайти по ссылке и послушать

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3659/main/221304/

1. Слушают.

2. Овладевают умениями и навыками рационально учиться.

3. Выполняют записи в тетради, записывают алгоритмы.

4. Задают вопросы. Воспринимают и перерабатывают информацию.

5. Работают самостоятельно

4. Этап закрепления  новых знаний.

Среди ошибок и недочётов, связанных с употреблением сложных предложений наиболее распространёнными являются следующие:

- неправильное построение самой конструкции предложения;

- использование излишне громоздких конструкций.

1. Одним из самых распространенных недочётов является загромождение сложного предложения придаточными предложениями.

Ср.: Заявление представителей иностранных кругов, игнорирующее тот факт, что торговые отношения, которые в последние годы неуклонно развивались и проявляют тенденцию к дальнейшему росту, свидетельствует о том, что кто-то по-прежнему заинтересован в сохранении атмосферы «холодной войны» и ликвидации массового стремления к дружбе, которое охватило народы Европы и Америки, а это не может не отразиться на действиях нашего государства, которое продолжает рассчитывать на успех переговоров, хотя понимает, что достичь прогресса в таких переговорах будет нелегко, но мы привыкли преодолевать трудности.

►Неуместно также нанизывание однотипных синтаксических конструкций сложносочинённого или сложноподчинённого предложения.

Ср.: Кай старался отцепить санки, а они точно приросли, а седок поворачивался и мотал головой, а Герда только глядела вслед другу.

2. В ряде случаев одна и та же ситуация может быть выражена с помощью как сложносочинённых, так и сложноподчинённых предложений.

Ср.: Он вошёл, и мы встали; Когда он вошёл, мы встали.

►В то же время в речи часто наблюдаются случаи «сбоя структуры»: предложение, начатое как сложноподчинённое, заканчивается как сложносочинённое, и наоборот. Это недопустимо!

Ср.: Когда Мурке надоедало возиться с котятами, и она уходила куда-нибудь поспать.

3. К грамматическим ошибкам относится также использование разнотипных частей сложного предложения.

Например: Представитель нашей делегации выдвинул два положения: 1) без России Совет Европы не может полноценно функционировать; 2) необходимость стабилизации положения на Кавказе. В данном бессоюзном предложении при пояснении в первом случае используется двусоставное предложение (Совет не может функционировать, во втором – назывное предложение с одним главным членом – подлежащим необходимость (эта часть может быть охарактеризована и в качестве словосочетания, а не предложения).

4. Речевым недочётом при построении сложного предложения является так называемое смещение конструкции.

Например: Последнее, о чём я скажу, это о перерасходе средств. В данном случае в главном предложении (Последнее... это о перерасходе средств) произошло смещение конструкции под влиянием придаточного предложения (о чём я скажу). Грамматически более корректной была бы конструкция: Последнее, о чём я скажу, это перерасход средств.

5. Очень распространены в речи ошибки и недочёты, связанные с неправильным употреблением союзов и союзных слов:

а) использование одновременно нескольких союзов, союзных слов, лишней частицы бы при союзе чтобы.

Например:

1. Мать заболела, но тем не менее, однако, она не осталась дома. Корректная конструкция: Мать заболела, но тем не менеене осталась дома.

2. Он подумал, что кончена ли жизнь в тридцать лет. Корректная конструкция: Он подумал, кончена ли жизнь в тридцать лет.

3. Надо, чтобы он зашёл бы ко мне. Корректная конструкция: Надо, чтобы он зашёл ко мне;

б) неуместная вставка или, напротив, неправомерное опущение указательных слов: тот, то, такой и др.

Например:

1. Ваша ошибка заключается, что вы слишком торопитесь опубликовать свои стих – опущено указательное слово. Корректная конструкция: заключается в том, что...

2. Необходимо то, чтобы ты зашёл ко мне – указательное слово то ошибочно употребляется при наречии, не требующем такого распространения;

в) неуместное использование одного союза или союзного слова вместо другого:

например:

Нельзя мириться с таким положением, когда работы выполняются наспех – следовало бы: Нельзя мириться с тем, чтоработы выполняются наспех;

г) неуместное использование одновременно союза и союзного слова при однородном подчинении:

например:

Писатель понял, что Булька бежал за ним 20 вёрст и какой преданный друг у него есть – следовало бы: Писатель понял, чтоБулька, бежавший за ним 20 вёрст, – преданный друг; Писатель понял, что Булька бежал за ним 20 вёрст и что пёс – преданный друг.

Наиболее простые по своей структуре бессоюзные и сложносочиненные, поэтому ошибки в них крайне редки. А вот в построении сложноподчиненных предложений часто встречаются «ляпы». Рассмотрим наиболее распространенные ошибки, которые  можно увидеть при составлении СПП.

СПП состоит из нескольких простых предложений, объединенных подчинительной связью.

Ошибка 1. Неправильное или лишнее употребление союзов и дополнительных слов в зависимых предложениях.

Примеры:

Неверно: Мы волновались за то, что опоздаем на урок.

              Она восхищалась, что он был так талантлив.

Подумайте, как будет верно?

Ошибка 2. Употребление похожих по смыслу подчинительных и сочинительных союзов.

Неверно: Пробежав однажды марафон, я понял: для того чтобы победить нужно регулярно заниматься, причем с тренером.

Подумайте, как будет верно?

Неверно: Мы завели кошку, которая была очень подвижной, которая легко забегала вверх на карниз, который, в конце концов, отвалился.

Ошибка 4. Одновременное использование подчинительных и сочинительных союзов.

Пример:

Неверно: Она радовалась как дождю, так и солнцу, как будто ребенок.

Ошибка 5. Употребление в зависимой части предложения союза «что» одновременно с частицей «ли».

6

Неверно: Они не гадали, что будет ли в этом году снежная зима.

Ошибка 6. Пропуск указательных слов в главной части, в связи с чем, грамматически и по смыслу предложение не закончено.

Неверно: Она училась в школе, где французский был профилирующим предметом.

Ошибка 7. Лишнее употребление указательных слов в главном предложении.

Неверно: У нее было такое чувство, что она где-то уже слышала эту песню.

Ошибка 8. Некорректное присоединение зависимого предложения.

Неверно: Бабушка сказала, что везет кошку на дачу, за которой нужно будет следить. (Следить нужно будет за дачей или кошкой?)

Ошибка 9. Употребление союзного слова «который» в неверной форме.

Неверно: Клюква была тем витамином, которая очень полезна для иммунитета в зимнее время.

Ошибка 10. Излишнее использование частицы «бы». Обратите внимание, что союз «чтобы» уже включает «бы», поэтому не нужно ее употреблять дополнительно.

Неверно: Если бы мы вышли на пять минут раньше, то мы бы успели бы на электричку.

.

Ошибка 11. Путаница с косвенной и прямой речью.

Неверно: Посмотрев фильм 15 минут, друзья подумали, что лучше бы мы остались дома.

1. Воспроизводят основные идеи  нового материала.

2.Выделяют существенные признаки ведущих понятий, конкретизируют эти признаки.

3.Узнают и соотносят факты с понятиями, правилами и идеями.

4. Обобщают, сравнивают, анализируют.

5 этап подведения итогов и д/задание

Домашнее задание: найти и записать

2 простых предложений

2 сложносочиненных

2 сложноподчиненных предложений

  1. Слушают. Задают вопросы, осмысливают выполнение.
  2. Записывают домашнее задание.
  3. Внимательно слушают.
  4. Выполняют задание рефлексии.

.

Приложение к уроку.



Предварительный просмотр:

Контрольная  работа по литературе 20 века

1. Произведение А.П.Чехова заканчивается словами : «Прощайте, пожалуйста! И машет платком»:

        1) «Ионыч»;  2) «Крыжовник»;  3) «О любви»;  4) «Хамелеон».

 

2. Не принадлежит к Серебряному веку русской поэзии:

1) Н.Гумилев;  2) В.Маяковский;  3) Ф.Тютчев;  4)А.Блок.        

 3. Выступил с программой нового поэтического течения, названного акмеизмом:

              1)В.Брюсов;   2) К.Бальмонт;  3) И.Анненский;  4)Н.Гумилев

4. Стихотворение М.Цветаевой «Кто создан из камня, кто создан из глины…» на какой антитезе оно построено? В чем смысл этой антитезы?

5. Поэт Серебряного века осознавал себя художником, «революцией мобилизованным и призванным»:

              1)А.Блок;     2)С.Есенин;  3)В.Маяковский;   4)Н.Гумилев.

 6.Укажите название приема, к которому прибегает С.Есенин в создании образа:

              Дымом половодье зализало ил,

              Желтые поводья месяц уронил…

                                 1)олицетворение;   2)сравнение;   3)эпитет;   4)метафора.

7. В стихотворении А.Блока «Незнакомка» отметьте реалии Петербурга, символические образы; приведите примеры «двоемирия».

              8. Действующее лицо пьесы «Вишневый сад», которому принадлежат следующие слова:

 «Детская, милая моя, прекрасная комната…я тут спала, когда была маленькой»

              9. Кто в художественной системе романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» является образцом поведения Мастера, истинным Мастером, не отрекающимся от своего предназначения ни при каких обстоятельствах?

              10. Как Вы думаете, почему Григорий выбирает Аксинью из двух этих женщин? Как этот выбор соотносится с характером самого Григория? Из какого произведения эти герои?

11. Сколько «волн эмиграции русских писателей»? напишите.

  12. Кому принадлежат данные отрывки?

                              1)  На заре ты ее не буди

                        На заре она так сладко спит;

                               2)  Под насыпью, во рву некошеном,

                                    Лежит и смотрит, как живая,

                                    В цветном платке на косы брошенном,

                                    Красивая и молода

                             3. Имя твое- птица в руке,

                        Имя твое-льдинка на языке…

13. Престижная литературная премия, которую получил И.Бунин в 1933 году, став первым русским писателем-лауреатом этой премии.

14. Рассказ А. Куприна носит название драгоценного камня. Запишите название.

15. Трагична ли судьба человека в рассказах В.Шаламова «Колымские рассказы»? почему ? напишите

16. Основной мотив лирики С.Есенина? Покажите данную тему на примере одного из стихотворений поэта.

17. Что такое авторская песня? Дайте определение понятию «бард». Кто занимался в этом направлении ?Краткую характеристику биографии автора.

18. Кто является самым любимым поэтом или писателем литературы 20 века. Напишите. Почему ?

19. Итак, завершился ваш первый курс знакомства в колледже с предметом «Литература». С какими сложностями вы столкнулись, напишите. Плюсы и минусы. Ответы должны быть максимально откровенными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды сложных предложений

Презентация по теме "Виды сложных  предложений". Сложные предложения делятся на сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные. Презентация поможет при подготовке к ЕГЭ....

Конспект урока по русскому языку "Бессоюзные сложные предложения" (10-11кл.)

Конспект урока по русскому языку с презентацией по теме:"Бессоюзные сложные предложения"....

Методическая разработка. Конспект урока. Союз как служебная часть речи. Правописание союзов и их употребление в простом и сложном предложении

Технологии:  личностно-ориентированное технология ( разноуровневое обучение ), технология перспективно - опережающего обучения, технология обучения в сотрудничестве.Тип урока: урок закрепления зн...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по ОДБ 01. Русский язык Тема: «Сложное предложение. Бессоюзное сложное предложение».

Данная тема занимает важное место в разделе «Синтаксис». Содержание раздела в целом органически связано с лексикой и орфографией.Изучение сложноподчиненного предложения, правил постановки ...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по ОДБ 01. Русский язык Тема: «Сложное предложение. Сложносочиненное предложение».

Данная тема занимает важное место в разделе «Синтаксис». Содержание раздела в целом органически связано с лексикой и орфографией.Изучение сложноподчиненного предложения, правил постановки ...

Презентация. Буквенный диктант. Простое и сложное предложение

В презентации представлен материал для проведения буквенного диктанта в 9 классе. Тема диктанта "Простое и сложное предложение" ...

Конспект урока для 5 класса ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Предоставление краткий конспект по русскому языку...