Конкурс "Педагогический потенциал"
методическая разработка

Морозова Любовь Александровна

Материал для преподавателя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Внеклассное занятие32.36 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗРАБОТКА КОНКУРСНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ПЕДАГОГИКЕ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

КОНКУРС «Педагогический потенциал»

                                                                                                                                                                                                                                                                            

Морозова Любовь Александровна

Преподаватель педагогических дисциплин

ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно – педагогический колледж

имени И.А. Куратова»

Республика Коми, г. Сыктывкар

Цель: Формирование у обучающихся профессиональной компетентности, развитие творческого отношения к педагогическому труду.

Задачи:

  1. Закрепить и углубить теоретические знания, полученных студентами в процессе изучения дисциплин педагогического цикла.
  2. Формировать профессиональные и общие компетенции, а также профессионально-личностные качества будущего педагога.
  3. Способствовать повышению престижа выбранной профессии; выявить и поддержать наиболее одаренных студентов.

План: 1) Вступление

а)        О роли учителя понятие «студент», «мастер».

б)        Задачи конкурса.

в)        Условия конкурса.

г)        Представление жюри и участников конкурса.
2) конкурсы.

3) Подведение итогов.

«Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель». К.Д.Ушинский

Вступление.

Учитель имеет дело с самым сложным, бесценным, дорогим в жизни - с человеком. От нас, от нашего умения, мастерства, искусства, мудрости зависит его жизнь, здоровье, судьба, разум, характер, воля, гражданское и интеллектуальное лицо, его место и роль в жизни, его счастье.

Какой учитель сегодня нужен в школе? Ответим на этот вопрос словами известного педагога В.А. Караковского:

«Прежде всего,  он должен быть современным, жить проблемами страны, общества, т.е. быть гражданином. Он должен быть личностью, хватит с нас « никаких учителей», «пирожков ни с чем. Безусловно, он должен быть высоким профессионалом, хватит нам работать на глазок или по наитию. Учитель сегодня - это тип творческой личности. Непременным началом считаю также интеллигентность. И, наконец, умная любовь к детям».

(Караковский В.А. «Любимые мои ученики»)

К сведению участников конкурса: (Для справки).

Студент (от латинского слова «Student») означает «усердно заниматься». Студент в дословном переводе с латинского обозначает - человека стремящегося к чему-либо, интересующегося чем-либо.

Мастер - по выражению Даля - « особенно сведущий или искусный в своем деле».

Потенциал — совокупность всех имеющихся возможностей, средств в какой-либо области, сфере.

Поэтому, как вы уже поняли, наш конкурс преследует следующие задачи:

Побудить вас к активному самоусовершенствованию, к стремлению стать учителем мастером, т.е. особенно осведомленным, сведущим в своем деле.

Конкурс есть конкурс... И как в любом конкурсе идет подсчет результатов. Конечно, вам интересно знать по каким критериям он будет проходить...

Итак, условия нашего конкурса, или, что будет учитывать жюри:

1 .Умение точно, правильно передать информацию, показать свои знания

  1. Ваше творчество, изобретательность.
  2. Владение педагогической техникой.
  3. Умение внимательно слушать товарищей.
  4. Умение дружно, согласованно работать.

Представление жюри

Представление участников конкурса

1.       Конкурс «Визитка» (время на подготовку 2мин).

Группа (творческое домашнее задание) -2-3 мин.

Коротко, но емко представить себя. (Название, педагогическое кредо (девиз), отличительный знак).

В конкурсе оценивается краткость, полнота содержания, сценическая культура, артистичность, оригинальность по 5-ти балльной системе.

Задание аудитории: Конкурс высказываний о профессии учителя

2.        Конкурс (разминка). Носит название «Дальше, дальше, дальше…». Правила игры: я буду читать вопросы, если вы знаете ответы, то называете его первым. Времени на обдумывание не дается. Каждый правильный ответ оценивается в одно очко.
1.Наука о воспитании человека? (педагогика)

2.Что в переводе с греческого означает слово педагогика? (детоводство)

3.На рубеже какого века выделилась именно как наука? (XVI1 в)

4.Кто впервые дал стройную педагогическую систему? (Я.А. Коменский)
5.Кто из педагогов прошлого содействовал развитию педагогической науки? (Руссо, Песталоцци, Дистервег …)

6.Кто определил продолжительность урока? (Я.А. Коменский)

8.Отец русской педагогики? (К.Д. Ушинский)

9.Кто был по национальности Я.А. Коменский? (чех)

10.Автор «Педагогической поэмы» (А.С. Макаренко)

3. Конкурс мы назвали историческим или «КТО ЭТО?»

На руках у каждого участника конкурса набор карточек, на которых написано Ф.И.О. Задание: зачитывается текст, каждый участник должен поднять ту карточку, на которой, по его мнению, написана нужная Ф.И.О.

1. «В 22 года ему была присуждена степень кандидата юриспруденции. Его блестящий труд «О камеральном образовании» выдвинул его в первые ряды ученых того времени. Главное сочинение этого прекрасного педагога «Педагогическая антропология» (1том – «Человек как предмет воспитания») положила начало новой отрасли современной педагогики - педагогической психологии.

В юношеском дневнике он так сформулировал цель своей жизни: «Сделать как можно более пользы моему отечеству». Он достиг цели.

Кто это? (К.Д.Ушинский)

(Доп. информация для ведущего)

Основоположник научной педагогики в России. Разработал цельную дидактическую систему.

В 1945 году в нашей стране учреждена медаль в честь этого выдающегося русского педагога.

2. Основополагающий принцип его дидактической системы - принцип природосообразности. Ему первому принадлежит идея интеграции научных знаний (идея-пансофия)

Создатель знаменитых учебников «Мир чувственных вещей в картинках», «Открытая дверь к языкам».

Его дидактическая система четко ориентирована на личность ребенка. (Доп. ннф. Первым обосновал классно-урочную форму организации процесса обучения)

«Впередсмотрящий» так называли его современники.

Кто это? (Я. А.Коменский)

3.        Он никогда не мечтал быть учителем. Его теория воспитания выросла из практики. В течение 16 лет он талантливо, бесстрашно, бескорыстно осуществлял беспримерный педагогический эксперимент. Детям и подросткам он посвятил всю свою жизнь, ум, талант.

Проблемам воспитания личности он посвятил свои художественные произведения и многие статьи. «Педагогическая поэма» - одно из самых его известных произведений.

С полным правом он мог бы сказать о себе: «Я умел с первого взгляда, по внешним признакам, по неуловимым гримасам, по голосу, по походке, еще по каким-то мельчайшим завиткам личности..., сравнительно точно предсказывать какая продукция может получаться в каждом отдельном случае из этого сырья».

Кто это? (А.С.Макаренко)

4.Человек-легенда…  И действительно. Во-первых, это писатель, главный труд его жизни – книга «Как любить детей»;

Во-вторых, детский врач. И главное, педагог-новатор, тонкий знаток детской души. Многие его представляют как мечтателя, сказочника, безгранично доброго человека с детскими голубыми глазами. В жизни он становится героем, когда погибает, когда становится жертвой.

Очень важно отметить: смерть его была актом свободного выбора.  

Кто это? (Януш Корчак)

5. Сразу после лечения в госпитале от тяжелого ранения, он начинает работать в школе. Вернувшись на родину, 23 года он был бессменным руководителем сельской школы, где создал коллектив единомышленников. Под руководством директора она превратилась в своеобразную авторскую школу. В основу воспитательного процесса он кладет культ Природы, Ребенка, Человека, Матери. Об этом можно прочитать в его многочисленных книгах. Он считал, что школа – это место где господствует справедливость и царит радость.
Школа должна быть школой радости, и это может добиться каждый коллектив учителей, если в основу своих отношений с учащимися положит справедливость, гуманность, доброжелательность и чуткость. Об этом педагогическом таланте мы с полной уверенностью могли бы сказать его же словами – “Я сердце отдал детям”.

Кто это? (В.А. Сухомлинский)
        (Для организаторов: Кроме указанных карточек (ответы) необходимо подготовить 2 лишние карточки (например: С.Н. Лысенкова, И.Г. Песталоцци)

4. Конкурс.  Определи педагогические способности.

Важнейший элемент структуры педагогического мастерства – способности. Именно от них, прежде всего, зависит успешность педагогической деятельности. Вот поэтому следующее наше задание связано с определением педагогических способностей.

Задание. Будет называться отличительная особенность учителя, даваться его образная характеристика. Ваша задача. Попытайтесь определить, какие педагогические способности развиты у этого учителя.

1) О таком учителе дети говорят – у него «не хочешь и то поймешь» (т.е. излагает знания в доступной, краткой и интересной форме).

Ответ: дидактические способности.

2) О таком учителе дети говорят –  не учитель, а «экстрасенс: видит тебя насквозь», (т.е. понимает ученика, представляет себя на его месте, улавливает изменения в состоянии ребенка и класса)

Ответ: перцептивные способности.

3) О таком учителе дети говорят «с ним можно найти общий язык» (т.е. может расположить к себе, установить контакт, найти правильный подход к ребенку и коллективу).

Ответ: коммуникативные способности.

4) О таком учителе коллеги говорят: «он знает меру во всем» (т.е. умеет находить наиболее удачные способы влияния на ученика и коллектив, сочетает уважение и требовательность к ним, ярко выражена способность владеть собой в любой ситуации). Ответ: педагогический такт.

5) О таком учителе и дети, и коллеги говорят: «дирижер» «мы с ним все придумываем и делаем сами» (т.е. он способен «заряжать» детей и учителей своей энергией и увлеченностью, активизировать их, побудить к хорошим делам и поступкам). Ответ: организаторские способности.

Задание аудитории. Педагогическая ценность. В чем заключается педагогическая ценность этого приема В. А. Сухомлинского? 

Дети приносят и вручают учителю букет ярких цветов.
Учитель: Как вы узнали, что астры – мои любимые цветы? Спасибо. Вы так добры. Поставим их в воду? Мальчики принесут воду, а девочки подрежут стебельки и красиво расположат их в вазе.

(Ответ: Понимают, что надо дарить то, что любят. Трудную работу выполняют мальчики, а чувство красоты ближе девочкам. Они получают удовлетворение от собственных действий, т.к. их подарок выставлен на всеобщее обозрение.)

5. Конкурс «Пойми меня»

Как часто учителя не понимают учащихся, а учащиеся не могут понять, что требуют от них учителя. Удастся ли вам сегодня понять учеников? Сейчас мы это узнаем.

Задание - узнать зашифрованное понятие по нескольким характерным описаниям. Ведущий зачитывает характеристики по одной. Как только команда будет готова дать ответ, капитан поднимает руку.

  1. Без него нельзя обойтись. Оно висит на стене. Если я болею, мне мама говорит: «Позвони Маше и узнай...» Его составляет завуч. (Расписание уроков.)
  2. Ее любят все ученики. Во время нее девочки бегают за мальчиками и наоборот. Когда она начинается, все «вылетают» из кабинета. (Перемена.)

3.        Они бывают разные: послушные и непослушные, двоечники и отличники,
девочки и мальчики. У них бывают разные имена. У них бывает отдых:
зимой, весной, летом и осенью. Они любят кричать, плохие выкрикивают
первыми и всегда неправильно. (Ученики, школьники.)

  1. В школе его всегда не хватает. Некоторые любят его есть. От него становишься грязным. Без него не обойтись у доски. (Мел.)
  2. Это проходит в школе. Там выступает директор. Там что-нибудь решают. Там кого-нибудь ругают. (Педсовет.)

6.Конкурс актерского мастерства и педагогической техники «Театр одного актера».

«Воспитанник воспринимает вашу душу и ваши мысли не потому,

что знает, что у вас в душе происходит, а потому, что видит вас, слушает вас».

А.С.Макаренко.

«Воспитатель   должен   уметь   организовывать,   ходить,   шутить,   быть веселым, сердитым... Себя вести так, чтобы каждое его движение воспитывало».

И еще        

«...Я не допускал к уроку учителя, неряшливо одетого... Поэтому у нас

вошло в обыкновение ходить на работу в лучшем костюме. И я сам ходил на

работу в лучшем костюме».

Всякому, кто учит и воспитывает, ох, как важно находить решающее слово - точную интонацию - убедительную паузу - подходящий внешний вид. Знаете ли вы, что человек доверяет больше невербальным средствам общения. Психология утверждает, что доля/этой информации достигает 80%.

Учитель часто выступает в роли актера. Поэтому предлагаем Вам проявить свой актерский потенциал.
При выполнении данного задания в этом конкурсе будут учитываться:
1. Артистичность.
2. Выразительность вербальных и невербальных средств общения.
3. Умение перевоплощаться.
4. Умение точно передавать информацию.
Задание. Изобрази роль, учитывая вышеперечисленные критерии:
• молодой учитель;
• учитель, ненавидящий школу;
• учитель, влюбленный в школу.

Какой образ вам больше понравился?

7.   «Памятка»

«Мы должны быть людьми доброй души и любить детей такими, какие они есть...»

«Мы должны уметь понимать детей...»

«Быть мастером педагогического дела - значит иметь исходную педагогическую позицию своей деятельности... Для себя я уже определил эту позицию - она есть личностно-гуманный подход к детям в педагогическом процессе».

Как вы уже наверное догадались - эти слова принадлежат великому гуманисту нашего времени Ш.А. Амонашвили.

И произнесены они не случайно.

Мы хотим узнать, а определились ли вы с исходной педагогической позицией своей деятельности.

Внимание, задание: Каждая команда должна составить памятку с названием «В своей педагогической деятельности я буду...»

Время на задание 5 минут. Памятки зачитываются вслух.

Задание аудитории. Стихи об учителе.

Рефлексия:

Мои главные достижения сейчас – это…

Мне хочется добиться…

Я хочу стать…

Мне нужно научиться…

Я постараюсь научиться прежде всего…

Я смогу добиться…, если…        

Я верю, что смогу освоить…

Я твердо убежден (а)…        

Пока жюри подводит итоги, можно дать дополнительное задание.

Подведение итогов.   (Награждение)

Мы благодарим участников за мужество, настойчивость. Стремление к победе за активное участие в нашем конкурсе. Благодарим за работу жюри, всех присутствующих.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Потенциал общения учитель-ученик в рамках современного инновационного урока.

Стимулирование осмысленного учения средствами речевого воздействия на школьника....

Личностно-ориентированное обучение на уроках географии. Развивающий потенциал учебных приёмов, видов и форм учебных заданий.

В условиях модернизации образования, введения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения  происходят кардинальные изменения в системе образования и в первую оче...

3. Роль технологических условий и развивающего потенциала в развитии одаренности учащихся и студенческой молодежи.

Технологические условия развития одаренности: формы, методы, образовательные технологии в развитии одаренности личности. Развивающий потенциал олимпиад и конкурсов. Роль проектной, исследовательской д...

Развитие творческого потенциала обучающихся на уроках технологии.

Развитие творческих способностей учащихсяна уроках технологии посредством смены объектов труда....

Развитие творческого потенциала студентов колледжа в курсе методики развития детской речи

Данная статья поможет студентам и работающим воспитателям более творчески подходить в работе с детьми по развитию речевого творчества.Целенаправленная, систематическая работа преподавателя по ра...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ГАРМОНИИ

В организации учебно-воспитательного процесса особое внимание обращается на профессиональное самоутверждение студента. Этому способствуют многие факторы, в том числе, различные виды самостоятельной ра...

Исследовательская работа "Декорирование одежды - один из методов исследования творческого потенциала и профессионально важных качеств обучающихся"

Результатом развития  творческих способностей и профессионально важных качеств, является воспитание у обучающихся:  воображения, фантазии, творческого мышления, трудолюбия, стремление к проф...