Потенциал общения учитель-ученик в рамках современного инновационного урока.
материал по теме

Стимулирование осмысленного учения средствами речевого воздействия на школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon potencial_obshcheniya_uchitel-uchenik.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Текст выступления на педагогических чтениях по теме:

Потенциал общения учитель – ученик в рамках современного инновационного урока

Подготовил

Учитель структурного подразделения

Отделения надомного обучения

ГБОУ СОШ № 648

К.п.н. Чирво А.Ю.

Москва, 2012

Потенциал общения учитель – ученик в рамках современного инновационного урока.

Отечественный психолог и лингвист Алексей Алексеевич Леонтьев так определял оптимальное педагогическое общение: «… это такое общение учителя с учениками, которое создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для правильного формирования личности школьника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения, препятствует возникновению «психологического барьера», обеспечивает управление социально-психологическими процессами в детском коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя». Социолог Анатолий Викторович Мудрик, педагог Людмила Ивановна Новикова и др. определяют общение как обмен духовными ценностями в процессе совместной деятельности.

Месячник педагогического мастерства, прошедший в нашей школе, показал, что потенциал школьного коллектива высок. При высокой посещаемости открытых уроков, количество конструктивных высказываний, однако, было не очень высоким.

В ходе анализа уроков, выявлено, что многие учителя создавали условия для приобретения школьниками позитивного опыта, обеспечивали высокое качество организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных. Знание особенностей профессиональной коммуникативной компетенции способствовало эффективности процесса обучения. Например, урок Пищиковой Валентины Дмитриевны и Стоцкого Евгения Евгеньевича соответствовал форме бинарного урока, что прослеживалось не у всех педагогов, заявивших о ней. Учителя равноценно дополняли друг друга, речь учителей способствовала тому, что школьники активно проявляли себя в созданных для них позитивных условиях.

Перед современным учителем возникает следующая проблема: как превратить педагогическое общение в облегчающее процессы освоения разных предметов, т.е. в фасилитирующее. Сам термин «фасилитация» произошел от английского глагола to facilitate ‘облегчать, содействовать, способствовать, помогать, продвигать’. Появление понятий «фасилитация», «фасилитировать» тесно связано с работами учителя-гуманиста Карла Роджерса и выдвижением им путей облегчения в самых разных областях межличностного общения взрослых и детей, учащихся и учителей. Фасилитировать значит облегчать групповой процесс, а основная задача учителя-фасилитатора – это стимулирование и инициирование осмысленного учения.

Общение в рамках современного инновационного урока, которое мы увидели в рамках месячника педагогического мастерства, рассматривается как форма развития участников взаимодействия. Учитель, являясь инициальным звеном педагогического общения, использует профессиональную коммуникативную компетенцию для появления и закрепления положительного эмоционального отношения к учебной деятельности у школьников, что, например, наблюдалось на протяжении всего мастер-класса, проведенного Васильевой Ириной Викторовной и Гавриловой Людмилой Владимировной с участием школьников 5-11 классов. Фасилитативное общение обеспечило оптимальные условия для создания внутренней положительной мотивации к учебному процессу, способствовало снятию барьеров взаимодействия и, как следствие, развитию личности учеников.

С целью повышения качества знаний учащихся учителю следует моделировать ситуации продуктивного общения. Например, постановка Дюкиной Надеждой Георгиевной вопроса «Что ты думаешь по этому поводу?» к заданиям развивает творческую самостоятельность и познавательную активность учащихся, стимулирует осмысленное овладение предметом, основываясь на личностно-ориентированном общении. Ответ, начинающийся со слов «Я думаю», формирует готовность и способность школьника проявлять себя и выражать личное мнение, даже если оно отличается от мнения других.

Немецкий исследователь Д. Шпанхель описывал функции языка учителя и отмечал, что в зависимости от коммуникативного намерения учителя превалируют разные по форме речевые действия: просьба, совет, рекомендация или вопрос, рассказ, объяснение.

Речь педагога, коммуникативная по форме и дидактическая по содержанию, оформляется в развивающее средство воздействия. Это становится возможным благодаря формированию фасилитирующего общения учителя со школьниками и адаптивной речи, учитывающей возрастные и индивидуальные особенности учеников в процессе педагогического воздействия. Такое воздействие на школьников оказывалось в процессе урока, проведенном Францевой Натальей Валентиновной и Королевой Натальей Юрьевной.

Являясь технологической основой образования, речь учителей Надежды Романовны Абдулхаевой и Людмилы Владимировны Гавриловой многофункциональна и обеспечивает формирование коммуникативной культуры и компетентности, служит средством развития языковой личности и реализации комплексного воздействия педагога на обучающихся.

Адаптивность речи выражается в способности педагога реализовывать комплексное речевое воздействие, в том числе и оценочно-корректирующее. Например, мне кажется, урок только выиграл, если бы учитель контролировал работу учащихся и исправлял ошибки в их речи «один блох, мыть волосы и др.»

На уроке учителя с многолетним стажем работы Куликовой Валентины Александровны и Махтингер Елены Георгиевны учащиеся 6 класса познакомились с новым для них предметом «Физика», начинающимся с 7 класса. Лично-ориентированная подача материала способствовала тому, что весь класс активно работал. Хотелось бы отметить интегрированный урок, проведенный Рожковой Ириной Евгеньевной с учеником 3 класса, находящимся на надомном обучении. Ирина Евгеньевна педагогически грамотно организовала ход урока и решила все задачи урока при том, что ученик, несмотря на достаточно высокий интеллектуальный уровень, отличается психоподобным поведением.

Завершая анализ месячника педагогического мастерства, хотелось бы дать некоторые рекомендации по интеграции деятельностных средств обучения (упражнений и деловых игр), способствующих не только повышению грамотности учащихся, но и раскрытию потенциала общения учителя и ученика. Более эффективному взаимодействию между учителем и учениками способствуют  упражнения и деловые игры, ознакомиться с которыми можно у Аллы Владимировны.

В заключении отмечу, что учитель гуманизма – Карл Роджерс считал, что нельзя кого-либо изменить, передавая готовый опыт. Можно лишь создать атмосферу, способствующую развитию человека. Создание этой атмосферы он называл фасилитацией, “облегчением”. Учителя-фацилитаторы интересуются воспитанниками и создают условия для их развития. В классе постепенно создается климат, облегчающий учение, при этом взаимообучение становится доминирующим. Результат измеряется тем, сделал ли обучаемый шаг вперед. При таком подходе ученик как личность начинает осознано и с интересом относиться к учебе, ожидать время начала урока, любить и уважать учителей.

Более эффективному взаимодействию между учителем и учениками способствуют ниже предложенные упражнения: построение синонимичных рядов, основанное на системе упражнений и тренингов, обеспечивает формирование базовых адаптивных и коммуникативных умений: эвристичность (творческие речевые способности, быстрота ума), лексическое и синтаксическое свертывание/развертывание, генерализация, комплексная трансформация (перефразирование на уровне смысла).

Система деловых игр направлена на решение следующих задач.

1. Непрямое воздействие на учеников. Учитель воздействует на учащихся не посредством инструкций и указаний, а через просьбы и индивидуальные обращения. Задача: не называя действия, добиться выполнения задания.

2. Приемы выразительного интонирования, логического ударения. Задача: в сложном для восприятия на слух высказывании выделить интонационно необходимые смысловые фрагменты.

3. Рефлексия. Оценочное суждение относительно работы группы или собственного самочувствия. Необходимо дать сдержанную оценку неадекватной/раздражающей/стрессовой ситуации.

4. Педагогическое внушение. На разных этапах урока осуществляется с помощью четких формулировок, соответствующих педагогической целесообразности.

  1. Я вижу, что вы готовы к уроку.
  2. У всех хорошее настроение.
  3. Вы легко поймете и запомните учебный материал урока.
  4. Все будут активно работать.
  5. Вы все можете выполнить эти задания.
  6. С каждым днем вы работаете все лучше и лучше.
  7. Вам по силам все более трудные задания.
  8. Это задание для вас будет интересным.
  9. Вы все справитесь с домашним заданием.
  10. Все аккуратно сделают упражнение в тетради.

5. Формулировка положительной оценки. Школьникам дается задание подобрать наиболее подходящие слова для комплиментов, в случае если одноклассник:

  1. по собственной инициативе выполнил какую-то работу в классе;
  2. старательно подготовил домашнее задание;
  3. высказал оригинальную мысль, идею;
  4. поделился чем-то с товарищем;
  5. сумел довести до конца трудную работу и т. д.

Варианты комплиментов учитель зачитывает вслух при обсуждении, а затем внимание класса акцентируется на наиболее удачных вариантах. При использовании поощрения особое внимание следует обращать на то, чтобы общение детей и учителя окрыляло, вдохновляло школьников на новые полезные дела и поступки, вселяло уверенность в своих силах, вызывало желание учиться и работать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Конфликты в системе учитель-ученик"

Презентация к методической учебе для преподавателей СПО по проблеме профилактики и разрешения конфликтных ситуаций между обучающимися и педагогами....

Ситуация успеха как фактор взаимоотношений в системе «Учитель – Ученик»

Успех в учении–единственный источник  внутренних  сил, рождающий  энергию  для преодоления трудностей, желания учиться.(В.А. Сухомлинский)...

Мастер-класс Традиционная народная кукла "Символ года- коза" проведенный в рамках Региональной инновационной площадки. Материал для учителей технологии и преподавателей дополнительного образования.

Открытый мастер -класс  проведенный для учащихся 8-х классов,в рамках Региональной инновационной площадки .Мастер класс знакомит с традиционным народным занятием по созданию куклы-Коза....

Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – важнейшие аспекты воспитания в современной российской школе.

Статья посвящена вопросу патриотического воспитания старшеклассников в современной российской школе, в ней раскрывается понятие истинного патриотизма, говорится о важности культуры межнациональных отн...

Освоение официально - делового стиля общения как условие профессиональной успешности современного человека

Курс для студентов СПО «Русский язык и культура речи» рассчитан на то, чтобы молодые люди максимально освоили такие виды делового общения как беседа, переговоры, представление презентации,...

Муниципальный конкурс "Две звезды" Видео выступления (учитель, ученик).

В феврале, 2023 года в муниципальном образовании "Холмский городской округ"  состоялся вокальный конкурс "Две звезды". От школы № 8 г. Холмска выступили Кочеткова И.В, учитель...

Программа наставничества "Учитель - Ученик"

В работе с обучающимся целесообразно применять вид наставничества, где происходит передача готовых идей и решений и менторство, где педагог делиться своим опытом с наставляемым, оказыв...