Мастер-класс Традиционная народная кукла "Символ года- коза" проведенный в рамках Региональной инновационной площадки. Материал для учителей технологии и преподавателей дополнительного образования.
план-конспект занятия на тему

Рузаева Ольга Евгеньевна

Открытый мастер -класс  проведенный для учащихся 8-х классов,в рамках Региональной инновационной площадки .Мастер класс знакомит с традиционным народным занятием по созданию куклы-Коза.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для

обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида

«Хорловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат»

                              Мастер- класс

         « Традиционная народная кукла  Символ года»                                         

                           для 8а,8б классов

                                                                        Составитель

                                                                         Рузаева О.Е.., учитель швейного  дела  

                                                                          высшей квалификационной категории                                                                                                                                                                                                              

                                           п.Хорлово

                                                     2014 год

Урок технологии 
Тема: «Традиционная народная кукла Символ года -Коза» 
 Цель урока:  Сформировать у учащихся представления о традиционной народной культуре и научить изготавливать куклу – оберег «Коза», методом скрутки. 

Задачи: -Познакомить с историей народной куклы;

             -Изготовить куклу – оберег;

            -Развить эстетический вкус, внимание, художественно-образное мышление;

            -Воспитать аккуратность, терпение, умение выполнять работу до конечного желаемого     результата и умение работать в коллективе, уважение к традициям и обычаям родного края. 

Материально-техническое оснащение урока: ножницы; нитки льняные, хлопчатобумажные;х/б и льняная ткань; Тесьма, кружева. 

Межпредметные связи: история

План урока:

1.Организационный момент

2.Вступительное слово учителя

3.Сообщение новых знаний

4.Закрепление новых знаний

5.Разминка или физминутка

6.Практическая работа по изготовлению тряпичной куклы

7.Подведение итогов

                                                        Ход занятия:

I. Вводная часть.

1. Организационный момент.

Проверить готовность учащихся к уроку, их внешний вид, исправность оборудования.

II. Содержание занятия.

1.Настрой на работу.

- Девочки, вслушайтесь внимательно в слова пословицы:

К большому терпенью придет и уменье.

 - Чему учит нас эта пословица?

 (Человек должен терпеливо, упорно учиться чему-то, и научится этому делу, станет его выполнять умело, как мастер.)

 - Молодцы, вот так и нам на уроке  терпение, настойчивость будет помогать учиться. Еще в народе говорят: Терпенье и труд, дивные всходы дают.

 Какие ещё вы знаете пословицы о труде?

( “Умение везде найдёт применение”, “Не будет и скуки, когда заняты руки”, “Мастерство тому дается, кто весь делу отдаётся”.)

 Эти пословицы   будут служить девизом нашего  занятия.

2. Введение в тему.

Обращаю ваше внимание на выставку  КУКОЛ. Сегодня мы познакомимся с традиционной русской народной куклой, на которой выросли многие поколения наших предков.

   

На земле куклы появились очень  давно. Кукла – это образ человека,  его маленькая копия.

. Кукла многое может рассказать о народе. О его внешнем виде, о нарядах, характере, и занятиях. Кукол хранили и передавали детям и внукам. В кукле закодированы общечеловеческие ценности: продолжение рода, здоровье, любовь, жизнь. (Слайд 1)

-А вы еще играете в куклы?

.

 Кукла сопровождала русского человека с рождения и до старости. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю Кукла находилась в центре многих календарных и семейных обрядов в русской деревне.  Кукла берегла человека ее так и называли оберег или берегиня.(Слайд 2)

Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для нас.

 - Как вы думаете, из каких материалов мастерили кукол?( Слайд 3)

С давних времён кукол делали из травы, веточек и лоскутиков,

 Какое растение служило сырьем для производства тканей в нашей стране? Ткани  изготавливали из местного сырья (льна).

Кукол делали из старых и новых натуральных тканей.

Какими свойствами обладают натуральные ткани? (Они дышат и хорошо впитывают влагу). А еще эти ткани приятно держать в руках.

Ткани изготавливали самостоятельно: это была традиционная женская обязанность – от крестьянок до цариц. Одежду для семьи шили своими руками. Из лоскутков делали разные изделия, в том числе и кукол.

Посмотрим на некоторых из них (слайд3,4,5,6) 

Виды традиционных тряпичных кукол по назначению:

Кукла "Кубышка-Травница".

Чтобы воздух в избе был чистый, изготавливали полезную куколку "Кубышку-Травницу". Подвешивали ее там, где воздух застаивался или над колыбелью ребенка.
Эта кукла наполнена душистой лекарственной травой. Куколку необходимо помять в руках, пошевелить, и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни.

Кубышка-Травница до сих пор следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. От нее исходит теплота, как от заботливой хозяйки. Она и защитница от злых духов болезни.

Колокольчик – куколка добрых вестей .Эта куколка весёлая, задорная, приносит в дом радость и веселье – оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нём радостное и весёлое настроение.

Кукла –кормилка.   Особый вид: куклы-«кормилки», которые выражают образ замужней женщины, кормящей матери. Одна из них – вепсская кукла (названа по имени народности вепсы). 

Кукла –пеленашка   В старинной русской деревне крестьяне считали, что злые духи стараются всячески навредить беззащитным людям. Чтобы сбить злых духов с толку, спелёнутую куклу подкладывали к младенцу в колыбель, где она находилась до крещения ребёнка, чтобы принимать на себя все напасти, угрожавшие незащищённому крестом чаду. Только после крещения,  за младенцем утверждается статус человека, кукла убиралась из колыбели. Куклу хранили в доме наравне с крестильной рубахой ребёнка.

На счастье – кукла размером в пол ладони, а коса длинная и толстая – вся сила женская в той косе.

4. Сообщение темы занятия.

Сегодня речь пойдет об игрушке  особой – кукле- Козе.

Коза - очень древний символ, непременный участник русских народных сказок, символ жизненной силы и плодородия. Эту силу она приносит хозяину дома и его земле, полю, чтобы лучше родился хлеб. "Где Коза ходила - там жито родило!"

Делали такую куклу- оберег и для игр  ребенка . Помните четверостишие  Идет коза рогатая

                                             За малыми ребятами

                                             Кто не слушается

                                             Того коза забодает, забодает !"

 Кукла Коза - непременный участник зимних рождественских колядок, святочных гуляний молодежи с 21 декабря по 6 января"

.Выполнялась данная кукла на крестообразной основе, а лицо, рога и борода были сделаны из лыка. "Коза"была наряжена в красивое платье и имела на себе обрядовые предметы: колокольчики, бусы, серьги, колечки и мешочки с травами. Данная кукла использовалась в обрядах колядования.

Сейчас Коза делается на поднятие жизненной силы, особенно в дни зимних святок. Очень хорошо подарить на новый год, рождество, семье, а , особенно, женщине в подарок на поднятие жизненных сил. Сила Козы в рогах! По восточному календарю этот год козы или овцы.

Физминутка

Игра “С козой” (Все поют, выполняя движения).

Давай коза попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,

и ножками потопаем, потопаем, потопаем коза.


Сегодня мы будем делать такую куклу  - оберег.
 

Создавая обереги, надо соблюдать некоторые правила:


  1. Обереги не могут быть изготовлены для себя. 

  2. Никто не может заставить кого-либо изготовить для себя оберег или упросить сделать это. Обереги изготавливаются только по доброй воле и от чистой души. 

  3. В процессе создания оберега вы должны постоянно думать о том человеке, для которого вы его делаете, держать перед мысленным взглядом его образ, ощущать его энергетику, настрой, характер, потребности.

В это воскресенье мы принимаем участие в  рождественской благотворительной ярмарке. Будем продавать свои изделия. Средства собранные на ярмарке перечисляются тяжело больным детям. Помня о том , что обереги не делают для себя давайте сделаем их для других детей.

Повторение техники безопасности Напомните  друг другу правила прочитав их.

Правила техники безопасности в стихах

1.

Иголки надо сосчитать,

Когда садишься за работу.

Потом внимательно собрать,

Хотя бывает неохота.

2.

Ты не бери иголку в рот:

Иголка острая не плод!

Ты лучше с нею не шути,

А то окажется внутри.
3.

На стол клади ты ножницы

Кольцами к себе.

Передают же ножницы

Кольцами к тебе.

Сомкнутыми ножницы

 Должны лежать всегда.

Положишь их разомкнутыми-

Может быть беда.

4.

Лишь окончена работа-

Инструментам нужна забота:

Не забудь ты их закрыть

И на место положить.

Рассматривание образца и заготовок. Определение последовательности работы.

 

Инструкционная  карта

 1.Взять  длинную пасму  ниток, сложить концы вместе.. Перевязать по середине красной ниткой - это будет рот.

2. Чуть ниже перевязываем нитью. Образуем мордочку.

3. Вяжем три косички: 1) ручки 2) рожки 3) ушки Концы косичек в начале и конце  обматываем нитью и закрепляем узелком.

4. Складываем и сшиваем ушки.

5. Формируем головку, прокладывая между двух пучков нитей, ушки и рожки

6. Заматываем нитку, формируя шейку. Обратите внимание на палочку, её мы затем воткнём в середину шейки. Между двумя пучками прокладываем ручки.

7. Заматываем нитку, формируя туловище. Затем острым концом вставляем палочку, загибаем рожки и получаем козочку.

8. Теперь шьём наряд для козочки.

Одеваем нашу козочку. Делаем грудь: вырезаем два кусочка белой ткани, набиваем каждую и закрепляем получившиеся шарики.

 9. Для козочки делаем  юбочку, к низу пришиваем кружева. .Сшиваем бок и затягиваем крепкую ниточку на талии

 10.Выкраиваем рукава такой длины, чтобы сразу образовалась и кофточка.

Пришиваем кружево к низу рукава и застрачиваем примерно до середины. На запястьях затягиваем ниточки. Одеваем на руки, завязываем на запястьях и подгибаем лишнее возле шеи, образуя при этом кофточку. На талии все закрепляем ниткой и завязываем.

11. Делаем грудь: вырезаем два кусочка белой ткани, набиваем каждую и закрепляем получившиеся шарики. Приматываем к туловищу.

Одеваем нашу козочку. Крепим юбку на талии и обматываем  нитками.

 12. Делаем глазки, прошивая чёрной нитью. Украшаем бусами ,бантиками, сережками.

Работа по индивидуальным карточкам (технологические карты).  Перед вами карточки с этапами работы над куклой оберегом. Расставлены этапы не по порядку. Самостоятельно обозначьте  цифрами правильную последовательность в этапах работы. Проверка у доски (большие карточки).

Физминутка

Педагог. А сейчас ребята мы  поиграем с вами в игру «Вверх рука и вниз рука». Я буду говорить словосочетание, а вы будете выполнять движения вместе со мной. Приготовились? Начали!

А теперь, ребята, встали.
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад.
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.

III. Подведение итогов. Рефлексия.

  Наша  кукла-оберег  готова! Вы молодцы! Славно потрудились!  Анализ выполненных работ.

Вопросы:

1. Какое предназначение имели куклы в жизни человека?

2 .Назовите кукол, с которыми сегодня познакомились?

 3.Почему этих кукол называли оберег?

4. Почему обереговые  куклы были безликими?

3. Что вам понравилось на уроке?

4. Что было для вас трудно в практической части?

Эту В наше время традиционная народная кукла возрождается и возвращается в жизнь благодаря людям, которые увлечены этим делом.Таких кукол часто продают на ярмарках. Мы с вами тоже принимаем в этом участие. В воскресение наша школа участвует в благотворительной ярмарке посвященной рождеству.

 Эту куклу-скрутку,
Любит издавна народ.
Если в доме есть она
Беда, печаль вам не страшна.

Эту куклу вам вручаю
И от всей души желаю:
Пусть она вас бережет,
Счастье в дом ваш принесет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на тему "Урок-диспут по философии как интерактивная педагогическая технология и площадка межпредметного взаимодествия" (обобщение педагогического опыта)

Презентация мастер-класса, проводившегося на базе ТГУ им. Г.Р. Державина преподавателем  ТОГБПОУ  "Жердевский колледж сахарной промышленности" С.Н. Костяевым. Представляет собой об...

Мастер-класс "Поздравительная открытка" для педагогов дополнительного образования.

Данный мастер-класс рассчитан на детей младшего и среднего школьного возраста, педагогов дополнительного образования, учителей младших классов, воспитателей и родителей. Открытки в формате 3-D нравитс...

Конспект мастер класса на районном методическом объединении педагогов дополнительного образования Тема: «Новогодняя игрушка».

Конспект мастер класса на районном методическом объединении педагогов дополнительного образованияТема: «Новогодняя игрушка»....

Мастер-класс как инновационная педагогическая форма обучения и развития творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования.

Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом  обучения и воспитания,  центральным  звеном  которой  является демонстрация  оригинальных...

Мастер класс, приуроченный к конкурсу "Педагог года"

Тема урока – Антропогенное воздействие на биосферу.Тип урока – урок «открытия» новых знаний.Цель урока: создать условия для изучения масштабности и последствий а...

Здоровьесберегающие технологии на занятиях дополнительного образования

Автор  семинарского занятия подробно останавливается на определении понятия "Здоровье", рассматривает приемы и методы здоровьесберегающих технологий, дает практические советы для педаго...

Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе / Программа стажировки учителей технологии образовательных организаций основного образования

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕПРОГРАММАПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ«Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе / Программа стажировки учителей т...