Здоровьесберегающие технологии на занятиях дополнительного образования
учебно-методический материал по теме

Белкина Ирина Владимировна

Автор  семинарского занятия подробно останавливается на определении понятия "Здоровье", рассматривает приемы и методы здоровьесберегающих технологий, дает практические советы для педагогов, работающих с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_lektsiya_-_kopiya.docx48.44 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          МБОУ ДО «ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

 ГОРОДА КЫЗЫЛА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

«Здоровьесберегающие технологии

на занятиях в дополнительном образовании детей и подростков

(семинарское занятие)

      Белкина И. В., методист, педаго

Тема:  Здоровьесберегающие технологии

на занятиях в дополнительном образовании детей и подростков

Цель: Оказание методической помощи педагогам  в применении здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности.

Задачи:

- Выяснить   значимость  здоровьесберегающих технологий  в улучшении состояния здоровья и качества жизни учащихся в процессе учебной деятельности;

- Способствовать сохранению и укреплению здоровья, создание благоприятной обстановки в объединении;

- Оказать   практическую   помощь в овладении  приемов и методов здоровьесберегающих технологий.

План лекции

1. Введение (здоровьесберегающие  технологии  в улучшении состояния здоровья и качества жизни учащихся в процессе учебной деятельности)

2. Здоровьесберегающие технологии в дополнительном образовании:

– принципы;

– средства;

-  методы

3. Практические занятия

  • Средства двигательной направленности:

- гимнастика  для профилактики простудных заболеваний,  укрепления иммунитета).

  •  Оздоровительные силы природы:

- влияние комнатных растений  для оздоровления детей

 (практическое освоение  упражнений для физминуток).

4.  Из опыта работы  педагогов ЦДО (видео)

 5. Подведение итогов

Ход семинарского занятия

«Забота о здоровье  – это важнейший труд педагога. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…» В. А. .Сухомлинский

Василий Александрович Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма[2] на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования.

Сухомлинский — автор около 30 книг и свыше 500 статей, посвящённых воспитанию и обучению молодёжи. Книга его жизни — «Сердце отдаю детям» (Государственной премии УССР — 1974, посмертно).

  1. Введение

Существует более 300 определений понятия «здоровье».  Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Здоровье:

Физическое  состояние человека подразумевает степень его готовности к выполнению различной нагрузки в определенный отрезок времени и зависит от уровня физических качеств (силы, быстроты, гибкости, ловкости), особенностей физического развития, функциональных возможностей отдельных систем организма, соответствия или не соответствия биологического возраста календарному,  наличия или отсутствия заболеваний и травм. 

Психическое здоровье — важная составная часть здоровья человека, в  организме которого все элементы связаны друг с другом и воздействуют друг на друга  и находятся под контролем нервной системы. Психическое состояние сказывается на работе каждой из функциональных систем, а состояние последних, в свою очередь сказывается на психике.

Одним из ведущих показателей функционального состояния психики является умственная работоспособность, которая интегрирует основные характеристики психики — восприятие, внимание, память и др.

Источником психического здоровья для ребёнка является семья.

Социальное здоровье – состояние организма, определяющее способность человека контактировать с социумом. Оно складывается под влиянием родителей, друзей, любимых людей, одноклассников в школе, сокурсников в вузе, коллег по работе, соседей по дому и т.п.


    Различие между психическим и социальным здоровьем условно: психические свойства и качества личности не существуют вне системы общественных отношений. Человек – существо общественное, социум влияет на здоровье личности. Причем это влияние может быть как позитивным, так и негативным. Недостатки воспитания и неблагоприятные влияния окружающей среды могут вызвать деградация личности, в таких случаях изменится ее отношение к себе, к другим людям, к деятельности и общению.

В основе нравственного здоровья лежит позитивное восприятие окружающего мира. Это – позиция достойного гражданина своей страны, обладающего развитым нравственным сознанием, осознающим свои действия и поступки. Такая личность ориентирована на созидание, творчество, на стремление к самосовершенствованию и творению  добра.

Нравственность есть «золотая оправа образования», задача  которого способствовать формированию полноценной человеческой личности, достойного человека – настоящего гражданина своей Родины, то есть формирование нравственного здоровья учащихся.

Болезни человека и общества вытекают в первую очередь из-за дефицита добра и, соответственно, возрастания негатива, который выливается в психическое перенапряжение людей,  способное  переходить  к обществу и окружающим людям. До сегодняшнего дня в русском языке сохранилось понятие «худой человек», то есть человек больной (ему худо), но этот человек больной именно тем, что в нём отсутствует нравственность. Народная мудрость гласит: «Худого человека ничем не уважишь».

В древности человека, запятнавшего себя, изгоняли из общества. Это было самым страшным наказанием для провинившегося человека – стать изгоем; такой человек отделялся от общества, от всех общественных взаимоотношений. 

 Духовное здоровье – это способность человека управлять своими мыслями и чувствами. В наши дни подавляющее число людей не только не управляют своим духом, но и, наоборот, управляемы страстьми. Страсти вертят человеком, как хотят, постоянно ввергая его в новые и новые напасти. При этом человек считает себя совершенно здоровым духовно.

     Духовное здоровье  есть только у маленьких детей, но уже к начальной школе оно оказывается поврежденным и нуждается в помощи.

(Пример с регистрацией девочки имени своей одноклассницы на сайте. Писала все самое плохое)

      Результаты Всероссийской диспансеризации детей вызывают  у медиков особую тревогу в связи с ухудшением здоровья детей и подростков, многие из которых имеют хронические заболевания, а недостаток двигательной активности провоцирует у них болезни сердечнососудистой и костно-мышечной системы.

Факторы риска:

1.  Стрессовая педагогическая тактика;

2.  Интенсивность учебного процесса;

3.  Несоответствие методик и технологий обучения;

4.   Несоблюдение физиологических и гигиенических   требований;

5.  Функциональная неграмотность педагога;

6.  Массовая безграмотность родителей;

7.  Провалы в системе физического воспитания;

8. Отсутствие системы работы по формированию  

      здорового образа жизни.

В результате получаем:

  • низкий уровень познавательной деятельности;
  • низкий уровень мотивации учебной деятельности;
  • неустойчивость эмоциональной сферы;
  • высокий уровень тревожности;
  • несформированность навыков общения.

             В нашей республике, в  настоящее время  также  обостряется проблема ухудшения состояния здоровья  детей и подростков. За последние годы в Республике Тыва наблюдаются проблемы, связанные с состоянием здоровья населения, вызванные увеличением количества людей, употребляющих наркотики, злоупотребляющих алкоголем, пристрастившихся к курению.

         В связи с создавшейся ситуацией,   вышло     Постановление  от 30 апреля 2013 года № 250 об утверждении Государственной программы Республики Тыва «Развитие здравоохранения на 2012-2020гг.».  Одной из целей  данной подпрограммы является:  сохранение и укрепление здоровья детей и подростков, снижения уровня распространенности вредных привычек (табакокурение, употребление алкоголя), формирования навыков рационального питания и здорового образа жизни.

           Но,  так как ребенок  больше 80%  своего  времени проводит в школе, то в соответствии с Законом РФ “Об образовании” здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. В современных условиях школа призвана выполнять не только образовательную функцию, но и заботиться о сохранении и укреплении здоровья детей, так как через школу проходит каждый и проблему сохранения и укрепления здоровья нужно решать именно здесь.

 Постановления  санитарно-эпидемиологических правил и норм САНПиНа,  устанавливают определенные эпидемиологические  требования к образовательным учреждениям.

Задача учителей и педагогов  состоит в формирование мотивации  учащихся и родителей к тому, чтобы они с самого раннего возраста ценили, берегли и укрепляли свое здоровье, стремились  стать более здоровыми и развитыми не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

На это и направлены здоровьесберегающие технологии в образовательных учреждениях.

2. Здоровьесберегающие технологии в образовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования

       Технология – системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания  и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящей своей задачей оптимизацию форм образования.

      Цель  здоровьесберегающих образовательных технологий –

  •  обеспечить каждому обучающемуся возможность сохранения здоровья за период обучения;
  • сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
  • научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Принципы

здоровьесберегающей педагогики

       Общеметодические принципы – это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с целью здоровьесберегающих образовательных технологий.

Рассмотрим некоторые из них.

  • Принцип сознательности и активности нацеливает на формирование у обучающихся глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.

 - В дополнительном образовании прием обучающихся производится на основе свободного выбора деятельности;

- личная заинтересованность и выбор педагога (яркая личность, доверие, симпатии) в противоположность школе.

  • Принцип активности предполагает у обучающихся высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества (ведь он пришел по своей воле)
  • Принцип наглядности обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм  привлечения органов чувств человека к процессу познания. Предназначен для связи чувственного восприятия с мышлением. (Образ:   «Я танцор, спортсмен, чтец», вид изделия).
  • Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков (приучить к дисциплине и постоянному посещению занятий, стимулировать  потребность в обучении, получении дополнительных знаний, творчеству).
  •   Принцип «Не навреди!» (токсичные материалы, работа с острыми предметами, чрезмерное  напряжение зрения, мышц и т. д.)
  • Принцип доступности,  индивидуальности и учета возрастных особенностей  осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные способности, педагог всесторонне развивает ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие.

Важно отметить те объединения, которые требуют усиленной физической подготовки (хореография, спортивные секции, и т. д.).

  • Принцип связи теории с практикой  призывает настойчиво применять свои знания по формированию,  сохранению и укреплению здоровья на практике, используя окружающую действительность не только как источник знаний, но и как место их практического применения.

(приучить  к использованию знаний в повседневной жизни).

Средства   здоровьесберегающих  технологий:

  • Средства двигательной направленности

-  движение;

- эмоциональные разрядки и минутки «покоя»;

- физические упражнения, физкультминутки и подвижные перемены;

- гимнастика (оздоровительная, пальчиковая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости);

- лечебная физкультура; подвижные игры, массаж, самомассаж, психогимнастика, тренинги др.

  • Оздоровительные силы природы

Проведение занятий на свежем воздухе способствует:

-  активизации биологических процессов,

-  повышает общую работоспособность организма,

-  замедляет утомление и т.д.

К средствам  оздоровления  также можно отнести:

- солнечные и воздушные ванны;  водные процедуры,

- фитотерапию;  ароматерапию  (запахи цитрусовых повышают работоспособность и  создают чувство радости);

- ингаляцию;  витаминотерапию.

  • Гигиенические факторы

- выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами;

- личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота места занятий). Проветривание и влажная уборка помещений;

- соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна, привитие детям элементарных навыков: мытье рук, использование носового платка при чихании и кашле и т.д.;

- обучение элементарным приемам и навыкам оказания первой медицинской помощи;

- ограничение  предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления.

Методы  здоровьесберегающих  технологий

 Под методами здоровьясберегающих технологий обучения понимаются способы применения средств, позволяющих решать задачи педагогики оздоровления.

Применяются две группы методов: специфические (характерные только для   процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические (применяемые во  всех случаях обучения и воспитания).

Мы с вами будем рассматривать только общепедагогические методы, которые можем применить  в своей учебно-воспитательной работе.

 В структуре метода  можно выделить прием как основную часть  в реализации метода.

 Приемы классифицируются следующим образом:

-  защитно-профилактические: личная гигиена (чистая одежда и тело, носовой платок, чистые руки и т.д.),  гигиена обучения (проветривание кабинета, влажная уборка между сменами, чистый рабочий материал и др.);

- компенсаторно - нейтрализирующие (физкультминутки, оздоровительная, пальчиковая, дыхательная и другие  гимнастики).

Что необходимо учитывать при организации и проведении занятия:

  •  обстановку и гигиенические условия в кабинете;
  •   частоту чередования различных видов учебной деятельности;
  •  наличие и выбор методов обучения;
  •  место и длительность применения ТСО;
  •  позы обучающихся;
  •  физкульминутки;
  •  наличие мотивации к учебе;
  •  психологический климат;
  •  наличие эмоциональной разрядки.

  1. Практические занятия 
  • Оздоровительные силы природы

- влияние комнатных растений  для оздоровления детей

  Комнатные растения в кабинете не только создают уют, воспитывают в детях трепетное отношение  к природе, но и приносят пользу, оздоравливая атмосферу учебных помещений.  Они очищают воздух  от токсических веществ, которые выделяют пластиковые покрытия, синтетические смолы, повышают влажность воздуха, убивают бактерии и снижают электромагнитное излучение.  Для озеленения  учебных помещений  рекомендуется использовать неприхотливые тропические растения:

  • Хлорофитум – неприхотливое, высокодекоративное комнатное растение, являющееся одним из лучших очистителей воздуха. Это растение обладает значительным бактерицидным эффектом.
  • Сансевиерия – кроме очистительных функций  (удаляет бензол и др.), обладает также способностью  повышать адаптогенные свойства организма, помогая ему противостоять вирусным заболеваниям.
  • Аспарагус – ажурное неприхотливое растение, подходит для озеленения светлых классных комнат. Очищает воздух от вредных примесей.
  • Бегония – представлена как декоративнолиственными видами, так и красивоцветущими растениями, привлекательными на протяжении целого года. Согласно учению фен-шуй, присутствие в комнате бегонии помогает закалить характер и добиться успеха.
  •  Сциндапсус  очищает воздух от  фольмальдегида, окиси углерода и бензола. Кроме того, эта быстрорастущая лиана прекрасно декорирует стены блестящими глянцевыми листьями.
  • Драцена толерантна к недостатку света, поэтому может использоваться для озеленения классных комнат, даже располагаясь в глубине помещения. Поглощает и обезвреживает вредные вещества из воздуха: бензол, формальдегид, угарный газ.
  • Пеларгония славится бактерицидными свойствами, благодаря содержащимися в её листьях эфирным маслам, её аромат оказывает благоприятное воздействие на нервную систему.

Ядовитые комнатные растения

Как утверждают специалисты, не всегда от комнатных цветов можно ждать только пользы. Некоторые из них выделяют в воздух соединения, которые могут негативно отразиться на самочувствии человека. А случайно съеденный животным или ребенком листочек – вызвать сильнейшее отравление.

 Вот основные наиболее популярные в цветоводстве ядовитые комнатные цветы:

1. Олеандр. Его великолепные цветы, собранные в гроздья, издают приятный, но довольно сильный аромат, который может вызвать головные боли, головокружение. Разрастается он очень сильно, поэтому и цветение обычно обильное. Но главную опасность таят ланцетовидные листья. Случайно попавший в еду лист может привести к гибели даже взрослого человека.

2.  Диффенбахия – экзотический цветок с красивыми глянцевыми листьями. Сок этого растения, попавший на кожу, может вызвать раздражение, воспаление, возникновение язв. А при попадании в рот отек языка, гортани и временный паралич голосовых связок обеспечен.

3. Монстера, в народе именуемая «филодендроном дырявым». Ее красивые огромные – до полуметра в диаметре — причудливо изрезанные листья содержат токсины, опасные для человека и животных. При попадании в рот они вызывают сильное жжение языка, обильное слюнотечение, воспаление. Будучи съеденными – рвоту, расстройство пищеварения и воспаление кишок.

4.  Пахиподиум Ламера, иногда называемый «мадагаскарской пальмой». На верхушке толстого ствола в разные стороны растут листья, которые очень ядовиты и могут вызвать отравление и у детей, и у домашних животных.

Молочайные – ятрофа, фикус,  кротон, акалифа — опасны при контакте с кожей и слизистыми.

Цветы из семейства пасленовых – бровалия, декоративный перец, паслен, брунфельсия – содержат в плодах и листьях яды, негативно сказывающиеся на всех системах организма – от нервной до пищеварительной.

Что же делать, если сок все-таки попал на незащищенную кожу, слизистые или в желудок?

  • При контакте сока с кожей, следует промыть пораженный участок мыльной водой.
  • Глаза в этом случае следует промывать в течение 10 минут текущей водой.
  • Если ядовитый цветок или часть его попала внутрь, следует промыть желудок и выпить сорбенты или активированный уголь в соответствующей дозировке.

Следует помнить, что пить молоко при отравлении комнатными цветами категорически нельзя, так как токсины, попавшие в организм, могут быть жирорастворимыми. В этом случае молоко лишь усугубит ситуацию.

Массаж по А.А. Уманской — надежная защита от гриппа и ОРВ

Предлагается  схема закаливающего   точечного  массажа,  на которой представлены массажные зоны, связанные с регуляцией иммунитета и закаливанием организма. Эти зоны были впервые предложены для применения в детской практике кандидатом медицинских наук Аллой Алексеевной Уманской. Когда несколько лет тому назад она докладывала о своем открытии, среди врачей возникло немало споров и разногласий. Высказывались и сомнения: уж слишком простым казался этот массаж, освоить который под силу даже дошкольнику. Не верилось, что за несколько минут можно существенно повысить устойчивость организма к холоду, сырости и другим неблагоприятным факторам внешней среды, а также вирусам и микробам (рис. 1).

Однако время рассеяло все сомнения, и сегодня метод Уманской прочно вошел в практику работы педиатров. При систематическом и правильном применении он дает отличные результаты.

Это  9 зон. Основные (2-4, 6-8) сосредоточены в области лица и шеи; дополнительные (1, 5, 9) — на передней поверхности грудной клетки, сзади, у позвоночника, и на руках. Зоны эти были выбраны отнюдь не случайно.

Точка 1 связана со слизистой оболочкой трахеи, бронхов, а также костным мозгом. При массаже этой точки уменьшается кашель, улучшается кроветворение.

Точка 2 связана со слизистой оболочкой нижних отделов глотки, гортани, а также с тимусом (вилочковой железой), регулирующим иммунные функции организма. Массаж этой точки повышает сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям.

Точка 3 связана с особыми образованиями, контролирующими химический состав крови и одновременно повышающими защитные свойства слизистой оболочки глотки и гортани.

Точка 4 связана со слизистой оболочкой задней стенки глотки, гортани и верхним шейным симпатическим нервным узлом. Массаж этой точки активизирует кровоснабжение головы, шеи, туловища.

Точка 5 расположена в области VII шейного и I грудного позвонка. Она связана со слизистой оболочкой трахеи, глотки, пищевода, а главное — с нижним шейным симпатическим нервным узлом. Массаж этой точки способствует нормализации деятельности сосудов, сердца, бронхов, легких.

Точка 6 связана с передней и средней долями гипофиза. Массаж этой точки улучшает кровоснабжение слизистой оболочки носа, гайморовых полостей, а главное — гипофиза. Дыхание через нос становится более свободным, насморк проходит.

Точка 7 связана со слизистой оболочкой решетчатых образований полости носа и лобных пазух, а также с лобными отделами головного мозга. Массаж этой точки улучшает кровообращение слизистой оболочки верхних отделов полости носа, а также области глазного яблока и лобных отделов головного мозга.

Массаж точки 8 положительно воздействует на органы слуха и вестибулярный аппарат.

Массаж точки 9 нормализует многие функции организма, так как руки человека через шейные отделы спинного мозга и определенные области коры больших полушарий головного мозга связаны со всеми вышеперечисленными точками.

Массаж выполняется следующим образом. Кончиком указательного или среднего пальца надавите на участок кожи соответствующей зоны до появления незначительной болезненности. Делайте затем девять вращательных движений по часовой стрелке и девять движений против. Продолжительность воздействия на каждую точку должна быть не менее 18-20 секунд. Постепенно увеличивают интенсивность воздействия.

Симметричные зоны 3 и 4 массируют иначе. Для этого делают растирающие движения пальцами сверху вниз, от задней к передней поверхности шеи, одновременно двумя руками. Это, в частности, способствует активизации работы щитовидной железы, что является далеко не маловажным моментом. Сегодня на наш организм, впрочем, как и на детский, в связи с катастрофически меняющейся экологической обстановкой ложится непомерная тяжесть, нагрузки возрастают, и, для того чтобы противостоять им, надо, чтобы лучше функционировала именно щитовидная железа. Заодно поделайте разогревающие движения по верхней части груди: ладонью правой руки от левого плеча к правой подмышке и левой — от правого плеча к левой подмышке. И другие симметричные зоны 6, 7, 8 тоже массируйте одновременно двумя руками.

 В общей сложности у вас уйдет не более 15-20 минут. Хорошо размяв все участки, таким образом,  вы быстро мобилизуете защитные силы.

Противопоказания лишь при гнойничковых поражениях кожи в области зон массажа, а также при наличии в этих местах родинок, бородавок, новообразований кожи.

                             Литература и интернет ресурсы

1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ

2. Абрамова И.В. Бочкарёва Т.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. - С.: СИПКРО, 2004

3. Гладышева О.В. Системная модель здоровьесберегающей школы /О. Гладышева //Директор школы.-2009

4. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.:

"ВАКО", 2004

5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2003.

6. Советова Е.В. Оздоровительная технология в школе / Е.В.Советова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

7.  valeologija.ru/knigi/valeologiya...

valeologija.ru/knigi/posobie-po-...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический комплекс "Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях с хором"

В этом сборнике собран материал по теме, которая сейчас является наиболее актуальной. Здоровьесбережение учеников и учителей одна из главных задач в современной школе.Практическая цель сборника ...

«Здоровьесберегающие технологии на занятиях вокально-хоровых дисциплин. Гигиена голоса».

Данная методическая разработка адресована педагогам вокально-хоровых дисциплин и обучающимся. Целью данной работы является создание необходимого комплекса знаний и умений направленного на предотвращен...

Здоровьесберегающие технологии на занятиях в учреждении дополнительного образования, как условие повышения мотивации обучения.

«Под здоровьем нельзя разуметь одно только наружное благосостояние тела, а нужно понимать вообще естественное гармоническое развитие организма и правильное совершение всех его отправлений». Никол...

Здоровьесберегающие технологии на занятиях хореографии.

1 слайд.Добрый день коллеги. Меня зовут Алина Викторовна. В дошкольном образовательном учреждении работаю педагогом дополнительного образования по хореографии, так же являюсь руководителем хореографич...

Конспект по применению здоровьесберегающих технологий на занятиях тхэквондо

Конспект раскрывает наработки применения здоровьесберегающих технологий на занятиях тхэквондо....

Роль здоровьесберегающих технологий в современной системе образования

В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья.Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение обучающемуся возможности сохранения здоро...