Здоровьесберегающие технологии на занятиях в учреждении дополнительного образования, как условие повышения мотивации обучения.
статья на тему

«Под здоровьем нельзя разуметь одно только наружное благосостояние тела, а нужно понимать вообще естественное гармоническое развитие организма и правильное совершение всех его отправлений». Николай Александрович Добролюбов


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdsberegteh.docx19.31 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии на занятиях в учреждении дополнительного образования, как условие повышения мотивации обучения.

Цель: ознакомление со здоровьесберегающими технологиями, используемыми на занятиях 1,2 годово обучения.

Задачи: 1) раскрыть методы и приёмы здоровьесберегающих технологий;
2) показать виды здоровьесберегающих технологий на практике, познакомить с их структурой.

«Под здоровьем нельзя разуметь одно только наружное благосостояние тела, а нужно понимать вообще естественное гармоническое развитие организма и правильное совершение всех его отправлений». Николай Александрович Добролюбов


    Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Состояние здоровья детей, подростков и молодёжи в России вызывает обоснованную тревогу не только у работников системы образования и здравоохранения, но и у всего общества в целом.
"Здоровьесберегающие технологии" интегрирует все направления работы современногог образования по сохранению, формированию и укреплению здоровья обучающихся. Здоровьесберегающие образовательные технологии можно определить как науку, искусство и обязанность так обучать и воспитывать учащихся, чтобы они смогли потом вырастить здоровыми и счастливыми своих детей, будучи им достойным примером. 
Комментируя это определение, напомним, что задача педагога не "дотянуть ' ребенка до конца обучения, а полноценно подготовить подростка к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы эта жизнь сложилась счастливо. И здоровье здесь играет не последнюю роль. 
Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики - одной из самых перспективных образовательных систем XXI века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения детей, без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье обучающихся. 
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить воспитаннику возможность сохранения здоровья за период обучения в коллективе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ.
Условно здоровьесберегающие ЗАНЯТИЯ можно разделить на следующие виды:

I вид:

Это запланированное «Занятие здоровья» на занятии по вокальному ансамблю. Например,- «Твой распорядок дня», «Твоё тело», «Как ты питаешься», «Будь здоров!», «Будь внимательным!», «Твоё настроение» и другие.

II вид:

Это может быть занятие, в которое включены элементы здоровьесбережения:
это «минутки здоровья», возникающие из наблюдений педагога, связанные с вредными привычками (например: «Почему нельзя грызть ногти?»); по обучению  новым упражнениям на снятие стресса, утомления (релакс), по развитию внимания, памяти, логического мышления и т.д.;
это эвристические вопросы для учащихся при изучении нового материала.

III вид:

Это может быть стандартное, типичное хорошо продуманное занятие, на котором на первый взгляд ничего не говорится о здоровье, но на таком занятии, педагог: 
-полноценно выполняет учебную программу, формируя у учащихся интерес к своему предмету;
-устанавливает с ними доверительные, партнерские отношения;
-предотвращает возникновение дискомфортных состояний, т.е. продумывание максимального умственного, психического, физического, нравственного комфорта;
-максимально использует индивидуальные особенности обучающихся для повышения результативности их обучения;
-это занятие, на котором каждый ребенок понимает значимость данного занятия для будущего и творчески работает на нем, используя свои способности.
К данному занятию разработаны требования:
-гигиенические условия (проветривание, освещение, энергетика, посадочные места), - -наличие мотивационной деятельности;
-количество видов учебной деятельности должно быть 4 – 7 за занятие продолжительностью 7 – 10 минут (пение,чтение, слушание, рассказ, работа с текстом, включение танцевальных движений и т.д.);
не менее 3-х видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа);
плотность занятия – на учебную работу должно тратиться 60 – 80%;
наличие эмоциональных разрядок (поучительная картинка, афоризм, поговорка, улыбка, шутка);
оздоровительные моменты на занятии.

Одним из главных направлений здоровьесбережения является создание здорового психологического климата и повышение интереса к дисциплине. Большое значение имеет также и эмоциональный климат на занятии: «хороший смех дарит здоровье», мажорность обучения, эмоциональная мотивация в начале занятия, создание ситуации успеха. В связи с этим важно чередовать различные виды учебной деятельности; использовать методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся. 
Развитие коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, познавательных способностей, снижение психоэмоционального напряжения,что достигается использованием наглядности, занимательных упражнений, домашних заданий творческого характера, игровых ситуаций и подвижных игр, разных форм занятий: занятие- игра, занятие- путешествие, занятие- конкурс и другие.

Дети включаются в творческий процесс, поиск решений, служащих их развитию и снижению наступления утомления. Использование компьютерных технологий также позволяет повысить заинтересованность обучающихся, улучшить качество восприятия материала.

Одна из проблем, остро стоящих перед нами в современном мире, - гиподинамия. Технический прогресс ведет к уменьшению подвижности человека. Уменьшается не только время, посвященное активным двигательным упражнениям, но и время, проведенное на открытом воздухе. В связи с этим в структуру занятий в младших группах необходимо активно внедрять физкультминутки (расслабление кистей рук, массаж пальцев, дыхательная гимнастика, предупреждение утомления глаз), следить за правильностью осанки детей. При этом учитываются требования, предъявляемые к двигательной активности ребенка: движения должны быть разнообразными, проводиться на начальном этапе утомления, предпочтение надо отдавать упражнениям для утомленных групп мышц.
Не секрет, что для педагога очень важно правильно организовать учебный процесс, поэтому в занятие необходимо включать виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического и критического мышления. Педагогом должен осуществляться контроль научности изучаемого материала, необходимо формировать внешнюю и внутреннюю мотивацию деятельности обучающихся, осуществлять индивидуальный подход к детям с учетом личностных возможностей. На занятии необходимо создавать благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки, т.к. результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения, от психологического климата.           Огромную роль в укреплении здоровья обучающихся играет и экологическое пространство: проветривание, озеленение, освещение кабинета.

От уровня гигиенической рациональности занятия во многом зависит функциональное состояние ребенка в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное нарушение утомления. Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют и на состояние педагога, его здоровья. Забота о здоровье детей неотделима от заботы педагога о своем собственном здоровье. Педагог должен подавать пример своим образом жизни и своим здоровьем, так как собственный пример лучше всяких слов познакомит детей с правилами здорового образа жизни.

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет обучающимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности. На мой взгляд, внедрение здоровьесберегающих технологий в обучение способствует более глубокому и осознанному пониманию детьми предметного содержания, усвоению большого количества идей и способов решения проблем, в том числе – оригинальных и нестандартных, развитию у детей способностей к переносу знаний в новые условия, что создаёт благоприятный фон для повышения уровня мотивации обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профильное обучение по ИКТ в условиях учреждений дополнительного образования

Доклад на краевом семинаре "Управление процессом самоопределения личности школьников в профильном обучении"...

Рекомендации по планированию и проведению занятия в учреждении дополнительного образования

Основы построения учебного занятия.Основные требования к проведению учебного занятия в системе дополнительного образования детей. Данные методические рекомендации помогут начинающим педагогам дополнит...

Здоровьесберегающие технологии на занятиях дополнительного образования

Автор  семинарского занятия подробно останавливается на определении понятия "Здоровье", рассматривает приемы и методы здоровьесберегающих технологий, дает практические советы для педаго...

Проведение дистанционных занятий в учреждениях дополнительного образования: проблемы и пути решения

Каждый педагог, методист, осуществляющих свою деятельность в учреждениях дополнительного образования, в той или иной мере столкнулся с трудностями при переходе на дистанционный формат работы в связи с...

Scrum-подход как инновационная технология в проектой деятельности учреждений дополнительного образования детей на примере Центра инженерных компетенций (ЦИК) СПбГЦДТТ Методическая разработка

В методической разработке показана возможность внедрения Scrum-подхода в дополнительное образование детей при выполнении полномасштабных учебных проектов на примере инновационной практики Центра инжен...