Проведение дистанционных занятий в учреждениях дополнительного образования: проблемы и пути решения
учебно-методический материал

Гусева Мария Александровна

Каждый педагог, методист, осуществляющих свою деятельность в учреждениях дополнительного образования, в той или иной мере столкнулся с трудностями при переходе на дистанционный формат работы в связи с сложившейся обстановкой пандемии во всем мире.  С какими трудностями столкнулись сотрудники Дома детского творчества "Олимп" Выборгского района Санкт-Петербурга и какие пути решения проблем можно предложить  - делимся опытом работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл staya_distan_-_problemy_i_puti_resheniya.docx21.2 КБ

Предварительный просмотр:

Проведение дистанционных занятий

в учреждениях дополнительного образования: проблемы и пути решения

Методист,

педагог дополнительного

образования Бармышева М.А.

Думаю, что каждый педагог, методист в той или иной мере столкнулся с трудностями при переходе на дистанционный формат работы в связи с сложившейся обстановкой пандемии во всем мире.

Не смотря на определенные сложности многие сотрудники нашего Дома детского творчества «Олимп» Выборгского района Санкт-Петербурга частично были готовы к переходу на дистанционный формат работы, мы посещали Панораму практик в рамках проекта Дистанционное образование – новый вектор развития дополнительного образования.

По сути, многие уже занимались различными формами дистанционной работы, в той или иной степени и адаптация к новым условиям прошла более-менее успешно. Гораздо сложнее оказалось зафиксировать факт проведения занятия и составить отчет о его проведении. Дело в том, что у нас в учреждении нет отдельного специалиста по техническим вопросам, и мы исходили из того, что мы знаем.

Так, в нашем Доме детского творчества «Олимп» была разработана целая система взаимодействия. За основу мы взяли систему облачного хранилища на почте в mail-е. Выбор был не случаен – большинство педагогов уже имели почту в mail и здесь отсутствовал ряд ограничений, который есть в других системах. Мы создали общую почту для дистанционной работы, к которой имеет доступ заместитель директора во УВР, у которого есть доступ к папкам педагогов всех отделов. Создали отдельную почту для сбора дистанционных отчетов для заведующих с доступом к папкам всех педагогов отдела. При этом педагоги имеют доступ только к своим папкам.

Таким образом, можно получить данные о проведенном занятия по каждому педагогу по каждой программе в любое время в любом месте. Как же мы фиксируем факт проведения занятий?

Опираясь на методические рекомендации Аничкова дворца и Городцкого центра развития дополнительного образования, мы создали бланк отчета о проведении дистанционных занятий, который педагоги подгружали в свое облачное хранилище после проведения такого занятия. Конечно, вначале было много вопросов. Особенно технического характера. Мы записали несколько видео-инструкций и создали презентацию, в которых максимально доступным языком показали, как это сделать. И все равно приходилось иногда индивидуально консультировать педагогов. Тем не менее, подгрузив пару раз отчет, педагоги привыкли к такому взаимодействию.

Форма отчета содержит стандартную шапку (с указанием даты проведения занятия, номера группы и занятия, раздела программы и темы согласно календарно-тематическому плану), план занятий и подтверждающие материалы.

План занятий содержит вступительную, основную и заключительную часть. Педагог самостоятельно выбирает, какой пункт из предложенных, вписывать в отчет в соответствии с темой занятия, или добавляет свои.

Помимо плана к отчету необходимо прикрепить подтверждающие материалы, которыми являются скрины, ссылки, фотографии работ и детей, выполняющих задание, видеоотчеты. Их можно вставить в отчет или загрузить отдельными файлами в папку соответствующего занятия. Если ребенок сдает задание позже, не в срок, то всегда можно добавить его работу к отчету.

На первый взгляд форма отчета логична и понятна, но стоит поговорить и о проблемах, с которыми столкнулись сами педагоги в процессе проведения дистанционных занятий.

Не так давно мы провели мониторинг работы в дистанционном формате среди педагогов, и сейчас я продемонстрирую некоторые результаты. Большая проблема, с которой столкнулись педагоги – это падение уровня мотивации обучающихся и как следствие, сам процесс преподавания не приносил удовлетворения педагогам.

Больше половины педагогов отметили, что вести занятия в дистанционном режиме трудно, хотя среди респондентов были и те, кому это нравилось и было удобно. Тем не менее большая часть продолжает и сейчас пользоваться элементами дистанционного обучения.

Среди причин, затрудняющих переход на дистанционный формат работы на первом месте была выявлена проблема, связанная с тем, что не все обучающиеся могут дома выполнять задания в связи с отсутствием технических средств, далее – вполне очевидная проблема - занятия в дополнительном образовании в принципе сложно вести в дистанционном формате. На третьем месте – несвоевременное выполнение обучающимися заданий, и далее – подготовка большого объем материалов для занятий и временные затраты на это.

Рассмотрим эти и другие проблемы, затрудняющие работу педагогов и попробуем предложить пути их решения.

  1. Слабая мотивация обучающихся

Онлайн-формат требует сильной дисциплины и целеустремленности, чтобы самостоятельно выполнять задания, оставаться заинтересованным и добиваться прогресса. Когда учащиеся не окружены единомышленниками и отсутствует физический контроль со стороны педагога, возникает соблазн отложить освоение материала на потом.

Пути решения (советы педагогам):

  • ставьте перед учащимися конкретные и достижимые цели, чтобы они не чувствовали себя потерянными.
  • В качестве мотивации используйте похвалу и вознаграждение. Например, можно завести виртуальную таблицу и отмечать в ней детей, которые ответственно подходят к онлайн-обучению, либо в индивидуальном порядке отправлять положительные отзывы с использованием забавных видео, GIF-файлов и изображений.
  • Иногда даже самые мотивированные и вдохновленные дети теряют интерес, если не видят энтузиазма педагога, поэтому основная задача – демонстрировать свою страсть к предмету. Вдохновляйте: делайте интересные занятия, устраивайте эмоциональные и увлекательные дискуссии, связывайте материал занятий с реальной жизнью.
  • Держите связь с родителями: напоминайте, какую работу должен выполнять их ребенок и в какой срок, сообщайте, если он нуждается в их помощи.
  1. Отсутствие необходимых технических устройств, программного обеспечения для проведения занятий (как у педагога, так и у детей)

Пути решения:

  • проведите опрос среди родителей, на каких платформах удобнее всего будет заниматься детям
  • выберите наиболее подходящую и простую в использовании

приобретите необходимое оборудование, оно прослужит вам долгие годы и пригодится в будущем, постарайтесь убедить в этом родителей

  1. Отсутствие социального взаимодействия

Находясь в одном помещении, обучающиеся имеют возможность общаться друг с другом и педагогом напрямую: мгновенно реагировать, делиться опытом, шутить и устанавливать невербальный контакт, укрепляя социальные навыки. Для многих коммуникация с единомышленниками – это важный ритуал, которого они лишаются, переходя на дистанционное обучение. Без компании друзей и личного контакта с педагогом обучающиеся удаленно могут чувствовать себя изолированными. Этот психологический фактор негативно влияет на мотивацию и качество освоения материала, результативность.

Пути решения:

Чтобы помочь обучающимся преодолеть чувство изоляции, создайте блог или групповой чат для общения, побуждайте детей задавать вопросы, помогать друг другу или дискутировать на заданные темы.

Создать чувство общности в онлайн-среде, помогут следующие стратегии:

  • Найдите время поговорить на отвлеченную тему.
  • Сделайте общение личным. Обращайтесь к каждому по имени и сохраняйте теплый, дружелюбный тон.
  • Организуйте еженедельные видеоконференции, во время которых ученики могут делиться аспектами своей домашней жизни и деятельности.
  • Создавайте задания, которые предусматривают работу в паре или группе.

Покажите, что вы открыты для общения: спросите каждого, чем вы можете ему помочь, не забывайте вовремя оценивать выполненные задания.

  1. Сложно оценить показатели усвоения, понимания материала, качество выполненных заданий и самостоятельность выполнения

Непонятные взгляды, длительное молчание после подачи материала, задаваемые вопросы – по всему этому можно оценить степень понимания информации. При необходимости педагог может даже найти слабое место и е его пояснить здесь и сейчас, приводя новые примеры, изменяя темп речи и даже способ подачи материала.

Дистанционное образование же ограничивается более сухой подачей и контролем, потому что такой тесной связи с обучающимися нет.

К тому же сложно оценить качество выполнения задания по фотографиям и видео.

Пути решения:

  • задавайте вопросы, проводите викторины, квесты по пройденной теме, чтобы понять, на сколько хорошо усвоен материал
  • спросите родителей, какие трудности испытывает ребенок при выполнении задания
  • люди воспринимают информацию по-разному, поэтому старайтесь преподнести материал с помощью различных источников – текст, аудио, видео
  • тщательно продумывайте задания, оцените, сможет ли ребенок его выполнить самостоятельно без поддержки педагога, родителей, есть ли все необходимые материалы для этого, сколько времени уйдет на его выполнения, интересно ли будет вообще выполнять это задание, обоснуйте также необходимость выполнения этого задания

5 . Много времени уходит на подготовку материалов к дистанционному занятию и проверку выполненных заданий

  • для закрепления и обобщения изученного материала привлекайте образовательные ресурсы, обладающие функцией автоматической проверки заданий и позволяющие педагогам осуществить быструю обратную связь с обучающимися и их родителями
  • для контроля и оценки результатов обучения произведите отбор/изменение форм контроля освоения программы обучающимися
  • запишите занятия на цифровой носитель для формирования и накопления «Банка видеозанятий» для дальнейшего использования его материалов в образовательном процессе 

____________________________________________________________

Все эти проблемы (и сюда еще каждый может добавить свои), затрудняют, замедляют работу педагогов по фиксации проведения дистанционных занятий и составления отчета о проведённом занятии, и многие приходят к выводу, что занятия в дополнительном образовании в принципе сложно вести в дистанционном формате.

Но мир меняется. Да, дистанционное обучение сильно отличается от традиционного, что порождает определенные проблемы. Но они преодолимы, нужно лишь перестать сопротивляться новому, изменить отношение к онлайн-формату и приобрести дополнительные технические навыки. Ведь очевидно, что электронное обучение открывает двери для благоприятных возможностей: научиться пользоваться гаджетами не только ради развлечения, стать гибкими, взять ответственность за свои знания в собственные руки, освоить новые стандарты.

И роль методистов – помочь педагогам преодолеть эти трудности и показать другую сторону дистанционного обучения, так сказать посмотреть на наго под другим углом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Единый проект учреждения дополнительного образования, как способ решения социально значимых задач воспитания

В настоящее время метод проектов широко внедрен в систему образования школ. Возможности  метода в системе дополнительного образования используются в незначительной степени. Между тем,  допол...

Здоровьесберегающие технологии на занятиях в учреждении дополнительного образования, как условие повышения мотивации обучения.

«Под здоровьем нельзя разуметь одно только наружное благосостояние тела, а нужно понимать вообще естественное гармоническое развитие организма и правильное совершение всех его отправлений». Никол...

Рекомендации по планированию и проведению занятия в учреждении дополнительного образования

Основы построения учебного занятия.Основные требования к проведению учебного занятия в системе дополнительного образования детей. Данные методические рекомендации помогут начинающим педагогам дополнит...

Доклад На тему: Современное образование проблемы и пути решения .

ДокладНа тему:Современное образование проблемы и пути решения  ....

Тестовые задания для проведения мониторинговых работ в объединениях эстрадного вокала учреждений дополнительного образования детей

Данная методическая разработка имеет целью систематизацию методов оценки образовательных результатов обучающихся в объединении эстрадного вокала. В методической разработке представлен комплекс специал...

Организация дистанционного обучения в вокальных объединениях учреждений дополнительного образования

В методической разработке раскрываются проблемы использования дистанционной формы обучения в вокальных объединениях учреждений дополнительного образования. Определяется специфика внедрения дистанционн...