Доклад На тему: Современное образование проблемы и пути решения .
материал

Аксенюк Вера Викторовна

Доклад

На тему:
Современное образование проблемы и пути решения  .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_avg2019.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Павлодарская область

Железинский район

Прииртышская  ОСШ имени Т.П.Праслова.

Доклад

На тему:
Современное образование проблемы и пути решения  .

                                                         Учитель химии и биологии Аксенюк В.В.

с. Прииртышское

Вхождение Республики Казахстан в мировое образовательное пространство, обусловившее переход на 12-летнее образование, позволило  педагогической общественности изменить свой  взгляд на профессиональные задачи и способы их решения, которые инициируют инновационную деятельность. Критерием инновационной деятельности стали профессионализм, творчество, компетентность. Учителю дана полная самостоятельность в работе. Он сам решает, как лучше строить образовательный процесс, планировать материал, какими учебно-методическими комплексами пользоваться, какие методы применять.

Единство целей и задач образования органически сочетается с разнообразием и гибкостью обучения и воспитания.

Биология и химия — это основные предметы сегодняшней школы. Они способствует формированию и обогащению духовного мира человека. Современная биология и химия формирует новое поколение, которое понимает ценность жизни, место человека в природе, способное искать пути решения экологических, продовольственных, энергетических и других проблем. Сегодня, когда информация становится ресурсом развития общества, очевидно, что современное образование — это непрерывный интерактивный процесс.

Любая форма интерактивности предполагает активное взаимодействие всех учащихся. Учитель и ученик увлечены одним процессом: понять урок, извлечь из него знания для себя, формировать навыки активной жизненной позиции, критически разобраться в ситуации, найти истину, принять верное решение. Учитель, по сути, организатор обучения и лидер его. Его задача так подойти к процессу обучения, чтобы ученик заинтересовался и почувствовал желание познать. Процесс познания заключается в познании знаний самим учеником.

Проблемы и пути решения:

Наши учащиеся резко уступают своим сверстникам во многих странах мира:

в умении работать с информацией;

в умении решать практические, социально и личностно-значимые проблемы: проводить наблюдения, строить на основе гипотезы, делать выводы и заключения, проверять предположения;

в умении «увязывать» с приобретаемой в школе системой знаний свой жизненный опыт.

Для решения данных проблем на уроке создается установка, при которой учащиеся положительно настраивают себя на восприятие новых знаний. Для начала изучения нового материала стараюсь «запустить» интересный факт, который вызовет интерес учащихся к восприятию материала. Задачи оживляют ученика и заставляют его запоминать поучительные факты. К таким методикам относят имитационные методы, которые можно обыгрывать на занятиях. Это: ролевые игры, дискуссии, дебаты, мозговой штурм, обсуждение проблемы, круглый стол, поиск истины, свободный микрофон, анализ ситуации, дерево решений, прошу слова, судебный процесс

      Информационно-коммуникативные технологии применю на уроках биологии и химии:

  • при  изучении нового материала;
  • при закреплении изученного материала;
  • при повторении;
  • при подготовке к итоговой аттестации;
  • для контроля знаний;

 что позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Расскажу, в какой последовательности мы с учащимися строим свою работу по созданию мультимедиа урока.( внеурочное время)

 Этапы работы можно выделить следующие:

 -          Поиск наглядности, аудио — и видеоматериалов в соответствие с темой урока («складывание» в отдельную папку).

-          Знакомство с содержанием урока и выстраивание материалов в нужной последовательности в программе Power Point.

 -          Вставка текстовой информации, таблиц, схем.

-          Оформление слайдов, анимация, навигация.

 Очень важным было выяснить, на каких этапах урока можно использовать данный вид технологии:

 -          Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала (анимация, видео, звук).

 -          Этап усвоения новых знаний (послайдовое изложение материала, таблицы, схемы, анимация).

 -          Этап закрепления новых знаний (тесты, вопросы, упражнения, задания различного характера) [3].

Использование ИКТ позволяет демонстрировать:

-          фотографии животных, растений, известных людей, занимательных опытов

-          отсканированные иллюстрации книг, карты и др.,

 -          схемы и таблицы,

 -          тесты, кроссворды для проверки знаний,

 -          видеоматериалы на  различные темы.,

 -          аудиозаписи;

-          музыкальное сопровождение при демонстрации фото- и видеоряда.

 -          использование тестовых заданий не только экономит время, расходные материалы, но и дает возможность детям самим оценить свои знания.

 В изучении школьного курса химии и биологии я выделяю несколько основных направлений, где оправдано использование компьютера:

 -          наглядное представление объектов и явлений микромира;

 -          изучение производств химических продуктов;

 -          моделирование химического эксперимента, опыта и химических реакций;

 -          система тестового контроля -  подготовка к ЕНТ [4].

В своей работе я применяю сайты:

https://bilimland.kz/ru

http://www.testcenter.kz/ru/schools/voudso-online/     http://smk.edu.kz/Course/Topic/16/5846?lang=1

Для обучения учащихся  решать практические, социально и личностно-значимые проблемы: проводить наблюдения, строить на основе гипотезы, делать выводы и заключения, проверять предположения;

Стараюсь внедрить компетентностный подход – это важное условие повышения качества образования. Особенно это касается теоретических знаний, которые должны перестать быть мёртвым багажом и стать практическим средством объяснения явлений и решения практических ситуаций и проблем.

Основной ценностью становится не усвоение суммы сведений, а освоение учащимися таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях.

Он связан с личностно-ориентированным и действующим подходами к образованию, поскольку касается личности ученика, то есть предметные компетентности– их ученик приобретает в процессе изучения .

В процессе обучения не сообщаю сразу всю информацию, а помогаю ее осмысливать и даю возможность учащимся самим принять участие в предсказании этой информации. Поиск знаний вовлекает детей в сопереживание и желание познавать. Проблемные ситуации – толчок к ситуации успеха. На таких уроках всегда атмосфера сотрудничества и интеллектуальная атмосфера. Желание познать побуждает ученика к использованию дополнительной литературы, справочников и использования интернета.

Чтобы обучающиеся смогли «увязывать» с приобретаемые в школе системы знаний свой жизненный опыт.

Стараюсь чаще использовать вопрос «почему?», чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.

В своей практике стараюсь придерживаться следующее « Необходимо помнить, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике».

Стараюсь приучать учеников думать и действовать самостоятельно, развивая при этом творческое мышление. Познавательные задачи решаем несколькими способами, чаще практикую творческие задачи, показывая ученикам перспективы иx обучения.

В процессе обучения обязательно учитываю индивидуальные особенности каждого ученика, объединяю в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний. При этом изучаю и учитываю жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.

Необходимо учить так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью. Каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.

Самостоятельно найденный ответ - маленькая победа ребенка в познании сложного мира природы, придающая уверенность в своих возможностях, создающая положительные эмоции, устраняющая неосознанное сопротивление процессу обучения.

Самостоятельное открытие малейшей крупицы знания учеником доставляет ему огромное удовольствие, позволяет ощутить свои возможности, возвышает его в собственных глазах. Ученик самоутверждается как личность. Эту положительную гамму эмоций школьник хранит в памяти, стремится пережить еще и еще раз. Так возникает интерес не просто к предмету, а что более ценно - к самому процессу познания - познавательный интерес, мотивация к знаниям.

«Нет интереса - нет успеха!»

Проблемный вопрос, проблемная ситуация

«Глюкоза» - 10 класс. Почему хлеб, если его долго жевать приобретает сладкий вкус?

Почему глаженое бельё дольше не пачкается?

«Амфотерность аминокислот» -9 класс. «Из биологии вам знакомо животное хамелеон. Есть ли в химии нечто подобное?

«Спирты» -9 класс. Как получить резиновые калоши из спирта?;

«Альдегиды, кислоты» - 9 класс «Всё дело в муравьях». Что общего между альдегидами, карбокислотами и муравьями?

Кислородсодержащие органические соединения. Размышление-загадка. Лаборант приготовила реактивы и вышла из кабинета. Здесь Трехатомный спирт, сойдя с полочки, подошел к столу и забрал свой реактив. Увидев это, Глюкоза возмутилась: “Что вы делаете, зачем берете чужое, это же мой распознаватель!” “Позвольте, позвольте, вмешаться в ваш спор”- промолвил Формальдегид, - “Это же мое вещество”. В чём суть спора?

Противоречие фактов

«Двойственное положение водорода в ПСХЭ» - 8 класс. Почему водород занимает в таблице Д.И. Менделеева два места: среди типичных металлов и среди типичных неметаллов?

При изучении темы «Электролитическая диссоциация». Дистиллированная вода не проводит электрический ток, а обычная водопроводная проводит.

Почему ПСХЭ Д.И.Менделеев составлял для химиков, а физики с полным правом используют в своих исследованиях?

Интерактивная деятельность обеспечивает не только прирост знаний, умений, навыков, способов деятельности и коммуникации, но и раскрытие новых возможностей учащихся.

Я считаю, что универсальные учебные действия – это фундамент для формирования ключевых компетенций обучающихся. Важно то, что дети могут почувствовать себя равноправными участниками образовательного процесса. Они сами себя стараются научить, самостоятельно добывая знания, учат других. И, в то же время, им важно знать, что в случае затруднения учитель может им помочь, направить их действия. Главным на уроке становится сотрудничество, возникает взаимопонимание между всеми участниками, повышается работоспособность и мотивация к учению. Работать в этом направлении нужно с первого школьного дня.

Список использованных источников:

 

  1. Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016 - 2019 годы - Астана, 2016 год.
  2. Агатова, Н. В. Информационные технологии в школьном образовании/ Н. В. Агатова М., 2006
  3. Алексеева, М. Б., Балан, С. Н. Технологии использования мультимедиа. М., 2002
  4. Зайцева, Л. А. Использование информационных компьютерных технологий в учебном процессе/ Л. А. Зайцева. М., 2004
  5. Кузнецов Е. В. Использование новых информационных технологий в учебном процессе/ Е. В. Кузнецов. М., 2003
  6. Петрова О. Г. Проектирование уроков биологии в информационно-коммуникативной среде //Биология в школе. — 2011. — № 6.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ – ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

Статья посвящена духовно-нравственному воспитанию молодежи, обучающейся в средне-специальных образовательных учреждениях...

Методическая разработка студенческой научно-практической конференции "Синдром эмоционального выгорания - проблемы и пути решения"

Данная методическая разработка предназначена для подготовки студенческой научно-практической конференции, посвященной проблемам синдрома эмоционального выгорания.Конференцию  целесообразно провод...

Организация учебной и производственной практик СПО. Проблемы и пути решения.

Организация учебной и производственной практик СПО. Проблемы и пути решения.Готовность будущих специалистов к трудовой деятельности, их профессиональная самостоятельность и направленность, формируются...

доклад "О работе Совета Общежития, проблемы и пути решения"

доклад на педагогический совет по теме " Оработе Совета Общежития, проблемы и пути решения"...

Проведение дистанционных занятий в учреждениях дополнительного образования: проблемы и пути решения

Каждый педагог, методист, осуществляющих свою деятельность в учреждениях дополнительного образования, в той или иной мере столкнулся с трудностями при переходе на дистанционный формат работы в связи с...

Профориентационная работа с учащимися специальных коррекционных школ 8 вида. Опыт, проблемы и пути решения.

Выбор профессии. Каким огромным смыслом наполнено, казалось бы, привычное словосочетание, сколько в нем скрыто эмоций, тревог, ожиданий, проблем! Ведь это не просто удачно или неудачно принятое в юнос...

СТАТЬЯ «ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИК В СИСИТЕМЕ СПО. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ»

СТАТЬЯ «ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИК В СИСИТЕМЕ СПО. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ»...