Организация учебной и производственной практик СПО. Проблемы и пути решения.
материал на тему

Кретова Римма Валентиновна

Организация учебной и производственной практик СПО. Проблемы и пути решения.

Готовность будущих специалистов к трудовой деятельности, их профессиональная самостоятельность и направленность, формируются в первую очередь в процессе практического обучения в мастерских колледжа и на предприятиях в период производственного обучения студентов.

Прежде чем приступить к производственному обучению разрабатывается рабочая программа  на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.

В ней рассматриваются: профессиональный модули и составляющих их профессиональных компетенций (ПК), а также общих компетенций (ОК).

Все это предусматривает подготовку студентов к осуществлению определенной совокупности трудовых функций, имеющих самостоятельное значение для трудового процесса.

Для приобретения практического опыта при изучении профессиональных модулей планируется и организовывается учебная и производственная практика.

Учебная практика предполагает выполнение сварочных видов работ и направлена на:

- формирование у студентов практических профессиональных умений;

- приобретение первоначального практического опыта, для последующего освоения общих и профессиональных компетенций по избранной специальности;

- на освоение рабочей профессии в соответствии с ФГОС СПО по специальности, с получением квалификации по рабочей профессии.

Учебная практика организовывается и проводится в сварочной мастерской, а в теплое время года на сварочном полигоне, в соответствии разработанному  плану КТП и тематическому плану.

Сварочная мастерская оснащена следующим производственно-техническим оборудованием:

  -приспособления;

 сварочное оборудование:

-  Aurora ULTIMATE 350 -полуавтомат-инвертор, вид сварки: ручная дуговая (ММА); полуавтоматическая;

- BRIMA- инверторный сварочный аппарат;

- KEMPPI Master TIG -сварочный аппарат для аргонодуговой  сварки;

- KEMPPI KЕMPACT 323R-сварочный полуавтомат, высокого качества.

Кроме оборудования в мастерской имеются инструменты, макеты, плакаты и типовые стенды «Виды сварных соединений и швов», «Разделка кромок», «Газовая сварка» и «Сборочно-сварочные приспособления», «Измерительные инструменты и приспособления» необходимые для качественного проведения уроков производственного обучения.

Задачей учебной практики является формирование у студентов первоначальных практических профессиональных умений.

По результатам учебной практике был проведен мониторинг качества знаний, за последние 3 года обучения.

Рассмотрим  процент качества знаний  по учебной практике (группа 3-14).

2014г.-2015г-85%

2015г.-2016г.- 91%

2016г.-2017г.-96%

Можно сделать вывод: что в процессе обучения повышается уровень практических и профессиональных умений студентов при освоении специальности.

Говоря о учебной практики видно что сам процесс организации и проведения в колледже находится на достаточно высоком уровне, о чем говорит и качество знаний студентов.

 

Вслед за учебной практикой организовывается производственная и преддипломная практика для студентов на предприятиях. Готовность будущих специалистов к трудовой деятельности, их профессиональная самостоятельность и направленность, мотивация к труду формируются в первую очередь в процессе практического обучения, производительного труда на предприятии в период прохождения производственной практики.

Целью производственной практики является подготовка студентов к самостоятельной высокопроизводительной работе на предприятии.

Основные задачи производственной практики:

адаптация учащихся в конкретных производственных условиях,

воспитание сознательной дисциплины, товарищеской взаимопомощи, уважения к традициям предприятия и стремления приумножить их,

закрепление и совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков по избранной профессии,

накопление опыта самостоятельного выполнения работ,

изучение технической документации, новых производственных технологий.

приобретение навыков работы на современном оборудовании.

В процессе производственной практики формируются такие профессионально-ценные качества, как

  • быстрота реакции,
  • аккуратность,
  • согласованность действий,
  • наблюдательность.

Результатом освоения рабочей программы профессиональных модулей является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности,  в том числе профессиональными компетенциями. 

Программа рекомендует прохождение практики в цехах предприятий, на строительстве и в частных предприятиях, занимающихся выполнением электросварочных и газосварочных работ.

Сегодня назначение производственной практики возросло. Оно заключается не только в формировании готовности выпускников к непосредственной профессиональной деятельности на предприятиях и их адаптации к реальным производственным условиям, но и формировании профессионально важных качеств личности специалиста, которое невозможно без тесной связи образовательной организации с работодателями, без создания ими педагогических условий для успешной реализации программы производственной практики на предприятии.

Студенты «ЛИСК» проходят производственную практику в организациях по профилю специальности на основе договоров, заключаемых между образовательным учреждением и этими организациями, в которых отражаются сроки проведения производственной практики условия обеспечения безопасности выполнения работ.

На предприятии студент приходит с определенной задачей отработать практические навыки по профессиональным модулям.

Группы проходят практики на предприятиях г. Липецка:

ООО «МЕТАЛЛИСТ»,

ООО «Огнеупорстрой Липецк»,

ЗАО « Липецк Коксохиммонтаж»,

 ООО «Ремстроймонтаж»,

ООО «Европрофиль»,

ООО «Стройгарант»,

ООО «ЗМК Форвард».

По результатам мониторинга  процент качества знаний  по учебной практике за 3 года в  группе 3-14.

2014г.-2015г-81%

2015г.-2016г.- 90%

2016г.-2017г.-96%

 

Однако существует и ряд проблем, связанных с организацией и проведением практик студентов.

  1. Студент, попавший впервые в учреждение, не всегда готов быстро адаптироваться к новым социальным условиям, осознать и принять требования, накладываемые профессиональным статусом и эффективно включиться в деятельность данного предприятия. Студент - практикант находится в сложной психологической ситуации и не всегда получает адекватную поддержку со сторону руководителей практики, которые порой предъявляют завышенные требования к уровню его подготовки, особенно, как это раньше было на первом году обучения в колледже, сейчас вся производственная и преддипломная практика проходит на 3 курсе.
  2. Мало уделяется внимания подготовке студентов к адаптации в рабочей среде. Зачастую студент, «погруженный в профессию» на две недели, оказывается в ситуации профессиональной дезадаптации, что может привести к разочарованию в выборе специальности.
  3. К сожалению, существует и ряд сложностей в вопросах организации взаимодействия со специалистами учреждений. Предприятия не всегда готовы предоставить возможность для реализации задач той или иной практики, однако, взаимодействие с этим учреждением может предоставить большие возможности студенту в получении профессионального опыта.
  4. Отдельного внимания заслуживают вопросы методического руководства такой практикой и вопросы охраны труда студентов, т.к. зачастую руководство предприятий использует студента в качестве бесплатной рабочей силы, не учитывая при этом ограничения, накладываемые КЗОТом т.е студенты не совсем работают по своей специальности, особенно несовершеннолетние.
  5. Так же возникает и ряд трудностей при организации практик для сельских ребят. Чаще всего это связано с невозможностью отслеживания качества работы студента на практике в районах проживания студентов, так как они самостоятельно выбирают предприятия для прохождения практики в районе проживания ( рассказать про ИП).
  6. Плохо берут руководители предприятий студентов, не достигших совершеннолетия, объясняя большой ответственностью за них, при соблюдении техники безопасности на производстве.
  7. Наставничество. Раньше были на каждом производстве наставники, которые закреплялись за практикантами и соответственно уделяли им больше внимания, помогая при адаптации на производстве и в рабочем коллективе, передавая свои профессиональные навыки практического опыта по осваиваемой специальности, проверку профессиональной готовности будущего специалиста к самостоятельной трудовой деятельности. В настоящие время наставники на предприятиях отсутствуют, руководители объясняют это тем, что не хватает опытных кадров которые готовы взять эту ответственность на себя и отсутствие оплаты за наставничество.
  8. Отсутствие стимулирования и новых способов мотивации работодателей, участвующих в подготовке специалистов со стороны государства.

Подводя итог вышесказанному можно выделить общие проблемы в организации производственной практики:

  • спад производства и закрытие предприятий ограничили возможность получения студентами опыта практической деятельности;
  • учреждения и организации не берут на себя ответственность за создание необходимых условий для прохождения производственной практики студентов;
  • во многих случаях предприятия в практикантах видят бесплатную дополнительную рабочую силу для подсобной деятельности;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_pedsovet.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация учебной и производственной практик СПО. Проблемы и пути решения.

Готовность будущих специалистов к трудовой деятельности, их профессиональная самостоятельность и направленность, формируются в первую очередь в процессе практического обучения в мастерских колледжа и на предприятиях в период производственного обучения студентов.

Прежде чем приступить к производственному обучению разрабатывается рабочая программа  на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.

В ней рассматриваются: профессиональный модули и составляющих их профессиональных компетенций (ПК), а также общих компетенций (ОК).

Все это предусматривает подготовку студентов к осуществлению определенной совокупности трудовых функций, имеющих самостоятельное значение для трудового процесса.

Для приобретения практического опыта при изучении профессиональных модулей планируется и организовывается учебная и производственная практика.

Учебная практика предполагает выполнение сварочных видов работ и направлена на:

- формирование у студентов практических профессиональных умений;

- приобретение первоначального практического опыта, для последующего освоения общих и профессиональных компетенций по избранной специальности;

- на освоение рабочей профессии в соответствии с ФГОС СПО по специальности, с получением квалификации по рабочей профессии.

Учебная практика организовывается и проводится в сварочной мастерской, а в теплое время года на сварочном полигоне, в соответствии разработанному  плану КТП и тематическому плану.

Сварочная мастерская оснащена следующим производственно-техническим оборудованием:

  -приспособления;

 сварочное оборудование:

-  Aurora ULTIMATE 350 -полуавтомат-инвертор, вид сварки: ручная дуговая (ММА); полуавтоматическая;

- BRIMA- инверторный сварочный аппарат;

- KEMPPI Master TIG -сварочный аппарат для аргонодуговой  сварки;

- KEMPPI KЕMPACT 323R-сварочный полуавтомат, высокого качества.

Кроме оборудования в мастерской имеются инструменты, макеты, плакаты и типовые стенды «Виды сварных соединений и швов», «Разделка кромок», «Газовая сварка» и «Сборочно-сварочные приспособления», «Измерительные инструменты и приспособления» необходимые для качественного проведения уроков производственного обучения.

Задачей учебной практики является формирование у студентов первоначальных практических профессиональных умений.

По результатам учебной практике был проведен мониторинг качества знаний, за последние 3 года обучения.

Рассмотрим  процент качества знаний  по учебной практике (группа 3-14).

2014г.-2015г-85%

2015г.-2016г.- 91%

2016г.-2017г.-96%

Можно сделать вывод: что в процессе обучения повышается уровень практических и профессиональных умений студентов при освоении специальности.

Говоря о учебной практики видно что сам процесс организации и проведения в колледже находится на достаточно высоком уровне, о чем говорит и качество знаний студентов.

Вслед за учебной практикой организовывается производственная и преддипломная практика для студентов на предприятиях. Готовность будущих специалистов к трудовой деятельности, их профессиональная самостоятельность и направленность, мотивация к труду формируются в первую очередь в процессе практического обучения, производительного труда на предприятии в период прохождения производственной практики.

Целью производственной практики является подготовка студентов к самостоятельной высокопроизводительной работе на предприятии.

Основные задачи производственной практики:

адаптация учащихся в конкретных производственных условиях,

воспитание сознательной дисциплины, товарищеской взаимопомощи, уважения к традициям предприятия и стремления приумножить их,

закрепление и совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков по избранной профессии,

накопление опыта самостоятельного выполнения работ,

изучение технической документации, новых производственных технологий.

приобретение навыков работы на современном оборудовании.

В процессе производственной практики формируются такие профессионально-ценные качества, как

  • быстрота реакции,
  • аккуратность,
  • согласованность действий,
  • наблюдательность.

Результатом освоения рабочей программы профессиональных модулей является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности,  в том числе профессиональными компетенциями.  

Программа рекомендует прохождение практики в цехах предприятий, на строительстве и в частных предприятиях, занимающихся выполнением электросварочных и газосварочных работ.

Сегодня назначение производственной практики возросло. Оно заключается не только в формировании готовности выпускников к непосредственной профессиональной деятельности на предприятиях и их адаптации к реальным производственным условиям, но и формировании профессионально важных качеств личности специалиста, которое невозможно без тесной связи образовательной организации с работодателями, без создания ими педагогических условий для успешной реализации программы производственной практики на предприятии.

Студенты «ЛИСК» проходят производственную практику в организациях по профилю специальности на основе договоров, заключаемых между образовательным учреждением и этими организациями, в которых отражаются сроки проведения производственной практики условия обеспечения безопасности выполнения работ.

На предприятии студент приходит с определенной задачей отработать практические навыки по профессиональным модулям.

Группы проходят практики на предприятиях г. Липецка:

ООО «МЕТАЛЛИСТ»,

ООО «Огнеупорстрой Липецк»,

ЗАО « Липецк Коксохиммонтаж»,

 ООО «Ремстроймонтаж»,

ООО «Европрофиль»,

ООО «Стройгарант»,

ООО «ЗМК Форвард».

По результатам мониторинга  процент качества знаний  по учебной практике за 3 года в  группе 3-14.

2014г.-2015г-81%

2015г.-2016г.- 90%

2016г.-2017г.-96%

Однако существует и ряд проблем, связанных с организацией и проведением практик студентов.

  1. Студент, попавший впервые в учреждение, не всегда готов быстро адаптироваться к новым социальным условиям, осознать и принять требования, накладываемые профессиональным статусом и эффективно включиться в деятельность данного предприятия. Студент - практикант находится в сложной психологической ситуации и не всегда получает адекватную поддержку со сторону руководителей практики, которые порой предъявляют завышенные требования к уровню его подготовки, особенно, как это раньше было на первом году обучения в колледже, сейчас вся производственная и преддипломная практика проходит на 3 курсе.
  2. Мало уделяется внимания подготовке студентов к адаптации в рабочей среде. Зачастую студент, «погруженный в профессию» на две недели, оказывается в ситуации профессиональной дезадаптации, что может привести к разочарованию в выборе специальности.
  3. К сожалению, существует и ряд сложностей в вопросах организации взаимодействия со специалистами учреждений. Предприятия не всегда готовы предоставить возможность для реализации задач той или иной практики, однако, взаимодействие с этим учреждением может предоставить большие возможности студенту в получении профессионального опыта.
  4. Отдельного внимания заслуживают вопросы методического руководства такой практикой и вопросы охраны труда студентов, т.к. зачастую руководство предприятий использует студента в качестве бесплатной рабочей силы, не учитывая при этом ограничения, накладываемые КЗОТом т.е студенты не совсем работают по своей специальности, особенно несовершеннолетние.
  5. Так же возникает и ряд трудностей при организации практик для сельских ребят. Чаще всего это связано с невозможностью отслеживания качества работы студента на практике в районах проживания студентов, так как они самостоятельно выбирают предприятия для прохождения практики в районе проживания ( рассказать про ИП).
  6. Плохо берут руководители предприятий студентов, не достигших совершеннолетия, объясняя большой ответственностью за них, при соблюдении техники безопасности на производстве.
  7. Наставничество. Раньше были на каждом производстве наставники, которые закреплялись за практикантами и соответственно уделяли им больше внимания, помогая при адаптации на производстве и в рабочем коллективе, передавая свои профессиональные навыки практического опыта по осваиваемой специальности, проверку профессиональной готовности будущего специалиста к самостоятельной трудовой деятельности. В настоящие время наставники на предприятиях отсутствуют, руководители объясняют это тем, что не хватает опытных кадров которые готовы взять эту ответственность на себя и отсутствие оплаты за наставничество.
  8. Отсутствие стимулирования и новых способов мотивации работодателей, участвующих в подготовке специалистов со стороны государства.

Подводя итог вышесказанному можно выделить общие проблемы в организации производственной практики:

  • спад производства и закрытие предприятий ограничили возможность получения студентами опыта практической деятельности;
  • учреждения и организации не берут на себя ответственность за создание необходимых условий для прохождения производственной практики студентов;
  • во многих случаях предприятия в практикантах видят бесплатную дополнительную рабочую силу для подсобной деятельности;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Сотрудничество колледжей с медицинскими организациями в вопросах организации учебных и производственных практик студентов"

14.04.2016 г. – состоялась областная научно-практическая конференция для главных медицинских сестёр ЛПУ г. Саратова и Саратовской области на тему «Отдельные вопросы управления сестринской деятельность...

Методические рекомендации по организации учебной и производственной практики студентов

Методические указания содержат необходимые сведения об организации учебной и проихзводственной практик студентов колледжа в соответствии с ФРОС СПО, а также систематизированные нормы и правила по офор...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИК

Методические рекомендации по учебной и производственной практике студентов разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта и программы практики по профессии23.01.03_Авто...

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИК КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ

Готовность будущих специалистов к трудовой деятельности, их профессиональная самостоятельность и направленность формируются в первую очередь в процессе практического обучения в мастерских колледжа и н...

СТАТЬЯ «ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИК В СИСИТЕМЕ СПО. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ»

СТАТЬЯ «ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИК В СИСИТЕМЕ СПО. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ»...