СТАТЬЯ «ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИК В СИСИТЕМЕ СПО. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ»
статья

Голикова Анна Владимировна

СТАТЬЯ «ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИК В СИСИТЕМЕ СПО. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИК В СИСИТЕМЕ СПО. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ»

        Практика является обязательным разделом программ подготовки специалистов среднего звена и программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии  среднего профессионального образования.

При их реализации предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная (по профилю специальности и предипломная).

Практика представляет собой особый вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся.

Цели и задачи практики определяются образовательной организацией в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по специальностям к практическому опыту обучающихся, к уровню сформированности умений и общих и профессиональных компетенций по данному виду профессиональной деятельности и профессиональному модулю.  

С 2013 года начинается разработка профессиональных стандартов определяющих  характеристику квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Но, к сожалению, до сих пор существует несоответствие между  требованиями федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования к практическому опыту обучающихся, к уровню сформированности умений и профессиональных компетенций по виду профессиональной деятельности с требованиями разработанных и утвержденных профессиональных стандартов разработанных в соответствии с потребностями работодателей.

 Тем не менее с 1 июля 2016 г. в соответствии с  Федеральным законом от 02.05.2015 N 122-ФЗ  применение работодателями профессиональных стандартов стало обязательным в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения трудовой функции.

Это является одной из причин,  по которой наши студенты  не всегда оказываются востребованы на предприятиях, как при прохождении производственных практик, так и при последующем трудоустройстве. Так как работодателю необходимо доучивать студентов учебных заведений уже на производстве.

         И хотя на данном этапе ещё не разработаны полностью профессиональные стандарты по всем специальностям, нам уже сейчас необходимо начинать аналитическую работу по переработке вариативной части учебных планов и внесению дополнительных профессиональных компетенций в профессиональные модули, уточнению навыков, знаний, учений и характеристик и условий допуска к работе по специальностям и профессиям. Это необходимо проводить с обсуждением на заседаниях кафедр (цикловых комиссий) с приглашением потенциальных работодателей от крупных базовых предприятий, в том числе с учетом международных стандартов WorldSkills.

        К тому же анализ рынка труда показывает, что востребованность специалиста среднего звена снижена по сравнению с востребованностью квалифицированного рабочего. Соответственно, спрос на квалифицированного рабочего, в частности в области радиоэлектроники в разы превышает предложение. Поэтому необходимо на отделениях и кафедрах (цикловых комиссиях) начинать работу по подготовке программ дополнительного образования и мотивировать будущих студентов к получению дополнительной профессии ещё в стенах колледжа.

Согласование программ междисциплинарных курсов, профессиональных модулей, программ практик, к сожалению, в большинстве случаев происходит формально, т.к. мы не знаем нюансов  производственной деятельности и процессов в организациях, а порой вообще руководители практики не имеют представления на какое предприятие направить студента и либо не имеют понятия о направлениях деятельности этого предприятия, в свою очередь потенциальные работодатели и партнеры не знают требований ФГОС, программ обучения и процедуры оценки общих и профессиональных компетенций, а мы самоустраняемся от тесного сотрудничества, не знаем и не встречаемся с наставниками.

         Существует проблема незаинтересованности работодателя в оплате труда наставнику студента проходящего производственную практику на предприятии, а у колледжа нет средств для оплаты труда руководителям практики на предприятии из-за отсутствия средств  в фонде оплаты труда.

         Отсутствие заинтересованности студентов и их низкая профессиональная  подготовка.

В большинстве случаев  и студенты не проявляют заинтересованность в получении практических навыков и выполнении работ, т.к. не получают при этом от предприятия заработную плату. Не так много сейчас у нас предприятий, таких как Леруа Мерлен готовых оплачивать работу студентов, а если и существуют, то подготовка студентов на настоящий момент не позволяет обеспечить выпуск продукции без большого количества брака.

        Не всегда работодатель готов предоставлять информацию о предприятии и обеспечить доступ к практическим  материалам и процессам, в частности это касается специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет, а также ПМ  касающихся участия в организации производственной деятельности структурного подразделения организации.

Одной из проблем является невозможность отработки всех вопросов даже одного профессионального модуля в стенах одного предприятия и отставание развития учебно-материальной базы от требований времени, особенно это касается технических специальностей.  Поэтому необходимо руководителям практик выдавать индивидуальные задания студентам с учетом особенностей и специфики предприятия.

Одним из выходов в сложившейся ситуации является развитие дуального обучения, хотя и оно не разрешит  всех проблем. Тут также существует много нюансов и тонких мест. Необходимо будет совместно с предприятием разработать программу дуального обучения, рабочий учебный план по специальности (профессии), годовой календарный график, учитывающий потребности предприятия и его возможности. Самое главное найти такие достаточно крупные организации способные принять необходимое количество студентов и в полном объеме обеспечить получение и приобретение необходимых практических навыков и приемов работы в рамках и в соответствии  ФГОС СПО, а также обеспечить требования охраны труда и безопасности жизнедеятельности. С закреплением за каждой группой обучающихся наставника из числа наиболее квалифицированных специалистов с безусловной оплатой наставничества, иначе полной отдачи мы не получим. Естественно, надо учитывать, что ни одно предприятие не будет хорошо учить наших студентов, если оно не заинтересовано в подготовке кадров, т.е. быть динамично развивающимся. Подбор баз практик необходимо осуществлять с учетом оснащенности предприятий современным оборудованием и программным обеспечением, наличием квалифицированного персонала, возможностью последующего трудоустройства выпускников.

Считаю необходимым каждому руководителю практики от колледжа в течение следующего года обеспечить подбор предприятия для прохождения практики студентами по своему профессиональному модулю и осуществить подготовку для заключения договора о сотрудничестве, потому что никто лучше Вас, как специалистов не может знать особенностей, специфики и содержания, и необходимых условий для освоения модуля.

Все должны понимать, что вручение диплома о получении среднего профессионального образования не является нашим последним шагом в подготовке специалиста, мы должны подготовить конкурентоспособным к требованиям рынка труда, обеспечить его последующим трудоустройством.

«…….студент перестал быть студентом, вышел на рынок труда и оказался зарегистрирован в службе занятости, из государственных денег ему платится пособие по безработице как впервые ищущему работу. Пусть ВУЗ, который подготовил такого недееспособного студента, платит пособие по безработице студентам, которые не могут найти работу после обучения….» — заявил глава Минтруда и выходит с этим предложением в правительство.  Министр труда считает, что «это неправильно, когда государство сначала учит бесплатно, а потом платит пособие впервые ищущим работу». Конечно это пока предложения и слова, и касается только Вузов, но не факт, что так не будет, т.к. учреждения СПО тоже ведут коммерческую деятельность и имеют внебюджетные средства.

Понятно, что безработица – это далеко не всегда результат профессиональной несостоятельности, на рынке труда порой просто нет вакансий подходящей работы. По состоянию на январь 2018 года Росстат огласил уровень безработицы в России в 5,2%. К сожалению, отсутствует взаимодействие между департаментом образования, науки и молодежной политики и департаментом труда и занятости по вопросу согласования госзаказа по предоставлению образовательных услуг с потребностями рынка труда.  Далеко не всегда и студенты хотят продолжить работу, в том числе и по  полученной специальности – а вот это как раз наш случай. И наша задача с мотивировать студента на успешное освоение специальности и правильного отношения к её выбору на этапе проходящего набора в колледж.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Сотрудничество колледжей с медицинскими организациями в вопросах организации учебных и производственных практик студентов"

14.04.2016 г. – состоялась областная научно-практическая конференция для главных медицинских сестёр ЛПУ г. Саратова и Саратовской области на тему «Отдельные вопросы управления сестринской деятельность...

Методические рекомендации по организации учебной и производственной практики студентов

Методические указания содержат необходимые сведения об организации учебной и проихзводственной практик студентов колледжа в соответствии с ФРОС СПО, а также систематизированные нормы и правила по офор...

Организация учебной и производственной практик СПО. Проблемы и пути решения.

Организация учебной и производственной практик СПО. Проблемы и пути решения.Готовность будущих специалистов к трудовой деятельности, их профессиональная самостоятельность и направленность, формируются...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИК

Методические рекомендации по учебной и производственной практике студентов разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта и программы практики по профессии23.01.03_Авто...

Статья "Организация учебной и производственной практики в ПРЦ"

В статье "Организация учебной и производственной практики в ПРЦ" систематизирована работа учреждения по организации и проведению учебной и производственной практики в условиях обучения инвал...