Единый проект учреждения дополнительного образования, как способ решения социально значимых задач воспитания
статья на тему

Белкина  Оксана Александровна

В настоящее время метод проектов широко внедрен в систему образования школ. Возможности  метода в системе дополнительного образования используются в незначительной степени. Между тем,  дополнительное образование - почва для развития  и внедрения технологий проектирования. Методический отдел Дворца творчества детей и молодежи  Восточного округа Москвы на протяжении  последних лет работает над внедрением проектной деятельности в образовательный процесс. Пройдя в этой работе ряд периодов, мы можем говорить о конкретном результате и поделиться опытом  по данному вопросу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

Единый проект учреждения дополнительного образования, как способ решения социально значимых задач воспитания.

Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной   деятельности обучающихся.

 Главной особенностью метода проектов является обучение на активной основе, через целесообразную деятельность  воспитанника, соответствующую его личным интересам.

В настоящее время метод проектов достаточно широко внедрен в систему школьного образования. Возможности данной технологии в системе дополнительного образования используются в незначительной степени. Между тем,  дополнительное образование - почва для развития  и внедрения технологий проектирования, поскольку имеет следующие обязательные   признаки:

  1. - гибкие образовательные программы, выстраиваемые в соответствии со спецификой выполняемой задачи, склонностями и способностями конкретного обучаемого;
  2. - наличие индивидуальных форм работы педагога и обучаемого — групповые и индивидуальные занятия и консультации, выездные мероприятия, семинары и конференции
  3. -  разнообразные виды деятельности и широкий спектр, предлагаемых детям направлений развития и обучения

  Проект   в рамках дополнительного образования  — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:

  • проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);
  • целеполаганию и планированию содержательной деятельности  ребенка;
  • самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);
  • проявлению творческих способностей и коммуникативных навыков
  • представление результатов своей деятельности и хода работы;
  • презентации в различных формах, с использованием специально подготовленный продукт проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);
  • поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;
  • практическому применению  накопленных знаний и умений в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
  • выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;

Проектная деятельность во Дворце творчества детей и молодежи ведется в соответствие с технологией – поэтапно.  Работа над проектом начинается с постановки целей. Грамотно сформулировать цели – особое умение. Именно эти цели являются движущей силой каждого проекта, и все усилия его участников направлены на то, чтобы их достичь.  Сначала определяются самые общие цели, затем постепенно они все больше детализируются, пока не спустятся на уровень максимально конкретных задач, стоящих перед каждым участником работы. Если не пожалеть времени и усилий на целеполагание, работа над проектом в этом случае превратится в пошаговое достижение поставленных целей от низших к высшим. В таком случае проектная деятельность выводится на уровень технологии.

Примером такой  работы может служить интеграционный проект Дворца творчества, посвященный 65-летию Великой Победы  «И помнит мир спасенный…» 

В начале учебного года мы подумали: « Война, все,  что с ней связано – святая тема для большинства людей,  живущих в нашей стране. Но,  что это значит для каждого человека? Нужно ли помнить об этом  молодым людям, живущим спустя много лет после окончания Великой Отечественной Войны?  И что значит  - помнить о войне?»

Наверное,  наша память должна быть выражена  каким-то конкретным действием, усилием рук, души, ума – делом.

Мы обратились   с предложением объединиться и сделать что- то каждому в отдельности и в то же время сообща – вместе.

Так  зародилась идея о нашем общем  проекте…

На наше обращение откликнулись педагоги вместе с ребятами. Кто-то уже не первый год   конкретными действиями поддерживает ветеранов Великой Отечественной Войны, кто-то впервые задумался о войне.

Цель проекта:

Создание условий для социальной реализации личности  воспитанников,  гражданского становления. 

Задачи:

в обучении:

  • знакомство и освоение  метода проекта в условиях дополнительного образования
  • формирование умения   искать и отбирать актуальную информацию  
  •  формирование умения применять накопленные знания и  навыки в различных,  ситуациях;
  •   дать представление об универсальных способах достижения результата, которые   срабатывают, независимо от конкретного содержания

в воспитании:

  • формирование ценностных ориентаций личности воспитанников,

понимания  истории Отечества и  бережного отношения к ветеранам

Великой Отечественной войны

  • воспитание чувства ответственности за результат общего дела;
  • воспитание толерантности и взаимовыручки;
  • формирование нравственных качеств личности, прежде всего уважительного отношения к окружающим людям;

в развитии:

  • развитие навыков коллективной деятельности;
  • развитие навыка целеполагания и рефлексии

             

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОДХОДОВ.

  • Педагогический совет

 Проектная деятельность – технология дополнительного образования. Теория вопроса.

Проектирование - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.

Этапы работы над проектом.

1.Предпроект (подготовительный).

Определение цели, выявление проблемы, формулирование темы проекта, прогнозирование результата

2. Этап планирования работы над проектом.

3. Аналитический этап.

 Сбор информации, систематизация данных, постановка эксперимента, изготовление моделей (макеты, сценарии).

4. Этап обобщения.

 Оформление результата, выбор способа представления результата

5. Итоговый этап.  

Презентация полученных результатов, осмысление  результатов.

 Типология проектов.

1. Исследовательские.                      

Требуют хорошо продуманной  структуры, целей и методов исследования, экспериментальных опытных работ, методов обработки результатов

2. Творческие.

Не имеют детально проработанной структуры, она развивается по ходу работы, четко планируется конечный результат

3. Игровые.

Структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя роли, обусловленные содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие  социальные и деловые отношения.

4. Информационные.

Направлены на подбор информации о каком-либо объекте. Продумываются методы получения и обработки информации.

5. Практико-ориентированные.

Четко обозначенный результат, тщательно продуманная структура с координацией этапов работы. Особое значение имеет презентация  с последующей оценкой результата.

Особенности проектирования

  • неповторимость и уникальность
  • направленность на достижение конкретных целей
  • ограниченность во времени
  • четкость выполнения взаимосвязанных действий
  • результат социально и практически значимый

 

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ  ЭТАП (предпроектный).

Разработка поэтапной работы над проектом

 Дворца творчества детей и молодежи, посвященного 65-летию Великой Победы

 «И помнит мир спасенный…»

Этап

Содержание

Сроки проведения

1. Подготовительный этап.

Погружение  в тему проекта.

Способы и формы:

  • беседа
  • показ видео-ролика
  • встречи с участниками ВОВ
  • просмотр художественных и документальных фильмов о войне

19 октября – 31 октября

2. Этап планирования работы над проектом

Определить  форму и содержание своего личного участия  в общем проекте.

Возможные формы или способы представления результата – продукт: 

компьютерная презентация; спектакль; стенд; видеофильм; пано; выставка (художественная, фото, декоративно-прикладные и т.д.); музыкально-литературная гостиная; семейный архив; отдельные и совместные композиции (хореографические, музыкальные, поэтические)

Проекты могут быть групповыми и авторскими (индивидуальными)

1 ноября- 9 ноября;

сдать заявку!

3.   Этап реализации  задуманного.

Деловая встреча педагогов-участников проекта.

Работа по индивидуальным планам.

По ходу работы возможно представлять текущий результат (собранный материал, презентацию, композицию,  рисунки и т.д.).

ноябрь

10 ноября – 10 февраля

4. Этап обобщения.

Круглый стол (встреча руководителей и участников проектов с целью обсуждения идущей работы, обмена опытом и подведения промежуточных результатов)

- Оформление результатов и подготовка их представления на итоговом форуме.

Февраль-апрель

5. Итоговый  этап.

День памяти.

Форум, на котором будут представлены все проекты, посвященные 65-летию Великой Победы.

Май

ЭТАП  РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДУМАННОГО

Примеры проектов коллективов.

Коллектив

Форма конечного результата

Название

Хоровая студия «Малиновка»

Фольклорный ансамбль «Рябинушка»

ОРНИ «Росинка»

Музыкальная гостиная

«Поклонимся великим, тем годам»

Изостудия «Синтез»

Авторская выставка

«День Победы»

Студия

керамики и лепки

Коллективная выставка

«Победителям посвящается»

Студия «Узоры»

Коллективное панно

«Красота спасет мир»

Детский научный клуб

Коллекция открыток

«Поздравление своими руками»

Компьютерный класс «Алькор»

Авторские проекты

«Песни военных лет»

«Курская битва»

«Артиллерийское оружие»

Мастерская

гобелена  и батика

Авторская работа

«За полчаса до победы»

Мастерская бисероплетения «Эдельвейс»

Коллективное панно

«Память»

«Народные художественные промыслы»

Авторская выставка

«Война глазами детей»

Клуб «Водолей»

Стенд  по итогам походов по местам боевой славы

«По дорогам памяти…»

Клуб «Азимут»

Интеллектуальный марафон

«Великая

Отечественная Война»

Студия раннего творческого развития «Гармония»

Альбом

«Семейная летопись»

КСП «Надежда»

композиция

«Песни о войне»

РВО «Надежда»

Социальные проекты:

Минута молчания

6 декабря,

Почетный караул 9 мая

«Чтобы помнили»

Шахматная секция «Каисса»

Стенгазета

«Оборона Москвы»

Ансамбль «Арабески»

Композиция

«Возрождение»

Ансамбль «Акварель»

Композиция

«Дорогами войны»

Секция каратэ

Фотоальбом

«Путь к победе»

 Мастерская современного танца

Композиция

«Письма войны»

ЭТАП ОБОБЩЕНИЯ.

  • Круглый стол участников проекта

Обращение к участникам Круглого стола.

Сегодня 11 марта 2010 года

Мы собрались обменяться опытом и подвести промежуточные результаты проекта Дворца творчества, посвященного 65-летию Великой Победы.

Пришло время самых активных действий!

6 мая 2010 года во Дворце творчества пройдет Форум «И помнит мир спасенный…»

Если ты и твой коллектив еще не присоединились

к нашему общему делу, вы можете:

  • сделать пригласительные билеты на наш Форум
  • собрать информацию о родных и близких – участниках ВОВ, кого мы можем пригласить на наш Форум

Программа работы Круглого стола.

  1. Ход подготовки проектов в детских объединениях
  2. Из опыта создания проекта

- воспитанники компьютерного класса «Алькор»

- воспитанники разновозрастного отряда «Надежда»

- воспитанники   водно-спортивного клуба «Водолей»

-воспитанники оркестра русских народных инструментов «Росинка»

      3.  Предложения коллективов о совместной работе:  Мастерская современного   танца, Детский научный клуб

  1. Подготовка к презентации проекта.

ИТОГОВЫЙ  ЭТАП.

  •   Форум воспитанников, педагогов и родителей Дворца творчества.                                

Форум  - это место, где   встречаются единомышленники, люди объединенные общим делом.

   На нашем Форуме собрались ребята  и взрослые из разных коллективов  Дворца, занимающиеся различными видами деятельности, связанными с музыкой, спортом, хореографией, компьютерными технологиями. Но, объединила нас тема Великой Отечественной Войны  и  Великой Победы нашего народа в этой страшной войне.  

 В нашем проекте приняли участие ребята и взрослые из 28 коллективов Дворца. Это результат совместных усилий детей и их родителей, бабушек и дедушек. Из семейных архивов извлечены годами хранимые реликвии, собрана и осмыслена информация о людях, прошедших страшные испытания войны, о ходе боевых действий.

Каждая представленная работа нашего Проекта – это  дань памяти погибшим и благодарность живым, участвовавшим в  Великой Отечественной  Войне.

Программа Форума:

16.00      Встреча участников и гостей Форума.

Вручение программы и  памятного значка.

16.00 – 17.00     Выставка проектных работ. Авторские презентации.

Вручение дипломов участникам комплексного проекта Дворца

творчества  «И помнит мир спасенный…»

17.00– 18.15     Музыкально-поэтическая композиция.

Торжественное         награждение участников Форума  и воспитанников Дворца по итогам учебного года.

Общий результат единого проекта Дворца творчества

«И помнит мир спасенный…»:

  • В проекте приняли участие 28 детских объединений; 560 воспитанников; более 300 родителей и родственников;
  • Был собран исторический  материал, оформленный в виде газет, альбомов, стендов о 32 участниках военных событий - родственниках воспитанников Дворца;
  • Оформлены выставки  рисунков и поделок по военной тематике;
  • По итогам поисковой работы собран материал о 22 Героях Советского Союза, похороненных на Преображенском кладбище. Их имена появились на Братских могилах мемориала;
  • Проведены встречи с ветеранами ВОВ в Москве, Курской, Московской, Подольской областях;
  •  Дано 18 концертов для ветеранов и участников ВОВ в воинских частях Москвы,  Курской, Московской, Подольской областях;
  • Проведена Минута Молчания на Братских могилах Преображенского кладбища 6 декабря, в которой участвовало 200 человек: ветераны ВОВ; члены отряда «Надежда»; жители района Преображенское; выпускники отряда «Надежда»; родители; представители школ;
  • Разновозрастный отряд «Надежда» принял участие в Торжественном зажжении Вечного огня на Преображенском кладбище и традиционно выставил Почетный караул 9 мая у Вечного огня;
  •  Проведены  походы по местам боевой славы клубами « Водолей» и «Азимут», материал представлен на стендах;
  •  Поставлены хореографические композиции: «Возрождение»;  «Дорогами войны»; «Письма войны»;
  • Творческий проект коллективов музыкального отдела: музыкально-литературная гостиная «Поклонимся великим, тем годам» с активным участием родственников воспитанников;
  • Сделаны своими руками поздравительные открытки и вручены родственникам – участникам ВОВ; эскизы открыток, дизайн продумали и воплотили в жизнь воспитанники Детского научного клуба;
  • Авторские проекты воспитанников компьютерного клуба «Алькор»: «Песни военных лет», «Курская битва», «Артиллерийское оружие»,  «Памятники».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учреждения дополнительного образования, как институт социального развития личности

В статье раскрываются идеи развития личности, социализации личности через работу учреждений дополнительного образования детей....

Организация социального партнерства в образовательном учреждении дополнительного образования детей

Методист МУДО ДДТЩербакова А.С. Учреждение дополнительного образования детей, как и любая другая образовательная организация, активно взаимодействует с внешней средой, которая оказывает на него с...

Проект «Молодежный бизнес-клуб как способ решения социально-экономических проблем на селе»

Миграция из села в город зачастую ни к чему хорошему не приводит. В лучшем случае, в городах адаптируется 10 % сельских жителей (по данным  центра экономики и социологии труда).Проблема в том, чт...

Проведение дистанционных занятий в учреждениях дополнительного образования: проблемы и пути решения

Каждый педагог, методист, осуществляющих свою деятельность в учреждениях дополнительного образования, в той или иной мере столкнулся с трудностями при переходе на дистанционный формат работы в связи с...

Scrum-подход как инновационная технология в проектой деятельности учреждений дополнительного образования детей на примере Центра инженерных компетенций (ЦИК) СПбГЦДТТ Методическая разработка

В методической разработке показана возможность внедрения Scrum-подхода в дополнительное образование детей при выполнении полномасштабных учебных проектов на примере инновационной практики Центра инжен...