Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – важнейшие аспекты воспитания в современной российской школе.
статья на тему

Статья посвящена вопросу патриотического воспитания старшеклассников в современной российской школе, в ней раскрывается понятие истинного патриотизма, говорится о важности культуры межнациональных отношений. Важнейшей задачей современной педагогики становится воспитание навыков и привычек позитивного межэтнического общения, культивирование у школьников уважения к истории и культуре своего народа, а затем и других народов, формирование высокой культуры межнационального общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grazhdanstvennost.docx25.39 КБ

Предварительный просмотр:

Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – важнейшие аспекты воспитания в современной российской школе.

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности учащегося. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений.

Содержание понятия патриотизм включает в себя:

  • чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
  • уважительное отношение к языку своего народа;
  • заботу об интересах Родины;
  • осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
  • проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
  • гордость за социальные и  культурные достижения своей страны;
  • гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
  • уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
  • ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
  • гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Истинный патриотизм предполагает, как видно из его определения, формирование и его длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.

Природа, родители, родственники, Родина, народ – не случайно однокоренные слова. По определению А.Н.Вырщикова, это «своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укорененности и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения».

Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся.

Особенность России состоит в том, что ее население составляют более ста коренных народов, проживающих на разных территориях с древних времен, - это множество языков, культур, традиций. Как неисчислимы природные богатства страны, также неизмеримы и безграничны ее духовные ценности, воплощенные в национальных культурах народов России - великом множестве исконных, но разных и непохожих культур, какого нет больше ни в одном государстве мира. Казалось бы, такое богатство должно стать предметом величайшей гордости каждого россиянина, однако дело обстоит совсем не так. Этнические конфликты, этническое насилие, к сожалению, сопутствуют новейшей истории России. Их причины - территориальные, политические, экономические, этнические и религиозные претензии. Растущее национальное и религиозное самосознание порождает не только положительные тенденции, но, порой, генерирует нетерпимое отношение к представителям других этнических и религиозных групп, что в свою очередь является угрозой стабильности в обществе.

Часто дети испытывают трудности, связанные с неумением, а отсюда и нежеланием принять и понять другого, именно, как другого. В большинстве своем они не могут даже представить себе, что перед ними другая культура со своей собственной, особой логикой мышления и поведения. И зачастую пытаются проецировать на других собственные мысли и качества.

Россия вступила на путь реформ, изменивших в короткие сроки всю общественную жизнь, повлиявших и на сферу межнациональных отношений. Экстремистские группировки, состоящие в основном из молодежи, объединяются по всем регионам России в националистские организации, активизируя свою деятельность против представителей других национальностей.

Ухудшению межнациональных отношений в обществе способствовали военные действия на Северном Кавказе, и террористические акции, совершаемые во всем мире представителями исламских группировок. Как показывают исследования B.C. Собкина, в начале XXI в. отмечается высокая степень распространения среди подростков межэтнических конфликтов. Почти каждый четвертый подросток г. Москвы принимает участие в подобных конфликтах. А склонных к проявлению интолерантного поведения около 10% школьников.

Недостаток знаний о других народах, национальные стереотипы в обществе определяют конкретные ситуации в межличностных отношениях.

Государственный заказ на воспитание культуры межнационального общения отражен в Конституции Российской Федерации, где отмечается: «...обеспечить разработку программ и курсов, способствующих воспитанию культуры межнационального общения, ознакомлению детей, молодежи, населения с духовным богатством народов России, и их внедрение в систему среднего и высшего образования».

Исходя из этого, важнейшей задачей современной педагогики становится воспитание навыков и привычек позитивного межэтнического общения, культивирование у школьников уважения к истории и культуре своего народа, а затем и других народов, формирование у них высокой культуры межнационального общения.

Существуют противоречия между потребностью:

- личности российского гражданина в культуре межнационального общения и фактическим недостаточным уровнем сформированности этого качества у преобладающего числа школьников;

- педагогической практики в научном осмыслении формирования культуры межнационального общения у школьников и неразработанностью в науке целостного представления о процессе формирования этого качества.

Названные противоречия обусловили проблему, состоящую в необходимости формирования у школьников культуры межнационального общения в современных условиях.

Культура межнационального общения - это система нравственных идей и представлений, форм и способов поведения, специфических видов деятельности, которые осуществляются в целях взаимодействия, углубления взаимопонимания и взаимовлияния культур между людьми разных национальностей.

Межнациональное общение - это определенные взаимосвязи и взаимоотношения, в процессе которых люди, принадлежащие к разным национальным общностям и придерживающиеся различных религиозных взглядов, обмениваются опытом, духовными ценностями, мыслями, чувствами.

Понятие культуры межнационального общения можно рассматривать двояко: как предписания, правила по которым следует действовать всем людям в межнациональном общении и как личную способность адекватно воспринимать представителей других национальностей и контактировать с ними.

В научной литературе предлагаются следующие определения культуры межнационального общения как качества личности:

• совокупность специальных знаний и умений, а также адекватных им поступков и действий, проявляющихся в межличностных контактах и взаимодействии представителей различных этнических общностей и позволяющих быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия в общих интересах;

• способность к преодолению национального нигилизма, национального невежества, национальной застенчивости, национального снобизма, изоляционизма, чувства национального превосходства;

• готовность и умение человека общаться с представителями разных культур, способность учитывать их национальную специфику, деликатность и терпимость в любых ситуациях;

• способность адекватного восприятия своеобразия людей другой национальности и в соответствии с этим управление своим поведением;

• уважительное отношение человека к людям различных наций и рас, уважение к их культуре, их традициям, языкам, истории, национальному достоинству. Культура межнационального общения предполагает выполнение людьми различных норм в многонациональной среде.

Структура культуры межнационального общения как качества личности включает следующие функции:

1) развитие мировоззренческой культуры;

2) познание людьми друг друга и усиление взаимопонимания между ними;

3) регулирования процесса взаимодействия (нормы и способы общения) людей разных национальностей;

4) рост общей культуры представителей наций и народностей;

5) социализация личности;

6) воздействие личности на культурную среду нации, социума.

Культура межнационального общения складывается из множества компонентов, но наиболее важными являются знания:

- истории культуры своего этноса, ее традиций;

- национальной культуры этноса, с которым осуществляется процесс общения;

- роли своей национальной культуры и роли культуры этноса -партнера в мировой культуре;

- особенностей национальной культуры как выражения национальной психологии.

Воспитание  культуры межнационального общения - такой же длительный процесс, как и воспитание других человеческих качеств. В ходе формирования культуры межнационального общения учитель и ученик проходят несколько ступеней или уровней:

• толерантность (понятие «толерантность» в данном случае тождественно понятию «терпимость», поэтому является первой ступенью развития культуры межнационального общения)

• понимание и принятие другой культуры

• уважение другой культуры;

• утверждение культурных различий.

Различают стихийное и целенаправленное формирование личности. Качества личности формируют с помощью специальных средств воспитания и обучения. Средство в философской энциклопедии определяется как центральное звено в структуре осмысленной, полагающей и реализующей определенную цель человеческой деятельности.

При рассмотрении проблем формирования культуры межнационального общения, необходимо учитывать, что этот процесс имеет непрерывный характер и происходит не только в учебной среде. В нем участвуют как отдельные личности (подростки, их родители и педагоги), так и различные общности (этнические группы, группы друзей и знакомых, семейные коллективы и т.п.); как формальные объединения - класс, так и неформальные (разновозрастные группы подростков по месту жительства); как привычные педагогам элементы (образовательная и воспитательная системы), так явления и понятия, ранее не привлекавшие их внимания, например, языковая и традиционно-обрядовая сферы.

Процесс воспитания культуры межнационального общения будет эффективным только при научно-обоснованном, комплексном, спланированном воздействии на все названные компоненты, влияющие на социализацию личности подростка.

Доказано, что особенности межэтнического восприятия обусловлены возрастом и социальными условиями развития.

По данным Ф. Уэссти, дошкольники и младшие школьники остаются в большинстве своем непредубежденными, но уже с 9 лет эмоциональные предпочтения складываются в устойчивые стереотипы, изменить которые становится очень трудно.

Именно в этом возрасте начинает формироваться чувство культурной идентичности человека, а соответственно повышается интерес к вопросам культурной принадлежности.

Уже в подростковом возрасте закладываются основы дальнейшего социального поведения личности, способность к эмпатии или конфликтность, социальная изолированность, позитивное или негативное отношение к другим; особое значение для ребенка приобретает его собственная жизненная позиция.

Для  толерантного отношения у подрастающего поколения необходимо формировать:

  • уважение к другим народам и культурам,
  • готовность к деловому сотрудничеству и взаимодействию, совместному решению общечеловеческих проблем;
  •  нужно научить уважать любого человека, представителя иной социокультурной группы;
  • стимулировать желание познавать разные культуры;
  • формировать толерантность к этническим культурам,
  • учить предотвращать или творчески преодолевать конфликты.

Воспитательная работа по формированию данных качеств должна проходить в системе.

Воспитание у школьников культуры межнациональных отношений осуществляется, прежде всего, на уроках, а также в процессе разнообразных форм внеклассной работы.

Необходимо развивать у школьников чувство гордости за Россию как многонациональную, поликультурную, поликонфессиональную страну, за ее многонациональный народ, являющийся единственным источников власти в стране, на территории которой веками складывались отношения добрососедства, конструктивного взаимодействия, согласия и взаимопонимания представителей различных народов.

Используемая литература:

  1. Вяземский Е.Е., Следзевский И.В., Саватеев А.Д. Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждениях // журнал "История и обществознание в школе". 2002. № 4.
  2. Гражданское образование в российской школе /Сост. Т.И.Тюляева. М.: Издательство 
    "Астрель", 2003. 
  3.  Гражданское образование - формирование активной жизненной позиции гражданина
    /Сборник статей для методистов и преподавателей общественных дисциплин. М., 
    "Веди-принт", 2001.
  4. Комаров В.П. Культура межнационального общения // Народное образование. - 1993. - № 5.
  5. Гасанов З.Т. Воспитание культуры межнационального общения: Методология, теория, практика. -М., 1998.
  6.  Культура мира, права человека, толерантность, ненасилие и миролюбие. 
    Методическое пособие для учителя / Под редакцией А.С.Прутченкова. М.:АПКиПРО, 2003.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое общение как аспект психологической культуры педагога

Профессиональное-педагогическое  общение  -  значимая составляющая культуры педагога, которая является основой взаимодействия со студентами, определ...

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "Формирование культуры межнациональных отношений и толерантности подрастающего поколения"

Проект создан студентами колледжа и защищен на конкурсе студенческих проектов Саратовской области. По данной программе многие школы города и области работают....

Документационное обеспечение управления, как возможность формирования культуры межнационального общения студентов

Статья посвящена одной из сложных проблем – межнациональным отношениям студентов. Культура межнационального общения является частью интернационалистского сознания и поведения, способом установления но...

"Духовно-нравственное воспитание учащихся как важнейший аспект формирования личности гражданина России"

В статье представлен опыт работы воспитателя ГПД по духовно-нравственному воспитанию учеников коррекционных классов....

Интерес на уроке хора - важнейший фактор воспитания музыканта в музыкальной школе

Методический доклад в котором освещены приемы и методы развития интереса к предмету....

Патриотическое воспитание современных российских школьников

История российского патриотизма и современность. Одним из таких золотых слитков был и остается Александр Иванович Герцен, двигатель русской патриотической мысли и патриотического сознания во втор...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ Онлайн-конференция «Вызовы современной российской экономики (микроэкономический аспект) и стратегии развития российской экономической науки в условиях новой реальности»

Преподаватели/ФИО: Хуссейн Инга Джумшудовна, Некрасова Евгения ВикторовнаСпециальности:  43.02.14 «Гостиничное дело», 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»...