Интерес на уроке хора - важнейший фактор воспитания музыканта в музыкальной школе
учебно-методический материал на тему

Гагилева Евдокия Викторовна

Методический доклад в котором освещены приемы и методы развития интереса к предмету.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Интерес на уроке хора – важнейший фактор

воспитания музыканта в музыкальной школе

Пояснительная записка

Работая в детской музыкальной  школе более 8 лет, имея большой опыт работы, я все чаше стала задавать себе вопрос: «Почему иногда дети бросают учебу в школе, утрачивают интерес к занятиям музыкой?» Даже по окончании школы бывшие ученики избегают занятий на инструменте и, становясь взрослым, не занимаются музицированием, редко, стесняясь, играют и поют посторонним людям.

Нет детей, которые, поступая в школу, не имели бы желание заниматься музыкой. Почти все «рвутся» в школу, горько плачут, если не поступают? Мы видим блеск в глазах, надежду, радость, жажду знаний на первых уроках, и куда исчезает этот блеск дальше? Почему все-таки дети бросают школу по причине утраты интереса к занятиям музыкой?

Конечно, это не закономерно. Интерес к занятиям музыкой сохраняется и развивается у ребят на протяжении многих лет. Как же добиться того, чтобы такое стремление оставалось на всю жизнь у каждого ученика? Ведь если преподаватель сумел заинтересовать музыкой, построить урок так интересно, чтобы после занятий хотелось бежать домой и добиваться всего того, что еще не получилось на уроке, если ребенок ждет каждого урока, как подарок, как счастье, у такого преподавателя отсев равен 0.

Когда детям интересно - они «мягкий податливый материал» для воспитания. Когда им интересно - они послушны, активны, умны и серьезны. Если им интересно - они могут работать напряженно и долго. Так что никакие педагогические усилия не заменят столь важного двигателя детской деятельности, как интерес.

Основные задачи

- обозначить круг проблем, связанных с потерей интереса у учащихся в процессе обучения музыке;

- выявить причины потери интереса к предмету;

- сформулировать приемы и методы развития интереса к предмету;

- определить роль репертуара в развитии интереса к хоровому пению;

- продемонстрировать значение внеклассной работу с учащимися как составной части воспитания ученика-музыканта и развития его интеллекта.

Компонентом любого обучения, а тем более музыке, должна быть увлеченность, радость, новые открытия. Педагог, умеющий прививать интерес, часто удивляет непосвященного тем, что требования его к детям чрезвычайно высоки, а дети подчиняются его требованиям без сопротивления и охотно. И следует говорить не столько о том, как вызвать интерес у детей к занятию музыкой, а сколько о том, как его сохранить, развить, не затушевать. От интересного урока у детей обостряется восприятие, будится мысль. В природе каждого ребенка впереди познания всегда идет интерес. Разберемся, каковы же причины потери интереса к занятиям? Первая причина - подмена интереса занимательностью: одна веселая игра сменила другую, а обучающего эффекта нет. Вторая причина - формализация обучения, т.е. набор упражнений без точной цели в исполнении, преподаватель даёт упражнения для выполнения той или иной задачи без объяснения, для чего оно выбрано, во что выльется приобретенное умение. Третья причина – скучно на уроке, медленное ведение урока, ученикам неинтересно, они не загружены занятием, а время пауз превышает время работы. «Скука приходит тогда, когда ученик остается без дела в руках, без мысли в голове», - говорил К.Д.Ушинский. Когда дети увлечены, они забывают о времени, не ждут конца урока. Одна из причин скуки - легкий материал, с которым дети справляются сразу. Учитель не должен забывать о необходимости усложнять материал, но не требовать от детей сиюминутного идеального выполнения задания, что может погасить интерес. В старшем хоре дети видят успех не в отметках, а в умении решать сложные задачи, решение которых приносит им удовлетворение, а удовлетворение потребностей в определенных знаниях формирует потребности в новых знаниях, но не могут объяснить, почему, им не дано понять методических тонкостей, которыми владеет педагог. Интерес - дитя, которое появляется с рождением ребенка, но сам по себе он «не выживает», ему нужна «няня». Проблема интереса к предмету прежде всего педагогическая, а потом методическая. Необходимо искусство планирования и ведения урока. Это сложное искусство, овладеть которым необходимо, иначе пропадет интерес у учащихся, и такой преподаватель не сможет сделать ничего, пусть он будет прекрасный специалист-музыкант, но на педагогическом поприще он не добьется успеха.

Приемы и методы развития интереса на уроке. В помощь преподавателю в развитии интереса к предмету может прийти игра. Игра стимулирует активность, но если игра перестает занимать, ребенка, он бросает ее, как только действия наводят скуку, эффект ее падает до нуля. Д.Б.Кабалевский говорил: «Игра может служить разным целям: только лишь развлечь - тогда ее место скорее на перемене, чем на уроке. Если ж увлечь чем-либо важным и нужным, тогда она (игра) становится ценнейшим элементом урока, особенно в младших классах». На уроке должна присутствовать атмосфера творческой заинтересованности, в которой процесс обучения будет процессом не только логическим, понятным, но и эмоционально увлеченным. Игровые моменты не должны быть отдельными приемами, они не должны подменять другие приемы, они должны подчиняться главной цели - воспитанию и обучению ученика. Чем же хорош прием игры на уроке? Играя, дети работают не просто с интересом, а с удовольствием. Они шутя, не подозревая о поставленной учителем цели в данной игре, добиваются решения очень трудных задач.

Примеры игры в работе младшего хора над дыханием. Развитие дыхания и укрепление диафрагмы. Нюхаем цветок - ребра раздвигаются, как будто надуваем мяч в животе, т.е. в нижней части легких. Выдох - медленно выдыхаем, дуем на свечку. Или короткий выдох (тушим свечку), или выдыхаем очень осторожно, чтобы ее не потушить. Можно использовать соревновательный прием: кто дольше может выдыхать воздух, у кого хватит дыхания на очень длинный звук или фразу. Соревнование на ровность звука на цепном дыхании, играют 2-3 команды, слушая друг друга. Важно с первого урока вызвать у детей не только интерес к созданию звука, но и желание выразить звуком что-то определенное. Тогда в помощь ребенку может прийти образ. По образу ребенок может воспроизвести любой звук или раскрыть эмоциональное содержание любой песни. Музыкальная выразительность прежде всего свидетельствует о том, что у ребенка есть что выразить. Освоение выразительных средств не цель, а средство для достижения цели. Для поддержания интереса и освоения вокальных приемов есть множество песен, а преподавателю нужно продумать последовательность их изучения и включить в репертуар. Важно выбрать для детей такой репертуар, который будет им интересен, а также поможет в усвоении определенных навыков пения. Предлагается Сборник «Десять русских народных песен в сопровождении фортепиано «Скок-поскок». Обработка Т.Лобачева; сборник «Пять считалок на народные слова» А.Новикова. Эти произведения ценны тем, что в них при ограниченном голосовом диапазоне в аккомпанементе есть множество выразительных средств и широкий спектр для развития воображения детей, их фантазии и усвоения вокальных приемов. У детей богатое воображение, их неудержимая фантазия нигде не воплощается так полно и объемно, как в музыке. Поэтому мир звуков детям понятен и близок. Необходимо только суметь открыть его для ребят.

Музицирование - один из перспективных методов обучения. В хоровом классе это задача подстроить второй голос либо подголосок. Сначала этот прием применятся как упражнение, а затем можно использовать его и в хоровых песнях. Метод музицирования, импровизации и сочинения можно использовать на уроке хора. Это подбор аккомпанемента к песне, самостоятельное изучение многоголосных песен, дуэты, трио, пение под аккомпанемент другого ученика или под свой собственный. Можно проводить конкурсы среди учащихся, используя методы музицирования, сочинения, импровизации. Такие мероприятия проводились у нас в школе.

Метод соединения двух или нескольких видов искусства. Хороших результатов по стимулированию детского музыкального творчества и развития интереса можно добиться в соединении 2-х или нескольких видов искусства – музыки и живописи, музыки и поэзии. Подбор поэтических строчек, которые помогают вникнуть в эмоциональную атмосферу песни. Подбор репродукций картин по настроению вокального произведения. При сравнении картины и песни реализуется важный принцип сходства и различия. Иногда мы забываем, что важное свойство искусства во взаимообогащении его жанров. Комплексное воздействие разных видов и жанров искусства дает поразительные результаты. Сочетая на занятиях музыку со словом, движением, рисунком, мы получаем от своих детей большую творческую отдачу. Для развития образного мышления в план уроков вводятся основы понимания искусства, их связь между собой и различия. Использование иллюстраций помогает детям сосредоточить внимание, войти в образ песни. Преподавателю нужно уметь вызвать у учеников ассоциации, развить познавательный интерес.

Метод использования движения на уроке. Музыка связана с движением, она временной вид искусства. Интересно, что не только музыка придает движениям определенный характер, но и движения помогают лучше воспринимать музыкальное произведение. Работа над произведением - это творческий процесс, в котором должны присутствовать шутка, игровые моменты: маршировка, танец, хлопки. Можно использовать исполнительские краски: запев исполняет один, припев – все; изобразительные средства голосом: собачка – «гав, гав», гуси – «га-га», кошка – «мяу». Иногда полезно иллюстрировать песенки. Очень полезно использовать на уроке элементарное дирижирование для акцентирования внимания на ритме, фразировке, жест должен способствовать слуховому восприятию, а также эмоциональному настроению. Движения руки как бы помогают создать образ или графично показать развитие, кульминацию фразы, громкость ее исполнения, сопровождая исполнение жестами, которые показывают форте - широкий жест и пиано - маленькая амплитуда жеста.

Работа над репертуаром. Репертуар - одно из основных условий формирования певческой деятельности и развития интереса к занятиям в хоровом классе. Правильно подобранный материал способствует проявлению интереса, он развивает и стимулирует способности учащихся. Хормейстер с первых дней должен строить свою работу в младшем хоре так, чтобы в процессе занятий не только отрабатывались вокально-хоровые приемы и навыки, но и развивались способности учеников, воспитывался устойчивый интерес к музыке и хоровому пению. При подборе репертуара важно выяснить, насколько данное произведение усилит интерес детей к хоровой деятельности, расширит кругозор и знания с учетом возрастных особенностей детей и степенью развития диапазона голоса, удобна ли тесситура, а также последовательность в усвоении знаний.

Нужно стремиться к тому, чтобы новые понятия дети открывали самостоятельно, это стимулирует любознательность и в итоге развивает интерес к предмету. При работе со старшим хором особенно важно первое знакомство с сочинением. Представляя произведение, необходимо несколько слов сказать о характере, настроении произведения, о композиторе, авторе слов, эпохе, в которой они жили. А само произведение надо представит эмоционально, увлеченно, артистично, чтобы вызвать у детей интерес. Атмосфера влюбленности в произведение во время работы над ним и хора, и дирижера – стимул для достижения наилучшего качества исполнения произведения. Любовь исполнителя к произведению, стремление как можно скорее услышать его в живом звучании способствует установлению напряженного темпа в работе.

Важно при подборе репертуара выбирать не только несложные шуточные, веселые песни, но и песни, в которых необходимо проявить трудолюбие, настойчивость, волю. Такие произведения чаше всего сложны для изучения, но когда выучены и детьми преодолены определенные трудности, такие произведения дают еще большую радость от полученных знаний.

Очень важно для развития интереса, чтобы репертуар был познавательным, эмоциональным, образным. Преподавателю рекомендуется постепенно включать в репертуар трудные хоровые произведения, но очень яркие и доступные для исполнения детей. Большое значение для развития интереса к хору имеют концертные выступления. Хоровые концерты создают эмоциональный настрой, мобилизуют детей для проявления лучших качеств. Увлеченность музыкой, радость совместного творчества - вот что объединяет и движет хоровым коллективом. Музыкальное воспитание - это не только воспитание музыканта, это прежде всего воспитание человека. То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Это правило касается всех сфер духовной жизни ребенка и особенно эстетического воспитания.

В.Сухомлинский - великий учитель, неоднократно подчеркивал, что учебный процесс и особенно музыкальные занятия надо строить на интересе, на возбуждении желания учиться. Важнейшим средством пробуждения интереса учащихся к учению он считает творческий характер преподавания, активные методы на уроке и во внеклассной работе. Г.Струве - великолепный детский педагог-хормейстер говорил: «Когда ребята воспринимают спокойно, то есть не жаждут, не ищут встреч с музыкой, мы считаем, что сделали только полдела, что пока на пути к успеху. А вот когда ребята сами хотят встретиться с музыкой, а потом желание перерастет в потребность и музыка действительно становится частью жизни, вот тогда на нашей улице праздник».

Внеклассные мероприятия в школе искусств - одни из самых важных видов работы по развитию интереса к предмету. За несколько последних лет в нашей школе проведено множество мероприятий, в которых ребята принимали самое активное участие. Это цикл лекций-концертов о Моцарте, о Шуберте, о Григе, о Гершвине, о Гайдне, о Дунаевском, музыкальный вечер «Из истории русского романса», «Праздник песни», в котором как солисты принимали участие все желающие участники хора. В творческой копилке школы лекция концерт «П.И.Чайковский – детям». Дети сами готовили обозрение музыкальных произведений композитора и исполняли репертуар, написанный им для детей. Вечер «Средь шумного бала» - не просто вечер, а настоящий бал. Первая часть - камерный концерт, вторая часть – танцы, третья часть - игры, шутки. Дети были причесаны и одеты в стиле 19 века, учащиеся всех отделений в процессе подготовки к балу освоили несколько танцев (полонез, вальс, полька) и выучили несколько романсов, а так же проявили интерес к поэзии и истории изобразительного искусства, этикету 19 века. Трудно сравнить с этим балом какое-либо другое внеклассное мероприятие по силе воздействия на участников. Этот вечер дал им колоссальный нравственный и эмоциональный заряд, создал условия для развития творческих способностей, а так же интеллекта учащихся. А самое отрадное, что достигается воспитательный эффект, меняется поведение детей, активизируется их творческий потенциал.

Подготовительная работа занимает довольно много времени, но дети не утрачивают интерес к этому процессу, а напротив – их интерес возрастает. На собственном опыте я убедилась в том, что нет для ребенка большего счастья, чем чувствовать свою причастность к этому действию, и не важно, какую роль он играет, главную или вспомогательную. В атмосфере взаимной дружбы ученики разных классов объединились в единое творческое целое. В этом мероприятии участвовало примерно 80 человек от 2 класса школы искусств до выпускников, большую работу провели родители, они помогли детям подготовить костюмы, прически.

Развитию интеллекта посвящены школьные вечеринки на тему «Из истории джаза», «Эпоха свинга», «Серебряный век в искусстве», «Развлечения молодежи от 19 века до наших дней». Девиз этих мероприятий «Отдыхая, пополняем наши знания».

Интерес развивает трудолюбие у учеников, способствует развитию интеллекта, творческих способностей. Без этих качеств нет настоящего музыканта. Художественная одаренность педагога, его общая культура, тонкость восприятия искусства, фантазия, воображение, вкус, а также эмоциональность – все эти качества руководителя хора служат основой для развития и сохранению интереса учеников к хоровому пению. Такими качествами должен обладать хормейстер.

ЛИТЕРАТУРА

  1. В.Т.Соколов, «Работа с детским хором». М. Музыка, 1981 г.
  2. Г.Струве. «Школьный хор». М, 1981 г.
  3. «Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества" М. 1981 г.
  4. Г.Тарасов. «Психологические особенности музыкального обучения младших школьников». «Музыка в школе» №2 1983 г.
  5. Д.Огороднов. «Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе». Киев. «Музычна Украина», 1981 г.


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

Детская  музыкальная  школа муниципального  района

Караидельский  район  Республики  Башкортостан

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ

МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

«ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»

Предметная область ПО.01.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО, ХОРОВОЙ КЛАСС

2013г.

«Одобрено»

Методическим советом

МАОУ ДОД ДМШ

Караидельский район,  с.Караидель

дата рассмотрения

«Утверждаю»

Директор – Гагилева Е.В.

_____________

(подпись)

дата утверждения

Разработчик – Гагилева Евдокия Викторовна, преподаватель хорового пения, директор.

Рецензент –

                     (фамилия, имя, отчество, должность)

Рецензент –

                     (фамилия, имя, отчество, должность)


Структура программы учебного предмета

I.        Пояснительная записка

  • Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
  • Срок реализации учебного предмета;
  • Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
    учреждения на реализацию учебного предмета;

  • Форма проведения учебных аудиторных занятий;
  • Цели и задачи учебного предмета;
  • Обоснование структуры программы учебного предмета;
  • Методы обучения;
  • Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II.        Содержание учебного предмета

  • Сведения о затратах учебного времени;
  • Требования по годам (этапам) обучения;

III.        Требования к уровню подготовки обучающихся

IV.        Формы и методы контроля, система оценок

  • Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
  • Критерии оценки;

V.        Методическое обеспечение учебного процесса

  • Методические рекомендации педагогическим работникам;
  • Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

VI.        Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

  • Список рекомендуемой нотной литературы;
  • Список рекомендуемой методической литературы;


I.   Пояснительная записка

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Хоровое исполнительство - один из наиболее сложных и значимых видов музыкальной деятельности, учебный предмет «Хоровой класс» является предметом обязательной части, занимает особое место в развитии музыканта-инструменталиста.

В детской школе искусств, где учащиеся сочетают хоровое пение с обучением игре на одном из музыкальных инструментов, хоровой класс служит одним из важнейших факторов развития слуха, музыкальности детей, помогает формированию интонационных навыков, необходимых для овладения исполнительским искусством на любом музыкальном инструменте.

Учебный предмет «Хоровой класс» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков в области хорового пения, на эстетическое воспитание и художественное образование, духовно-нравственное развитие ученика.

2.   Срок реализации учебного предмета «Хоровой класс»

Срок реализации учебного предмета «Хоровой класс» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет (с 1 по 8 классы).

3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Хоровой класс»:

з

з


Таблица 1

Срок обучения

8 лет

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

          664

Количество часов на аудиторные занятия

532

Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу

132

4.        Форма проведения учебных аудиторных занятий

Форма проведения учебных аудиторных занятий - групповая (от 11 человек) или мелкогрупповая (от 4 до 10 человек). Проведение занятий хором следующими группами:

младший хор: 1-4 классы

старший хор: 5-8 классы

сводный хор: 1-8 классы

На определенных этапах разучивания репертуара возможны различные формы занятий. Хор может быть поделен на группы по партиям, что дает возможность более продуктивно прорабатывать хоровые партии, а также уделять внимание индивидуальному развитию каждого ребенка.

5.        Цель и задачи учебного предмета «Хоровой класс»
Цель:

развитие   музыкально-творческих   способностей   обучающегося  на   основе приобретенных    им    знаний,    умений    и    навыков    в    области    хорового исполнительства.

Задачи:

  • развитие интереса к классической музыке и музыкальному творчеству;
  • развитие     музыкальных     способностей:     слуха,     ритма,     памяти,
    музыкальности и артистизма;
  • формирование умений и навыков хорового исполнительства;

4

4


  • обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом
    и чтению нот с листа;
  • приобретение   обучающимися   опыта   хорового   исполнительства   и
    публичных выступлений.

6.        Обоснование структуры учебного предмета «Хоровой класс»
Обоснованием       структуры       программы       являются       федеральные

государственные требования, отражающие все аспекты работы преподавателя с обучающимися.

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
    учебного предмета;
  • распределение учебного материала по годам обучения;
  • описание дидактических единиц учебного предмета;
  • требования к уровню подготовки обучающихся;
  • формы и методы контроля, система оценок;
  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета".

7.        Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

словесный (объяснение, разбор, анализ музыкального материала);

наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);

практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого, репетиционные занятия);

прослушивание записей выдающихся хоровых коллективов и посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающихся;

индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.

5

Предложенные методы работы с хоровым коллективом в рамках предпрофессиональной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях хорового исполнительства.

8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Хоровой класс»

Для реализации программы учебного предмета «Хоровой класс» должны быть созданы следующие материально-технические условия, которые включают в себя:

концертный зал с концертным инструментом фортепиано, подставками для хора, пультами и звукотехническим оборудованием,

учебную аудиторию для занятий по учебному предмету «Хоровой класс» со специальным оборудованием (подставками для хора, пианино).

Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию.

II. Содержание учебного предмета

1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Хоровой класс», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия

аудиторные занятия: с 1 по 8 класс – 2 часа в неделю,

самостоятельные занятия: с 1 по 8 класс - 0,5 часа в неделю;

В рамках реализации предпрофессиональной программы «Хоровой класс»:

аудиторные занятия: с 1 по 8 класс – 2 часа в неделю, мелкогрупповое занятие: с 1 по 4 класс – 1 час в неделю, с 5 по 8 – 2 часа в неделю.

самостоятельные занятия: с 1 по 8 класс - 1 час в неделю;

С целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению учебного заведения проводятся консультации.

Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени.

Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной   программы   в   области   искусств   распределяется   по   годам


обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет федеральными государственными требованиями.

Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.

Виды внеаудиторной работы:

  • выполнение домашнего задания;
  • подготовка к концертным выступлениям;
  • посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных
    залов и др.);

-участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

2.       Требования по годам обучения

В течение учебного года планируется ряд творческих показов: открытые репетиции для родителей и преподавателей, отчетные концерты, мероприятия по пропаганде музыкальных знаний (концерты-лекции в общеобразовательных школах, в культурно-досуговых центрах и пр.), участие в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертно-массовых мероприятиях.

За учебный год в хоровом классе должно быть пройдено примерно следующее количество произведений: младший хор - 10-12, старший хор - 8-10 (в том числе acappella).

Основные репертуарные принципы:

  1. Художественная ценность  произведения (необходимость расширения
    музыкально-художественного кругозора детей).
  2. Решение учебных задач.

7

7


  1. Классическая музыка в основе (русская и зарубежная в сочетании с
    современными композиторами и народными песнями различных жанров).
  1. Содержание произведения.
  1. Музыкальная форма (художественный образ произведения, выявление
    идейно-эмоционального смысла).
  1. Доступность:

а)        по содержанию;

б)        по голосовым возможностям;

в)        по техническим навыкам;

7.        Разнообразие: а) по стилю;

б)        по содержанию;

в)        темпу, нюансировке;

г)        по сложности.

Вокально-хоровые навыки

Певческая установка и дыхание

Младший хор

Певческая установка, положение корпуса, головы, артикуляция при пении. Навыки пения сидя и стоя.

Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения. Смена дыхания в процессе пения; различные приемы (короткое и активное дыхание в быстром темпе, спокойное и активное в медленном). Цезуры. Знакомство с навыками «цепного» дыхания.

Старший хор

Закрепление навыков, полученных в младшем хоре. Различная атака звука. Исполнение     пауз     между     звуками     без     смены     дыхания     (стаккато).

8


Совершенствование навыков «цепного» дыхания. Развитие навыков хорового исполнительства и артистизма.

Звуковедение и дикция

Младший хор

Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах. Пение поп legato и legato. Нюансы - mf, mp, p, f.

Развитие дикционных навыков. Гласные и согласные, их роль в пении. Взаимоотношение гласных и согласных в пении. Отнесение внутри слова согласных к последующему слогу.

Старший хор

Закрепление навыков, полученных в младшем хоре. Развитие свободы и подвижности артикулярного аппарата за счет активизации работы губ и языка. Выработка навыка активного и четкого произношения согласных. Развитие дикционных навыков в быстрых и медленных темпах. Сохранение дикционной активности при нюансах р и pp.

Ансамбль и строй

Младший хор

Выработка активного унисона, ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей, соблюдение динамической ровности при произнесении текста. Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмической устойчивости в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком.

Устойчивое интонирование одноголосной партии при сложном аккомпанементе. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосых песен без сопровождения.

9

9


Старший хор

Закрепление навыков, полученных в младшем хоре. Совершенствование ансамбля и строя в произведениях более сложной фактуры и музыкального языка. Выработка чистой интонации при двух-, трехголосном пении. Владение навыками пения без сопровождения.

Формирование исполнительских навыков

Младший и старший хор

Анализ словесного текста и его содержания. Грамотное чтение нотного текста по партиям и партитурам. Разбор тонального плана, ладовой структуры, гармонической канвы произведения.

Членение на мотивы, периоды, предложения, фразы. Определение формы.

Фразировка, вытекающая из музыкального и текстового содержания. Различные виды динамики. Многообразие агогических возможностей исполнения произведений: пение в строго размеренном темпе, сопоставление двух темпов, замедление в конце произведения, замедление и ускорение в середине произведения, различные виды фермат.

Воспитание навыков понимания дирижерского жеста.

Примерный репертуарный список

Младший хор

Аренский А. «Комар один, задумавшись», «Птичка летит, летает», «Спи

дитя мое, усни»

Глинка М. «Ложится в поле мрак ночной» (из оперы «Руслан и Людмила»)

Гречанинов А. «Про теленочка», «Призыв весны», «Дон-дон», «Маки-маковочки»

Ипполитов-Иванов М. «Ноктюрн»

Калинников В. «Весна», «Тень-тень», «Киска»

Кюи Ц. «Майский день», «Белка»

Лядов А. «Колыбельная», «Окликание дождя»

Римский-Корсаков Н. «Белка» (из оперы «Сказка о царе Салтане»)

10


Чайковский П. «Мой садик», «Осень», «Хор мальчиков» (из оперы «Пиковая дама»), «Песня о счастье» (из оперы «Орлеанская дева», обр. В. Соколова)

Чесноков П. «Нюта-плакса»

Потоловский Н. «Восход солнца»

Бетховен Л. «Малиновка», «Весною», «Край родной», «Походная песня»

Брамс И. «Колыбельная»

Вебер К. «Вечерняя песня» (обр. В. Попова)

Мендельсон Ф. «Воскресный день»

Шуман Р. «Домик у моря»

Нисс С. «Сон»

Калнынып А. «Музыка»

Долуханян А. «Прилетайте птицы»

Морозов И. «Про сверчка»

Парпхаладзе М. «Здравствуй, школа», «Наш край», «Весна», «Кукла», «Конь вороной»

Попатенко Т. «Горный ветер»

Подгайц Е. «Облака»

Шаинский В. «Мир похож на цветной луг»

Красев М. Заключительный хор из оперы «Муха-Цокотуха»

Белорусская народная песня «Сел комарик на дубочек» (обр. С. Полонского)

Русская народная песня «Здравствуй, гостья-зима» (обр. Н. Римского-Корсакова)

Русская народная песня «Как на тоненький ледок» (обр. М. Иорданского)

Литовская народная песня «Солнышко вставало»

«10 русский народных песен» (в свободной обр. Григоренко)

Старший хор

Бородин А. «Улетай на крыльях ветра» (хор из оперы «Князь Игорь»)

11


Борнтянский Д. «Славу поем», «Утро», «Вечер»

Глинка М. «Разгулялися, разливалися» (хор из оперы «Иван Сусанин»), «Попутная песня» (перел. В. Соколова»), «Патриотическая песня», «Славься» (хор из оперы «Иван Сусанин»)

Гречанинов А. «Пчелка», «Весна идет», «Васька», «Урожай»

Даргомыжский А. «Тише-тише» (Хор русалок из оперы «Русалка»)

Ипполитов-Иванов М. «Горные вершины», «Ноктюрн», «Крестьянская пирушка», «В мае», «Утро», «Сосна», «Острою секирой»

Калинников В. «Жаворонок», «Зима»

Кюи Ц. «Весна», «Задремали волны»

Рахманинов С. «Славься», «Ночка», «Сосна» («6 песен для детского хора и фортепиано» соч. 15)

Римский-Корсаков Н. Хор птиц из оперы «Снегурочка», «Ночевала тучка золотая»

Стравинский.И. «Овсень»

Танеев С. «Вечерняя песня», «Сосна», «Горные вершины»

Чайковский П. «Весна», «Осень», «Вечер», «На море утушка купалась» (Хор девушек из оперы «Опричник»)

Чесноков П. «Несжатая полоса», «Лотос», «Зеленый шум», «Распустилась черемуха»

Прокофьев С. «Многая лета»

Рубинштейн А. «Квартет», «Горные вершины»

Анцев М. «Задремали волны»

Бетховен Л. «Весенний призыв», «Гимн ночи», «Восхваление природы человеком»

Брамс И. «Колыбельная», «Холодные горы», «Канон»

Гайдн 9. «Пришла весна», «Kyrie» (Messa brevis)

Лассо О. «Тик-так»

Кодай 3. «День за окном лучится», «Мадригал»

Перголези ". «Stabat Mater» :: 11, 12

12


  Перселл Г. «Вечерняя песня» (перел. для детского хора В. Попова)

Форе Ф. «Sanctus» (Messa basse) Грубер Ф. «Ночь тиха, ночь свята»      Сен-Сане 7. «Ave Maria»

Бах И. Хорал № 7 из кантаты «Иисус - душа моя», Хорал № 381 из кантаты «Моей жизни последний час», «Весенняя песня» (перел. В. Попова) Бизе Ж. Хор мальчиков из оперы «Кармен» Свиридов Г. «Колыбельная» Подгайц Е. «Речкина песня»

Дубравин Л. 2 хора из кантаты «Хлеб остается хлебом» Новиков А. «Эх, дороги» Струве Г. «Музыка»

Норвежская народная песня «Камертон» Русские народные песни «Во лузях» (обр. В. Попова)

«Милый мой хоровод» (обр. В. Попова)

«Пойду ль, выйду ль я» (обр. В. Соколова)

«Как у нас во садочке» (обр. В. Калинникова)

«Скворцы прилетели» (обр. В. Калистратова)

Примерные программы выступлений Младший хор Аренский А.. «Комар» Кабалевский Д. «Подснежник» Компанеец 3. «Встало солнце» Русская народная песня «Как на речке, на лужочке» Бетховен Л. «Край родной» Гречанинов А. «Дон-дон» Полонский С. «Сел комарик на дубочек» Итальянская народная песня «Макароны» (обр. В. Сибирского) Гайдн Й. «Пастух»

13


Гречанинов А. «Призыв весны»

Дунаевский И. «Спой нам, ветер»

Украинская народная песня «Козел и коза» (обр. В. Соколова)

Старший хор

Глинка М. «Славься» (хор из оперы «Иван Сусанин, перел. А. Луканина)

Моцарт В. «Откуда приятный и нежный тот звон» (хор из оперы «Волшебная

флейта»)

Русская народная песня «Ты не стой, колодец» (обр. В. Соколова)

Дубравин Л. «Песня о земной красоте»

Глинка М. «Жаваронок»

Мендельсон Ф. «Воскресный день»

Русская народная песня «Милый мой хоровод» (обр. В. Попова)

Калнынып А. «Музыка»

Гайдн Й. «Пришла весна»

Чайковский П. «Соловушка»

Болгарская народная песня «Посадил полынь я» (обр. И. Димитрова)

Гладков Г. «Песня друзей»

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

Результатом освоения программы учебного предмета «Хоровой класс», являются следующие знания, умения, навыки:

знание начальных основ хорового искусства, вокально-хоровых особенностей хоровых партитур, художественно-исполнительских возможностей хорового коллектива;

знание профессиональной терминологии;

умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки;

навыки коллективного хорового исполнительского творчества, в том числе отражающие взаимоотношения между солистом и хоровым коллективом;

14


сформированные практические навыки исполнения авторских, народных хоровых и вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки, в том числе хоровых произведений для детей;

наличие практических навыков исполнения партий в составе вокального ансамбля и хорового коллектива.

IV. Формы и методы контроля, система оценок

1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

В программе обучения младшего   и старшего хоров используются две основных формы контроля успеваемости - текущая и промежуточная.

 Методы текущего контроля:

  • оценка за работу в классе;
  • текущая сдача партий;
  • контрольный урок в конце каждой четверти.

Виды промежуточного контроля:

  • переводной зачет в старший хор и по окончании освоения предмета.
    Методы текущего контроля:
  • сдача партий в квартетах.

Учет успеваемости учащихся проводится преподавателем на основе текущих занятий, их посещений, индивидуальной и групповой проверки знаний хоровых партий.

При оценке учащегося учитывается также его участие в выступлениях хорового коллектива. Повседневно оценивая каждого ученика, педагог, опираясь на ранее выявленный им уровень подготовленности каждого ребенка, прежде всего, анализирует динамику усвоения им учебного материала, степень его прилежания, всеми средствами стимулируя его интерес к учебе.

При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:

  • оценка годовой работы ученика;
  • оценка на зачете (академическом концерте);
  • другие выступления ученика в течение учебного года.

15


2.Критерии оценок

По     итогам     исполнения     программы     на     зачете,     академическом прослушивании или зачете выставляется оценка по пятибалльной системе:

Таблица 4

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

регулярное посещение хора, отсутствие пропусков без уважительных причин, знание своей партии во всех произведениях, разучиваемых в хоровом классе, активная эмоциональная работа на занятиях, участие на всех хоровых концертах коллектива

4 («хорошо»)

регулярное посещение хора, отсутствие пропусков без уважительных причин, активная работа в классе, сдача партии всей хоровой программы при недостаточной проработке трудных технических фрагментов (вокально-интонационная неточность), участие в концертах хора

3(«удовлетворительно»)

нерегулярное посещение хора, пропуски без уважительных причин, пассивная работа в классе, незнание наизусть некоторых партитур в программе при сдаче партий, участие в обязательном отчетном концерте хора в случае пересдачи партий

2(«неудовлетворительно»)

пропуски хоровых занятий без уважительных причин, неудовлетворительная сдача партий в большинстве партитур всей программы, недопуск к выступлению на отчетный концерт

«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения,

16


соответствующий программным требованиям

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного образовательного учреждения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального хорового искусства.

V. Методическое обеспечение учебного процесса

1. Методические рекомендации педагогическим работникам

Задача руководителя хорового класса - пробудить у детей любовь к хоровому пению, сформировать необходимые навыки и выработать потребность в систематическом коллективном музицировании, учитывая, что хоровое пение -наиболее доступный вид подобной деятельности.

На занятиях должны активно использоваться знания нотной грамоты и навыки сольфеджирования, так как работа по нотам, а затем и хоровым партитурам помогает учащимся воспринимать музыкальные произведения сознательно, значительно ускоряет процесс разучивания. Пение по нотам необходимо сочетать с пением по слуху, так как именно пение по слуху способствует развитию музыкальной памяти.

На протяжении всех лет обучения педагог следит за формированием и развитием важнейших вокально-хоровых навыков учащихся (дыханием, звуковедением, ансамблем, строем, дикцией), постепенно усложняя задачи, расширяя диапазон певческих возможностей детей.

Отбирая репертуар, педагог должен помнить о необходимости расширения музыкально-художественного кругозора детей,  о том, что хоровое пение -

17


мощное средство патриотического, художественно-эстетического, нравственного воспитания учащихся. Произведения русской и зарубежной классики должны сочетаться с произведениями современных композиторов и народными песнями разных жанров.

Особое значение имеет работа над словом, музыкальной и поэтической фразой, формой всего произведения, над умением почувствовать и выделить кульминационные моменты как всего произведения, так и отдельных его частей.

Постепенно, с накоплением опыта хорового исполнения, овладением вокально-хоровыми навыками, репертуар дополняется. Наряду с куплетной формой учащиеся знакомятся с многообразными жанрами хоровой музыки. Краткие пояснительные беседы к отдельным произведениям используются руководителем хорового класса для выявления своеобразия стилей отдельных композиторов, музыкального языка различных эпох. Такие беседы способствуют обогащению музыкального кругозора учащихся, помогают формировать их художественную культуру.

Для учащихся инструментальных отделений хоровой класс является одним из обязательных предметов, способствующих формированию навыков коллективного музицирования. Всемерно используя возможности групповых занятий, предусмотренных действующими учебными планами, нельзя забывать о том, что хор - это коллектив. Лишь исходя из этого можно профессионально строить работу над всеми компонентами хорового звучания. Так, при организации учебного процесса в школе целесообразно руководствоваться интересами и возможностями коллективных форм занятий, координируя их с групповыми, мелкогрупповыми и даже индивидуальными. Такой организационный принцип будет способствовать успешной работе хорового класса как исполнительского коллектива.

2.    Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

Объем самостоятельной работы учащихся определяется с учетом минимальных   затрат   на   подготовку   домашнего   задания   (параллельно   с

18


освоением детьми программы основного общего образования), с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.

Необходимым условием самостоятельной работы учащегося в классе хорового пения является домашняя работа. Прежде всего, она должна заключаться в систематической проработке своей хоровой партии в произведениях, изучаемых в хоровом классе. Учащийся регулярно готовится дома к контрольной сдаче партий произведений. В результате домашней подготовки учащийся при сдаче партий должен уметь выразительно исполнять свой хоровой голос в звучании всей хоровой фактуры без сопровождения.

Выполнение обучающимся домашнего задания должно контролироваться преподавателем и обеспечиваться партитурами и нотными изданиями, хрестоматиями, клавирами, в соответствии с программными требованиями по данному предмету.

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

1.     Список рекомендуемых нотных сборников

Бандина А., Попов В., Тихеева Л. «Школа хорового пения», Вып. 1,2. М.,1966

«Каноны для детского хора», сост. Струве Г. М., 2001

«Песни для детского хора», Вып. 5. Хоровые произведения русских и зарубежных композиторов, сост. Соколов В. М., 1963

«Песни для детского хора», Вып. 12, сост. Соколов В. М., 1975

«Поет детская хоровая студия «Пионерия», сост. Струве Г. М., 1989

«Поющее детство». Произведения для детского хора (сост. Мякишев П.), М., 2002

Рубинштейн А. «Избранные хоры», М., 1979

Соколов В. «Обработки и переложения для детского хора». М., 1969

19


Тугаринов    Ю.    «Произведения    для    детского    хора»,    2-е    издание. «Современная музыка», 2009

«Хоры    без    сопровождения»,    для    начинающих    детских    хоровых коллективов. Сост. Соколов В. Вып. 1, 2. М., 1965

Чесноков П. «Собрание духовно-музыкальных сочинений», Тетр.4, М., 1995

2.     Список рекомендуемой методической литературы

  1. Дмитриев Л. Основы вокальной методики. - М.: Музыка, 2000
  2. Добровольская Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре. М., 1987
  3. Михайлова М. Развитие музыкальных способностей детей. - Ярославль,
    «Академия развития», 1997
  4. Самарин В., Осеннева М., Уколова Л. Методика работы с детским вокально-
    хоровым коллективом. - М.: Academia, 1999
  5. Струве Г. Школьный хор. М.,1981
  6. Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое
    пособие/ Л.В .Школяр, М.С.Красильникова, Е. Д.Критская и др. - М., 1998
  7. Халабузарь П., Попов В. Теория и методика музыкального воспитания. -
    Санкт-Петербург, 2000
  8. Халабузарь   П.,   Попов   В.,   Добровольская   Н.   Методика   музыкального
    воспитания. Учебное пособие. М.,1990
  9. Соколов В. Работа с хором.2-е издание. - М.,1983
  10. Стулова Г. Теория и практика работы с хором. - М., 2002
  11. Стулова Г. Хоровой класс: Теория и практика работы в детском хоре. -
    М.,1988
  12. Чесноков П. Хор и управление им. - М.,1961

20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность в СП "Детская музыкальная школа" как фактор личностного роста обучающихся

1. Введение.2. Цель музыкального образования.3. Проблемы   для обучающихся музыкальной школы в период обучения.4. Цель и задачи внеурочной деятельности.5.Методы привлечения детей к внеурочной дея...

Сергей Розанов - музыкант, кларнетист, основатель школы.

Среди имен выдающихся русских музыкантов конца XIX – начала ХХ столетий, таких, как А.Н.Есипова, А.А.Брандуков, К.Н.Игумнов, А.Б.Гольденвейзер, А.В.Нежданова, Л.В.Собинов, почетное место занимает...

Методическая разработка « Здоровьесберегающие образовательные технологии - важный фактор сохранения здоровья воспитанниц »

Методическая разработка посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме. В ней рассматриваются важнейшие аспекты сохранения здоровья воспитанниц в период их обучения, ставится задача проанализироват...

Предпринимательство - важный фактор рыночной экономики.

Исторический аспект Российского предпринимательства, современное состоянее, проблемы преспективы развития....

Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – важнейшие аспекты воспитания в современной российской школе.

Статья посвящена вопросу патриотического воспитания старшеклассников в современной российской школе, в ней раскрывается понятие истинного патриотизма, говорится о важности культуры межнациональных отн...