Самосовершенствование, самообразование педагогов – важный фактор, обеспечивающий успех в подготовке конкурентоспособных специалистов
статья по теме

Доклад для педконференции или педсовета...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_pedkonferentsii.docx346.72 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СПО РО

«Константиновский сельскохозяйственный техникум»

Самосовершенствование, самообразование педагогов – важный фактор,

обеспечивающий успех в подготовке конкурентоспособных специалистов.

ДОКЛАД ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

Автор:

Фурманенко О.Н., преподаватель  экономических дисциплин

КОНСТАНТИНОВСК

«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни, и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир»                                                                                                                             А.Дистервег

Совершенствование качества подготовки конкурентоспособных специалистов  в учебном заведении напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования педагога.

Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь:

«САМООБРАЗОВАНИЕ, целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала».

(источник: педагогический словарь на сайте dictionary.fio.ru)

Если процесс образования …:

1.        Осуществляется добровольно;

2.        Осуществляется сознательно;

3.        Планируется, управляется и контролируется самим человеком;

4.        Необходимо для совершенствования каких-либо качеств или навыков,

то речь идет о самообразовании.

По утверждению Уильяма Глассера МЫ ВОСПРИНИМАЕМ:

10%  из того, что мы ЧИТАЕМ

20%  из того, что мы СЛЫШИМ

30%  из того, что мы ВИДИМ

50%  из того, что мы ВИДИМ и СЛЫШИМ

70%  из того, что ОБСУЖДАЕМ с другими

80%  из того, что мы ИСПЫТЫВАЕМ лично

95%  из того, что мы ПРЕПОДАЕМ кому-то еще

Исходя из этого, самообразование преподавателя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Преподаватель  должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др..  Педагог  должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его студентов перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного преподавателя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.

     Однако, как бы ни были высоки способности преподавателя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют педагоги – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов, отсутствие доступа к источникам информации, особенно к Интернету и др. Но это всего лишь проявление инертности мышления и лености ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога.

Давайте определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие педагога  к самообразованию и самосовершенствованию:

•        Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общетехникумовскому мероприятию, олимпиаде, руководству курсовой работой и др. у преподавателя возникает необходимость поиска и анализа новой информации

•        Желание творчества. Преподаватель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.

•        Стремительный рост современной науки. Особенно информационных технологий. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.

•        Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на студентах,  формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ преподавателя как «несовременного человека».

•        Конкуренция. Если преподаватель на хорошем счету у администрации, методического совета, педагогического коллектива, он  имеет больше прав в выборе группы, нагрузки и др.

•        Общественное мнение. Не секрет, что многие родители и дети, выбирая будущую профессию, обязательно обращают внимание на педагогический состав учебного заведения. Преподавателю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим педагогом быть обидно.

•        Материальное стимулирование.  Категория преподавателя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства педагога. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

•        Интерес. Учиться просто интересно. Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно  сам  учиться?  Вправе ли он тогда преподавать?

Если представить деятельность преподавателя в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, исследовать, анализировать, наблюдать и писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов?

  1. Направления самообразования и самосовершенствования
  • Профессиональное (предмет преподавания)

•        психолого-педагогическое (ориентированное на студентов  и родителей)

•        психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.)

•        методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения)

•        правовое        

•        эстетическое (гуманитарное)

•        историческое

•        иностранные языки

•        политическое

•        информационно-компьютерные технологии

•        охрана здоровья

•        интересы и хобби

•        ...

  1. Формы

•        индивидуальная - инициатором является сам преподаватель, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс

•        групповая – в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим преподавателем

  1. Виды деятельности, составляющие процесс самообразования

•        Систематический просмотр определенных телепередач

•        Чтение конкретных педагогических периодических изданий

•        Чтение методической, педагогической и предметной литературы

•        Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету,  педагогике, психологии, педагогических технологий

•        Решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности, или нестандартной формы

•        Посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег

•        Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами

•        Изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов

•        Изучение иностранных языков,  для чтения  информации о достижениях мировой педагогики

•       Систематическое прохождение курсов повышения квалификации

•        Проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег

•        Организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету

•        Изучение информационно-компьютерных технологий

•        Посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету

•        Общение с коллегами в техникуме, районе, городе и в  Интернете.

•        Ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями. Болезни – большое препятствие для профессионального роста.

•        …

  1. Источники самообразования и самосовершенствования

•        Телевидение

•        Газеты, журналы

•        Литература (методическая, научно-популярная,  публицистическая, художественная и др.)

•        Интернет

•        Видео, аудио информация на различных носителях

•        Платные курсы

•        Семинары и конференции

•        Мастер-классы

•        Мероприятия по обмену опытом

•        Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты

•        Курсы повышения квалификации

•        Путешествия

  • ….

  1. Предполагаемый результат
  • повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество)
  • разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования
  • разработка новых форм, методов и приемов обучения
  • доклады, выступления
  • разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей
  • выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии
  • разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям
  • создание  комплектов педагогических  разработок
  • проведение тренингов, семинаров, конференций , мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)

На ваших столах лежит таблица, которая называется «Памятка педагогу по самообразованию».  (Приложение 1)

Как вы можете увидеть в конце граф памятки оставлены многоточие, потому, что эти направления есть обязательный перечень, составленный на основании тех должностных функций, которые педагог выполняет в учебном заведении.  Креативный преподаватель дополнит  этот список собственными направлениями.

На основании вышеперечисленных граф и пунктов, конкретизировав наименования и названия, каждый преподаватель может составить личный план самообразования, особенно это важно сегодня, так как именно профессиональному росту уделяется много внимания Министерством образования РФ.  

Участниками процесса самообразования являются:

директор,

завучи по учебным и воспитательным процессам,

руководители структурных подразделений (заведующие отделениями),

методисты,

председатели методических объединений,

педагогический коллектив

и конечно, самое главное лицо – сам педагог.

Администрация и методисты контролируют своевременный выбор темы работы, личного плана самообразования педагога, наблюдают за этапами их выполнения. Они же организовывают отчетные работы в форме обобщения опыта, докладов, сбора и анализа отчетной документации, презентации результатов работ перед педагогическим коллективом, а также проводят конкурсы педагогического мастерства. Педагогический коллектив может рекомендовать методистам показать лучшие результаты самообразования преподавателей за рамками педагогического коллектива учебного заведения. На основании гласного обсуждения работы педагога могут решаться вопросы повышения категории, надбавок, премий и других способов поощрения творческих преподавателей.

Если в учебном заведении методические объединения работают грамотно, систематически и эффективно, то в начале каждого учебного года все преподаватели выбирают «Тему, над которой работает преподаватель» и фиксируют эту тему в планах методического объединения.  Возможных вариантов тем огромное количество, поэтому не имеет смысл пытаться перечислить все, остановлюсь лишь на некоторых.

•        Дифференцированное обучение

•        Система блочного тестирования

•        Работа с одаренными детьми

•        Интегрированные уроки

•        Нестандартные лабораторные работы и демонстрационные опыты

•        Разработка комплекса самостоятельных и контрольных работ

•        Игровые моменты на уроках

•        Развитие культуры речи и риторики

•        Интерактивные методики

•        Использование системы опорного конспектирования

•        Разработка комплекта дидактики и наглядности

•        Задачи практического содержания

•        Опережающее обучение

•        Формирование логического мышления у студентов

•         и т.д.

    Этот список можно продолжать настолько, насколько хватит творческой  фантазии педагога, опыта, проблем и интересов. Любая тема должна быть направлена на повышение эффективности обучения дисциплине, воспитательной цели, выработке новых педагогических приемов и методик или созданию научных работ.

На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой  проблемой.

В плане указываются:

•        название темы

•        цели

•        задачи

•        предполагаемый результат

•        этапы работы

•        сроки выполнения каждого этапа

•        действия и мероприятия,  проводимые в процессе работы над темой

•        способ демонстрации результата проделанной работы

•        форма отчета по проделанной работе

По окончании работы над темой каждый преподаватель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов.

Обратите внимание на Карту самооценки работы преподавателя по теме самообразования. (Приложение 2)

На ваших столах лежит план самообразования Попова А.Л., вы можете его взять за основу для составления личных планов.  (Приложение 3)

Конкурентноспособность человека на рынке труда, как известно, во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда, поэтому важно использование технологии «портфолио учителя» для педагогического коллектива, особенно для вновь аттестуемых учителей.

Когда мы говорим о педагогических технологиях, часто возникает образ технократического феномена. Само слово «технология» действительно пришло из технического (а скорее, производственного) мира, хотя и произошло от греческого techne — искусство, мастерство, умение. Роль новых технологий скорее следует рассматривать как необходимое условие интеллектуального, творческого и нравственного развития.

Согласно современным словарям, портфолио — это полное собрание собственных достижений, своеобразное досье. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности: учебной, воспитательной, творческой, методической, исследовательской.

Таким образом, портфолио учителя может стать мотивационной основой деятельности педагога и помочь формированию его личности. “Портфель” обеспечит его возможностью индивидуальной самореализации, а основой для этого является план самообразования. Самообразование любого человека всегда возникает в ответ на потребность в знаниях. Думается также, что план обеспечивает повышение уровня мотивации к самообразованию, к совершенствованию профессиональной подготовки.

В зависимости от целей создания портфолио бывают разных типов:

1) это “папка достижений”, направленная на повышение собственной значимости учителя и отражающая его успехи (грамоты, дипломы, сертификаты детей и пр.);

2) рефлексивное портфолио, раскрывающее динамику личностного развития учителя, помогающее отследить результативность его деятельности как в количественном, так и в качественном плане; в эту папку собираются статьи, эссе, анализ деятельности, видеокассеты, в общем, всё, что делалось в течение определённого срока (напр., года, нескольких лет);

3) проблемно-исследовательский, связанный с написанием реферата, научной работы, подготовкой к выступлению на конференции;

4) тематический, создаваемый в процессе работы по определённому проекту, теме, разделу;

5) методический, в котором помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога, и которые собраны или созданы им самим.

СТРУКТУРА   ПОРТФОЛИО   УЧИТЕЛЯ

Раздел портфолио

Содержание раздела

Общие сведения об учителе

- Ф.И.О., год рождения учителя;

- Образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому)

- Общий трудовой и педагогический стаж. Педагогический стаж работы в данном образовательном учреждении

- Повышение квалификации (название структур, в которых прослушаны курсы, год, месяц, проблематика)

- копии документов, подтверждающих прохождение курсов, копии документов, подтверждающих наличие ученых и почётных званий)

- Информация о государственных и муниципальных наградах, грамотах, благодарственных письмах

- копии дипломов различных конкурсов

- Другие документы по усмотрению учителя

Результаты

педагогической деятельности

(материалы этого раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности учителя за определённый период)

- Материалы, характеризующие результаты освоения обучающимися образовательных и профессионально-специальных  программ,  сформированность у них ключевых компетенций по преподаваемым учителем предметам;

- сравнительный анализ деятельности педагога на основании контрольных срезов знаний, участие в техникумовских и районных олимпиадах, конкурсах;

- результаты промежуточной аттестации;

- результаты итоговой аттестации;

- наличие среди студентов отличников;

-данные о поступлении студентов  в вузы по специальности.

Научно-методическая деятельность

(в этот раздел помещаются методические  материалы свидетельствующие о профессионализме педагога)

- образовательные программы и описания комплектов учебно-методической литературы с обоснованием выбора;

- описание используемых образовательных технологий с обоснованием выбора;

- средства педагогической диагностики для оценки педагогических результатов;

- описание способов использования информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе; описание технологий обучения детей с проблемами развития

- материалы о самообразовании учителя (отчет, план, описание работы и др.)

- отчет о работе в районном и техникумовском  МО

- информация об участиях в профессиональных конкурсах;

Обобщение

опыта

- участие в методических и предметных неделях

- организация и проведение семинаров, круглых столов, мастер-классов и т.п.

- проведение научно-исследовательских работ;

- разработка авторских программ, научно-методических материалов

- публикации учителя

- творческие отчёты, рефераты, статьи, доклады

- материалы диссертации (при наличии)

Внеурочная

деятельность

по предмету

- список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету;

- данные о победителях олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов и т.д.

- сценарии внеклассных мероприятий, фото- и видеоматериалы по проведённым мероприятиям;

- другие документы, характеризующие внеурочную деятельность по предмету

Результаты

деятельности

педагога как классного

руководителя

- итоги психолого-педагогического мониторинга в группе;

- занятость учащихся во внеурочное время,

- деятельность органов студенческого самоуправления;

- работа с родительской общественностью;

- динамика правонарушений в группе;

- отзывы родительской общественности о деятельности педагога;

- отзывы учащихся о деятельности педагога;

Учебно-материальная

база

- список наглядных пособий

- информация о регулярно используемых технических средствах обучения;

- использование в образовательном процессе компьютера и информационных средств обучения;

- использование дидактических материалов, сборников задач, упражнений, примерных рефератов и сочинений  и т.п.

  Также хотелось бы рассмотреть вопрос самообразования в случае, когда преподаватели имеют систематический доступ к компьютерной технике и Интернету. Идеальный вариант – если у  преподавателя есть возможность не только использовать информационно-компьютерные технологии для самообразования, но и периодически  проводить  уроки в кабинете, оснащенном компьютерной техникой с подключением к Интернету.

Каковы преимущества использования современных информационно-компьютерных технологий в вопросах самообразования перед традиционными способами?

•        Интернет – универсальный и самый дешевый источник педагогической, методической и научной информации

•        Средства коммуникации Интернет позволяют обмениваться опытом, учиться, советоваться с коллегами во всем мире. Обсуждение в форумах, конференциях Интернета значительно расширяет аудиторию заинтересованных лиц, работающих над аналогичными проблемами

•        Программное обеспечение компьютера позволяет более эффективно и наглядно вести педагогическую документацию, отчетность и мониторинг при работе над темой самообразования

•        Компьютер является универсальным и емким хранилищем материалов, необходимых педагогу в работе

•        Информационно-компьютерные технологии значительно расширяют перечень тем для работы преподавателя в процессе самообразования

Имидж современного педагога немыслим без знания им информационно компьютерных технологий. А когда преподавателем приобретаются необходимые знания и навыки, то компьютер становится незаменимым инструментом в работе, значительно облегчающим ее, повышающим эффективность и качество.

С появлением в работе преподавателя компьютера и Интернета значительно повышаются возможности педагогического самообразования. Появляются новые темы, интересные задачи и способы их реализации.

Напомню, что цель и в этом случае остается прежней – «Подготовка конкурентоспособного специалиста».

Какие новые способы самореализации открываются перед преподавателем при условии использования  компьютера и Интернета?

•        Разработка комплекта электронных уроков, объединенных предметной тематикой или методикой преподавания.

•        Разработка пакета тестового материала в электронном виде.

•        Разработка пакета стандартного поурочного планирования по теме или группе тем.

•        Комплект дидактики по предмету (самостоятельные, практические и контрольные работы).

•        Разработка комплекта раздаточного материала по предмету (карточки, задания и вопросы по предмету)

•        Создание главы или страницы электронного учебника.

•        Создание терминологического словаря по предметной теме, главе.

•        Создание сборника предметных кроссвордов.

•        Разработка комплекта тематических классных часов,  родительских собраний или  внеклассных предметных мероприятий (познавательные игры, конкурсы, представления)

•        Разработка пакета олимпиадного материала для подготовки учащегося.

•        Разработка проекта организации и занятий кружковой работы.

•        Пакет административной документации классного руководителя.

•        Пакет административной документации методического объединения

•        База данных методик обучения.

•        Пакет материалов по одной из педагогических технологий (интерактивное, дифференцированное, блочное, опережающее и др. обучение)

•        Проект  личной методической веб-страницы.

•        Проект веб-страницы педагогического коллектива техникума.

•        Проект веб-страницы техникума.

•        База данных вопросов и задач по предмету,  по главам.

•        Пакет психолого-педагогических материалов для преподавателя.

•        Пакет сценариев уроков с применением информационных технологий.

•        Пакет бланков и образцов документов для педагогической деятельности (различные грамоты, анкеты, планы и т.д.)

•        Создание электронной библиотеки произведений художественной литературы, согласно образовательной программе.

•        Ведение предметного кружка с использованием медиа-ресурсов

Конечно, самым эффективным способом показать результаты педагогического творчества является размещение материалов в Интернете. Сколько уникальных разработок, методик, статей, дидактического материала пылится в наших лаборантских и не имеет выхода на широкую общественность. Возможность разместить свой материал в Интернете, позволяет педагогу аккумулировать свои работы в некой виртуальной учительской библиотеке, где его коллеги могут посмотреть работу педагога, воспользоваться ее результатами, дополнить, оставить отзыв и обсудить. В этом случае бесценный педагогический опыт становится независимым от времени и пространства.

При содействии Министерства образования РФ сегодня существуют постоянно действующие курсы повышения квалификации преподавателей с помощью Интернета.

Из наиболее популярных можно перечислить следующие образовательные учреждения:

  1. Педсовет  
  2. Переподготовка кадров, повышение квалификации
  3. Дистанционное образование России (открытый колледж) 
  4. Российское образование – федеральный портал (интернет-образование) 
  5. ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН (ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ) 
  6. Центр дистанционного образования «Эйдос» 
  7. Открытые курсы бизнеса и экономики

Организация учебного процесса сводится к изучению специально подготовленных учебных материалов, тестированию, возможности консультации с преподавателем. Учебный процесс включает в себя выполнение индивидуальных заданий, электронные семинары и занятия, кроме того, учебный материал дублируется на компакт-диске, который высылается слушателям обычной почтой.

Точка зрения, что преподаватель, умеющий работать с компьютером на уровне обычного пользователя, сам научится применять его на уроках, представляется чрезмерно оптимистичной. Успешность и эффективность применения компьютерной техники в преподавании общеобразовательных предметов и специальных дисциплин можно гарантировать только в том случае, когда педагог мотивирован на использование компьютера, имеет широкий кругозор, владеет программными средствами, как общего, так и учебного назначения, может определить место информационно-коммуникационных технологий в методической системе преподавания предмета.

В этой связи является чрезвычайно важным обучение преподавателей эффективно пользоваться имеющимся виртуальным инструментарием для самостоятельного проектирования учебного процесса. Информацию для разработки методических и дидактических материалов можно найти на сайтах российской информационно-образовательной сети:

Для работы, например, можно использовать следующие сайты Интернета:

  1. Уроки и тесты онлайн
  2. Деловые программы
  3. Федеральный фонд учебных курсов (электронный  учебник по экономике)
  4. Всем, кто учится (сайт информационный)
  5. Бланки для предпринимателей (практический сайт)
  6. ООО "ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИЙ" (предлагает документы по оценке имущества)
  7. Путеводитель по истории экономической мысли
  8. Виртуальный компьютерный музей
  9. Единое окно доступа к образовательным ресурсам
  10. Библиотека Кирилла и Мефодия
  11. Экономика, социология, менеджмент
  12. Электронный учебник по статистике

Перечень наименований сайтов (Приложение 4)

Необходимо подчеркнуть, что сами по себе информационно - коммуникационные технологии не оптимизируют обучение, а также ни в коей мере не вытесняют традиционные методы и приемы. Они лишь позволяют приблизить методику преподавания к требованиям сегодняшнего дня. В настоящее время одной из наиболее актуальных задач системы педагогического образования является формирование информационно-коммуникационной компетентности (ИКК) преподавателя. Такая компетентность педагога понимается как совокупность знаний, навыков и умений, формируемых в процессе обучения и самообучения информатике и информационным технологиям, а также способность к выполнению педагогической деятельности с помощью информационных технологий.

Информационные технологии эффективны лишь в сочетании с соответствующими педагогическими технологиями: если преподаватель мыслит прежними категориями, то использование технических средств не меняет сути образовательного процесса и традиционного репродуктивного метода подачи материала.

Итогом может быть проведение итоговой промежуточной аттестации в нетрадиционной форме, например, в виде игры.

Участники образовательного процесса должны получить доступ к информационным ресурсам на различных носителях, в том числе и к сети Интернет. В связи с этим в каждом образовательном учреждении необходимо создать условия для повышения квалификации педагогов, обеспечить их индивидуальную творческую деятельность, организовать работу по методической поддержке в области использования информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе.

В Моральном кодексе Российского педагога записано:

•        педагог должен быть самокритичным и одновременно оптимистом в своей профессиональной деятельности;

•        должен постоянно расширять свою эрудицию, развивать профессиональную культуру и мастерство, стремиться к профессиональному совершенствованию и творческой самореализации, заботиться как о своем авторитете, так и об авторитете коллег.

Самообразование педагога будет продуктивным, если:

•        В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.

•        Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта.

•        Педагог обладает развитой способностью к рефлексии.

•        Программа профессионального развития педагога включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.

•        Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.

•        Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности преподаватель должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией. Этот перечень далеко не полон. Но без этих навыков педагог не может эффективно учить и воспитывать будущих специалистов.

Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует преподаватель, тем больше эффект от его работы. Но какой бы современный компьютер и самый быстрый Интернет педагогу не обеспечить, самое главное –  это желание преподавателя работать над собой и его способность творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.

Поэтому необходимо постоянно самообразовываться и самосовершенствоваться.

“… то, что мы знаем – ограничено, а то, что не знаем – бесконечно”.

Приложение 1

Приложение 2

Карта самооценки работы преподавателя по теме самообразования

в 200__  - 200__ учебном году  

Ключ к оценке:

0 баллов – признак отсутствует (критический уровень);  

1 балл – признак присутствует, но уровень проявления до 50 % (допустимый  уровень);

2 балла – признак присутствует (уровень оптимальный).

Индикаторы  качества разработки творческого отчета  

Количество баллов

 (1-3)

Выводы

Примечание, предложения

0

1

2

  1. Осознание места и актуальности собственной научно-методической темы в общем направлении научно-методической работы учреждения

  1. Методическая грамотность и логичность изложения материала, чуткость к противоречиям и решаемой проблеме

  1. Степень изученности современного состояния вопроса (проблемы) педагогом

  1. Опора в работе на современные и актуальные прошлые психолого-педагогические и специальные исследования, материалы ученых и исследователей по проблеме

  1. Целесообразность проведенных теоретических исследований

 ( анализ понятий, пед. теорий, подходов, концепций и  др.)

  1. Выявление автором научного аппарата и оперирование им в рассматриваемой области. Уровень разработки научного аппарата темы

  1. Наличие и результативность диагностических исследований

  1. Описание преподавателем результатов собственной профессиональной деятельности по решению проблемы на аналитическом уровне, степень актуальности полученных результатов

  1. Целесообразность и продуктивность эмпирических исследований  для повышения эффективности  образовательной деятельности

  1. Четкое структурирование работы

  1. Наличие приложения, его целесообразность и полнота

Общее количество баллов по каждому индикатору

Приложение 3

ГБОУ СПО РО

Константиновский сельскохозяйственный техникум

ПРОГРАММА

САМООБРАЗОВАНИЯ

УЧИТЕЛЯ  ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

ПОПОВА АНДРЕЯ ЛЕОНИДОВИЧА

                                                   

«Воспитание, полученное  человеком, закончено,

достигло  своей  цели, когда  человек  настолько  

созрел, что  обладает  силой  и  волей  самого  себя

образовывать  в  течение  дальнейшей  жизни  и

знает  способ  и  средства, как  он  может  осуществить

 в  качестве  индивидуума, воздействующего на  мир».

А.Дистервег, немецкий педагог-демократ, последователь И. Г. Песталоцци. Труды по педагогике, учебники по математике, естествознанию, немецкому языку и др.

Тема  самообразования:

«Использование информационно-коммуникационных  технологий в учебном процессе»

Актуальность  темы:

Совершенствование качества обучения ~ воспитания в учреждениях среднего специального образования напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций   невелика без процесса самообразования учителя. Самообразование - есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя.

Самообразование - процесс сознательной самостоятельной познавательной

деятельности.

Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь: «САМООБРАЗОВАНИЕ~ целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала».

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда  предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие  требования. Для   того, чтобы учить других,  нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике   и  др. Учитель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и   даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом   ВУЗа. Эта способность определяется    психологическими  и  интеллектуальными  показателями  каждого  отдельного  учителя, но  не  в  меньшей  степени  эта  способность  вырабатывается  в  процессе  работы  с  источниками  информации, анализа  и  самоанализа, мониторинга  своей  деятельности.

Цели:

1. Повышение  профессиональной  подготовленности  и  как  следствие, повышение  эффективности  обучения  правовым дисциплинам.

Задачи:

- планировать учебно-воспитательный процесс по правовым дисциплинам;

- творчески применять профессионально-педагогические знания в решении конкретных учебных и воспитательных задач с учетом индивидуальных, социально-психологических особенностей учащихся;

- формировать интерес учащихся к изучению правых дисциплин;

- организовать учебно-воспитательную работу со студентами на уровне современных психолого-педагогических,  дидактических и методических требований;

- выбирать и творчески применять методы, средства и организационные формы учебной, воспитательной, деятельности студентов в соответствии с решаемыми задачами;

- формировать знания, умения и навыки, необходимые студентам для самостоятельного использования средств получения знаний в процессе своего самосовершенствования.

- устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с учащимися, преподавателями, администрацией учебного заведения;

- учитывать и оценивать результаты   работы  с целью определения новых задач;

- аргументировать социальную и личностную значимость избранного вида деятельности.

Этапы  работы

1  этап  -  получение навыков работы на компьютере  - 2004, 2005  годы

2  этап  - перевод материалов в электронный вид - 2006, 2007  годы

3  этап – ознакомление с электронным вариантом комплекта документации для преподавателя и студента  2008, 2009,  годы.

4 этап – создание электронных комплектов материалов по дисциплинам – 2010-2011 годы

Основные  направления

Действия  и  мероприятия

Профессиональное

1. Постоянно  знакомиться  с  современными  исследованиями  ученых  в  области  преподавания  правовых дисциплин.

2. Знакомиться  с  новыми  примерными  и  авторскими  программами  по  правовым дисциплинам, концепциями  обучения, их  оценками.

3. Изучать  новую  литературу  по  правовым дисциплинам и  методике  преподавания.

4. Своевременно  повышать  квалификацию  на  курсах повышения квалификации для преподавателей и проходить стажировки в правоохранительных органах и юридических службах организаций.  

5. Принимать  участие  в  научно-практических  конференциях    различных  уровней.

6. Посещать  уроки  коллег  и  участвовать  в  обмене  опытом.

7. Периодически  проводить  самоанализ  своей  профессиональной  деятельности.

8. Систематически  интересоваться  событиями  современной  экономической, политической  жизни.

9. Повышать  уровень  своей  эрудиции, правовой  и  общей  культуры.

10. Проводить  открытые  уроки  для  анализа  со  стороны  коллег.

11. Организовывать   кружковую  и  внеклассную  деятельность  по  правовому воспитанию студентов.

12. Посещать  семинары, конференции, организованные  на  разных  уровнях.

Психолого-педагогическое

1. Совершенствовать  свои  знания  в  области  классической  и  современной  психологии  и  педагогики.

2. Изучать  современные  психологические  методики.

Методическое

1. Знакомиться  с  новыми  педагогическими  технологиями, формами, методами  и  приемами  обучения  через  предметные  издания:

- Специалист

- Среднее специальное образование

2. Изучать  прогрессивный  опыт  коллег  по  организации  различных  форм  уроков  по правовым дисциплинам.

3. Посещать  библиотеки, изучать  научно-методическую  и  учебную  литературу.

4. Проводить  открытые уроки  для  коллег  по  работе.  

5. Разрабатывать  разные  формы  уроков, внеклассных  мероприятий, учебных  материалов.

6. Разрабатывать  пакет  стандартного  поурочного  планирования  по  учебным дисциплинам «Теория государства и права», «Гражданское право».

9. Создавать  комплекты Учебно-методической документации по  учебным дисциплинам «Теория государства и права», «Гражданское право»,

ИКТ

1. Изучать  информационно-коммуникационные технологии  и  внедрять  их  в  учебный  процесс.

Предполагаемый  результат:

1. Повышение  качества  преподаваемого предмета (довести качество знаний до 65% при стопроцентной успеваемости).

2. Разработанные  Электронные варианты Учебно-методической документации для студентов и для преподавателей.

3. Проведенные  открытые  уроки.  

4. Доклады  и  выступления на педагогических советах, конференциях..

Способ  демонстрации  результата  проделанной  работы

Презентация  результатов  работы  перед  педагогическим  коллективом,  на  заседаниях педагогических советов .

Форма  отчета  по  проделанной  работе

 Учебно-методические комплексы по преподаваемым дисциплинам.

Приложение 4

При содействии Министерства образования РФ сегодня существуют постоянно действующие курсы повышения квалификации преподавателей с помощью Интернета.

Из наиболее популярных можно перечислить следующие образовательные учреждения:

  1. Педсовет  
  2. Переподготовка кадров, повышение квалификации
  3. Дистанционное образование России (открытый колледж) 
  4. Российское образование – федеральный портал (повышение квалификации) 
  5. Российское образование – федеральный портал (интернет-образование) 
  6. Всемирный технологический университет (центр дополнительного профессионального образования) 
  7. ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН (ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ) 
  8. Колледж – обучение дистанционно компьютерной грамоте
  9. Центр дистанционного образования «Эйдос» 
  10. Открытые курсы бизнеса и экономики

Для работы, например, можно использовать следующие сайты Интернета:

  • Уроки и тесты онлайн
  • Деловые программы
  • Федеральный фонд учебных курсов (электронный  учебник по экономике)
  • История России (учебный сайт)
  • Всем, кто учится (сайт информационный)
  • Бланки для предпринимателей (практический сайт)
  • ООО "ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИЙ" (предлагает документы по оценке имущества)
  • Российское образование – федеральный портал
  • Путеводитель по истории экономической мысли
  • Виртуальный компьютерный музей
  • Единое окно доступа к образовательным ресурсам
  • Библиотека Кирилла и Мефодия
  • Экономика, социология, менеджмент
  • Электронный учебник по статистике


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка конкурентоспособного специалиста в открытом образовательном пространстве

Доклад для Педсовета "Подготовка конкурентоспособного специалиста в открытом образовательном пространстве"...

Тезисы к конференции. Подготовка конкурентоспособного специалиста в системе СПО медицинского профиля с использованием инновационнообразовательных технологий. Г.А.Максимова, Л.С. Марач, С.Я. Лущай.

Тезисы были подготовлены для всеросийской научно-практической конференции"Здравоохранение и образовательное пространство: интеграция и перспективы взаимодействия",г.Астрахань, 2-3 июня 2016 года...

Статья "Цели и задачи цикловой комиссии по подготовке конкурентоспособного специалиста"

Статья: "Цели и задачи цикловой комиссии по подготовке конкурентоспособного специалиста"...

Самоанализ опыта педагогической деятельности по единой методической теме «Развитие навыков самостоятельной работы – основа качественной подготовки конкурентоспособного специалиста»

В данной работе предоставлен опыт работы преподавателя немецкого языка над единой методической темой техникума "Развитие навыков самостоятельной работы- основа качественной подготовки конкурентоспособ...

РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В ПОДГОТОВКЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА

Качество профессионального образования можно обеспечить при условии включения образовательных учреждений в систему профессиональной деятельности предприятий и организаций. Сегодня повышение качества ...