РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В ПОДГОТОВКЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА
статья на тему

Милованова Надежда Николаевна
Качество профессионального образования можно обеспечить при условии включения образовательных учреждений в систему профессиональной деятельности предприятий и организаций. Сегодня повышение качества профессионального образования возможно через развитие системы социального партнерства. Социальное партнерство колледжа - один из приоритетов его развития. Оно представляет собой систему отношений колледжа с предприятиями, субъектами и институтами рынка труда, службой занятости, органами власти, учреждениями образования, общественными организациями, основанными на выявлении, согласовании и реализации интересов всех участников этих отношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл staya_dlya_sayta.docx21.05 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В ПОДГОТОВКЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА

Милованова Н.Н., преподаватель

ТОГБПОУ «Приборостроительный колледж»

Непрерывный процесс обновления техники и технологии в условиях современного производства предъявляет высокие требования к подготовке специалиста.

Выпускники должны обладать новыми качествами: социальной активностью, готовностью к переменам в собственной и окружающей жизни, умением общаться с людьми, эмоционально воспринимать события, работать с разными источниками информации, иметь психологическую готовность нести ответственность, прежде всего за собственную судьбу.

Сегодняшние выпускники в силу вполне объективных и разных причин с трудом встраиваются в систему современных социально-экономических отношений.

Рынку труда необходимы выпускники системы профессионального образования, обладающие определенным качеством подготовки, способные к интенсивному освоению новых знаний и новых технологий в профессиональной деятельности на современном уровне, владеющие навыками коммуникативной культуры.

Качество профессионального образования можно обеспечить при условии включения образовательных учреждений в систему профессиональной деятельности предприятий и организаций.

В ТОГБПОУ «Приборостроительный колледж» такое включение разворачивается по четырем основным направлениям:

- организация производственной практики обучающихся в условиях современного производства;

- участие предприятий и организаций в оснащении образовательного учреждения современным оборудованием и технологиями производства, кадровом обеспечении образовательного процесса;

- совместная разработка профессиональных отраслевых компетенций и системы управления качеством профессионального образования;

- совместная работа с профсоюзными организациями в социальном становлении обучающихся.

Сегодня повышение качества профессионального образования возможно через развитие системы социального партнерства.

Социальное партнерство колледжа - один из приоритетов его развития. Оно представляет собой систему отношений колледжа с предприятиями, субъектами и институтами рынка труда, службой занятости, органами власти, учреждениями образования, общественными организациями, основанными на выявлении, согласовании и реализации интересов всех участников этих отношений.

Коллектив колледжа в качестве одного из направлений своей деятельности организовал социальное партнерство с предприятиями города: ПАО «Тамбовский завод «Электроприбор», ОАО «Тамбовмаш», ОАО «Тамбовский завод «Октябрь», ОАО «Тамбовгальванотехника», с ФГУП «Тамбовский завод «Ревтруд», Тамбовский вагоноремонтный завод – филиал ОАО «Вагонреммаш»,  городской центр занятости населения.

С одной стороны, эти предприятия являются заказчиками кадров, с другой – нашими партнерами, которые принимают непосредственное участие в подготовке кадров для своих предприятий.

Со всеми перечисленными предприятиями заключены договоры о сотрудничестве в подготовке специалистов и организации практического обучения студентов колледжа. В договорах с предприятиями отражены вопросы:

  • организация производственного обучения  и практики студентов колледжа ;
  • учебно-методическое обеспечение производственного обучения и практики студентов колледжа, методической помощи работникам предприятий, занимающихся вопросами практики студентов;
  • организация стажировки преподавателей и мастеров производственного обучения колледжа;
  • обеспечение переподготовки и повышения квалификации специалистов предприятий;
  • обеспечение трудоустройства выпускников колледжа.

Важным социальным партнером колледжа является служба занятости населения, которая:

  • организует конкурсы на размещение заказов, на профессиональную подготовку, переподготовку, и повышение квалификации безработных граждан, опережающее профессиональное обучение граждан, находящихся под риском возможного увольнения, и выступает в качестве заказчика на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации незанятого населения на базе колледжа;
  • осуществляет рекламу образовательных услуг, организуя «ярмарки рабочих и учебных мест»;
  • является источником информации о ситуации на рынке труда, прогнозируемой потребности предприятий в рабочей силе.

На протяжении многих лет ТОГБПОУ «Приборостроительный колледж» ведет подготовку специалистов по специальности: 15.02.08 «Технология машиностроения», значительная часть которых после окончания образовательного учреждения работает в  ПАО «Тамбовский завод «Электроприбор».  Анализ деятельности выпускников колледжа на предприятии свидетельствует об их серьезной теоретической и практической подготовке, способности быстро адаптироваться в условиях современного производства, умении применять полученные знания в практической деятельности и стремлении к дальнейшему творческому росту. Основой  достижения таких результатов, по моему мнению, является серьезная организация образовательного процесса в колледже, высокая квалификация педагогических кадров, тесная связь теоретического обучения в колледже и практического на предприятии.

        Взаимодействие ПАО «Тамбовский завод «Электроприбор» и ТОГБПОУ «Приборостроительный колледж» в плане формирования кадрового потенциала предприятия осуществляется по следующим основным направлениям:

        1. Анализ перспектив развития отрасли и разработка на его основе профессиональных образовательных программ.

        1.1. Формирование перечня и содержания  учебных дисциплин регионального компонента учебного плана базового уровня по специальности 15.02.08 «Технология машиностроения».

        1.2. Формирование перечня и содержания дисциплин по выбору студентов, устанавливаемых образовательным учреждением.        

        1.3. Использование академических свобод образовательного учреждения в формировании содержания образования по общепрофессиональным и специальным  дисциплинам через включение в рабочие программы этих дисциплин разделов и тем, ориентированных на конкретные производственные процессы. Главные специалисты предприятия осуществляют согласование учебных планов и рабочих программ спецдисциплин с целью формирования ключевых компетенций выпускников

        2. Осуществление практической подготовки студентов на предприятии.

        2.1. Предусмотренная учебным планом практика по профилю специальности, преддипломная (квалификационная) практика студентов колледжа, обучающихся по специальности 15.02.08 «Технология машиностроения проводится в цехах и отделах ПАО «Тамбовский завод «Электроприбор»  под руководством преподавателей колледжа и специалистов предприятия.

        2.2. Курсовые и дипломные проекты студенты выполняют по тематике ПАО «Тамбовский завод «Электроприбор»,  руководителями курсового и дипломного проектирования также являются преподаватели спецдисциплин и специалисты предприятия.

        2.3. Ведущие специалисты ПАО «Тамбовский завод «Электроприбор» участвуют в работе  Государственной экзаменационной комиссии по специальностям 15.02.08 «Технология машиностроения».

        2.4. В целях совершенствования практической подготовки студентов, актуализации курсового и дипломного проектирования, формирования единых требований к студентам, а также обмена опытом председатель цикловой комиссии дисциплин металлообработки  на постоянной основе проводит семинары-совещания преподавателей и специалистов предприятия, привлекаемых к работе  в качестве руководителей практики, руководителей дипломного проектирования и рецензентов.

        3. Обеспечение возможности получения среднего профессионального образования работающей на предприятии молодежи без отрыва от производства.

        3.1. С целью выполнения требований Государственного образовательного стандарта  среднего профессионального образования по специальности 15.02.08 Технология машиностроения, на основании Рекомендаций по составлению индивидуальных учебных планов, а также с учетом специфики контингента обучающихся, выясненной в результате консультаций со специалистами предприятия, разработан учебный план, утвержденный директором колледжа, и согласованный с работодателями.         

        4. Повышение квалификации работников ПАО «Тамбовский завод «Электроприбор».

        4.1. Преподавательский состав цикловой комиссии специальности 15.02.08 Технология машиностроения участвуют в процессе теоретического обучения учеников по профессиям: токарь, фрезеровщик, шлифовщик, исходя из программы обучения и требований ЕТКС.

        Сотрудничество ПАО «Тамбовский завод «Электроприбор» и ТОГБПОУ «Приборостроительный колледж» по перечисленным направлениям является  плодотворным как для одной, так и для другой стороны.

Одним из перспективных направлений деятельности ТОГБПОУ «Приборостроительный колледж» является развитие социального партнерства с учреждениями СПО  для решения проблемы обеспечения преемственности общего, начального и среднего профессионального образования в Тамбовском регионе. 

Организационные формы сотрудничества с социальными партнерами выражены в создании попечительского совета, в состав которого входят представители предприятий ПАО «Тамбовский завод «Электроприбор», ОАО «Тамбовмаш», ОАО «Пигмент», родителей обучающихся в колледже, а также в привлечении внимания к вопросам социального партнерства СМИ с целью формирования положительного имиджа колледжа. В этом же направлении проводится и реклама образовательных услуг, осуществляемых колледжем.

Наших партнеров часто можно увидеть в колледже на защите отчетов по производственной практике, на научно-практических конференциях, на защите курсовых проектов, на итоговой государственной аттестации, при распределении студентов на практику, на родительских собраниях. Они являются также руководителями дипломных проектов.

Проведенная работа показала необходимость привлечения работодателей и заказчиков кадров к активному участию в подготовке специалистов. Впереди у нас много совместных дел. А главное – уже сегодня из своих обучающихся формировать будущих партнеров. И поэтому их надо учить – давать знания по социальному управлению и социальной психологии, связи с общественностью, формировать опыт социального партнерства, который в будущем и будет определять продуктивность социального диалога в обществе.

В целом колледж стоит перед проблемой дальнейшего развития и углубления  социального партнерства, для чего необходимо обеспечить создание устойчивых связей с работодателями и другими социальными партнерами на основании договоров о сотрудничестве, расширять взаимодействие с другими уровнями в системе общего и профессионального образования для обеспечения непрерывности образования.

Литература:

  1. Жильцова Л.Д. Социальное партнерство колледжа – между вчера и завтра // Профессиональное образование. Столица, 2008, № 8.
  2. Морева Н.А. Технологии профессионального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка конкурентоспособного специалиста в открытом образовательном пространстве

Доклад для Педсовета "Подготовка конкурентоспособного специалиста в открытом образовательном пространстве"...

Тезисы к конференции. Подготовка конкурентоспособного специалиста в системе СПО медицинского профиля с использованием инновационнообразовательных технологий. Г.А.Максимова, Л.С. Марач, С.Я. Лущай.

Тезисы были подготовлены для всеросийской научно-практической конференции"Здравоохранение и образовательное пространство: интеграция и перспективы взаимодействия",г.Астрахань, 2-3 июня 2016 года...

Статья "Цели и задачи цикловой комиссии по подготовке конкурентоспособного специалиста"

Статья: "Цели и задачи цикловой комиссии по подготовке конкурентоспособного специалиста"...