Самоанализ опыта педагогической деятельности по единой методической теме «Развитие навыков самостоятельной работы – основа качественной подготовки конкурентоспособного специалиста»
материал на тему

В данной работе предоставлен опыт работы преподавателя немецкого языка над единой методической темой техникума "Развитие навыков самостоятельной работы- основа качественной подготовки конкурентоспособного специалиста" и те мероприятия, которые осуществлялись для изучения и реализации данного направления в собственной педагогической деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самоанализ опыта педагогической деятельности по единой методической теме «Развитие навыков самостоятельной работы – основа качественной подготовки конкурентоспособного специалиста» в БПОУ УР «СПТ» С 09.2012 по 12.2016г.

Преподаватель общеобразовательных дисциплин: Жижина Н.А.

В наш век - век бурного развития науки и техники - ни одна образовательная организация  не в состоянии дать человеку всех тех знаний, которые потребует от него жизнь. Но мы можем привить обучающимся необходимые навыки: умение думать, приобретать, творчески усваивать знания и применять их на практике.

Вот почему инициатива и мыслительная активность обучающихся становятся неотъемлемой частью современного урока, а проблема выработки форм и методов обучения не только обеспечивающих прочные знания основ наук, но и воспитывающих самообразовательные навыки, является одной из актуальных проблем педагогики.

Эту проблему можно решить путем усиления самостоятельной работы обучающихся во всех звеньях учебного процесса, и не только.

Под самостоятельной работой понимается такой вид мыслительной деятельности, который организуется и направляется учителем и в процессе которого обучающиеся, приобретая необходимые знания и навыки, учатся наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, рассуждать, овладевают логическими операциями, необходимыми для самостоятельного решения вопросов, выдвигаемых жизнью.

Организация самостоятельной работы обучающихся - одна из коренных проблем обучения. Она обеспечивает активное усвоение программного материала и овладение соответствующими практическими умениями и навыками.

2.Основная часть.

В рамках работы над единой методической темой мною была изучена документация и методическая литература по проблеме в целом и в частности об особенностях организации самостоятельной работы на уроках иностранного языка.

Много информации относительно данной темы с целью совершенствования методики преподавания было извлечено из бесед, семинаров, круглых столов, заседаний ЦМК и РМО, педагогических советов.

Так,  в 2012  я прошла курсы повышения квалификации на тему «Инновационная система контроля и оценки обучающихся в рамках ФГОС», в 2013 году на тему « Система оценки качества образования в условиях введения ФГОС» , в 2015 я посетила курсы повышения квалификации «Преподавание дисциплины ИКРК в профессиональных образовательных организациях», где много внимания было уделено приемам самостоятельной работы с учебным текстом.

В 2015 же на заседании РМО преподавателей иностранного языка я не только выслушала коллег, но и сама поделилась своим опытом, какие виды работы, в том числе и самостоятельные виды работ,  использую в своей практике с помощью информационных технологий.

Методы и приемы организации  самостоятельной работы с обучающимися  я раскрыла в 2014 году в презентации «Секреты педагогического мастерства» на тему «Использование информационно-коммуникативных технологий на уроке немецкого языка».

Разнообразием  организации работы  с обучающимися  на занятии я обогатилась на двухдневном форуме учителей немецкого языка в 2015 году в г.Ижевск, где мультпликаторами групп был предоставлен учителям немецкого языка большой объем методических технологий, методов и приемов.

В 2013 году на заседании ЦМК общеобразовательных дисциплин раскрала коллегам суть технологии критического мышления, основной из характеристик которой является самостоятельное мышление, а одной из задач -  стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

В рамках единой методической темы проводилась работа  по изучению индивидуальной методической темы «Методика разработки и использования в практике тестовых заданий». Результатом которой стало множество тестов для различных видов самостоятельной  аудиторной и внеаудиторной работы. Это и лексические тесты на знание значений  тематических слов, это тесты на понимание чтения, это грамматические и лексико-грамматические тесты.

Так, с помощью интернет – ресурсов мною был составлен сборник тестов по грамматике, куда входят теоретическая и практическая части. Обучающийся самостоятельно изучает теорию и выполняет тест по соответствующему разделу грамматики.

В соответствии с рабочей программой разработан фонд оценочных средств – комплект заданий для контрольных работ и комплект заданий для дифференцированного зачета, 90% заданий фонда- это тестовые задания, выполняемые обучающимися самостоятельно под руководством преподавателя.

С 2014 года по сегодняшний день мною разрабатываются методические рекомендации по выполнению практических работ, что является неотъемлемой частью аудиторной самостоятельной работы обучающихся. Сюда входят: работа с текстом, предтекстовые и послетекстовые упражнения, грамматические задания, карточки, раздаточный материал и т.д.

Ежедневно при подготовке к учебным занятиям пополняется методическая копилка карточками и разработками уроков, где значимое место отведено самостоятельной работе обучающихся.

Для организации внеаудиторной самостоятельной работы с обучающимися мною разработаны методические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине «Немецкий язык» (2014 г),которые включают в себя все виды самостоятельных работ по предмету в соответствии с рабочей программой ,  а также приложение А(памятки : как читать немецкие слова, как работать со словарем, указания по подготовке презентаций или устного и письменных сообщений и т.д) , и приложение В(это непосредственно тексты для работы или образцы выполнения ).

Ежегодно составляется и график выполнения внеаудиторной самостоятельной работы, который   рассматривается на заседании ЦМК и утверждается заместителем директора по учебной работе. Но дело в том , что данный график не соблюдается  всеми обучающимися. Пока, данные  виды самостоятельной работы применяю по отношению тех обучающихся, кто имеет академическую задолженность по предмету в качестве индивидуального задания.

Особое место в деятельности педагога занимает руководство индивидуальной самостоятельной работой обучающегося при подготовке к конференциям и различного рода конкурсам.

Так , в 2016 году мною осуществлялось руководство самостоятельной работой Шарабоина Андрея для участия во внутритехникумовской  научно- практической конференции «В мир поиска, в мир, творчества, в мир науки»

 в 2015 году руководство самостоятельной работой  Ягодина Романа при создании видеоролика на немецком языке о своей профессии станочника для участия  во всероссийском конкурсе учащихся «Моя профессия – лучшая!»

В 2017 году совместная работа с Коростиным Павлом  в Республиканской научно- практической студенческой конференции «Иностранные языки Плюс»

Привлечение к самостоятельной работе обучающихся наблюдается  и в организации деятельности методической комиссии в рамках проекта « Интеллектуал»: создание тематических кроссвордов и тематических газет, комплексная заочная викторина по предметам общеобразовательного цикла, на вопросы которой обучающиеся отвечают самостоятельно, используя различные источники информации.

В рамках проекта проведена совместно с Л.В. Араповой страноведческая викторина, где обучающиеся самостоятельно составили коллаж достопримечательностей немецкоговорящих и англоязычных стран.

 С разработкой метод комиссии общеобразовательных дисциплин  творческого проекта «Интеллектуал», который стал традицией в техникуме с целью активизации  самостоятельной деятельности обучающихся техникума, я приняла участие во III всероссийском конкурсе педагогических, научно-исследовательских, научно- практических и научно- методических работ имени Михеева Ивана Степановича.

С 2013 года с  Л.В.Араповой  пытаемся руководить самостоятельной работой кружка «Пресс-центр». В период с 2013 по 2016 года выпущено 24 номера студенческой газеты и проведено  одно открытое заседание кружка. Эта деятельность осуществляется все сложнее  и сложнее,  в связи с тем, что если на уроке мотивацией может служить та же оценка, то  мотивация организации внеурочной деятельности   вызывает  затруднения.

За время работы в техникуме осуществлялась  также организация воспитательной самостоятельной работы.  Так  проведены такие общетехникумовские мероприятия,  как празднование 9 мая , посвящение в студенты «Мы в завтра выбрали дорогу»  и открытый классный час «Герои нашего времени».

Таким образом, работая над темой, я пришла к выводу, что умелая организация самостоятельной работы позволяет развивать у обучающихся интерес к обучению, формировать умение самостоятельно применять имеющиеся и приобретать новые знания и навыки, развивать творческую и познавательную активность.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания для выполнения самостоятельной работы ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ АРХИТЕКТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВА для студентов очной формы обучения специальности среднего профессионального образования 270101 Архитектура

Методические указания для выполнения самостоятельной работы составлены в соответствии с программой по учебной дисциплине "Основы экономики архитектурного проектирования  и строительства" по специ...

Формирование профессиональных компетенций студентов, как основа качественной подготовки специалистов парикмахеров.

Современная социально-экономическая ситуация, развитие рыночных отношений предъявляют высокие требования к деятельности учреждений среднего звена. В условиях, когда повышается конкуренция на рынке тру...

Методические рекомендации по выпонению самостоятельной работы "Основы учебно - исследовательской работы"

В данных методических рекомендациях представлены задания для выполнения студентами самостоятельно....

Педагогический совет, доклад на тему: «Современные педагогические технологии - основа качественной подготовки квалифицированных специалистов»

Выступление с докладом на Педагогическом совете: «Современные педагогические технологии - основа качественной подготовки квалифицированных специалистов»...

Описание собственного опыта педагогической деятельности, основанного на совершенствовании и развитии методов и средств обучения, воспитания и развития

        Цель моей педагогической деятельности — создание условий для достижения современного качества образования, воспитания информационно-компетентной личности, спос...