Бизнес-проектирование как основа подготовки конкурентоспособного специалиста
статья на тему

Татьяна Чачина

выступление на конференции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл выступление на конференции24.25 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Колледж легкой промышленности №5

ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ КАДРОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ НА ОСНОВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ, СОЦИАЛЬНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

 Научно-практическая конференция по итогам проведения конкурса инновационных проектов предметных цикловых комиссий и педагогических работников колледжа «Лучший инновационный проект»

Бизнес-проектирование как основа подготовки конкурентоспособного специалиста

Преподаватель Т.С. Чачина

Москва

2012

В последние несколько лет в системе образования большое внимание уделяется профессиональной компетенции обучающихся.  Сегодня это особенно актуально в связи с экономической ситуацией в стране и во всем мире.

Профессиональная компетентность – это интегральная характеристика  деловых и личностных качеств специалиста, отражающая уровень знаний, умений и опыта, достаточных для осуществления данного рода деятельности.

С позиции профессиональной компетенции, профессиональная подготовка по своим целям и содержанию приобретает ярко выраженный социальный оттенок, ориентируется на индивидуальные и личностные качества студентов, имея своей целью их последовательное развитие в течение всего периода обучения.

Компетентность следует понимать как состояние, позволяющее действовать. Это способность личности осуществлять определенную деятельность, опирающуюся на процессы, ее реализующие, которые должны быть усвоены студентами в процессе обучения. Это знания, умения и навыки, полученные на теоретических и практических занятиях. Поэтому необходимо акцентировать внимание студентов на постоянное самообразование, для умения мобилизоваться в конкретной ситуации и применять полученные знания и опыт.

Для этого знания должны быть системно организованы, носить категориальный характер (иметь общие подходы и принципы) и в то же время быть конкретными, гибкими и динамичными (быстро перестраиваться и меняться под влиянием изменяющейся ситуации); должны носить не только декларативный характер (знаю, что), но и процедурный (знаю как), а также целостно-смысловой характер (знаю зачем и почему); должны быть оперативными (быстрота актуализации в нужной ситуации и перенос в новую) и осмыслены студентами (наличие знаний о том, что знаю).

Помимо процесса усвоения профессиональных знаний, умений и навыков необходимо сформировать ряд качеств, которые в дальнейшем послужат основой для последующего развития личности, так, как профессиональная компетентность невозможна без определенной связи двух видов деятельности – настоящей (образовательной) и будущей (практической), реализуемой через моделирование одной деятельности внутри другой.

Это качества профессионального характера, которые следует прививать и развивать у студентов в процессе всего периода обучения: самостоятельность, творческий подход к делу, умение доводить начатое до конца, способность постоянно обновлять знания, гибкость мышления, организованность, концентрацию внимания, высокую степень самоконтроля, самоанализа, самооценки, самокритичность и ответственность за результаты своего труда. Специалист, обладающий такими качествами, будет способен стремиться к достижению наивысших результатов своего профессионального труда за счет рационализации, модернизации, совершенствования знаний, умений, навыков и способностей, а, значит, будет конкурентоспособен на рынке труда.

Именно такой формой обучения является разработка бизнес-проекта,  который ежегодно представляется студентами колледжа на городском конкурсе «Лучший предпринимательский проект учащейся и студенческой молодежи города Москвы».  Конкурс проводится в целях:

- реализации мероприятий по развитию и поддержке малого предпринимательства в молодежной среде,

- подготовке кадрового резерва для действующих предприятий малого бизнеса,

- формирования социальной базы для роста численности новых предпринимательских структур.

Задачи конкурса:

- содействие молодежным инициативам в сфере индивидуальной трудовой и предпринимательской деятельности;

- воспитание потенциальной конкурентоспособной плеяды молодых российских предпринимателей;

- привлечение внимания общественности, руководителей предпритяий к инициативам молодежи в области предпринимательства с целью разработки и реализации совместных проектов;

- обеспечения взаимодействия предпринимательских структур с молодежными проектными коллективами и получения ими информации и бизнес-идеях, разработанных в молодежной среде;

- формирования банка данных молодежных бизнес-проектов.

Участие студентов в данном мероприятии заставляет их активизировать свою деятельность и проявить себя с различных сторон: это и самостоятельность, и творческие способности, и умения добывать необходимые сведения.

Требования, предъявляемые к составлению Бизнес-плана предпринимательского проекта, должны быть выполнены в обязательном порядке.

1. Резюме проекта – помимо наименования и описания проекта, студенты обязаны дать обоснование его социальной значимости и актуальности.

2. Юридическое обоснование проекта включает выбор организационно-правовой формы реализуемого проекта и законодательные ограничения, связанные с данным видом деятельности.

3. Предварительный маркетинговый план проекта предполагает описание товара, оценку рынков сбыта планируемого к производству продукта, его конкурентоспособность и мероприятия по выводу продукта на рынок.

4. Примерное технико-экономическое обоснование проекта – это экономические расчеты, проведенные с учетом экономической ситуации, сложившиеся на рынке в настоящее время:

- расчет финансовых затрат (оборудование, сырье и материалы, строительно-монтажные работы, аренда помещений, расходы на рекламу, коммунальные платежи, амортизационные отчисления);

- трудовые ресурсы (организационный план создаваемого производства, количество создаваемых рабочих мест и социальная направленность, планируемая заработная плата и фонд оплаты труда);

- расчет себестоимости единицы продукции с учетом всех затрат;

- прогноз финансовых результатов (наличие балансовой прибыли);

- экономические показатели первых двух лет работы предприятия (рентабельность и срок окупаемости).

Проект должен быть представлен не только в печатном виде, но и иметь и электронную версию, что предполагает умение студентов активно пользоваться современными компьютерными технологиями.

В процессе работы над созданием бизнес-плана предприятия, студентам приходится не только научиться применять полученные знания по экономическим дисциплинам, но и вникать в совершенно другие области деятельности.

В этом году студентами был разработан бизнес-план предприятия по оказанию парикмахерских услуг. Студентам пришлось изучить не только принцип работы парикмахерской, но и ознакомиться с применяемым оборудованием, инструментами, их назначением, техническими характеристиками, технологическими процессами. Во время проведения маркетинговых исследований они общались не только с предполагаемыми клиентами, но и с должностными лицами, заключая предварительные договора.

Все те знания, которые студенты получили во время этой работы, те умения, не только добывать знания, анализировать и обрабатывать, но и навыки общения на самом разном уровне, в различных ситуациях, помогут им в профессиональной деятельности в различных областях национальной экономики и обеспечат их конкурентное преимущество на рынке труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка конкурентоспособного специалиста в открытом образовательном пространстве

Доклад для Педсовета "Подготовка конкурентоспособного специалиста в открытом образовательном пространстве"...

Тезисы к конференции. Подготовка конкурентоспособного специалиста в системе СПО медицинского профиля с использованием инновационнообразовательных технологий. Г.А.Максимова, Л.С. Марач, С.Я. Лущай.

Тезисы были подготовлены для всеросийской научно-практической конференции"Здравоохранение и образовательное пространство: интеграция и перспективы взаимодействия",г.Астрахань, 2-3 июня 2016 года...

Статья "Цели и задачи цикловой комиссии по подготовке конкурентоспособного специалиста"

Статья: "Цели и задачи цикловой комиссии по подготовке конкурентоспособного специалиста"...

Самоанализ опыта педагогической деятельности по единой методической теме «Развитие навыков самостоятельной работы – основа качественной подготовки конкурентоспособного специалиста»

В данной работе предоставлен опыт работы преподавателя немецкого языка над единой методической темой техникума "Развитие навыков самостоятельной работы- основа качественной подготовки конкурентоспособ...

РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В ПОДГОТОВКЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА

Качество профессионального образования можно обеспечить при условии включения образовательных учреждений в систему профессиональной деятельности предприятий и организаций. Сегодня повышение качества ...