Методическая разработка урока по теме "Установление тоталитарного режима в СССР в 30-е годы 20 века"
методическая разработка

Стеканова Галина Викторовна

Методическая разработка урока по предмету История, раздел рабочей программы "Между мировыми войнами", тема - "Установление тоталитарного режима в СССР в 30-е годы 20 века"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коркинский филиал

ГБПОУ «Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли»

ПЛАН УРОКА

Преподаватель:Стеканова Галина Викторовна

Дисциплина: История

Раздел по рабочей программе: Между мировыми войнами

Тема урока: Установление тоталитарного режима в СССР в 30-е годы 20 века

Цели урока:

1)образовательные:

– изучение особенностей  тоталитаризма как политического режима; объяснение принципа формирования командно-административной системы;

2) воспитательные:

- формирование познавательного интереса к истории Отечества; а также формирование неприятия к тоталитарным способам и методам власти;

3) развивающие:

– продолжать развитие навыков анализа при работе с историческими документами, совершенствование навыков выступления перед аудиторией

Оборудование урока: мультимедийный проектор, доска, мел.

Междисциплинарные связи: обществознание, литература

Этап урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Примеча

ние

Время (мин)

1

Организационный момент

Приветствует обучающихся

Проверяет присутствующих по журналу

Приветствуют преподавателя

Готовятся к занятию

2

2

Целевая установка

Озвучивает тему урока

  1. Объясняет актуальность изучаемой темы
  2. Ставит цели урока совместно с обучающимися

Записывают тему и  урока в тетрадь Воспринимают цели урока, задают вопросы

5

3

  1. Актуализация и мотивация
  1. Эвристическая беседа:
  2. Как тип власти может повлиять на частную жизнь личности

Высказывают мнение

5

4

Актуализация знаний

Работа над понятиямиСравнение положительных и отрицательных итогов индустриализации и коллективизации

Формулировка понятий Сравнительный анализ.Высказывают свое мнение

15

5

Изучение нового материала

Создание условий для работы с новой информацией

Выполняют задания:

Работа с определениями, таблицами

35

6

Закрепление изученного материала

После изучения каждого вопроса темы выполняется промежуточное закрепление

Работа с документами

Анализ таблиц

15

7

Проверка изученного материала

  1. Задание на основе изученного материала. Выполнение тестирования

Выполнение тестирования

10

8

  1. Домашнее задание
  1. Объясняет сущность домашнего задания
  1. Воспринимают информацию, задают вопросы

2

9

  1. Подведение итогов
  1. Анализирует работу группы, делает выводы.
  2. Озвучивает оценки за урок
  1. Воспринимают информацию
  2. Проводят самоанализ и дают оценку деятельности на уроке

Выставление оценок в журнал

2

Краткий самоанализ учебного занятия:

В результате проведенного урока уобучающихся сформировано устойчивое представление о политических процессах, проходивших в 30-е годы 20 века в СССР. Таким образом, были расширены знания и умения обучающихся по дисциплине «История».  

На уроке  обучающиеся показали умения принимать решения, работать в коллективе  (путем дополнения ответов друг друга). Также осознали значимость изучаемой темы, так как расширили знания о положении человека в системе тоталитарного общества. В целом материал обучающимися усвоен, о чем можно судить благодаря хорошим ответам в процессе закрепления материала и выполнения заданий.  

Считаю, что цели урока достигнуты.  

Преподаватель:                       Г.В.Стеканова

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Мы продолжаем изучать историю нашего государства 30-е годы 20 века.

Давайте систематизируем процессы происходящие в политике и экономике в 20-30 годы 20 века (работа над понятиями, которые представлены на доске в форме коллажа: революция, гражданская война, интервеция, террор, военный коммунизм, продразверстка, НЭП, индустриализация, коллективизация). Расставим их в хронологической последовательности и дадим определение. Ответы 2-3 студентов.

Охарактеризовать последствия индустриализации и коллективизации, сравнить положительные и отрицательные итоги. Ответы 2-3 студентов.

Тип власти, который сформировался в этот период, оказал влияние на несколько поколений, выросших в СССР. До сих пор достаточно много сторонников жесткой власти, ведь эти события через судьбы всех семей.

Тема нашего урока «Установление тоталитарного режима в СССР в 30-е годы 20 века».  Запишите в тетрадь.

План. (слайд  №1)

  1. Тоталитаризм: определение и его признаки.
  2. Командно-административная система в СССР.
  3. Положение человека в тоталитарном обществе.

Изучение понятия «тоталитаризм» мы начнем с формулировки определения (слайд №2.Запись в конспект).

Тоталитаризм – это политический режим, в котором устанавливается полный контроль и жесткая регламентация со стороны государства всех сфер жизни общества и жизни каждого человека, которая обеспечивается силовыми средствами, в том числе и средствами вооруженного насилия.

Познакомившись с определением, мы обсудим несколько проблемных вопросов:

  1. В чем сущность тоталитаризма?
  2. Какие задачи выполняет тоталитарный режим?
  3. В чем сила и слабость тоталитарных режимов?
  4. В чем причина длительного существования тоталитарного режима в СССР?
  5. Какие общие черты тоталитарных режимов в Европе?
  6. Какие признаки тоталитаризма вы можете назвать?
  7. В чем предпосылки формирования тоталитарного режима в СССР?

Работа со слайдами №2, 3. Запись понятия и признаков в конспект.

Выполнение задания, работая с историческими документами №1, 2.

Документ №1

Из Конституции СССР. 1936 г.

«…Статья 125. В соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя гражданам СССР гарантируется законом:

а\ свобода слова

б\ свобода печати

в\ свобода печати и митингов

г\ свобода уличных демонстраций

Эти права граждан обеспечиваются предоставлением трудящимся и их организациям типографий, запасов бумаги, общественных зданий, средств связи и других материальных условий, необходимых для их осуществления.

Статья 127. Гражданам СССР обеспечивается неприкосновенность личности. Никто не может быть подвергнут аресту иначе как по постановлению суда или санкции прокурора.»

Документ №2

«Из открытого письма Сталину» Ф. Раскольников 17 августа 1939 г.

«Никто в СССР не чувствует себя в безопасности. Никто, ложась спать, не знает, удастся ли ему избежать ночного ареста. Никому нет пощады. Правый и виноватый, герой Октября и враг революции, старый большевик и беспартийный, колхозный крестьянин и полпред, народный комиссар и рабочий, интеллигент и Маршал – все в равной мере подвержены ударам Вашего бича, все кружатся в кровавой карусели.

Как во время извержения вулкана огромные глыбы с треском и грохотом рушатся в жерло кратера, так целые пласты советского общества срываются и падают в пропасть».

Задание:

  1. Как характеризуют политический строй страны данные документы ?
  2. Что Вы можете сказать о таком историческом источнике, как Конституция ?
  3. О какой черте тоталитарного общества идет речь в документе №2?

В 30-е годы в Советском Союзе сложилась особая политическая система, которую можно определить как командно-административная система.

 Вопросы для обсуждения:

  1. Какие были причины образования командно-административной системы?
  2. Как командно-административная система отразилась в экономике?

Работа с характеристикой командно-административной системы (слайды №4, 5, 6):

КОМАНДНО – АДМИНИСТРАТИВНАЯ СИСТЕМА В СССР

ЭКОНОМИКА(слайд №4)

  • Ликвидация свободы труда и замена её внеэкономическим принуждением
  • Фактическое присвоение государством средств производства и рабочей силы
  • Государственное регулирование рабочего дня и заработной платы
  • Фактический запрет забастовок
  • Милитаризация экономики

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА(слайд №5)

  • Господство однопартийной системы
  • Физическое уничтожение политических противников
  • Сращивание партийного и государственного аппаратов
  • Создание системы массовых организаций
  • Культ вождя
  • Создание мощного репрессивного аппарата

ДУХОВНАЯ СФЕРА(слайд №6)

  • Партийная идеология становится государственной
  • Уничтожение литературы, не отвечающим требованиям идеологии
  • Государственный контроль над средствами массовой информации
  • Создание единой системы массовых организаций
  • Идеологическая изоляция общества
  • Стандартизация духовной жизни

Работа со слайдами №7, 8. Запись в конспект.

Работа с документами №3, 4.

Документ №3

Из дневника учителя истории И.И.Шитца.1929г.

50-летний юбилей «отпразднован» бесчисленными приветствиями вождю, перепечатанными в газетах. Вся страна превратилась в верноподданных, везде повторяется: «Тебе, вождю», «тебе, стальному вождю». Почти все шлют «пламенный привет», либо «горячий привет», либо «пламенный пролетарский», либо «пролетарский горячий»…

Документ №4

Из книги Л.Д. Троцкого «Преданная революция»

Всё более назойливое обожествление Сталина является, при всей своей карикатурности, необходимым элементом режима. Бюрократии нужен неприкосновенный суперарбитр, и она поднимает на своих плечах, того, кто наиболее отвечает её притязаниям на господство…Каждый из них на своём посту считает: «Государство – это Я!» В Сталине каждый без труда находит себя. Но и Сталин в каждом из них открывает частицу своего духа. Сталин есть персонификация бюрократии: в этом и состоит его политическая личность.

Задание:

  1. О какой черте тоталитарного режима идет речь в приведенных документах?
  2. В чем видит Л.Д. Троцкий истоки культа личности Сталина?
  3. Согласны ли вы с его суждениями?

Теперь мы выясним, чем характеризуется положение человека в тоталитарном обществе.

Анализ таблиц №1, 2, 3.

Таблица № 1: Социальная структура советского общества

год

Численность населения

Городская, сельская буржуазия

Крестьяне, кустари, ремесленники

Рабочие и служащие

Колхозное крестьянство

1913

139,3 млн.

16,3%

66,7%

17,0%

0 %

1928

152,6 млн.

4,6 %

74,9%

17,6%

2,9%

1937

160 млн.

0%

2,6%

50,2%

47,2%

Задание:Выявите главную тенденцию, характерную для социальной структуры советского общества конца 20-30-х годов.

Таблица №2: Потребление некоторых продуктов питания

(на душу населения в год, в кг)

Продукты питания

1913г.

1940г.

Для семей рабочих и служащих

Для семей колхозников

Мясо и сало (включая птицу и субпродукты)

29

15

20

Молоко и молочные продукты

154

90

140

сахар

8

5

15

картофель

114

80

140

Хлебные продукты (включая крупу, бобовые, макаронные изделия)

200

200

210

Задание: Проанализируйте данные таблицы и определите тенденцию в потреблении продуктов питания в городе и селе.

Таблица №3: Рост производства промышленной продукции в СССР

1913 г.

1928 г.

1940 г.

Электроэнергия (млрд кВт.ч)

2,0

5,0

48,3

Нефть (млн т)

9,2

11,6

31,1

Уголь (млн т)

29,1

35,5

165,9

Чугун (млн т)

4,2

3,3

14,9

Сталь (млн т)

4,2

4,3

18,3

Цемент (млн т)

1,5

1,8

5,7

Станки металлорежущие (тыс. шт.)

1,5

2,0

58,4

Автомобили (тыс. шт.)

0

0,8

145,4

Тракторы (тыс. шт.)

0

1,3

31,6

Задание: Проанализируйте данные таблицы и определите тенденции развития производства в СССР.

Работа со слайдами №7, 8. Записи в конспект

Работа с документами №5,6

Документ №5

Из писем населения  Председателю Президиума Верховного Совета СССР М.И. Калинину. 1937г.

Получая низкую мизерную зарплату, мы ходим около  магазинов, гастрономов-универмагов, да облизываемся, ничего не покупаем…Кто покупает – то все этих универмагах и гастрономах? Это доктора да инженеры с их огромными заработками, да артисты- дармоеды…вот они все хорошие продукты и жрут, ещё держат прислуг, собак в комнатах…Где же тут равенство и братство-то?

Документ №6

Из письма школьницы Нины Швецовой И.В.Сталину.1937г.

Дорогие Иосиф Виссарионович! Я и мой брат Александр не в силах ходить в школу. Потому что, тов. Сталин, питания у нас нет и к тому у нас очень сильное малокровие. Корову и лошадь у нас отобрали, у нас нет никакой скотины, ввиду того, что на нас неправильно наложили налог…В колхоз мы не вступили потому, что отец мой инвалид и работать в колхозе не в силах…Единолично жить неважно, не только неважно, но даже плохо...Дорогой и любимый вождь, товарищ Сталин! Я думаю и надеюсь на Вас, что Вы окажете нам какую – либо помощь.

Задание:

Как характеризуют повседневную жизнь в СССР отрывки приведенных документов? Какой вывод можно сделать об уровне жизни населения?

Возможно ли индивидуальное сопротивление тоталитаризму?

Демонстрация слайда №9, 10. Записи в конспект.

Задание для проверки знаний,  тестирование.

Выберите один правильный ответ в каждом вопросе:

  1. Существование однопартийной системы в СССР было одним из признаков:

а\ демократического строя

б\ тоталитарного режима

в\ режима военной диктатуры

г\ режима сильной президентской власти

  1. Командно-административная система характеризовалась:

а\ невмешательством государства в экономику

б\ свободой предпринимательства

г\ децентрализацией экономики

д\ внеэкономическими методами управления

  1. В 1930-е гг. в СССР не было:

а\ многообразия мнений в общественной жизни

б\ массовых политических репрессий

в\ сращивания партийного и государственного аппарата

г\ уничтожения оппозиции внутри партии

  1. Государственный строй, установившийся в СССР в 30-е годы, называется:

а\ терроризм

б\ деспотизм

в\ тоталитаризм

г\ абсолютизм

Подведение итогов:

1.Какие цели ставились в начале урока?

      2.Какие навыки вы получили на уроке?

3.Какая информация может пригодиться вам в жизни?

Итог урока, оценки

Домашнее задание:

учебник Самыгина П.С. История.стр. 347-351;

вопрос №1, 2 выполнить письменно в тетради;

подготовиться к опросу


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Установление тоталитарного режима в СССР План : Тоталитаризм: определение и его признаки. Командно – административная система в СССР. Положение человека в тоталитарном обществе.

Слайд 2

Тоталитаризм Политический режим, в котором устанавливается полный контроль и жесткая регламентация со стороны государства всех сфер жизнедеятельности общества и жизни каждого человека, которая обеспечивается силовыми средствами, в том числе и средствами вооруженного насилия.

Слайд 3

Признаки тоталитаризма: Насильственное установление однопартийной системы Уничтожение оппозиции внутри правящей партии «захват государства партией» Ликвидация системы разделения законодательной, исполнительной и судебной властей Уничтожение гражданских свобод Создание системы массовых общественных организаций Культ национального вождя Массовые репрессии

Слайд 4

Командно – административная система Экономика: Ликвидация свободы труда и замена её внеэкономическим принуждением Фактическое присвоение государством средств производства и рабочей силы Государственное регулирование рабочего дня и заработной платы Фактический запрет забастовок Милитаризация экономики

Слайд 5

Командно – административная система Политическая система: Господство однопартийной системы Физическое уничтожение политических противников Сращивание партийного и государственного аппаратов Создание системы массовых организаций Культ вождя Создание мощного репрессивного аппарата

Слайд 6

Командно – административная система Духовная сфера Партийная идеология становится государственной Государственный контроль над средствами массовой информации Создание единой системы массовых организаций Идеологическая изоляция общества Стандартизация духовной жизни

Слайд 7

Командно – административная система Факторы формирования: Личные качества Сталина Уровень общественной и политической культуры руководителей Низкий уровень культуры, образования и психологии масс

Слайд 8

Командно – административная система Сталин: Диктатор Культ личности Низкий уровень политической культуры руководителей государства и народа Массовое общественное сознание

Слайд 9

Культ личности Единовластие Возвеличивание роли одного человека Приписывание при жизни определяющего влияния на ход исторического развития Личность подменяет руководство партии, ликвидирует демократию, устанавливает диктаторский режим

Слайд 10

Положение человека в тоталитарном обществе Паспортный режим и отсутствие паспортов у колхозников Прописка и запрет проживания без неё в городах и посёлках Трудовая книжка, ограничение возможности выбора и смены места работы Необходимость партийных и профсоюзных рекомендаций для продвижения на работе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА по теме "Циркуляция. Режимы течения пароводяной смеси"

Материал представляет собой методическую разработку урока по профессиональному модулю 01 "Эксплуатация теплотехнического оборудования и систем тепло и топливоснабжения" для специальности 13.02.02...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА НА ТЕМУ"ТРИ СТРАНИЦЫ ПОЗАПРОШЛОГО ВЕКА"

ДАННЫЙ УРОК ПОЗВОЛЯЕТ БОЛЕЕ ЯРКО ПРЕДСТАВИТЬ СОБЫТИЯ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА,РАЗВИВАЕТ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ,ЛЮБОВЬ К РОДНОЙ ЗЕМЛЕ,ПОЭЗИИ РУССКИХ КЛАССИКОВ....

Методическая разработка урока по дисциплине «История» Тема: СССР в середине 50-х начале 60-х гг. XX века.

Методическая разработка урока на тему «СССР в середине 50-х начале 60-х гг. XX века» представляет собой опыт проведения комбинированного урока с применением инновационных технологий обучения. Использо...

Методическая разработка лекции Тема:«Лекарственные формы для новорожденных детей и детей первого года жизни»

Детский организм от взрослого отличается рядом анатомо-физиологических особенностей. Дети развиваются очень быстро. В каждый период жизни (неделя, месяц, год) ребенка следует рассматривать уже как сов...

методическая разработка урока по истории на тему: " Смутное время начала XVII века "

План-конспект урока по истории  на тему: " Смутное время начала XVII века" составлен в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины "история" программы подготовки квал...

Разработка урока по английскому языку для 5 класса по теме "Времена года, погода"

Материалы урока включают в себя технологическую карту урока, сопроводительную презентацию и раздаточный матреиал....

Методическая разработка урока - викторины по истории по теме: "История России с древнейших времён до XVII века"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Методические рекомендации урока по истории на тему «История России с древнейших времён до XVII века» выполнены на основании рабочей программы в соответствии с у...