Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.10 Обществознание специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет, 2021 год
рабочая программа
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) среднего общего образования и примерной программы, рекомендованной ФГАУ ФИРО (протокол №3 от 21. 07.2015) по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» укрупненной группы 38.00.00 Экономика и управление
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 69.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Красноярского края
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Назаровский аграрный техникум им. А.Ф. Вепрева»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.10 Обществознание
специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет
2021 г.
РАССМОТРЕНО
цикловой комиссией
общеобразовательных дисциплин
Протокол № __ от «___» ___ 202__ г.
Председатель цикловой комиссии
_______________ Г.Г. Орлова
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по учебной работе
______________ Л.Д. Тарасова
«____» ________________ 202__ г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) среднего общего образования и примерной программы, рекомендованной ФГАУ ФИРО (протокол №3 от 21. 07.2015) по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» укрупненной группы 38.00.00 Экономика и управление
Организация-разработчик: КГБПОУ «Назаровский аграрный техникум им. А.Ф. Вепрева»
Разработчики:
Орлова Галина Геннадьевна, | преподаватель |
СОДЕРЖАНИЕ
1. | ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………… | 4 |
2. | СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ……………….. | 8 |
3. | УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ …... | 17 |
4. | КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ………………………………………………………………………… | 20 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.10 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание» предназначена для изучения обществознания в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Дисциплина входит в общеобразовательный цикл и относится к дисциплинам по выбору из обязательных предметных областей.
1.3. Компетенции, на формирование которых работает дисциплина:
Содержание программы способствует формированию общих компетенций, заявленных в ФГОС по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям):
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддерживания необходимого уровня физической подготовленности;
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках;
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
В рамках реализации программы воспитания по дисциплине у обучающихся формируются личностные результаты (ЛР):
ЛР1. Осознающий себя гражданином и защитником великой страны;
ЛР2. Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций;
ЛР3. Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих;
ЛР4. Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа»;
ЛР5. Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России;
ЛР6. Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях;
ЛР7. Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности;
ЛР8. Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства;
ЛР9. Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях;
ЛР10. Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой;
ЛР11. Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры;
ЛР12. Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания;
ЛР13. Соблюдающий в своей профессиональной деятельности этические принципы: честности, независимости, профессионального скептицизма, противодействия коррупции и экстремизму, обладающий системным мышлением и умением принимать решение в условиях риска и неопределенности;
ЛР14. Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: проектно-мыслящий, эффективно взаимодействующий с членами команды и сотрудничающий с другими людьми, осознанно выполняющий профессиональные требования, ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, нацеленный на достижение поставленных целей; демонстрирующий профессиональную жизнестойкость;
ЛР15. Открытый к текущим и перспективным изменениям в мире труда и профессий
1.4. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Содержание программы «Обществознание (вкл. экономику и право)» направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, патриотизма, приверженности конституционным принципам Российской Федерации;
- развитие личности на стадии начальной социализации, становление правомерного социального поведения, повышение уровня политической, правовой и духовно-нравственной культуры подростка;
- углубление интереса к изучению социально-экономических и политико-правовых дисциплин;
- умение получать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать ее, делать выводы и прогнозы;
- содействие формированию целостной картины мира, усвоению знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах регулирования общественных отношений, необходимых для взаимодействия с другими людьми в рамках отдельных социальных групп и общества в целом;
- формирование мотивации к общественно полезной деятельности, повышение стремления к самовоспитанию, самореализации, самоконтролю;
- применение полученных знаний и умений в практической деятельности в различных сферах общественной жизни.
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен достигнуть следующих результатов:
личностных:
Л1 – сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
Л2 - российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба, флага, гимна);
Л3 - гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности;
Л4 - толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты;
Л5 - готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; Л6 - осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
Л7 - ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
метапредметных:
М1 – умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
М2 - владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
М3 - готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
М4 - умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
М5 - умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов;
М6 - умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
М7 - владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания;
предметных:
П1 - сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
П2 - владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
П3 - владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
П4 - сформированнность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
П5 - сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
П6 - владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
П7 - сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
1.5. Количество часов на освоение программы дисциплины
Объем образовательной нагрузки (всего) -79 часов, в том числе:
образовательная нагрузка во взаимодействии с преподавателем (всего) - 78 часов,
самостоятельная работа обучающегося- 0 часов
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы ОПОП СПО базовой подготовки на основе основного общего образования.
Таблица 1
Вид учебной работы | Объем часов | в т.ч. по курсам, семестрам | |
1 курс 1 семестр | 1 курс 2 семестр | ||
Объем образовательной нагрузки (всего) | 79 | 79 | - |
Образовательная нагрузка во взаимодействии с преподавателем (всего) | 78 | 78 | - |
в том числе: | |||
занятий в группах и потоках (лекций, семинаров, уроков и т.п.) | 78 | 78 | - |
Практическая подготовка | 24 | ||
практические занятия | |||
курсовая работа | |||
Промежуточная аттестация в форме: зачета (дифференцированного) | 1 | - | |
контрольной работы | - | - | - |
защиты курсового проекта (работы) | - | - | - |
экзамен | - | - | - |
консультации | - | - | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | - | - | - |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Таблица 2
№ занятия | Наименование разделов и тем, содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объём часов | Вид занятия (форма проведения занятия) | Рекомендуемая литература и интернет-ресурсы | Формируемые результаты обучения и воспитания | |
учебных занятий | сам. работа | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Введение. Обществознание как учебный курс. Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Актуальность изучения обществознания при освоении специальностей СПО. | 2 | урок | л.1, с.5, л.2, с.5, л.14, с.3 | Л1, М7, П1, П2, ОК01 | |
Раздел 1. Человек. Человек в системе общественных отношений | 20 | |||||
Тема 1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества | 14 | |||||
2 | Человек, индивид, личность. Философские представления о социальных качествах человека. | 2 | урок | л.1, с.11-18, л.2, с.8, л.14, с.9, л.15, с.9 | Л1, Л4, Л5, М7, П1, П2, П6, ОК02, ОК03, ОК05 | |
3 | Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество. Человек в учебной и трудовой деятельности. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение. | 2 | урок (практическая подготовка) | л.1, с.18, с.30, л.2, с.13, л.14, с.14, л.16 | Л1, Л4, Л5, М1, М3, М7, П1, П2, П6, ОК01, ОК02, ОК03, ОК05, ЛР2, ЛР3, ЛР7 | |
4 | Формирование характера. Учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы. | 2 | урок (практическая подготовка) | л.1, с.21, с. 72, л.14, с.19, л.15, с.17, л.16 | Л1, Л4, Л5, Л6, М1, М3, М7, П1, П2, П6, ОК01, ОК02, ОК03, ОК05, ЛР2, ЛР3, ЛР7 | |
5 | Социализация личности. Цель и смысл человеческой жизни. Самосознание и социальное поведение. | 2 | урок (практическая подготовка) | л.1, с. 36-64, л.2, с.17, л.13, с.200, л.14, с.74, л.15, с. 133, | Л1, Л3, Л5, М3, М6, П2, П5, П6, П7, ОК01, ОК02, ОК03, ОК05, ЛР2, ЛР3, ЛР7 | |
6 | Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Мировоззрение. Виды человеческих знаний. Типы мировоззрения. Основные особенности научного мышления. Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители (внутренние – со стороны самого человека и внешние – со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности. | 2 | урок | л.1, с.16, л.2, с.25, л.15, с.30, с. 50, л.16 | Л1, Л3, Л5, М3, М6, П2, П5, П6, П7, ОК01, ОК02, ОК03, ОК05, ОК06, ЛР2, ЛР3, ЛР7 | |
7 | Межличностное общение и взаимодействие. Человек в группе. Многообразие мира общения. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. | 2 | урок (практическая подготовка) | л.1, с.66-71, л.2, с.33, л.14, с.31, л.16 | Л1, Л3, Л4, Л5, М2, М6, М7, П1, П3, П5, П6, ОК01, ОК02, ОК03, ОК04, ОК05, ОК06, ЛР2, ЛР3, ЛР7 | |
8 | Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи. | 2 | урок | л.14, с.34, л.15, с.77, л.19 | Л1, Л4, Л5, М2, М6, М7, П1, П3, П5, П6, ОК01, ОК02, ОК03, ОК04, ОК05, ОК06, ЛР2, ЛР3, ЛР7 | |
Тема1.2. Духовная культура личности и общества | 2 | |||||
9 | Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Понятие о культуре. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура – продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур. Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет. Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям. | 2 | урок (практическая подготовка) | л.1, с.140-151, л.2, с.63, л.13, с.173, л.14, с.123, л.15, с.85, л.16, л.17, л.19 | Л1, Л3, Л4, Л5, М3, М6, М7, П1, П2, П3, П6, П7, ОК01, ОК02, ОК05, ОК06, ЛР3, ЛР5, ЛР8, ЛР11 | |
Тема1.3. Наука и образование в современном мире | 2 | |||||
10 | Наука. Образование как способ передачи знаний и опыта. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом. Роль образования в жизни современного человека и общества. Правовое регулирование образования. Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование. | 2 | урок (практическая подготовка) | л.1, с.152-179, л.2, с.66, с.72, л.3, л.11, л.14, с.141, л.15, с.41, л.19 | Л1, Л3, Л5, М3, М5, М7, П2, П3, П6, П7, ОК1, ОК02, ОК05, ОК06, ЛР2 | |
Тема1.4. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры | 2 | |||||
11 | Мораль. Религия как феномен культуры. Искусство и его роль в жизни людей. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести. Религиозные объединения Российской Федерации. Виды искусств. | 2 | урок | л.1, с.180-207, л.2, с.74 - 86, л.14, с. 152, с.160, с.170, л.15, с.35, с.96, с.165, л.16, л.19 | Л1, Л3, Л4, Л5, М3, М4, М6, П1, П2, П4, П6, ОК01, ОК02, ОК05, ОК06, ЛР1,ЛР2, ЛР3, ЛР5, ЛР8, ЛР11 | |
Раздел 2. Общество как сложная динамическая система | 14 | |||||
Тема 2.1. Общество как сложная динамическая система | 14 | |||||
12 | Представление об обществе как сложной динамичной системе. | 2 | урок | л.1, с.76-79, л.2, с.37, л.13, с.96, л.15, с.59 | Л1, Л5, М3, М5, П1, П2, П7, ОК02 | |
13 | Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. | 2 | урок | л.1, с.79-82, с. 85-92, л.2, с.40, л.16 | Л1, Л5, М3, М5, П1, П2, П7, ОК02, ОК04 | |
14 | Основные институты общества, их функции. | 2 | урок | л.1, с.83-84, л.13, с.99, л.15, с.66 | Л1, Л5, Л7, М3, М5, П1, П2, П7, ОК02, ОК03 | |
15 | Общество и природа. Эволюция и революция как формы социального изменения. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Многовариантность общественного развития. | 2 | урок (практическая подготовка) | л.1, с.92-104, л.2, с.43, л.3, л.12, л.14, с.43, л.17, л.19 | Л1, Л3, Л6, М2, М3, М4, М6, М7, П1, П3, П5, П6, П7, ОК02, ОК06, ОК07, ЛР1, ЛР7, ЛР10 | |
16 | Понятие общественного прогресса. Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное). | 2 | урок | л.1, с.105-114, с.124-130, л.2, с.47, с.54, л.13, с.228, л.14, с.42, с.46, л.16, л.17, л.19 | Л1, М3, М5, П1, П2, П7, ОК01, ОК02 | |
17 | Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления. | 2 | урок | л.1, с.131-138, л.2, с.57, л.14, с. 49, л.15, с.121, л.16, л.17, л.19 | Л3, Л4, Л6, М1, М2, М3, М4, М6, М7, П4, П5, П6, П7, ОК04, ОК06, ОК07, ОК09, ОК10, ОК11, ЛР1, ЛР3, ЛР7, ЛР10 | |
18 | Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Современные войны, их опасность для человечества. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем. | 2 | урок | л.1, с.138, л.15, с.282, л.16, л.17, л.19 | Л3, Л4, Л6, М1, М2, М3, М4, М6, М7, П4, П5, П6, П7, ОК04, ОК05, ОК06, ЛР1, ЛР3, ЛР7, ЛР10 | |
Раздел 3. Социальные отношения | 26 | |||||
Тема 3.1. Социальная роль и стратификация | 4 | |||||
19 | Социальные отношения. Социальная стратификация. Социальная мобильность. Понятия о социальных общностях и группах. | 2 | урок (практическая подготовка) | л.1, с.277-284, 289-290, л.2, с.119, л.14, с.50, л.15, с.68, л.16, л.17 | Л1, Л4, Л5, М3, М5, М6, П2, П3, П6, П7, ОК01, ОК02, ОК05, ЛР2, ЛР7 | |
20 | Социальная роль. Социальный статус и престиж. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе. Престижность профессиональной деятельности. | 2 | урок (практическая подготовка) | л.1, с.285-288, л.15, с.141, л.16, л.17, л.19 | Л1, Л4, Л5, Л6, М1, М3, М5, М6, П2, П3, П5, П6, П7, ОК01, ОК02, ОК03, ОК05, ЛР2, ЛР7 | |
Тема 3.2. Социальные нормы и конфликты | 12 | |||||
21 | Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль. | 2 | урок | л.1, с.295-297, л.13, с. 193, с.211, л.15, с.63, с.177, л.16, л.17 | Л1, Л3, Л4, Л5, М1, М3, М6, П6, П7, ОК01, ОК02, ОК03, ОК05, ОК06, ЛР2,ЛР3 | |
22 | Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. | 2 | урок (практическая подготовка) | л.1, с.292-295, л.2, с.125, л.13, с.213, л.14, с.76, л.15,с.173, л.16, л.17, л.19 | Л1, Л3, Л4, Л5, М1, М3, М4, М6, М7, П5, П6, П7, ОК04, ОК06, ОК08, ЛР2, ЛР3, ЛР9 | |
23 | Социальная и личностная значимость здорового образа жизни. | 2 | урок | л.16, л.17, л.19 | Л3, Л5, М1, М4, М6, П3, П4, П6, ОК04, ОК06, ОК08, ЛР2, ЛР3, ЛР9 | |
24 | Социальный конфликт. | 2 | урок | л.1, с.297-298, л.2, с.127, л.15, с.78, л.16, л.17 | Л1, Л3, Л4, Л5, М1, М2, М3, М4, М6, М7, П3, П6, П7, ОК04, ОК05, ОК06, ЛР2, ЛР3, ЛР11 | |
25 | Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. | 2 | урок | л.1, с.299-300, л.15, с.111, л.16, л.17, л.19 | Л1, Л3, Л4, Л5, М1, М2, М3, М4, М6, М7, П3, П6, П7, ОК04, ОК05, ОК06, ЛР2, ЛР3, ЛР7 | |
26 | Пути разрешения социальных конфликтов. | 2 | урок (практическая подготовка) | л.1, с.298, л.16, л.17, л.19 | Л1, Л3, Л4, Л5, М1, М2, М3, М4, М6, М7, П3, П6, П7, ОК04, ОК05, ОК06, ЛР2, ЛР3, ЛР7, ЛР11 | |
Тема 3.3. Важнейшие социальные общности и группы | 10 | |||||
27 | Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы. | 2 | урок (практическая подготовка) | л.1, с.284-285, с. 309-318, л.13, с.234, л.15, с.61, л.16, л.17 | Л1, Л2, Л3, Л4, М3, М5, М6, П1, П6, ОК03, ОК05, ОК06, ОК10, ЛР3 | |
28 | Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в Российской Федерации. | 2 | урок | л.1, с.300-309, л.2, с.129, л.14, с.55, л.15, с.116, л.16, л.17, л.19 | Л1, Л3, Л4, Л5, М1, М2, М3, М6, П1, П2, П3, П6, ОК03, ОК06, ОК08, ОК09, ОК10, ОК11, ЛР3, ЛР7, ЛР8 | |
29 | Этнические общности. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. | 2 | урок | л.1, с.309-318, л.2, с.135, л.3, л.14, с.55, с.59 , л.15, с.92, л.16, л.17, л.19 | Л1, Л3, Л4, М3, М6, П1, П2, П3, П6, ОК04, ОК05, ОК06, ЛР3, ЛР7, ЛР8 | |
30 | Семья и брак. Семья как малая социальная группа. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. | 2 | урок | л.1, с.319-324, л.2, с.142, л.3, л.13, с.196, л.14, с.67, с.305, л.15, с.102, с.379, л.16, л.17, л.19 | Л1, Л3, Л5, Л7, М1, М2, М3, М6, М7, П1, П2, П3, П6, ОК06, ОК11, ЛР3, ЛР7, ЛР8, ЛР12 | |
31 | Семейное право и семейные правоотношения. Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство. | 2 | урок | л.1, с.324-329, л.2, с.146, л.3, л.14, с.305 , л.15, с.102, с.380, л.16, л.17 | Л1, Л3, Л5, Л7, М1, М2, М3, М6, М7, П1, П2, П3, П6, ОК05, ОК06, ОК11, ЛР3, ЛР7, ЛР8 | |
Раздел 4. Политика | 16 | |||||
Тема 4.1. Политика и власть. Государство в политической системе | 6 | |||||
32 | Понятие власти. Типы общественной власти. Политическая система, ее внутренняя структура. Политика как общественное явление. | 2 | урок | л.1, с.338-341, л.2, с.150, л.13, с.77, л.14, с.192, с.216, л.15, с.260, л.16 | Л1, М5, М7, П1, П2, ОК01, ОК02, ОК05 | |
33 | Политические институты. Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов – основные особенности развития современной политической системы. | 2 | урок | л.1, с.341-356, л.2, с.155, л.3, л.14, с.196, л.15, с.267, л.16, л.17, л.18 | Л1, Л2, Л3, М5, М7, П1, П2, ОК01, ОК02, ОК05 | |
34 | Формы государства. Правовое государство, понятие и признаки. Формы государства: формы правления, территориально – государственное устройство, политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций. | 2 | урок | л.1, с.358-373, л.2, с.158 – 168, л.3, л.13, с. 135, л.14, с.201, л.15, с. 269, л.16, л.17, л.18 | Л1, Л2, Л3, М3, М4, М7, П1, П2, П5, П7, ОК01, ОК02, ОК05 | |
Тема 4.2. Участники политического процесса | 10 | |||||
35 | Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России. | 2 | урок | л.1, с.394-398, л.3, л.13, с.150, с.162, л.14, с.214, л.16, л.17, л.19 | Л1, Л2, Л3, Л4, Л5, М3, М6, М7, П1, П2, П6, ОК06, ОК10, ЛР1, ЛР2, ЛР3, ЛР7 | |
36 | Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы. | 2 | урок | л.1, с.379-381, л.2, с.168, л.3, л.13, с.127, л.14, с.212, л.15, с.282, л.16, л.19 | Л1, Л2, Л3, Л4, М1, М3, М4, М6, М7, П1, П2, П3, П6, П7, ОК06, ОК10, ЛР1, ЛР2, ЛР3, ЛР7 | |
37 | Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентизм, его причины и опасность. Избирательная кампания в Российской Федерации. | 2 | л.1, с.373-378, л.13, с.127, л.14, с. 209, с.256, л.15, с.306, л.16, л.17, л.18 | Л1, Л2, Л3, Л4, М1, М3, М4, М6, М7, П1, П2, П3, П6, П7, ОК06, ОК09, ОК10, ЛР1, ЛР2, ЛР3, ЛР7 | ||
38 | Современные идейно-политические системы. Политические партии и движения, их классификация. Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации. | 2 | урок | л.1, с.388-393, л.2, с.171, л.13, с.260, л.14, с.218, л.15, с. 300, с.314, л.16, л.17, л.18 | Л1, Л2, Л3, Л4, М3, М4, М6, М7, П1, П2, П3, П6, П7, ОК06, ОК09, ОК10 | |
39 | Роль СМИ в политической жизни общества. | 2 | урок | л.1, с.341, л.15, с.315, л.16, л.17, л.19 | Л1, Л2, Л3, Л4, М3, М4, М6, М7, П1, П2, П3, П6, П7, ОК02, ОК06, ОК10, ЛР1, ЛР2, ЛР3, ЛР7 | |
Итого за I семестр | 78 | |||||
Консультации | - | |||||
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета | 1 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся | - | |||||
Всего образовательная нагрузка | 79 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.10 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Обществознание».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- учебно-наглядные пособия по обществознанию;
- раздаточный материал;
- учебные фильмы по ряду тем;
Технические средства обучения:
- доска, принтер, мультимедийное оборудование, подключение к Интернет.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник. – М.: Академия, 2017.
2. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Академия, 2018
Дополнительные источники:
Нормативно-законодательные акты:
3. Конституция Российской Федерации 1993 г. (последняя редакция). http://www.consultant.ru
4. Гражданский кодекс РФ: ч. I от 30.11.1994 №51-ФЗ // СЗ РФ. -1994 - №32. –Ст. 3301; ч.II от 26.01.1996 №14-ФЗ // СЗ РФ. – 1996, № 5 – Ст. 410; ч. III т26.11.2001 №146-ФЗ // СЗРФ. – 2001, №49. – Ст. 4552; ч. IV от 18.12.2006 №230-ФЗ // СЗ РФ. – 2006, № 52 (ч. I). –Ст. 5496 http://www.consultant.ru
5. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // СЗ РФ. –2002, №1 (ч. I). – Ст. 1 http://www.consultant.ru
6. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 №197-ФЗ // СЗ РФ. – 2002, № 1 (ч. I). – Ст. 3 http://www.consultant.ru
7. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 №63-ФЗ // СЗ РФ. – 1996, № 25 – Ст. 2954
8. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» // СЗ РФ. — 1992. — № 15. — Ст. 766. http://www.consultant.ru
9. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» // СЗ РФ. – 1991. http://www.consultant.ru
10. Закон РФ от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2002. http://www.consultant.ru
11. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ // СЗ РФ. – 2012 http://www.consultant.ru
12. Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. –2002, № 2 – Ст. 133 http://www.consultant.ru
13. Латышева В.В. Основы социологии и политологии: учебник для СПО – М.: Юрайт, 2018.
14. Мушинский В.О. Обществознание: учебник/ В.О. Мушинский.- М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2018.
15. Федоров Б.И. Обществознание: учебник для СПО — М.: Юрайт, 2018.
Интернет-ресурсы:
16. https://studopedia.ru – СтудопедиЯ.
17. https://cyberpedia.su – КиберПедия.
18. http://www.studysocial.ru - Обществознание
19. https://studbooks.net – Студенческая библиотека онлайн
20. http://www.consultant.ru (Правовой сайт КонсультантПлюс)
3.3. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
В целях реализации системно - деятельностного подхода при преподавании дисциплины используются современные образовательные технологии: информационно-коммуникационные (мультимедийные презентации), проблемного обучения (проблемное изложение, создание проблемных ситуаций), технология развития критического мышления (анализ информации), здоровьесберегающие образовательные технологии, метод проекта.
Для формирования и развития общих компетенций и достижения личностных результатов обучающихся применяются активные и интерактивные формы проведения занятий (групповая и индивидуальная консультации, разбор конкретных ситуаций с элементами деловой игры, групповая дискуссия).
Для проведения текущего контроля знаний проводятся устные (индивидуальный и фронтальный) и письменные опросы (тестирование, заполнение сравнительных, сводных таблиц и таблиц на соответствие, заполнение недостающих звеньев в схемах).
3.4. Темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов
1. Человек, индивид, личность: взаимосвязь понятий.
2. Влияние характера человека на его взаимоотношения с окружающими людьми.
3. Проблема познаваемости мира в трудах ученых.
4. Я или мы: взаимодействие людей в обществе.
5. Индустриальная революция: плюсы и минусы.
6. Глобальные проблемы человечества.
7. Современная массовая культура: достижение или деградация?
8. Наука в современном мире: все ли достижения полезны человеку?
9. Кем быть? Проблема выбора профессии.
10. Современные религии.
11. Роль искусства в обществе.
12. Экономика современного общества.
13. Структура современного рынка товаров и услуг.
14. Безработица в современном мире: сравнительная характеристика уровня и причин безработицы в разных странах.
15. Я и мои социальные роли.
16. Современные социальные конфликты.
17. Современная молодежь: проблемы и перспективы.
18. Этносоциальные конфликты в современном мире.
19. Семья как ячейка общества.
20. Политическая власть: история и современность.
21. Политическая система современного российского общества.
22. Содержание внутренних и внешних функций государства на примере современной России.
23. Формы государства: сравнительная характеристика (два государства на выбор: одно – из истории, другое – современное).
24. Формы участия личности в политической жизни.
25. Политические партии современной России.
26. Право и социальные нормы.
27. Система права и система законодательства.
28. Развитие прав человека в XX – начале XXI века.
29. Характеристика отрасли российского права (на выбор).
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫКонтроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения устного и письменного опроса, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, индивидуальных проектов.
Таблица 3
Результаты обучения (цели) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
личностные: Л1-Л7 | устный опрос письменный опрос подготовка и защита рефератов защита презентации тестирование написание эссе |
метапредметные: М1-М7 | заполнение сводной таблицы заполнение таблицы на соответствие составление кроссвордов составление сообщений составление кластеров, схем выполнение индивидуального проекта |
предметные: ПР1-ПР7 | составление и решение тестов составление вопросов составление синквейна исправление ошибок в текстах предложенных документов заполнение сравнительной таблицы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/27/picture-753557-1480232700.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины Бизнес-планирование код, специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
рабочая ПРОГРАММА учебной дисциплины Бизнес-планирование код, специальность 38.02.01 Эко...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/21/picture-835137-1477068240.png)
Рабочая программа по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности" для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) углубленной подготовки
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский уч...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/20/picture-181873-1379696530.jpg)
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы Учебная дисциплина «Налоги и налогообложение» специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Согласно требованиям ФГОС, рабочего учебного плана и рабочей программы по учебной дисциплине «Налоги и налогообложение» каждый обучающийся обязан выполнить определе...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/04/picture-1215055-1580815650.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД. 09 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (По отраслям )
Обществознание 10-11 класс. Базовый уровень....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.05 АУДИТ Специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 38.02.01. Экономика и б...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/25/picture-666106-1511629896.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ БД.05 История Специальность среднего профессионального образования Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины БД.05 «История» предназначена для изучения дисциплины при реализации образовательной программы среднего общего обр...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/05/picture-872502-1483614888.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОУП.06 АСТРОНОМИЯ специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
Рабочая программа учебного предмета является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионально...