статья "Подростковая жестокость"
статья

научно-исследовательская работа  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл научная статья42.94 КБ

Предварительный просмотр:

ЖЕСТОКОСТЬ КАК СПОСОБ САМОУТВЕРЖДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Спиридонова Валерия Петровна

Студент

Сергеева Анна Анатольевна,

преподаватель

ГБПОУ «Якутский медицинский колледж»

Аннотация. В настоящее время жестокость подростков отмечается везде и повсеместно и является достаточно важной проблемой в современном мире. В России жестокость детей возрастает серьезно. Рост тяжких и особо тяжких преступлений за последний 2020 год составил 17 процентов. А также наблюдается тенденция и по всему миру, потому что подростки становятся жестокими, не осознавая свои злодеяния, не понимают и не чувствуют вину за собой. Специалисты по таким поведениям выделяют несколько основных причин: чувство безнаказанности, телевидение и интернет, социальное расслоение общества.

Ключевые слова. Подростки, жестокость, самоутверждение, агрессия, социум.

CRUELTY AS A WAY OF SELF-AFFIRMATION OF TEENAGERS WITH DEVIANT BEHAVIOR

Spiridonova Valeriya Petrovna

student

Sergeeva Anna Anatolievna,

teacher

Yakut Medical College

Annotation. Currently, the cruelty of teenagers is noted everywhere and is quite an important problem in the modern world. In Russia, the cruelty of children is increasing seriously. The increase in serious and especially serious crimes over the last 2020 was 17 percent. And there is also a trend around the world, because teenagers become violent without realizing their atrocities, do not understand and do not feel guilty about themselves. Experts on such behaviors identify several main reasons: a sense of impunity, television and the Internet, social stratification of society.

Key words: Teenagers, cruelty, self-affirmation, aggression, society.

Жестокость (бесчеловечное, грубое и оскорбительное отношение к другим живым существам) – это морально-психическая черта личности, которая проявляется в нанесенииморального или физического ущерба, в грубом и деспотичном отношении, а также в получении внутреннего удовольствия от страданий людей или животных.  

Жестокость – подразумевает целенаправленное, умышленное, деструктивное поведение человека, направленное на причинение физических, моральных, психических и сексуальных страданий, а так же намеренное продление этих страданий.

По морально - психологической природе, черты характера подразделяются на моральные, волевые, эмоциональные и интеллектуальные. Все эти черты проявляются в различных жизненных ситуациях, в которых, однако, неравномерно распределяется основная нагрузка выражения их содержания, потому что их появление обусловливается различными потребностями, определяющие те или иные поступки.

Так, в ситуациях, которые ставят перед личностью требование действовать в соответствии с общественными идеалами, нормами, правилами поведения, на передний план выходят моральные качества поведения. Появление этих черт стимулируется потребностями человека в целостной социальной среде. В моральные черты характера входят эгоизм, эгоцентризм, честность, безразличие, лживость, лицемерие, открытость, закрытость, доброта, а также доброта и жестокость и т.п.

Нередко это деструктивная морально-психологическая черта появляется в результате перенесенной психотравмы или под влиянием длительного воздействия психотравмирующей ситуации. Человек, заковывается в жестокость, как в броню, а внутри его остается страдающее «Я». Оно амбивалентно. С одной стороны оно совершается не готово признать значимость другого человека, а с другой стороны оно хочет, чтобы его любили, жалели и ласкали. То есть жестокость – это своего рода прикрытие от страха, противоречия между чувством собственной неполноценности и высокими притязаниями общества.

В классификации АПН СССР (1965) возрастная периодизация подросткового возраста начинается с 13 до 16 лет(муж.)  и от 12 до 15(жен.). По мнению Кона И.С., подростковая агрессия является чаще всего следствие общей пониженного и озлобленности самоуважения в результате пережитых жизненных несправедливостей и неудач. Например, плохие отметки в школе, развод родителей и т. п. Он отмечает, что острую жестокость обычно проявляют жертвы гиперопеки, избалованные дети, которые не имели в детстве возможности свободно отвечать за свои поступки, жестокость для таких детей носит своеобразный сплав мести, самоутверждения и одновременно самопроверки: меня все считают слабым, а вот что я могу.

Жестокость среди детей не является традиционным явлением. Многое зависит от организации того или иного коллектива, и чем занимаются дети, как они управляются взрослыми, и какая среди них царит атмосфера. При этом нельзя игнорировать и проблему жестокости и травли, которые иногда имеют место. Она может проявляться в форме подавления сильными более слабых, либо целой группой детей. Так, по их мнению, они могут продемонстрировать свою мощь, удаль, самоутверждение или месть за что-либо. Сами по себе попытки самоутверждения и взросления не являются проблемой, когда подросток занимается спортом, увлекается наукой, искусством, интересным хобби и через это самоутверждается. Но когда эмансипация заключается в агрессии против взрослых, ярому неповиновению, уходу из дома, асоциальному поведению – это деструктивно и требует немедленной корректировки.

Что касается психологической особенности подростков, по сравнению со всеми возрастными кризисами, кризис подросткового возраста является самым длительным.

В этом возрасте период полового созревания и психологического взросления ребенка бывает очень трудным. В самосознании происходят существенные изменения: ощущают себя взрослым, появляется чувство взрослости. У них обычно возникает страстное желание быть и казаться взрослым. Подросток часто идет на конфликты с родителями, чтобы отстаивать свои новые права, ограждает от родителей многие сферы своей жизни. Так же у подростков проявляется стремление в общении со сверстниками. В подростковом периоде ведущей деятельностью становится интимно – личностное общение. Важным становится подростковая дружба и объединение в разных группах. Для них присущи яркие, сменяющие друг друга увлечения.

Главная деятельность подростков - учебная, где они осваивают приемы и навыки получения знаний. В учебной деятельности ребенок обогащается новыми смыслами, потребностями и мотивами, у них появляются навыки социального взаимоотношения.

Рассматривая подростковый кризис, некоторые ученые, выделяли реакцию эмансипации. Реакция эмансипации – это тип поведения, посредством которого подросток старается высвободиться из контроля, покровительства и опеки взрослых. Они хотят высвободиться из-за борьбы за утверждение себя как личности, за самостоятельность. Это может проявляться в отказе от выполнения правил поведения, общепринятых норм, обесценивании духовных и нравственных идеалов старшего поколения.

В воспитательном отношении, подростковый возраст традиционно считается самым трудным. По мнению Дубровиной И.В., трудности этого возраста связаны с половым созреванием, это может быть причиной различных психических и психофизиологических отклонений.

Из-за бурного роста и физиологической перестройки организма у подростков наблюдается сниженная самооценка, повышенная возбудимость, чувство тревоги. А также у них достаточно изменчивое настроение, эмоциональная неустойчивость, проявляются неожиданные переходы от веселья к унынию. Острое недовольство собой, это сочетается придирчивым отношением к родным.

Как правило, подростковые акты жестокости и вандализма совершаются в группе сообща, так как личная моральная ответственность устраняется. Антисоциальные действия, которые они совершают совместно, укрепляют чувство групповой солидарности, которое доходит в момент действия до состояния эйфории. Это состояние потом сами подростки ничем не могут объяснить, когда возбуждение проходит.

Змановская Е.В. указала на то, что на фоне крушения авторитета взрослых, особенностью агрессивного поведения в подростковом возрасте является его зависимость от группы сверстников. Они думают, что быть агрессивным это «быть сильным». В любой подростковой группе существуют свои мифы и ритуалы, которое поддерживается лидером. Например, такие ритуалы для новичков, как посвящения в члены группы (в котором они должны пройти множество испытаний). От ритуалов, как правило, усиливается чувство принадлежности к группе и у них возникает ощущение безопасности, а мифы становятся идеологической основой. Что касается мифов, они широко используются группой для оправдания ее внешней и внутригрупповой агрессии. Например, любое насилия к другим «не членам группы» считают нормальным, так как считают, что они предатели и члены группы должны защищать своих. Насилие переживается подростками как утверждение своей силы, как преданность группе. Но иногда, в некоторых случаях инициаторами агрессивного поведения могут являться отдельные подростки-аутсайдеры, которые дезадаптированы в силу различных причин и предпринимающие попытки быть утвержденным с помощью агрессии.

По Шляхтиной О.И., наиболее высокий уровень агрессивности проявляется у лидеров и «отверженных». Иногда агрессивное поведение вызывается из-за желания защитить или укрепить свое лидерство, агрессивность поведения вызывается, а иногда неудовлетворенностью своим положением.

Подростки, у которых может проявиться жестокость, отличаются отсутствием увлечений, узостью мышления, неустойчивостью интересов, а также их примитивность и бедность ценностных ориентаций. У этих детей наблюдается низкий уровень интеллектуального развития, подражательность, недоразвитость нравственных представлений повышенная внушаемость. Они эмоционально грубые, озлобленные, как против сверстников, так и против окружающих взрослых. У таких подростков либо максимально положительная, либо максимально отрицательная самооценка, повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, неумение находить выход из трудных ситуаций, эгоцентризм, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение. А также, среди агрессивных подростков встречаются дети с хорошей интеллектуальной и социальной развитостью. У них, как правило, агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрация своей самостоятельности и взрослости.

Таким образом, жестокость в семье, не только по отношению к самому ребенку, может стать бессознательным программированием агрессивности у детей. Слишком большая забота по отношению к своему ребенку, тоже может привести к агрессивному поведению по отношению к другим людям.

Психологическая характеристика самоутверждения в подростковом возрасте. Потребность в самоутверждении является одной из важных потребностей развивающейся личности. Процесс самоутверждения можно сравнить с само возвышением то есть восхождением на некоторую ценностную лестницу, вершину. Но цель самоутверждения иногда состоит только в удержании на некоторой определенной ступени. Отсюда следует, что самоутверждение является как одна из составляющих компонентов процесса самосовершенствования.

Самоутверждение – это, когда человек утверждает себя сам и это утверждение в конечном счете переходит внутри его «Я».

Самоутверждаться могут сообщества, группы людей, народы (самоутверждение коллективного субъекта есть нечто производное от самоутверждения отдельных людей), но главным изначальным субъектом самоутверждения является единственный человек.

Самоотрицание – является противоположным понятием процессу самоутверждения. Они похожи только тем, что делаются самим человеком и, в конечном итоге, происходят внутри его «Я», но результат самоотрицания является обратным по сравнению с главным самоутверждением.

В подростковом возрасте проблема самоутверждения приобретает особенное значение. Подростки становятся более самостоятельными; более многообразными и содержательными становятся их отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется и существенно изменяется сфера их деятельности, развивается ответственное отношение к себе, к другим людям. По мнению Д.И. Фельдштейна, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой реально формируется его сознательное отношение к себе как члену общества. Д.И. Фельдштейн рассматривает самоутверждение как один из компонентов особого психического состояния, которое является определяющим для подросткового возраста и способствует развитию социальной зрелости растущего человека.

Однако для подростков свойственны и негативные проявления: дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов, протестующий характер поведения по отношению к взрослым. В этот период подросток болезненно нетерпим к попыткам взрослых «вмешаться», «повлиять». Обостренное самолюбие заставляет его отстаивать право на самостоятельность любыми средствами, вплоть до резкости, до прямого противодействия взрослым.

Данные явления свойственны подросткам независимо от образовательного учреждения и интеллектуального уровня. Вместо того чтобы самоутверждаться успехами в учебе, спортивными и творческими достижениями, социально значимыми поступками подростки бравируют престижными вещами (телефонами, планшетниками и пр.), местом отдыха на каникулах. Именно они являются предметом зависти у подростков по отношению друг к другу, вызывающей стремление к компенсации неудовлетворенности своим положением. В целях компенсации подростки проявляют злорадство, критиканство, ответное хвастовство и даже физическую агрессию как формы деструктивного самоутверждения.

          Жестокость как морально-психологическая черта личности, проявляющаяся проявляется в нанесенииморального или физического ущерба, в грубом и деспотичном отношении, а также в получении внутреннего удовольствия от страданий людей или животных.

          Жестокость неразрывно объединена с понятием агрессия, они оба представляют собой проявление насилия. Подростковая жестокость является чаще всего следствие общей пониженного и озлобленности самоуважения в результате пережитых жизненных несправедливостей и неудач. Для подростков жесткость носит своеобразный сплав мести, самоутверждения и одновременно самопроверки. Некоторые авторы рассматривают самоутверждение как один из компонентов особого психического состояния, которое является определяющим для подросткового возраста и способствует развитию социальной зрелости растущего человека.

Жестокость, как фактор самоутверждения подростков.Для выявления видов самоутверждения подростков с девиантным и нормотипическим поведениями была использована методика «Методика исследования самоутверждение подростков и лиц юношеского возраста» Е.А.Киреева, Т.Д. Дубовицкая. Данная методика выделяет такие типы самоутверждения, как конструктивное самоутверждение, деструктивное самоутверждение и отказ от самоутверждения.

Для проведения исследования было отобрано 30 подростков с девиантным поведением (17 мальчиков, 13 девочек) в возрасте от 13 до 15 лет. Контрольная выборка составила 30 подростков с нормотипическим поведением (18 мальчиков, 12 девочек) в возрасте от 13 до 15 лет.

Рис. 1. Типы самоутверждения подростков с нормотипическим и девиантным поведениями

Согласно рис. 1, у подростков с нормотипическим поведением (у 83,3% подростков) преобладает конструктивное самоутверждение, которое проявляется в виде помощи другим, во взаимовыручке и взаимоподдержке, продуктивной деятельности, креативности, благодаря которым человек может переживать ощущение своей самоценности, значимости; поддерживается позитивным отношением окружающих.

Это может говорить о том, что подростки с нормотипическим поведением более открыты обществу, социализированы. Они всегда готовы помочь при первом же обращении, наблюдается уверенность в себе и в своих поступках, проявляется в созидательной, ответственной, креативной деятельности на благо себя и общества, во взаимовыручке, взаимоподдержке, благодаря которым они могут получать подтверждение своей значимости, позитивную оценку окружающих.  Подросткам с нормотипическим поведением, у которых доминирует конструктивное самоутверждение, свойственны: коммуникативная компетентность, интернальный локус контроля, адекватная самооценка, эмоциональная стабильность, дипломатичность, самоуважение, аутосимпатия, самоинтерес, самоуверенность, самопоследовательность, ожидание положительного отношения других, самопонимание.

У подростков с девиантным поведением проявляется деструктивное самоутверждение (у 56,7% подростков), которое проявляется в форме негативизма, отрицания личностной ценности и значимости другого, подавления личности другого; такое поведение, сопровождаясь агрессивными проявлениями, также может вызывать у человека чувство удовлетворения, но, как правило, негативно оценивается окружающими, побуждая человека в целях поддержания собственной самооценки отстаивать право на заявленное им поведение.

Это может говорить о том, что подросткам с девиантным поведением проявляют в общении импульсивность и агрессию, им не свойственны дипломатичность, эмоциональная сдержанность. Также такие подростки имеют низкий уровень самоуважения, самопонимания, саморуководства, ожидают отрицательное отношение к себе со стороны других людей.

Для выявления статистически значимых различий был использован U-критерий Манна-Уитни. Были выявлены следующие различия:

- по шкале «Деструктивное самоутверждение»  были выявлены значимые различия;

- по шкале «Конструктивное самоутверждение» различия не были выявлены;

- по шкале «Отказ от самоутверждения» различия не были выявлены.

Таким образом, мы выявили, что для подростков с девиантным поведением характерно деструктивное самоутверждения. Им проще подавить другого человека своей агрессией, чем относиться к ним с уважением. Такое поведение может вызывать у подростков с девиантным поведением чувство удовлетворения, а негативная оценка окружающих побуждает их в целях поддержания собственной самооценки еще больше отстаивать право на заявленное им поведение.

Для выявления уровня жестокости у подростков с нормотипическим и девиантным поведениями мы использовали методику «Коммуникативная установка» В.В. Бойко. При помощи данной методики мы выявляем такие типы негативных установок, как завуализированная жестокость, открытая жестокость, обоснованный негативизм, негативный личный опыт и брюзжание.

Рис. 2. Типы негативных установок у подростков с нормотипическим и девиантным поведениями (среднее значение в %)

По рис. 2 можно заметить, что негативные установки больше проявляются у подростков с девиантным поведением, чем у подростков с нормотипическим поведением. Это может говорить о том, что подростки с девиантным поведением более подвержены негативным социальным установкам и воздействие установки на поведение становится более четким и очевидным. Они более склонны проявлять жестокость.

Таким образом, можно отметить, что выдвинутая нами гипотеза «Уровень жестокости у подростков с девиантным поведением выше, чем у подростков с нормотипическим поведением» подтверждена. Так как мы выявили, что подросткам с девиантным поведением более характерна жестокость по отношению к людям, чем подросткам с нормотипическим поведением.

Рис. 3. Проявление негативных установок у подростков с нормотипическим и девиантным поведениями (в %)

По рис. 3 можно заметить, что шкала «Завуализированная жестокость в отношениях к людям, в суждениях о них» ярко выражена у 26,7% подростков с нормотипическим поведением и у 30% подростков с девиантным поведением.

 У подростков с девиантным поведением в замаскированной, приглушенной или косвенной форме суждения личности содержат недоброжелательность, настороженность в отношениях со многими партнерами, отрицательные выводы о людях, нежелание откликаться на их проблемы.

Шкала «Открытая жестокость в отношениях к людям» ярко выражена у 10% подростков с нормотипическим поведением и у 20% подростков с девиантным поведением.

Подростки с девиантным поведением не скрывают и не смягчают свои негативные оценки и переживания по поводу большинства окружающих: выводы о них резкие, однозначные и сделаны, возможно, навсегда. Например, подростки с девиантным поведением могут считать, что изначально лучше думать о человеке плохо и ошибиться, чем думать хорошо.

Шкала «Обоснованный негативизм в суждениях о людях» ярко выражена у 26,7% подростков с нормотипическим поведением и 16,7% подростков с девиантным поведением. 

У подростков с нормотипическим поведением негативизм выражается в объективно обусловленных отрицательных выводах о некоторых типах людей и отдельных сторонах взаимодействия: ведь в жизни имеют место огорчительные явления, не замечать которые было бы наивно. Они склонны изначально негативно воспринимать некоторые группы людей.

Шкала «Брюзжание» ярко выражена у 30% подростков с нормотипическим поведением и у 33,3% подростков с девиантным поведением.

Подростки с девиантным поведением склонность делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношений с партнерами и в наблюдении за социальной действительностью. Даже эпизодические приступы брюзжания несут в себе отрицательную энергию и вызывают дискомфорт у партнеров.

Негативный личный опыт общения с окружающими ярко выражена у 13,3% подростков с нормотипическим поведением и у 13,3% подростков с девиантным поведением. 

Подросткам с нормотипическим и девиантным поведением одинаково везло в жизни на ближайший круг знакомых и партнеров по совместной деятельности. Негативный опыт общения для них играет роль конденсатора, который удерживает постоянное высокое напряжение отрицательной энергии эмоций.

Таким образом, при подведении результатов статистического анализа, мы доказали, что наша гипотеза «Деструктивное самоутверждение выступает как форма проявления жестокости и агрессивного поведения у подростков с девиантным поведением» подтверждена. Так как мы выявили, что у подростков с девиантным поведением ярко выражено деструктивное самоутверждение, которое проявляется в виде негативизма, отрицания личностной ценности и значимости другого и подавления личности; такое поведение является формой проявления жестокости против других людей у подростков с девиантным поведением и его агрессивного поведения.

Литература.

1.        Абдулаев Ш.М., Абдулаева Д.С. «Жестокость как психосоциальный феномен»/Психология  ХХIвека, 2009

2.        Адлер А. «Практика и теория индивидуальной психологии»; пер. с англ. А. Боковикова. – М.: Академический Проект, 2007 г. 240 с.

3.        Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов 1995 г.

4.        Заваржин, С.А. «Агрессивные фантазии в детском и подростковом возрасте: учебное пособие»/ С.А. Заваржин. - Харьков, 2004 г.

5.        Киреева Е.А. Исследование самоутверждения у подростков // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2010. – Выпуск 7. – С. 130–135 с.

6.        Киреева Е.А., Дубовицкая Т.Д. Методика исследования особенностей самоутверждения в подростковом возрасте // Экспериментальная психология. – 2011. – № 2. – С. 115–124 с.

7.        Кон И.С. Психология старшеклассника/ Пособие для учителя - М. Просвещение. 1980 г.

8.        Корчагина Г. И. Психологические условия ориентации старших школьников на позицию самоутверждения: дис. ... канд. психол. наук. – Калуга, 2000 г.

9.        Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения: учебное пособие / В.Д. Менделевич. – М.

10.        Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности // Избранные труды: в 2 т. – М., 2005 г. – Т. 1. – 456

11.        http://www.psychologia.edu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирования толерантности обучающихся как средство профилактики экстремизма, жестокости, агрессивности или формирование умения строить отношения с теми , кто не похож на тебя» Социальный проект

В среде обучающихся  проявилась невосприимчивость друг  друга, которая выражается через отрицание интересов партнера, неумение разрешать конфликтные ситуации мирным путем, доминировани...

буклет "Жестокое обращение с детьми"

Жестокое обращение с детьми...

Жестокое обращение

Жестокое обращение с детьми в семье -это одна из наиболее остро стоящих проблем в обществе. Какие виды жестокого обращения существуют? Как предупредитьжестокое обращение в семье?Результаты анкетирован...

Работа с родителями и студентами по профилактике жестокого обращения с несовершеннолетними

Актуальность профилактики жестокого обращения с несовершеннолетними связана с тем, что насилие в отношении несовершеннолетних  или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное вл...

«Виды насилия и жестокое обращение с детьми»

Виды и формы насилия над детьмиИзучение любой проблемы, как правило, начинается с уточнения научного аппарата, с определения дефиниций, чтобы при употреблении терминов представители различных сфер зна...

Мастер-класс по истории России на тему: Иван Грозный: «Кто он? великий правитель и реформатор или жестокий тиран и деспот?»

Мастер-класс по истории России на тему: Иван Грозный: «Кто он? великий правитель и реформатор или жестокий тиран и деспот?» В российской истории есть не одна историческая  личнос...

План мероприятий МБОУ Кулешовской СОШ №16 в 2015 - 2016 учебном году по профилактике семейного неблагополучия и жестокому обращению с детьми. СЕНТЯБРЬ

План мероприятий МБОУ Кулешовской СОШ №16 в 2015 - 2016 учебном году по профилактике семейного неблагополучия и жестокому обращению с детьми. СЕНТЯБРЬ ...