Работа с родителями и студентами по профилактике жестокого обращения с несовершеннолетними
статья по теме

Воронина Елена Николаевна

Актуальность профилактики жестокого обращения с несовершеннолетними связана с тем, что насилие в отношении несовершеннолетних  или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних.Наиболее эффективным направлением защиты детей от жестокого обращения являются меры ранней профилактики. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx36.55 КБ

Предварительный просмотр:

Работа со студентами и родителями по профилактике жестокого обращения с несовершеннолетними.

Актуальность профилактики жестокого обращения с несовершеннолетними связана с тем, что насилие в отношении несовершеннолетних или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних.

Наиболее эффективным направлением защиты детей от жестокого обращения являются меры ранней профилактики.

Основная причина жестокого обращения с несовершеннолетними - внутренняя агрессивность – эмоциональное состояние, возникающее как реакция на переживание непреодолимости каких-то барьеров или недоступность чего-то желанного.

Воспитательная работа в колледже реализуется в соответствии с

  •  Концепцией воспитания студентов
  •  Программами : «За здоровый образ жизни», «Юный патриот», «Социальная адаптация личности студента Омутнинского колледжа педагогики, экономики и права», «Социальная реабилитация студентов «группы риска» Омутнинского колледжа педагогики, экономики и права», «Социально-экономическая защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «Профилактика жестокого обращения с детьми»
  • проектами :«Верный выбор», направленным на формирование у студентов негативного отношения к употреблению наркотических и психотропных веществ , «Главное, ребята, сердцем не стареть!»- формирующим волонтерские качества, гражданское самосознание, «Большая перемена»- направленным на профилактическую работу волонтеров со студентами « группы риска».

Основа всего-семья. Если у ребенка крепкие тылы, он избежит многих ловушек, проблем в своей жизни. «Если ребенок живет в мире, понимании и дружелюбии, он учится находить в этом мире любовь».

        Мы пытаемся донести, что родители ответственны за психологическое состояние детей, что домашние проблемы всегда сказываются. Взаимоотношения в группе тоже важны, случаются переживания из-за учебы, но если дома комфортно, если его принимают таким, каков он есть, он чувствует себя защищенным. Он должен быть уверен, что в любой ситуации родители его поймут и поддержат. Задача службы социально-психологической поддержки- оказывать родителям квалифицированную помощь, активизировать воспитательные умения, повышать педагогическую культуру, поддерживать уверенность в собственных силах, транслировать положительный семейный опыт, способствовать установлению доверительных отношений родителей с детьми и педагогами. В работе мы придерживаемся девиза «Давайте будем вместе, а не рядом, давайте доверять друг другу, главное взаимопонимание. Чтобы его установить, мы должны не таить обиды, а проявлять доброжелательность и инициативу, так как наше взаимодействие является главным условием душевного благополучия, здоровья и развития наших студентов».

Цель  программы «Профилактика жестокого обращения с детьми»:
-Обеспечение единого комплексного подхода к разрешению ситуаций, связанных с проблемами жестокого обращения  с детьми
-Создание условий для эффективного функционирования системы профилактики по жестокому обращению с детьми.

Задачи:

  • Информирование о формах и видах насилия, причинах  и последствиях жестокого обращения взрослых с несовершеннолетними.
  • Осознание  последствий жестокого обращения для развития личности ребенка и формирования его жизненного стиля.
  • Формирование навыков конструктивного общения  среди несовершеннолетних.
  • Формирование адекватных способов  реагирования на проявление жестокости по отношению к несовершеннолетнему.
  • Организация профилактической работы с родителями, с целью предотвращения жестокого обращения с детьми.

Цель:

  1. Обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами жестокого обращения с детьми.
  2. Создать условия для эффективного функционирования системы профилактики по жестокому обращению с детьми.

Задачи:

  1. Защита прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  2. Раннее выявление семейного неблагополучия и оказание специализированной адресной помощи;
  3. Создание условий для психолого-педагогической, медицинской и правовой поддержки студентов;
  4. Осуществление индивидуального подхода к обучающимся и оказание помощи в охране их психофизического и нравственного здоровья;
  5. Осуществление консультативно-профилактической работы среди студентов, педагогических работников, родителей.

Работа с родителями

Работа со студентами

Работа с педагогами

Одной из задач службы социально-психологической поддержки-оказывать родителям квалифицированную помощь, активизировать воспитательные умения, повышать педагогическую культуру, поддерживать уверенность в собственных силах, транслировать положительный семейный опыт, способствовать установлению доверительных отношений родителей с детьми и педагогами.

В колледже проводится цикл родительских собраний по темам:

  • «Адаптационный период-психологические аспекты»
  • «Роль семьи в формировании личности ребенка»
  • «Проблемы жестокого обращения в семье»
  • «Психологические проблемы детей, переживших разлуку с семьей. Рекомендации воспитателям и приемным родителям, опекунам»
  • «Психологическая поддержка студента в семье» и др.
  • Проводятся беседы, индивидуальные консультации с родителями.

В октябре проведена акция «Чтоб счастливыми расти-

надо маму завести!»

Родителям раздаются буклеты с рекомендациями по воспитанию, общению и взаимодействию с детьми.

Буклеты с информацией о формах насилия, административной и

гражданско-правовой ответственности.

Проводится анкетирование родителей с целью выявления неблагополучия в отношениях с детьми

Проанализировав итоги анкетирования родителей по вопросам взаимоотношения в семье, проявления жестокости

выявлено:

- 100% родителей считают, что конфликт эффективнее всего можно решить, поговорив с ребенком, без крика, применения физической силы и лишения удовольствий.

- 89% родителей считают возможным делать замечания своему ребенку;

- 31% родителей считает, что можно делать замечания чужому ребенку;

- 100% родителей считают неприемлемым кричать или ударить своего или чужого ребенка;

- чуть больше половины (54%)  отмечают, что в семейных конфликтах между взрослыми, дети не участвуют и не бывают свидетелями этих конфликтов.

- 46% родителей отмечают, что иногда дети бывают свидетелями или участниками конфликтов между взрослыми.

- 77% родителей считают взаимоотношения в своей семье – хорошими;

- 19% - очень хорошими

- 4% - не очень хорошими.

Последствия жестокого обращения с детьми

Отвращение, стыд, вина, недоверие

Сексуальные нарушения

Несформированность социальных

ролей и своей роли в семье

Чувство собственной ненужности

Агрессивное поведение

Уход из дома

Суициды

уход в религиозные секты;

объединения в неформальные группы с криминальной и фашисткой направленностью;

агрессивное, преступное поведение несовершеннолетних;

сбежавшие из дома несовершеннолетние часто становятся жертвами насильников.

КУДА  ОБРАЩАТЬСЯ

  • ПСИХОЛОГ
  • ВРАЧ – ПСИХОТЕРАПЕВТ
  • ВРАЧ – ПСИХИАТР
  • ВРАЧ -  ПСИХИАТР – НАРКОЛОГ

Для защиты прав детей в Российской Федерации созданы специальные институты

  • Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка
  • Уполномоченный по правам ребенка в Кировской области
  • Органы опеки и попечительства
  • Органы прокуратуры
  • Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
  • Отделение по делам несовершеннолетних полиции
  • Телефон Доверия с единым общероссийским номером и другие телефоны доверия, действующие в Кировской области
  • Управление Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков РФ по Кировской области
  • Другие правозащитные органы и общественные организации

Среди студентов групп нового набора ежегодно проводится анкетирование с целью выявления неблагополучия в отношениях между студентами в студенческой среде, между родителями и детьми, а также изучаются взаимоотношения студентов и педагогов.

Результаты анкетирования студентов по вопросу выявления не благополучности отношений показали:

Между студентами и их родителями

  •  65% студентов отметили, что дома их родители наказывали,
  • на вопрос: «Должны ли наказывать родители?»

- 75%  студентов считают, что «да».

  • 60% студентов отмечают, что родители разговаривают с ними «нормально»
  • 20%- по-дружески
  • 23%- по-разному

В приказном тоне, как выяснилось из анкет, никто из родителей не общается.

На вопрос как наказывали дома

  • 66% студентов отмечают «ругали»
  • 63%- «читали нотации»

Никто из студентов не отметил, что выгоняли из дома; обижали; били.

  • Самое страшное наказание большинство студентов считает «не общаться с родителями»-54%

Между учителями в школе и студентами

  • 83% студентов отметили, что в школе их учителя не наказывали
  • 16% ответили положительно

Между одногруппниками в колледже 100% студентов отмечают хорошие взаимоотношения.

О случившемся студент может рассказать:

  • 84% -друзьям
  •  52% -родителям

Со студентами проводится  работа по изучению их характерологических особенностей, самооценки, самоактуализации студентов в группе и колледже, выявляется позиция, которую студент занимает в группе, колледже. Проводятся тренинги: «Групповой сплоченности», «Навыки взаимодействия с группой», «Я – друг», «Как преодолеть стресс». «Тренинги личностного роста» и др., также проводятся  индивидуальные беседы, используются приемы песочной терапии, арт-терапии.

На классных часах проводится

-правовое просвещение : «Права, обязанности и ответственность родителей и несовершеннолетних», «Духовно-ценностные ориентации», «Психолого-педагогические особенности несовершеннолетнего», «Толерантны ли мы», «Проблемы внутреннего и внешнего общения» «Я-личность», «Половое воспитание», «Искусство спора,  разрешения конфликтов», «Предпосылки жизненного успеха» и др.

На встречи со студентами приглашаются специалисты из КДН, прокуратуры, правоохранительных органов, медицинские работники, социальный педагог и педагог-психолог

На дисциплинах психолого-педагогического цикла:

  • -студенты  получают знания, формируют умения и навыки по работе с детьми «Группы риска», изучают неблагополучные семьи, разрабатывают и реализуют комплексные программы  по работе с педагогически запущенными детьми

Государственно-муниципальное управление:

  • -Изучают Конвенцию ООН о правах ребенка, Уголовный кодекс, Семейный кодекс, Закон об образовании

-Участвуют в районных конкурсах «Подросток и закон», районных встречах на круглых

  • Студенты специальности «Правоохранительная деятельность» проходят практику
  • в КДН и ЗП ЦСПСи Д  

        взаимодействуют

  •  с УИИ
  • -отделом по опеке и попечительству
  • -отделом по работе с молодежью  
  • Волонтерский отряд «Главное, ребята,  сердцем не стареть!»                проводит акции
  •  «Телефон доверия»
  • « Подари радость детям!»
  • «Орден милосердия»
  • «Белая акация», «Доброе сердце»
  • Студенческий Совет выпускает независимую студенческую газету «Действуй!»

Понять мир эмоций студента может педагог, который умеет устанавливать прочные эмоциональные контакты с обучающимися. Высокий уровень эмоциональной культуры педагога-одно из условий эффективного взаимодействия  со студентами, родителями студентов, которые проявляются в сотрудничестве, направленном на достижение общего результата деятельности и общения. Результаты анкетирования «Педагог глазами студентов» показывают, что подавляющее большинство студентов отмечают хорошие взаимоотношения с педагогами, на вопрос: «В чем или ком кроется причина не идеальных взаимоотношений с педагогом и  кто должен изменить ситуацию, если взаимоотношения не складываются, почти все студенты отмечают, что проблема кроется в подавляющем большинстве случаев в них самих. (Основными причинами являются не подготовка к урокам, пропуски занятий).

Тема насилия, жестокого обращения также обсуждается на педагогических советах колледжа, методических объединениях для классных руководителей.

Темы: «Работа педагогического коллектива в период адаптации студентов», «Жестокое обращение с  несовершеннолетними», «Насилие в семье, формы жестокого обращения», «Педагог глазами студентов», «Проявление жестокости среди несовершеннолетних».

На педагогических советах, методических объединениях классных руководителей педагоги знакомятся с действиями в случае обнаружения фактов жестокого обращения с обучающимися

  • Организуйте разговор со студентом наедине и чем скорее, тем лучше.
  • Не думайте, что студент обязательно ненавидит своего обидчика или сердится на него.
  • Терпеливо отвечайте на вопросы и рассеивайте тревоги студента.
  • Следите за тем, чтобы не давать обещаний, которые вы не можете исполнить.
  • Поддерживайте нормальный статус студента в группе.
  • Не решайте за студента, что он хочет и чего не хочет. Спрашивайте! Это поможет вам проявить  отношение на уровне, комфортном для студента.
  • Используйте выражение теплого отношения, пусть в вашем голосе звучит тепло.

В случае выявления признаков жестокого обращения с несовершеннолетним: 

  • Каждый работник  образовательной организации  обязан немедленно письменно сообщить об этом руководителю.
  • Информируются родители (законные представители).
  • Руководитель самостоятельно, или по его поручению педагог (в присутствии психолога) проводит собеседование с родителями, которое протоколируется.
  • Отдельно проводится беседа  с   ребенком  в присутствии психолога.
  • При подтверждении признаков жестокого обращения с ребенком , письменно информируются прокуратура и ПДН, органы социальной защиты, которые действуют в рамках своих должностных обязанностей.

  • Каждый работник  образовательной организации  обязан немедленно письменно сообщить об этом руководителю.
  • Информируются родители (законные представители).
  • Руководитель самостоятельно, или по его поручению педагог (в присутствии психолога) проводит собеседование с родителями, которое протоколируется.
  • Отдельно проводится беседа  с   ребенком  в присутствии психолога.
  • При подтверждении признаков жестокого обращения с ребенком , письменно информируются прокуратура и ПДН, органы социальной защиты, которые действуют в рамках своих должностных обязанностей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

буклет "Жестокое обращение с детьми"

Жестокое обращение с детьми...

Жестокое обращение

Жестокое обращение с детьми в семье -это одна из наиболее остро стоящих проблем в обществе. Какие виды жестокого обращения существуют? Как предупредитьжестокое обращение в семье?Результаты анкетирован...

«Виды насилия и жестокое обращение с детьми»

Виды и формы насилия над детьмиИзучение любой проблемы, как правило, начинается с уточнения научного аппарата, с определения дефиниций, чтобы при употреблении терминов представители различных сфер зна...

План мероприятий МБОУ Кулешовской СОШ №16 в 2015 - 2016 учебном году по профилактике семейного неблагополучия и жестокому обращению с детьми. СЕНТЯБРЬ

План мероприятий МБОУ Кулешовской СОШ №16 в 2015 - 2016 учебном году по профилактике семейного неблагополучия и жестокому обращению с детьми. СЕНТЯБРЬ ...

Профилактика жестокого обращения с детьми

Что такое жестокое обращение с детьми.виды насилия.пути предотвращения и профилактики...

Воспитания без насилия как профилактика и защита детей от жестоко обращения в семье и школе из опыта работы педагога психолога в школе.

laquo;Общение делает то, что не делает наказание. Оно обучает быть независимым и послушным. Дети плохи не от природы. Они нуждаются в гиде, который направит их на верный путь. Искреннее общение и обу...