Методическая разработка урока по дисциплине «Конституционное право» на тему: «Президент Российской Федерации как глава государства»
методическая разработка

Пушилина Оксана Владимировна

Методическая разработка урока на тему "Президент РФ как глава государства" предназначена для преподавателей, работающих на отделении "Право и организация социального обеспечения" по дисциплине "Конституционное право" с целью обмена опытом работы по проведению учебно-исследовательской работы студентов в рамках компетентностного подхода.

Цель написания разработки - формирование умений проводить правовой анализ нормативных актов, регулирующих положение Президента РФ в системе органов государственной власти России, заниматься исследованием проблем, относящихся к правовому положению Президента РФ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka.docx34.08 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

по дисциплине «Конституционное право»

на тему: «Президент Российской Федерации как глава государства»

Аннотация:

Методическая разработка урока на тему: «Президент РФ как глава государства» предназначена для преподавателей, работающих на отделении «Право и организация социального обеспечения» по дисциплине «Конституционное право» с целью обмена опытом работы по проведению учебно-исследовательской работы студентов в рамках компетентностного подхода.

Цель написания разработки – формирование умений проводить правовой анализ нормативных актов, регулирующих положение Президента РФ в системе органов государственной власти России, заниматься исследованием проблем, относящихся к правовому положению Президента Российской Федерации.

Данная методическая разработка может быть использована преподавателями юридических дисциплин при проведении уроков по дисциплинам «Право» по соответствующей теме.

ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА

Тема урока: «Президент РФ как глава государства»

Учебная задача:

студенты смогут определить место и роль главы государства в системе органов государственной власти РФ

Цель урока:

1. учебная -

научить студентов самостоятельно выбирать на основе положений Конституции полномочия Президента РФ по различным направлениям; сформировать представление студентов о месте Президента в системе федеральных органов государственной власти;

2. развивающая -

способствовать развитию логического мышления, внимания, умения анализировать нормативно-правовые акты, регулирующие положение Президента РФ;

3. воспитывающая -

продолжить формирование основ правового сознания и правовой культуры.

Тип урока -

комбинированный

Вид урока –

урок усвоения новых знаний

 

Ход урока:

I. Организационный момент - 2 мин

- приветствие студентов;

- заполнение журнала;

- проверка готовности аудитории к уроку.

II. Подготовка к проверке усвоения учебного материала - 5 минут.

(метод – самостоятельная работа студентов по составлению логической схемы на тему «Избирательное право»)

III. Проверка усвоения изученного материала - 25 минут

(Метод – уплотненный опрос)

1. Защита творческих работ по теме «Федеративное устройство России» у доски (3 студента.)

2. Решение практических ситуаций (4 студента) – см. Приложение № 1 к плану.

3. Устный опрос по вопросам:

а) Понятие, признаки и принципы организации и деятельности органов государственной власти РФ;

б) Виды органов государственной власти в РФ;

в) Система органов государственной власти.

4. Игра «Найди свое место» (название органов государственной власти).

IV. Подведение итогов проверки - 4 минуты.

(рецензирование устных ответов студентов и выставление оценок)

V. Сообщение темы и целей урока. 3 минуты

План изучения нового материала:

1. Положение Президента РФ в системе органов государственной власти. Порядок проведения выборов и вступление Президента РФ в должность.

2. Полномочия Президента РФ.

3. Порядок прекращения  полномочий Президента РФ.

VI. Изучение нового материала - 40 мин.

(Метод – рассказ преподавателя с элементами самостоятельной работы студентов с нормами Конституции, обсуждение Послания Президента РФ Федеральному Собранию 21 апреля 2021 года по вышеуказанному плану.  Инсценировка на тему: «Процедура инаугурации Президента РФ»).

VII. Закрепление изученного материала - 5 минут.

(Метод –  фронтальная беседа по вопросам):

- Каково положение Президента в системе государственных органов власти?

- Какие сферы полномочий Президента вы знаете?

- Каков порядок назначения Президента РФ?

- Какие основания прекращения полномочий Президента РФ вы знаете?

VIII. Подведение итогов урока -3 минуты

IX. Задание для самостоятельной работы студентов во внеурочное время - 3 минуты:

- ознакомиться с гл. 4 Конституции РФ;

- учить материал лекции;

- повторить тему: «Органы государственной власти в РФ».


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА

В ходе подготовки к уроку и его последующем проведении можно выделить два этапа – подготовительный и основной (непосредственно урок).

1. Подготовительный этап требует тщательного отбора информации и методов её донесения до студентов. Для этого просматриваю текст Конституции РФ, ФЗ «О выборах Президента РФ», выступление Президента РФ, обращенное к Федеральному Собранию РФ 21 апреля 2021 года (электронную версию), знакомлюсь с периодическими изданиями Приморского края, содержащими информацию об отношении населения к Ежегодному посланию Президента РФ к Федеральному Собранию.

Кроме того, на подготовительном этапе контролирую готовность студентов к защите творческих проектов на тему «Федеративное устройство РФ». Одного из студентов готовлю к инсценированию момента инаугурации (торжественного вступления Президента в должность).

На этом этапе нужно предварительно известить студентов о подготовке информации из журнала «Конституционное и муниципальное право» по основаниям прекращения Президентом РФ своих полномочий (научные публикации по данной теме имеются в периодических изданиях за 2020-2021 год).

2. Основной этап проведения урока проанализируем подробно.

Итак, урок начинается с организационного момента

I. Организационный момент

Приветствую студентов, проверяю готовность аудитории и студентов к уроку, отмечаю отсутствующих студентов.

II. Подготовка к проверке усвоения учебного материала

Каждый урок начинаю с вопроса о том, что студентам было непонятно при подготовке домашнего задания, что вызвало трудности и в связи с чем?

Для выработки навыков самостоятельной работы студентов с учебным материалом использую метод – самостоятельная работа студентов по составлению логической схемы по теме «Избирательное право». Одного студента вызываю к доске со своим вариантом логической схемы, у остальных бегло проверяю наличие схем.

Составление логических схем относится к наглядным методам обучения. Наглядные методы обучения способствуют усвоению учебного материала. Как правило, наглядные методы не используются отдельно от словесных и практических. Они предназначены для наглядно-чувственного знакомства с различного рода явлениями, предметами, процессами и т.д. Ознакомление происходит при помощи различных схем, как правило, схем по изученному учебному материалу. Этот метод позволяет решить двоякую задачу – научить студентов выбирать из всего массива информации самое важное и развивать логическое мышление студентов.

III. Проверка усвоения изученного материала

На данном этапе урока провожу уплотненный опрос, который позволяет использовать различные педагогические приемы и методы.

1. Защита творческих проектов по теме «Федеративное устройство России» у доски (3 студента.)

Необходимо отметить, что защита творческих проектов можно проводить различными способами: электронные презентации, таблицы, зарисовки и т.п.

Обязательно сразу оцениваю студентов, благодарю за публичное выступление у доски. Стимулирование добрым словом, пожеланиями в адрес выступающих подстегивает студентов и к дальнейшей работе на уроках.

2. Решение практических ситуаций (4 студента).

Метод практических работ (практический метод). Углубление и закрепление теоретических знаний и проверка научных выводов. Апробация научных истин и положений, всегда связанная с их практической реализацией. В студенческой практике они проводятся после изучения конкретных тем и разделов.

Метод практических работ обеспечивает углубление, закрепление и конкретизацию приобретенных знаний. Формируя способы научного анализа теоретических положений, укрепляет связь теории и практики в учебном процессе и жизни. Он вооружает студентов комплексными, интегрированными навыками и умениями, необходимыми для учебной работы, а также для выполнения различных трудовых заданий в профессиональной деятельности. Не случайно выбираю для использования этот метод, так как оно позволяет закрепить учебный материал по двум последним темам: «Федеративное устройство» и «Избирательное право».

3. Устный опрос по вопросам:

а) Понятие, признаки и принципы организации и деятельности органов государственной власти РФ;

б) Виды органов государственной власти в РФ;

в) Система органов государственной власти.

Устный опрос в данном случае индивидуальный является наиболее распространенным при проверке и оценке знаний. Сущность этого метода заключается в том, что преподаватель ставит студентам вопросы по содержанию изученного материала и побуждает их к ответам, выявляя, таким образом, качество и полноту его усвоения. При устном опросе преподаватель расчленяет изучаемый материал на отдельные смысловые единицы (части) и по каждой из них задает студентам вопросы.

Данный метод позволяет выяснить степень готовности студентов, отвечающих у доски, по конкретной теме, а так же уровень усвоения учебного материала рецензентами – студентами данной учебной группы.

4. Игра «Найди свое место» (название органов государственной власти).

Приблизить обучение к будущей профессиональной деятельности позволяют активные методы обучения, создающие благоприятные условия для развертывания творческого потенциала личности, способствующие развитию познавательного интереса к изучаемой дисциплине.

Поэтому особое внимание следует обратить на то, чтобы заинтересовать студентов, научиться выделять в предстоящей работе главное, решать любые производственные проблемы.

Одной из наиболее эффективных форм подготовки специалистов считаю деловые и ролевые игры, а так же уроки с конкретными деловыми ситуациями. Игра известна еще с древнейших времен как способ проверки знаний и умений применять их на практике.

Игры дают возможность моделировать типичные производственные ситуации, в ходе которых ее участники ведут напряженную умственную работу, коллективно ищут оптимальные решения, используя теоретические знания и собственный практический опыт.

Эта форма позволяет использовать самую древнюю форму обучения и воспитания молодого поколения методом игры. Она позволяет соединить знания из предпосылки действий в сами действия. Деловые игры, разработанные на конкретных ситуациях, вводят студентов в сферу производственной деятельности, вырабатывают у них способность к критической оценке действующего законодательства, к умению находить решение по его совершенствованию и является мощным стимулом активизации самостоятельной работы студентов по приобретению профессиональных знаний и навыков. Приобретаемые в процессе деловой игры практические навыки позволяют молодому специалисту избежать ошибок, которые возможны при переходе к самостоятельной трудовой деятельности.

Игры использую не так часто, но стараюсь, как на данном уроке применить хотя бы отдельные элементы игры. Для этого предлагаю студентам листочки бумаги с названием различных видов законодательных, исполнительных и судебных органов, а так же название главы нашего государства. Каждый ряд обозначаю как соответствующий вид органов власти, а студенты должны пересесть на тот ряд, к которому, по их мнению, принадлежит тот или иной орган государственной власти.

Студенты получают небольшую физминутку и одновременно тренирую умение определять вид органа государственной власти. Кроме того, последовательно подхожу к изучению нового учебного материала.

IV. Подведение итогов проверки

(рецензирование устных ответов студентов и выставление оценок в журнал).

V. Сообщение темы и целей урока.

Для сообщения темы урока и плана изучения нового материала включаю электронную презентацию, которую прилагаю к методической разработке. Студенты наглядно видят название темы и записывают ее в тетрадь вместе с планом изучения.

План изучения нового материала:

1. Положение Президента РФ в системе органов государственной власти. Порядок проведения выборов и вступление Президента РФ в должность.

2. Полномочия Президента РФ.

3. Порядок прекращения  полномочий Президента РФ.

VI. Изучение нового материала

(Метод – рассказ преподавателя с элементами самостоятельной работы студентов с нормами Конституции, обсуждение Послания Президента РФ Федеральному Собранию 21 апреля 2021 года по вышеуказанному плану, инсценировка на тему: «Процедура инаугурации Президента РФ»).

Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед учащимися проблемы, указать пути их решения. Они способствуют развитию абстрактного мышления студентов. Однако одностороннее использование словесных методов затрудняет усвоение материала, особенно студентами с наглядно-образной и моторной памятью, с наглядно-образным типом мышления.

Поскольку организация и сам процесс осуществления учебно-познавательной деятельности предполагают передачу, восприятие, осмысливание, запоминание учебной информации и практическое применение получаемых при этом знаний и умений, то я использую словесные методы вместе с методами наглядной передачи и зрительного восприятия учебной информации – просмотр обращения Президента РФ к Федеральному Собранию, а так же один из студентов инсценирует процедуру инаугурации Президента РФ на должность.

Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала, не прерываемое вопросами к студентам. Во время рассказа-изложения я раскрываю содержание новой темы, осуществляю изложение по определенному логически развивающемуся плану, в четкой последовательности, с вычленением главного, существенного, с применением иллюстраций и убедительных примеров.

Методом рассказа я  излагаю такой учебный материал, который несет в себе научную информацию, нуждающуюся в пояснениях, разъяснениях, так как для большинства студентов она является новой и по ней нельзя развернуть активную беседу. Преимущество отдается рассказу еще и потому, что я располагаю видеозаписями обращения Президента РФ к Федеральному Собранию, который я скопировала из интернета на официальном сайте Президента РФ.

В ходе изучения учебного материала студенты ведут краткие конспекты с помощью использования четвертой главы Конституции РФ.

VII. Закрепление изученного материала 5 минут.

(Метод –  фронтальная беседа по вопросам:

- Каково положение Президента в системе государственных органов власти?

- Какие сферы полномочий Президента вы знаете?

- Каков порядок назначения Президента РФ?

- Какие основания прекращения полномочий Президента РФ вы знаете?

Метод беседы открывает уникальные возможности для привлечения студентов к формулированию выводов и обобщений.

В целях усиления воспитательного характера обучения применяю беседу, ориентированную на формирование мировоззренческих взглядов и убеждений в области современной политики.

Чтобы возбудить у студентов интерес к новой теме применяю мотивирующие беседы, подводящие к основной теме.

Прежде всего, этот метод применяется для облегчения усвоения теоретических знаний. Опираясь на психологический принцип апперцепции, т. е. используя жизненный опыт и приобретенные ранее знания по данной дисциплине, а также межпредметные знания студентов (знания из Теории государства и права), я с помощью серии вопросов постепенно подвожу их к усвоению нового материала, закона, к осознанию практического применения знаний. Когда учебный материал имеет средний уровень сложности, а студенты - достаточный запас исходных знаний, они могут в ходе беседы высказывать собственные предположения, аргументировать их и тем самым в значительной мере самостоятельно уже не просто запоминать, а активно приобретать новые знания.

В таком случае метод беседы применяю одновременно не только для усвоения теоретических знаний, но и для развития мышления, познавательных умений и навыков студентов. Этот метод содействует, как и рассказы студентов, развитию речи, умению аргументировать, доказывать, вести дискуссию. Таковы весьма широкие развивающие возможности данного метода.

Считаю, что полезно использовать метод беседы для анализа усвоения задачи и обсуждения (например, количества властных полномочий главы государства, закрепленных в Основном законе) возможных путей ее решения и выбора из них варианта, наиболее рационального с точки зрения быстроты, краткости, экономичности и оригинальности решения.

VIII. Подведение итогов урока.

IX. Задание для самостоятельной работы студентов во внеурочное время:

- ознакомиться с гл. 4 Конституции РФ;

- учить материал лекции;

- повторить тему: «Органы государственной власти в РФ».

Домашнее задание для студентов не должно быть сложным, хотя это зависит от общего уровня подготовленности учебной группы. В каждом конкретном случае оно должно быть разумным, небольшим по объему, возможно с использованием индивидуальных заданий для отдельных студентов, которые могут дополнительно подготовить информацию по теме урока. Для чего необходимо обращать особое внимание на этот этап урока?

Правильная организация студентами самостоятельной работы - важный вопрос не только методики обучения конституционному праву в техникуме, но и других дисциплин. При этом важно понимать, какие трудности испытывают студенты при организации своей самостоятельной работы; какие виды домашних заданий являются для них наиболее трудными и требуют много времени; почему те или иные виды заданий являются трудными; что мешает студентам своевременно и правильно выполнять трудные самостоятельные задания; что может облегчить выполнение этих заданий и повысить эффективность самостоятельной работы студентов.

Приложение № 1

Ситуация № 1.

На территории республики Ингушетия Президент республики своим Указом запретил использовать русский язык в учебных заведениях республики.

Вопрос: Усматриваете ли Вы нарушения в данном нормативно-правовом акте? В чем они заключаются? Подтвердите свои доводы конституционными нормами.

Ситуация № 2.

На одном из заседаний Совета Федерации представители из Приморского края (губернатор и председатель Законодательного Собрания Приморского края) заявили о своем намерении выйти из состава РФ.

Вопрос: Возможна ли такая ситуация в федеративном государстве?

Какие конституционные нормы закрепляют право субъектов на суверенитет и свободное определение национально-государственных форм существования?

Ситуация № 3.

Из участвующих в выборах депутатов представительных органов местного самоуправления победителем явился кандидат Сергеев, который набрал 50% избирателей + 1 голос.

Вопрос: Какая избирательная технология применялась при подсчете голосов кандидатов? Назовите известные Вам виды избирательных систем.

Ситуация № 4.

Отбывающий уголовное наказание в виде лишения свободы в колонии строгого режима гражданин Петров, обратился с просьбой к администрации колонии о принятии участия в федеральных выборах Президента РФ. Администрация колонии отказала заключенному в этой просьбе.

Вопрос: Права ли администрация учреждения отбывания наказания? Свой ответ обоснуйте с помощью норм Конституции РФ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по дисциплине «Технические средства информатизации» тема: «Внутреннее устройство системного блока компьютера» для специальности 230115 «Программирование в компьютерных системах»

Методическая разработка урока по дисциплине «Технические средства информатизации» предназначена для проведения урока «Внутреннее устройство системного блока компьютера». В данной разработке раскрывают...

Методическая разработка урока по дисциплине: «Экономическая теория» на тему: «Расчет курса покупки и продажи валюты»

Учебная дисциплина: Экономическая теорияСпециальность: Экономика и бухгалтерский учет (в машиностроении)         Курс: 2Тема занятия: Расчет курса покупки ...

Методическая разработка урока по дисциплине "Техническая механика" на тему «Сопротивление усталости»

Урок на тему «Сопротивление усталости» является одним из основных в разделе. Данный раздел -  один  из базовых в дисциплине «Техническая механика». В результате изуче...

Методическая разработка урока по дисциплине "Технические измерения" на тему: "Шероховатость поверхности"

В данной публикации представлена методическая разработка урока "Шероховатость поверхности" по дисциплине "Технические измерения" для профессии 15.01.17 "Электромеханик по торг...